Легенды озера Ильмень - Mollenta - Молодёжный информационный портал. Перейдём к теоретической части

Озеро Ильмень находится в западной части Новгородской области. Ученые относят водоем к бассейну Балтийского моря.

История озера и его окрестностей - насыщенная, интересная и таинственная. Это связано с тем, что озеро с давних времен окутывали легенды, мифы, тайны.

Происхождение озера Ильмень

Образовался водоем почти 2,5 тыс. лет назад, из-за того, что в этом месте после отступления ледника произошел разлом земной коры.

Озеро Ильмень на карте



Исторические события

Берега Ильменя были заселены очень давно, но ученым точно не удалось установить название племени/народности/этноса. Археологи нашли следы уральских и финских этносов, которые потом были вытеснены славянами. Возможно, что тут проживали представители скандинавских и германских племен.

Исторические хроники свидетельствуют, что на озере Ильмень 7 июля 1471 года князь Твери Данило Холмский, находящийся на службе у московского царя, разбил армию Великого Новгорода. Спустя три недели тут был подписан мирный московско-новгородский договор.

Какие реки впадают в озеро Ильмень

В Ильмень впадает почти 50 рек - как крупные, так и мелкие. Среди самых больших стоит отметить:

  • Веряжу;
  • Веронду;
  • Мсту;
  • Ловать;
  • Шелохонь;
  • Мшагу.

А вот из озера вытекает всего одна река, которая называется Волхов. Именно эта река соединяет Ладожское озеро с озером Ильмень.

Рельеф

Берега озера отличаются большим количество заболоченных и низменных мест. Вдоль побережья можно встретить дельты, протоки, плоские пойменные острова. Больше всего болот и заболоченности возле восточных и юго-восточных берегов. На севере и северо-западе преобладают впадины и гряды.

Города

Ближе всего к озеру находится город Великий Новгород, откуда регулярно осуществляются экскурсии по Ильменю. В 90 км от Великого Новгорода расположен населенный пункт, который называется Старая Русса. Город относится к бассейну водоема, и связан с Ильменьским озером историческими и культурными связями.

Животный мир

Озерная фауна представлена разными видами рыб. Больше всего тут таких речных обитателей, как щука, налим, снеток, лещ, окунь, чехонь и др, редко встречается сиг. Этой рыбы было больше, но после того, как была построена Волховская ГЭС, количество популяции сига резко сократилось.


озеро Ильмень. Закат фото

На берегах озера Ильмень водится огромное количество насекомых, что связано с заболоченной местностью и прибрежных районов, высокой влажностью. Особенно много тут кровососущих насекомых, среди которых стоит отметить оводов, комаров, слепней, мошек.

Много птиц, которые гнездятся, это кряквы, коростель и многие другие. Живут выдры, которые занесены в Красную книгу.

Характеристика озера Ильмень

  • Площадь озера во время разлива равна 2,230 км2, когда вода спадает, тогда площадь сокращается почти в четыре раза и составляет 660 км2. Средняя площадь же равна 1 тыс. км2;
  • Длина озера составляет 45 км, а ширина достигает 35 километров, глубина колеблется от 10 до 13 метров;
  • Питание Ильменьского озера осуществляет реками весной, когда они разливаются половодьем, зимой за «питание» отвечает межень;
  • Уровень воды колеблется в пределах 7,4 метров, достигая максимальной отметки в мае, а минимальной - в марте;
  • В период с ноября по апрель озеро сковывается льдом;
  • Вода в озере содержит огромное количество органических веществ (в основном, это торф), из-за чего цвет воды отличается желтым или коричневым оттенком. Но органические элементы не влияют на чистоту воды. Раз в полтора-два месяца в водоеме происходит обновление вод;
  • Летом температура воды в озере превышает +20 С, из-за чего возле берегов вода постоянно «цветет»;
  • Особенностью Ильменя являются штормы, которые вызывают образование высоких, но коротких, волн;
  • Высота над уровнем моря равна 18,1 м;
  • Климат умеренно континентальный;
  • Среднегодовое количество осадков 550мм;
  • Характерными для озера являются процессы заиливания, заноса речных наносов, из-за чего озеро начинает постепенно исчезать под таким «покрывалом».
  • В времена Киевской Руси озеро входило в состав знаменитого торгового пути «из варяг в греки»»;
  • Былинное название Ильменя - озеро Садко, а в средние века водоем называли Словенским морем - из-за бескрайности и уникальной системы разлива вод;
  • На южном берегу Ильменя находится так называемый Ильменский глинт - это обрыв-уступ. Его высота составляет 15 м, а протяженность - 8 км, занимая территорию между двумя деревнями - Пустошь и Коростынь. В известняке, из которого состоит Глинт, геологи нашли много морских окаменелостей, относящиеся к периоду Девон. Тут же были обнаружены минеральные источники и очень редкие виды растений.
  • Категория: Тексты для сочинений ЕГЭ

Текст

Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах: кататься. А баба Ду­ня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затева­ла, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко: не бежит ли Гриша.

Нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер.

Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:

Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.

Гриша отмахивался:

Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном.

Ну и слава богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.

Заснули быстро, и баба Дуня, и внук.

Но среди ночи Гриша проснулся от крика.

Помогите! Помогите, люди добрые!

Спросонья, во тьме, он ничего не понял, и страх обуял его.

Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Може, кто поднял? - и смолкла.

Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня.

Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыха­нье. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос.

Карточки... Где карточки... В синем платочке... Люди добрые. Ре­бятишки... Петяня, Шурик, Таечка... Домой приду, они исть попросят... Хлебца дай, мамушка. А мамушка ихняя... - баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: - Люди добрые! Не дайте поме­реть! Петяня! Шура! Таечка! - имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.

Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину ком­нату:

Бабаня! Бабаня! - позвал он. - Проснись...

Она проснулась, заворочалась.

Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.

Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.

На сердце, на сердце... - послушно согласилась баба Дуня.

Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.

Лягу, лягу...

Она чувствовала себя такой виноватой.

Гриша вернулся к себе, лег в постель. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала ба­бушка, это отец.

Утром Гриша ушел на рыбалку. А к вечеру ходил на почту домой, в город, звонить. В разговоре мать спросила:

Спать тебе баба Дуня дает? - и посоветовала: - Она лишь нач­нет говорить, а ты крикни: «Молчать»! Она перестанет. Мы пробовали.

По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь? 52

И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, до­жидаясь своего часа.

Баба Дуня скоро заснула. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.

Потеряла... Нету... Нету карточек... - бормотала баба Дуня еще негромко. - Карточки... Где... Карточки... - и слезы, слезы подкаты­вали.

Гриша глубоко вдохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу под­нял, чтобы топнуть. Чтобы уж наверняка.

Хлебные... карточки... - в тяжкой муке, со слезами выговарива­ла баба Дуня.

Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, лас­ково:

Вот ваши карточки, бабаня... В синем платочке, да? Ваши в си­нем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьми­те, - настойчиво повторял он. - Все целые, берите...

Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и пони­мала. Не сразу пришли слова. Но они пришли.

Мои, мои... Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек...

Не надо плакать, - громко сказал он. - Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, - говорил он, словно приказывая. - И спите спокой­но. Спите.

Баба Дуня смолкла.

Баба Дуня спала. А он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще... Он не спал, но находился в странном забы­тье, словно в годах далеких, иных и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком.

Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной ста­ла голова, и прошла в теле дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.

Документ есть, есть документ... вот он... - дрожащим голосом говорила она. - К мужу, в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.

Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распах­нул ей навстречу дверь.

Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.

Документ есть! - выкрикнула баба Дуня.

Гриша понял, что надо брать документ.

Хорошо, давайте. Так... Ясно. Очень хороший документ. Пра­вильный. С фотокарточкой, с печатью.

Правильный... - облегченно вздохнула баба Дуня. - Вятской губернии, Орловского уезда.

Все сходится. Проходите.

Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.

Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок - и спите.

Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под го­лову ладошку и заснула. Теперь уже до утра.

Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе... Но вдруг обожгло его ясной мыслью: «Нельзя гово­рить». Он отчетливо понял: ни слова, ни даже намека. Это должно ос­таться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление.

(По рассказу «Ночь исцеления»)

  • < Назад
  • Вперёд >

(1) С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню.
(2) Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.
(3) Обедали во дворе, под раскидистым клёном.

Сочинение

В тексте Бориса Петровича Екимова поднимается несколько важных и необходимых нам сегодня проблем. Это и проблема человеческого простодушия, веры на слово, и проблема доверчивости. Я же хочу остановиться на проблеме сопереживания и милосердия. Надо ли сочувствовать и сопереживать людям, совершенно незнакомым? Именно на этот вопрос пытается, на мой взгляд, найти ответ писатель.

Б.П. Екимов рассматривает данную проблему на обыденном примере: случае из жизни бабы Дуни. Она рассказывает внуку о женщине из далекого незнакомого города Кардабона, которую постигло несчастье. Судьба женщины не могла оставить равнодушной ни бабу Дуню, ни других жителей деревни. Они и деньгами помогли, и продуктами. «Митревна денег дала, носки пуховые. Валентина платье да туфли неношеные. По всем дворам. Одёжей и деньгами, о харчах не говоря». Интересна реакция юноши. Он не поддержал бабушку, а возмущен поступком незнакомки, пытается доказать доверчивой старушке, что и города такого нет, и вулканов нет, а ее просто обманули. Автор обращает наше внимание на недоумение женщины, она не понимает не только того, как можно в таком обмануть, но и как можно не помочь: «Она слезьми кричала». Даже после того как внук показал ей карту, баба Дуня сомневается: «А ежели взаправду? Не приведи Господь...». Она не жалеет о сделанном, надо будет, поможет еще.

Немало примеров, подтверждающих данную точку зрения, можно найти в художественной литературе. Например, в повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев, направляясь к месту службы и попав в буран, встречается с незнакомцем. За то, что тот показывает дорогу, Гринев дарит ему заячий тулуп.

Хочу еще привести пример из романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Оставляя город, семья Ростовых собирается вывезти свое имущество, но видя раненых, которых не на чем перевезти, Наташа тут же решает отдать им свои подводы. Это пример настоящего поступка, не ради славы, не ради выгоды.

В заключение мне хочется сказать, что проблема, поднятая автором, очень важна в наше время. Необходимо задуматься о том, как мы живем, всегда ли мы добры и внимательны к себе и людям. Чем больше будет в мире добра, сочувствия и сопереживания, тем спокойнее и счастливее будет наша жизнь.