Зеркальный зал белосельских белозерских размер сцены. Дворец Белосельских–Белозерских

в 2004 году мне выпала удача посмотреть интерьеры дворца Марии Николаевны (Мариинского), созданные любимцем царской семьи Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. и вот, наконец, я добралась до другого его творения дворца Белосельских-Белозерских. новое здание было создано на месте старого дворца, землю для которого купил русский писатель, философ и дипломат князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский. проект этого чуда "второго рококо" Штакеншнейдер осуществляет в 1847-1848 гг. по заказу Эспера Александровича и его жены Елены Павловны Бибиковой для дальнейшего житья князя Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского, племянника Зинаиды Волконской. существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. семья заметно обнищала и в 1884 году владельцем дворца стал великий князя Сергей Александрович (младший брат Александра III), который купил его в качестве свадебного подарка для своей красавицы-жены Эллы (Елизаветы Федоровны). правда прожила пара в особняке только 7 лет: с 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы. однако, когда в 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев и Елизавета Федоровна стала игуменьей московской Марфо-Марьинской обители, дворец в 1911 году попал в руки в великому князю Дмитрию Павловичу (кузену Николая II) - здесь он был под домашним арестом после участия в убийстве Распутина. во время Первой мировой войны (1915-1918 гг.) в Сергиевском дворце (так он назывался после приобретения его Сергеем Александровичем и вензель именно с его инициалами украшает решетки парадной лестницы и балкона) размещался британско-русский военный госпиталь. сейчас здесь располагается Управление по делам Президента РФ.

на самом деле сохранилось здесь не так много: 6 парадных покоев, а также личные интерьеры Дмитрия Павловича (там сейчас располагается музей Собчака, где я ещё не была). все жилые покои были уничтожены бомбами и восстановление их никто не планирует. однако лично я была удовлетворена и тем, что увидела. попадаешь во дворец через парадную лестницу в виде раскрывшегося веера.

вид на Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. кстати, изначально дворец был цвета терракоты, так что в данный момент он стоит в своем первоначальном облике.


во внутренней отделке принимал участие скульптор Давид Иенсен, с его скульптур были сделаны из гипса атланты и кариатиды во всем дворце.

поднимаемся по лестнице и попадаем в зеленую Парадную столовую, предназначение которой можно понять по вставкам на стенах: амурам с фруктам. надо заметить, что фрукты на обеды привозили из оранжерей дворца Белосельских-Белозерских на Каменном острове. экскурсовод сказала, что ныне он отреставрирован, правда посмотреть на него можно только издали (как все ныне - это здание частное). помимо этого по углам висят четыре картины на мифологические сюжеты:

картина на античный сюжет.


амуры с фруктами.


элемент декора

из Парадной столовой мы сразу попадаем в проходную залу со стенами цвета "увядшей розы", украшенной лишь люстрами, лепниной и картиной "Похищение Елены Торянской" из собрания А. М. Белозерского. сейчас основная часть живописных полотен передана Эрмитажу, а остальные картины перевезены в особняк Белосельских-Белозерских на Крестовский остров. сюда, когда хозяева устраивали приемы, ставили карточные столы, и старики, после первого танца могли вдоволь насладиться игрой.

по середине гостиной дверь в Зеркальную залу для приемов, балов и танцев, которые длились с 21.00 до 5.00. кстати, на была во дворец любил приезжать сам император Александр III. императрица Мария Федоровна готова была танцевать до утра. чтобы пораньше уехать домой, Александр III, который во время бала играл в вист или вел непринужденную беседу, просил своего адъютанта, под разными предлогами, вызывать музыкантов из оркестра. когда оставался всего один музыкант, - он вставал со своего места и, кланяясь, разводил руками, показывая, что ничего не в силах сыграть, - император подходил к супруге и удалялся с бала. вообще, на балах нередко завязывались знакомства с "нужными людьми", с их помощью часто делалась карьера. правда, беззаботная молодежь приходила сюда все-таки ради танцев и только танцев. часто гости наряжались в театральные костюмы. один раз в год давался большой придворный бал. на него приглашалось около 3000 человек.


зала украшена "зеркалами лицепритными" (дорогими, сделанными на серебре), названными так потому, что они придавали лицу глядевшего в них приятный персиковый оттенок. помимо зеркал в зале несколько люстр - бронзовые и "бумажные" (созданные из папье-маше). "Здесь был дух старины" - вспоминали современники о приемах во дворце. здесь пела Александра Панаева, играл Лист, Чайковский.


люстра из папье-маше.

правда больше всего, конечно, поражает библиотека князя Сергея Александровича. деревянное убранство для которого делалось на фабрике знаменитого Мельцера. особенно хорошо витражи редкой техники - из лунного стекла. раньше здесь был домашний театр Белозерских, где в свое время проходила премьера грубоедовского "Горя от ума". среди документов я нашла литографию Зинаиды Волконской в роли мельничихи (из оперы Паизелло "Прекрасная Мельничиха") работы К. Агриколы.


музыкальные сочинения Зинаиды Волконской

да, я также упоминала, что во время Первой мировой войны здесь был лазарет. памятная табличка появилась совсем недавно. она была повешена на деньги потомков тех английских врачей, которые здесь работали.

самый красивый зал, Золотую гостиную Елизаветы Федоровны можно было только посмотреть. снимать там нельзя - все-таки приемная по делам Президента. внутри она просто чудная: со стенами, обитыми малиново-серебристым штофом, хрустальной люстрой, золотыми ажурными карнизами и прекрасным видом на Фонтанку и Невский проспект. а ещё я там обнаружила потайную дверь. экскурсовод сказала, что она была для прислуги - гостям выносили прохладительные напитки и лакомства. а ещё иногда хозяйка дома подслушивала разговоры гостей, настраиваясь на нужный лад. кстати, хоть Штакеншнейдер и создал интерьеры в подражании французскому рококо, все де свою лепту он внес - растительный орнамент был составлен из флоры нашего края.


Дмитрий Павлович и императрица Александра Федоровна.

На углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки стоит великолепный бело-розовый дворец с атлантами, прекрасный, как свадебный торт. Это Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский). Восхищённые современники писали, что дворец - это «величественное палаццо», а архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Но история дворца не так проста, как кажется на первый взгляд.

Начать следует с того, что название дворца призрачно: по заказчику своего нынешнего облика, князю Эсперу Белосельскому-Белозерскому, скончавшемуся в 1846-м году, в то самое время, когда рыли фундамент здания. Участком между Невским и Фонтанкой Белосельские-Белозерские владели с конца XVIII века, приобретя его у сенатора Нарышкина. Первоначально здесь был построен дом в стиле классицизма (1799-1800, архитектор Демерцов), с фасадом, выходящим на Невский. Время шло, положение князей Белосельских-Белозерских в обществе становилось всё более и более весомым, и особняк оказался слишком скромен.


Особняк князей Белосельских-Белозерских принес Андрею Штакеншнейдеру славу «преемника изящного вкуса графа Растрелли» (по выражению авторитетнейшего в XIX веке СМИ - «Северной пчелы»), он же и стал последним частным дворцом, возведённым на Невском проспекте в XIX веке. Справедливости ради нужно сказать, что официальный статус дворца это здание получит позже, когда перейдёт в собственность императорской фамилии, однако его нарядный, по-старинному роскошный облик выдавал аристократические притязания его владельцев. Князья Белосельские-Белозерские по знатности превосходили даже самих Романовых, ибо род свой вели от Рюрика, и поэтому их кровь была самого что ни на есть небесного оттенка.

Заказчик, князь Эспер Белосельский-Белозерский, прекрасный уже по своему имени (в переводе с греческого - «вечерняя звезда»), был большим умницей и ценителем искусства, знатоком и коллекционером живописи. Именно ему, в искреннем содружестве со Штакеншнейдером (на минуточку, сыном мельника) принадлежит идея возродить стиль славных времён Елизаветы Петровны и Людовика XV, то есть барочно-рокайльные мотивы. Первые проекты разрабатывались в 1840-1841-х годах, однако строительство велось в 1846-1848-х, когда Штакеншнейдер освободился от заказов императорской фамилии и смог приступить к работам для своего друга. Однако князь Эспер был слишком прекрасен, чтобы в судьбе его не было подвохов: отправившись по служебной необходимости на инспекцию лазаретов Николаевской железной дороги, заразился тифом и скончался. Его супруга, Елена Павловна, падчерица грозного шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа, первая красавица света, мужа откровенно презирала ещё при его жизни и вскоре вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея, красавца и нумизмата, и во дворце жить не стала, хотя и по достоинству оценила творение Штакеншнейдера.


Большинство залов оформлены в стиле роккоко. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная с окнами на реку и на проспект. Затем - Зелёная гостиная и Приёмная с живописным панно «Праздник Венеры» и мебелью фабрики Ф. Мельцера. Анфилада вдоль Невского проспекта: Гостиная и Парадная столовая, картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Гордость дворца нынче - Парадная лестница хорошей сохранности.


Роскошный особняк стал центром светской жизни столицы: Елена Павловна устраивала здесь великолепные балы, часто - только для семьи императора (императорский Аничков дворец совсем рядом). Известно, что Мария Фёдоровна обожала танцевать, а Александр III - играть в вист. Желая завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока музыка естественным образом не смолкала. Только после этого он подходил к супруге и удалялся с ней из дворца. На музыкальных вечерах здесь выступали Ференц Лист и Антон Рубинштейн.


Именование «Сергиевский» дворец получил в 1884-м году, когда великий князь Сергей Александрович, младший брат Александра III и дядя Николая II, купил его к свадьбе с красавицей Эллой Гессенской, в России известной как Елизавета Фёдоровна. Елизавета Фёдоровна, в свою очередь, была старшей сестрой будущей Александры Фёдоровны, последней русской императрицы, и в 1894-м году, перед своим бракосочетанием, юная принцесса Алиса, или Аликс, как звали её близкие люди, жила именно здесь.


В 1905-м году Сергей Александрович, назначенный за четырнадцать лет до этого генерал-губернатором Москвы, был убит террористом Каляевым. Елизавета Фёдоровна, по велению души перешедшая в православие ещё в 1891-м (как великая княгиня она была не обязана это делать), основала после гибели Сергея Александровича Марфо-Марьинскую обитель милосердия в Москве и стала её настоятельницей, а дворец передала племяннику и воспитаннику великого князя Дмитрию Павловичу. В Первую мировую войну Дмитрий Павлович передал особняк англо-русскому лазарету, который разместился в пяти самых больших его залах (в том числе концертном и в картинной галерее). В 1917-м году великий князь участвовал в заговоре против Распутина, и его выслали из России. Однако Дмитрию Павловичу удалось из-за границы продать дворец банкиру и промышленнику И. И. Стахееву.


В 1918-м году Сергиевский дворец был национализирован, и в нём разместились курсы Красной пропаганды. В конце 1919-го года часть здания передана районному комитету комсомола, в 1920-м году - районному комитету партии Центрального, затем Куйбышевского района. На комитеты уходила часть здания, остальное сдавалось в аренду различным организациям. В 1941-м году во дворце формировались отряды народного ополчения, а во время блокады он сильно пострадал. С 1948-го по 1988-й годы здание реставрировалось, воссоздавались утраченные интерьеры. Сюда начали водить экскурсии, затем начались и концерты. В 1991-м году дворец Белосельских-Белозерских обрёл официальный статус Петербургского культурного центра: здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р. Мартынова, проводятся выставки, располагаются различные организации, как-то Городской туристско-информационный центр и даже Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака.


Часть 1

Дворец Белосельских-Белозерских.
Сергиевский дворец — бывший дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.
Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «второго барокко».

Дворец Белосельских-Белозерских со стороны Невского проспекта

Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев. Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.


Вид на Фонтанку. Слева от моста - дом И. А. Нарышкина. 1820-е гг

В 1797 году у Нарышкина участок приобрела княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская. Она была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданное которой эта семья и приобрела дом у Нарышкина, а в 1803 году у потомков Разумовских - Крестовский остров. В 1800 году по проекту Ф. И. Демерцова здесь был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект.


Дворец Белосельских-Белозерских со стороны Фонтанки


Вид на дворец с Аничкова моста


Фронтон фасада со стороны реки Фонтанки


Окно аттика


Маска льва на фасаде


Адмиралтейская башня (Дворец Белосельских-Белозерских)


Мальчик-атлант. Фрагмент аттика. Скульптор Д.И. Иенсен. 1847-1848

Лучковый фронтон со стороны Невского проспекта


Маски в сандриках окон второго этажа


Скульптурный декор окна второго этажа


Фигура атланта у главного входа


Ваза на парапете

Маски в сандриках окон


Декоративное оформление окон цокольного этажа

Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев особняка. Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад - не соответствующим их высокому положению в обществе. Новый дворец Белосельских-Белозерских было получено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Разработка проекта велась в 1840-1841 годах. Строительство осуществлялось в 1846-1848 годах, в результате чего были перестроены выходящие на Невский проспект и Фонтанку корпуса, возведены два новых флигеля во дворе.


Дворец Белосельских-Белозерских. Фасад со стороны реки Фонтанки. Проектное решение (Дворец Белосельских-Белозерских)

Фасады дворца Белосельских-Белозерских были выполнены в стиле барокко, что стало первым примером применения этого стиля в Петербурге XIX века. По всей видимости, прототипом здания стал Строгановский дворец, располагающийся на углу Невского проспекта и реки Мойки.


Фигуры атлантов поддерживающих балкон

Терракотовые фигуры атлантов на фасаде, атланты и кариатиды внутри помещений были выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена.


Парадная лестница

Большинство залов были оформлены в стиле роккоко. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная.

Её окна выходят как на реку, так и на проспект. Далее расположились Зелёная гостиная и Приёмная. Приёмную украшает живописное панно "Праздник Венеры" и изготовленная на фабрике Ф. Мельцера мебель. Анфилада вдоль Невского проспекта начиналась Гостиной и Парадной столовой.


Дубовый зал

Далее располагалась картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Двусветный концертный зал при первых владельцах представлял из себя два отдельных помещения. Из фойе можно было попасть в Театральный зал.

На первом этаже частично сохранились Приёмная, Кабинет и Столовая. Хорошо сохранилась Парадная лестница.

Заказчик строительства князь Эспер Александрович Бельсельский-Белозерский умер от тифа 15 июня 1846 года. Он так и не поселился в новом дворце. Его вдова Елена Павловна занималась перестройкой парадных залов и дворовых хозяйственных флигелей. В это время здесь был проведён водопровод. Деревянную торцевую мостовую напротив дворца Белосельских-Белозерских заменили мостовой из "бруснинского камня", у парадного подъезда устроили чугунный навес.

Елена Павловна достаточно скоро после смерти мужа вновь вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея. Дворец Белосельских-Белозерских в это время перестраивался, семья обитала в особняке на Литейном проспекте.

Дворец Белосельских-Белозерских Елена Павловна использовала для проведения балов и светских вечеров. Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы. Иногда они устраивались только для семьи императора.
Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы. Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист.
Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому. Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца.

Дворец Белосельских-Белозерских был известен не только балами, но и музыкальными вечерами. Здесь выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн. В качестве слушателя на вечерах присутствовал Пётр Ильич Чайковский.

В 1880-х годах капитал князей Белосельских-Белозерских стремительно сокращался, их предприятия работали в убыток. Для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан великому князю Сергею Александровичу. Тот приобрёл это здание по случаю женитьбы на Елизавете Гессен-Дармштадской (Елизавете Фёдоровне). Князь Кочубей же переехал в свой особняк на Крестовском острове, куда перевёз часть ценностей из дворца на Невском проспекте.

С тех пор дворец Белосельских-Белозерских стал называться Сергиевским. Для новых владельцев ряд помещений был переделан. Театральный зал по проекту Р. Ф. Мельцера переоборудовали в Библиотеку.


Александр Карлович Беггров (1841-1914) Вид на Аничков мост в Санкт-Петербурге

В 1891 году Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, переехал туда с женой. Дворец долгое время пустовал. 4 февраля 1905 года в результате покушения великий князь был убит. Его вдова на свои средства организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Петербургский дворец Елизаветой Фёдоровной был передан племяннику великого князя Дмитрию Павловичу. Своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.


Парад на Невском проспекте. 1850-е гг.

Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов (в том числе концертный зал, картинная галерея). В 1917 году из-за участия в убийстве Распутина великому князю пришлось уехать из России.


"Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских". Литография Ж. Жакотте и Регаме с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. Во дворце разместились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года часть помещений была передана районному комитету комсомола, а в 1920 году - районному комитету партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Комитеты занимали лишь часть здания. Другие помещения сдавались в аренду различным организациям. В конце 1920-х годов здесь был проведён косметический ремонт.

Во время ленинградской блокады дворец Белосельских-Белозерских значительно пострадал.
В 1948-1949 и 1954 годах была его восстановили и отреставрировали. В 1960-1988 годах воссоздавались интерьеры. Сюда начали водить экскурсии, которые с 1978 года могут посетить все желающие. С 1989 года во дворце даются концерты.

С 1990-х годов помещения дворца сдаются в аренду коммерческим организациям. В 2002-2003 году был отреставрирован фасад здания. В 2004-2005 годах - парадная лестница, картинная галерея и дубовый зал.

После революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже — Куйбышевского района.
Советское время прошло для него менее болезненно, чем для большинства других объектов: Сергиевский дворец вернул себе имя первых владельцев, интерьеры памятника в XX веке почти не пострадали. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.

После августовского путча 1991 года райком КПСС закончил свое существование и в 1990-е годы дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга, также в нём был расположен городской культурный центр, в начале XXI века был открыт Исторический музей восковых фигур. Более двухсот экспонатов этой коллекции изображают людей, вошедших в историю со времён Ивана Грозного.
Культурный центр проводит всевозможные выставки, конференции… Во дворце устроен концертный зал, в нём периодически проходят разнообразные музыкальные выступления.


Дворец Белосельских-Белозерских и Аничков мост через Фонтанку. Санкт-Петербург. Россия. Фотолитография.

Легенды и мифы

Этот участок на левом берегу Фонтанки давно обрёл мистический ореол «Района двойников»:

* На месте Троице-Сергиевского подворья, которое расположено рядом с этим дворцом, находился в своё время дворец, где императрица Анна Иоанновна перед самой своей кончиной увидела двойника.
* Недалеко отсюда жил Пётр Андреевич Вяземский, и однажды, придя домой, увидел в своём кабинете «самого себя, сидящего за столом и что-то пишущего».

Санкт-Петербург и пригороды

H G Я O L

История

В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва .

Строительство современного дворца

В -1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером , приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского . В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец , выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли . В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен . По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид . Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Хозяева

Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте , выйдя замуж за князя Василия Кочубея . Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом , и сюда часто приходили царские особы.

В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского - флигель-адъютанта , сына Елены Павловны (во втором браке - княгини Кочубей) от первого брака и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом - по последней моде 1880-х. В это время произошёл кризис - капитализация металлургических предприятий Урала - главных активов хозяина - стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича - младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название - «Сергиевский».

С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.

В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев , и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа - Дмитрий и Мария . Их мать умерла при родах, а отец, великий князь Павел Александрович , отбил у генерала Эриха фон Пистелькорса жену красавицу Ольгу , и женился на ней. После этого великого князя на долгое время выслали из России.

Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском . Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком. В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина . После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию . Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже - Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж , а частично в особняк на Крестовском острове , также принадлежавший этому семейству.

После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование и в 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».

С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.

C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию. Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году. В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой были возвращены изначальные цветовые решения в оформлении, задуманные А. И. Штакеншнейдером, были отреставрированы все живописные полотна и панно, встроенные в стены Парадной столовой.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Дворец сегодня

Я уверена, что при своей поездке в Санкт-Петербург во время непременного для всех туристов променада по Невскому проспекту вы непременно обратите внимание на здание, удивительное по красоте.

Расположено оно близ Аничкого (того самого, перекинутого над Фонтанкой, где с XIX века происходит клодтовское «укрощение коня»). Пройти равнодушно мимо вы просто не сможете – так хорош данный дворец Белосельских-Белозерских! Сразу обращу ваше внимание на то, что этот необарочный архитектурный шедевр нашей Северной столицы сегодня является также известным культурным учреждением города.

Думаю, посетить место, где музицировал даже сам Пётр Ильич Чайковский, вам станет интересно.

История появления

Познакомлю вас с тем, как складывалась судьба данного дворца.

Место расположения

При строительстве новой столицы Российской империи в начале XVIII века места у Фонтанки отдавались Петром Великим для владений разных великосветских особ. Вот и участок, где располагается нынешний дворец Белосельских-Белозерских, изначально также обживался знатью. Принадлежал он по-первости князю А. И. Шаховскому, затем – сенаторам П. В. Мятлеву и И. А. Нарышкину. В конце XVIII века у последнего это место выкупила княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская – супруга князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.


И вот в 1800 году здесь строится (архитектор Ф. И. Демерцов) особняк, выходящий фасадом на Невский проспект. Но это был только скромный «старший брат» сегодняшнего дворца, исполненный в классическом стиле. Для знатной семьи здание со временем стало казаться простоватым и не соответствовало их блистательному положению в обществе. Отмечу, что княжеский род этой фамилии вёл начало ещё от самого Владимира Мономаха.


Вот и решено было превратить особнячок в нечто более престижное.

Рождение дворца

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.



Проект был создан и одобрен в 1841 году даже Императором Николаем I. Сама постройка завершилась к 1848 году. По ходу отмечу, что после данного здания частные дворцы в Петербурге уже не будут строиться. Оно стало последним в их блестящей плеяде.


Под руководством Штакеншнейдера были перестроены смотрящие на Фонтанку и Невский корпуса, а также появились два флигеля во дворе. Фасады нового дворца Белосельских-Белозерских выполнены в стиле барокко. Есть мнение, что образцом для данного здания стал Строгановский дворец (сегодня, с 1988 года – филиал Русского музея).


Данное здание вы можете увидеть, проходя по Невскому проспекту в том месте, где он пересекается с рекой Мойкой.

Интерьеры

Расскажу вам, что новый дворец теперь щеголял не только своим архитектурным решением, но и великолепием внешнего облика и внутренних покоев. Помните песню про Атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Так вот, точно также как эти величественные изваяния украшают вид портика Эрмитажа, сегодня они привлекают взоры прохожих, поддерживая и фасады дворца Белосельских-Белозерских.


Всего фигур шестнадцать. К Фонтанке обращены шесть из них, на Невский проспект взирают восемь, а на знаменитый Аничков мост посматривают ещё два. Внутри помещений дворца также присутствуют эти титаны в компании кариатид.


Скульптуры были созданы по моделям Д. И. Иенсена. Убранство залов было выполнено в манере рококо. При прохождении анфилады залов второго этажа вначале гости попадали в Малиновую гостиную.


За ней следовали Зелёная гостиная и приёмная, которую оживляло панно «Праздник Венеры» и изящная мебель производства мельцеровской фабрики. Вереница помещений вдоль Невского проспекта открывалась гостиной и Парадной столовой.



Именно она в XX веке будет нести функцию фойе концертного зала, который поначалу делился на два помещения. Также из картинной галереи можно было попасть и в Театральный зал.

К помещения первого этажа относились приёмная, кабинет и столовая. Приходящие гости могли уже сразу ощутить атмосферу торжественных раутов, лишь только ступив на каменные ступени Парадной лестницы.


Также во дворце был проведен водопровод.

Первые владельцы

Я согласна с расхожим мнением, что в нашей жизни забавно что-то загадывать наперёд. Отмечу, что инициатору создания дворца, возведенного Штакеншнейдером, князю Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому не довелось пожить в новых хоромах.


Случилось так, что в 1846 году он скончался от тифа. Вдовствующая княгиня Елена Павловна была женщиной видной. Она скоро повторно вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.


Новая семья обосновалась в особняке на Литейном проспекте. Вам вероятно будет интересно, что же стало с дворцом? Княгиня начинает использовать его с целью устройства в нём балов и светских раутов.


И дворец пользовался такой популярностью, что даже императорские особы нередко становились его гостями. Кстати, а почему бы и нет? Ведь располагался дворец Белосельских-Белозерских рядышком с прекрасным Аничковым, облюбованным в ту пору семьей Императора Александра III.


Его жена Мария Федоровна, в отличие от своего венценосного супруга очень любила потанцевать. А он занимал себя при этом карточной игрой.

Передам вам одну байку о том, на что порой приходилось идти Государю, чтобы уговорить супругу возвратиться домой. Поговаривали, что он тайком подзывал к себе по очереди музыкантов и поручал каждому какое-то срочное дело. Когда продолжать игру становилось некому, Марии Федоровне невольно приходилось идти навстречу мужу.


Вот такой тактичный манёвр использовал этот находчивый супруг.Кстати, я не зря вначале рассказа упоминала вам о П. И. Чайковском.


Помимо балов княгиня Елена Павловна проводила в своём новом дворце также и вечера музыки, принять участие в которых приглашались самые видные музыканты и композиторы той поры. Среди них были также Ф. Лист и А. Рубинштейн.

Последующие хозяева

Моя прабабушка говаривала: «Не выйдет жить, как хочется, а выйдет жить, как сложится». В унисон данной поговорке «сложилось» и с первыми хозяевами. Конечно, хорошо обладать таким роскошеством для устройства увеселительных мероприятий! Но что делать, если твои капиталы уже не могут поддерживать всё это великолепие? Выход был найден весьма банальный – для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан. Достался он великому князю Сергею Александровичу.


При этом прежний хозяин – князь Кочубей – частично перевёз ценности из бывших хором в особняк на Крестовском острове, где обосновался с супругой.


Отмечу, что с того времени дворец Белосельских-Белозерских стали звать ещё и Сергиевским.


Очередные владельцы (а Сергей Александрович в то время женился на Елизавете Гессен-Дармштадской) также внесли новшества в свою нынешнюю резиденцию. К примеру, при помощи архитектора Р. Ф. Мельцера Театральный зал теперь превратился в библиотеку. Жизнь никогда не протекала буднично-обыденно для деятельных светских особ такой величины.


Уже в 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы, и переезжает в Первопрестольную с супругой. Отмечу, что во время их отсутствия в 1894 году стены дворца Белосельских-Белозерских гостеприимно приняли принцессу Алису (будущую русскую императрицу Александру Федоровну), перед её венчанием с Николаем II.


Хозяин дворца в 1905 году был убит террористом. Его вдова Елизавета Федоровна организовала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, став её настоятельницей. Что касается героя моего повествования, то вдовствующая княгиня за неимением своих детей передала его племяннику погибшего мужа Дмитрию Павловичу. Возможно именно под влиянием милосердной тёти в годы Первой мировой войны новый хозяин предоставил дворцовые апартаменты под нужды столицы. Здесь с 1916 года Британским Красным крестом был открыт Англо-русский военный госпиталь (он просуществовал до 1918 года).


А Дмитрий Павлович из-за своего участия в убийстве Распутина покинул Россию, будучи сосланным в Персию. Дворец Белосельских-Белозерских прикупил известный промышленник И. И. Стахеев. Поговаривают, что опальный князь умудрился провернуть эту сделку из-за границы. Правда, документов, подтверждающих сие, найдено не было.

Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.


Теперь здесь расположились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года некоторые помещения занял районный комитет комсомола, а в 1920 году – районный комитет партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Остальные залы и кабинеты пошли для аренды различных организаций. В то же время из дворца вывезли его уникальную коллекцию картин, которую некогда собрало семейство Белосельских-Белозерских. Часть её отошла , а часть – особняку на Крестовском острове, в который когда-то выехала продавшая дворец на Невском княгиня Елена Павловна. Видимо, все исторические кульбиты не прошли бесследно и для здания. В конце 20-ых годов XX века здесь пришлось делать ремонт.


В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа. Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён. Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.


Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы. Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур. Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.

Дворец в наши дни

Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).


Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал.


Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.


К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.


Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.


Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.

Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.

Как добраться

Как я уже упоминала, Дворец Белосельских-Белозерских находится у на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Полный адрес: Невский проспект, 41. Добраться сюда лучше всего при помощи метро. Есть 2 пути – от станций «Маяковская» и «Гостиный двор».


От Гостиного двора (1) ваш путь ко дворцу (2) проляжет мимо замечательного Аничкова дворца (3), через одноименный с ним мостик (4). Так что удобный случай сделать снимки на память!

Расстояние от станции метро «Маяковская» примерно такое же.


Выбор маршрута за вами.

Предложения для гостей

Посетителей здесь ждёт масса интересного:


Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:

  • «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
  • «Две палочки» (3),
  • ресторан «Палкинъ» (4).

Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.

Напоследок

Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.


Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.


А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!