VLG – личные реактивные самолеты. Самый маленький самолет в мире Как называются небольшие самолеты

1 Самолет Х-12h

На данный момент это самый маленький самолет из всех официально зарегистрированных моделей. Экспериментальный аппарат Х-12h в разобранном виде помещается в обыкновенный ручной чемодан: ее длина составляет 3,74 метра, высота – 1, 55 метра, размах крыльев – 6, 31 метра, а вес – всего 55 килограмм. Конструктор модели – Дмитриев Виктор Павлович – работал над ней почти 25 лет. Его усилия не пропали впустую: самолет занесен в Книгу рекордов Гиннеса.

2 Самолет FlyNano


Второе место в нашем списке принадлежит финскому одноместному летательному аппарату FlyNano. При его компактных параметрах – длине в 3,8 метра и размахе крыла в 4,8 метра – он способен поднимать пассажира весом до 113 килограмм. Сама машина при этом весит 70 килограмм. Двигатель размещается над креслом пилота, а шасси отсутствуют: самолетик взлетает с воды.

3 Самолет «Бамбл Би», или «Шершень»


До 1894 года звание самого маленького самолета удерживала малютка длиной в 2,92 метра и с размахом крыльев 2 метра. При весе в 248 килограмм она развивала немалую скорость – 290 км/ч. Ее создатель, американец Роберт Старр, ласково называл свое детище «Бамбл Би», или «Шершень».

4 Самолет «Скай Бэби»


Еще одна американская модель с поэтичным именем «Скай Бэби» считалась самым маленьким одномоторным самолетом до середины 50-х. Три метра в длину и 205 килограмм веса позволяли ей развивать скорость до 270 км/ч. Правда, «Летающим малышом» : пилот не сидел в кабине, а фактически лежал, вытянув ноги вдоль хвоста.

5 Самолет «Джуниор»


«Джуниор» Рэя Ститса, построенный на основе деталей армейского самолдета «Тэйлоркрафт» L-2, царил в Книге рекордов вплоть до 1948-го. При длине 3, 4 метра и размахе крыльев от 2Э,7 до 2,8 метров в разных модификациях он был оснащен достаточно мощным мотором – 65 л.с. – и мог достигать скорости до 240 км/ч.

6 Самолет «кибержук» CyberBUG


Среди техники, лидирует «кибержук» CyberBUG. По словам разработчиков, его основной задачей является «защита гражданских и военных целей от преступников и террористов». Аппарат весит около 1, 5 килограмм, поднимает грузы, вдвое превышающие его вес, и поднимается на высоту 150 километров. Управляется «жучок» дистанционно.

7 Самолет McDonnell XF-85 Гоблин


Несколько большими габаритами обладает самый компактный в мире истребитель – McDonnell XF-85 Гоблин. 4,53 метра в длину, 2, 56 метра в высоту – при таких скромных характеристиках аппарат обладает прямо-таки убойным действием: его боевой радиус составляет – ни много ни мало – 350 километров. Вооружен он на славу – четырьмя 12.7-мм пулеметами.

8 Самолет F/A-18A «Xopнет»


Среди военных летательных аппаратов лидирует американский бомбардировщик F/A-18A «Xopнет» – палубный моноплан со складным крылом. Его длина – 17 метров, а высота – 4, 6 метра, что совсем немного, учитывая широкий арсенал вооружения и мощность.

9 Самолет «Generation Two»


Маленькие самолеты могут служить и для транспортировки грузов. Самым ярким примером является модель «Generation Two» французской марки Socata. Он оснащен турбодвигателем и способен вмещать до пяти человек, включая пилота. Грузоподъемность этой крохи (7, 75 метра в длину) довольно велика – 1400 килограмм.

10 Самолет Global 5000


Самым маленьким на сегодняшний день эксперты называют Global 5000 от канадской компании «Bombardier Aerospace». Он может принимать на борт до 17 человек и преодолевать расстояния до 9630 километров. При этом стоит отметить, что по характеристикам он справедливо считается одним из лучших в современной бизнес-авиации.

Авиация – настолько обыденное явление в наши дни, что летящий пассажирский самолет в небе не вызывает ни у кого особого удивления. Существует несколько сотен различных конфигураций гражданских авиалайнеров, которые делят на несколько групп: малые, среднемагистральные и рассчитанные на межконтинентальные полеты.

Есть такое понятие, как сверхмалое самолетостроение. Изначально подобные модели, весящие иногда не более 60-70 килограмм, разрабатывались для военных операций до середины XX века. Но затем им нашли более функциональное применение в гражданской авиации. Теперь несколько конструкторов утверждают, что именно они создали самый маленький по размерам и массе самолет в мире. Их детища борются в нескольких категориях:

  • самая малая длина,
  • ширина,
  • масса,
  • размах крыльев и так далее.

Так какие они, наиболее миниатюрные модели авиалайнеров? В этой статье мы рассмотрим самолеты, оспаривающие это звание друг у друга.

Х-12H

Этот небольшой самолет сконструировал живущий в Армавире Виктор Дмитриев. Труд всей его жизни занял более двух десятков лет, сейчас проходят испытательные полеты. Если они завершаться удачно, планируется поставить производство самолета на конвейер. Основное преимущество модели в том, что его легко собирать и разбирать, процедура занимает не более получаса.

Характеристики:

  • Масса – 80 килограмм;
  • Размер – 3,6 метров (длина);
  • Размах крыльев – 6,3 метра;
  • Грузоподъемность – 150 килограмм (включая топливо);
  • Скорость полета – до 120-125 км/ч.

Wee Bee

Инновационная по тем временам модель появилась на свет благодаря усилиям троице молодых и честолюбивых авиаконструкторов в середине XX века, в американском штате Флорида. Название модели можно перевести с английского как «малюсенькая пчела», и модель вполне его оправдывает. Правда пилоты-испытатели сразу же нашли существенный недостаток – управление происходит из положения «лежа», что сковывает действия летчика и затрудняет его обзор. После нескольких испытаний эксперимент признали неудачным и передали самолет в местный музей.

Характеристики:

  • Масса – 95 килограмм;
  • Размер – 4,25 х 5,5 метров;
  • Размах крыльев – 5,49 метров;
  • Грузоподъемность – 186 килограмм (включая топливо);
  • Скорость полета – до 121-132 км/ч;

Colomban Cri-cri

Благодаря упорству и оптимизму французского авиаконструктора Мишеля Коломбана, на свет появилась одна из первых экономически и технически успешных моделей миниатюрной авиации. Она неоднократно дорабатывалась, современная версия имеет четыре двигателя и занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый маленький реактивный четырехмоторный самолет. На настоящий момент произведено более 150 экземпляров авиалайнера, многие эксперты признают его наиболее безопасным из всей линейки моделей сверхмалой авиации.

Характеристики:

  • Масса – 78 килограмм;
  • Размер – 3,9 метров (длина);
  • Размах крыльев – 4,9 метров;
  • Грузоподъемность – 170 килограмм (включая топливо);
  • Скорость полета – до 185-220 км/ч.

Nano

Финское авиаконструкторское бюро FlyNano работало над созданием миниатюрного электрического гидросамолета более 3-х лет, и в 2011 году первый опытный образец увидел свет. Самолет обладает предельно малым весом, благодаря тому, что создан преимущественно из углеродного волокна. Есть и существенный недостаток: у модели не предусмотрены шасси, а значит приземление возможно исключительно на водную поверхность. Согласно изначальному плану, планировалось две вариации моделей: с двигателями на электричестве и на бензине, но затем предпочтение было отдано электрическому варианту за счет его экологичности и удобству в эксплуатации. Испытательные полеты закончены, и скоро компания приступит к массовому производству. Любой желающий сможет купить такое чудо инженерной мысли за 30 тысяч евро.

Характеристики:

  • Масса – 70 килограмм;
  • Размер – 3,8 метров (длина);
  • Размах крыльев – 4,8 метров;
  • Грузоподъемность – 200 килограмм (включая топливо);
  • Скорость полета – до 140 км/ч.

Junior

Модель создавалась конструкторами с одной единственной целью – обойти инженеров Wee Bee, сделать аппарат еще меньше и попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Отправной точкой для Джуниора послужил самолет Taylorcraft L-2, который разработали для потенциального участия во Второй Мировой войне. Но тогда его посчитали слишком уязвимым, и проект свернули. Его последователя постигла более счастливая судьба, и самолет признали самым малым монопланом в мире, а его создатели приложили руку к появлению целой линейки моделей малогабаритной авиации.

Характеристики:

  • Масса – 120 килограмм;
  • Размер – 3,46 метров (длина);
  • Размах крыльев – 2,85 метров;
  • Грузоподъемность – 187 килограмм (включая топливо);
  • Скорость полета – до 240 км/ч.

Это другое детище создателей моноплана Junior, являющееся миниатюрным бипланом. Деревянные крылья, обитые тканевым покрытием, и хромированный корпус сделали самолет неоправданно тяжеловесным и сместили его центр тяжести. Чтобы устранить данный недостаток, конструкторам пришла идея установить двигатель под летчиком. Решение оказалось удачным, модель развивала приличную скорость и поучаствовала в нескольких американских авиа-шоу. Теперь биплан находится в музее, в штате Висконсин.

Характеристики:

  • Масса – 205 килограмм;
  • Размер – 3 метра (длина);
  • Размах крыльев – 2,1 метр;
  • Грузоподъемность – 302 килограмма (включая топливо);
  • Скорость полета – до 300 км/ч.

Интересный факт. Sky Baby удерживал звание самого маленького в мире биплана с 1952 по 1984 годы.

Bumble Bee

Конструктором этой модели выступил летчик-испытатель Роберт Стар, который принимал участие в экспериментальных полетах Sky Baby. Вдохновившись возможностями сверхмалой авиации и желая стать обладателем денежного вознаграждения от Книги рекордов Гиннеса, он также попробовал свои силы в конструировании. Он добился своей цели и обошел Sky Baby – длина его модели оказалась короче на 0,9 метров, а скорость почти не уступала конкуренту.

Характеристики:

  • Масса – 248 килограмм;
  • Размер – 2,9 метров (длина);
  • Размах крыльев – 2 метра;
  • Грузоподъемность – 329 килограмм (включая топливо);
  • Скорость полета – до 290 км/ч.

Baby Bird

После успеха Роберта Стара с его Bumble Bee, создатели Sky Baby решили сконструировать новою, еще более миниатюрную модель. Так на свет появился Baby Bird. Авиалайнер добился звания «самый маленький самолет» в семействе монопланов. В эксплуатировании модель пробыла около пяти лет, и за это время не произошло ни одной форс-мажорной ситуации. Теперь самолет хранится в Смитсоновском музее, в городе Вашингтон.

Характеристики:

  • Масса – 115 килограмм;
  • Размер – 3,4 метра (длина);
  • Размах крыльев – 1,9 метров;
  • Грузоподъемность – 193 килограмма (включая топливо);
  • Скорость полета – до 177 км/ч.

Bumble Bee II

После оглушительного успеха его дебютной модели маленького самолета, Роберт Стар вознамерился побить свое же достижение и создать биплан еще меньше. В конце 80-х годов прошлого века мир увидел представителя сверхмалой авиации с экстремально маленьким размахом крыльев – всего 1,7 метров. К сожалению, его испытания повлекли за собой трагедию. Во время очередного тестового полета у машины отказали двигатели, и она потерпела крушение. Ей управлял сам авиаконструктор, который долго восстанавливался от полученных травм. Модель была сильно повреждена, и для отправки в музей ее пришлось собирать заново.

Характеристики:

  • Масса – 180 килограмм;
  • Размер – 2,7 метра (длина);
  • Размах крыльев – 1,7 метров;
  • Грузоподъемность – 250 килограммов (включая топливо);
  • Скорость полета – до 305 км/ч.

BD-5J

Прародителем данного представителя малогабаритной авиации стал авиаконструктор Джим Беде. После проверки безопасности, прочности и соответствия всем указываемым габаритам, авиалайнеру присвоено звание «самый маленький реактивный самолет в мире» по версии жюри Книги рекордов Гиннеса. Обладая крайне миниатюрными размерами, самолет поддерживает крейсерскую скорость в 386 километров в час. По словам создателя, он был способен пролететь более полутора тысяч километров без дополнительной заправки.

Вскоре началось массовое производство миниатюрных реактивных авиалайнеров данной модели, а в рекламной кампании упор делался на тот факт, что купить и обслуживать собственный самолет гораздо проще и дешевле, чем всю жизнь переплачивать за билеты на пассажирские авиалинии. Благодаря своим крохотным размерам, модель спокойно могла поместиться в любой гараж, после демонтажа крыльев. Первоначальная цена на BD-5J равнялась примерной стоимости новой машины среднего класса, но даже когда создатели ее увеличили, их продукция расходилась не хуже горячих пирожков.

Более 20 тысяч моделей было раскуплено или заказано в течение первого года с открытия продаж. Это был рекорд, которым не могли похвастаться такие титаны авиастроительного бизнеса, как Boeing и Airbus вместе взятые. Основное неудобство заключалось в том, что клиентам просто высылали полный набор деталей с перечнем исчерпывающих инструкций, которые им предстояло собрать в целый функционирующий самолет, сначала сварочным методом, а позднее при помощи сверхпрочных шурупов.

Еще одним выигрышным достоинством модели можно назвать ее крайне удачный внешний дизайн, представляющий собой нечто среднее между военными и спортивными летательными аппаратами.

Вот только высокой безопасностью данный реактивный самолет, к сожалению, не отличался. За полгода широкой эксплуатации произошло около 15 серьезных авиакатастроф, 9 из которых закончились летальным исходом. После кропотливого расследования, к которому подключились службы авиационной безопасности США, было установлено, что главной проблемой, вызывающей аварии, являются некачественно изготовленные детали двигателя. Вскоре после этого, конструкторское бюро, выпускавшее самолеты, обанкротилось, и выпуск опасных для жизни моделей завершили.

Однако история BD-5J на этом не закончилась. Многие авиаконструкторы-любители переделали и модифицировали купленные самолеты по своему вкусу и продолжают пользоваться ими и сегодня.

Характеристики:

  • Масса – 161 килограмм;
  • Размер – 2,66 метра (длина);
  • Размах крыльев – 5,18 метров;
  • Грузоподъемность – 299 килограммов (включая топливо);
  • Скорость полета – до 483 км/ч.

Личным автомобилем сейчас уже никого не удивишь, а вот личным самолётом, пожалуй. Малогабаритная авиация с каждым годом набирает все большую популярность, да и количество желающих получить летную лицензию растет. Маленькие самолеты – уже не просто способ увековечить себя в книге рекордов, а серьезный бизнес, доход которого в наши дни только умножается. Подобные модели участвуют во многих ведущих мировых аэро-шоу и неизменно вызывают огромный восторг у публики.

Видео

Понятие «сверхлёгкая авиация» в нашей стране появилось более сорока лет назад. Именно тогда, в 1973 году, в СССР было официально принято данное обозначение для летательных аппаратов с особо малой массой. Согласно установленным нормативам, в России к данной категории относятся летательные аппараты массой менее 495 кг и имеющие минимальную скорость полёта до 65 км в час. К этому классу не относятся воздушные суда легче воздуха — воздушные шары, дирижабли, аэростаты, а также все непилотируемые модели — радиоуправляемые стендовые модели, боевые БЛА и т.д. В большинстве стран мира это понятие относится к моторным летательным аппаратам, снабжённым крыльями: самолётам, вертолётам, автожирам, мотодельтапланам, мотопарапланам.

Между тем, в разных странах сверхлёгкие воздушные аппараты классифицируются по разному. К примеру, в Бразилии к классу «ультралайт» («сверхлёгкие») относятся самолёты, имеющие массу менее 750 кг, а в США к «сверхлёгким» относятся только те ЛА, чей вес не превышает 115 кг. То же самое относится и к определению минимальной скорости: в США она составляет 45 км\ч, в Европе (в т.ч. и в России) — 65, а в Новой Зеландии — 83 км\ч.
Наиболее лёгкими летательными средствами в данном классе являются различные виды мотодельтапланов и мотопарапланов. В связи с особенностями их конструкции основная масса приходится на двигатель, в то время как остальные механические системы управления практически отсутствуют. Однако, парпланы и дельтапланы, даже снабжённые моторами, вряд ли можно считать полноценными транспортными средствами, с помощью которых можно преодолевать расстояние между соседними городами. Настоящим воздушным транспортным средством является самолёт, пусть даже если этот самолёт «ультралайт». Между авиационными конструкторами не одно десятилетие идёт неофициальное соревнование — кто сможет создать самый лёгкий самолёт в мире. В книге рекордов Гиннеса имеются несколько рекордных моделей сверхлёгких самолётов, но они, к сожалению, не отличаются практичностью. Поэтому данные «чемпионы» были созданы в единственном экземпляре с одной лишь целью: поставить рекорд. Печально знаменит микросамолёт «Бамбл Би» — 2, построенный в 1988 г. американским конструктором Р. Старром. Этот малыш длиной 2 м 70 см и с размахом крыльев менее двух метров, смог оторваться от земли, но рухнул с высоты сотни метров. Его создатель получил тяжелейшие травмы, но самолёт всё-таки был внесён в книгу рекордов Гинесса как самый маленький самолёт в мире.
Несомненно, подобные курьёзные модели самолётов вряд ли можно расценивать как нечто серьёзное. Однако, среди «ультралайтов» имеются вполне функциональные и безопасные модели, запущенные в серийное производство. Если рассматривать полноценные воздушные аппараты, выполненные по традиционной для самолётов схеме, и то рейтинг их в данном случае будет выглядеть следующим образом (в порядке возрастания массы):
Большинство моделей сверхлёгких самолётов превышают по своей массе 100 кг. И лишь небольшое количество серийных сверхлёгких самолётов могут похвастаться весом, меньшим центнера.
1. «Аэропрактика» Е-12 (Россия). «Сухая» масса самолёта — 45 кг.

На сегодня Е-12 является самым лёгким серийно выпускаемым самолётом в мире. Разработана данная модель группой специалистов в области авиастроения, создавших в Ульяновске производственную компанию «Аэропрактика». Главной целью создания данной организации была разработка новейших образцов сверхлёгких летательных аппаратов — простых и надёжных в эксплуатации, а главное — недорогих. Итогом напряжённой работы ульяновских авиационных специалистов стало создание в 1999 году модели Е-12, ставшей самым лёгким самолётом в мире, запущенным в производство. В разобранном виде ульяновский малыш может свободно переноситься двумя людьми. Разбираться и собираться самолёт может в поле всего лишь за час.
Особенность конструкции — полностью разборное крыло, разделяющееся за 10 — 15 минут до отдельных трубок дюралевого каркаса. При сборке этот металлический каркас обтягивается лёгкой материей — лавсаном, кевларом и т.п. Пилот в кабине располагается в полулежащем состоянии, что позволяет улучшить общую аэродинамику. В качестве движущей силы используются два модифицированных мотора от бензопилы «Урал». При этом конструкторам удалось придать своему детищу настолько замечательные лётные характеристики, что самолёт может продолжать полёт даже в том случае, если один из моторов откажет. Производство самолёта ведётся с 1999 года, в основном мелкими сериями и под заказ.
Технические характеристики:
* Длина — 4 м 10 см
* Размах крыльев — 4 м 60 см
* Масса пустого самолёта — 43 кг
* Мощность двух двигателей — 14 л.с.
* Максимальная скорость — 130 км\ч
2. UFM Easy Riser (США). Масса пустого самолёта — 54 кг.
Согласно оценкам экспертов, Соединённые Штаты являются мировым лидером по количеству самолётов сверхлёгкой авиации. Точное количество имеющихся на руках у американцев летательных аппаратов с массой меньше 115 кг (максимальный вес класса «ультралёгких» самолётов в США) — неизвестно. Дело в том, что самолёты этого класса не подлежат обязательной регистрации, и для полёта на них не нужно получать никакого разрешения. Ввиду столь низкого ограничения по массе, именно в США получило наибольшее распространение производство сверхлёгких самолётов «для индивидуального пользования».
Одним из первенцев американской «сверхлегкомоторного самолётостроения» стал UFM Easy Riser. Данная модель была разработана конструктором Мауро в начале 1970-х годов, и выпускалась компанией Ultralight Flying Machines в течение четверти века. Модель, представляющая собой синтез мотодельтаплана и лёгкого самолёта, оказалась настолько удачной, что с небольшими изменениями UFM Easy Riser производился вплоть до 2002 года. Также этот самолёт вошёл в историю, как первый самолёт на солнечных батареях. В 1979 году Мауро в экспериментальных целях установил на одном из UFM Easy Riser солнечные батареи и электрический двигатель. Данная модификация, собранная в единственном экземпляре, получила наименование Solar Riser.
* Длина — 2 м 70 см
* Размах крыльев — 9 м 15 см
* Масса пустого самолёта — 54 кг
* Мощность двигателя — 11 л.с.
* Максимальная скорость — 64 км\ч
3. «Птеродактиль Ascender» (США). Масса пустого самолёта — 56 кг.


Ещё один «малыш» из Соединённых Штатов, впервые поднявшийся в небо в 1977 году. Как и многие сверхлёгкие моторные аппараты тех лет, «Птеродактиль» вёл свою родословную от моторных дельтапланов. Самолёт был создан авиаконструктором МакКомаком из Калифорнии путём усовершенствования системы управления. Так, «Птеродактиль» получил рули высоты и поворота, что кардинальным образом отделило его от класса дельтапланов. На «Птеродактиле» был установлен двухтактный мотор мощностью 16 л.с. После удачного прохождения испытаний, сверхлёгкий самолёт был запущен в серийное производство. Правда, выпускался «Птеродактиль» в виде полуфабриката, или игрушки «сделай сам». Самолёт в виде готового набор высылался заказчику по почте, и ему оставалось лишь собрать «Птеродактиля» с помощью прилагаемой инструкции. Массовый выпуск самолёта-конструктора продолжался вплоть до 1984 года. За это время было изготовлено около 1400 комплектов для сборки. Однако идея минисамолёта, высылаемого по почте, оказалась настолько удачной, что в 1991 году права на производство «Птеродактиля» приобрёл Д. Фробл, наладивший выпуск модернизированной версии «Птеродактиль Ascender» — 3. Мелкосерийный выпуск популярного авиаконструктора продолжается и по сей день.
* Длина — 3 м 50 см
* Размах крыльев — 10 м 15 см
* Масса пустого самолёта — 56 кг
* Мощность двигателя — 16 л.с.
* Максимальная скорость — 80 км\ч
4. FlyNano (Финляндия). «Сухая» масса — 70 кг.


Конструктор А. Суокас в 2015 году сконструировал первый финский сверхмалый гидросамолёт. Малый вес самолёта был достигнут благодаря широкому применению в конструкции углеродистого пластика. Несмотря на свои скромные габариты, FlyNano способен поднять двух человек на высоту свыше трёх километров, и преодолеть на одной заправке бака свыше 70 км. В качестве опции доступна установка электродвигателя, работающего на аккумуляторе. Правда, в этом случае дальность полёта сокращается вдвое. Серийный выпуск FlyNano начат летом 2016 года, причём, по заявлению конструктора, завод уже обеспечен заказами на год вперёд.
* Дальность полёта — 70 км
* Скорость — 200 км\ч
* Потолок — 3 км
5. Beaujon Mach .07 (США). Масса — 73 кг.
Самолёт сконструирован инженером Г. Божоном из Оклахомы. Каркас сделан из алюминиевого сплава и обтянут плотной тканью. Крылья выполнены по схеме моноплан — высокоплан и укреплены с помощью распорок, соединяющих их с каркасом фюзеляжа. На самолёт установлен двигатель мощностью 22 л.с. Опирается на три шасси, заднее из которых — рулевое. Фюзеляж, как и место пилота, открыт; двигатель установлен в носовой части. Ёмкость топливного бака — 9 литров.
* Масса пустого самолёта — 73 кг
* Мощность двигателя — 22 л.с.
* Максимальная скорость — 78 км\ч
Среди других серийных сверхлёгких самолётов, выпускаемых в данное время и претендующих на звание самого маленького самолёта в мире, можно назвать:
6. American Eaglet (США) — масса 80 кг, скорость — 100 км\ч, мощность двигателя — 15 л.с.
7. «Манта Фоксбэт» (США) — масса 86 кг, скорость — 56 км\ч, мощность двигателя — 30 л.с.
8. Ultraflight Lazair (Канада) — масса 95 кг, скорость — 97 км\ч, мощность двигателя — 10 л.с.
Кроме того, в последние годы ведётся разработка всё новых и новых ультралёгких самолётов. Это становиться возможным, с одной стороны, благодаря усовершенствованию технологий авиастроения, появлению более компактных и мощных моторов. А с другой стороны — благодаря внедрению новых облегчённых материалов, таких как углепластик и другие облегчённые полимеры.

В современном мире самолеты стали обыденным явлением. Пути следования огромных пассажирских авиалайнеров невидимыми нитями соединяют разные уголки планеты. Но существует и другой мир авиации, он не слишком известен простому обывателю.

Так называемая малая и сверхмалая линия самолетостроения. Конструкторы уже в середине ХХ века начали создавать небольшие самолеты различных конфигураций. Нуждаемость в малогабаритных агрегатах возникла в послевоенные годы, когда появилась необходимость в мини – разведчиках.

Профессиональные инженеры и изобретатели – самоучки на протяжении десятков лет создают интересные модели, усовершенствуют уже имеющиеся. Некоторые из них, выходят в серийное производство, другие совершают единственный полет. Все они заслуживают внимания, по причине нестандартности и исключительности.

Практически невозможно создать рейтинг популярности самых миниатюрных самолетов в мире, исходя из одного только параметра, например — размаха крыльев. Авиационные шедевры бывают самые маленькие по: массе, длине, грузоподъемности и другим характеристикам.

Официально признанный, самый маленький пассажирский самолет. Он создан канадским авиа — концерном «Бомбардир» и является сокращенной по длине, версией предыдущей модели. Длина – 29,5 метра, размах крыльев – 28,65, максимальная скорость до 950 км/ч, дальность полета почти 10 тысяч километров без дозаправки. Достаточно мощный, универсальный образец своего класса. Может совершать межконтинентальные перелеты, ему подойдет укороченная взлетно – посадочная полоса.

Это очень удобно для владельцев и фрахтовщиков: подойдет маленький аэродром, неподалеку от бизнес — площадок. Еще одной уникальной характеристикой является повышенный комфорт внутри салона. До семнадцати пассажиров могут с удобствами провести время в полете. Выпрямиться в полный рост позволяет высота салона – 1,91метра, есть возможность устроить спальное место. Пониженный уровень шума, вибрации. Global 5000 по праву занимает свою нишу в малой авиации по уровню универсальности, комфортабельности и дальности полета.

Самый что ни на есть малый штурмовик – истребитель мирового масштаба. Самолет предназначен для палубной авиации и морской пехоты. Габариты: длина – 17,07 метров, а размах крыла – 11,43 метра. Этот моноплан имеет возможность складывания крыльев, тогда их размах становится всего 8,33 метра. Такие характеристики полноценного боевого истребителя Хорнет поражают, учитывая, какое количество грозного оружия на борту он несет.

Советский военный самолет. Первый полет совершен в 1937 году. В это трудно поверить, но его корпус был выполнен из дерева (фанера). Длина – 8,5 метров, размах передних крыльев 11 метров, а задних – 7. Вес без брони составлял 3 тонны. При таких маленьких габаритах, обладал высокой технологичностью. Недолгое время использовался в Советском Союзе как самолет – разведчик.

Необычайно миниатюрный реактивный самолет, что официально подтверждено Книгой рекордов Гиннеса. Американцем Джимом Беде в семидесятые годы изобретен этот летательный аппарат. Единственно для частного пользования. Длина воздушного судна – 3,6 метра, размах его крыла – немногим более 5 метров, а масса около 162 килограммов. Данный образец принимал участие в различных зрелищных и спортивных авиа — шоу. Модель продавалась в разобранном виде с инструкцией по сборке, при этом была довольно небезопасна в эксплуатации. Выпуск ее был прекращен. Самолетик участвовал в съемках фильма о Джеймсе Бонде «Осьминожка».

«Colomban Cri — Cri»

В семидесятые годы французским инженером Мишелем Коломбаном создана маленькая одноместная модель. Вскоре она красуется в Книге рекордов Гиннеса, как самый маленький самолет с двумя двигателями. Его длина составила всего 3,91 метра, размах крыльев – 4,9 метра. Цельнометаллический низкоплан, весом 63 килограмма, при желании, собирался одним человеком у себя дома. Недавно на Cri-Cri были установлены электродвигатели в количестве четырех штук и, самолетик вновь покоряет мировые позиции в Книге рекордов Гиннеса.

«Джуниор»

Малогабаритный моноплан, созданный в Калифорнии инженером Реем Ститсом на основе военного самолета «Тейлоркрафт» L – 2. Длина – 3,4 метра, размах крыльев – 2,8 метра. При скромных габаритах, модель имела довольно мощные характеристики – двигатель 65 л. с. и скорость 240 км/ч. «Джуниор» заявил о себе и сразу же был помещен в книгу рекордов Гиннеса. Это вдохновило автора изобретения на дальнейшее создание авиационных малогабаритов.

Следующая модель, придуманная инженером – изобретателем Реем Ститсом. В 1950 – 1952 годы он собрал этот мини — самолет у себя дома. Два крыла, находящиеся друг над другом – такая версия называется бипланом. Невероятно, но его длина была всего 3 метра, размах крыльев – 2, 18 метра, вес – 205 килограммов. «Скай беби» развивал скорость довольно внушительную — 290 км/ч. Им нелегко было управлять, ведь пилот почти лежа помещался в кабине.

Мини – самолет с яркой окраской создал Роберт Старр, летчик – испытатель и инженер из Америки. Спустя двадцать лет после выпуска «Скай беби», появился его «Bumble Bee» (Шершень). Весьма удивительные размеры: длина его – 2,9 метра, размах крыла – 1,98 метра, масса – 248 килограммов, а скорость до 290 км/ч. Это было в 1984 году. Старр строил своё детище исключительно с целью побить достижения «Sky Baby» и установить мировой рекорд. Самолет имел успех!

Его слава не давала успокоения конкурентам, когда они «дышали в спину», Роберт Старр замыслил побить и свой рекорд 1984 года. Он воплотил в жизнь новое детище «Bumble Bee II». Длина – 2,7 метра, а размах крыльев предельно мал – 1,68 метра. Скорость полета 305 км/ч, а грузоподъемность 250 килограммов вместе с топливом. Испытание проводил сам 64 – летний изобретатель в 1988 году. Самолет потерпел крушение из-за отказа двигателей, а пилот едва выжил. До сих пор в Книге мировых рекордов Гиннеса удерживается рекорд «Шершня» — самого маленького в мире биплана.

Современный гидросамолет, без которого не обойтись в списке самых маленьких летательных агрегатов в мире. Созданный в Финляндии, он имеет оригинальный эргономичный дизайн. Впервые публика могла познакомиться с ним в 2011 году на выставке в Германии. Корпус состоит в основном из углеволокна, не имеет шасси. Следовательно, может взлетать и садиться только в акватории водоема. Длина модели – 3,8 метра, размах крыльев – 4,8 метра, вес – 70 килограммов. Двигатель работает на электричестве, что безопасно для окружающей среды. Скорость полета до 140 км/ч.

Небольшой отечественный самолет. Создал его российский изобретатель Виктор Дмитриев. Уникальность этого летательного аппарата в легкой сборке – разборке: на это уходит менее часа. Агрегат в собранном состоянии может поместиться в чемодан, его легко перевозить. Автор разработки транспортировал самолет в ручной клади, во время поездок в США и Германию. Длина модели – 3,6 метра, размах же крыльев – 6,3 метра, снаряженная масса – 150 килограммов. Самолет имеет скорость 125 км/ч. Вес небольшой – всего 55 килограммов, это наиболее легкий самолет в мире! В 2013 году на авиасалоне МАКС Дмитриев презентовал свой самый маленький, легкий самолет. Четверть века, потраченные на конструирование аппарата, не напрасны: самолет занял свою нишу во вселенской Книге рекордов Гиннеса.

Несмотря на игрушечные размеры и использование небольшого количества деталей, производство таких моделей недешевое удовольствие. Истинных изобретателей это не останавливает, они мечтают о мировых рекордах, участии в авиа — шоу, выставках и соревнованиях.

К подобным самолетам всегда приковано внимание публики и профессионалов, самобытные экспонаты вызывают восхищение и удовольствие людей.