Статуи на острове пасхи теория происхождения. Гигантские каменные статуи на острове Пасхи (13 фото)

Каменные статуи, исполинские моаи - знамени­тый символ острова Пасхи и одна из величайших зага­док нашей планеты. Высота моаи колеблется от 3 до 21 м, а вес - от 10 до 90 т. На острове даже нашли неоконченную статую высотой 20 м и весом 270 т. Всего на острове находится 997 моаи, 394 из которых не окончены и брошены в каменоломнях.

Моаи монолитны , т. е. вытесаны из единого камня. Из цельного куска спрессованного вулканического пепла вырезаны бюсты людей: головы и тела без ног. Массивные головы с тяжелыми квадратными под­бородками, длинными мочками ушей и высокими лбами - вот самый общий «портрет» неведомых людей (людей ли?), служивших «моделями» для древних скульпторов. Несмотря на общее сходство, лица статуй не копируют друг друга. Каждая моаи обладает особой, уникальной внешностью, как будто скульпторы пыта­лись передать портретное сходство. Сейчас статуи смотрят на нас пустыми глазницами, но ученые дока­зали, что когда-то у моаи были «глаза», сделанные из кораллов.

Большинство статуй стоят на побережье и смотрят в глубь острова, но семь моаи повернуты лицом к морю и находятся внутри острова, достаточно далеко от воды.

Некоторые статуи были установлены на аху - спе­циальные каменные площадки, предположительно предназначенные для неких ритуалов. Каменные блоки, из которых сложены аху, не скреплены ника­ким раствором, однако они настолько точно подогна­ны Друг к другу, что в щель между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Головы этих статуй, водруженных на постаменты, увенчаны пукау - ци­линдрическими «шапками» из красных камней.

Моаи изготавливались в каменоломнях, располо­женных в глубине острова, в кратерах вулканов, а потом доставлялись к месту установки. Как уже говорилось, часть статуй так и остались лежать в каменоломнях. Причем создается такое впечатления, что работы по возведению моаи были спешно остановлены, а ста­туи брошены на произвол судьбы. Что помешало древ­ним скульпторам? Возможно, виной тому была какая-то природная катастрофа, стихийное бедствие, после которого некому стало продолжить работу. А может быть, на остров явились незваные гости, уничтожив­шие большую часть коренного населения.

Хотя на острове Пасха нет ни рек, ни ручьев, ни озер , местное население не страдает от жажды. Источником пресной воды служат кратеры вул­канов, расположенные по краям острова. В них находится несколько озер с дождевой водой.

Официальная история острова Пасха гласит, что в IV в. н. э. сюда приплыли переселенцы из Полинезии. Как им удалось преодолеть тысячи километров океа­нического пространства - неизвестно. Видимо, древ­ние боги оберегали отважных мореплавателей. Первые поселенцы привезли с собой одомашненных кур. Позже на остров попали собаки и свиньи.

С течением времени на острове сложилась особая культурная и социальная среда. Островитяне разделились на две группы: правителей и черни, «длинноухих» и «короткоухих». Представители правящей группы но­сили массивные украшения, которые растягивали мочки их ушей, что отличало их от простого народа.

Моаи сооружались по приказу длинноухих, именно они владели секретами изготовления статуй-исполи­нов. Короткоухие же были всего лишь покорными ис­полнителями воли своих правителей.

Однако в XVI в. короткоухие подняли восстание. Господству длинноухих пришел конец. Не удивитель­но, что короткоухие не захотели больше создавать моаи - символ их векового рабства.

Время от времени на остров Пасхи наведывались инки. Сохранились легенды о неких могущественных вождях, приплывших из-за моря. От союзов индейцев с островитянками рождались дети-полукровки. Этот факт подтвержден исследованием ДНК современных жителей острова Пасхи. Она действительно схожа с ДНК южноамериканских индейцев.

Пока все выглядит вполне логично. В чем же , и почему каменные гиганты моаи столько лет не дают исследователям покоя?

Дело в том, что даже если принять официальную версию создания моаи за чистую монету, остается мно­жество вопросов.

Во-первых, каким образом островитяне, не знав­шие железа, могли вытесывать статуи, и главное - как они умудрялись доставлять многотонные махины к месту установки? Аборигены утверждали, что моаи двигались сами. Сразу возникла гипотеза, что древние жители Пасхи обладали телекинетическими способ­ностями, и действительно могли одним усилием мысли заставить массивные статуи перемещаться в нужном направлении. Вполне симпатичная версия, объясняю­щая абсолютно любые неясности. Неопровержимая, и в то же время абсолютно недоказуемая. Такая гипо­теза с радостью принимается теми, кто верит, что ш

Пасха - часть затонувшей Пацифиды , населенной представителями высокоразвитой цивилизации.

Сторонники Пацифиды, часто ссылающиеся на ра­боты Тура Хейердала, обычно забывают упомянуть, что норвежский путешественник не поленился про­вести «следственный эксперимент». Он попросил пос­ледних представителей клана длинноухих, живущих на Пасхе, воспроизвести все этапы создания моаи. Группа туземцев отправилась в каменоломню, где с по­мощью каменных молотков вытесала статую. Частыми ударами моаи выкалывали из вулканической породы. Молотки, быстро приходившие в негодность, тут же заменялись новыми.

Затем аборигены переместили 12-тонное изваяние к месту установки. Статую тащили волоком, в гори­зонтальном положении, мобилизовав для этого боль­шую группу помощников. Затем статую подняли в вертикальное положение с помощью приспособле­ния из камней и бревен. Камни подкладывали под основание статуи, три бревна использовали в качест­ве рычага.

Хейердал был удивлен, что ранее туземцы никогда не рассказывали европейцам о способе создания и установки моаи. На это гордый предводитель клана длинноухих ответил, что раньше никто не обращался с этим вопросам лично к нему.

Островитяне, участвовавшие в эксперименте, рас­сказали Хейердалу, что, хотя моаи давно уже не строят­ся, секреты их создания передаются из уст в уста, от старших к младшим, причем старики заставляют молодежь повторять услышанное снова и снова, пока не убедятся, что сведения твердо усвоены.

В 1986 г. Хейердал совместно с чешским инженером и экспериментальным археологом Павлом Павлом поставили еще один эксперимент. Как вы помните, короткоухие рассказывали, что моаи сами «доходили» до места назначения. Не означало ли это, что статуи перемещались в вертикальном положении? Ученые проверили, возможно ли сделать это, не имея совре­менных инженерных приспособлений. Оказалось, что группа из 17 человек действительно в состоянии пере­тащить вертикально поставленную 20-тонную статую, обвязанную веревками, перекантовывая ее.

Существует мнение, что островитяне «привозили» моаи к месту установки на подстилке из перекатываю­щихся круглых бревен.

Так или иначе, было доказано: чтобы переместить моаи, не нужно обладать экстраординарными способ­ностями. Такая задача под силу обычным людям.

Эксперименты Хейердала пролили свет на многие загадки моаи. Но исполинские статуи продолжали хра­нить множество тайн. В частности, совершенно непо­нятна оставалась цель возведения такого количества гигантских статуй.

Так кого же изображают каменные исполины?

  1. Сразу напрашивается ответ: моаи - это фигуры богов. Вполне разумная гипотеза. Правда, есть одно «но». Сегодня на маленьком островке проживает всего 4888 человек. Вряд ли в давние времена население Пасхи было существенно больше. Получается, что примерно на каждые 10 человек приходилось по одно­му истукану. Слишком много богов и слишком много сил, потраченных на создание священных статуй. А ведь аборигенам приходилось прилагать немало сил для того, чтобы добывать пищу, строить жилища, за­щищаться от хищников, одним словом, заниматься повседневными делами. Неужели туземцы были столь фанатичными поклонниками культа своих каменных богов? Тогда почему столь распространенный культ так стремительно угас, и современные жители Пасхи практически не могут ничего поведать о творении своих предков?
  2. Существует версия, что каменные моаи - не боги, а предки аборигенов Пасхи. Эта гипотеза объяс­няет, почему статуи имеют разную высоту. Якобы размеры моаи отражают заслуги того или иного древнего островитянина. Выдающиеся люди запе­чатлевались в образе многометровых гигантов, ос­тальным же приходилось довольствоваться статуями поменьше.
  3. Есть также мнение, что моаи должны были защи­тить остров от надвигающегося моря, затопившего Пацифиду: не то в качестве волнорезов, не то в качест­ве магических стражей.
  4. Наконец, некоторые исследователи полагают, что остров Пасхи некогда служил гостям из параллельной Вселенной храмом, землей, где они исполняли культо­вые обряды, и каменные статуи служили именно для этих целей. Когда в силу неизвестных причин окно в параллельную Вселенную захлопнулось, работы по созданию новых статуй прекратились.

Последняя версия не слишком вписывается в кон­цепцию острова Пасхи как остатка . Зато первые три гипотезы становятся более убедительными, если допустить, что статуи создава­лись не горсткой островитян, а многочисленным на­родом, населявшим материк Пацифиду.

В 1924 г. новозеландский археолог Джон Макмил-лан Браун выпустил монографию «Загадки Тихого океана », в которой собрал и проанализировал все данные, свидетельствующие о существовании ма­терика Пацифиды, некогда затонувшего в Тихом океане.

На этом загадки моаи не исчерпываются. Дело в том, что еще в XVIII-начале XIX в., по словам евро­пейских путешественников, посещавших Пасху, боль­шинство статуй моаи стояли в вертикальном положе­нии. Но что-то или кто-то низвергнул каменных исполинов с их постаментов.

И опять напрашивается очевидный, с первого взгля­да, ответ. Статуи упали вследствие разразившейся при­родной катастрофы или нашествия завоевателей, т. е. по тем же причинам, по которым туземцы бросили работы в каменоломнях.

Исследователи даже нашли две легенды, повест­вующие о низвержении моаи.

Согласно первой, на южном склоне вулкана Рано-Рараку жила старуха. Она обладала чудесной силой, «манной», с помощью которой перемещала готовые моаи из каменоломни к морю и аху, а пока каменотесы изготавливали очередную статую, старуха варила им обед. Однажды каменотесы выловили аппетитных соч­ных омаров. Не удержавшись, они съели все до пос­леднего кусочка, не поделившись со старухой. Прознав об этом, старуха пришла в ярость. В отместку за нане­сенную обиду она сбросила все моаи наземь и впредь не помогала каменотесам, поэтому работы в камено­ломне Рано-Рараку прекратились.

Есть и другая легенда, очень похожая на первую. Правда, в ней фигурирует некий немой старик. Однажды он пришел к островитянам и жестами поп­росил угостить его куриными головами, считавшимися у древних жителей деликатесом. Островитяне отказа­лись накормить чужака, хотя и пустили его переноче­вать. Старик устроился на ночлег в одной из хижин. Среди ночи хозяева проснулись от страшного грохота. Старик что есть силы топал ногами по каменному полу. Наутро островитяне обнаружили, что все статуи, установленные на аху, лежат на земле.

По поводу приведенных легенд можно с определен­ной уверенностью сказать, что они были выдуманы гораздо позже того времени, когда изготовление моаи было прекращено, а сами статуи были повержены на­земь.

Дело в том, что в легендах все моаи упали одновре­менно вследствие какого-то единовременного собы­тия (в принципе, можно было бы предположить, что ярость старухи - это буря, а топот старика - земле­трясение). Однако по свидетельствам мореплавателей, посещавших остров Пасхи в течение XVIII-XIX вв. статуи падали постепенно. Год от года оставалось все меньше статуй, сохранявших вертикальное положе­ние. В 1838 г. адмирал Дюпети-Туар сообщал о 9 стоя­щих моаи, а вскоре все каменные гиганты острова Пасхи оказались на земле. Эта печальная участь мину­ла лишь статуи, врытые в грунт возле каменоломни Рано-Рараку.

Причина падения моаи до сих пор остается загад­кой. Быть может, просто пришло их время и, выполнив неведомую нам миссию, они отправились на покой.

Истуканы острова Пасхи — гигантские каменные головы, украшающие весь остров.

Небольшой остров Пасха в южной части Тихого океана, принадлежащий Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи.

Моаи — статуи-истуканы острова Пасха

Всего на острове Пасхи насчитывается 997 статуй. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и истуканы острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.
Например, на ничего подобного нет.

Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.

Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи на острове Пасха в среднем не превышает 5 тонн. Такой малый вес обусловлен исходным материалом.

Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.

Истуканы острова Пасха и первые европейцы

Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель - капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.

Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.

В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.

Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.

Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса - английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.

В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые истуканы острова Пасха оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.

Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.

Как появились статуи на острове Пасхи

Далекие мастера вырубали «» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.

Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.

Каменные аху - платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.

Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.

В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.

Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.

Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.

Существует множество гипотез передвижения «моаи», некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно — это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.

До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.

Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.

Последняя реставрация пятнадцати «моаи», расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.

Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…

Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке - верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.

При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр - скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.

Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.

Остров Пасхи был и остаётся по настоящему «белым» пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.

Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке - черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.

Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.

Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи «моаи» в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?

Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.

Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках - знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает - рукопись для декламации.

Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний

Истуканы острова Пасха: история

Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.

Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Период же изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.

Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.

А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.

На острове Пасхи есть таинственные исполины, зовущиеся на местном языке «моаи». Безмолвно возвышаются они на берегу , выстроившись в линию и глядя в сторону берега. Эти гиганты, словно армия, защищающая свои владения. Несмотря на всю упрощенность фигур, моаи завораживают. Особенно могущественно эти изваяния выглядят в лучах заходящего солнца, когда вырисовываются лишь огромные силуэты…

Место расположения статуй острова Пасха:

Исполины стоят на одном из самых необычных островов нашей планеты - Пасхи. Он имеет форму треугольника со сторонами 16, 24, и 18 километров. Находясь в Тихом океане, от ближайшей цивилизованной страны он удален на тысячи миль (в 3 000 км находится ближайший сосед - ). Местные жители относятся к трем разным расам - чернокожие, краснокожие и, наконец, совершенно белые люди.

Остров сейчас представляет собой небольшой кусочек суши - всего 165 квадратных метров, но во времена возведения статуй остров Пасхи был в 3, а то и в 4 раза больше. Какая-то его часть, подобно Атлантиде, ушла под воду. В хорошую некоторые участки затопленной суши видны на глубине. Существует совершенно невероятная версия: прародительница всего человечества - материк Лемурия - затонула 4 млн. лет назад, а остров Пасхи - его крохотная уцелевшая часть.

Каменные статуи стоят у Тихого океана вдоль всего побережья, они расположены на специальных площадках , эти постаменты местные жители называют «аху».

Не все статуи сохранились до наших дней, иные совсем разрушены, другие повалены. Немало статуй сохранилось - насчитывается более тысячи фигур. Они не одинакового размера и отличаются по толщине. Самые маленькие длиной 3 метра. Крупные весят 80 тонн и достигают 17 метров в высоту. У всех очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, короткие шеи, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из камня. Черты лиц у всех одинаковы - несколько мрачноватое выражение, с низкими лбами и плотно сжатыми губами.


Много десятилетий учёные пытались раскрыть тайну строительства гигантских истуканов моаи на одном из самых загадочных островов - Пасхи. Исследователи тщательно изучали не только сами статуи, но и местность вокруг них, стараясь найти ответ на вопрос, каким образом транспортировались моаи, а также как на их головах оказались многотонные каменные шляпы пукао красного цвета. Применение законов физики, методов археологии и компьютерного 3D моделирования позволили, наконец, найти разгадку этого феномена.

Самый загадочный остров



Остров Пасхи таит в себе множество тайн и загадок. Долгие годы учёные пытаются, один за другим, открыть его секреты. Удивительная цивилизация, существовавшая на острове около двух тысячелетий назад, оставила потомкам впечатляющие фигуры моаи. По предположению исследователей, гигантские истуканы – это обожествлённые фигуры предков и родственников древних полинезийцев.



Согласно исследованиям, сама цивилизация практически прекратила своё существование задолго до того момента, когда на остров ступила нога человека. Версий, почему это могло случиться, выдвигалось две: убийственная война, истребившая существовавшие на острове племена, и истощение природных ресурсов острова.


Наконечники копий мата"а. / Фото: www.oursociety.ru


Однако изучение разных видов наконечников копий «мата"а» позволило сделать вывод о том, что они не были орудием убийства, а могли лишь ранить противника. Поэтому предположение об исчезновении цивилизации в результате войны своего подтверждения не нашло.



Скорее, имело место истощение ресурсов, а затем и прибытие на остров европейцев с фактической его оккупацией работорговцами. В то время культура моаи уже почти полностью исчезла и была заменена более агрессивной культурой «птицечеловеков». Таким образом, где-то к середине XIX века были полностью уничтожены остатки древней цивилизации.



Уничтожение самой культуры и носителей языка и стало основной трудностью в разгадке секрета каменных истуканов. Учёных крайне беспокоил вопрос о появлении на истуканах пукао, этих удивительных шляп, весящих до 15 тонн каждая.



Изучение исполинских скульптур показало: туловище и шляпа содержат разные вулканические породы, которые расположены на очень большом расстоянии друг от друга, в разных концах острова. Американские антропологи потратили много лет на поиски разгадки и наконец-то смогли ответить на животрепещущий вопрос о механизме постройки истуканов моаи.

Исследователи приняли во внимание не только состояние поверхности и наличие царапин и повреждений на истуканах и их шляпах, но и все найденные артефакты и состояние грунта острова.

Древние учёные моаи



В результате скрупулёзных расчётов был сделан вывод о единственно возможном способе водружения шляпы на голову истукана. При этом вопрос решался малыми силами: не требовалась колоссальная вырубка лесов и участие большого количества людей в строительстве.



Сами статуи оказались изготовлены таким образом, что имели свойство самостоятельно выпрямляться, если появлялся не слишком большой наклон. Это давало возможность передвигать статуи, слегка сдвигая их попеременно в разные стороны. Таким способом сегодня люди двигают большие громоздкие предметы, маленькими шагами из стороны в сторону. Истуканы медленно, но верно перемещались на значительные расстояния.



А вот шляпы попадали к истуканам готовыми не полностью. От каменоломни, где делались заготовки пукао, их просто катили, что подтверждается царапинами на поверхности. Уже возле истукана, для которого шляпа предназначалась, заготовку дорабатывали и, используя весьма простой способ, надевали на каменного владельца.



Аборигены острова Пасхи сооружали из песка и щебня довольно пологую горку, затем оборачивали верёвку вокруг пукао и привязывали её к истукану. Вытягивая свободный конец, поднимали шляпу на горку, где её просто поворачивали на бок и помещали на голову монумента.



Данная версия нашла множество доказательств: остатки горок у некоторых лежащих истуканов, выемка на пукао, с помощью которой и держится шляпа на голове. Дополнительным подтверждением служил и тот факт, что все истуканы изначально стояли под небольшим наклоном к земле. Именно этот наклон и давал возможность надевать шляпу на монумент, а затем выпрямлять его, просто удаляя некоторые камни сзади постамента.



Данный способ позволял обойтись без участия большого количества людей. Для установки исполинов древние полинезийцы применили свой острый ум, законы физики, горстку людей и небольшое количество природных ресурсов. И на века оставили память о себе.

Ещё одна уникальный сидящий моаи Тукутури.

» Моаи - истуканы острова Пасхи (Рапа-Нуи)

Однажды я написал 2 поста про остров Пасхи (он же - остров Рапа-Нуи: , ), но, в итоге, почувствовал себя недооцененным: мало кому понравилось без истуканов. Сейчас будет пост с истуканами. Только у нас - режимный свет, редкие ракурсы и таинственные явления. Запретные исторические вопросы, древние расы, палеоконтакты, связь между истуканами и древними русами.

[Почти] все моаи острова вырезали в одном месте, в вулкане Рано-Рараку , в восточном углу острова:

Вулкан Рано-Рараку

Тот самый Рано-Рараку (Rano Raraku):

На южном склоне вулкана стоит, лежит огромное количество моаев в разных стадиях готовности и разной сохранности. Все территории нацпарка на острове в свободном доступе: просто приезжай, крути противокоровную вертушку и входи, а Рано-Рараку - одна из двух за забором, с воротами, закрывающимися на ночь, и городком рейнджеров. Если приехать к открытию, к 9:00, то сначала можно полчаса подождать опаздывающих чилийских рейнджеров, а потом все всемирное наследие долгие часы будет принадлежать тебе в одно лицо:

Два недовырезанных моаи . В них, наверное, метров 10-15 и тонн 150:

Все идолы одинаковые, кроме одного. Тут есть сидящий тики моаи Тукутури (Tukuturi), единственный в своем роде на острове Пасхи: во-1-ых, он сидит, во-2-ых, он из красной пемзы из кратера . Похожих можно было увидеть или (на заднем плане справа - вулкан Поике (Poike). Там нет дорог, и по нему ходят в пешие походы. Но ёбаный Air France - слышите, никогда не используйте сраный Air France - украли у меня день на острове и я не успел там потрекать).

Поднимемся в сам кратер: внизу маленькое пресноводное заросшее камышом озеро, до самого последнего момента служившее острову источником пресной воды. Сюда не все доходят, удовлетворяясь осмотром внешних стенок:

Несколько лет назад Путин нырнул на дно озера и нашёл голову:

Вот у этих голов учёные меряют эрозию:

Солнце доходит до зенита и Рано-Рараку заполняется исследователями. Финские туристы осматривают тики моаи :

Аху Тонгарики

На берегу моря, в километре от Рано-Рараку, расположен Аху Тонгарики (Ahu Tongariki) - главный храм восточного клана. Это всё построено не так давно, около 15 века (как и подавляющее большинство мегалитических памятников по всей ).

На картинке слева - вулкан Рано-Рараку , по центру - Аху Тонгарики , а справа - вулкан Поике :

В период открытия европейцами острова Пасхи (1722~) гигантские статуи описаны стоящими, но через сравнительно небольшой период времени, к следующим европейским визитам, моаи оказываются повержены - без всякого вмешательства белых - и остаются лежать до XX века и попыток археологических реконструкций. Вот фото Аху Тонгарики примерно в 1915-м, все истуканы повалены - его разрушили в гражданскую войну островитян 1770-х:


Panorama Ahu Tongariki, 1914-15, Mana Expedition to Easter Island; British Museum, wiki

Тонгарики с тех пор восстановили, а потом он был cнесён цунами в 1960-м:


Easter Island. 1960. Ahu Tongariki. Photograph taken shortly after the destruction of the ahu by the tsunami of May 22, 1960. Lorenzo Dominguez is standing on the right.

И ещё раз восстановлен на японский грант в 1992-1996:


Archivo Instituto Isla de Pascua, F.A.U. Universidad de Chile.

Все статуи вырезались в одном месте, а потом расходились по всему острову сами, с помощью волшебства. В наши дни поход статуй реконструируют так:

В Интернете и оффлайновой прессе каждый день используется такое количество фото моаев, что если ничего не предпринять, они полностью закончатся к 2014 году. Если приехать к Аху Тонгарики до рассвета, то вы увидите десятки фотографов за работой: в этом месте солнце красиво встаёт за спинами истуканов, так что именно тут передовой край фронта по изготовлению фоток идолов:

Здесь настоящий храм творчества:

«Кэноны», «Никоны», «Олимпусы», всё идёт в дело:

Пляж Анакена

Посмотрите на северный берег острова: вот бухта Анакена (Anakena), единственный легкодоступный песчаный пляж на острове.

Тут восстановлены полинезийские пальмы, полностью утраченные ещё до гражданской войны рапануйцев, - поэтому они растут рядками:

На головах у тики моаев, конечно, пукао : жернова из красной пемзы, выточенные в кратере на адски другой стороне острова, в 15 километрах. Пукао изображали, понятно, .

Вам всегда было интересно, есть ли на моаи петроглифы, покрыты они и платформы аху резьбой? Бывает! На истуканах в Анакене своеобразная одежда, напоминающая бог знает что, а платформа украшена резными изображениями людей:

Организованные по принципу корпоративной струны, люди напоминают нанизанных на веревку рыб. Но в нашем случае эти рыбы еще живы. Мало того – под действием орального и анального вау-факторов они как бы ползут по корпоративной струне в направлении, которое кажется им верхом. Делать это их заставляет инстинкт или, если угодно, стремление к смыслу жизни: