Крупнейшие угоны самолетов. Пять самых дерзких воздушных захватов Самолет захваченный террористами летавший 3 дня

Россиян среди них нет, сообщило посольство РФ на Кипре. В МИД РФ подтвердили эту информацию. "Внимательно следим за развитием ситуации, находимся в контакте с властями Кипра и Египта", - отметили в ДИП МИД РФ.

В числе пассажиров находятся 10 граждан США и восемь подданных Великобритании, передает телеканал "Аль-Арабия".

Угонщик самолета разрешил пассажирам-египтянам покинуть самолет, сообщил телеканал "Аль-Арабия", в частности, преступник позволил выйти женщинам и детям. По данным телеканала ERT-1, угонщик выпустил из самолета примерно 50 пассажиров.

Кто угнал самолет

Самолет был захвачен одним человеком, сообщает Reuters. По данным новостного портала "Аль-Баваба", самолет был угнан террористом, вооруженным поясом смертника. О национальности боевика информация пока не поступала.

Угонщик самолета пригрозил взорвать пояс смертника, заявили источники в аэропорту Бург аль-Араб, откуда утром вылетел лайнер. Капитан самолета успел связаться с диспетчерами и сообщить, что самолет похищен. При этом, по их словам, похититель потребовал направить самолет в Ларнаку.

Согласно сообщению новостного портала "Аль-Яум ас-Сабиа" со ссылкой на источники в воздушной гавани Каира, диспетчерская служба Египта потеряла связь с А320 сразу после взлета.

Самые «выдающиеся» случаи. Пусть часть из них и закончились не совсем удачно, но самолёт, как факт, был угнан успешно.

7. Ан-24, СССР – Турция. 1970

Об этом угоне, кстати, был снят фильм («Абитуриентка», 1973). Литовцы, отец и сын Бразинскасы, с обрезом и ручной гранатой совершили первый в истории СССР успешный захват самолета. История омрачается гибелью 19-летней стюардессы Нади Курченко: террористы передали ей записку с требованием, она подняла тревогу, побежала в кабину пилотов, и была убита выстрелом в спину.

Самолет в итоге сел в Трабзоне, пиратов арестовали, но не выдали СССР. Через два года они вышли по амнистии, улетели в Венесуэлу, оттуда в Канаду, пытались попасть в США, снова были арестованы, но затем освобождены, им даже разрешили пожить в США. Кончилось все вообще как у Шекспира: старенького папу, подрабатывавшего нелегальной торговлей оружием, убил его соучастник-сын, размозжив ему голову гантелей. Не сошлись характерами.

6. Ту-154, СССР – Пакистан. 1990

А эта история, кажется, частично вошла в сценарий фильма «Воздушная тюрьма». Пятнадцать заключенных перевозили из Нерюнгри в Якутск. Подкупив охранника, друзья с воли передали в самолет обрез. Роль бомбы сыграл кусок мыла. Борт совершил посадку сначала в самом Нерюнгри, потом в Красноярске, наконец, в Ташкенте. Там часть заключенных, у которых были не тяжкие статьи, все-таки решила сдаться. Остальные отправились в Пакистан.

В Карачи угонщиков приговорили к смертной казни. Еще до исполнения двое из них повесились, другой умер от теплового удара в тюрьме. Остальным (их осталось к тому моменту восемь) заменили казнь на пожизненное, а в 1998 году амнистировали. Шестеро россиян отправились досиживать в Якутск, двое украинцев остались в Пакистане, где живут до сих пор.

5. Ту-134, Азербайджан – Норвегия. 1993

Трое пиратов, из которых, кажется, двое были иранцы, а один – гражданин Азербайджана (источники противоречат друг другу на этот счет), угнали самолет, летевший из Баку в Пермь с 50 пассажирами на борту. С гранатой и бомбой, которые впоследствии оказались муляжами, они заставили пилота лететь в Осло, где благополучно совершили посадку, отпустили всех и сдались местным властям.

Дальше, неожиданно для Ирана, Азербайджана и России, случился настоящий евросодом: преступников не выдали, оставили в Норвегии и даже выпустили из тюрьмы, а потом долго думали, дать ли им политическое убежище. Одного в 2004 году все-таки отправили в Азербайджан, а двоих иранцев оставили. Сейчас у них все хорошо.

4. Ту-154, Россия – Турция. 1991

Этот угон совершил главный авантюрист и террорист на постсоветском пространстве Шамиль Басаев. Поучаствовав в обороне Белого дома в августе 1991 года, Басаев попытался стать президентом Чечни, но проиграл Джохару Дудаеву, а потом – то ли чтобы набрать вес в глазах будущих спонсоров войны, то ли действительно «в знак протеста против введения в Чечне чрезвычайного положения», – в ноябре ни с того ни с сего угнал самолет.

Ту-154 улетел из Минеральных Вод в Турцию, там Басаев и его подельники сдались, их немного помариновали в местной тюрьме и вернули обратно в Чечню, где Басаев снова стал офицером в армии Дудаева. Как ни в чем не бывало.

3. 09/11

Об 11 сентября 2001 года написано столько всего и столько раз, что можно обойтись без увлекательных подробностей. Всего 19 террористов захватили 4 самолета. Два они направили в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, один – в здание Пентагона в Вашингтоне, а еще один должен был, судя по всему, упасть на Белый дом, но благодаря действиям пассажиров и экипажа упал в безлюдном поле в Пенсильвании.

2. Почтовый самолет. Мексика, 1929

Это первый случай угона в истории авиации в принципе. Правда, многие оспаривают подлинность события, потому что знаем мы о нем только от одного человека – пилота, причем рассказал он ее только спустя 40 лет после самого события. Недоверие также вызывает имя самого знаменитого бандита Мексики – Панчо Вилья, – фигурирующее в истории.

Зато это красиво. Американский пилот мексиканской почтовой компании Transportes Aeras Transcontinentales по имени Джей Говард «Док» Деселлес должен был везти груз в Гвадалахару. На аэродроме в самолет зашел один из последних выживших подручных Панчо Вильи, «генерал» Сатурниньо Седильо с вооруженными людьми, и потребовал лететь по маршруту, согласно его устным указаниям, без карты. Деселлес приземлился в безлюдном районе на какой-то дороге, его держали несколько часов в плену, а потом отпустили вместе с самолетом.

1. Boeing 727. США, 1971

Это, безусловно, чемпион среди угонов. Некто, представившийся Д.Б. Купером (как он выглядел, мы до сих пор знаем только по портрету полицейского художника, составленному со слов пассажиров), в День благодарения летевший рейсом из Портленда, штат Орегон, в Сиэтл, передал стюардессе записку. Требования его были просты: выкуп $200 тысяч в 20-долларовых купюрах, 2 парашюта, дозаправка и вылет из Сиэтла. Для убедительности он даже показал стюардессе портфель с бомбой.

Бомбу признали настоящей, после посадки требования были выполнены: при погашенных в салоне огнях, на дальней рулежной дорожке одинокий сотрудник аэропорта принес деньги и парашюты. Купер выпустил всех пассажиров (36 человек) и одну из стюардесс, самолет заправили, и он снова поднялся в воздух.

Через некоторое время после взлета Купер открыл хвостовую дверь самолета и выпрыгнул. С тех пор его больше никто не видел: ни самого угонщика, ни его тело, ни парашют, ни сумку с деньгами так и не нашли. Правда, в 1980 году на берегу реки кто-то обнаружил пачку 20-долларовых банкнот: серийные номера совпали с теми, что были в выкупе, и многие считают, что Купер все-таки погиб. Но мы верим в лучшее.

От себя бы хотел добавить, что, во-первых, вам просто необходимо почитать историю про загадочного Д. Б. Купера , потому что это интересно. А во-вторых, после трагедии 09/11 были введены радикальные меры по защите от терактов на борту самолёта. К ним относятся даже бронированные двери в кабине пилота. Поэтому после 2001 «успешных» угонов не было.

В связи с угоном пассажирского самолета Airbus A320 компании EgyptAir, приземлившегося в кипрском аэропорту Ларнака, «Лента.ру» вспомнила наиболее громкие подобные случаи, произошедшие за последние два десятка лет. Среди них были и личные трагедии, и трагикомедии, но был и настоящий терроризм.

17 февраля 2014 года . На рейсе Аддис-Абеба - Рим - Милан второй пилот лайнера Boeing 767 авиакомпании Ethiopian Airlines, дождавшись, когда командир покинет кабину, заперся в ней и угнал самолет в Женеву. На борту, помимо него, находились 193 пассажира и 8 членов экипажа. Оказавшись над городом, он связался с властями и запросил политического убежища. Самолет сел, имея на борту десятиминутный запас топлива, угонщик сдался властям и получил 20 лет тюрьмы.

19 апреля 2009 года. Boeing 737 канадской авиакомпании CanJet был захвачен перед вылетом из аэропорта ямайского города Монтего-Бей вооруженным пассажиром, который пронес на борт пистолет. В самолете находились 182 человека. Захватчик потребовал лететь на Кубу. После нескольких часов переговоров он отпустил пассажиров, но продолжил удерживать членов экипажа. Ямайский спецназ взял самолет штурмом. Никто не пострадал.

11 сентября 2001 года. Самый крупный случай угона самолетов в истории гражданской авиации. Четыре лайнера авиакомпаний United Airlines и American Airlines были захвачены террористами, связанными с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ). Два из них протаранили башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, один врезался в здание Пентагона, еще один упал в Пенсильвании после того, как пассажиры попытались взломать дверь в кабину пилотов, где заперлись угонщики.

Фото: Констанин Крымский; Валентин Кузьмин / ТАСС

15 марта 2001 года. Лайнер Ту-154 авиакомпании «Внуковские авиалинии», летевший из Стамбула в Москву, был захвачен тремя чеченцами, потребовавшими лететь в Саудовскую Аравию. На борту находились 174 человека. После посадки в Медине для дозаправки планы террористов изменились: они решили лететь в Афганистан, однако потом начали угрожать взорвать самолет. Саудовские спецслужбы взяли самолет штурмом, в результате чего были убит один из террористов, пассажир (гражданин Турции) и бортпроводница Юлия Фомина.

25 мая 2000 года. Рейс авиакомпании Philippine Airlines (самолет A330) из Давао в Манилу незадолго до посадки был захвачен мужчиной, вооруженным гранатой и пистолетом. На борту находились 278 человек и 13 членов экипажа. Захватчик приказал пассажирам сложить ценности в сумку, после чего потребовал от пилотов снизиться и открыть люк, чтобы он мог выпрыгнуть на самодельном парашюте. В последний момент грабитель запаниковал, и его выпихнул из люка бортпроводник, самолет в этот момент был на высоте 1800 метров. Тело незадачливого разбойника было найдено три дня спустя в 70 километрах от Манилы.

24 декабря 1999 года. Авиалайнер A300 компании Indian Airlines, летевший из Катманду в Дели со 176 пассажирами и 15 членами экипажа на борту, был захвачен членами пакистанской экстремистской группы «Харакат уль-Муджахидин». Террористы сперва угнали самолет в индийский Амритсар, оттуда перелетели в пакистанский Лахор, далее в Дубай (где выпустили 27 пассажиров) и, наконец, прибыли в афганский Кандагар. Заложники были освобождены, правительство талибов дало захватчикам 10 часов на то, чтобы покинуть Афганистан.

23 июля 1999 года. Захват лайнера Boeing 747 авиакомпании All Nippon Airways, на борту которого находились 503 пассажира и 14 членов экипажа. Через 25 минут после вылета из Токио вооруженный кухонным ножом пассажир проник в кабину. Командир корабля успел сообщить по радио о захвате, после чего был убит ударом ножа. Захватчик попытался управлять самолетом, но был скручен остальными членами экипажа. Самолет вернулся в Токио. По итогам расследования выяснилось, что 29-летний захватчик находился под действием сильной дозы антидепрессантов и намеревался пролететь на самолете под Радужным мостом через Токийский залив.

3 сентября 1996 года. Ту-154 болгарской авиакомпании Hemus Air со 150 пассажирами и 8 членами экипажа был захвачен на пути из Бейрута в Варну. Угонщик самолета (палестинец) приказал лететь в Норвегию, после посадки в Осло сдался властям и попросил политического убежища. На суде он объявил себя безумным, однако все равно получил четыре года тюрьмы, после чего был выслан обратно в Ливан.

24 декабря 1994 года. Угон лайнера A300 авиакомпании Air France (на борту 220 пассажиров и 12 членов экипажа), летевшего из Алжира в Марсель. Самолет захватили четверо террористов из «Вооруженной исламской группы» (группировки радикалов, боровшихся с центральным правительством Алжира). Террористы намеревались протаранить на самолете Эйфелеву башню в Париже. Захваченный самолет вылетел из Алжира вечером 25 декабря, а 26 декабря приземлился в Марселе для дозаправки, после чего был взят штурмом. Погибли три пассажира (они были убиты еще в Алжире) и все четверо террористов.

От взрыва над Локерби и атак на башни-близнецы до катастрофы над Синаем

Глава ФСБ России Александр Бортников накануне заявил, что российский лайнер А321 разбился на Синайском полуострове в результате теракта . По его словам, эксперты нашли на обломках лайнера и в багаже следы взрывчатых веществ. «Реальное время» вспомнило самые громкие произошедшие теракты на авиалайнерах.

Рейс 011 American Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с северной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета пять членов террористической организации «Аль-Каида» выломали дверь в кабину экипажа, убили обоих пилотов и захватили управление самолетом. Один из террористов, египтянин Мухаммед Атта, являясь лицензированным коммерческим пилотом, взял на себя управление самолетом.

Спустя примерно полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-им и 99-ым этажами. Погибли 92 человека в самолете и 1 366 – в здании в результате столкновения, пожара и разрушения башни.

Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77 и 85 этажами. Фото ap.org

Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании United Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Сценарий авиакатастрофы аналогичен рейсу 011 American Airlines: спустя полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Среди террористов был один пилот – гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи, который и управлял воздушным судном.

Спустя полчаса после захвата Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-ым и 85-ым этажами. На борту погибли 65 человек, 637 – в здании Всемирного торгового центра.

Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)

Boeing 747 выполнял регулярный рейс по маршруту Монреаль - Лондон - Дели - Бомбей. Когда самолет пролетал над океаном в 70 км от города Корк на юго-западе Ирландии, в переднем грузовом отсеке произошел взрыв, в результате которого оторвался хвост и самолет разрушился.

В теракте были обвинены сикхские сепаратисты – Аммана и Лал Сингх, зарегистрировавшиеся на рейс, но не летевшие на нем. Террористы также подозревались в попытке покушения на премьер-министра Индии Раджива Ганди во время его визита в США.

В результате взрыва погибли 329 человек.

В результате катастрофы над Локерби погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле. Фото Greg Bos (r euters.com)

Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)

Boeing 747 совершал регулярный рейс по маршруту Лондон - Нью-Йорк. Спустя час после вылета из Лондона в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате носовая часть самолета оторвалась, а при падении воздушного судна загорелось топливо. Огонь уничтожил несколько жилых домов. В результате катастрофы погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле.

По результатам расследования, взрывное устройство находилось в чемодане, следовавшем из Франкфурта без пассажира. Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев – Али Махмеда Аль-Меграхи и Ламина Халифа Фимаха. Аль-Меграхи являлся начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте, а также сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из соратников Муаммара Каддафи, лидера Ливии.

Рейс 9268 Metrojet («Когалымавиа»), 31 октября 2015 года (катастрофа над Синайским полуостровом)

Airbus A321 выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург для туроператора Brisco. Через 23 минуты после вылета связь с экипажем была потеряна, а самолет пропал с экранов радаров.

Обломки самолета были обнаружены около египетского города Нехель. Погибли 217 человек.

17 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что Airbus разбился в результате теракта – об этом свидетельствуют следы взрывчатых веществ на обломках лайнера и в багаже.

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании. Фото minnesota.publicradio.org

Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)

Третий самолет, захваченный во время терактов в США 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Вашингтона в Лос-Анджелес. Захват проходил по тому же сценарию, что и захват самолетов, столкнувшихся со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: пять террористов, один из которых прошел подготовку пилотов (Хени Хенджор из Саудовской Аравии).

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании.

Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)

McDonnell Douglas DC-10-30 выполнял регулярный рейс по маршруту Браззавиль - Нджамена - Париж. Самолет совершил промежуточную посадку в Нджамене (Чад) и пропал в 14:30, на пути в Париж.

Следующим утром в пустыне Тенере, около нигерийского города Бильма, были обнаружены обломки судна. Погибли 170 человек.

Впоследствии выяснилось, что в 13:59 в грузовом отсеке взорвалась бомба, в результате чего самолет развалился на несколько частей. Бомба была заложена в аэропорту Браззавиля (Республика Конго). В ходе дальнейшего расследования было установлено, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду во время чадско-ливийского конфликта.

Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рухнул в Каменском районе Ростовской области. Фото avia.pro

Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года (взрыв над Ростовской областью)

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс между московским аэропортом Домодедово и Сочи. Во время пролета над Ростовской областью 37-летняя террористка-смертница Сацита Джебирханова привела в действие взрывное устройство. В результате взрыва в хвостовой части образовалась дыра, и та оторвалась. Самолет рухнул в Каменском районе Ростовской области. Погибли 46 человек.

Это – второй из взрывов самолетов, произошедших в этот день в рамках одного теракта. Ответственность за теракт на себя взяла террористическая организация «Бригады Исламбули». Впоследствии ответственность также взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)

Четвертый самолет, захваченный во время терактов 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Ньюарка (Нью-Джерси) в Сан-Франциско.

Захваченный по «стандартному» для того дня сценарию, самолет под управлением одного из террористов – Зияда Джарраха – взял курс на Вашингтон через 46 минут после взлета.

В отличие от других самолетов 11 сентября, пассажиры рейса попытались взять под свой контроль управление судном. Они предпринимали попытки ворваться в кабину пилотов, захваченную террористами. Однако Джаррах, управлявший лайнером, успел раньше ввести Boeing в штопор. Самолет врезался в поле в 20 минутах полета от столицы США.

Погибли 44 человека.

Над территорией Тульской области 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство. Фото Светланы Елисеевой (tass.ru)

Рейс 1303 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», 24 августа 2004 года (взрыв над Тульской областью)

Самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» выполнял рейс из московского аэропорта Домодедово в волгоградский аэропорт Гумрак. Спустя 15 минут после вылета, находясь над территорией Тульской области, 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство.

Самолет развалился на две части и упал около населенного пункта в Кимовском районе Тульской области. Погибли 43 человека.

Взрыв на борту рейса 1047, упавшего в Ростовской области, произошел одновременно с этим. Ответственность за оба теракта взяли на себя «Бригады Исламбули» и Шамиль Басаев.

Спустя неделю, 31 августа, произошел взрыв у станции метро «Рижская» в Москве, в результате которого погибло 10 человек и 33 получили ранения. 1 сентября начался захват заложников в школе в Беслане, в результате которого погибли 333 человека.

Максим Матвеев

Первый, получивший широкую огласку случай угона самолёта в СССР произошел 15 октября 1970 года. Отец и сын Бразинскасы захватили самолёт «Аэрофлота» Ан-24. Они убили бортповодницу Надежду Курченко и принудили экипаж к посадке в Трабзоне (Турция).
Угон Ан-24
15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми-Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы.
Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас, который, кстати, имел судимость, вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью.

Стюардесса Надежда Курченко
19-летняя стюардесса Надежда Курченко закричала «Нападение», но была убита выстрелом в сердце. Позже Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного Знамени, ее именем называли улицы и школы.

Мемориал Надежды Курченко
Бандиты ворвались к пилотам и и начали стрелять в разные стороны.
- Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам, - рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. - Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди. (...) Самолёт кидало влево-вправо - летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.
Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули. Одна из пуль перебила командиру экипажа позвоночник, в результате ему парализовало ноги. Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.


Штурман получил ранения в легкое, руку, плечо. Раненые члены экипажа были вынуждены посадить самолет в турецком Трабзоне.
Георгий Чахракия - Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», - А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы - самим погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека, включая семнадцать женщин и одного ребенка.
Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.
В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Угонщики были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США.


Альгирдис (крайний слева) и Пранас (крайний справа) Бразинскасы
В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.
Захват Ту-134 в Уфе
20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту города Уфы был произведен захват самолета Ту-154. Все террористы служили в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе.
Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в действие при захвате террористами самолёта, поэтому они были уверены в том, что смогут угнать самолёт за границу. Дезертиры захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они проехали до поста ГАИ. Остановившись невдалеке от него, они поняли, что проехать его им не удастся.
Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним «УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить задуманное.


Сергей Ягмурджи (справа) на следственном эксперименте
Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на территорию лётного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолёт «Ту-134», следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолёта, они объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.
Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое к самолёту прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших дозах.


Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит наповал. Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи. Впоследствии ему её ампутировали. Вся операция по освобождению самолёта заняла не более шести секунд.
По делу были арестованы шесть человек, в том числе Коновал, Ягмурджи и четверо солдат за укрывательство преступления. Военный трибунал приговорил оставшегося без одной ноги Сергея Ягмурджи к высшей мере наказания - расстрелу. Коновал, как не принимавший участия в захвате самолёта, получил 10 лет лишения свободы.
Остальные четверо были приговорены к различным срокам лишения свободы от 2 до 6 лет.
Угон истребителя МиГ-29 в Турцию
В ночь на 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного.


В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них.
После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок.


Александр Зуев. Аэропорт Трабзона. Первые минуты на чужой земле
Зуев угнал самолёт в Трабзон (Турция). В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США. Позднее он был консультантом ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне».


На память о «Буре в пустыне»: американские военные летчики Ник Монгилло и Чак МакГилл со своим главным тактическим консультантом Зуевым.
Угон Миг-25
6 сентября 1976 года советский лётчик-перебежчик угнал перехватчик «Миг-25», на котором он перелетел в Японию. Позже он получил политическое убежище в США.

Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. Позже самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США.


Советский истребитель МиГ-25 сразу после посадки «вне расписания» в аэропорту Хакодате. Человек рядом с самолетом - пилот, ст.лейтенант В.И.Беленко.
Однако есть и другая версия, по которой предатель таковым не являлся. Он просто вынужден был совершить посадку в Японии. Очевидцы говорят о том, что лейтенант стрелял в воздух из пистолета, не подпуская никого к машине и требуя зачехлить ее. Однако проведенное расследование учитывало и поведение летчика в быту, и манеру его полета.

Снимок с воздуха. Самолет выкатился за полосу примерно на 200 метров, т.к. Беленко посадил его уже на середину полосы. Хорошо видна тормозная колея самолета.
Вывод был однозначен - посадка на территории вражеского государства была умышленной. Сам Беленко оказался без ума от жизни в Америке, ему даже кошачьи консервы показались вкуснее тех, что продавались у него на Родине.
Из официальных заявлений трудно оценить последствия того побега, морально-политический урон можно не учитывать, а вот материальный ущерб оценивался в 2 миллиарда рублей. Ведь в СССР пришлось спешно менять всю аппаратуру системы распознавания «свой-чужой».


Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.
Семья Овечкиных
8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский самолет. Семья состояла из семи братьев: музыкантов джаз-банда «Семь Симеонов», их матери и сестер.


Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в Лондон. Экипаж убедил угонщиков, что нужна дозаправка самолета. На самом деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской области.


Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они расстреляли бортпроводницу. В это время группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив покончить с собой, братья взорвали бомбу, но от взрыва которой погиб только один из братьев.


Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.
6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи - Игорем и Ольгой Овечкиными, потому что только они по возрасту подлежали уголовной ответственности. Выяснилось, что Ольга была против угона и до последнего пыталась его предотвратить. Ей дали 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении родила дочь.


Ольга Овечкина на суде
Суда избежала только Людмила Овечкина, так как она задолго до захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала. Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку, несмотря на то, что у неё было трое собственных детей.

В 1999 году по мотивам истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама». Были изменены фамилии действующих лиц (вместо Овечкиных - Юрьевы), название ансамбля (вместо «Семь Симеонов» - «Весёлая семейка»), количество детей, существенные обстоятельства захвата самолёта и проведения штурма. В целом, сюжет киноленты имеет отдалённое отношение к реальности.
Овечкиным фильм не понравился.
Угон самолета Ту-154 в Пакистан
19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154 заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри. Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан.
15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно». Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла.


Заключенные захватили в заложники пассажиров и 3 милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие.
Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте. Четверо угонщиков, имевших нетяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться властям и остаться в СССР.
20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11 террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два заключенных повесились в тюрьме, один скончались от теплового удара.
В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение. Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана.
Двое уроженцев Украины остались в Пакистане. 6 угонщиков были выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор - 15 лет лишения свободы.