Территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао). Японские китайские острова

Территориальный спор между Токио и Пекином вокруг островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао), разгоревшийся после того как Япония их национализировала, до предела между странами.

Острова Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) являются предметом .

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, в Пекине напоминают, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970‑х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемымых.

Япония, ссылаясь на двусторонний трактат о торговле и границах 1855 года, претендует на четыре острова Курильской гряды ‑ Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Возвращение островов Токио поставил условием заключения мирного договора. Позиция России состоит в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно‑правовое оформление, сомнению не подлежит.

Аргентина претендует на Фолклендские (Мальвинские) острова в Южной Атлантике, которые фактически являются заморской территорией Великобритании.

Архипелаг, в который входят два крупных острова ‑ Восточный и Западный Фолкленд, а также 200 небольших островов в юго‑западной части Атлантического океана, находится примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Великобритании.

Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов начались в начале XIX века, когда на островах появились первые британские поселенцы. за Фолклендские острова начались 2 апреля 1982 года, продолжались 74 дня и закончились победой британской короны. В ходе боевых действий погибли 649 аргентинских военнослужащих, 1188 человек были ранены. Потери англичан составили 258 убитых, 777 раненых.

Аргентина потерпела поражение, но продолжает оспаривать территориальную принадлежность островов.

Парасельские острова в Южно‑Китайском море являются предметом .

Китай захватил острова в 1974 году, в настоящее время там располагается военно‑воздушная база, построенная Китаем.

Имеются примеры мирного урегулирования территориальных межгосударственных споров.

Три острова Сан‑Андрес, Провиденсиа и Санта‑Каталина в Карибском море являлись предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В декабре 2001 года Никарагуа представила заявление в Международный суд ООН о возбуждении разбирательства против Колумбии в связи со спором относительно прав на эту территорию. Никарагуа просила суд объявить, что она обладает суверенитетом над Провиденсией, Сан‑Андрес и Санта‑Каталиной.

13 декабря 2007 года Международный суд ООН . Суд ООН мотивировал свое решение тем, что эти острова определены как колумбийские в двустороннем договоре, заключенном в 1928 году.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

УДК 94:341.218(510+520)

https://doi.org/10.24158/fik.2017.5.24

студент магистратуры по программе «Дипломатия РФ и зарубежных государств» факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

У Яньбинь

студент магистратуры по программе «Мировая политика» факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ МЕЖДУ КНР И ЯПОНИЕЙ

Applicant for a Master"s Degree, Diplomacy of the Russian Federation and Foreign States Program, School of International Relations, St. Petersburg State University

Applicant for a Master"s Degree, World Politics Program, School of International Relations, St. Petersburg State University

TERRITORIAL DISPUTES BETWEEN THE PEOPLE"S REPUBLIC OF CHINA AND JAPAN

Аннотация:

В статье обсуждаются территориальные споры между Китаем и Японией - нерешенная международная проблема, создающая напряженность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Актуальность работы заключается в обращении авторов к изучению истоков проблемы и установлению вариантов ее решения. Предметом споров между названными государствами признаны вопросы проведения границ в Восточно-Китайском море, определения принадлежности островов архипелага Сен-каку (Дяоюйдао) и разработки энергоресурсов в акватории Восточно-Китайского моря.

Ключевые слова:

территориальный спор, острова Сенкаку (Дяоюй-дао), Восточно-Китайское море, энергоресурсы, Китай, Япония.

This article discusses the territorial disputes between China and Japan. They are unresolved international issue that creates tension in the Asia-Pacific region. The relevance of the paper is to examine the origins of the problem by the authors and find the options for its solution. Problems of the delimitation in the East China Sea, the territorial affiliation of the Senkaku Islands (Di-aoyu Islands) and the energy resources development in the waters of the East China Sea can be recognized as the subject of disputes between China and Japan.

territorial dispute, Senkaku Islands (Diaoyu Islands), East China Sea, energy resources, China, Japan.

Китай и Япония являются соседними государствами. На протяжении беспрерывной тысячелетней истории отношений между Японией и Китаем существовали взаимоуважение, стремление заимствовать положительный опыт в культуре, экономике, политике и других сферах. Совместное развитие стран превратило их в государства с мировым влиянием. Основным конфликтом в отношениях между Японией и Китаем всегда был вопрос о Восточно-Китайском море. Спор о территориях в Восточно-Китайском море затрагивает следующие вопросы: проведение границ между Японией и Китаем в Восточно-Китайском море, обладание правами на территории островов Сенкаку (Дяоюйдао), эксплуатация нефтяных и газовых ресурсов и развитие рыбной промышленности в территориальных водах вблизи островов Сенкаку (Дяоюйдао).

Причины и исторические предпосылки возникновения вопроса об островах Сенкаку (Дяоюйдао)

Со времен китайской династии Мин Китай и государство Рюкю находились в отношениях «вассала и сюзерена». Такого рода отношения длились вплоть до позднего периода династии Цин. Начиная с 1372 г. острова Сенкаку (Дяоюйдао) являлись обязательным пунктом посещения для титулованных дипломатических послов государств Цин и Мин во время их дипломатических визитов в государство Рюкю. Упоминания об островах Сенкаку (Дяоюйдао) появились еще в 1403 г. в книге о морских маршрутах Китая «Шуньфэн Сянлу». В 1534 г. посол государства Мин Чэнь Кан в своих заметках о визите в государство Рюкю указал некоторые детали о прохождении через острова Сенкаку (Дяоюйдао), при этом отметив, что Мигушань являются морской границей между Китаем и государством Рюкю .

Первым, у кого возник интерес к островам Сенкаку (Дяоюйдао), был японский предприниматель Кога Чэн Сиро, изначально движимый экономическими побуждениями. Позже военный статус островов Сенкаку (Дяоюйдао) привлек внимание японского правительства тоже. Еще в 1879 г., когда Рюкю стало префектурой Окинава, Кога Чэн Сиро узнал об альбатросах, обитавших на островах Сенкаку (Дяоюйдао), и захотел собирать их пух. Он направил заявление в адрес префектуры

Окинава с просьбой об аренде этих земель. Заявление Кога Чэна Сиро заставило японское правительство обратить внимание на эти острова. Кроме того, правительство Японии обнаружило, что острова Сенкаку (Дяоюйдао) имеют большое стратегическое значение в противостоянии Китаю. Но в 1885 г. Япония, проведя исследования непосредственно на месте, узнала о богатстве островов полезными ископаемыми и захотела завладеть «Ценными островами». Внешнеполитическое ведомство Японии выдвинуло предложение об отказе немедленного проведения государственных границ на островах Сенкаку (Дяоюйдао), указав в письме, что об этом не должны знать другие лица. В 1900 г. Япония согласно названиям, взятым из английских военно-морских записей, дала островам название «Сенкаку» . Этот период стал предпосылкой к тому, что в будущем США включат острова Сенкаку (Дяоюйдао) в состав префектуры Окинава и вернут их Японии.

В декабре 1943 г. представители Китая, Великобритании и США опубликовали Каирскую декларацию, в которой было заявлено, что китайские территории, ранее захваченные Японией: Маньчжурия, Тайвань, Пескадорские острова (острова Пэнху) и т. д., должны быть возвращены Китаю. Каирская декларация распределила китайские территории, захваченные Японией с 1894 г. в ходе Японо-китайской войны. Острова Дяоюй также входили в состав территории, которая была указана в Каирской декларации.

26 июля 1945 г. с целью принятия мер в ответ на военные действия Японии, а также урегулирования послевоенного политического порядка правительством Китая, США и Великобритании в рамках Потсдамской конференции была опубликована совместная Потсдамская декларация. Восьмой пункт декларации гласит: «Условия, указанные в Каирской декларации, должны быть выполнены безоговорочно, суверенное право Японии распространяется на территории островов Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и другие территории, определенные нами» . В декларации четко определены территории, входящие во владения Японии, а также отмечено, что острова, входящие в состав Японии, определяются «нами», где под словом «нами» подразумеваются страны, подписавшие данную декларацию, а именно Китай, США, Великобритания и позже присоединившийся к Потсдамской декларации СССР. В 1945 г., после объявления Японией о капитуляции, Вторая мировая война была официально признана завершенной, и со 2 февраля 1946 г. территории Японии ниже 30 градусов северной широты перешли под военное управление правительства США.

После подписания Сан-Францисского мирного договора США, исходя из необходимости, вызванной холодной войной, подписали с Японией «Договор о безопасности между Японией и США». Пятый пункт договора о взаимных гарантиях безопасности стал основным аргументом для Японии в вопросе островов Сенкаку (Дяоюйдао). По этому пункту каждая из сторон расценивает любую военную агрессию против союзника как угрозу собственной национальной безопасности и вправе действовать согласно собственным конституционным положениям. В связи с этим правительство Японии считает, что в случае возникновения конфликта между Японией и Китаем из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао) США, согласно «Договору...», будут вынуждены осуществить военное вмешательство для поддержки Японии, что в значительной степени побудило Японию занять жесткую позицию в вопросе островов Сенкаку (Дяоюйдао).

Суть споров между КНР и Японией

Восточно-Китайское море - это полузамкнутое море Тихого океана, являющееся восточным побережьем материкового Китая. В 60-х гг. Хх в. Азиатская и дальневосточная экономическая комиссия ООН выдвинула гипотезу о том, что континентальный шельф Восточно-Китайского моря - один из самых богатых районов в мире по запасам нефти и газа, а водная территория островов Сенкаку (Дяоюйдао), возможно, является вторым Ближним Востоком. Это послужило поводом обратить всеобщее внимание на нефтегазовые ресурсы морей Азиатско-Тихоокеанского региона. В октябре 1968 г. К. Эмери (К. Emery), сотрудничая с управлением военно-морской океанографии США, корейскими и тайваньскими геологами, провел исследования акватории Восточно-Китайского моря, по итогам которых в апреле 1969 г. был опубликован доклад о геологическом строении Восточно-Китайского и Желтого морей и их гидрологических особенностях . В докладе четко отмечено, что в акватории между Китаем, Тайванем и Японией существует нефтеносный район мирового масштаба. Самой благоприятной частью для образования нефтяных и газовых запасов в этом районе признан северо-восточный район Тайваня площадью 200 000 км2, где толщина отложений составляет более 2 км .

В Китае существует большой дефицит в спросе и предложении нефти и газа, что является главным фактором, сдерживающим рост экономики страны. Начиная с 1993 г. Китай стал нетто-импортером нефти. В 2003 г., обогнав Японию, он стал вторым потребителем в мире после Америки. К 2010 г. зависимость Китая от импорта нефти достигла 50 % . Председатель консультативного комитета национальной энергетической комиссии Чжан Гобао в своем выступлении на форуме по развитию Китая - 2014 заявил, что Китай стал первым в мире по производству и потреблению энергетических ресурсов. В 2011 г. зависимость Китая от импорта сырой нефти выросла до 55,7 % .

Япония является четвертым в мире потребителем энергетических ресурсов. В то же время Япония - это страна, испытывающая острый дефицит в добыче природных ресурсов. В 2011 г. потребление Японией нефти и газа составило 53,3 % и 11,2 % конечного потребления энергии, тогда как потребление угля составило всего лишь 8,4 % . Япония в основном зависит от импорта нефти, это означает, что экономическому развитию Японии грозит опасность со стороны энергетических ресурсов. Вследствие этого Япония начала осуществлять новую стратегию по расширению морских границ с целью удовлетворения спроса на энергетические ресурсы для собственного развития.

Острова Сенкаку (Дяоюйдао) занимают ключевую позицию в споре за энергетические ресурсы Восточно-Китайского моря вследствие своего особенного расположения на континентальном шельфе Восточно-Китайского моря. Острова Сенкаку (Дяоюйдао) расположены на северо-востоке Тайваня и юго-западе Окинавы, расстояние с юга до Тайваньского порта Цзилун составляет 102 миль, а с севера до административного центра Окинавы Наха - 230 миль . В состав архипелага Сенкаку (Дяоюйдао) входят несколько безымянных островов, расположенных ровно посередине континентального шельфа двух государств. В международном законодательстве острова, находящиеся в центре между двумя государствами, называются «островами на стыке». Япония с целью занять более обширную морскую территорию сделала острова Сенкаку (Дяоюйдао) ориентиром для деления границ, намереваясь поделить поровну с Китаем Восточно-Китайское море.

Законодательство о китайском континентальном шельфе берет начало от Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и решения международного суда о континентальном шельфе северных морей 1969 г. Китай, руководствуясь принципом естественной протяженности континентального шельфа, обладает правами на морскую зону, занимающую две трети всей морской территории Восточно-Китайского моря, от побережья Восточно-Китайского моря до впадины Окинавы. 15 мая 1996 г. Китай вторым пунктом решения об утверждении Конвенции ООН по морскому праву постановил: «КНР намерена устанавливать границы со странами с противолежащими или смежными побережьями путем переговоров, основываясь на международном праве и руководствуясь принципом справедливости» . Оглашенный в июне 1998 г. пункт 2 законодательства об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе КНР гласит: «Исключительной экономической зоной КНР является морской район, находящийся за пределами территориального моря КНР и прилегающий к нему, простирающийся до 200 миль от исходной линии ширины территориального моря. В случае накладывания исключительных экономических зон и континентальных шельфов КНР и соседних государств границы устанавливаются путем переговоров, основываясь на международном законодательстве, согласно принципу справедливости». Данный пункт четко определяет принцип делимитации границ континентального шельфа согласно протяженности естественного продолжения, которого придерживается Китай. Что касается делимитации границ методом срединной линии, данный метод может быть только дополнительным в согласовании границ, употребимым в случае, если соответствует принципу справедливости (равенства), но не может быть тождественным принципу справедливости (равенства).

Таким образом, основными предметами территориальных споров между Китаем и Японией являются проведение границ в Восточно-Китайском море, принадлежность островов архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), а также вопрос разработки энергоресурсов. Среди них наибольшей значимостью обладает вопрос принадлежности островов архипелага Сенкаку (Дяоюйдао). Данный территориальный спор стал причиной конфликта между Китаем и Японией, ключевым пунктом в разрешении территориальных споров между государствами. Япония, с целью занять более обширную морскую территорию, сделала острова Сенкаку (Дяоюйдао) ориентиром для проведения границ, намереваясь поделить поровну с Китаем Восточно-Китайское море. Принадлежность права на острова Сенкаку (Дяоюйдао) и делимитация границ выступают решающими моментами в разграничении территориальных вод Восточно-Китайского моря. Следовательно, спорный вопрос о островах Сенкаку (Дяоюйдао) - один из самых важных в установлении границ между Японией и Китаем в Восточно-Китайском море.

1. Records of the imperial title-conferring envoys to Ryukyu (Shi Liu Qiu Lu) [Электронный ресурс]. URL: http://www.di-aoyudao.org.cn/en/2015-01/25/content_34648851.htm (дата обращения: 08.05.2017).

2. ййш, // W±í№. 2012. ^11. м. 5-6ш = Ху Хонгян, Лю Квалин. Проблемы островов Сенкаку (Дяоюйдао) и китайско-японские отношения // Трибуна докторов. 2012. № 11. С. 5-6.

3. Заявление глав правительств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства и Китая (Потсдамская декларация) от 26 июля 1945 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.info/dokum/194_dok/1945potsdam.php (дата обращения: 08.05.2017).

4. Geological structure and some water characteristics of the East China Sea and the Yellow Sea / K.O. Emery // CCOP Technical Bulletin. 1969. Vol. 2.

5. ЦМЛ. АШЖ^йгбййёЯе^ЖЖйЯН®. 1986. = Ма Инцзю. Анализ проблемы островов Дяоюйдао и делимитации границы Восточно-Китайского моря по новым морским правам. Тайбэй, 1986. С. 15.

6. Фимшгаже®^ (2012) = Белая книга Китая по энергетической политике (2012) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/jrzg/2012-10/24/content_2250377.htm (дата обращения: 08.05.2017).

7. &ши. ФИШйяЖйА^ЯЯМаи // ШЯВШ. 2014^3н25в = Чжао Сяоана. Китай стал крупнейшей страной - производителем и потребителем энергии // NanFangRiBao. 2014. 25 марта URL: http://finance.chinanews.com/cj/2014/03-25/5989741 .shtml (дата обращения: 08.05.2017).

8. Japan: Oil, natural gas for 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iea.org/statistics/statisticssearch/re-port/?year=2011 &country=JAPAN&product=NaturalGas (дата обращения: 08.05.2017).

9. Pan Z. Sino-Japanese dispute over the Diaoyu/Senkaku Islands: the pending controversy from the Chinese perspective // Journal of Chinese Political Science. 2007. Vol. 12, no. 1. P. 71-72.

10. Фин, 2006^8н8 = Решения об утверждении Конвенции ООН по морскому праву от 8 авг. 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.china.com.cn/law/flfg/txt/2006-08/08/content_7064278.htm (дата обращения: 08.05.2017).

Территориальный спор из-за островов Сэнкаку (Дяоюйдао)

© 2013 И. Гордеева

В статье рассматривается территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), который привел к серьезному ухудшению отношений двух стран. Разбираются базисные позиции сторон по этому вопросу на основе официальных документов, а также позиция США. Ключевые слова: острова Сэнкаку (Дяоюйдао), Япония, Китай, Тайвань, США.

В последнее время вновь резко обострился территориальный спор между Японией и Китаем вокруг островов Сэнкаку (Дяоюйдао), приобретающий все более опасный и непримиримый характер. Эти острова, расположенные в Восточно-Китайском море, включают в себя пять небольших островов и три скалы, размерами от 800 кв. м до 4,32 кв. км, всего - около 7 кв. км. Находятся они примерно в 170 км от побережья Тайваня, в 170 км от самого южного острова (Исигаки) японского архипелага Нансей (Рюкю) и в 330 км от побережья материкового Китая. В спор непосредственно вовлечены Тайвань, также претендующий на суверенитет над указанными островами, и Соединенные Штаты, занимающие внешне нейтральную, но в действительности откровенно прояпонскую позицию.

Нынешние базисные позиции сторон излагаются в опубликованной Китаем 25 сентября 2012 г. Белой книге «Дяоюйдао - неотъемлемая территория Китая»»1, переиздающейся из года в год, в широко растиражированной памятке МИД Японии «Основной подход к вопросу о суверенитете над островами Сэнкаку» (последняя публикация - октябрь 2012 г.)2, в многочисленных официальных заявлениях, статьях, подборках материалов. Вопрос о Сэнкаку (Дяоюйдао) неоднократно поднимался в ходе слушаний в Конгрессе США, детальная американская позиция содержится в докладе исследовательской службы Конгресса от 25 сентября 2012 г.3

Согласно данным китайской стороны (КНР и Тайваня) - с приведением многочисленных исторических источников, карт, включая японские, острова были открыты Китаем еще в Минскую эпоху (1368-1644 гг.). Тогда же они были включены в зону береговой охраны Китая. В Цинскую эпоху (1644-1911 гг.) острова Дяоюйдао стали в административном плане частью китайской провинции Тайвань. До начала японо-китайской войны (1894-1895 гг.) права Китая на острова Дяоюйдао, каждому из которых были присвоены китайские наименования, никто, как указывается, не оспаривал.

Интерес Японии к островам стал проявляться с 1884 г. - после аннексии Японией в 1879 г. королевства Рюкю, ранее являвшегося вассалом Китая и переименованно-

Гордеева Ирина Викторовна, старший преподаватель японского языка Высшей школы экономики. E-mail: [email protected].

го после аннексии в «префектуру Окинава». По материалам Белой книги КНР, события разворачивались следующим образом. Начиная с 1884 г. Япония послала на острова несколько секретных отрядов для их обследования. Губернатор Окинавы несколько раз обращался в МИД Японии с предложением включить острова в состав префектуры Окинава. Однако японский МИД занял тогда осторожную позицию, указывая, что установка на островах знаков об их принадлежности Японии могла бы привлечь внимание и вызвать протесты со стороны цинского императорского двора. После того как в июле 1894 г. разразилась японо-китайская война и японские войска захватили в конце ноября порт Люйшунь (Порт-Артур), предрешив тем самым исход войны в свою пользу, японская сторона (этим тогда занимался министр иностранных дел М. Мунэмицу) решила, что пора действовать. 14 января 1895 г. кабинет министров Японии принял секретную резолюцию о включении упомянутых островов в состав префектуры Окинава. Островам были присвоены японские имена, однако название Сэнкаку было дано лишь в 1900 г. По условиям подписанного 17 апреля 1895 г. Симоносекского договора Китай уступил Японии Тайвань «вместе с прилегающими или принадлежащими ему островами». Конкретно назывались лишь Пескадорские острова (о-ва Пэнхуледао). Однако китайская сторона исходит из того, и постоянно подчеркивает это, что Тайвань был передан вместе с островами Дяоюйдао, входившими на тот момент в состав провинции Тайвань. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение для Китая, определяющее его дальнейшую позицию таким образом, что острова Дяоюйдао должны были быть переданы Китаю вместе с Тайванем после поражения Японии во Второй мировой войне в соответствии с ялтинскими, потсдамскими и другими решениями держав-победителей.

Что касается японской трактовки этого вопроса, то в упомянутой памятке МИД Японии она выглядит следующим образом: «Начиная с 1885 г. правительство Японии осуществляло глубокие исследования островов Сэнкаку с помощью властей префектуры Окинава и другими способами. На основании полученных данных было подтверждено, что острова Сэнкаку являются необитаемыми, нет никаких свидетельств, что они находятся под контролем Китая. Исходя из этого, правительство Японии приняло 14 января 1895 г. решение установить на островах знаки, тем самым официально включив их в состав японской территории. С тех пор острова Сэнкаку постоянно были неотъемлемой частью островов Нансей, являющихся территорией Японии. Эти острова не были ни частью Тайваня, ни частью Пескадорских островов, которые были переданы Японии Цин-ской династией Китая в соответствии со Статьей II Симоносекского договора, вступившего в силу в мае 1895 г. Соответственно, острова Сэнкаку не были включены в перечень территорий, от которых Япония отказалась по Статье II Сан-Францисского мирного договора. Острова Сэнкаку были переданы под управление администрации США как часть архипелага Нансей в соответствии со Статьей III упомянутого договора и включены в состав территории, административные права на которую были возвращены Японии в соответствии с Соглашением между Японией и Соединенными Штатами Америки относительно архипелага Рюкю и островов Дайто, подписанным 17 июня 1971 г. Изложенные факты ясно свидетельствуют о статусе островов Сэнкаку как части территории Японии. Тот факт, что Китай не представил возражений против статуса островов, как находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-Францисского мирного договора, ясно указывает на то, что Китай не рассматривал острова Сэнкаку как часть Тайваня. Только во второй половине 1970-х гг., после того как возник вопрос об освоении нефтяных месторождений на континентальном шельфе в Восточно-Китайском море, правительство Китая и власти Тайваня начали поднимать вопросы относительно островов Сэнкаку. Более того, ни один из доводов, выдвинутых правительством Китая в качестве «исторических, географических или геологических» свидетельств, не дает законных оснований, с точки зрения международного права, для подтверждения аргументов Китая относительно островов Сэнкаку»4.

Позиция Японии вызывает резко негативную реакцию Пекина. Указывается, что японское правительство хорошо осознавало, что острова Дяоюйдао отнюдь не являлись "Terra nullius" (ничейной землей), и решилось на присоединение островов, лишь нанеся военное поражение Китаю (согласно китайской Белой книге, продвижение Японии в 1885-1895 гг. к захвату островов Сэнкаку - с постоянной оглядкой на реакцию цинского императорского двора - четко зафиксировано и в дипломатических документах Японии, составленных самим японским МИД). Подчеркивается, что в своей принципиальной основе Китай никогда не отказывался от суверенитета над указанными островами, исходил и продолжает исходить из того, что они должны были быть возвращены Китаю - вместе с Тайванем - по итогам Второй мировой войны. Говорится также, что КНР, как и власти Тайваня, не была приглашена на Сан-Францисскую конференцию. В этой связи тогдашний премьер и министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай заявил 18 сентября 1951 г. от имени правительства КНР, что Сан-Францисский мирный договор является «незаконным и недействительным», китайское правительство его не признает, поскольку Китай был отстранен от участия в подготовке, формулировании и подписании Договора5. Отмечается и то обстоятельство, что первоначально при передаче островов Рюкю под управление США острова Дяоюйдао не были включены в сферу администрации. Юрисдикция американской администрации была распространена на них лишь в декабре 1953 г., что, как говорится в китайской Белой книге, встретило «твердые возражения» со стороны Китая.

17 июня 1971 г. США и Япония подписали Соглашение о возвращении Японии островов Рюкю (вместе с островами Сэнкаку). В связи с этим МИД КНР выступил 30 декабря 1971 г. с заявлением, в котором подчеркивалось: «Включение правительствами США и Японии китайских островов Дяоюйдао в состав возвращаемых Японии территорий по Соглашению о возвращении Окинавы является полностью незаконным. Это никоим образом не может изменить территориальный суверенитет КНР над островами Дяоюйдао»6. С подобным же заявлением выступили и тайваньские власти.

В сентябре 1972 г. Япония и КНР установили между собой дипломатические отношения, а 12 августа 1978 г. заключили Договор о мире и дружбе. Находясь в тот период в сложных международных обстоятельствах, китайская сторона предпочла не обострять вопрос о Дяоюйдао, хотя он и затрагивался сторонами во время переговоров. По словам заместителя премьера Госсовета Дэн Сяопина в ходе встречи в верхах с премьер-министром Т. Фукудой в октябре 1978 г., на переговорах в 1972 г. и в 1978 г. стороны договорились «отложить в сторону» решение данного вопроса. «Люди нашего поколения, - сказал Дэн Сяопин в беседе с Т. Фукудой и на пресс-конференции 25 октября 1978 г. - не обладают достаточной мудростью для урегулирования данной дискуссии, возможно следующее поколение будет мудрее нас. Тогда и будет найдено решение, с которым все бы согласились»7. В то же время, как указывается японской стороной, каких либо фактов, подтверждающих согласие Японии с предложением китайской стороны «отложить» решение вопроса или «сохранить статус-кво» в ситуации с островами Сэн-каку, «не имеется»8. Отмечается, что Т. Фукуда на указанные слова Дэн Сяопина никак не прореагировал.

ГОРДЕЕВА ИРИНА ВИКТОРОВНА - 2014 г.

  • ЯПОНО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: НА ПОРОГЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ?

    ВОДА КРИСТИНА РУДОЛЬФОВНА - 2014 г.

  • Осенью этого года вновь разгорелся территориальный конфликт между КНР и Японией из-за спорных островов Сенкаку (в китайской интерпритации – Дяоюйдао).

    Этот конфликт имеет под собой давнюю историю. В 1895 г. острова достались Японии по Симоносекскому договору, который положил конец первой китайско-японской войне. В период 1900 – 1940 гг. на островах Кубадзима и Уоцурисима существовало 2 поселения японских рыбаков, насчитывавшие в общей сложности 248 жителей. На острове Уоцуридзима также действовал завод по переработке бониты. В связи с кризисом в рыбной промышленности Японии завод закрылся и поселения были покинуты к началу 1941 г.

    В 1945 г. Япония проиграла войну и Сенкаку вместе с Окинавой оказались под юрисдикцией США. Но в 1971 г. США вернули Окинаву Японии, отдав ей и Сенкаку. КНР, как и Тайвань не выразили никаких протестов против включения этих островов в число регионов, находящихся под управлением США согласно Статье III Сан-францисского мирного договора.

    До недавнего времени архипелаг Сенкаку принадлежал частному японскому лицу, но летом 2012 г. власти Японии выкупили острова, вернув их в государственную собственность. Теперь де-юре Япония получила право разрабатывать перспективные месторождения углеводородов, обнаруженные в этом районе. Такой поворот событий привел к резкому осложнению двусторонних отношений и всплеску антияпонских и антикитайских настроений.

    Острова архипелага сами по себе не представляют экономического интереса, но они дают право на шельф и территориальные воды, богатые на рыбу. Китайские рыболовы ежегодно отлавливают в водах архипелага тысячи тонн рыбы, что не может нравиться Японии, патрульные корабли которой регулярно устраивают облавы на китайских моряков.

    Пока дело было только в рыбе, конфликт за острова находился в вялотекущей форме, но с обнаружением на шельфе приличных запасов природного газа, оцениваемых приблизительно в 200 млрд кубометров в корне изменило ситуацию, и конфликт максимально обострился. В настоящий момент добыча углеводородов на шельфе спорного архипелага не осуществляется.

    Здесь хочется заметить, что, по мнению китайской стороны, острова следует вернуть Китаю в соответствии с положениями Каирской декларации 1943 г., которая лишила Японию всех её завоёванных территорий. На этом основании КНР в 1992 г. объявила эту территорию «исконно китайской».

    В 2003 г. китайцы установили морскую платформу у морской границы с японскими водами и начали бурение. Японская сторона выразила обеспокоенность тем, что КНР может начать добычу газа из залежей, простирающихся под японской территорией.

    Весной 2004 г. в связи с задержанием Японией китайских граждан, высадившихся на острова Дяоюйдао (Сенкаку), заместитель министра иностранных дел КНР Чжан Есуй изложил позицию китайского правительства по вопросу островов Дяоюйдао: он отметил, что Дяоюйдао и смежные с ними острова являются исконной территорией КНР, что Китай обладает неоспоримым суверенным правом на эти острова, и что решимость и воля правительства и народа Китая отстаивать территориальный суверенитет страны остаются неизменными.

    В октябре 2004 г. состоялся первый раунд консультаций по проблеме газового месторождения на Сенкаку, в ходе которого стороны договорились решать все вопросы исключительно путём переговоров, не прибегая к использованию силы. В то же время Китай отверг требования японской стороны ознакомить её с планами КНР по бурению и добыче газа на Сенкаку.

    В апреле 2005 г. правительство Японии приняло решение приступить к рассмотрению заявок японских фирм о выдаче им лицензий на добычу газа на шельфе архипелага. МИД КНР охарактеризовал это решение «односторонним и провокационным», указав, что японские фирмы не могут проводить работы на территории, которую КНР считает своей. Решение Японии стало одной из причин, приведших к массовым антияпонским демонстрациям и погромам в Китае.

    В июне 2005 г. состоялся второй раунд китайско-японских консультаций. Они не принесли результатов. Китай отказался прекратить добычу газа из шельфа на границе между китайскими и японскими водами и вновь отверг просьбу японской стороны предоставить ей информацию о работах на шельфе. МИД КНР заявил, что Китай имеет «суверенное право» добывать газ в «водах, близких к побережью КНР» и не являющихся «предметом спора с Японией».

    Стороны договорились продолжить переговоры. Япония согласилась рассмотреть китайское предложение о совместной разработке месторождения. До 2010 г. Япония и Китай вели переговоры о деталях проекта, однако они были приостановлены по инициативе КНР после того, как Япония задержала китайский траулер в районе спорных островов Сенкаку (Дяоюйдао) и арестовала его капитана.

    В марте 2011 г. китайская нефтегазовая компания начала разработку газового месторождения Сиракаба /Чуньсяо/. Месторождение Сиракаба /Чуньсяо/ находится с китайской стороны от линии, по которой Япония разделяет экономические зоны двух стран, однако в Токио считают, что оно имеет доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря.

    «Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами. Любые меры, принимаемые японской стороной в акватории вблизи Дяоюйдао, являются незаконными и недействительными», - такова официальная точка зрения КНР на ситуацию вокруг островов Дяоюйда.

    В районе островов находятся залежи природного газа, которые намерен разрабатывать Китай. Однако официальный Токио утверждает, что морская граница двух государств четко разграничивает эти территории, и богатые газом районы принадлежат Японии.

    11 июля 2012 г. у побережья острова Сенкаку совершали маневры патрульные корабли китайских ВМС. В связи с этим 15 июля 2012 г. был отозван посол Японии в КНР, для проведения консультаций.

    19 августа 2012 г. в Китае прошли антияпонские демонстрации, в ряде мест закончившиеся погромами японских магазинов и автомобилей японского производства. Поводам к выступлениям послужил факт высадки на спорные острова группы японских граждан и водружение там флага Японии.

    11 сентября 2012 г. Китай в ответ на решение Японии выкупить у частных владельцев острова направил к ним два военных корабля «для защиты суверенитета». В китайском МИД пояснили, что если Япония не откажется от покупки островов Сенкаку, которые КНР считает исторически принадлежащими ей, то инцидент может грозить «серьезными последствиями». На этой же неделе начались массовые антияпонские погромы, которые привели к закрытию заводов, принадлежащих японским компаниям.

    16 сентября 2012 г. отношения Китая и Японии обострились после того, как в Китае начались массовые акции протеста против «национализации» Японией островов, которые КНР считает своей территорией. Антияпонскими демонстрациями с участием нескольких тысяч человек охвачены Шанхай, Гуанчжоу, Циндао и Чэнду.

    Позже 1000 китайских рыболовецких судов направились к находящимся под контролем Японии островам Сенкаку. В тот же день министерство иностранных дел КНР объявило, что китайское правительство готово подать часть документов относительно внешней границы континентального шельфа за пределами 200-мильной морской зоны в Восточно-Китайском море Комиссии ООН по границам континентального шельфа, созданной на основе Конвенции ООН по морскому праву.

    Два из 11 китайских военных патрульных кораблей, курсировавших вблизи островов Сенкаку, вошли в территориальные воды Японии. Причем в этот раз китайские корабли подошли к другому острову – не тому, который является предметом территориального спора между Японией и Китаем.

    Согласно сведениям Минобороны Японии, два эсминца и еще пять кораблей китайского военно-морского флота замечены в 49-ти км на юго-восток от Йонагуни, небольшого японского островка на самом западе страны.

    Стоит отметить, что китайские корабли не стали заходить в территориальные воды Японии, но находились в непосредственной близости, что побудило японских военных объявить состояние повышенной боевой готовности. За кораблями КНР и любым их дальнейшим передвижением ведется непрерывное наблюдение, как с моря, так и с воздуха, отмечают в министерстве обороны Японии.

    Несколько недель назад китайские корабли подходили к другому японскому острову Сенкаку, что вызвало новый виток напряжения между странами. Китайские корабли отошли, но как видим, ненадолго.

    КНР направил к архипелагу несколько военных патрульных кораблей, заявив на протест Японии, что находятся возле своего острова и защищают своих рыболовов, промышляющих в этих богатых на улов водах. Дело запахло войной.

    В ответ Япония совместно с США провела демонстративное учение по освобождению захваченного иностранными интервентами острова (согласно легенде). И хотя операция была не масштабной, сигнал был отправлен недвусмысленный – Япония готова к битве за архипелаг, и США будут в этой битве на стороне Японии.

    Официальный представитель МИД Китая Хон Ли предупредил Америку о недопустимости ее вмешательства в спор между КНР и Японией по вопросу принадлежности спорных островов Сенкаку.

    В заявлении МИД подчеркнуто, что Пекин «предупреждает Вашингтон от намерения занять особую позицию по вопросу определения принадлежности островов». Таким образом, внешнеполитическое ведомство ответило на комментарии высокопоставленных представителей политических кругов США, которые отметили, что «понимают мотивы, которыми руководствуется Токио, требуя уважения к своему суверенитету».

    Днем ранее министр иностранных дел Коичиро Гемба встретился в Токио с заместителем госсекретаря США Уильямом Бернсом, и объяснил американской стороне позицию Японии в отношении спорных территорий.

    Он разъяснил позицию Японии касательно островов Сенкаку высокопоставленному представителю правительства США, заявив, что вопроса о территориальном суверенитете над данными островами не существует. Япония контролирует эти острова, о своих претензиях на которые заявляют Китай и Тайвань. Однако при этом он заявил, что Япония пытается активизировать диалог с Китаем, одновременно с этим призывая эту страну действовать спокойно.

    12 октября КНР призвал Токио начать серьезный диалог по вопросу спорных островов в Восточно-Китайском море «с учетом исторического фактора и реалий». Как заявил замминистра иностранных дел КНР Цуй Тянькай на брифинге в Москве, в настоящее время стремление Японии провоцировать конфликт и не признавать существование спора вокруг островов Дяоюйдао (Сенкаку) вредит не только двусторонним отношениям, но и самой Японии.

    Как видим ситуация обостряется. Она может еще больше обостриться из-за вмешательства США. Как известно Япония и Соединенные Штаты связаны договором о совместной обороне который фактически передает оборону японских островов США. В госдепе уже заявили, что США считают эти острова территорией, которую должны совместно защищать Япония и Соединенные Штаты. Такое мнение высказали представители госдепартамента на переговорах с находившимся в США с визитом директором департамента Азиатско-Тихоокеанский региона МИД Японии. Проведение совместных японо-американских учений в районе спорных островов тому подтверждение. Однако в США не довольны эскалацией конфликта. Они уже предупредили обе стороны конфликта, что не будут вмешиваться и принимать чью-либо сторону, указали, что Пекин и Токио должны сами разрешить ситуацию.

    Не имея в своем регионе близких партнеров, Япония по-прежнему рассчитывает на Америку как на гаранта мира. Сейчас она стремится узнать, означает ли перенос усилий и внимания Вашингтона на Азию снижение его внимания к потребностям безопасности Японии. В этих условиях Токио просто необходим американо-японский альянс. Однако Вашингтон, не смотря на то, что сохраняет на территории Японии свои военные базы, старается держаться в стороне от споров Токио с соседями, и особенно по поводу Сенкаку.

    Однако можно допустить, что Вашингтон заинтересован в том, чтобы сохранить эти острова за Японией. Поскольку Китай успешно превратился во вторую экономику мира, что фактически нарушает традиционный баланс сил Дальневосточного региона, в котором доминировали США и Япония. Недаром Вашингтон заявил о намерении разместить 60% сил ВМФ в АТР. Это единственный район, где функционируют два флота США - 3-ий и 7-ой. Американцы поэтапно начали восполнять утраченные позиции: Филиппины, Таиланд, Вьетнам.

    Вместе с тем, в ситуации с островами США зовет стороны к мирному поиску решения. Японские официальные лица уже продемонстрировали готовность сбавить накал страстей, заявив, что их резкие комментарии неверно поняли. Китайцы пока этого не сделали. Вместе с тем китайцы прекрасно понимают, что развитие конфликта непременно используют США, чтобы ослабить своего главного конкурента в лице КНР.

    Однако для самих США ситуация усложняется еще и тем, что на острова претендует Тайвань, тоже давний и необходимый для них геополитический союзник в АТР. Потому и главной задачей американской политики является передача решения вопроса о принадлежности Сенкаку на рассмотрение ООН.

    Таким образом, вывод можно сделать однозначный: военный конфликт между Японией и КНР маловероятен пока за спиной Японии стоят США. Китай сейчас не готов встать на путь военной конфронтацию.

    Я полагаю, что этот вопрос будет решаться на поле экономической войны и передачи дела в международный суд ООН. А вот какое решение он примет зависит во многом от позиции США, которые давно превратили эту международную организацию в свою вотчину. Иванов А.Ю. — «Проблема острова Ноктундо в средствах массовой информации Южной Кореи»

    Прежде чем переходить непосредственно к истории развития конфликта вокруг островов Сенкаку, необходимо дать краткую справку об этих территориях, их географическом расположении, наличии ископаемых ресурсов и месте в Азиатско-тихоокеанском регионе.

    Группа островов Сенкаку (японский вариант названия) или Дяоюйдао (китайский вариант названия) располагается в Восточно-Китайском море и состоит из пяти необитаемых островов и трех скал, включающих в себя Уоцури, Китакодзима, Минамикодзима, Куба, Таи?се?, Окинокитаива, Окиноминамиива и Тобисэ. Острова расположены примерно в 170 км к востоку от Тайваня, в 200 милях от материковой части Китая и в 170 км от Окинавы. Самый большой остров - Уоцури, площадь которого составляет 3,6 кв. км. Самым маленьким по площади является остров Окиноминамиива - 0.01 кв. км Министерство иностранных дел Японии. Острова Сэнкаку, 2012. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/APP/SenkakuIslands_20121129NEW_rus.pdf. Географически, острова являются частью континентального шельфа Тайваня «The Times». Universal Atlas of the world, 1985. P. 76. , и глубина моря между Китаем, Тайванем и островами не превышает 200 метров.

    В настоящее время Япония осуществляет административный контроль над островами, но тайваньские власти и правительство КНР оспаривают это право Японии.

    Острова не обладают запасами пресной воды, там мало растительных ресурсов, прибрежные территории островов богаты рыбой. В настоящее время, в связи с крупным выловом рыбы, происходит истощение рыбных запасов David G Muller Jr. China as a maritime Power, 1983. P. 191..

    В 1968 году в рамках экспедиции под эгидой ООН было обнаружено, что континентальный шельф между Японией и Тайванем является, возможно, одним из самых богатых месторождений нефти и газа в Азиатско-тихоокеанском регионе David G Muller Jr. Op. cit. P. 196..

    Таким образом, потенциальное наличие огромных запасов нефти и газа, так необходимых развивающемуся Китаю и страдающей от нехватки ресурсов Японии, становится впоследствии основной причиной эскалации конфликта и роста экономического интереса к островам.

    Стратегическое значение островов объясняется их близким расположением к важным для обеих сторон морским путям. Для Китая это самая северно-восточная точка в Восточно-Китайском море, для Японии - юго-западная. Поставки сырой нефти из Ближнего Востока в Японию проходят через этот район. Более того, учитывая выгодное положение островов, страна, обладающая суверенитетом над этими территориями, получает возможность «наблюдать» за территорией соседнего государства. Следовательно, стратегическая важность островов играет не менее важную роль, чем экономическая.