Как доехать до замка коста дель монте. Замок дель Монте (Castel del Monte)

Что-то мы давненько на ВО не обращали свое внимание на замки, а ведь их так много, что… обо всех ну просто не расскажешь. Вдумайтесь только: во Франции сегодня их более 600, но раньше было еще больше – около 6000! В Испании их более 2000, причем 250 находятся в целости и сохранности. А есть еще Англия, Германия, Чехия и даже все та же Польша, где высится один из самых больших кирпичных замков мира – замок Мариенбург. В Калининградской области руины древних замков высятся повсюду, а в одном из них – Шаакене, разыгрываются занятные «средневековые представления» с самой настоящей «рыцарской хреновухой», пивом и жареной сельдью. И каждый, кстати, неповторим, потому как построены они были в разных местах, в разное время и из разных материалов. Да и средствами их строители располагали тоже разными. Например, замок Бомарис в Англии выстроили всего за каких-то 18 месяцев, с 1278 по 1280 год, а все потому, что трудились над ним 400 каменщиков и 1000 чернорабочих, а всего работавших там было более 2000 человек. А теперь посмотрим, во что обходилось прокормление такой оравы: зерна по пол-литра на человека в день (1800 гектолитров за полгода!), а еще мясо, пиво, соленая рыба. Так что неудивительно, что замок отца – короля Генриха, его сынок – Ричард Львиное Сердце оплачивал потом целых 12 лет!

Вот так выглядит замок Кастель-дель-Монте, расположенный на невысоком холме посреди равнины и цветущих фруктовых садов.


Ну, а так он выглядит сегодня сверху.

Существовали замки-крепости и замки для проживания, известны «королевские замки» и замки, принадлежавшие сеньорам, замки о которых все известно и замки, наполненные тайнами. И вот об одном из таких замков и пойдет сегодня наш рассказ. А называется этот замок Кастель-дель-Монте, что по-итальянски означает «замок на горе» или «горный замок».


Сохранился до наших дней он очень хорошо, да и не удивительно. Осадам он ни разу не подвергался, никто в нем не жил, деревенских жителей, которые могли бы разобрать его на камни, рядом не было.

Находится замок на юге Италии, всего лишь в 16 км от города Андрия, так что добраться до него труда не представляет. Ну, а интересен он в первую очередь тем, что это память об императоре Фридрихе II Гогенштауфене, которого современники называли кто «крестоносцем без креста и без похода», тогда как другие (понятно, что в первую очередь это были его придворные поэты и сами придворные!) пышно величали «Чудом мира».


Изображение Фридриха II из его книги «De arte venandi cum avibus» («Об искусстве охоты с птицами»), конец XIII века. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Сооружали его (если сравнить с тем же Бомарисом) довольно долго, с 1240 по 1250 год. Орды монголов разоряли поля и города Европы, повсюду лилась кровь, а тут люди обтесывали себе камни, мешали известку и не очень-то и торопясь возили на постройку камень. Обычная накладка на упряжку из двух быков составляла 2.5 тонны, но проехать с таким грузом они могли не более 15 км в день, так что нетрудно себе представить, сколько сил и времени заняла перевозка сюда на равнину одного лишь строительного материала. Архитектор замка неизвестен (хотя и возможно, что участвовал в строительстве и сам Фридрих). Сначала замку дали название castrum Sancta Maria de Monte по имени расположенного там же монастыря Мария-дель-Монте. Но от него ничего не осталось, так что с точностью этого утверждать нельзя. Принято считать, что это один из самых выдающихся замков эпохи жизни императора Фридриха II. Есть у замка и еще одно название – «Корона Апулии», что определенным образом связано с его формой. Здесь нужно сказать, что император Фридрих был известен современникам как один из самых образованных людей того времени, что он мог говорить на греческом и арабском языках, ну и, конечно, писал и говорил на латыни и приглашал к своему двору поэтов и художников как с Запада, так и с Востока. При его дворе проводились математические состязания, в которых принимал участие знаменитый математик Фибоначчи, и, возможно, это каким-то образом повлияло и на строгую архитектурную форму замка.


Вход в замок был явно предназначен только для людей, а не для лошадей и это в то время, когда вся знать передвигалась только верхом. Даже женщины.

Дело в том, что Кастель-дель-Монте имеет вид правильного восьмиугольника высотой 25 м, по углам которого высятся башни, также построенные в виде восьмиугольников высотой 26 м. Длина каждой из сторон основного восьмиугольника равна 16,5 м, а длины сторон восьмиугольных малых башен равна 3,1 м. Главный вход в замок ориентирован на восток и находится между двумя башнями. Другой вход находится прямо напротив первого.


Так выглядел этот замок в 1898 году.

Хотя Кастель-дель-Монте называют замком, это сооружение в точном смысле этого слова замком не является. У него нет рва, вала, нет и подъемного моста. В нем нет ни помещений для припасов, ни конюшен, ни кухни. Вход в него оформлен как портал готического собора. И уж совсем непонятно его функциональное предназначение. Высказывалось предположение, что возможно, он должен был стать охотничьей резиденцией императора, но его внутренние покои, по мнению ряда исследователей, были уж слишком богато отделаны и обставлены для простого «охотничьего домика».


Вход напоминает портал собора.

Чисто конструктивно Кастель-дель-Монте – это двухэтажное строение из камня, имеющее плоскую крышу. Точно на половине его высоты по всему периметру идет небольшой карниз, делящий этажи. Второй карниз, что отделяет цоколь здания, проходит на высоте около 2 м. Поскольку «замок» имеет форму восьмигранника, то и его внутренний двор имеет такую же форму правильного восьмиугольника.


Входим в его внутренний двор…


… смотрим вверх и видим правильный восьмиугольник!

Все здание замка выглядит как один единый монолит, да таковым по сути дело оно и является. Выстроен он из отшлифованных известняковых блоков, но вот колонны, обрамления замковых окон и его порталы сделаны из мрамора. На внешней стене расположены по два окна - с одной аркой на первом этаже и с двумя на втором. Но почему-то одно окно второго этажа, выходящее на север, имеет три арки.


План замка по-своему тоже загадка. Ну почему бы не соединить проходами все помещения? Зачем было делать именно так?

А теперь немного посчитаем и выясним, что вся постройка связана с цифрой восемь, а она в нумерологии является символом мира и бесконечности, и находится между миром Неба и Земли. Все это попахивает самым настоящим оккультизмом. А к нему Фридрих был весьма склонен. И вообще он был большой рационалист. Например, он отрицал божественное происхождение стигматов Франциска Ассизского – случай для христианина беспрецедентный, причем на том основании, что, дескать, появились они у него на ладонях, а Христа не могли прибить к кресту таким образом, так как кости ладони не прочные и не выдержали бы веса его тела! Истинно божественные стигматы должны были бы появиться на запястьях, между лучевой и локтевой костями!


Внешние окна первого и второго этажей.

16 внутренних помещений замка имеют форму правильных трапеций, числом по восемь на каждом этаже. При этом в угловых башенках расположены гардеробы, туалеты и, ведущие наверх, винтовые лестницы. Интересно, что эти лестницы закручиваются не вправо, как это было бы принято по моде тех лет для целей обороны, а влево, словно панцирь у улитки. Причем известно, что сам Фридрих левшой не был.


Лестница для левши?

Во внутренний двор замка ведут три портала первого этажа, но кроме них, на уровне второго этажа также есть три двери, которые должны были выходить на кольцевой деревянный балкон, который до сегодняшнего дня не сохранился. Есть в стенах, выходящих во двор, и маленькие окна. Таким образом свет проникает в его внутренние помещения и через внешнюю, и через внутреннюю стену. Зубцовки ни на стенах, ни по периметру башенок предусмотрено не было и… законным образом возникает вопрос, а каким образом люди, которые должны были проживать в этом замке, вознамерились бы в случае необходимости его защищать?


Окно второго этажа. Вид изнутри.

Хотя все помещения, как на первом, так и на втором этажах, имеют одинаковую для всех форму, друг от друга они все же отличаются расположением входных дверей. У двух залов первого этажа есть выходы за пределы замка через восточный и западный порталы, но у них нет выходов во внутренний двор, хотя из них есть двери в другие залы. То есть из зала №2 ты никак кроме как через двор в зал №3 не попадешь, хотя разделяет их только стена. Нужно выйти во двор, пройти в зал №4 и уже из него попасть в зал №3! Зато из комнаты №4 вы можете свободно прости в комнаты 5,6,7,8. То есть кроме проходных залов, у которых по 2-3 двери, в замке есть и такие, в которых наличествует всего одна дверь. И таких залов 4 - опять-таки по два на каждом из этажей. В каждом из этих 4 залов есть камин и ход в туалет, расположенный в смежной с ним башне. Туалеты устроены таким образом, что хорошо проветривались через отдушины в стенах и даже – о, чудо тогдашней архитектуры и строительного искусства, – могли промываться водой из баков, находившихся на крыше. Есть зал, который обычно называют тронным. Его окно выходит на восток и находится над главным порталом. Однако в нем нет ни камина, ни туалета.


Типичный готический крестокупольный свод.

А теперь самое интересное: вот эти самые окна в стенах первого и второго этажей. Через них в каждое помещение на втором этаже прямой солнечный свет обязательно проникает два раза в сутки весь год, а вот на первом этаже такое происходит только летом. То есть, что получается? Верхняя часть замка - это по сути огромные солнечные часы, а первый этаж так и вовсе может служить календарем. То есть весь этот замок, есть не что иное, как гигантский астрономический прибор? Вполне возможно. Документов о его постройке не сохранилось. Вернее, есть один документ от 29 января 1240 г., в котором император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен приказывает губернатору и судье Ричарду де Монтефуссолу купить известку, камень и все необходимое для строительства. Есть еще документ от 1241-1246 гг. – «Список укреплений, требующих починки». Но в нем Кастель-дель-Монте уже указан как построенный, а не строящийся замок. Нет и никаких подтверждений того, что Фридрих II вообще хоть когда-то бывал в этом замке или же использовал его как свою охотничью резиденцию. А в 1250 г. Фридрих II вообще умер и замок перешел к его сыновьям.


Фридрих хотя и был рыцарем, но воевать не любил. Добивался своих целей переговорами. Поэтому его биографам приходилось прибегать к откровенным подделкам. Например, на этой миниатюре, изображающей битву при Джильо (1241), Фридрих изображен слева в шлеме с короной, хотя на самом деле он в ней не участвовал. «Новая хроника» Джованни Виллани. (Ватиканская апостольская библиотека, Рим)

Тут-то и подтвердилась правота поговорки, что «природа на детях отдыхает». Если Фридрих успешно противостоял двум Папам, трижды подвергался отлучению от церкви, без войны сумел вернуть христианам Иерусалим, подписав с султаном аль Камилем соглашение о передачи им святых мест Палестины, то сын его Манфред умер, так и не добившись трона Сицилии и Неаполя, а его малолетних детей: Фридриха, Генриха и Энцо его победитель Карл Анжуйский заточил в этот замок на целые 33 года. А потом этот замок был и вовсе заброшен и его лишь изредка использовали для свадебных церемоний, а еще там спасалась местная знать от чумы.


Такие вот «головки» в архитектуре того времени использовались очень часто.

В 1876 году замок был приобретен государством, отреставрирован и приведен в порядок., а 1996 году ЮНЕСКО внесло его в список всемирного наследия, так что за ним сегодня следят, приводят в порядок, а поток туристов к нему не ослабевает!


Макет замка Кастель-дель-Монте фирмы Aedes Ars.

П.С. Нет возможности вот так просто взять и поехать посмотреть этот замок? Тогда к вашим услугам его… макет в масштабе 1:150, который собирается из маленьких кирпичиков! Вот до чего дошли нынче люди – предлагают и такие оригинальные «сборные модели». О качестве можно судить по фотографии. Производитель – испанская фирма Aedes Ars, ну а само фото собранного замка нам любезно предоставила фирма «Верфь на столе».

  • Горящие туры в Италию
  • Предыдущая фотография Следующая фотография

    Замок Кастель-дель-Монте называют «Короной Апулии» и считают одним из самых загадочных строений не только Италии, но и всей Европы. В этих стенах 8 веков назад происходили удивительные, мистические и, возможно, ужасные вещи, о которых до сих пор многое неизвестно.

    Кастель-дель-Монте (или замок на горе) находится в Италии, в области Апулия. Строительство его было начато по приказу Фридриха II предположительно в 1240 г. Интересно, что всего за год до этого финансовое состояние Испании было настолько плачевным, что Фридрих II остановил возведени нескольких военных крепостей. Но не Кастель-дель-Монте.

    Немного истории

    В истории замка масса таинственного и неизвестного - и даже есть свое мистическое число. 8-угольная форма строения и бассейна, 8 башен по краям, 8 залов на нижнем этаже и 8 - на верхнем. В деталях архитектуры можно встретить число 8 бесчисленное количество раз: в листьях на колоннах, узоре на сводах. К слову, магия числа 8 распространилась и на хозяина замка - Фридриха II, правда, уже после смерти. Когда для реставрации собора в Палермо вскрыли усыпальницу короля, который умер в 1250 г. (сложите цифры), на его руке обнаружился таинственный перстень с изумрудом, окруженный золотыми лепестками, которых было... конечно, 8.

    Что посмотреть

    Издалека Нагорный замок кажется круглым, но если подойти ближе - становится видна его необычная форма. Кастель-дель-Монте построен в виде правильного восьмиугольника с башнями по углам. Во внутреннем дворе находился такой же формы бассейн, вырубленный из цельного куска камня - символ Святого Грааля.

    Кастель-дель-Монте одиноко стоит на уединенном холме, поднявшись на крышу, можно насладиться панорамным видом на море с каменной террасы.

    До сих пор неизвестно наверняка, зачем построили этот замок. Конечно, есть официальная версия - Фридрих II, увлекавшийся соколиной охотой, хотел использовать его в качестве охотничьего домика, но удивительно, что в Кастель-дель-Монте нет помещений для слуг, отдельной кухни, конюшни. Одним словом, всего того, что точно должно быть в королевской охотничьей резиденции.

    Зато в замке много каминов, слишком маленьких по размеру для приготовления на них пищи, но подходящих для алхимических опытов. Винтовые лестницы, закрученные не вправо, как требовала традиция того времени, а влево. Сообщающиеся двери, позволяющие пройти незамеченным почти весь замок, переходя из одной комнаты в другую. Есть и легенда о потайном тоннеле длиной почти 18 км, ведущем в замок Ducale di Andria.

    Практическая информация

    Адрес: Апулия, Авто Strada Statale, 170 Dir. Веб-сайт (на англ.).

    Добраться можно на автобусе № 6 из Андрии (только в летний сезон с мая по сентябрь) или на личном авто - недалеко от замка есть стоянка.

    Часы работы: с 1 октября по 31 марта - с 9:00 до 18:30 (продажа билетов до 18:00), с 1 апреля по 30 сентября - с 10:15 до 19:45 (продажа билетов до 19:15). С 25 декабря по 2 января замок закрыт. График работы в другие праздничные дни появится на сайте.

    Стоимость экскурсии: взрослые - 5 EUR, студенты (18-25 лет) - 2,50 EUR. Аудиогид - 3,50 EUR.

    



    На планете существует немало красивых мест, пользующихся повышенным вниманием туристов. Юг Италии известен на весь мир незаурядной архитектурой, и восточный регион Апулии не является исключением. Многие сооружения вызывают интерес не только оригинальными конструкциями. Здания, предназначение которых остается для потомков большой загадкой, становятся предметом обсуждения туристов и объектом многолетних исследований ученых.

    Бари: достопримечательности Средневековья

    Столица региона знаменита религиозными памятниками. Николая с мироточащими мощами Николая Чудотворца, церковь Святого Сабина - главные достопримечательности древнего города. Вокруг Бари располагаются средневековые исторические памятники, на которые приезжают любоваться туристы из всех уголков мира.

    Известнейшим сооружением является замок Кастель-дель-Монте, названный самым таинственным строением Европы. Правильный восьмиугольник, буквально пропитанный символизмом, бередит умы специалистов.

    Противоречивая личность владельца замка

    Чтобы разобраться в архитектурных особенностях капитального сооружения, необходимо познакомиться с его владельцем - человеком неоднозначным и вызывающим у историков разные чувства.

    Противоречивая личность императора Фридриха II Гогенштауфена вызывала множество споров и мнений. Известно, что его жестокость и жажда власти не знали границ. За отсутствие религиозных чувств он был отлучен от церкви, что не помешало ему победить в Крестовом походе.

    Вернувший христианскому миру Иерусалим император считался очень образованным человеком. В сохранившемся старинном документе описывается указ Фридриха II о начале масштабного строительства замка близ монастыря Санта-Мария-дель-Монте. На высоком холме начались работы в начале 1240 года, продолжавшиеся около десяти лет.

    Судьба исторического памятника

    Считается, что сам император принимал участие в разработке грандиозного проекта Кастель-дель-Монте, но документальных свидетельств проживания его в своем детище не обнаружено. После смерти венценосной особы замок по наследству отошел сыновьям, но через какое-то время он был заброшен и служил приютом местным пастухам. После неоднократных актов вандализма в 1876 году его взяло под охрану государство.

    Существует легенда, гласящая, что властный император не умер в 1250 году, а просто скрылся от всего мира, планируя реформировать церковь и установить на земле мир.

    Загадки, у которых пока нет ответов

    Не все ученые согласны с датой начала возведения Кастель-дель-Монте. Известно о серьезных финансовых затруднениях в 1239 году, из-за которых строительство других крепостей в империи было приостановлено. Это одна из первых загадок, над которой по сей день работают специалисты.

    Вторая, касающаяся истинного предназначения монументального строения, мучает всех исследователей-историков. Существует официальная версия, по которой сооружение изначально строилось как резиденция для любящего соколиную охоту императора. Однако винтовые лестницы внутри замка закручены влево, против часовой стрелки, совсем в ином направлении, чем это было принято. В огромном помещении нет даже намека на комнаты для припасов, слуг, конюшен, а внутреннее убранство чересчур роскошно для охотничьего домика.

    Замок или нечто иное?

    Расположенный на высоком холме восьмиугольник, на углах которого находятся башни, не похож на остальные замки. У него нет обязательного подъемного моста, вала и рва, а главный вход выполнен в виде портала готического храма, обращенного на восток.

    Архитектурное творение, представляющее собой двухэтажную конструкцию с плоской крышей, в 1999 году было внесено ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

    Символичность восьмерки

    Восьмиугольный план постройки, расположенной в городе Бари, достопримечательности которого известны всему миру, сделал строение знаменитым. Несмотря на то что здание выглядит устрашающе, оборонительным сооружением оно никогда не являлось. Восемь трапециевидных помещений первого этажа, не предназначенных для приема гостей, и такое же количество комнат на втором, угловые башенки с восемью гранями полны сюрпризов. Символичное число повторяется в архитектурных деталях огромное количество раз.

    Во внутреннем дворике когда-то располагался мраморный бассейн, символизирующий Святой Грааль. Не надо говорить, что и он имел восьмиугольную форму. А под ним находились цистерны с водой, объединенные в специальную гидросистему - старейшую канализацию Средневековья.

    Интерьер Кастель-дель-Монте удивляет: все его детали продолжают тему восьмерки - символической фигуры бесконечности, считающейся переходом от земли к небу.

    Календарь и солнечные часы

    Главной особенностью исторического памятника является его способность показывать время. Первый этаж - это своеобразный календарь, отсчитывающий время. В каждое помещение второго этажа прямой солнечный свет проникает два раза в сутки на протяжении всего года (для комнат на первом этаже это справедливо только летом), превращая сооружение в гигантские солнечные часы.

    В полдень осеннего равноденствия массивные стены замка отбрасывают тень, которая равняется длине внутреннего дворика. Постепенно она удлиняется, пока не «вмещает» в себя сооружение целиком.

    Место для проведения оккультных ритуалов?

    Царство геометрии, нумерологии, всевозможных тайных знаков, скорее всего, служило местом встречи сообществ, проводивших оккультные обряды, или астрономической обсерваторией, в которой занимались алхимией. В свиту Фридриха II входил известный астролог и маг Микеле Ското, имя которого упомянул Данте в своем произведении, описывая ад колдунов.

    Не обошлась без влияния тамплиеров постройка Кастель-дель-Монте. Каменная корона Апулии, как еще называют загадочный шедевр мировой архитектуры, явилась материальным воплощением эзотерических, астрономических и математических знаний.

    Цитадель тайных знаний

    Национальный памятник обожают туристы, восхищающиеся оригинальным каменным произведением, которому нет аналогов. Приезжающие на юг Италии путешественники непременно посещают ставший легендарным замок, изображение которого чеканится правительством страны на мелких монетах. Величественное здание не спешит выдавать все секреты, но тем и интереснее заглянуть в цитадель тайных знаний.


    Кастель дель Монте. Апулия.

    Т.е. Замок на горе, был возведен в XIII веке императором Фридрихом II.
    Это один из самых загадочных замков мира, полный тайн и символов.
    Когда-то здесь возвышалась церковь Санта Мария-дель-Монте, от которой не осталось и следа, в 1240 году Фридрих II приказал построить на этом холме замок. Император умер в 1250 году, т.е. на строительство грандиозного замка отводилось всего 10 лет.
    Кто был архитектором, по чьему проекту возвели массивное сооружение неизвестно, неизвестно также его предназначение.
    Фридрих II находился в дружеских отношениях с Великим магистром тевтонов Германом фон Зальцем. В некоторых литературных источниках говорится о том, что и сам император достиг высших кругов посвящения и даже председательствовал «за круглым столом» в 1228 году, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.
    Постройка замка явно не обошлась без влияния тамплиеров и является философской конструкций, материальным воплощением математических, астрономических и эзотерических знания.
    В замке прослеживается четкая связь с цифрой 8.
    В плане представляет собой восьмиугольники, расположенные на двух этажах.


    Кастель дель Монте. Апулия.

    Восьмиугольник – символическая фигура, переходное состояние между квадратом – символом земли и кругом – символом неба.
    Углы восьмиугольника огибают башенки тоже с восьмью гранями, подобные тем, что строили тамплиеры.
    Восемь трапециевидных комнат первого этажа идентичны восьми комнатам второго этажа, в башенках крутятся против часовой стрелки винтовые лестницы (хотя в других постройках того времени все лестницы строились по часовой стрелки).


    Кастель дель Монте. Апулия.

    Почти все комнаты имеют сообщающиеся двери и создают впечатления бесконечного лабиринта.
    В замке нет ни спален, ни жилых комнат, ни кухни, ни комнат для прислуги.


    Кастель дель Монте. Апулия.

    Во внутреннем дворике находился восьмиугольный фонтан или бассейн, высеченный из цельного куска мрамора. По замыслу фонтан символизировал Святой Грааль и служил для обряда «слезы Господа», т.е. обряд «крещение в мудрости», который практиковали тамплиеры. Под фонтаном находилась огромная цистерна для сбора дождевой воды, также в нее шла вода из пяти других цистерн, находившихся под пятью из восьми башен. Цистерны были объединены в гидросистему и использовались для канализации. Это один из старейших образцов средневековой канализации, сохранившейся до наших дней.
    Детали интерьера продолжают тему восьмерок: 8 четырёхлистных цветков на правом карнизе тимпана портала и 8 таких же - на левом; 8 листьев на капителях всех колонн; 8 листьев на ключе свода. В разных залах имеются украшения из 8 листьев подсолнечника, 8 листьев аканта или инжира.
    Число 8 - особое. Это символ бесконечности и посредник между небом и землёй.
    Если следовать этой версии, то совсем не замок, а храм тайных знаний с главным входом, похожим на церковный портал и повернутый на восток на встречу восходящему солнцу.
    Положение солнце вообще играет важную роль в конструкции замка, так в полдень в день осененного равноденствия стены внутреннего дворика отбрасывают тень точно равную длине двора, а в дни зимнего и летнего солнцестояний возникают идеальные прямоугольники, обрисовывающие стены замка так, что сам он оказывается точно в центре.
    Завершают картину два льва, сидящие на колоннах у входа и смотрящие на горизонт в те точки, где восходит солнце в летнее и зимнее солнцестояние.
    Если не увлекаться эзотерической версией, то можно вспомнить, что Фридрих II был большим любителем соколиной охоты и даже написал книгу с собственными иллюстрациями, посвященную орнитологии и охоте на птиц, первый научный труд в этой области времен Средневековья.
    Император любил охотиться в этих местах, и Кастель дель Монте мог быть охотничьим замком, который использовали также для торжественных событий. Например, свадьбы его дочери Виоланты с графом Казерты Риккардо Сансеверино.


    Кастель дель Монте. Апулия.

    Многие века оставался заброшенным. В 1876 году замок купило государство, его отреставрировали и привели в порядок. В 1996 году был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
    И теперь каждый желающий может полюбоваться на , замок похожий по форме на корону, в которой короновался Фридрих II и находящийся в абсолютно стратегически невыгодном положении среди открытого пространства.

    Огромной каменной короной венчает замок Кастель-дель-Монте холм в мягком ландшафте итальянской Апулии. Этот символ светской власти, заметный издалека, издавна поражал своим величием и таинственностью. Захватывающий вид ему придает необычная 8-угольная форма.

    Кастель дель Монте часто называют известнейшим замком мира, однако это сооружение не является замком в точном значении этого слова. У него отсутствует ров, вал и подъёмный мост, вместо этого присутствует церквеподобный портал. Нет также помещений для припасов, конюшен, отдельной кухни. Назначение его является загадкой. Чаще всего предполагается, что он был задуман как охотничья резиденция, однако внутренние помещения были, по мнению некоторых исследователей, слишком богато украшены и обставлены для этого.


    Кастель дель Монте - это двухэтажное сооружение с плоской крышей. Снаружи здание представляет собой правильный восьмиугольник со стороной 16,5 м. На каждом углу находится также восьмиугольная башня. Точно на половине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, разделяющий этажи. Второй карниз, отделяющий цоколь здания, проходит на высоте примерно 2 м.


    Внутренний двор также представляет собой правильный восьмиугольник. Высота стен от поверхности внутреннего двора - 20,5 м, угловые башни лишь немного выше.



    Только при таком ракурсе возможно оценить, насколько стены замка огромны по-сравнению с человеком

    Первоначально на месте замка существовал монастырь Святой Марии на Горе, но описаний его формы и интерьера не сохранилось. В 1240 году император Фридрих II Штауфен построил здесь замок Кастель дель Монте. После возвращения из Шестого крестового похода и успешного захвата Иерусалима он таким образом хотел подтвердить свои претензии на власть в “Священной Римской империи”. Этот мотив, как и характер императора, должен был отразиться в архитектуре здания. Если смотреть на замок издалека, то большие углы 8-угольника превращаются в круг, а выступающие угловые 8-угольные башни предстают в виде зубцов каменной короны. Подходя к замку все ближе, начинаешь утрачивать впечатление круглой формы и различать настоящую его структуру.


    Снаружи Кастель дель Монте не только оставляет ощущение замкнутости, но и закрытости от внешнего мира: в массивных башнях нет ни окон, ни дверей, и даже привычных глазу бойниц. Фасады гладкие и простые, без всяких украшений, в каждой из стен есть только два маленьких окошка, расположенных одно над другим. Примерно на середине высоты вдоль всех фасадов башен и трактов проходит карниз, который словно скрепляет башни вместе. Благодаря такой архитектуре замок выглядит устрашающим и неприступным, хотя по сути он не является оборонительным сооружением.


    На углах замка находятся башни также выстроенные в виде восьмиугольников. Высота основного восьмиугольника - 25 м, а высота башен - 26 м. Длина каждой стены замка составляет 16 м 50 см, а ширина каждой башни порядка 3 м 10 см. Конструкция замка имеет следующую особенность - две стороны башни состыкованы с одной из сторон основного восьмиугольника.


    Портал главного входа обращён строго на восток. На противоположной, западной стене находится второй вход.

    Сам замок Кастель дель Монте построен из отшлифованного известняка, а колонны, обрамления окон и порталы - мраморные. На каждой стороне внешней стены имеются два окна - одноарочное на первом и двухарочное на втором этаже. Лишь одно окно второго этажа - северное - имеет три арки.

    То, что этот замок был задуман в первую очередь как репрезентативное и жилое здание, становится ясно, как только попадаешь внутрь. Любящий роскошь Фридрих II великолепно отделал замок изнутри. Стены были украшены мраморной отделкой и другим дорогим материалом, порфирными пилястрами, обрамляющими окна и двери.

    У стен в высоких помещениях были расставлены скамьи. Обогревали замок огромные камины, а водопровод и вентиляционные шахты, проходящие сквозь многочисленные этажи, обеспечивали комфорт, редкий для того времени.

    Внутренние помещения представляют собой 16 правильных трапеций, по восемь на каждом этаже. В угловых башенках находятся гардеробы, туалеты и винтовые лестницы. Интересно, что лестницы закручиваются не вправо, как это целесообразно для обороны, а влево, следуя за природой (так, например, устроен панцирь улитки).


    Во внутренний двор ведут три портала на первом этаже, кроме того, на втором этаже есть также три двери, ведшие на ныне отсутствующий кольцевой деревянный балкон. Кроме того, в стенах двора расположены и другие маленькие окна, так что свет приникает в каждое помещение, как через внешнюю, так и через внутреннюю стену.



    Хотя все помещения, как первого, так и второго этажа имеют одинаковую форму, они отличаются друг от друга расположением дверей. Два зала первого этажа соединяются с внешним миром через восточный и западный портал, но не имеют выходов во внутренний двор, а соединяются с другими залами. Кроме проходных залов, имеющих 2-3 двери, есть так называемые концевые, в которых лишь одна дверь. Таких залов 4 - по два на каждом этаже. Каждый из последних имеет камин и проход в туалет, расположенный в смежной башне. Туалеты хорошо проветривались через шлицы в стенах и промывались водой из баков, расположенных на крыше. Один из конечных залов второго этажа принято назвать тронным. Его окно выходит на восток и расположено над главным порталом. В нём отсутствует камин и туалет.

    В каждое помещение второго этажа прямой солнечный свет проникает два раза в сутки круглый год, для помещений первого этажа это справедливо только летом. Таким образом, верхняя часть сооружения представляет собой гигантские солнечные часы. Два дня в году - на летний и зимний солнцеворот свет равномерно распределяется между всеми помещениями первого этажа как пространственно, так и по времени. Таким образом, первый этаж может служить как календарь, а всё здание рассматриваться как своеобразный астрономический прибор.

    Кастель-дель-Монте за века своей истории не раз грабили, поэтому от роскоши императора Фридриха почти ничего не осталось.


    Посетители и исследователи замка до сих пор безуспешно пытаются разгадать, что означала 8-угольная структура замка: расположение планет, христианские святыни, архитектурные и художественные традиции, переход от квадрата, символа Земли, к кругу, небесному символу, через восьмиугольник?.. Какие только догадки и теории не выдвигались в объяснение необычности Кастель дель Монте , но никаких доказательств какому-либо из выдвигаемых предположений до сих пор не найдено…