Как летит самолет через воздушные ямы. Турбулентность и воздушные ямы

При перемещении больших по размеру воздушных масс происходят самые разные явления. Очень часто холодные массы смещаются вниз, а нагретые поднимаются выше. Иными словами, нисходящие потоки сменяются восходящими. У пассажира, находящегося в этот момент на борту самолета, возникает ощущение, будто крылатая машина устремляется вниз, как бы падая в огромную яму, а потом выныривает из воздушной пучины.

Оказавшись в потоке нисходящего воздуха, лайнер слегка теряет скорость подъема, при этом скорость движения по горизонтали остается прежней. Самолет по-прежнему устремляется вперед, одновременно чуть снижаясь. После этого обычно следует восходящий поток, увеличивая вертикальную скорость. Создается впечатление, будто лайнер резко взлетает вверх.

В такие моменты у человека нередко возникают весьма неприятные ощущения в области живота; к горлу подступает тошнота, а у тех, кто летает не слишком часто, появляется неконтролируемый страх.

На самом деле причин для паники нет. Нужно лишь помнить, что в момент прохождения самолета через «воздушную яму» он не падает, а всего лишь немного снижается. Такое явление очень распространено во время полетов, управлять им практически невозможно. Ни самолета, ни опыт экипажа не могут предотвратить попадание лайнера в такую «яму». По своей силе давление, которое испытывает самолет в такой ситуации, сравнимо с теми нагрузками, что возникают при движении на автотранспорте по неровной дороге.

Причина тряски в воздухе – турбулентность

При прохождении самолета через «воздушную яму» имеет место физическое явление, называемое турбулентностью. Она возникает, когда при изменении скорости течения масс воздуха образуются вихревые воздушные волны. Иначе говоря, воздух подвергается колебаниям, а самолет, оказавшийся в зоне турбулентности, начинает трясти.

Искушенные авиапассажиры иногда называют этот процесс «болтанкой». Когда человек ощущает тряску, нервы его начинают пошаливать в ожидании неприятностей.

Сберечь нервы помогает знание того, поведение самолета в турбулентном потоке воздуха – распространенное явление. Прочность корпуса воздушного судна и устройство системы управления самолетом таковы, что опасаться за свою безопасность при прохождении через места смены воздушных потоков пассажирам совершенно не стоит. А своевременно и надежно пристегнутый ремень поможет избежать мелких неприятностей во время тряски.

На вопрос Что такое "воздушные ямы" ,в которые попадают самолеты при полете? заданный автором *@ Екатерина @ * лучший ответ это Термик - восходящие потоки воздуха в атмосфере Земли, вызванные нагреванием приземного слоя воздуха под воздействием лучей Солнца или других факторов.
Как известно из школьного курса физики, воздух при нагревании расширяется, сохраняя при этом свою массу. плотность воздуха при этом уменьшается и нагретый воздух под действием Архимедовой силы поднимается вверх. Солнечные лучи, проходя через воздух, частично поглощаются молекулами составляющими воздух. В результате этого поглощения воздух нагревается, но величина этого нагрева не идет ни в какое сравнение с нагревом поверхности Земли солнечными лучами. Чем темнее поверхность, тем большую часть солнечного света она поглотит, и тем больше она нагреется. По этому сильнее всего нагреваются пашня и асфальтовая дорога, чуть меньше нагреются скалы и здания, а лес и вода нагреются значительно слабее. Снег и лёд практически не нагреваются, отражая почти весь солнечный свет.
Получается следующая картина - солнечные лучи нагревают поверхность Земли, поверхность Земли нагревает приземный слой воздуха, нагретый слой воздуха поднимается вверх, на место нагретого воздуха притекает холодный воздух и все повторяется. Но поверхность Земли неоднорона и нагревается она по разному, соответственно и воздух нагревается по разному - где-то сильнее, где-то слабее. Более прогретый воздух быстрее поднимается вверх и образует область восходящего потока.
Утром, когда первые лучи солнца нагрели участок поверхности Земли с большей поглощающей способностью, например скалу в поле, вокруг него начинает нагреваться слой воздуха. Через некоторое время эта часть воздуха взлетит вверх в виде пузыря теплого воздуха. По форме он в точности напоминает пузырёк воздуха в воде, всплывающий вверх.
Когда солнце хорошо прогрело учаcток Земли, воздух начинает прогреваться очень быстро и пузыри воздуха сливаются в одну непрерывную струю воздуха, направленную вверх. Получается невидимая труба, в которой воздух поднимается на высоту от нескольких сотен метров до нескольких километров. На этой высоте воздух значительно холоднее, чем у земли, и поднявшийся теплый воздух перемешиваясь с холодным быстро остывает. Это вызывает образование тумана - конденсацию водяного пара, что мы видим в виде появившегося в чистом небе облака.
Остывший на высоте воздух теряет плавучесть и начинает опускаться вниз, образуя вокруг восходящего потока воздуха кольцевой слой нисходящего воздуха. Опустившись, холодный воздух опять нагревается. Получился воздушный насос на солнечной энергии, перекачавающий воздух от земли вверх и обратно. Причем работает он и после захода Солнца, до тех пор пока участок земли остается нагретым.
Данное явление, работающее на явлении воздушной конвенкции, в авиации получило название ТЕРМИК. При попадании самолета в термик самолет испытывает воздействие аэродинамических сил, которые создают перегрузку. Пассажирами эта перегрузка воспринимается как толчки вверх и вниз, которые им объясняются наличием в воздухе «воздушных ям» .
Птицы и пилоты планеров используют термики в качестве своеобразного лифта, поднимающего их вверх без затрат энергии. Для этого всего лишь надо найти в воздухе невидимую струю воздуха, определить где у неё центр и начать кружиться вокруг этого невидимого центра струи.

Мгновения, которые пришлось пережить пассажирам авиарейса Москва-Бангкок, можно назвать без преувеличения жуткими. Самолет попал в ловушку - то, что летчики называют «турбулентность ясного неба». Переломы, ранения - у людей было ощущение, что самолет начал падать. 27 человек травмированы, 15 из них остаются в больницах Бангкока.

Первые минуты после тряски. В салоне самолета - жуткая картина. Окровавленные пассажиры лежат в проходах, сидят у аварийных выходов. Многих просят не вставать - неизвестно, насколько серьезны травмы. Как выяснится потом, переломы, сильные ушибы.

«С одной стороны лежала женщина, стонала, ей было очень больно. И мужчина стонал. Ему было, видимо, вдвойне больнее. Девушка, когда уже все закончилось, ходила по салону, у нее был глаз подбит, щека вся разодрана. Таких людей было много, которые очень сильно пострадали. Почти никто не был пристегнут и не успел пристегнуться», - рассказывает пассажирка Елена Трегубец.

Самолет еще не начал снижение, поэтому табло «Пристегните ремни» не горело. Люди спокойно гуляли по салону - разминались в проходах после девятичасового перелета. Рейс Москва-Бангкок подходил к концу. За 40 минут до посадки - резкие толчки. 300-тонный "Боинг-777" провалился в воздушную яму почти на 250 метров.

«Сильно нас качнуло раза два-три. И как-то я сразу интуитивно начала пристегиваться. И буквально пара секунд, и как будто начали мы падать. И пассажиры вверх полетели до потолка, и с грохотом все упали вниз», - рассказывает Елена Трегубец.

В аэропорту самолет встречали медики. Всего на борту было 313 человек. 27 - среди них и россияне, и иностранцы - сразу отправили в местный госпиталь. Там некоторым пострадавшим пришлось делать операции. Для помощи россиянам в больницу отправили сотрудников посольства и переводчика.

Погода в небе над Таиландом не сулила ничего плохого. По словам специалистов, лайнер попал в так называемую турбулентность ясного неба.

«Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью. И ее не фиксируют приборы. Основная опасность в том, что у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости пристегнуться. Эта ситуация крайне опасна для пассажиров, которые остаются не пристегнутыми ремнями безопасности», - пояснили в авиакомпании «Аэрофлот».

Такая болтанка случается и в небе над Россией, но куда слабее, чем в тропических широтах.

«В тропических широтах оно более развито и характеризуется очень большими градиентами, то есть, мощностью и непредсказуемостью. Избежать этого было невозможно. Хотя надо держать ухо востро», - комментирует ситуацию командир авиационной эскадрильи, пилот Сергей Матросов.

В идеале, нужно быть пристегнутыми весь полет, как экипаж этого рейса. Должностная инструкция. За штурвалом был опытный летчик Александр Рузов, налет свыше 23 тысяч часов. Второй пилот Артем Унанов - налет больше 10 тысяч. Они вывели машину из зоны турбулентности, посадили в штатном режиме. По их словам, тряска усилилась из-за действий автопилота.

«Автопилот не смог вовремя правильно среагировать, поэтому и получились такие броски самолета. Поэтому после попадания в воздушную яму мы отключили автопилот и плавненько самолет вывели в горизонтальный ровный полет», - рассказал Александр Рузов.

Путешественники отметили работу бортпроводников. Они оказывали помощь и делали все, чтобы избежать паники. Хотя им самим изрядно досталось.

«По ним видно было, что они с травмами, они тоже поцарапанные, они тоже были не готовы к этому. Они давали обезболивающие таблетки тем, кто очень сильно пострадал, накладывали жгуты», - рассказывает Елена Трегубец.

Подобные случаи в гражданской авиации - не редкость. Каждый год в мире фиксируют почти 750 таких происшествий. На рейсе компании Etihad Airways из Абу-Даби в Джакарту травмы получили 30 человек. А это кадры с перелета из Лимы в Буэнос-Айрес - досталось даже членам экипажа. Но, пожалуй, самый громкий случай - в небе над Гонконгом. В августе 2013 года в зону турбулентности попали сразу два авиалайнера. Один из пассажиров тогда пробил головой пластиковую обшивку салона. Больше пятидесяти человек увезли в больницы.

Пассажирам рейса Москва-Бангкок продолжают оказывать помощь в тайских клиниках. Их жизни ничто не угрожает. Для родственников открыли горячую линию - по телефону +66904033645 можно узнать всю последнюю информацию о состоянии пострадавших. Тем временем, стало известно, что все пострадавшие получат компенсации. Кроме того, им оплатят лечение, переоформление билетов и гостиниц.

При этом после посадки службы аэропорта проверили сам «Боинг», попавший в воздушную яму. Никаких повреждений не обнаружено. Самолет сразу же отправился обратно в Москву.

Многие люди боятся летать самолетами. Психологи утверждают, что существует даже такое понятие, как «аэрофобия». Пациенты с таким диагнозом испытывают настоящий ужас от одной только мысли о том, чтобы подняться в воздух. Самые сильные негативные эмоции вызывают попадания в воздушные ямы и турбулентность. Подобные моменты неприятны даже для тех, кто не испытывает страха перед полетами. Однако пилоты утверждают, что на самом деле это вполне обычное природное явление, которое можно объяснить научным языком, и никакой беды оно пассажирам авиалайнера не принесет. Сегодня мы решили рассказать вам, что такое на самом деле воздушная яма, и стоит ли ее бояться.

Объяснение термина

Обычному человеку довольно сложно понять, что же на самом деле представляет собой воздушная яма. Каждый понимает, что в небе не существует шоссе и дорожное покрытие, а, следовательно, не может быть никаких ям. К примеру, когда речь идет об управлении автомобилем любому абсолютно ясно, что на дороге может возникнуть препятствие либо яма, которую опытный водитель сможет обрулить. А вот как быть, если вы попали в воздушную яму? Можно ли ее миновать? И насколько она опасна? На все эти вопросы мы ответим в следующих разделах статьи. Но давайте разбираться в этой непростой теме постепенно.

Ученые уже давно выяснили, что воздушные потоки неоднородны. Они имеют разную направленность, температуру и даже плотность. Все это сказывается на авиалайнерах, следующих по определенным маршрутам. В случае когда самолет встречает на пути потоки более низкой температуры, создается полная иллюзия кратковременного падения. Тогда мы обычно говорим, что судно провалилось в воздушную яму. Однако на самом деле это всего лишь иллюзия, которую легко объяснить с помощью современной науки.

Нисходящие и восходящие потоки

Чтобы понять, как образуются воздушные ямы, необходимо получить полное представление о движении воздушных потоков. Согласно законам физики, нагретый воздух всегда поднимается вверх, а охлажденный опускается вниз. Теплые потоки называют восходящими, они всегда стремятся ввысь. А холодный воздух принято считать нисходящим, и он подобно воронке тянет вниз все, что попадается ему на пути.

Именно из-за движения этих потоков образуются столь нелюбимые пассажирами воздушные ямы при полете. Они заставляют путешественников испытать очень неприятные ощущения, которые многие долго не могут забыть.

Принцип образования воздушных ям

Несмотря на то что современная авиастроительная промышленность уже давно оснастила свои новые лайнеры обилием технологических новинок, призванных сделать полет комфортным и безопасным, до сих пор никому не удалось избавить пассажиров от неприятных ощущений, вызванных нисходящими воздушными массами. Итак, самолет попал в воздушную яму. Что происходит с ним в этот момент?

Даже во время полета в хороших погодных условиях авиалайнер может натолкнуться на поток холодного воздуха. Так как он является нисходящим, то начинает существенно тормозить скорость подъема самолета. Примечательно, что по прямой он идет с прежними показателями, однако немного теряет высоту. Обычно это длится всего лишь несколько мгновений.

Затем авиалайнер встречается с восходящим потоком, который начинает выталкивать его вверх. Это позволяет воздушному судну набрать прежнюю высоту и продолжить полет в штатном режиме.

Ощущения пассажиров

Тем, кто никогда не попадал в воздушные ямы довольно сложно понять, что чувствуют пассажиры самолетов. Обычно люди жалуются на то, что они испытывают спазмы в желудке, подступающую к горлу тошноту и даже, длящуюся доли секунд, невесомость. Все это сопровождается иллюзией падения, которая воспринимается максимально реалистично. Совокупность ощущений приводит к неконтролируемому страху, именно он в дальнейшем не позволяет большинству людей спокойно переносить перелеты и вызывает аэрофобию.

Стоит ли паниковать?

К сожалению, ни один самый высокопрофессиональный пилот не сможет миновать воздушную яму. Ее невозможно облететь и даже марка и класс самолета не смогут уберечь пассажиров от неприятных впечатлений.

Пилоты утверждают, что в момент попадания в нисходящий поток самолет на время теряет управление. Но паниковать из-за этого не стоит, подобная ситуация длится не более нескольких секунд и кроме неприятных ощущений ничем не грозит путешественникам.

Однако необходимо знать, что в воздушной яме авиалайнер испытывает серьезное давление. В этот момент самолет попадает в «болтанку» или турбулентность, которая, в свою очередь, добавляет испуганным пассажирам неприятных ощущений.

Кратко о турбулентности

Данное явление доставляет путешественникам массу неудобств, но на самом деле оно не опасно и не может привести к крушению авиалайнера. Считается, что нагрузки на самолет во время турбулентности ничуть не выше чем на автомобиль, который движется по неровной дороге.

Зона турбулентности образуется тогда, когда встречаются воздушные потоки с разной скоростью. В этот момент образуются вихревые волны, которые вызывают «болтанку». Примечательно, что на некоторых маршрутах турбулентность возникает регулярно. Например, во время полетов над горами самолет всегда трясет. Подобные зоны бывают довольно продолжительными, и «болтанка» может длиться от нескольких минут до получаса.

Причины турбулентности

О самой распространенной причине возникновения «болтанки» мы уже рассказали, но, помимо этого, вызвать ее могут и другие факторы. К примеру, пролетевший впереди воздушный лайнер часто способствует образованию завихрений, а они, в свою очередь, формируют зону турбулентности.

Недалеко от поверхности земли воздух прогревается неравномерно, поэтому и создаются вихревые потоки, которые становятся причиной турбулентности.

Примечательно, что пилоты сравнивают полеты в облаках движению по шоссе с ямами и ухабами. Поэтому в облачную погоду пассажиры чаще всего испытывают все «прелести» перелета в трясущемся самолете.

Опасности турбулентности

Большинство пассажиров на полном серьезе считают, что турбулентность может нарушить герметичность салона и привести к крушению. Но на самом деле это самое безопасное явление из всех возможных. История авиаперевозок не знает случая, когда попадание в «болтанку» привело бы к фатальным последствиям.

Авиаконструкторы всегда закладывают в корпус самолета определенный запас прочности, который вполне спокойно выдержит и турбулентность, и грозу. Конечно, подобное явление вызывает у пассажиров тревогу, неприятные эмоции и даже панику. Но на самом деле необходимо просто спокойно переждать этот момент, не поддаваясь собственному страху.

Как вести себя во время полета: несколько простых правил

Если вы очень боитесь летать, а мысли о воздушных ямах и турбулентности вызывают у вас чувство ужаса, то постарайтесь соблюдать ряд простых правил, которые существенно облегчат ваше состояние:

  • не употребляйте алкоголь во время полета, он только усугубит неприятные эмоции;
  • постарайтесь пить воду с лимоном, она снимет приступы тошноты при попадании в воздушные ямы;
  • перед путешествием настройте себя на позитивный лад, иначе вы все время будете мучиться от предчувствий и негативных эмоций;
  • обязательно пристегивайтесь ремнями, во время прохождения зоны турбулентности пассажиры могут быть травмированы;
  • если вы очень сильно боитесь летать, то выбирайте более крупные модели самолетов, которые менее чувствительны к разного рода тряскам.

Надеемся, что после прочтения нашей статьи ваш страх перед перелетами станет менее острым, а ваше следующее воздушное путешествие пройдет легко и приятно.

Путешествия

Что такое воздушная яма? Полет на самолете

20 января 2016

С земли может казаться, что облака - это сгустки ваты. Но в такое могут поверить только дети. На самом же деле облака образуются благодаря скоплению миллионов капель воды. Иногда даже самая безобидная, казалось бы, облачность вызывает сомнения у пилотов.

Раньше полет на самолете был полностью подвластен интуиции, удаче и опыту капитана. Сегодня же безопасность полетов вышла на более высокий уровень, благодаря развитию авиапромышленности. Однако ни один, даже самый опытный, пилот не может застраховать самолет от попадания в грозовые тучи, где его, как правило, ждет и молния, и град, и воздушная яма. Что же это за явление и стоит ли его бояться?

Что такое турбулентность?

Пилоты называют это явление «болтанкой». Некоторые говорят, что это воздушная яма. Самолет шатает из стороны в сторону, а иногда складывается такое впечатление, что он как-будто подпрыгивает и размахивает крыльями.

Удивительно, но турбулентность может возникнуть, не только когда самолет попадает в облачную зону. Существует такое понятие, как турбулентность ясного неба. Но если погода безветренная, давление и влажность в норме, то температура равномерно распределяется в воздухе. Это идеальные условия для безопасного полета. А если на небе есть облака, то это уже показатель того, что существуют перепады температуры. Восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Особенно воздушная яма, точнее попадание в нее, ощущается во время полета над горами, океанами или морем. Но сильно бояться этого явления не стоит, так как современные самолеты изначально спроектированы с учетом всех этих моментов.

В чем опасность турбулентности?

«Болтанка» - явление не из приятных, но для самолета она абсолютно безопасна. Практически все летчики в этом убеждены. Но тем не менее, попадая в зоны турбулентности, они тут же стремятся покинуть их. Как правило, случайного захода в зону «болтанки» не бывает. Пилоты заранее готовятся к возможным сложностям в полете. Поэтому у них в запасе всегда имеется пара дополнительных маршрутов обхода.

Следует знать, что это явление самолету не может причинить никакого вреда. Он не поломается, не развалится и не взорвется. А вот пассажирам в такой обстановке приходится нелегко. Особенно могут пострадать те, кто по тем или иным причинам не пристегнул ремни. В таком случае можно даже серьезно травмироваться.

Истина или миф?

Большинство пассажиров считают, что попадание в зону турбулентности полностью зависит от мастерства пилота. Но, к сожалению, ни навыки, ни опыт, ни квалификация последнего никак на это не могут повлиять. На степень тряски оказывают влияние исключительно атмосферные условия, а также вес самого самолета. Тяжелые машины в большей степени защищены от этого явления. Точнее сказать, тряска в них ощущается не так сильно.

Пассажирам следует знать, что экипаж самолета всегда действует по нормативу. Иногда принимается решение о вынужденной посадке самолета. Однако это совсем не означает, что судно неисправно. По правилам безопасности, экипаж имеет право посадить самолет из-за неблагоприятных метеоусловий.

Правила поведения в самолете

Поскольку турбулентность - естественное явление во время полета, и воздушные ямы при полете также часто встречаются, то лучше знать, как правильно действовать, чтобы не травмироваться. В некоторых случаях на ситуацию повлиять невозможно, но минимизировать риски получения серьезных увечий все же можно.

  1. Не стоит покидать посадочное место при вхождении в зону турбулентности.
  2. Багаж, находящийся на верхних полках, должен быть хорошо закреплен.
  3. Отстегивать ремни безопасности во время тряски строго запрещено.
  4. Следует выполнять все указания персонала.

Воздушная воронка - что это такое?

Иногда турбулентность возникает от того, что самолет попадает в область пониженного давления. Чем же опасны подобные явления?

Конечно же, понятие «воздушная яма» носит абстрактный характер. Почему? В воздухе не может быть ям. Но тем не менее от резких перепадов давления самолет начинает внезапно падать вниз. Однако это только так ощущается. На самом деле самолет попадает в нисходящий воздушный поток, который своей силой тянет его вниз. При этом происходит снижение скорости подъема. Затем происходит обратный процесс. Самолет попадает в восходящий поток воздуха, который выталкивает его вверх. Ощущения от всего происходящего крайне неприятные. Однако избежать подобного явления практически невозможно, так как природу нельзя контролировать. Единственное, что могут сделать люди, так это повысить прочность конструкции, тщательно проверить крепления и механизмы, чтобы самолет достойно справился с непростой ситуацией.

Что делать, если самолет попал в воздушную яму?

Для начала, не стоит впадать в панику. Явление это распространенное, без него не обходится ни один полет над горами или Тихим океаном. Однако пассажиры должны к нему внутренне подготовится. Не следует перед полетом и во время него употреблять алкогольные напитки. По возможности следует отказаться от приема лекарственных средств. Во время полета не стоит ничего читать. Лучше пить воду с лимоном, чтобы справится с чувством тошноты. Самолет при попадании в воздушную яму особо не пострадает, так как по всем правилам к полету допускаются только полностью исправленные летательные аппараты. В мире известно только несколько случаев авиакатастроф из-за попадания самолета в воронку, однако они все же есть. В таком случае лучше с молитвой преодолевать воздушные ямы. Катастрофы иногда удается избежать, как утверждают очевидцы. Но не всегда пилот может справиться с управлением, и случается настоящая беда.

Как минимизировать риски при полете?

Поскольку попадание в воздушную яму в некоторой степени связано с погодными условиями, то, прежде чем совершить полет на самолете, лучше изучить, как можно минимизировать риск возникновения некомфортных условий.

  1. Осуществлять полет лучше всего в начале дня. Как правило, ветер, буря, гроза или град в утреннее время маловероятны.
  2. По возможности следует выбирать рейсы без промежуточных посадок.
  3. Нужно изучить прогноз погоды в тех местах, через которые будет пролетать самолет.
  4. Узнайте номера гостиниц в тех городах, через которые будет совершаться полет на самолете. Если вдруг будет вынужденная посадка, можно быстро забронировать номер в ближайшем отеле.
  5. Крупные самолеты менее опасны. Даже при сильной тряске внутри них находиться достаточно комфортно. Поэтому перед полетом следует изучить, какие типы самолетов предлагают те или иные авиакомпании.
  6. Следует выбирать рейсы, которые часто летают по нужному маршруту. В этом случае более вероятен благоприятный исход, если что-то пойдет не так.