Зеркальная галерея Версаля. Кучерявый гид Зеркальная галерея, Версальский дворец, Франция

Версаль. Часть первая. Дворец. October 27th, 2010

О Версале я решил рассказать коротко, фотографиями, нежели текстом.
Море отличных описаний дворца можно найти в Интернете, например, в Википедии .


Париж - самый посещаемый город мира. Дворец Версаль, расположенный в пригороде Парижа - самый посещаемый дворец мира. В год сюда приезжает 2,6 миллиона человек, чтобы увидеть своими глазами, как жил самый абсолютный монарх европейской истории - "король-солнце" Людовик XIV.

Жемчужина Версальского дворца - Зеркальная галерея

Главная площадь перед Версальским дворцом. Справа - памятник Людовику XIV
В школе мы все учили про короля Франции Людовика XIV, "Короля-Солнце ". Опасаюсь за свою жизнь и за власть, он вынужден был переехать из Парижа. В качестве новой резиденции монарха он выбрал маленький охотничий домик своего отца, Людовика XIII в пригороде Парижа. На этих землях Людовик XIV построил крупнейший королевскую резиденцию Франции, символ себя, своей страны и абсолютистской власти, которую он олицетворял.

На площади перед дворцом лицом к приезжающим гостям и спиной к Версалю стоит конный памятник Людовику XIV. Раньше такие памятники стояли в каждом городе Франции, но во времена Французской революции большинство памятников были уничтожены

Фасад дворца выполнен в стиле фрацузского классицизма (не путать с классицизмом и неоклассицизмом в Европе). Это связано с тем, что на момент начала строительства дворца, здесь уже находился маленький охотничий домик Людовика XIII, построенный в стиле классицизма. Я не уверен, насколько буду прав, если скажу, что центральная 7-оконная часть дворца и есть все, что осталось от охотничьего домика.

Парадная площадь перед Версалем

В правом крыле дворца расположена королевская часовня (на фото справа). Фасад часовни резко контрастирует с ровными геометрическими линиями фасада дворца. Многие архитекторы выступали против такого архитектурного решения, один архитектор даже назвал часовню "огромным катафалком ", но кто станет спорить с королём!

Интерьер королевской часовни. Именно здесь Мария Антуанетта вышла замуж за короля Франции Людовика XVI. Сегодня в придворной капелле время от времени проводятся симфонические концерты. Эта капелла - пятая по счету часовня в Версале и самая крупная королевская часовня во Франции (видимо, где-то есть часовни ещё больше этой).

Второй ярус королевской часовни

Галерея французских королей

На первом этаже дворца расположен открытый в 1837 году музей истории Франции. Большнство туристов пролетает это место пулей. Наверное, сюда в обязательном порядке водят французских школьников

Один совет: вход в Версаль, как и во все остальные государственные музеи Франции (Лувр, д"Орсэ, Оранжери и под.) бесплатный для резидентов Евросоюза, которым ещё не исполнилось 26 лет. В этот список, разумеется, относятся все студенты европейских вузов, в том числе и стипендиаты программ обмена. Воспользуйтесь!


Основные помещения дворца расположены на двух ярусах. Лестница на кадре ведет на второй этаж, к жилым покоям короля

Большая часть денег, потраченных на строительство дворца, ушла на создание внутренней отделки. Как это ни прискорбно, но большая часть мебели из Версаля была уничтожена во время Французской революции. Современный Версаль обставлен мебелью, которая происходит из той же эпохи, что и потерянные образцы, либо теми оригиналами, которые удалось найти

Парадное помещение перед Зеркальной галереей - зал Войны (Salon de la guerre ). В каждой комнате дворца можно найти изображение Людовика XIV, как и здесь, над камином

Самым знаменитым помещением Версальского дворца является, без сомнения, Зеркальная галерея (оригинальное название - Великая галерея) . Представьте себе, это было первое место в мире, где люди увидели свое отражение в полный рост! Старинная технология выдувания стекла не позволяла производить большие зеркала. Из-за этого зеркала были маленькими и очень дорогими. В Зеркальном зале впервые в мире множество маленьких зеркал были сложены вместе. Теперь гости, приходившие к королю на бал, могли видеть себя в полный рост! Иронично, но спустя всего несколько лет после окончания декорирования Зеркальной галереи появилась альтернативная технология производства зеркал, и зеркала резко подешевели.

Шедевр Зеркальной галереи в Версале - хрустальные люстры. Раньше вся меблировка Великой галереи была выполнена из серебра, даже табуреты. В 1689 году все серебрянные предметы переплавили на покрытие военных расходов

Мне доводилось слышать негативные отзывы после визита в Версаль, мол, "не такой он и роскошный, у нас лучше " или "не такой он и большой " и под. С такими доводами я категорически не согласен. Я считаю, что Версаль как шедевр человеческой мысли - одно из тех мест, которое человек обязан посетить в своей жизни, хотя бы для расширения кругозора. Единственное, что оставляет желать лучшего - это толпы туристов. Откровенно говоря, времени на раздумья во внутренних помещениях дворца нет, некогда стоять и рассматривать детали оформления и некогда размышлять. Непрекращающийся поток туристов несет тебя, и вырваться из него можно уже только на улице. Что поделаешь, это репутация дворца!

Во второй части моего репортажа я расскажу о королевском парке Версаля - одном из крупнейших парков Европы!

История строительства и дизайна не знает столь частых попыток подражания, как подражание Версалю! Именно Версальский дворцово-парковый ансамбль (Parc et ch?teau de Versailles) послужил моделью для возведения многих европейских замков и парков. Этот непревзойдённый исторический комплекс роскошных дворцовых зданий, многочисленных сооружений, изысканных оранжерей, парков, садов с естественными и искусственными водоёмами, оказал невероятное влияние на градостроительную мысль XVIII века.

Никогда королевские резиденции не строились просто так. тоже не стал исключением. Великолепный «король-солнце» Людовик XIV имел массу причин для строительства новой постоянной резиденции. Идея у монарха возникла после того как он увидел дворец министра финансов Николя Фуке в поместье Во-ле-Виконт. Испытывая зависть и желание владеть такой роскошью, Людовик XIV де Бурбон начинает перестройку старого замка в Версале. Он принимает твёрдое решение, превзойти замок во всём. К тому же французский монарх не был сильно привязан к Парижу и предместью Сен-Жермен. А кажущаяся ему небезопасность проживания в , ускоряет начало строительных работ.

Немного истории.

История Версальского дворца начинается с конца шестнадцатого столетия. Когда-то здесь был небольшой домик, окружённый садом, где в лесу охотился Людовик XIII (отец Людовика XIV) . Охота была главным увлечением Людовика XIII и в 1623 году он стоит здесь простой без изысков охотничий замок из сланца, кирпича и камня. В 1632 году территорию, где ныне расположен Версальский дворец, расширяют, купив у архиепископа Парижского Версальское поместье. Начинается двухлетняя перестройка, переросшая в почти пятидесятилетнее строительство.

После конфискации замка Во-ле-Виконт в 1661 году и ареста Николя Фуке (помните Д’Артаньяна из знаменитого романа А.Дюма, именно он участвовал в заключении под стражу министра финансов), группа мастеров, возводившая этот дворец, по приглашению правителя перебирается в Версаль. Архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, придворный садовод Андре Ленотр, художник и мастер по интерьерам Шарль Лебрён переделывают, увеличивая и обновляя Версальский дворец.

Шедевры Версальского дворца.

Каждый зал дворца в Версале, это дивная поэма о красоте и роскоши, таланте и усердии мастеров.

Королевская капелла. Находится в правой части здания недалеко от входа. Царственный алтарь окружают бронзовые фигуры богов древней Греции. Пол с королевским гербом в центре выложен цветным мрамором. Капелла имеет два яруса со спиральной лестницей. Подняться наверх могла только семья монарха, менее титулование особы оставались внизу.

Интересная история дошла до наших дней. Желая привлечь внимание любвеобильного монарха, на богослужение собиралось много придворных дам. Но начальник гвардии его величества решил пошутить, объявив дамам, что короля не будет на мессе. Каково же было удивление правителя, когда он прибыл на богослужение и не увидел ни одной дамы внизу!

Как правило, после службы король направлялся в один из девяти торжественных залов. Сегодня туда идут толпы посетителей, чтоб прикоснутся к истории, подолгу рассматривая галереи, посвящённые античным героям: Венере, Диане, Марсу, Меркурию, Аполлону, Геркулесу. Многие стремятся в салон Войны, « Бычий глаз» и жемчужину Версаля — Зеркальную галерею.

Зал Венеры. Самый главный экспонат этого салона — статуя Людовика XIV.

Зал Дианы. Здесь стоял огромный стол, где при Людовике XIV развлекались игрой в бильярд. Стол был накрыт ярко малиновым велюровым ковром с золотой бахромой. Придворные дамы сидели по кругу, на возвышении, это позволяло им наблюдать за игрой и рукоплескать успехам самовлюблённого короля.

Зал Аполлона — тронный. Он служил для торжественных приёмов иностранных послов и престольных праздников. Ближе к вечеру здесь обычно танцевали, устраивали музыкальные и театральные . Самодержец, любивший покрасоваться, сам с наслаждением принимал в них участие.

Зал Войны целиком посвящен во время военных действий. На стенах можно увидеть монументальные полотна, восхваляющие знаменательные победы Франции.

Салон « Бычий глаз» , помещение с окном, выходящим во внутренний двор в форме овала. Сюда допускались титулованные и приближённые особы монарха, что бы понаблюдать за тем, что происходит в апартаментах короля через отверстие, напоминающее бычий глаз.


Зеркальная галерея
(Galerie des Glaces) или Большая, сердце Версальского дворца. Самая величественная комната, длинна её более 73 метров, а ширина около 11 метров. В галерее впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал, все они были установлены параллельно семнадцати окон. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. А вечером, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно.

Украшают галерею всевозможные вазы в бронзовой оправе, серебряные торшеры и канделябры, десятки хрустальных люстр, вазоны с апельсиновыми деревьями.

По проекту Лебрена до 1690 года Зеркальная галерея была обставлена исключительно серебряной мебелью. В 1689 году по приказу короля, мебель пошла на переплавку монет для покрытия военных затрат. Невозможно описать, игру световых бликов, когда лучи солнца, освещая зал, отражаются в зеркалах, ослепляя взор и изумляя воображение.

Первое что привлекает здесь внимание, размеры кровати королевы. Она огромна, почти на всю спальню! По существующей традиции, королева Франции должна была рожать прилюдно, поэтому в это время Версаль собирал толпы народа. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.

Спальня короля, была средоточием жизни всего дворца в Версале. Основным предметом мебели была кровать, расположенная так, что центр её был местом, где сходились лучи трёх городских магистралей связывающих Париж с Версальским дворцом. Но самым интересным было то, что во время ритуала утреннего пробуждения, наведения лоска и отхода ко сну его величества Людовика XIV, в спальне находились избранные особы, удостоенные высокой чести, следить за происходящим. «Господа, король проснулся!»- слышалось из «святая-святых», двое слуг уже подают кружевную рубашку, четверо бокал
с вином. Начинался новый день, где каждый хотел поймать милостивое слово или взгляд правителя, надеясь, что фортуна им, наконец, улыбнулась…

Зеркальная галерея не входила в число первых крупных строительных объектов, возведенных в Версале архитектором Лево. В проекте каменной застройки вокруг небольшого замка Людовика XIII , предложенном им в 1668 г., это место было отведено для террасы. И только через несколько лет архитектор Ж. Ардуэн-Мансар представил королю 26 сентября 1678 года, в год подписания Нимвегенского мирного договора, проект строительства Зеркальной галереи. Строительство завершилось в том же году.

Зал Войны, Зеркальная галерея и Зал Мира представляют собой единый ансамбль с декором, посвященным военным и политическим успехам Людовика XIV . Здесь торжествует анфиладный принцип планировки. Живописные медальоны кисти Лебрена на коробовом своде галереи длиной 75 метров и шириной 10 метров прославляют военные победы Людовика XIV .

Версаль со стороны дворов

Мраморная отделка словно излучает холодный голубой свет и подчеркивает строгость и величие этого парадного зала. Арочным высоким окнам на внутренней продольной стене вторят аналогичные по форме и размерам зеркала, и это создает впечатление безграничной ширины зала, который в концах замыкается Залом Мира и Залом Войны.

На первых порах Людовик XIV приказал поставить в Зеркальную галерею серебряную мебель, изготовленную по эскизам Шарля Лебрена. Однако в 1689 г. эту мебель переплавили, чтобы пополнить государственную казну, опустевшую в результате военных кампаний. В гарнитур входили высокие канделябры, круглые низкие столики под светильники и большие вазы тончайшей чеканной работы, исполненные лучшими ювелирами того времени. Камин, изготовленный по эскизу Лебрена, украшен барельефом работы Антуана Куазевокса. Большой медальон над ним посвящен одному из главных событий Голландской войны: здесь Людовик XIV представлен в костюме античного воина на коне во время перехода войск через Рейн 2 июня 1672 года. Внизу на рельефе изображена покровительница истории муза Клио, записывающая в анналы историю короля Франции.

В эпоху дореволюционной монархии Зеркальная галерея вела в Большие королевские покои. Здесь собирались придворные в надежде увидеть короля, каждое утро проходившего в часовню. Некоторые пользовались случаем подать прошение. Когда во время особенно торжественных аудиенций Людовик XIV принимал иностранных послов, как, например, посла Сиама в 1686 г., в Зеркальной галерее устанавливался серебряный трон монарха, который переносили из Салона Аполлона. Здесь также устраивались пышные празднества, парадные балы и балы-маскарады, которые давались в честь королевских бракосочетаний. Посол Венеции, присутствовавший на одном из таких приемов, писал, что в галерее было светлее, чем днем, и глаза отказывались верить, что такое яркое невиданное зрелище происходит наяву.

Зеркальная галерея Версальского дворца явилась результатом поисков новых пространственных и световых эффектов, и кроме того она должна была продемонстрировать достижения французской стекольной промышленности, ее первых побед над Венецией.

28 июня 1919 года в Зеркальной галерее был подписан договор о прекращении Первой мировой войны.

Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces) - самый известный интерьер Версальского дворца. Вместе с исчезнувшей лестницей Послов и дворцовой Часовней входила в тройку самых масштабных интерьеров резиденции Людовика XIV. Размеры зала в плане 73,0 м × 10,5 м. Высота - 12,3 м.

История строительства

В 1678 г. Жюль Ардуэн-Мансар приступил к перестройке «Конверта» дворца, созданного Луи Лево. На месте открытой террасы второго этажа устроили Большую галерею (Зеркальной её назовут только в XIX веке). Вместе с фланкирующими её залами Войны и Мира (оформление последнего будет завершено только при Людовике XV) она соединила Большие апартаменты (фр. Grand appartements) короля с покоями королевы, став апофеозом Большого стиля Людовика XIV. Вместе с тем, следует отметить, что сооружение галереи нарушило логику Апартаментов Планет (название группы залов Больших апартаментов): при её создании были уничтожены салоны Юпитера, Сатурна и Венеры, располагавшиеся в левом ризалите «Конверта». (Салон Венеры заново выполнен в начале анфилады, у Лестницы Послов). При оформлении пространства нового интерьера Ардуэн-Мансар отталкивался от созданной им ранее галереи замка Кланьи. Схема же завершения с торцов салонами, сообщающимися с основным объемом открытыми арками, использовалась в резиденции герцога Орлеанского. Сюжеты живописи первоначально предполагалось посвятить Аполлону (как в Лувре) или Геркулесу (как в отеле Ламбер). Но после заключения мира в Нимвегене, ставшего апофеозом правления Людовика XIV, Шарль Лебрен за два дня набросал эскизы Истории короля. По его же эскизам выполнили капители пилястр в национальном «французском» ордере (который на самом деле является модифицированным коринфским) с fleur-de-lys и галльскими петухами в декоре, и многочисленные элементы меблировки галереи: здесь находились алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе, табуреты и торшеры из серебра, выполненные в мастерских Гобеленов, меж окон на серебряных столах установили восьмирожковые серебряные же канделябры с изображением подвигов Геркулеса, что являлось отражением первоначального замысла оформления. Украшали галерею апельсиновые деревья, высаженные в серебряные кашпо. Этот же металл применён в арматуре хрустальных люстр. Семнадцать окон обрамлены шторами из синего, шитого золотом шелка. Зеркала, давшие название интерьеру, изготовили в только что основанных мастерских Сент-Антуанского предместья. Пол застилали огромные ковры мастерских Савонери. Почти все серебряные изделия отдали в переплавку после первого эдикта против роскоши 1689 г., изданного ради покрытия военных расходов. И сегодня, несмотря на всё великолепие, интерьеры Версаля являются лишь бледной тенью их былой славы.

Исторические события

15 мая 1685 г. в только что завершенной Большой (Зеркальной) галерее король принимает представителей дожа Генуи, вынужденных после десятидневной бомбардировки города французами принести ему публичные извинения за строительство четырех галер для Испании. Это событие запечатлел…

Зеркальная галерея Версаля








фото Philippe

Зеркальная галерея дворца Версаль, шедевр архитектора Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена, символ величия Людовика XIV, который хотел сделать из нее [витрину Францииk, вновь обрела свое первоначальное великолепие после трех лет реставрационных работ. Это была первая полная реставрация с момента завершения галереи в 1684 г. Эта [единственная в мире королевская красотаk, как писала о ней маркиза де Севинье, предстает сегодня, по словам главного архитектора Исторических памятников дворца Фредерика Дидье, [ослепительной старой дамойk, у которой [все морщинки на лице рассказывают какую-нибудь историюk.

Фото МИД Франции, для свободного использования

Кампания реставрационных работ, проведенных для этой [красавицыk, которая все же сохранила большую часть своего юного обаяния, это самая крупная операция культурного меценатства, когда-либо осуществленная во Франции, общей стоимостью в 12 млн. евро. Расходы полностью взяла на себя компания по строительству и общественным работам Vinci. Это было [компетентное меценатствоk, так как группа меценатов осуществила и генеральное проектирование, и материальное обеспечение всех работ, проведение которых поручили предприятиям-специалистам по реставрации и сохранению национального достояния. Первые технические операции касались ремонта всех электросетей, отопления, термоизоляции, вентиляции и системы кондиционирования в соответствии с нормами противопожарной безопасности. Была изобретена новая система освещения, дающая эффект света от свечей. С художественной стороны, предприятия, специализирующиеся на реставрации Исторических памятников, активно сотрудничали с ремесленниками, носителями многовековых знаний и умений. Они очистили росписи, отполировали 1100 кв. м. полихромного мрамора, позолотили бронзу, реставрировали украшения из металла и элементы ковки, отремонтировали 770 кв. м. полов, покрыли листовым золотом деревянные поверхности, используя традиционную технологию.

Все 357 зеркал, которые и дали название этой сказочной галерее, включенной ЮНЕСКО в Список всемирного наследия человечества, прошли особое [лечениеk. Реставрационные работы были поручены специалисту по старинным зеркалам. Все зеркала были сняты, и поврежденные стекла были заменены зеркалами с ртутным покрытием, такими же, как и первоначальные зеркала, которых осталось в галерее, к всеобщему удивлению, 70%. Специалист, таким образом, реставрировал 309 зеркал, из которых полностью заменил 48 либо разбитых, либо датируемых другой эпохой. Этот же зеркальщик неожиданно обнаружил под крышей Сената склад старинных зеркал, сохранившихся с того времени, когда дворец был резиденцией брата короля. Мастер огранил их в соответствии с оригиналом, чтобы установить в галерее. Секрет изготовления венецианских зеркал с ртутным покрытием был передан несколькими рабочими, которых Кольбер переманил из Мурано и принял на работу на 4 года в Версаль. Но этот процесс изготовления зеркал оказался смертельно опасным для большого количества рабочих-стекольщиков, отравившихся парами ртути. Поэтому в 1850 г. эта технология была полностью запрещена во Франции, где уже тогда ее заменили изготовлением зеркал с серебряным покрытием.

Впервые за всю историю культурного меценатства во Франции по договору, согласованному с административным судом Версаля, государство официально поручило весь комплекс работ частному предприятию. Генеральное проектирование было, естественно, возложено на главного архитектора Исторических памятников при поддержке Наблюдательного комитета и Международного научного совета, состоящего из двадцати специалистов. За проведение этих исключительных работ компания Vinci, задействовавшая сотню опытных реставраторов, была удостоена первой медали [Выдающийся Меценат Министерства культуры и коммуникацийk. Эта медаль была учреждена в 2003 г. во время принятия нового закона о меценатстве, позволяющего проведение таких мероприятий.

Зеркальная галерея была создана между 1678 и 1684 гг. Жюлем Ардуэн-Мансаром (1646 1708); она соединяла большие апартаменты короля с апартаментами королевы. Шарлю Лебрену (1619 1690), своему первому художнику, Король-Солнце поручил воспроизвести в росписи сводов потолка самые значительные события первых 17 лет его правления (военные победы, административные и экономические реформы). Ведомый своим удивительным гением, художник изобразил эти сцены с помощью бесконечных аллегорий, перспектив, визуальных обманов и барельефов из стука. Вместо обычных изображений богов или героев в центральной части росписи потолка художник решил изобразить самого короля, восседающего на троне. Этой картине Расин дал знаменитое название: [Король правит самk. Эта тысяча кв. м. росписи потолка представляет собой самый крупный живописный ансамбль во Франции.

В этом самом торжественном зале Версальского дворца свершались бракосочетания принцев (в частности, будущего короля Людовика XVI и Марии-Антуанетты), одни придворные праздники сменяли другие. Зеркальная галерея, символ [французского генияk, была также идеальным местом для аудиенций, оказываемых высоким иностранным гостям. После падения монархии галерея продолжала служить местом, где свершались исторические события. Во время Второй Империи Наполеон III и императрица Евгения в последний раз воскресили пышность балов королевского режима, принимая в галерее королеву Викторию 25 августа 1855 г. Именно там была провозглашена 18 января 1871 г. Германская Империя и 18 июня 1919 г. был подписан Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне (1914 1918).

Представший перед публикой во всем великолепии первозданного освещения, заново отреставрированный огромный зал (длиной 173 м., шириной 10,5 м. и высотой 12,5 под куполом) в течение всех трех лет работ, впрочем, никогда и не закрывался для экскурсий. Невозможно было лишить такого удовольствия 4 млн. туристов, ежегодно посещающих дворец. Около 6000 посетителей, из которых примерно 1000 молодые люди, даже смогли подняться на леса, чтобы приобщиться к профессии реставратора и с восхищением наблюдали вблизи за возрождением великолепной живописи Лебрена, иногда испорченной неудачной предыдущей реставрацией или просто потемневшей от времени.

Ибо три века истории Франции, увы, оставили галерею в [состоянии общего загрязнения: все было черным, потемневшим, напоминает Фредерик Дидье, в то время как Лебрен был великим колористомk. Женщины-реставраторы провели три года, буквально не отрываясь от росписи плафона, увлеченные своим делом, сознавая, что [такой реставрации в их жизни уже не будетk. В результате их скрупулезной работы к всеобщему удивлению открылся изумительный синий цвет лапис-лазурита, который покрывает небо и освещает весь свод потолка. На других картинах открывались яркие красные цвета, желтые, сиреневые, серые, и в то же время исчезали неуместные позднейшие наслоения краски. Таким образом обнаружилось, что 80% картин были записаны художниками последующих поколений.

[Все когда-нибудь входили в Зеркальную галерею, но кто мог сказать до сегодняшнего дня, что он ее видел? Никто. Причина проста: она была невидимаk. Это уже потерявшее актуальность замечание принадлежит Жаку Тюилье, автору замечательной небольшой книги [Зеркальная галерея вновь обретенный шедеврk.

Клодин Канетти

Интернет-сайт:

www.chateauversailles.fr

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
Часть 3 -
Часть 4 -
Часть 5 -
Часть 6 -
Часть 7 -
Часть 8 -
Часть 9 -
Часть 10 -
Часть 11 -
Часть 12 -
Часть 13 -
Часть 14 -
Часть 15 -
Часть 16 -
Часть 17 -
Часть 18 -
Часть 19 -
Часть 20 -
Часть 21 -
Часть 22 -
Часть 23 -
Часть 24 -
Часть 25 -
Часть 26 -
Часть 27 -
Часть 28 -
Часть 29 -
Часть 30 -
Часть 31 -
Часть 32 -
Часть 33 -
Часть 34 -
Часть 35 -
Часть 36 -
Часть 37 -
Часть 38 -
Часть 39 -
Часть 40 -
Часть 41 -
Часть 42 -
Часть 43 -
Часть 44 -
Часть 45 -
Часть 46 -
Часть 47 -
Часть 48 -
Часть 49 -
Часть 50 -
Часть 51 -
Часть 52 -
Часть 53 -