Суши, шансон и водка: чем живет Сахалин и зачем туда ехать. Путеводитель по Сахалину: авиабилеты, места, вопросы об икре Когда лучше поехать на сахалин

Лучшее время для посещения острова - июнь-сентябрь. В это время здесь устанавливается относительно тёплая погода. Правда, за прогнозом надо смотреть постоянно. Если с утра на Сахалине солнце, это ещё не значит, что к вечеру область не накроет какой-нибудь тропический тайфун. Именно из-за непредсказуемости погоды сложно заранее планировать, например, морские путешествия. Надо сказать, что и без них Сахалину есть чем удивить своих гостей.

Как добраться

На остров можно прилететь на самолёте - такой способ путешествия выбирают 99% туристов. Но если вы располагаете большим количеством времени, попробуйте добраться до него как каторжане или великий писатель Антон Павлович Чехов - по морю. Из порта Ванино (Хабаровский край) до Холмска (Сахалинская область) налажено регулярное паромное сообщение. Стоимость билета для проезда в общей каюте составляет 759 рублей. В восьмиместной каюте - 1 337 рублей, каюте-люкс - 4 258 рублей. Прокатиться на пароме от материка до Сахалина само по себе тоже приключение, но это ещё не знакомство с островом. Главные открытия ждут гостей края, которые отважатся посетить область.

Вид на Южно-Сахалинск. Фото: VladimirE / Shutterstock

Южно-Сахалинск и окрестности

Сахалин - самый большой остров России, протяжённость его свыше 900 километров. Объехать всю область за короткий отпуск нереально, но посетить главные его достопримечательности вполне можно.

Практически любое путешествие на Сахалин начинается с прилёта в аэропорт областного центра. Южная часть острова в начале прошлого века по итогам русско-японской войны отошла к государству-победителю. Здесь появилась префектура Карафуто, которая просуществовала до окончания Второй Мировой войны. В городе сохранилось единственное здание времён японской оккупации, построенное в традиционном японском архитектурном стиле «тэйкан-дзукури» («императорская корона»), в нём сегодня краеведческий музей (Коммунистический проспект, 29 ).

Кроме того, стоит посетить музей Медведя (Детская, 7 ). Медведь для островных аборигенов - культовый зверь. Нивхи и айны специально подбирали медвежат и выращивали их. Сегодня встретить косолапого на Сахалине нетрудно, звери часто выходят на нерестовые реки во время хода лососёвых и даже навещают городские свалки. Однако искать встречи с этим представителем дикой фауны нежелательно: у мишки вспыльчивый и непредсказуемый характер. Сами сахалинцы обычно избегают встреч с хозяином тайги.

Для любителей пешеходных прогулок можно рекомендовать поход к памятнику природы – останцу «Лягушка», к нему оборудована экологическая тропа в окрестностях областного центра. Маршрут начинается от посёлка Весточка. До него можно добраться на маршрутном автобусе №174 «Южно‐Сахалинск - Охотское», отправляющемся из областного центра в 8:30, 13:30 и 18:40.

Любителей рыбалки, приехавших на Сахалин в июле-августе-сентябре, ожидает лов горбуши и кеты. В нескольких десятках километров от Южно-Сахалинска у посёлка Охотское (залив Мордвинова) организована рыбалка на удочку. Покупаешь лицензию и пытаешь своё рыбацкое счастье. Стоимость одного «хвоста» 100 рублей, по одной лицензии можно поймать 5 рыбин. Как правило, в хорошую погоду никто без улова не остаётся. Тут же на берегу разводят костер, варят настоящую уху, а кому повезёт поймать самку может приготовить икру-«пятиминутку». Фотографии того, как ложкой едят деликатесы на Сахалине, - не фотошоп.

В непосредственной близости от залива Мордвинова находится озеро Тунайча. Оно соединяется с морем, поэтому вода в нём немного солоноватая. Озеро остаётся тёплым практически до конца сентября, однако коренные сахалинцы всегда перед купанием разводят костер. Погода здесь почти всегда ветреная, а у костра обсохнешь быстрее.

Первая столица Сахалина

Из Южно-Сахалинска правильнее всего первым делом отправиться в первую столицу островного края - Александровск-Сахалинский. В царские времена здесь была каторга, где отбывали наказание самые опасные преступники: как уголовники, так и политические. Из знаменитых сидельцев сразу вспоминается легендарная воровка Сонька Золотая ручка. В 1890 году каторгу посетил Антон Павлович Чехов, написавший одноимённую книгу, которая стала путеводителем для нескольких поколений людей, отправляющихся на далёкий остров. В городе есть историко-литературный музей «Чехов и Сахалин»: в комплекс входит дом Ландсберга, который посещал знаменитый русский писатель, а также здания трактира и «станка» (почтовой станции).

Кроме того, надо обязательно сходить на берег Татарского пролива, к порту, где почти 130 лет назад сошёл с парохода писатель Чехов. На побережье через мыс Жонкьер можно пройти через кривой тоннель, прорубленный каторжанами. Дорога от него ведёт к маяку, построенному в конце XIX века. В заливе у города замерли знаменитые скалы «Три брата» - неофициальный символ Сахалина.

Добраться до Александровска-Сахалинского можно на поезде «Южно-Сахалинск - Ноглики» , доехав до станции Тымовск, а там сесть на автобус или договориться с частником, чтобы довёз до Александровска.

Скалы «Три брата». Фото: ArtNat / Shutterstock

По следам Карафуто

На Сахалине осталось несколько памятников времён японской оккупации. Одним из самых доступных является храмовый комплекс Томариору-дзинзя. Японцы возвели его в 1921 году в честь трёх божеств: богини солнца, духа риса и духа гор. На территории России это фактически единственный сохранившийся в таком состоянии памятник. Он включает в себя основание храма, тории (ворота на его территорию), стелу «тюконхи» и монумент «сенсо киненхи». Каждый год японские туристы приезжают в Томари, чтобы поклониться своим предкам. Приготовьтесь к тому, что сопку, где находится храмовый комплекс, придётся «штурмовать», и запаситесь кроссовками: в модельной обуви совершить маленькое восхождение к памятникам будет сложновато.

Из Южно-Сахалинска до Томари ходит пригородный поезд. Стоимость одного билета составляет 310 рублей, время в пути 4,5 часа, хотя расстояние между городами чуть больше 100 километров. Самым оптимальным видом транспорта считается попутный. Довольно много предложений на BlaBlaCar, время в пути с ним можно сократить в два раза.

Ворота храмового комплекса «Томариору Дзинзя». Фото: Mbonga / Shutterstock

В гости к сивучам в Невельск

В город, где раньше была база рыбного флота Сахалина, каждый год приплывают сивучи. Они обустраиваются на волноломе и живут здесь несколько месяцев. Только в трёх городах мира - Невельске, Сиэтле и Петропавловске-Камчатском - эти морские животные устроили себе лежбища в городской черте.

Полюбоваться животными помогут местные энтузиасты, которые организуют экскурсии. На лодке они подплывают к волнолому. Сивучи охотно рассматривают туристов, туристы фотографируют обаятельных морских зверей. Обычно длится такое общение около 30 минут, средняя стоимость экскурсии 500 рублей.

В районный центр можно добраться на автобусах маршрута 518 «Южно‐Сахалинск - Невельск» . Ежедневно они отправляются в 8:00, 11:10, 13:10, 15:10, 17:10 и 19:00. Время в пути в зависимости от погодных условий от 1,5 до двух часов.

… или, «Я нищеброд, но хочу на Сахалин»))

Уже не первый раз слышу от своих друзей и знакомых: «Я все думаю на Сахалине побывать,расскажи куда там можно сходить?»

Итак, начну с разочарования…На Сахалине, если у тебя мало денег, или нет друзей и знакомых с машиной,то посмотреть остров во всей красе тебе, мой дорогой друг-нищеброд, не светит. Давайте сразу условимся, что вы не обижаетесь на слово Нищеброд, а принимаете его как должное, потому что на Сахалине красивые места далеко, а цены на еду в раза 3-4 дороже чем в Москве. С арендой машин в Южно-Сахалинске проблемы. Вернее прокаты есть,но вряд ли вам дадут машину,чтоб уехать в леса, там где обычно непролазная грязища. Вот нашла один из немногих прокатов , но сами видите, машины тут скорее для города и междугороднего переезда. В принципе под мою статью такие машины подойдут).

*** Несколько изменений на момент 2019 года, а именно УРА! появились новые места авто аренды.

Но что делать, если у тебя, мой дорогой читатель Н, нет столько денег на аренду машины или попросту нет водительских прав? Тогда твой вариант это автобусы, маршрутки и пешие прогулки: переступать по земле Сахалинской и рассекать личиком воздух.

В этой статье я напишу о доступных точках, где можно хорошо отдохнуть, покопаться в песке, посмотреть пейзажи, половить рыбу и поночевать в палатке. Сразу скажу, если ты не любитель походов и ночевок в палатке, то лучше сюда не приезжать))

Итак начнем с перелета из Москвы. Конечный пункт прилета — аэропорт Хомутово, а в целом, вы прилетаете в г.Южно-Сахалинск. Расстояние примерно 8800,но самолет летит по определенной траектории и в среднем путь расстилается на 6600.

Под каждой картой я с любовью нарисовала понятные иконки где и что посмотреть, что можно делать, а чего не стоит. Красным обозначены иконки за которые можно получить люлей, например иконка красного лосося говорит о том, что люлей можно огрести от рыб.надзора или ГИБДД, если у тебя в машине нашли тушку рыбы))). Не пренебрегайте моими просьбами,которые обозначены в графе ВАЖНО.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ СПАТЬ ПОСЛЕ ПРИЛЕТА? : Дело в том, что самолеты из Москвы отправляются в основном вечером и прилетают в Южно-Сахалинск рано утром. Т.е когда на Сахалине утро, у тебя, мой друг уже глубокая ночь и по состоянию ты чувствуешь себя в глубокой…ну ты сам понимаешь)))) Если лечь спать по Московским часам, то по Сахалинскому времени ты проснешься в 3 ночи, потом опять уснешь, и в лучшем случае оклемаешься к обеду. Такое состояние я называю «Сонной Плюхой». А тебе просыпать нельзя, ведь ты же приехал путешествовать. Поэтому нужно дотерпеть до Сахалинского вечера и спокойно лечь спать. Посему пей кофе,бегай,иди гулять по городу, но не СПИ! Можно сварить кофе на Ред Буле, как один мой знакомый, который готовился к экзаменам.Он не спал 4 дня, но такой способ тебе не подойдет (сердце тебе еще пригодится), пей просто кофе и ешь, в этот день даже можно много есть)))

Все наши поездки будут с выездом из Южно-Сахалинска.

ПРОЖИВАНИЕ

Я там не была,но знаю, что он есть и это хорошо. Места лучше бронировать заранее, вот как купили билет на Сахалин, так и забронировали койка-место. Можно остановиться и в других отелях Южно-Сахалинска. Но они явно дороже. Хостелы, которые недавно появились (их стало больше, что очень радует):

И так пошли гулять!

Начнем с самого простого…

Южно-Сахалинск — Корсаков.

Все автобусы и поезда отходят с городского вокзала,который находится на площади Ленина.(там стоит огромный Ленин,как ни странно).

Доехать так же можно на поезде. Вообще по Сахалину проложена узкоколейная железная дорога, которая осталась еще от Японцев, которые жили когда-то на юге Сахалина. Поезда называются Матрисами (по правде они называются Модриза-моторизованная дрезина), но мы называли их просто Матриса (с буквой А) По размеру они маленькие, как детские паровозики.

Вообще вспомнить, как я ездила к бабушке в Корсаков на этом поезде..эх романтика! Если не знаешь куда пригласить девушку на романтический уикенд, пригласи ее покататься на Матрисе)))

Сам Корсаков очень пыльный город, но в нем осталось немного японских построек. Например Банк и пешеходная улица, колонны и пожарные гидранты. На въезде в город можно увидеть корабельное кладбище (правда его наверно уже распилили на металлолом) и высокую сопку, с которой открывается красивый вид на море и сам Корсаков.

По пути в сам Корсаков дорога будет идти волнами, вверх и вниз…и вот там где «низ»,распадок называется Падь. Чем интересно? Просто погулять. Насчет купания сложно сказать, потому что побережье относится к Анивскому заливу, и вода именно в этом месте застойная, а на дне тина. Вода конечно теплая, поэтому попу можно помочить.

Тут можно увидеть проходящий поезд, старые деревянные чаны, где японцы томили пойманную рыбу,она тухла в этих чанах и получалась приправа-соус. Так же можно пособирать осколки посуды и ракушки (Трубача например. Это такая витая ракушка, которую сначала отваривают, а потом жарят просто на сливочном масле с зеленью.)

Южно-Сахалинск- Анива.

Анивский пляж очень популярен, особенно для тех, у кого нет машины, чтоб добраться до других мест, ну и для тебя, мой друг-Нищеброд). Чем знаменит этот пляж? Тут можно накопать съедобную ракушку, которую мы называем Спизулой (я обычно ставлю после З букву Д). Копают ее либо лопатами с прорезями, либо пяткой. Ты сам увидишь людей, которые стоят по пояс в воде и крутят попами туда-сюда. Это они копают ракушку. Дома эту ракушку чистят и промывают хорошо в проточной воде, и делают из нее салаты или основное блюдо. Эти ракушки очень любят корейцы…наши,Сахалинские корейцы. Так же тут можно половить рыбу, покататься на банане, на водных мотоциклах или просто позагорать. Смущает мусор, который отдыхающие чуши оставляют после себя. Но ты же не свин, мой дорогой друг? Поэтому свои помои унеси с собой до ближайшего контейнера…в Южно-Сахалинске))))

Корсаков-Пригородное.

Под Корсаковом находится наша достопримечательность — Завод Сжиженного Газа (СПГ Пригородное). Весь газ, который добывают на севере Сахалина, по трубе идет к этому заводу. К заводу подплывает огромный плавучий танкер и уже сжиженный газ,заполняет газгольдеры танкера,и после танкер уплывает в Японию или другие нуждающиеся страны.

В Пригородном тоже есть пляж, на котором запрещено купаться,так как он находится в близи завода, но люди плевать хотели! Так что купайся на здоровье, лови рыбу и пляши. Главное не подплывай к кораблю, как это сделал один ненормальный. Его подняли на борт и дали люлей. Красная иконка на карте предупреждает о Люлях))) Будь внимателен, и твое вознаграждение — красивый закат.

Корсаков — пос.Озерский.

Это еще не самое далекое место, но посмотреть можно, а можно и пешком дойти если ты походник. От Пригородного (завод СПГ) еще около 13 км. Чем примечателен этот поселок? Ничем, кроме озер, на которых можно просто отдохнуть, или отдОхнуть, если ты шел пешком.

Если ты дайвер,то по пути в Озерский, примерно на 21 км находится база отдыха , где обучают дайвингу. Ее основал папин друг Толик. Так что если будете там проездом, передавайте привет!

Чуть дальше Озерского еще много интересного, в частности озеро Буссе, поселок Новиково, который считается медвежьим углом, заброшенная японская электростанция, озеро Птичье, карьеры и тд. Но туда надо ехать на машине с GPS навигатором. Есть вариант,как Нищеброду добраться до таких мест, но об этом в конце.

Южно-Сахалинск — Весточка (скала Лягушка и водопад)

Это однодневный поход. На автобусе,который едет до Охотска. Главное крикнуть,чтоб остановили в пос.Весточка. Это примерно 13 км от поворота на Охотск. Так как ты,мой друг Н, не на машине, то лучше зайти в сам поселок и спросить дорогу, откуда начинается походная экскурсия. До скалы Лягушка идти минут 20. На входе в заповедник будет полянка с домиками, и указатели. Самое тяжелое, минут 10-15 подниматься на саму скалу. Зато вид открывается шикарный. Про Лягушку можно найти Это место силы. Древние айны проводили тут ритуалы и напитывались энергией.

Чтоб увидеть водопад Айхор, нужно спуститься с Лягушки и другой тропинке идти около часа к водопаду. Можно найти попутчиков на нашем Сахалинском форуме.

Южно-Сахалинск — Охотское -оз.Тунайча.

Здесь тоже много интересного. Например ранней весной сюда прилетают Лебеди. Охотское море тут всегда холодное и всегда дует ветер, но с другой стороны где озера, ветра меньше. как раз на пляже озера Тунайчи люди и отдыхают. Недавно этот пляж облагородили.

В самом Охотске, при въезде, можно купить крабов и креветок, потом поехать на Тунайчу и перекусить))). Для любителей спокойного отдыха там же есть несколько баз отдыха в городке Охотское.

Туда уже можно добраться только на машине и только со знающим человеком. Пешком можно дойти,но опасно встретить медведя.

Ну что? Поехали в другую сторону?)))

Южно-Сахалинск — Холмск.

Холмск- город моряков, город порт. Именно отсюда ходят паромы на материк. Ну если вдруг вы посчитаете, что Сахалин это Богом забытое место и захотите сбежать поскорее)))

Автобус на подходе к Холмску проезжает Холмский перевал. На него можно взглянуть со смотровой площадки. Если вы не на машине, то можно попросить тормознуть на остановке у перевала, а потом пешочком дойти до города минут за 30. От Холмска, вдоль побережья идет дорога. По ней можно добраться до близлежащих поселков, а там пешком дойти до моря. До середины Августа вода в Татарском проливе теплая. Это побережье безмятежности и вальяжного отдыха. Тут можно попрыгать в волнах, половить рыбу, а ночью, сидя у костра, смотреть на звезды. Наши друзья вообще уезжают туда каждое лето недели на 3. Живут в палатках, моются в море, дрова возят из ближайшего поселка,ну и еду тоже.

Обычно в этих местах я собираю дикие букеты, из приморских трав и цветов, а так же мы собираем тут шиповник из которого делаем очень вкусное варенье. Пока шиповник не зацвел, можно набрать его розовых лепестков, засушить и использовать для чаепития. А еще можно подарить. По мне так очень хороший сувенир с Сахалина. Прочитать про это побережье можно

Если повезет, то можно будет увидеть нерп и касаток.

Добраться до Пионеров или Яблочного можно на автобусе из Холмска.

Прыгая в волнах или просто купаясь, будьте внимательны. В этом месте Разрывные течения. Если вас понесло в океан, не нужно паниковать. Как правило, разрывное течение длинной около 5-8 метров. Попав в такое течение нужно плыть параллельно берегу, чтоб выбраться из него.

Южно-Сахалинск — Невельск.

Добраться можно либо из Холмска, если вы уже там, или с Южно-Сахалинска.

В 2007 году в Невельске произошло землетрясение магнитудой 6.8. После этого город восстановили,построили много новых домов. Поэтому внешне он выглядит не так задрипано, как другие поселки. От Невельска идет дорога, которая упирается в пос. Шебунино, а дальше по побережью люди едут отдыхать с палатками. Чтоб добраться до тех мест,нужны либо попутчики, либо машина.

Отсюда видно остров Монерон. Попасть на него тебе не удастся, потому что поездка на 2 дня со своим жильем (будь то коробка из под холодильника или палатка), со своей едой, стоит около 27 000р. Этот вид туризма доступен только богатым Сахалинцам, или тем Сахалинцам, которые продали свою почку))). Монерон это заповедник. Обычно там ныряют дайверы и отдыхают верхушки нашего правительства. Но для галочки можно посмотреть с берега.

Так же, недалеко от Невельска есть водопад. Дойти можно либо по дороге,или по берегу, собирая остатки японской посуды, изоляторы и тд.

Едем на Север!

Южно-Сахалинск — Взморье.

До Взморья можно доехать на автобусе, который идет в г.Макаров.

Во Взморье можно так же купить крабов, дешевле чем в городе, а так же посмотреть на его главную достопримечательность — Тории храма Сираура дзиндзя. Перед отъездом можно пройтись по берегу и насобирать спичечный коробок Сахалинского янтаря. Сахалинский янтарь очень мелкий, и его вымывает река Янтарная. По цвету он темно- оранжевый, почти черный. Из него можно сделать сережки, запонки и просто поделки. Это конечно не Калининградский янтарь, но все же))).

В Макаров не поедем))- Далеко. Но есть одно место по пути до Макарова: хребет Жданко. До него лучше добраться на поезде из Южно-Сахалинска до бухты Тихая. Забраться на хребет, пройти по нему км 10, переночевать и утром уехать обратно.

Теперь Пешие прогулки!

Маршрут на ПИК ЧЕХОВА.

Ну тут, мой дорогой друг Н, тебе не нужно никуда ехать. Поход начинается с Городского парка. Попутчиков можно найти на Сахалинском форуме.

В поход нужно идти рано утром. Взять с собой калорийную еду, потому что подъем не из легких. Наверху так же понадобится непродуваемая курточка. Когда доберетесь до верха, ваше вознаграждение — брусника и шишки, которые можно есть в неограниченных количествах! Сам поход занимает примерно 5 часов. В зарослях будьте осторожны, там могут быть змеи. Гадюки не смертельные, но укус ее не из приятных. Если вас все же укусила гадюка, следуйте инструкциям по первой мед помощи и в последующие несколько дней нужно пить как можно больше воды или сладкого чая.

Заброшенная японская дорога.

В общем есть 2 варианта, либо идти весь путь, а это около 80 км, либо разбить на 2 раза и зайти на маршрут сначала со стороны Южно-Сахалинска, а на другой раз с Холмска.

Японская ЖД дорога функционировала до 1995 года. С тех пор по ней ходят только туристы. На этом маршруте сохранились уникальные японские инженерные сооружения: тоннели, галлереи и мосты. Один из таких мостов — Чертов мост: жд дорога делает петлю с скале около 800 метров и выходит на этот мост.

Если зайти на эту жд дорогу с Южно-Сахалинска, то можно дойти до грязевого вулкана. Это поход одного дня. Нужно сесть на поезд и доехать до станции Новодеревенская. А дальше идти пешком около 7 км. В пути можно познакомиться с медведем и змеями. Поэтому, мой вам совет: идти большой группой и петь песни, можно танцевать и играть на инструментах. Главное без балалайки, а то русские медведи, они же любят балалайки)))

Возьмите фонарик. Он нужен чтоб идти в тоннелях.

Если мы заходим со стороны Холмска, то нам нужно доехать на поезде до ст. Николайчук, а от нее через пару километров будет Чертов мост. Можно доехать на такси, но я тебя умоляю, ты же Нищеброд! Пройдя по Чертовому мосту, путь можно продолжить. Следующий мост — Ведьмин мост, но он горел и пройти по нему можно, но очень осторожно. Кстати если боишься высоты, можно пройти под мостом, но это труднее, потому что там глубокое ущелье.

Можно, дойдя до горелого моста, вернуться обратно, а можно пойти дальше и выйти в Чапланово (это трасса Южно-Сахалинск — Холмск). Так же можно пойти от Чапланово до Холмска,доехав предварительно на автобусе Ю-С — Холмск.

Сама я там еще не ходила, потому что группу мы так и не набрали, а идти вчетвером было страшно.

Время в пути, обозначенное на картах — примерное. Все зависит от того, будет ли это автобус, либо маршрутка, либо личное авто. Если едете на машине, будьте осторожны на Холмском и на Ловецком перевале. Имейте ввиду, что в лесу много медведей и змей. В случае с медведем, громко разговаривайте, стучите по ведрам, если идете за грибами. На природе не сорить! Я понимаю, что вы сейчас скажете, что там и так много мусора, но я вас просто прошу — не надо захламлять наш остров.

Тут можно заранее создать тему, спросить, есть ли добрые люди, которые смогут покатать вас и показать остров, или собрать пешеходную группу. Есть еще хороший клуб

Первое, с чего следует начать этот репортаж, это заявление, заставляющее вас вернуться на землю – ВАС ТУТ НИКТО НЕ ЖДЁТ!

Нет, Сахалин нуждается в туристах и Острову есть, что показать (и этого «есть» очень много). Но, парадоксально, конечно же - в туристах нужды нет. Развитие туризма необходимо, а туристы нет. Иначе, как ещё можно расценивать, что ни в аэропорту, ни на морском вокзале Холмска (куда прибывает паром с материка) нет НИ ОДНОГО стенда с туристической информацией и раздаточным материалом (буклеты, путеводители и т.п.). Обошёл весь аэропорт – ничего нет. Ларьки с сувенирами, по заоблочным ценам, есть, а вот стоек Агентства по туризму (государственного, между прочим, учреждения) нет. Да и само агентство запрятано так, что не каждый то и найдёт. Когда же мы всё-таки нашли офис, то были поражены ледяным равнодушием сотрудника. Кроме «здравствуйте» мы так и не дождались от него ни одного слова. На острове мне постоянно приходила на ум фраза сотрудницы одной из сахалинских баз отдыха: «Очень нравится тут работать! Вот если бы не эти туристы!».

По сему, вам очень пригодятся наши советы. Мы поможем и ответим на основные вопросы: где жить, как перемещаться по Острову, где питаться, что смотреть и т.п.
Начинаем…

Транспорт

Добраться до Сахалина можно либо морем (паром из Ванино), либо самолётом (из Москвы, Хабаровска, Владивостока и т.д.).



Паром очень зависит от погоды и идёт 14-18 часов. Двухместная каюта на верхней палубе стоит около 4000 рублей. Самый дешёвый билет (сидячий) – чуть более 700 рублей. Предварительное бронирование платное, входит в общую стоимость. Если хотите удешевить поездку на 300 рублей, то попробуйте обойтись без брони. Но, в «высокий» сезон (с мая по сентябрь) можете застрять на 3-10 дней, т.к. в это время на Остров едет очень много сезонных рабочих. Туалет и душ общие. Бесплатный, но скромный обед, прилагается. Цены на питание в остальное время не очень высокие, но пассажиры предпочитают питаться самостоятельно. Прибывает паром в Холмск.

Самолет от Хабаровска стоит от 4600 рублей до 7000 за место эконом-класса. Лететь до Южно-Сахалинска немногим более часа. Если хотите сэкономить, то попробуйте купить билет за 1-2 дня до вылета . Мы, таким образом, сберегли по 2000 рублей за каждого. Внутри региона есть местные авиаперевозки. Самолёты летают до Охи и Ногликов, но билеты дорогие, т.к. авиаперевозки рассчитаны, в основном, на газовиков и нефтянников.


Общественный транспорт на Сахалине весьма развит. Цены не высокие. Автобусы и маршрутки ходят как между городами, так и внутри самих районов. На север области, до Ногликов, можно добраться на поезде. Ходит два раза в сутки (правда с разницей в пару-тройку часов). От Ногликов до Охи ходят маршрутки. Аренда машин дороже, чем на материке, на 30-50%, а компаний не так и много. Автостопом передвигаться по Острову не советую (не смотря на уверения некоторых девушек о простоте этого способа).

Во первых, чем дальше на север острова, тем меньше машин, двигающихся в нужном вам направлении. Иногда проходит не более двух машин в час и скорее всего они не остановятся, т.к. дорога в тех краях не очень хорошая. Во вторых, если вы не молодая и симпатичная девушка ваши шансы на автостоп вообще близки к нолю, т.к. водители опасаются останавливать незнакомым людям в малолюдных местах. Связано это с тем, что не так давно водителей грабили и убивали под видом автостопа. Время прошло, а опасения остались. Сервисы, типа «бла-бла кар» на Острове практически не работают. Наш совет: по югу острова на автобусах и маршрутках, на север на поезде и далее на тех же маршрутках .

Жильё

Это главная проблема сахалинского туризма. Цены в гостиницах просто запредельные. Номер, за который в Москве или Владивостоке вы заплатите 2000 рублей, на Сахалине обойдётся вам не менее 3500. Но… при таких высоких ценах, в летнее время все гостиницы забиты до отказа и свободный номер можно забронировать минимум за две недели.

На севере области гостиницы ещё дороже. Парадокс: частники, сдающие квартиры посуточно, ориентируются на гостиницы и стоимость этих квартир (как правило, однокомнатных) не менее 1800-2500 рублей в сутки. Совет: в Южно-Сахалинске есть пара хостелов с отдельными, двух-местными, номерами не дороже 1500 рублей. В Поронайске, Ногликах и Охе в наличии замечательные гостиницы на дому, где трёх-комнатная квартира на шесть человек обойдётся вам не дороже 3500, а двух-комнатная 2000-2300. Бронировать жильё на Сахалине надо заранее Средняя стоимость – 3000 рублей.

Кстати, не советую рассчитывать на ночлег в палатке на севере области. Вдоль дорог идут сплошные мари и болота и найти место под бивак весьма проблематично .

Питание

Продукты на Острове дорогие. На вопрос: «Почему так дорого?» вам начинают рассказывать про трудности завоза продуктов с материка, забывая при этом объяснить, почему, при таком раскладе, сигареты и алкоголь стоят один в один как на материке (на Острове нет собственного ЛВЗ), а салат из местного лопуха стоит 550(!) рублей за кило. Кимчи (острая корейская капуста) и маринованный папоротник тоже не дёшевы. Колбаса и сыр стоят запредельно. Приходилось видеть колбасу по 900-1000 за кг. Есть областная программа «доступная рыба». По этой программе продают замороженную камбалу и т.п. по сниженным ценам. Но цена хлеба в 50-70 рублей за буханку нивелирует эти плюсы.

Красная икра и прочие морские деликатесы на Сахалине в 1,5-2 раза дороже, чем в Москве или Владивостоке. Браконьерский варёный краб в Долинском районе и в Охотске стоит от 1000 до 3000 рублей за штуку.

Местная ягода (брусника, голубика и т.п.) тоже кусается. На материке та же, но замороженная ягода, стоит в два раза дешевле.
Совет: рыбу и овощи лучше покупать у рыбаков, а так же частников и на маленьких рынках в городах и посёлках. Можно сэкономить до 70%.

Два кило свежайшей корюшки обошлось нам всего в 250 рублей. В сети супермаркетов «Семейный» есть чудная акция – после 20 часов и до закрытия они торгуют кулинарией собственного производства со скидками до 50%, правда курица-гриль стоит там 950 рублей за кило. Интересуйтесь, где можно вкусно и дёшево поесть у «дальнобойщиков» и полицейских – и те и те лучше всех осведомлены, где порции большие, а цены маленькие .

Достопримечательности, природа и климат

Вот чего чего, а достопримечательностей, как природных, так и рукотворных на Острове не просто много, а великое множество. Хотите краткий (очень) список? Вот он:
Холмск – морские ворота Сахалина
о. Монерон
«Чёртов мост»
Сахалинский грязевой вулкан
Мыс Великан
Бухта Тихая
Черемшанский водопад
Мыс и Маяк Анива
Озеро Тунайча
Птичье озеро
Мыс Крильон
СК «Горный воздух»
Пик Чехова
Ботанический сад
Сити-молл (музей медведя)
Сквер Асахикава
Гора Вайда
Мыс Свободный
Полуостров Шмидта
Поронайский заповедник
Клоковский водопад
Мыс Слепиковского
Россыпь агатов мыса и реки Чёрной
Вот далеко не полный перечень достопримечательностей и о некоторых из них, а так же о многих других, мы расскажем в следующем нашем рассказе.

Эта область - единственный регион, целиком и полностью расположенный на больших и малых островах. В её составе непосредственно сам Сахалин, с расположенными в татарском проливе небольшими островами Монерон и Тюлений, и, конечно же, Курильские острова. Со всех сторон область омывается водами Охотского и Японского морей, а так же Тихого океана.

Пожалуй, главная «фишка» Сахалина и Курил - крайне высокая сейсмическая и вулканическая активность. Об этом постоянно напоминают установленные по всему побережью плакаты с надписями «Цунамиопасная зона» и «При цунами бегите на возвышенность» (особенно порадовал этот совет в Поронайске, где до ближайшей возвышенности бежать километров 20-30).

За время нашего нахождения на Сахалине произошло два землетрясение (одно в 4 бала), которые мы даже не заметили. Самое неспокойное место области - Курильские острова. Здесь расположены 9 действующих вулканов.
На Острове очень много рек, озёр и болот. Главные реки острова Тымь и Поронай.
Растительность острова весьма разнообразно.

От бамбучника, аралии, элеутерококка и гигантских лопухов на юге, до лиственниц и морошки на севере. Одна из характерных особенностей Острова - гигантизм травянистых растений. Гречиха сахалинская, белокопытник и дудник медвежий вырастают высотой до трёх (иногда и до 4-х) метров. В Невельске, прям в черте города, располагается лежбище сивучей, которые живут тут с ноября по март. Иногда их ещё называют морским символом Сахалина - единственной в России области на островах.

На Сахалине очень много медведей, но нам так и не удалось встретить хотя бы одного, хотя, по радио, постоянно рассказывали о выходящих на дороги, и в населённые пункты, медведях. За месяц пребывания на Острове мы встретили всего двух лис, которые, так же, выходят к дорогам, в надежде получить, что ни будь вкусное от проезжающих автомобилистов.

Совет: если хотите получить хорошие фотографии лис, выходящих на обочины дорог, держите под рукой обычный сухой корм для собак (коими лисы и являются, в конечном счёте). Но… ни в коем случае не разбрасывайте остатки еды и не оставляйте еду на ночь в открытом виде (для любителей походного образа жизни) – так вы привлечёте к себе бродячих медведей, ищущих пищу .
Необычайно богаты рыбой местные реки и озера, а так же, моря вокруг острова. В прошлые годы эти места были богаты на лососевые породы рыб, но в этом году рыба не пришла. Нерест был настолько слабым, что это вызывает серьёзные опасения за дальнейший промысел «красной» рыбы. На острове, на его севере встречается сахалинский осетр, а самая большая пресноводная рыба - калуга. Говорят, что она достигает длины до 5 метров и весит до 1 тонны.

Климат на Острове настолько неустойчив, что сменяется по несколько раз на день. Не лишним будет держать дождевик постоянно под рукой. Средняя температура зимой от −6 до −24, а летом +19 до +10.

О том, что стоит посмотреть на Острове, мы расскажем в следующей части нашего рассказа...

То, что половина Сахалина с 1905 по 1945 была территорией Японии, факт достаточно известный. Вопрос в том, кто из жителей материка про это помнит? Вот и я, попав впервые на Сахалин, увидела разве что типичный российский город в паре часов езды от моря. А оказалось, "не отходя от кассы" можно окунуться в другую страну...

Начать окунаться можно в самом центре Южно-Сахалинска. Обычный город с населением 180 тыс. человек. Пятиэтажки, узкие улицы, в центре – парк Гагарина с детской железной дорогой и набором каруселей. С этого парка и можно начинать. Он был построен еще в 30-х – городской парк, место отдыха и созерцания природы. Именно созерцания – горную речку украсили водопадами и перекатами, организовали озерцо, на берегах которого сформировали "морские" деревья – деревья-флаги, как будто выросшие на берегу моря.

А на островке в этом пруду до сих пор лежит плита с иероглифами "Пруд "Одзи"". В 80-х иероглифы просто были залиты бетоном, чтоб не смущать посетителей. В начале 90-х их уже очистили, но все равно, увидеть плиту можно только случайно.

Надо сказать, самих по себе знаков бывшего японского города множество, начиная от планировки города, сохранившейся с тех времен. Есть несколько уцелевших домов (впрочем, не более 10), "горбатые" мостики, которые выдерживают нынешнее автодвижение, и дофига торчащих бетонных труб высотой в несколько этажей, которые видны практически повсюду.

Про домики.Дом довоенной (в смысле до войны 1905 года) постройки мало чем отличался от соседей – разве что скошенным верхом крыши и маленькими узкими окнами. Русский сруб был достроен японцами – крышей и подсобками, и уже в наше время – верандой. В домике до сих пор живут).


Зато сохранившиеся здания краеведческих музеев от соседних отличались значительно. Более новое здание – сейчас здесь тоже музей – если назову самым красивым зданием города, то не ошибусь.


Вокруг музея настоящий парк – перед входом фонтан, везде цветы (даже розы), сад камней – прогулялись с удовольствием!

Второе здание в том же стиле – покатая крыша с черепицей, узорчатое крыльцо перед входом, узкие высокие окна. Но отваливающаяся штукатурка его как-то не украшала. Сейчас здание принадлежит военным, так что думаю реставрация в ближайшее время ему не грозит.


Судя по старым фото города, самыми масштабными сооружениями бывшего Тойохара были два синтоистских храма – центральный храм столицы и центральный храм губернаторства Карафуто. Честно говоря, было бы странно, если бы они сохранились. От одного остался только фундамент. От другого – храмовая аллея, то есть нынешний Коммунистический проспект, и каменные "корейские псы", охранявшие вход в храм. Я рядом с одним из них – мужского пола. Пол у них оригинально определяется – по открытой пасти (с открытой – мужчина, с закрытой – женщина, а не наоборот, что странно).


Западное побережье

Собственно цели – проехать 1660 км (это в сумме по 3-м побережьям – западному, восточному и южному) у нас не было. С самой интересной затеей – пробегом от Южно-Сахалинска до Охи нас развернули. Зато пригласили в поездку по западному побережью, а там уже, в процессе, у меня возникла идея – увидеть все сохранившиеся японские (синтоистские) храмы. Почему их – просто было интересно увидеть, что здесь было до заселения русских, а чаще всего от построек поселков сохранялись только остатки храмов. У меня была книжка с фотографиями этих храмов в наше время и в прошлом. Книжка была достаточно интересная (после того как начала малость ориентироваться в географии), без нее, наверное, не осталось бы такого впечатления от поездок.

Плюс сам процесс поиска. Чаще всего по фото в книжке, которое можно было показать кому-нибудь из местных и спросить. Хуже, когда вглядывались в местность на фото и искали на месте что-то похожее. Ну и совсем труба, когда было одно упоминание "в этом городе было то-то"…

Храмов на Сахалине было много – больше 200, но заметные следы остались максимум от 15. Крупных, императорского ранга, было только 6, нечто вразумительное сохранилось от 2 из них. Сами постройки были деревянные, естественно, что все они были давно разобраны. Сейчас остались только некоторые бетонные либо гранитные элементы храмовых комплексов (типа ворот и фонарей).

Храмы ставились в каждом поселке и просто красивом месте. Я так поняла, в Синто обожествляться может любой объект, и душа может быть у любой горы или реки (вообще-то там действительно красиво, и просто потребительски воспринимать окружающий мир невозможно).

Поездка по Западному побережью заняла 750 км и 4 дня. Ехали на УАЗике-«буханке» 1980 года выпуска, да и сахалинские дороги не всегда проезжие (ну, именно поэтому-то и был выбран УАЗик).

Выехали в обед из Южного, к вечеру выехали на побережье к Невельску. При въезде в город не поверили, что здесь было землетрясение. Из повреждений заметили только разваленные кирпичные трубы. А потом началось… Пятиэтажки с трещинами, отвалившаяся штукатурка, выставленные окна (пластиковые окна выставлялись на продажу в соседние городки). Дом, на втором этаже которого находился работающий экскаватор – ломал стены, огромные кучи мусора-обломков домов (высотой этажа в два), вагончики на ЖД вокзале для проживания людей, палаточный городок.


Впрочем, похожее впечатление оставляли почти все города побережья за исключением Холмска. Пустые 5-этажки, развалины домов и снятые рельсы.

Поехали вдоль моря на юг до Шебунино, дальше дороги нет. Места шикарные – с одной стороны зеленые холмы, с другой – полоса пляжа в пару метров и море. Ночевали в палатках на насыпи для ЖД. На удивление, было очень тепло (мне сказали, типа, чего ты хочешь, здесь проходит теплое течение, здесь и растительность побогаче чем на востоке, даже яблоневые сады были). А растения да, впечатляли. Трава там мощная. Лопушки тож ничего… Вечером любовались на Монерон – остров в 40 км, утром же было облачно и ни намека на остров.

О путешествии с Анной. УАЗик абсолютно неподходящая машина для поездок с 2-летним ребенком, зато остановки на побережье все компенсировали. Передвигались большой компанией, процесс разворачивания и сворачивания лагеря был долгим, ребенок успевал наиграться в песочек и нагуляться по берегу. О том, что в море можно купаться, ей даже не приходило в голову – обычная одежда для пляжа в августе – комбез, свитер, куртка и шерстяная шапочка.

Холмск. Что успела заметить с колес – огромный порт, обилие новых магазинов. Город живет. Больше такого нигде на побережье не увидели. Город по местным меркам крупный – 40 тыс человек.


Я на фоне школьного павильона. Что это – когда-то в целях патриотического воспитания такие будки стояли при каждой японской школе. В будке хранился портрет императора и около нее стоял почетный караул. В 45 году на территории Японии все они (вообще все, до одной) были разрушены американцами – боролись с культом императора. На советском Сахалине их не разрушали, а переделывали под склады. Но все равно – до нашего времени их дожило только 3 штуки

10 км по песку – и мы на мысе Слепиковского. Маяк действующий, рядом домики смотрителей. Которые нас погнали лесом, сказав что фотографировать можно только с разрешения начальника маяка.

Большинство городов, через которые мы проезжали, можно было назвать городами только по старой памяти. То есть лет 20 назад они может и были ими. Томари – центр административного района с населением 5 тыс человек (столько же у нас в студенческом городке при НГУ). Половина его видна на фотографии. Еще половину фото занимает бывший бумажный завод – тоже, кстати, атрибут многих южных городов.


Военный памятник при входе в храм. Здесь он наполовину висит над обрывом, фотографироваться было страшновато. Верх памятника сделан в виде артиллерийского снаряда – в начале XX века было принято использовать либо сами орудия, либо имитации снарядов в подобных постройках (потом в путешествии мы в этом убедились).


Это мы на фоне "тории" – храмовых ворот. Тории считаются национальным символом Японии и ставятся только на японской территории. Поэтому за ее пределами их можно увидеть крайне редко. И одно из таких исключительных мест – Сахалин. Эти тории сделаны из бетона и уже немного осыпаются, а вторые дальние – из гранита. На столбах выбиты иероглифы, причем настолько четко и аккуратно, что просто не верилось, что гранит можно так обработать.


А ночью была ясная погода и мы увидели полное лунное затмение! А сколько звезд видно на побережье, небо впечатлило даже Анну!

Наутро проехали самое узкое место острова. Здесь здоровый залив, когда-то экспедиции доплывали только до этого залива, большие корабли останавливались. Севернее отправляли на разведку людей на лодках, а они, вернувшись, рассказывали что море сужается и вода становится более пресной. Поэтому долгое время на картах Сахалин был обозначен полуостровом. Сфотографировались на фоне камня с надписью "Здесь был Лаперуз" и поехали дальше.


Красногорск. Остановились около одного частного дома зайти в магазин за продуктами. И тут заметили – во дворе между теплицей и сараем стоит здоровый храмовый фонарь. Точь-в-точь как на фотографии в книжке. Не поверили, попытались обойти двор, чтобы получше рассмотреть – глухо, фонарь четко на частной территории. К счастью, хозяйка нас заметила, пригласила пройти. Сказала, мы тут далеко не первые туристы, но чаще приезжают иностранцы. Показала постамент от еще одного фонаря – гранитный, говорит, хотели его убрать, чтобы теплицу расширить – не получилось. Ничем разломать не смогли, даже пообколоть не получилось. Такие фонари ставились на храмовых лестницах богатых крупных храмов. На лестницах-то мы потом были, но от фонарей в лучшем случае видели только основания.

Дальше дорога отходила от побережья, ехали по долине к Углегорску. Тяжелый участок – пыль, ремонт. Удивилась, увидев… стада коров. До этого все было ощущение, что чего-то не хватает – вроде и едешь по сельской местности, а живности никакой нет. На фото небо, кстати, получилось типично сахалинское – кажется, что сейчас облака просто проедутся по голове. В Новосибирске оно другое.


Углегорск – севернее только Шахтерск через 10 км, по этому побережью на север для нас дороги нет. В Углегорске (бывшем Эсутору) расположен 1 из 2 сохранившихся крупных храмовых комплексов. Он был построен в 1940 году в честь 2600-летия Империи. К сожалению, на месте аллеи и лестницы в наше время устроен песчаный карьер, но все равно. Поднимались на сопку к храму по небольшой долине – с каждым шагом вверх открывался все более интересный вид, рука сама тянулась к фотоаппарату.

Что может быть увлекательнее нового путешествия? На этот раз мы предлагаем вам отправиться в путешествие по Сахалину. Остров с интересной историей впечатляет как своей природой, так и архитектурным наследием.

С 1855 по 1875 год Сахалин находился под смешанным русско-японским правлением. Северная часть острова принадлежала России, а южная - Японии. В Японии остров получил название Карафуто. С 1875-го по 1905-й весь остров принадлежал России, а по окончании русско-японский войны и вплоть до 1945 года южная часть Сахалина снова перешла к Японии. Лишь в 1945 году остров полностью включен в состав СССР.

В наследство от японской администрации острова осталась разветвленная сеть железных дорог, а также несколько памятников архитектуры. От СССР - следы былого промышленного величия. На фоне этих пейзажей и природных красот острова прошло тестирование самого популярного в мире рамного пикапа Toyota Hilux нового, восьмого поколения и обновленного в 2015 году легендарного внедорожника Toyota Land Cruiser Prado.

Путешествие началось в Южно-Сахалинске, центре и самом крупном городе острова с населением 200 тысяч человек. Аэропорт Южно-Сахалинска - главные воздушные ворота острова, через которые осуществляется сообщение как с российскими, так и с азиатскими городами. Помимо этого рядом с Южно-Сахалинском, в Корсакове, расположен современный завод по сжижению природного газа.

Южно-Сахалинск активно развивается. Из основных достопримечательностей можно отметить канатную дорогу, начинающуюся в центре города и ведущую на горнолыжный курорт «Горный воздух».

Еще из впечатляющих особенностей жизни на Сахалине - обилие машин с правым рулем. Из-за близости Японии преобладающей маркой автомобилей на острове является Toyota. А для сахалинских автомобильных дорог, особенно грунтовых, лучше всего подходит машина повышенной проходимости, например новый пикап Toyota Hilux, обладающий исключительными внедорожными возможностями, или обновленный Toyota Land Cruiser Prado, в любой момент готовый к любым испытаниям.

Достопримечательности Сахалина

Отправляясь из Южно-Сахалинска в порт Холмск, остановитесь на смотровой площадке. Она расположена рядом с поселком Пятиречье на высоте 326 м над уровнем моря. Далее можно отправиться в порт Холмск, в котором действует паромная переправа на Ванино. Она является основным способом связи острова с материком.

После можно проехать к «Чертову мосту» и заброшенной железной дороге. Дорога была спроектирована японцами и проложена корейскими военнопленными еще в 1928 году. Без капитального ремонта она прослужила до 1994 года, после была заброшена.

Напоминает о былом промышленном расцвете острова село Чехов, которое в 1980-х годах было крупным центром целлюлозно-бумажной продукции. В 1990-х завод не устоял перед кризисом, центр опустел и сейчас находится в упадке.

Говоря о японском наследии острова, нельзя забывать о руинах синтоистского храма в Томари. Построенный в 1922-м, с 1945 года храм заброшен и служит одной из главных достопримечательностей острова. Также туристов привлекает маяк, построенный японцами и исправно работающий на мысе Ламанон.

Где отдохнуть с палаткой на Сахалине?

Завершить путешествие по Сахалину лучше всего в бухте Тихая. Расположенная на берегу Охотского моря, эта бухта - одно из самых живописных мест острова. В низине можно поставить палатку, а потом погулять по окрестным холмам и насладиться пейзажами. Команда Toyota взяла с собой палатки Alexika Victoria 5 Luxe и разбила комфортный палаточный лагерь на берегу моря. Рядом оборудовали стоянку, зону отдыха, душ и туалет, а также камеры хранения. Сам лагерь состоял из 17 комфортных палаток для каждого из экипажей Toyota. Потрясающие по своей красоте места лучше посещать летом, когда склоны покрывает зеленая трава, а песчаный пляж контрастирует с лазурно-голубым Охотским морем.

До бухты Тихая можно добраться по восточному побережью острова через село Стародубское (кстати, там тоже расположен отличный пляж). Удобнее всего перемещаться по острову на внедорожниках, так как состояние автомобильных дорог плохое. Заночевать можно на берегу в просторной кемпинговой палатке, взяв с собой спальники и коврики на всех отдыхающих, походную аптечку, набор посуды и горелку, а также сменную одежду и обувь для легкого трекинга по окрестностям.

Благодаря жестко подключаемому полному приводу, высокому клиренсу, увеличенным углам въезда и съезда, активной антипробуксовочной системе (A-TRC) и блокировке заднего дифференциала, созданный для активного отдыха на природе Toyota Hilux идеально подходит для движения по раскисшим грунтовым дорогам с крутыми спусками, подъемами и опасными поворотами. Впечатляющие внедорожные характеристики, высокий уровень безопасности и непревзойденная надежность обновленного культового внедорожника Land Cruiser Prado позволяют преодолевать трудности бездорожья с особым комфортом, достойным современного автомобиля премиум-класса.

Желаем вам приятных путешествий по острову Сахалин!

Узнать больше о нашем снаряжении можно в разделе Статьи на нашем сайте.

Если вы уже готовы выбрать палатку, перейдите в раздел