Психологическая игра необитаемый остров для подростков. Необитаемый остров психологическая игра для младших школьников

Цель: - научиться взаимодействовать;

Получить возможность побывать в разных социальных ролях;

Анализ своего поведения.

Все занятие посвящено игре. Ведущий:

В прошлый раз вы успешно оказались на необитаемом острове. К вам приплыли последние пять из выброшенных вами вещей. С ними вы будете жить на острове. Еще в кармане у кого-то оказалась зажигалка. Но вот неудача - у вас двое раненных. За ними нужен уход. Кто этим займется? Кто обследует остров? Кто будет добывать пищу? Кто будет готовить? Необходимо построить жилище. Оно будет одно на всех или у каждого свое, а может быть, вы построите несколько шалашей-палаток? Решать вам.

Когда ведущий видит, что все обстроились, он предлагает решить вопрос

Через некоторое время, когда все проблемы решены или просто стало скучно, ведущий вводит новые условия:

На соседнем острове обнаружено племя аборигенов. Возможно, они людоеды, а может быть, и нет. Они заметили вас и садятся на лодки, чтобы плыть к вам на остров. Ваши действия?

Для более динамичного хода игры ведущий предлагает распределить роли

между участниками.

Карточки с ролями для индивидуальной работы:

Ты - критик

Чтобы не происходило, тебе все не нравиться. Радуются? Нашли чему.... Боятся? Есть чего бояться.... По желанию ты можешь предлагать свои решения, а можешь только отвергать все. Постарайся Действительно вложиться в эту роль, а не играть её. Для этого подумай, чем хорош критик. Например, не дает расслабиться, стимулирует группу.

Ты - восторженный добряк

Что бы ни происходило, ты все и всех стараешься поддержать. Все - молодцы! Все люди - хорошие; Что ни делается, - к лучшему! Дерутся или ругаются? Хорошо, зато не скучают. Кого-то ты будешь раздражать, будь готов к этому. Зато без таких, как ты, мир был бы злой и серый.

Ты - лидер

Постарайся всех организовать. Если не ты, все погибнут. Если найдется другой лидер, он один все равно не справиться. Будешь слишком вялым - тебя не заметят, будешь слишком мягким не будут слушать. Будешь слишком жестким - будут не довольны, а то ещё и свергнут. Сложно? Зато если удастся найти золотую середину - все выживут, будут счастливы, и это - твоя заслуга.

Ты - беззаботная бабочка

Ты рада, что можно так вот счастливо пожить на острове, а главное повеселиться, потанцевать, потусоваться, попеть у костра. А организация жизни, проблемы - пусть другие этим занимаются. Не будем отнимать у них радостей. От Общей работы по возможности ты отлыниваешь. Лучше поискать друзей, какого-нибудь мальчика, познакомиться с ним, погулять. Благо, что учебы нет, в школу ходить не надо, родители не пристают... Свобода!!!



Ты - легкомысленный кузнечик

Ты рад, что можно так вот счастливо пожить на острове, а главное повеселиться, погулять, потусоваться, попеть у костра. А организация жизни, проблемы - пусть другие этим занимаются. Не будем отнимать у них радостей. От общей работы по возможности отлыниваешь. Лучше поискать друзей, какую-нибудь девочку, познакомиться с ней, погулять. Благо, что учебы нет, в школу ходить не надо, родители не пристают...Свобода!!!

Ты - человек, который нашел коноплю

Попробовал, тебе понравилось. Наркоманом себя ты не считаешь. Однако пробуешь травку каждый день, думая, что можешь остановиться в любой момент. Предлагаешь другим попробовать. (А почему бы и нет, если мы на необитаемом острове?). Тебе не нравится недовольство остальных. Тоже мне командиры! У нас свобода, и каждый делает, что хочет. У тебя есть друг, который хотя и не курит травку, но поддерживает. Найди его!

Ты - друг человека, который нашел коноплю (В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Травку ты не куришь, но не осуждаешь друга и хочешь по-хорошему «вытянуть» его. Тебе не хочется, чтобы друга наказывали, и не хочется конфликтов с остальными.

Ты - человек, который в свободное время сделал лодку

Теперь ты ловишь рыбу, так как можешь отплыть подальше от берега. Лодку ты давать никому не хочешь. Рыбой ты тоже не делишься, потому что ловишь её в свободное время. Ты не хочешь уступать, потому что в свое время уговаривал других присоединиться к постройке лодки, но тебе не помогли. Делишься рыбой только со своей девушкой и другом, который помогал строить лодку и иногда рыбачит вместе с тобой.

Ты - девушка рыбака

(В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)



Ты любишь его, не хочешь скандала, пытаешься уладить его конфликт с окружающими, чтобы и группа была довольна, и он не сердился.

Ты - друг рыбака

(в роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Ты помогал ему строить лодку, в свободное время помогаешь рыбачить. Ты рад, Что тебя друг иногда угощает рыбой. Ты не хочешь конфликта с группой, но и до конца в своей поддержке друга - то есть оставаться с ним наперекор группе -идти не хочешь.

Ты - тот, кто решил отделиться от общины (В роль вступаешь не сразу, по команде ведущего)

Тебе надоели порядки. Трудятся не многие, а едят поровну, поэтому жить голодно. Много болтают, мало делают. Лучше жить на другом конце острова одному, максимум с другом и девушкой.

Ты - та, которая решила отделиться от общины (В роль вступаешь по команде ведущего, не сразу)

Тебе надоели порядки. Трудятся не многие, а едят поровну, поэтому жить голодно. К тому же никто из ребят не обращает на тебя внимания, а с девчонками отношения не сложились. Но ты - девушка умная и понимаешь, что одна ты не выживешь. Ждешь момента, когда кто-то из ребят тоже решит уйти, а ты - вместе с ним. Если не получиться, будешь сама уговаривать парня, который тебе понравился, отделиться.

Обсуждение.

Прощание.

Подойдите к тем, с кем вам было особенно приятно работать. Выберите двух-трех человек. Скажите им о своих чувствах.

ИГРА КАТОСТРОФА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

Педагог-психолог

Седанова Валентина Анатольевна

ПЛАН ИГРЫ

Часть игры

Краткое описание

Реквизит

Организационный момент

Проверка, все ли участники собрались, объяснение, чем будем заниматься

Часть 1 Разминка

Энергизатор «Тормоз», «Аллигаторы»

Полоски бумаги, с расчетом чтоб на одну могла встать группа детей.

Часть 2 «Катастрофа на воздушном шаре»

Игра направлена на формирование групповой сплоченности, выявление лидерства, развитие коммуникативных умений.

Сначала ведущий дает вводную установку на игру. (легенда игры) А затем вручает игрокам список вещей, которые находятся в корзине. Этот список им предстоит проранжировать, т.е. выбрать из списка более и менее значимые вещи: какие из них нужно сразу выбросить за борт в целях спасения экспедиции, а какие сохранять и выбросить, только в крайнем случае.

Сначала каждый работает со своей карточкой индивидуально, затем в парах, потом в четверках, и так далее, стремясь договориться и принять общее решение. После этого происходит коллективное обсуждение.

Презентация с названием первой игры, иллюстрации, музыкальное и шумовое сопровождение, чтоб создать атмосферу игры.

Каждому участнику – писчие принадлежности бланк со списком вещей. Картонный планшет.

Часть 3. Игра «Необитаемый остров»

В задачу спасшейся экспедиции входит организация жизни колонии на необитаемом острове, для чего участники разбиваются на группы и разрабатывают свои проекты.

Ватман, фломастеры, писчая бумага, письменные принадлежности.

Часть 4. Рефлексия, подведение итог.

ЧАСТЬ 1. РАЗМИНКА

Энергизатор «Тормоз»

Участники соят в кругу.

Договоритесь, каким звуком будете обозначать звук, с которым заводится машина (например: «тр-тр»), и звук с которым она тормозит (например «стоп»).

Объясните, что если вы скажете «тр-тр», стоящий справа должен сказать то же самое и т.п. Если кто-то скажет «стоп», то движение начнется в противоположном направлении.

Задайте вопросы :

Какие качества участников тренирует упражнение?

Каков его психологический смысл?

Энергизатор «Аллегаторы»

Группа получает полоску бумаги.

Условие . Группа должна вообразить, что полоски – это лодки, а вокруг плавают аллегаторы. Если кто-то сойдет с полоски, того аллегаторы съедят.

Задача. Построиться по росту

Задайте вопросы:

Легкол вам было выполнить задание?

Что мешало в выполнении задания?

ЧАСТЬ 2. «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

Вступительное слово ведущего (инструкция к игре):

Итак, после полета на воздушном шаре вы все спаслись: кто-то упал прямо на сушу, кто-то - в воду и добрался вплавь. Вы все живы, раненым оказана возможная помощь, тяжелобольных нет. Правда, суша эта волею судьбы оказалась необитаемым островом. Вы предполагаете, что этот остров находится в стороне от линий движения морских судов и придется обустраивать свою жизнь здесь с расчетом на несколько лет. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов (людоедов) с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более, что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью следуют ярость и драки насмерть. Тут не место легкомыслию - вам нужно чем-то питаться и нужно выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как вы проявите себя в этой жизни.

С чего вы начнете? Сразу приходит на ум Робинзон Крузо и его первые шаги: разведка острова, поиск воды и пищи, сбор предметов и вещей, которые «могут пригодиться». Но ведь Робинзон был один, а вас целая группа, да еще каждый со своим характером!

После того, как удовлетворены первые материальные потребности и приняты меры безопасности, не кажется ли вам, что следует провести большой совет, чтобы определиться, как следует организовать жизнь на острове?

Вам необходимо решить следующие вопросы:

    1. Организация жизни, выживание. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить вашу колонию пищей, одеждой, жильем? Как распределить обязанности: учитывать ли при этом индивидуальные возможности или у всех должен быть наряд, выполнение которого строго обязательно? Как обеспечить право на жизнь каждому? Или у вас не будет такого права? Как вы определите перспективы жизни на вашем острове? Что станет главной целью жизни вашей колонии?

      Власть: какой она будет? По какому принципу будет организована жизнь в вашей колонии? Из истории вы знаете различные типы организации человеческих сообществ: родоплеменное, монархическое, демократическое. Что возьмете за основу вы? Кто будет защищать интересы членов вашей колонии: общее собрание - вече, вождь, группа старейшин или группа сильнейших? Каким образом будет контролироваться выполнение? Какие меры будут применяться к тем, кто не выполняет решения или свои обязанности?

Какими мерами будут поддерживаться власть и порядок? Кто будет принимать окончательное решение: все жители колонии путем голосования или простое большинство? Или группировка самых сильных, авторитетных либо приносящих наибольшую пользу людей? А может быть, это будет делать лидер единолично? И каким образом будет контролироваться выполнение решений? Что будет, если приказ или поручение окажутся невыполненными?

    1. Кто и какие функции будет выполнять для осуществления жизнедеятельности колонии? Определите основные функции жителей, необходимые не только для выживания и защиты, но и для развития всего сообщества и его отдельных членов. Что кому-то надо освоить, чему научиться? По ситуации вы все - группа ученых-исследователей, так что большинству из вас физический труд незнаком. (Вспомните телевизионную игру «Последний герой», в которой известным актерам, политикам телеведущим пришлось учиться выживать на острове, при это еще и выполнять различные задания). Будете ли вы учитывать знания и умения каждого при распределении обязанностей, и как вы эти знания будете передавать другим? Как будут осваиваться новые знания и умения?

      Каков будет кодекс (правила, нормы) взаимоотношений жителей колонии? Разработайте свой свод правил, которые бы помогали решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, поддержанию порядка и добрых взаимоотношений. Как обеспечить активное участие каждого в жизни общества? Какие нормы взаимоотношений вы установите в своей колонии? Будет ли учитываться мнение меньшинства или даже одного человека при принятии решений? Будет ли иметь право жить в вашей колонии человек, который никого не слушает и никому не подчиняется? А если такой образ жизни сделает его обузой для других? Каковы пределы власти вашей колонии? Станет ли она вмешиваться в частную жизнь? Нужно ли предусмотреть санкции за нарушение правил? Будут ли у вас общие праздники? Какие традиции и ритуалы вы введете? Будут ли у вас свой герб, флаг, гимн?

Размышляя над этими вопросами, попробуйте составить свой свод законов - конституцию вашего острова.

На работу групп дается не более 20 минут, затем каждая группа по очереди представляет остальным свой вариант организации жизни колонии. Если предложения совпадают, то можно не повторять их полностью, а сказать, с чем из сказанного предыдущими группами согласны полностью, что хотели бы добавить. Когда все группы выступили, начинается коллективное обсуждение предложений. Чтобы их было видно всем, желательно, чтобы предложения были написаны на больших листах.

Следует очень хорошо настроить ребят на ситуацию на острове: ответить на интересующие их вопросы, подвести к тем проблемам, которые могут возникнуть в организации жизни, в защите и во взаимоотношениях людей, но при этом не подсказывать решения проблем. В процессе обсуждения можно применять «усиливающие» вербальные техники: «Правильно ли я вас понял...», «А что будет если...». Особое внимание следует обратить на то, как будут создаваться, обсуждаться и утверждаться законы жизни колонии.

Работу можно построить по следующей схеме:

      1. Формирование рабочих групп.

        Работа групп. Обсуждение и оформление законов по 4-м вышеуказанным позициям. Пятая группа разрабатывает эскизы герба и флага, подбирает текст и музыку для гимна.

        Защита: от каждой группы выступает один спикер, представляющий и комментирующий придуманные ребятами законы. Остальные группы имеют право задать по 1 вопросу на уточнение. Критические замечания не допускаются. Отвечать на вопросы групп может как сам спикер, так и любой член его группы. Время на выступление спикера - 3 минуты. На вопросы и ответы - 2 минуты.

        После того, как все спикеры выступили, за принятие законов голосует вся группа, в случае несогласия высказываются возражения, вносятся коррективы.

        Сравнение выработанных законов с Всеобщей декларации прав человека. В чем сходство и в чем их различие? Комментарий ведущего об истории создания декларации, о выполнении ее законов в мире. (если игра затягивается этот пункт можно исключить)

ЧАСТЬ 4. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Подведение итогов игры : «Мы с вами попробовали себя в роли законодателей. Создавая новое общество на необитаемом острове, мы опирались на общечеловеческие ценности: добро, истину, красоту. Мы пытались разобраться в таких понятиях как свобода, выбор, ответственность. Этого можно достичь, если на первом месте - взаимопонимание и уважение между людьми. Именно на этих ключевых позициях строятся основные законы обитателей нашей планеты Земля.

К сожалению, они декларируются, но не везде и не всегда выполняются.

Вопросы для обсуждения :

    1. Понравилась вам игра?

      Как вы считаете, ваш класс сплоченная команда? Почему?

      Что для вас было наиболее трудным? Что далось легко?

      Изменились ли в ходе игры ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?

      Есть ли еще права, которыми вы бы хотели дополнить Свод законов?

      Почему работа над Сводом законов была для вас полезной?

      Какие из придуманных законов для острова можно использовать в любом людском сообществе, а какие были созданы, исходя из обстоятельств?

      Какие из придуманных законов вы бы оставили для жизни вашего класса?

Использованная литература:

    Материалы

Приложение 1

Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара

п/п

Наименование вещей

Вес

Решения

Один

Группа

Посуда (котелки, миски, ложки, кружки)

12 кг

Ракетница с сигнальными ракетами

б кг

Аптечка с медикаментами

7 кг

Топоры, лопата, ломик

12 кг

Консервы мясные

20 кг

Винтовка с запасом патронов

25 кг

Большая палатка (на 10 мест)

10 кг

Канистра с питьевой водой

20 л

Шоколад и конфеты

15 кг

10.

Баллоны с кислородом

50 кг

11.

Рыболовные снасти

1 кг

12.

Транзисторный радиоприемник

2,5 кг

13.

Лодка резиновая, надувная

20 кг

14.

Фото и кинокамеры

25 кг

15.

Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам)

5 кг

16.

Теплая одежда и одеяла

50 кг

17.

Уникальный зверь для зоопарка

25 кг

18.

Комплект географических карт

2 кг

19.

Материалы ваших научных исследований (8 папок)

6 кг

20.

Соль, сахар

5 кг

Сабина Султанова

Цели : Развитие любознательности и познавательной мотивации. Создавать условия для развития познавательных способностей детей. Формировать способность устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи :

1. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить

простейшие умозаключения; формировать приемы мыслительных операций.

2. Развивать социально-коммуникативные качества путём коллективного

решения общих задач, логическое мышление, фантазию, воображение.

3. Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Ход занятия:

Психолог. Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем их.

У вас хорошее настроение? А я немного волнуюсь, так же как и вы. На этот случай у меня есть два волшебных мешочка. Один – с плохим настроением, а другой – с хорошим.

Сейчас я открою мешочек с плохим настроением, и мы спрячем в него плохое настроение, свое волнение.

А теперь мешочек с хорошим настроением откроем, пусть его содержимое заполнит всю нашу комнату, хорошо? Закройте, пожалуйста, глазки и почувствуйте прилив бодрости, веселья.

Ой, ребятки, а что это в мешочке с хорошим настроением? Какое-то письмо, прочитаем?

Письмо :

«Милые мои детки! Я живу на удивительном, очень красивом острове , на котором много больших и красивых цветов, много насекомых, удивительных животных. Я засыпаю и просыпаюсь под пение необычных птичек . Но на острове я один , у меня нет друзей. А так хочется услышать дружеский совет, веселый детский смех. Я вас приглашаю всех к себе в гости. Очень надеюсь на вашу дружбу! Жду вас с большим нетерпением! До встречи на острове !

Ребята, от кого письмо непонятно. Но вы хотели бы помочь тому, кто оказался в беде? Ведь не иметь друзей – это настоящая беда!

Психолог. Подождите, в мешочке еще что-то есть – да это карта острова !

Какой, действительно, удивительный остров , судя по карте, он богат растительностью, а населяют его самые разнообразные животные.

Матросы, наше путешествие опасно,

Но, видим, дело знаете прекрасно!

Мы всех вас зачисляем в экипаж

И про поход рассказываем наш.

Психолог : Ребята, что такое остров ?

Дети : Это часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Психолог : На чём мы можем отправиться на необитаемый остров ?

Дети : На корабле, теплоходе, пароходе, яхте, на плоту.

Графический диктант (Ребята! Вам необходимо по точкам соединить линиями цифры от 1 до 9. Должен получиться транспорт, на котором мы поплывем на остров . Что у вас получилось? Покажите. -Кораблик).

Вот на этом корабле мы с вами и отправимся на остров .

Психолог : Занимайте места уважаемые пассажиры (дети, надевают бескозырки) . Скажите, кто из родных людей остался у вас на берегу?

Дети : (мама и папа, бабушка и дедушка, воспитатели и т. д.)

Психолог : Что мы пожелаем тем, кто остался на берегу?

Дети : Счастливо оставаться!

– Не скучайте без нас!

– До свидания! До скорой встречи! и т. д.

Песня «Таинственный остров »

На острове . (приплыли)

Психолог. Ребята, посмотрите на карту, я думаю, что мы оказались вот в этом месте, значит, нас сейчас должен встретить попугай, вот он на пенечке сидит. Может быть, это он и пригласил нас на свой остров ?

(рассматривают карту)

Вот этот пенек, но попугая на нем нет, где же он?

Ребята, это я, попугай, но, к сожалению, вы меня можете только слышать. Вы попали на остров , где побывал злой колдун, это он написал вам письмо, захотел вас заманить на остров , на котором все перепутал, испортил, заколдовал. А меня заковал в сундук. Я выйду отсюда в том случае, если вы найдете ключ от сундука. Но я не знаю, где его можно найти. И на карте его нет. (что делать? Плачет) Это очень опасно, колдун слишком опасен, он и вас может заколдовать. Уходите отсюда! Спасайтесь!

Психолог. Ребята, неужели мы уйдем и оставим в беде бедного попугая?

Дети. Не уйдем, нельзя в беде оставлять, нужно помогать.

Молодцы, вы очень смелые детки, а я вам буду помогать. Двигайтесь по карте.

Психолог : Ну что, ребята, навстречу приключениям ! Вперед!

Давайте посмотрим (на карту, с чем нам придется встретиться?

Ага, впереди… Ребята, на карте нарисовано, что в лесу много различных зверей. Но вы кого-нибудь видели?

Дети. Нет, на острове совсем нет животных .

Психолог : И я никого не видела. Что же с ними случилось? Что с ними сделал этот злодей?

Посмотрите, да вот же они, но что с ними случилось? Вы узнаете, что это за звери? (перед детьми перепутанные разрезные картинки зверей)

Давайте поможем зверям обрести прежний нормальный облик.

Д/игра «Перепутанные животные»

Психолог. Молодцы, вот мы и исправили одно злодеяние этого колдуна.

Ну и жара на этом острове ! Так хочется пить!

Обсудить проблему поиска воды.

Ребята, вокруг острова море , а можно пить морскую воду? (ответы детей) .

Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове , то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи?

(ответы детей - Предлагают варианты : собрать дождевую воду или снег на вершине горы.)

Да в этой ситуации нам может помочь, только дождевая вода. А вот и тучка давайте попросим дождя у тучки.

Физминутка

Туча, туча!

Что не льёшь? (раскачиваясь, переступать с ноги на ногу)

Подари нам, туча дождь! (присесть – встать)

Будем мы с тобой водиться.

Не жалей для нас водицы! (руки вверх – вниз)

Психолог :- Можно ли такую воду сразу пить?

Она грязная.

Правильно ребята -дождевая вода грязная, чтобы это увидеть, давайте мы с вами проведём фильтрацию воды. Ведь мы с вами люди предусмотрительные, и я на этот случай в наш мешок положила вот такие маленькие сосуды, которые называются пробирки. Они нам и помогут очистить дождевую воду.

Проделывают опыт по фильтрации дождевой воды. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить.

Психолог : Для чего воду необходимо прокипятить ? (Чтобы уничтожить вирусы) .

А еще мы можем напиться кокосовым молоком (что мы с вами сейчас и сделаем) .

Жажду мы с вами утолили, но нам нужно двигаться вперед.

На карте изображена какая-то бумага, которую нам надо найти.

Ориентировка в пространстве .

(Пройдите 5 шагов вперед, сделайте три шага влево, посмотрите наверх. Вы что-то видите? На лиане висит бумага. Сняли ее.

Прочитаем : «Гости» . Что бы это значило? Вдруг слышится шелест кустов, откуда выходят папуасы.

Танец папуасов.

Психолог : Здравствуйте, уважаемые! Вы кто?

Папуасы : Мы-папуасы из соседнего острова . Сюда приплываем за тем, чтобы охотиться. Здесь давно не было живности, злой колдун заколдовал этот остров , а сегодня мы поймали хорошую тушу. Даже сами не поверили в чудо…

Психолог : Это мы помогли животным выбраться на свободу.

Папуасы : Какие вы молодцы! Вы помогли нашему племени не умереть от голода. Просите взамен, все что хотите.

Дети : вы не знаете, где находится сундук на острове ? Его спрятал злой колдун. Там и находится попугай. Нам нужно достать еще ключ к сундуку, чтоб открыть и выпустить его на свободу.

Папуасы : Ключ? (я не видел… и я не видел-отвечают папуасы)

Один из папуасов : Я видел ключ. Колдун повесил его на пальму. А на какую именно-я не знаю…Я побоялся подойти поближе.

Ребята, а ведь на карте у нас изображена пальма с кокосами. Значит мы должны найти ключ точно на такой же пальме. Посмотрите на них. Чем они отличаются друг от друга, что общего у этих пальм? Какого цвета кокосы на пальмах? Сколько кокосов на правой пальме, на левой? Где больше? А есть ли что-то странное в кокосах?

Да, ребята! Один из кокосов не такого коричневого цвета, как другие. Он намного светлее и меньше всех кокосов. Может быть ключ спрятан именно там?

(Сорвали и нашли ключ в этом кокосе.)

Дети : Спасибо, вам, папуасы!

Папуасы : Счастливого пути и удачи вам (уходят)

Психолог : ключ мы нашли, теперь вперед к сундуку. Куда нам держать курс? (смотрим на карту)

Задание : Посмотрите на карту- нас ждет цветок. Ребята- это не просто цветок. Он волшебный и очень большой. А вы знаете, из каких частей состоит цветок (корень-стебель-листья-цветок) , чего не хватает на нашем цветке-листья. Как вы думаете, где мог спрятать сундук наш злой колдун? В земле, чтобы нам его было не видно. В какой части цветка? В корне. Может и мы поищем в корне цветка сундук? А что может нам помочь? Конечно же лопатка. Давайте поищем ее в нашем мешочке. Находят в мешочке лопатку и начинают копать. (Нашли сундук (открываем) и оттуда

Появляется попугай.

Молодцы, друзья, вы спасли меня, спасли мой остров , на нем вновь стало как прежде, а злые чары колдуна разрушены. Я вам очень благодарен и хочу с вами дружить, в знак благодарности примите от меня подарок. (отдает в руки детям сундук с медалями)

Психолог : А есть ли название у твоего острова ?

Попугай : Нет. Он был совершенно необитаем , пока я сюда не прилетел.

Психолог : Что ж ребята, дадим название нашему острову .

Дети : Остров Дружбы всех подружит

Всех научит нас дружить

Всех теплом своим согреет

И заботой окружит.

Попугай : Спасибо вам, ребята!

Психолог : Ребята, нам пора возвращаться домой, я горжусь тем, какие вы смелые, добрые, любознательные. Вы не оставили в беде милого друга попугая. Как говорится в пословице «Сам пропадай, а товарища – выручай» .

Давайте посадим попугая на его любимый пенечек. Попрощаемся с ним и вернемся в наш любимый детский сад. (под песню про детский сад)

Открываем сундук и вручаем медали детям.




Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров».

Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина» ГО «Жатай»

Уваровская Елена Александровна.

Пояснительная записка (актуальность):

Серьезные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в группе, сотрудничать, устанавливать и сохранять отношения, соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Общение и взаимодействие с другими людьми – это искусство. Умение строить отношения, находить подход к людям, располагать их к себе служит основой жизненного и профессионального успеха. Известно, что эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания окружающих его людей, как он способен устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими.

Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Каждому школьнику необходима социально-психологическая подготовка. Необходимы знания и выработанные навыки, а для этого учащимся необходима помощь.

В предлагаемом внеклассном мероприятии обобщен опыт работы по развитию коммуникативных навыков. Игра-проживание может быть интересна как педагогам-психологам, так и классным руководителям.

    Название: игра-проживание «Путешествие на необитаемый остров».

    Цели и задачи игры:

создание условий для:

Развития готовности к сотрудничеству, умения присоединяться к группе, устанавливать и сохранять отношения;

Развития коммуникативных навыков, расширения представлений о способах конструктивного поведения;

Расширения сферы эмоциональных переживаний, развития умения справляться со своими эмоциями;

Построения своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений, развития умений соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

    Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:

Игра направлена на диагностику и решение коммуникативных проблем и рекомендована для проведения в группе, где есть дети, которые:

    испытывают затруднения при знакомстве, бояться вступать в контакт;

    теряют интерес к дружеским отношениям в течение короткого времени;

    не умеют конструктивно взаимодействовать, управлять своими эмоциями;

    боятся строить отношения из-за прошлого неудачного опыта.

    Предполагаемый психологический результат:

Развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации,

Проживание различных эмоциональных состояний,

Развитие способности осознавать свои чувства,

Справляться со своими эмоциями,

Расширение представлений о новых способах конструктивного поведения,

Получение опыта решения проблемных ситуаций.

    Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

Тип сюжета приближен к реальному.

На воздушном шаре участникам группы предлагается отправиться на необитаемый остров, который расположен в океане, и прожить там какое-то время, организовать совместную деятельность (поиски пищи, воды, разведение костра, постройка жилища и т. д.).

Это красивый зеленый остров с чистым воздухом и множеством маленьких голубых озер. На острове много плодовых деревьев, неизвестных нам, в зарослях – диковинных животных и птиц. Этот остров остался таким красивым до сих пор, потому что все на нем находится в полной гармонии. Но стоит на острове поселиться агрессии, эгоизму, лени, обиде, страху, раздражительности, остров сразу же начнет разрушаться. И, наоборот, если путешественники принесут с собой на остров положительные эмоции, остров станет еще прекраснее.

До острова участники группы добираются на воздушном шаре. Каждый может взять с собой в путешествие одну вещь, которая ему дорога или представляет для него наибольшую ценность и поможет ему в путешествии (вещь может быть как реальной, так и символичной).

В процессе всей игры инициативность и активность предоставляется самой группе. Участники группы сами распределяют роли, моделируют трудности, находят выход из создавшегося положения. Ведущий лишь «генерирует» возможные затруднения.

Действия участников обозначаются символически, оговаривая их и обозначая жестами. В помощь участникам предложены листы ватмана, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.

По окончании игры (жизнь на острове налажена) участники возвращаются из путешествия, и проводится рефлексия.

    Время на игру и на обсуждение: от 1часа 15 минут.

    Участники:

    возраст участников 11 – 12 лет.

    размер группы 12 – 14 человек.

    сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих:

в качестве ведущего в игре участвует 1 взрослый – психолог. Ведущий выступает в качестве ведущего-наблюдателя и «генератора возможных затруднений».

    Оборудование и материалы:

стулья по количеству игроков, канат, магнитофон, листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

    Возможность продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя):

В деятельности психолога возможно продолжение игры в виде тренинга коммуникативных навыков, направленного на решение проблем, выявленных во время игры.

В деятельности классного руководителя возможно проведение общегрупповых мероприятий, направленных на развитие групповой сплоченности и решение коммуникативных проблем, выявленных во время игры.

    Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа:

этапа

Время

проведения

Задачи, решаемые на каждом этапе

Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

Сбор в путешествие.

Ведущий предлагает отправиться в путешествие на необитаемый остров и предлагает взять с собой по одной вещи (символичной), представляющей ценность для участника.

Умение присоединяться к группе, устанавливать отношения.

«корзина воздушного шара» - стулья по количеству игроков, канат, обвязанный вокруг стульев.

Полет на воздушном шаре.

Ведущий предлагает участникам занять места на воздушном шаре и имитировать поездку.

Развитие готовности к сотрудничеству.

Приземление на остров, распределение ролей.

Ведущий предлагает высадиться на остров, наметить план дальнейших действий и распределить кто и чем будет заниматься.

Построение своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений.

Налаживание жизни на острове.

(поиск пищи, разведение огня, постройка жилища и т. д.)

Участники группы выполняют намеченный план действий (ведущий наблюдает).

Расширение сферы эмоциональных переживаний, развитие умений справляться со своими эмоциями, расширение представлений о способах конструктивного поведения, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других участников.

Листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Жизнь на острове.

Участники имитируют жизнь на острове, отдыхают, ходят друг к другу в гости. Ведущий наблюдает.

Развитие коммуникативных навыков, расширение представлений о способах конструктивного поведения.

Возвращение с острова, завершение игры.

Ведущий предлагает занять свои места на воздушном шаре и вернуться обратно. Ведущий благодарит за игру и предлагает участникам поблагодарить друг друга.

Развитие умения сохранять, установленные отношения.

«корзина воздушного шара», магнитофон (звучит негромкая мелодичная музыка)

Обсуждение игры.

(групповая рефлексия)

Участники рассаживаются по кругу и вместе с ведущим обсуждают игру.

Подведение итогов, выявление затруднений, выявление позитивных изменений.

Стулья по количеству игроков, расставленные по кругу.

    Формы обсуждения игры.

Групповая рефлексия – обсуждение игры проходит в форме обмена впечатлениями:

Что было трудно, что – легко?

Что самое важное?

Что помогало? Кто помогал?

Что мешало?

Какие чувства возникали на разных этапах игры?

Какие чувства участники игры испытывают сейчас?

Что понравилось и тронуло больше всего?

    Самоотчет ведущего.

После проведения игры ведущий проводит рабочую рефлексию – анализ личностных проблем, прогноз конфликтов, необходимость и формы дальнейшей коррекции.

Результативность работы:

В результате проведенной игры осуществляется диагностика и решение коммуникативных проблем, развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации, умения осознавать свои чувства, справляться со своими эмоциями. Участники игры расширяют представления о новых способах конструктивного поведения, получают опыт решения проблемных ситуаций.

Данная игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. В условиях лагеря такая игра будет наиболее эффективна в оргпериод. Нацелена на развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Усиливая элемент драматизации, эту игру можно превратить в эффективное средство для осознания участниками своих целей и ценностей, для выявления взаимоотношений участников игры. Также игру можно провести в другое время сезона, но следует иметь в виду, что полученный результат будет другим.

Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, а половина - в другой.

В данной игре представляется необходимым деление на две группы по многим причинам, в частности - для усиления азартности, соревновательности. Поделить группу можно разными способами. Например, так: Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!» Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он увлечет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя весьма дискомфортно. Поэтому ведущий должен сделать эту ситуацию позитивной, например предложив лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника. Пусть лидер произнесет краткий монолог и докажет, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Члены обеих команд образуют два отдельных круга.

Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, для того чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.


На каждом этапе на обсуждение выделяется до пятнадцати минут. Если группы вырабатывают свое решение быстрее, то они сообщают об этом ведущему. Участники обсуждают ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям.

Ведущий . Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?

На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые - лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:

Как вы строите отношения друг с другом?

Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?

Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?

Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?

Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.

Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты - топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.

Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.

Ведущий . Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?

Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот, чтобы попытаться на нем добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Возникает несколько линий развития, и ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам и импровизациям. Дело в том, что, например, часть какой-то команды захочет отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы «отколоться» от основной массы, ведущий просит их сесть в стороне от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит и они едины в своем решении - плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную.

Ведущий. Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?

Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере - занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? Драматический выбор. Почти всегда находятся люди, готовые к самопожертвованию. (Некоторые предлагают компромиссный вариант: искать землю до тех пор, пока бак не опустеет наполовину, после этого возвращаться - впрочем, риск все равно остается.) С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Вот несколько вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).

Первый вариант (кто-то уплыл на плоту)

Ведущий. Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников. Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан-пират вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих - по вашему выбору - он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!

Второй вариант (все остались на острове)

Ведущий. Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлеб рассказывать о своей судьбе...

Далее события сходны с описанными в первом варианте. Снова возникает ситуация драматического выбора. Иногда появляются добровольцы, готовые пожертвовать собой для спасения остальных, - часто это связано с их уверенностью, что они смогут бежать из плена. Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.

Третий вариант (все участники группы становятся пленниками пиратов)

Ведущий. Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает вовсю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

Четвертый вариант (находятся двое, которых отдают пиратам, или участники решают вступить с пиратами в схватку)

Ведущий. Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход - осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации детей. Эта процедура довольно жесткая, но, в группах старшеклассников можно рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе линии поведения. Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры. Игру необходимо завершить на положительном настрое.

Ведущий . Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашей головой ревел двигателями вертолет. Эти люди появились неслучайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.

Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом. После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.

Вопросы для обсуждения

Довольны ли вы пережитыми приключениями?
Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?
В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?
Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?
Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)?
Почему это рискнул сделать N?
Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам?
Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)?
Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?
Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?

Игра может занять более двух часов. Однако не следует экономить время на обсуждение. Оно должно быть подробным и многосторонним - только тогда за увлекательной фабулой игры участники тренинга увидят глубокий психологический смысл.