Как выглядит мечеть. Самая невероятная мечеть в мире

Мечети – это не только культовые сооружения для совершения религиозных ритуалов, но и прекрасные самобытные памятники архитектуры. Привычный внешний вид большинства из них с круглыми куполами-гамбизами, арками и колоннами появился в результате их многовековой истории, претерпев ряд изменений. В мире сохранились первые мечети с плоскими крышами.

1. Минимум изображений, максимум декора

Внутреннее убранство мечетей лишено каких-либо божественных изображений, есть лишь строки из Корана. Но декоративные элементы поражают своим великолепием – таким способом община демонстрирует богатство и роскошь, величие правителей. Если поднять голову вверх, то предстанут удивительной красоты потолки. Их сложно описать словами, надо только увидеть.

Поскольку купол символизирует небесный свод над землей, то создатели мечетей стараются делать их неповторимыми, вкладывая в них свое мастерство и уважение к тем, кому поклоняются.

2. Соединение стилей

Османский стиль вобрал в себя архитектурное наследие византийской культуры, которое было творчески переработано и дополнено новыми приемами. В частности, стало привычным возводить купола над основным молельным залом. В ранних традициях они возвышались только над той частью, где располагался михраб и кибла (ниша и стена, обращенные в сторону мусульманской святыни Каабу в Мекке).

В давние времена строители и архитекторы проявляли чудеса изобретательности, чтобы можно было на основании четырехугольного здания возвести большую полусферу. Разработали несколько способов, которые успешно применялись. К тому же, надо было находить соответствующий материал для строительства. В зависимости от природных особенностей территории это могли быть камни или кирпичи, дерево с медным или свинцовым покрытием.

3. Совершенствование технологий

Дальнейшее объединение элементов разных культур привели к появлению новых архитектурных традиций. Например, поменялось количество куполов – к огромной полусфере, перекрывающей основной зал, стали дополнять по несколько маленьких с разных сторон. Совершенствовались строительные технологии, использовались более современные материалы.

До сих пор изысканный узор куполов и стен лишает дара речь, оставляя только короткий возглас на разных языках мира: «Ах, какая красота!».

Грандиозные мечети в мусульманских странах были и остаются местом поклонения последователей ислама и обязательным пунктом в туристических программах. Их купола видны издалека. Если будете там, не проходите мимо, не лишайте себя удовольствия насладиться гениальными творениями человеческих рук. И обратите внимание на потолки – вы получите эстетическое удовольствие, уверяем.

Ранний период формирования Ислама характеризовался основанием Халифата и появлением первых мечетей. В это время было установлено большое количество принципов и правил, касающихся, в числе прочих, . После ухода из этого мира Пророка Мухаммада (мир ему), четыре первых праведных халифа (да будет доволен ими Аллах) были заняты в основном обеспечением стабильности и безопасности в мусульманском обществе. Разумеется, это препятствовало какому-либо значительному архитектурному Несмотря на это, все же было несколько непритязательных проектов, о которых будет говориться в этом материале.

Простота раннего периода

Архитектура ранних лет Ислама (между 622 и 661 гг.) характеризовалась простотой и скромностью. Вновь появившееся государство, обладающее скудными ресурсами, было слишком занято защитой от вражеских племен. Более того, преданность вере и стремление ко всему Божественному заставило дистанцироваться от экстравагантного и роскошного образа жизни.

Поклонение в Исламе основано на концепции Таухида - монотеизма. Вера в Единого Бога, которого «невозможно постичь зрением, но Он постигает все видимое, и Он осведомлен обо всем тонком, невидимом» (Коран, 6:103), практически не имела аналогов в прошлом. Следовательно, не было необходимости представлении обекта поклонения.

Новый подход, соответствующий всем ключевым позициям Ислама, появился только после того, как был достигнут определенный уровень стабильности и благосостояния. Архитектурная утонченность пришла позже, когда интеллектуальное и экономическое процветание создало спрос на детальные и изысканные, но приемлемые в Исламе архитектурные формы.

Беглый взгляд на первые мечети

Первая мусульманская культовая и общественная постройка - Мечеть Пророка Мухаммада (мир ему) в Медине (622 г.). Несмотря на простоту, это был первый проект такого рода в истории человечества. Данное строение оставалось центром социальной, культурной и политической жизни мусульманского сообщества более 30 лет.

Перенос столицы из Медины в Куфу Али ибн Абу Талибом (четвертым праведным халифом) в 657 г. принесло существенные политические, социальные и экономические изменения и стало началом беспрецедентной архитектурной и строительной активности. Медина потеряла свой привилегированный статус и стала обычным провинциальным городом, со временем превратившись в чисто духовно-религиозный центр.

В то же самое время перенос столицы создал прецедент, который повторялся всю историю Ислама. Перенос столицы каждый раз после смены халифа привел к распространению в обществе склонности к расточительству и пышности. Это совпало по времени с экономическим и социальным процветанием Халифата. Простая мечеть превратилась в сложное строение, архитектурой и отделкой.

Саад ибн Абу Ваккас

Этот сподвижник Пророка (да будет доволен им Аллах), родом из знатной семьи, построил мечеть в Куфе. Тем самым, он обозначил свое постоянное местопребывание, известное под названием Дар уль-Имара (638 г.). Эта постройка была настолько изысканной и полной мелких деталей, что праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) был даже недоволен и приказал сжечь ее. Она стояла на мраморных колоннах, ввезенных из Персии, и была окружена рвом.

Убранство первых мечетей

Исторические источники сообщают, что единственным предметом ритуального убранства мечетей того периода были минбары в форме ступеней лестницы (другие говорят, в виде стула), впервые введенные самим Пророком (мир ему и благословение), сидя на которых он мог быть виден и слышен всей аудитории верующих, присутствующих в мечети. Минбар упоминается в целом ряде хадисов, например, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк сказал: «Между моим домом и моим минбаром есть сад, который относится к садам Рая». Тем не менее, известный ученый Мартин Бриггс (1931 г.) считал, что минбар был придуман Амром ибн аль-Асом для мечети, которую он построил в Египте.

В другой книге Бриггса (1924 г.) говорится, что происхождение минбара связано со стулом судьи в древней Аравии. Перенос столицы из Куфы в Дамаск в 661 г. основателем династии Оммейядов Муавией (да будет доволен им Аллах) имело решающее значение для мечетей и их убранства. Он принес с собой переход от аскетического, строгого стиля в архитектуре к эпохе роскошных дворцов и создания архитектурных шедевров на все времена. Тут достаточно упомянуть «Купол скалы» - мечеть в Иерусалиме, построенную Абдель-Маликом в 691-692 гг.

В заключение следует сказать, что ключевым пунктом эпохи Халифата было появление и развитие Ислама, упор государства был сделан на защиту от врагов и экономические вопросы. Архитектурные устремления того периода были направлены на удовлетворение именно этих потребностей общества. Это повлияло и на архитектуру мечетей того периода . Мечети были центрами различных видов деятельности первых мусульман – в религиозной, социальной, военной и других сферах. мечетям эпохи раннего распространения Ислама относятся: мечеть Пророка (мир ему) в Медине (622 г.), мечеть Басры (635 г.) и мечеть Куфы (638), обе в Ираке, и мечеть Амра в Фустате (641 г.) в Египте.

Внутри стены мечети украшены стеклом и драгоценными камнями.

Знаете где находится эта мечеть?


Мавзолей Шах-Черах (перс. شاه چراغ, англ. Shah Cheragh) - одна из достопримечательностей г. Шираз

Усыпальница братьев Ахмеда и Муххамеда, сыновей Мусы аль-Кадима. Также мавзолей используется как мечеть и является местом настоящего религиозного паломничества для мусульман-шиитов. Мавзолей расположен в городе Ширазе.


"Шах-Черах" переводится с персидского как "князь света". Мавзолей был построен в четырнадцатом веке и с самого дня своего основания превратился в святыню. Сейчас это самая известная и популярная достопримечательность Шираза, а кроме того - одно из красивейших зданий во всем городе. Шах-Черах официально признан важным историческим памятником и внесён в список культурного наследия Ирана.

Снаружи эта мечеть-мавзолей выглядит вполне обычно - привычный для Шираза архитектурный стиль сочетается с традиционной мозаикой, использованной для оформления стен. Однако интерьер мечети просто невообразимо красив! Внутренние стены богато украшены кусочками стекла, драгоценностями и серебряными пластинами, а купол полностью покрыт зеркалами и цветным стеклом, поэтому в народе за Шах-Черах прочно закрепилось название "Зеркальная мечеть".

Во внутреннем дворике мы чувствовали себя как минимум неуместно и немного растерялись. Но тут к нам подошел таксист, который решил не бросать нас в беде. Он показал нам, где лежат "прокатные" комплекты чадр. Мы сняли обувь, замотались в тряпки и вошли внутрь. И только и могли сказать: уау!

Красота была столь великолепна, что впечатливший нас тремя днями ранее тегеранский Green Palace нервно курил в углу. Сначала мы немного стеснялись, но потом начали фотографировать, ибо только полюбоваться и уйти было бы преступлением по отношению к тем, кто там не был.

Внутри царило полное умиротворение. Очень много людей просто сидели на полу и смотрели на красоту вокруг. Кто-то, конечно, молился или читал Коран. И никто нас оттуда не погнал. Наоборот. Подходили женщины и просили нас сфотографировать на свои фотоаппараты их маленьких детей. Бездетные просто говорили уже традиционную для нас фразу "Welcome to Iran!"

Мусульманские храмы называются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Во-первых, здание должно быть ориентировано строго на Восток, то есть на святое для всех мусульман место - Мекку. Во-вторых, обязательным элементом любой мечети является минарет - высокая и узкая пристройка чаще всего цилиндрической или прямоугольной формы. Таких в мечети может быть от одного до девяти. Именно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.

Практически все мусульманские храмы оборудованы двором. Здесь по традиции должен быть устроен фонтан, колодец или любое приспособление, предназначенное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, входить грязным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Медресе отличается от мечети тем, что во дворе могут быть оборудованы помещения для семинаристов. Современные храмы, конечно же, имеют достаточно скромную архитектуру. Однако если посмотреть на старые великолепные можно заметить, что раньше дворы часто обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи.

Здание мечети венчает купол, украшенный полумесяцем.

Это особенности мусульманского храма в плане экстерьера. Внутри же здание делится в наше время на две половины - мужскую и женскую. На восточной стене молитвенной комнаты в обязательном порядке устраивается михраб - специальная ниша. Справа от него располагается особая кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы старые люди стоят к нему ближе всего. За ними - люди И в самых последних рядах - молодежь.

Изображения людей и животных в исламе запрещены. Поэтому, конечно же, никаких икон в молитвенной комнате либо где-нибудь еще нет. В наше время стены обычно украшаются арабскими письменами - строками из Корана. Очень часто для оформления мечетей используются также фрактальные или Они могут быть выполнены как снаружи здания, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в традиционных синем и красном цветах. Кроме того, в орнаментах можно часто наблюдать вкрапления белого и золотистого.

Замечательным примером исламской архитектуры можно считать, к примеру, Тадж-Махал в Агре. Это очень которое считается общемировой жемчужиной культуры. Построен этот мусульманский храм, фото которого вы можете видеть в самом верху страницы, Шахом Джахадом в честь своей жены. Женщину звали Мумтаз-Махал (отсюда и слегка переиначенное название храма), а умерла она при родах. В храме имеются две гробницы - жены шаха и его собственная.

На втором фото - мечеть Султана Ахмета, находящаяся в Стамбуле. Отличительной особенностью турецких мусульманских храмов можно назвать особую форму купола - более пологую, чем в мечетях других стран. На третьей фотографии - мечеть Султана Ахмета изнутри. Довольно часто мусульмане приспосабливали под собственные покоренных народов. Примером тому может служить самый значимый памятник раннехристианской культуры - София Константинопольская, к которой турками были пристроены минареты.

Таким образом, таких зданий, как мусульманские храмы, можно назвать купол и наличие двора. Кроме того, обязательными архитектурными элементами являются минареты, михраб и кафедра.