Памятник на чистых прудах кому. "животные невиданой красы" - дом на чистых прудах

В. СОРОКИН, почетный член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член общества "Старая Москва". Фото И. Константинова.

Виктор Васильевич Сорокин, посвятивший всю жизнь изучению истории Москвы, почти четыре десятилетия делится с читателями журнала интереснейшими архивными находками, пишет об истории улиц, расположенных в Белом городе. Темы последних публикаций: Неглинка (№№ 5, 6, 1993 г.), Рождественка (№№ 11, 12, 1994 г; №№ 1, 3, 4, 1995 г.), Лубянка (№№ 11, 12, 1995 г.), Мясницкая (№№ , , , 2000 г.).

Для украшения дома № 4 по Чистопрудному бульвару архитектор А. П. Попов использовал элементы древнерусского зодчества.

Двухэтажный флигель дома № 10 по Чистопрудному бульвару перестроен в 1876 году архитектором А. Е. Вебером. Фасад украшен декоративными венками, розетками, маскаронами и летящими голубями.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Лепные украшения на доме № 10 по Чистопрудному бульвару.

Памятные места Чистопрудного бульвара и примыкающих переулков (в черте Белого города). Художник М. Аверьянов.

Резные каменные украшения этого строения (Чистопрудный бульвар, 14) выполнены по мотивам убранства Дмитровского собора во Владимире.

Дом № 7, расположенный в Потаповском переулке, в прошлом был частью дворца Пашковых, фасад которого смотрел в сторону Чистопрудного бульвара.

Архангельский переулок, дом № 15а. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) - памятник архитектуры XVIII века.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Детали скульптурных украшений западного фасада Меншиковой башни.

Каменная крепостная стена Белого города построена для защиты от иноземных захватчиков в 1585-1593 годах "государевым мастером Приказа каменных дел" Федором Савельевичем Конем. Укрепления начинались у Водовзводной башни Кремля и проходили по территории современного Бульварного кольца. Стена, достигавшая высоты 10 метров, была сложена из белого камня и большемерного кирпича. Из 27 крепостных башен Белого города 10 имели ворота.

Тема настоящей публикации - "В Белом городе у Чистых прудов (между Мясницкими и Покровскими воротами)". В XVI веке за Мясницкими воротами находились бойни. Мясные отходы попадали в пруды, образовавшиеся из запруды протекавшей здесь речки Рачки (в ней водились раки). Речка протекала мимо церкви Троицы на Покровке, по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку, затем впадала в реку Москву выше устья Яузы. В настоящее время заключена в трубу. Грязные пруды получили название "Поганых".

Во время правления Петра I движение на улицах, проходивших через Мясницкие и Покровские ворота, стало более оживленным. Одна дорога вела в дворцовое село Преображенское и Немецкую слободу, другая - от Ильинских ворот - к дворцовым селам Рубцово, Семеновское, Измайлово. Между этими дорогами под защитой стены Белого города оказалась старинная Гавриловская патриаршая слобода с церковью, домами, садами и огородами прихожан. Царедворцы обратили внимание на эти земли. А. Д. Меншиков начал скупать дворы у жителей Гавриловской слободы, построил новую церковь Архангела Гавриила (см. "Наука и жизнь" № 4, 1989 г.), разбил сады, привел в порядок пруды, которые с тех пор стали называть Чистыми. В доме переводчика посольского приказа Андрея Кревета, рядом с Меншиковой башней, первоначально помещалась основанная Петром I Школа математических и навигацких наук.

Чистопрудный бульвар

2. Владение Московского городского почтамта (см. "Наука и жизнь" № 11, 2000 г.). В конце 1820 - начале 1830-х годов к угловому владению Московского почтамта со стороны Чистых прудов начинают пристраивать кузнечные мастерские, сараи для экипажей и почтовых карет. Двор обнесли железной оградой. В 1840-1850-х годах по проекту архитекторов А. Кавоса и Г. Боссе строят более удобные помещения для обслуживания посетителей. Позднее двухэтажные здания надстраивают до шести этажей. В 1860-х годах в одном из дворовых флигелей обосновалось Общество любителей художеств (под председательством А. С. Уварова), где устраивались выставки картин, проводились публичные художественные чтения. Свои произведения читали известные авторы: А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский, А. А. Фет, А. Н. Майков и др.

4. Трехэтажный дом при Московском почтамте был заложен в мае 1895 года по проекту архитектора А. Попова. Строительство обошлось в 23 тысячи рублей. Главный фасад, выходящий на Чистопрудный бульвар, решен в так называемом "кирпичном" стиле с использованием элементов древнерусского зодчества: колонн, капителей, ромбовидных вставок, кокошников. Первоначально кирпич был неотштукатурен, позднее его стали красить. В здании разместился "Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства". Во дворе дома в 1913 году находилась ветеринарная лечебница А. А. Петрова. После 1917 года дом приспособи ли под учреждения и квартиры. В 1922 году здесь разместилось "Трудовое объединение химчистки" - артель "Гамма". В одной из квартир в 1929 году жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.

6. Местность, на которой находится этот дом, была хорошо освоена еще до возведения каменных стен Белого города в конце XVI века. Участок входил в состав Гавриловской патриаршей слободы, впервые упомянут в грамоте 1551 года. На сохранившихся планах XVIII века этот отрезок занимали прислужники церкви. В 1793 году здесь поселился штаб-лекарь Иван Мартынович Крейзель с дочерью Элеонорой. Потом дом приобрел статский советник, выдающийся московский медик, автор трехтомного сочинения "История медицины в России" Вильгельм (Василий Михайлович) Рихтер (1765-1822). Родился он в Москве в семье лютеранского пастора. Окончил Московский университет и стал там профессором. Для учащихся в Благородном университетском пансионе основал больницу, работал директором родильного отделения при Московском воспитательном доме, позже стал лейб-медиком. Во время войны 1812 года пострадало и его жилище. В 1817 году территорию этого владения приобрела графиня Елизавета Федоровна Мусина-Пушкина (1758-1835), вдова действительного тайного советника и дипломата Алексея Семеновича Мусина-Пушкина (1730-1817). Ее склеп из мрамора, украшенный четырьмя колоннами, до сих пор сохранился на московском Введенском кладбище (участок 3). Елизавета Федоровна возвела строение, которое современники называли дворцом. В 1835 году участок с домом переходит к полковнику Ивану Петровичу Мусину-Пушкину (1783-1863), а потом к его сыну Ивану, жена которого была благотворительницей и почетным членом Совета дамского попечительства о бедных.

В середине 1870-х годов владелица разрешила популярному тогда доктору медицины Виктору Степановичу Богословскому открыть в этом доме "Пневматическую лечебницу" с постоянными кроватями и "Водолечебницу". В 1891 году владение приобретает Общество Московской - Киевско-Воронежской железной дороги. Тогда же по проекту архитекторов Д. Чичагова и С. Соколова здание перестраивается, а в 1896 году надстраивается третьим и четвертым этажами. После 1917 года здесь расположились Управление Московского центрального радиоузла и несколько факультетов Московского института инженеров транспорта.

В 1925 году здание передано Народному комиссариату просвещения РСФСР. Народным комиссаром просвещения был А. В. Луначарский, его заместителем - М. Н. Покровский. Членом политико-просветительного комитета назначили Н. К. Крупскую. В секторе науки (быв. Главнаука) работали разнообразные группы: естественно-научная, социально-экономическая, педагогическая, научно-художественная, краеведческая, подготовка кадров по научным командировкам, комитет по изучению мордовской культуры. Большую работу проводила экспертная комиссия по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ), председателем которой был М. Н. Покровский, а заместителем - О. Н. Шмидт. Для педагогов издавались журналы: "На путях к новой школе", "Коммунистическое просвещение", "Что читать деревне", "Красный библиотекарь", "Будь готов", "Клуб", "Советское искусство". Всероссийское общество охраны природы объединяло 1200 человек. В стенах нынешнего дома № 6 возникла библиотека по вопросам педагогики, но скоро ее фонды увеличились, и она переехала в другое здание (ныне это Центральная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского). В 1930-х годах в здании помещалось Всероссийское Бетховенское общество. Клубный зал Наркомпроса вмещал 300 человек. Дом связан с именем писателя Михаила Булгакова, который бывал здесь по литературным и театральным делам. В романе "Мастер и Маргарита" есть упоминание о том, что в этом доме якобы находилась "Акустическая комиссия". В 1934 году Наркомпрос посетил писатель Герберт Уэллс. На стене здания установлены две мемориальные доски: одна - в память Н. К. Крупской (1959), другая - в память А. В. Луначарского (1986).

8. Первые сведения о застройке этой территории относятся ко второй половине XVIII века, когда на ней находилось пять самостоятельных владений. Значительную часть площади занимали сады с прудами, строения большей частью деревянные, но главные возведены из камня. Известно, что здесь до 1756 года было владение Василия Кузмича Думашева (1695-1753), дворцового служителя князя Александра Даниловича Меншикова. С 1756 по 1780 год хозяин владения - армянский купец Арон Израилевич Израилев, потом - князь, тайный советник Иван Андреевич Вяземский. В 1774 году владение приобретает Николай Максимович Походяшин, провиантмейстер, владелец медноплавильных заводов, славившийся богатством. Его брат - Григорий Максимович Походяшин - был масоном и помощником в делах известного просветителя, книгоиздателя Николая Ивановича Новикова. От него в 1785 году владение переходит к Евгению Петровичу Кашкину (1736-1796), участнику русско-турецкой войны. Он был генерал-губернатором Тобольской губернии, потом наместником Ярославской, Вологодской, Тульской и Калужской губерний. Его сын Дмитрий (1771-1843) - генерал-майор, писатель и переводчик, а внук Сергей Николаевич Кашкин (1799-1868) - декабрист, член Северного общества и тайной декабристской организации "Практический союз". В 1780-х годах к этому владению примыкают еще два - Екатерины Михайловны Протасовой, вдовы генерала, и Екатерины Ивановны Бахметевой. В 1803 году владения переходят к Аграфене Алексеевне Дурасовой (р. 1775), жене, а затем вдове генерал-лейтенанта Михаила Зиновьевича Дурасова (р. 1772). Фасад главного корпуса Дурасовых зафиксирован в "Альбоме" М. Ф. Казакова. С конца XVIII века в центре усадьбы находится главный дом, существую щий и поныне. В 1833 году владение купила "Комиссия для строения в Москве", которую к 1850 году сменило Правление IV округа путей сообщения. После 1917 года владение использовалось для издательско-типографской деятельности.

В 1930 году в глубине участка выстроен пятиэтажный корпус для типографии. В 1950-е годы корпус, возведенный на старом основании, надстроен до шести этажей и соединен с вновь выстроенным (архит. И. Бибиков, А. Назаров и др.). Здесь помещалось издательство "Московский рабочий", основанное в 1922 году, до 1991 года выпускавшее литературу по москвоведению. Издавались журналы: "Городское хозяйство Москвы", "Архитектура и строительство Москвы". Историко-краеведческая редакция в 1970-1980 годах выпустила несколько популярных серий ("Биография московского дома", "Биография московского памятника"), издавались краеведческая литература по Подмосковью, путеводители по Москве.

В начале XVIII века через проезд шла городская стена Белого города от Мясницких ворот к Покровским. По "актовым книгам" Москвы того времени можно проследить, как начали формироваться здесь жилые участки. Владение артиллерии контролера Григория Федоровича Корина - 75 сажень по улице и до 30 сажень в межах. В 1752 году располагались владения доктора Л. Л. Блюментроса и Сергея Ивановича Свиньина, а по третьей стороне примыкало владение Василия Думашева. С 1752 по 1780 год хозяин этой территории - подпоручик, затем капитан Сергей Васильевич Шереметев, после него - некий прапорщик Козлов, а уже с начала XIX века хозяином становится Сергей Степанович Овчинников, московский купец Барашевской слободы, отец многочисленной семьи. В 1863 году имение переходит к семье купца Тупицына (до 1917 года).

Семья Тупицыных многие годы занималась мучной торговлей и носила звание потомственных почетных граждан. Огромная территория владения была занята садом и различными хозяйственными строениями во дворе, конюшней, сараями и жилыми флигелями по улице. Современные два строения по Чистопрудному бульвару возникли в 1871-1873 годах по проекту архитектора Августа Егоровича Вебера. Первое здание двухэтажное, а второе - трехэтажное (надстроено до шести этажей). В начале ХХ века во владении размещались: Российское телеграфное ведомство, Лечебное заведение Карла Эрнста, Акционерное общество Моргана, доставлявшее графит. Жил артист оперной труппы Московского Императорского театра Александр Николаевич Герасименко. Занимал квартиру купец Рудольф Левинсон, снабжавший покупателей бельем и различной галантерей. Его сын Николай (1888-1966) стал историком-москвоведом, археологом, пушкинистом. Учился в Московском реальном училище при евангелистской лютеранской церкви Святого Михаила, участник общества "Старая Москва". Свою жизнь посвятил вопросам ремонта и реставрации исторических памятников Москвы и Подмосковья. После 1917 года вел большую работу по спасению конфискованных частных коллекций, занимался спасением музеев-усадьб, московских особняков XVII-XIX веков. Будучи экспертом отдела комиссии музеев в Наркомпросе он с 1926 по 1930 год обследовал около 500 усадьб. С 1932 года работал в Государственном историческом музее (в отделе изделий из металла). Принимал участие в археологических работах при строительстве метрополитена. В 1930-х годах вместе с Н. П. Чулковым, П. Н. Миллером написал книгу "Пушкинская Москва" (изд. 1937 г.), имевшую большой успех. Во время сноса Красных Ворот он собственноручно вытащил из груды кирпича снятую и подготовленную для сдачи в утиль медную фигуру трубящей "фамы" (ангела) и принес в Исторический музей. Ценные металлические изделия кузнечной работы, найденные при разборке древних стен и строений, он также доставлял в Исторический музей. Умер в 1966 году и похоронен на московском Введенском кладбище.

10а. На особняке, на правой части пристройки, обращает на себя внимание художественный декор с миниатюрными розетками, венками, в центре которых изображен летящий голубь, поддерживаемый ленточками.

12. В середине XVIII века эту территорию занимали несколько владений. На сохранившемся плане 1763 года мы видим в центре двор семьи подпоручика Петра Алексеевича Чирикова. Сзади примыкал сад Ивана Федоровича Мичурина (1700-1763) - знаменитого архитектора. Он участвовал в составлении генерального плана Москвы (1734-1739), в строительстве колокольни Троице-Сергиевой лавры (с 1740 года), строил Андреевскую церковь в Киеве (по проекту В. В. Растрелли в 1748-1763 годах). С одной стороны был двор Екатерины Салтыковой, а с другой - находился сад аптекаря Сульса, за ним по соседству с садом Мичуриных - двор князя Барятинского. Во дворе Чириковых располагались в основном деревянные постройки. Восточная половина участка представляла собой сад, в середине которого находился большой пруд, а около него размещались бани и кузница.

В 40-е годы XVIII века здесь было владение князя Дмитрия Васильевича Голицына. Второе владение, примыкавшее к нему, принадлежало Лаврентию Лаврентьевичу Блюментросту (1692-1755), знаменитому медику. Он родился в Москве, учился в школе пастора Глюка (воспитателя Екатерины I), а потом был лейб-медиком Петра I. Первый президент российской академии, открытой 25 декабря 1725 года. Современник о нем отзывался так: "Господин президент Блюментрост - человек большой учености, исключительного ума и редкой обходительности". Назначен старшим врачом Московского Генерального госпиталя и директором Московской госпитальной школы. Подготовил большое количество медиков для Москвы. В 1754 году императрица Елизавета Петровна в резолюции на проекте Московского университета начертала: "А кураторами быть камергеру Шувалову и Лаврентию Блюментросту". Потом его владение переходит к Екатерине Алексеевне Салтыковой (урожденной княгине Троекуровой), вдове генерал-майора графа Владимира Семеновича Салтыкова (1705-1751). После нее хозяином стал Андрей Яковлевич Маслов, а от него к 1790 году вся эта объединенная территория переходит к Дарье Ивановне Пашковой, жене, а затем вдове коллежского асессора Александра Ильича Пашкова. Их наследники: сын Иван Александрович (1758-1828), внук Сергей Иванович (1801-1883) и его жена Надежда Сергеевна, урожденная княгиня Долгорукова (1811-1880). С этой семьей был знаком А. С. Пушкин.

На месте хозяйственных строений, стоявших по границам владения, Пашковы устроили парадный двор. В 1789-1792 годах выстроен главный дом в стиле классицизма, с колонным портиком на обоих фасадах и проездом в центре. Разбили новый сад, в южной части сохранили и облагородили заросший пруд.

Дом Пашковых славился гостеприимством. Здесь жила поэтесса Додо Сушкова (1811-1858) - жена графа Ростопчина. Рано лишившись матери, она воспитывалась у деда и бабушки - Ивана Александровича и Евдокии Николаевны Пашковых. Пашковы каждый год отмечали масленицу и устраивали для знакомых "санное катание". 31 марта 1831 года А. С. Пушкин с женой оказались в одних санях с Додо Сушковой. Пушкин был в восторге от своей собеседницы. У Пашковых часто собирались их друзья. В. М. Булгаков в январе 1832 года писал своему брату: "Вчера пели цыгане у Пашковых. Надобно признаться, что хор их имеет нечто необыкновенное и гармонию, пение удивительное, какая-то непонятная смесь унылого с веселым, то грустно, то со стула поднимает: так бы и пошел плясать".

Частые застолья с приглашением музыкантов, артистов, многочисленных знакомых из литературной среды и почти ежедневная игра в карты лишили Пашкова его огромного состояния. Владение поступает в казну, которая передает его для размещения казенной запасной аптеки. Архитектор Е. Д. Тюрин приспосабливает барские хоромы для конторы и склада медикаментов. К середине XIX века крылья главного дома получили пристройки вдоль границ двора. Пруд в саду к этому времени почти зарос. В перестроенной усадьбе разместил ось окружное инженерное управление. С боков со стороны бульвара были воздвигнуты многоэтажные дома. Из соседнего Потаповского переулка (д. 7) можно еще видеть оставшиеся стены Пашковского особняка.

12а. На месте бывшего здесь пруда в год столетия Бородинского сражения по проекту военного инженера П. А. Воронцова-Вельяминова приступили к строительству деревянного здания для панорамы "Бородинская битва". Художник - основоположник русской школы панорамной живописи Франц Рубо (1856-1928). Готовое полотно панорамы длиной 113, шириной 15 метров было доставлено из мюнхенской мастерской художника. На нем запечатлен момент боя в 12 часов 30 минут 26 августа 1812 года, когда наши войска получили значительные преимущества перед противником. 29 августа 1912 года состоялось торжественное открытие панорамы "Бородино", как ее тогда называли, и через два дня она стала доступна для всеобщего обозрения. После празднеств руководство соседних учреждений стало добиваться сноса деревянного здания, как крайне опасного в пожарном отношении. В начале 1918 года здание пришло в полную негодность, живописное полотно сняли. Вновь доступно публике оно стало лишь в канун 150-летнего юбилея: 18 октября 1962 года открыт новый музей на Кутузовском проспекте. На месте разобранного здания панорамы в 1925-1927 годах воздвигли шестиэтажный дом, а потом надстроили еще один этаж. В группу строений, воздвигнутых на территории бывшей усадьбы Пашковых, входит административное здание (1926 г., архит. А. П. Голубев), построенное для кожсиндиката (потом здание Министерства заготовок республики) с квартирами для сотрудников. В 1929-1931 годах здесь было выстроено здание для семей военных. В домах №№ 12 и 12а жили многие известные артисты.

14. Доходный дом церкви Троицы на Грязях спроектировал в 1908-1909 годах архитектор Лев Кровецкий, а возвел архитектор Петр К. Микини, художник - С. Вашков. Декор выполнен по мотивам резного каменного убранства древнего Дмитровского собора во Владимире. На рельефах запечатлен причудливый животный мир (фантастические звери и птицы). Первоначально четырехэтажный дом отличался выразительным силуэтом и был увенчан двумя шатровыми башнями. Фасад украшен терракотовым барельефом, стилизованным в несколько гротесковой манере, выполнен художественной артелью "Мурава". В доме поселился автор декора С. Вашков, где и скончался в ноябре 1914 года. В 1945 году дом надстроен двумя верхними этажами, что привело к уничтожению ряда верхних барельефов, нарушило композиционное единство замысла.

16. В середине XVIII века здесь находилась большая часть обширной усадьбы выдающегося архитектора того времени Ивана Федоровича Мичурина. В восточной части владения находился пруд, стояли небольшие каменные палаты и деревянные хозяйственные постройки. После смерти Мичурина владение перешло к его сыну, который в 1770 году оставил за собой лишь часть владения, примыкавшую к Покровке, остальное продал отставному майору Н. И. Толмачеву. Проданная часть владения к началу XIX века увеличила территорию Пашковых. Пруд осушили, старые палаты снесли. Появился особняк с флигелем, который в 1843 году надстроен вторым этажом. Тогдашние владельцы - А. П. Мартень, а потом И. Н. Ярцов. В 1850-х годах появилась надстройка третьего этажа. В 1871 году по духовному завещанию владелец Е. В. Молчанов, прикупивший еще два маленьких владения, передал имущество в дар церкви Троицы на Грязях. В 1908 году выстроен четырехэтажный дом, фасад которого декорировал художник С. В. Малютин по мотивам древнерусской миниатюры. Сохранился также корпус, выстроенный в конце XVIII века.

Мы продолжаем наш цикл прогулок по Бульварному кольцу. Сегодня мы пройдем по Чистопрудному, Покровскому и Яузскому бульварам, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.

Мы увидим памятник А.С. Грибоедову, Церковь Архангела Гавриила, памятник Абаю Кунанбаеву и многое другое, посетим Чистый пруд, окруженный живописным парком, и узнаем, почему по Бульварному кольцу и по сей день курсирует трамвай, обозначенный не номером, а литерой "А".

Выходим на станции «Чистые пруды» .

Если в метро четко следовать указателям «К Чистопрудному бульвару», то мы окажемся на площади Мясницкие ворота , от которой и начинается .

Чистопрудный бульвар начинается памятником А.С. Грибоедову , выдающемуся российскому дипломату и драматургу, автору бессмертной пьесы «Горе от ума».

Пьедестал памятника украшают барельефы, изображающие Чацкого, Фамусова, Молчанова и других героев пьесы.

За памятником нам открывается вид на Чистопрудный бульвар.

Но здесь стоит оговориться: поскольку нам интересны не только достопримечательности самого бульвара, но и его окрестностей, а пешеходная часть бульвара отгорожена от проезжей части чугунной оградой, то двигаться мы будем как по пешеходной части, так и по правому и левому тротуарам, в нужных местах переходя дорогу.

Начнем с четной стороны. Двухэтажное бежевое здание с остроугольными башенками (дом №4) - памятник архитектуры XIX века.

Над его крышей виден купол православной церкви. Чтобы осмотреть ее, после дома №4 свернем в Архангельский переулок . Храм, который открывается нашим глазам, церковь Архангела Гавриила , памятник архитектуры начала XVIII века.

Эта церковь является единственной в Москве, выполненной в виде башни. В XVIII веке она носила неофициальное название «Меншикова башня» (так как была построена по приказу князя Меншикова).Сохранилась даже табличка на фасаде здания, на которой название Храма так и указано: «Церковь Архангела Гавриила. Меншикова башня».

Сейчас башня имеет четыре этажа. Изначально же она была пятиэтажной, а над пятым этажом возвышался шпиль с часами и фигурой Архангела Гавриила. На тот момент Меньшикова башня являлась самой высокой церковью в Москве, она была на 3 метра выше Колокольни Иоанна Лествичника (Иван Великий) в Московском Кремле .

Но в 1723 году в шпиль башни ударила молния, деревянный пятый этаж сгорел, шпиль обрушился. В народе сразу же поползли слухи о том, что это небесная кара князю, за то, что он якобы поставил себя выше царя.

Но Светлейшему было уже не до этого. На тот момент он уже являлся губернатором Санкт-Петербурга и все его московские проекты его мало заботили. Восстанавливать полусгоревшую церковь взялся живший по соседству Г.З. Измайлов, член масонской ложи. Некоторое время церковь использовалась для встреч масонов, на фасадах даже появились новые барельефы с масонскими символами (стерты по велению митрополита Филарета в 1860 году).

Рядом с башней в начале XIX века была построена . Такое близкое соседство двух самостоятельных храмов объяснялось тем, что высокую Меншиковскую башню в зимнее время было очень сложно протопить, и на молебнах приходилось очень тяжело как прихожанам, так и священнослужителям. А Церковь Федора Стратилата сделали очень теплой, таким образом, она стала выполнять роль зимнего прихода, а Церковь Архангела Гавриила - летнего.

Надо сказать, что и с архитектурной точки зрения сочетание этих двух церковных строений смотрится достаточно гармонично. Не каждый прохожий догадается, что это два разных храма.

Примечательный факт: в архитектуре православных храмов, как правило, колокольня является самой высокой постройкой. В этом же случае получилось наоборот: роль звонницы выполняет Церковь Федора Стратилата. На Меншиковой башне колоколов нет (они были до описанного выше пожара, но при реконструкции колокольню было решено не восстанавливать).

Возвращаемся на бульвар.Следующее, заслуживающее внимания здание, дом №10 - Усадьба Кашкина-Дурасовой , памятник архитектуры XIX века.

По пешеходному переходу перейдем на другую сторону, чтобы оказаться на пешеходной части бульвара. Переходя через трамвайные пути, следует напомнить, что в районе Чистых прудов курсирует довольно примечательный трамвай - трактир на колесах "Аннушка". Заплатив 100 рублей, можно совершить оригинальную трамвайную экскурсию, а заодно и перекусить или выпить. А по пятницам и субботам "Аннушка" отправляется в двухчасовую экскурсию по всей Москве. Начало маршрута - у станции "Чистые пруды".

Само название "Аннушка" пошло от того, что еще совсем недавно в речи москвичей часто можно было услышать "Кольцо А" (Бульварное кольцо) и "Кольцо Б" (Садовое кольцо). По Бульварному кольцу и по сей день курсирует трамвай, обозначенный не номером, а литерой "А". Отсюда и пошло название трамвая-трактира "Аннушка".

На бульваре в летнее время часто проходят различные выставки картин и фоторабот.

Пройдя еще немного, мы видим следующий памятник. Почтенный старец, восседающий в позе мыслителя, это Абай Кунанбаев - выдающийся казахский поэт, основатель казахской письменности. Площадка вокруг памятника выложена белым камнем и обнесена гранитным полукругом, надпись на котором гласит «Вечен творец бессмертного слова».

Здесь стоит сказать пару слов о происхождении пруда и его названия. Там где сейчас проходит Чистопрудный бульвар, с давних пор располагались различные скотобойни и торговые ряды, торгующие мясом (неслучайно и название одной из прилегающих к бульвару улиц - Мясницкая). А в болото, которое находилось на месте нынешнего пруда, сбрасывались все отходы от скотобоен и мясных лавок. Оттого и болото носило название «Поганый пруд».

В начале XVIII века значительный участок в этом районе выкупил князь Меншиков (потому и Меншикова башня была построена именно здесь). Он распорядился перенести скотобойни в другое место, а пруд очистить и облагородить. В противовес старому названию он получил название «Чистый пруд». Название района «Чистые пруды» было обиходным, так как пруд здесь всегда был только один. Но оно настолько прижилось, что до наших дней дошло именно в таком виде - во множественном числе.

Сейчасокрестности Чистого пруда - излюбленное место москвичей для встреч, свиданий и прогулок. На пруду основан один из немногих в городе ресторан на воде «Шатер» , организован прокат катамаранов, а иногда можно прокатиться даже на гондоле.

Напротив пруда, по нечетной стороне бульвара (дом №19), расположено здание театра «Современник» .

Сейчас на первом этаже дома работает Библиотека имени Ф.М. Достоевского.

Дойдя до конца пруда, перейдем на четную сторону бульвара. Дом №14, Доходный дом Церкви Троицы на Грязях , постройки начала XX века, памятник позднего, «национального», модерна. Интересен не только с архитектурной, но и с художественной точки зрения. Фасад первых четырех этажей (три верхних этажа были надстроены значительно позже) украшены фресками с изображениями сказочных зверей работы художника С.И. Вашкова.

Здание в торце бульвара - бывшая гостиница «У Покровских ворот»

На сегодняшний день здание, к сожалению, находится в весьма обветшавшем состоянии.

Обогнув здание бывшей гостиницы, мы оказываемся на площади Покровские ворота . У многих это название ассоциируется с одноименным советским кинофильмом. Дом, в одной из коммуналок которого живут герои фильма, находился где-то здесь. По сюжету в конце фильма этот дом сносится, поэтому какой именно дом имел в виду режиссер Михаил Козаков, неизвестно.

Прежде чем двигаться в сторону Покровского бульвара, свернем налево, на улицу Покровка . Дом №22, трехэтажное здание бирюзового цвета - Усадьба Апраксиных-Трубецких , памятник архитектуры XVIII века.

Памятная доска на фасаде оповещает нас, что усадьбу неоднократно посещал А.С. Пушкин.

Над крышами домов Покровки высятся церковные купола, поэтому мы направляемся туда. В небольшом Барашевском переулке расположилась Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах .

Рядом расположилось здание, мало напоминающее православный храм.

До революции здесь находилась Церковь Воскресения Христова в Барашах . В 1930-е годы была разрушена колокольня храма, снесены купола, ликвидирован иконостас.

Сейчас здание бывшей церкви занимает одно из подразделений ГУВД Москвы. РПЦ неоднократно пыталась вернуть Храм прихожанам, полицейское начальство тоже не против освободить здание, но для этого необходимо подыскать подходящее помещение для переезда. К сожалению, сделать это пока не удается.

В небольшом сквере, вымощенном каменными плитами, установлен памятник Н.Г. Чернышевскому , писателю и революционному философу, автору знаменитого романа «Что делать?»

Минуя площадь Покровские ворота, повернем налево и свернем в Хохловский переулок. Здесь мы увидим Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах , памятник архитектуры XVII века.

Возвращаемся на Покровский бульвар.На нечетной стороне расположилась крупнейшая постройка бульвара (протяженностью более 100 метров) - Покровские казармы (дом №3).

Казармы были построены в начале XIX века по указу Императора Павла I . Перед казармами, на том месте, где сейчас проходит бульвар, располагался плац. Примечательно, что здание использовалось под казармы вплоть до 1960 года, после революции переименованные в Дзержинские.

Перейдем на четную сторону. Напротив Покровских казарм располагается дом №10 с прилегающим к нему Милютинским садом . В здании находится Детский центр эстетического воспитания, а сад является излюбленным местом отдыха жителей близлежащих окрестностей. Парк оснащен несколькими детскими площадками, спортивной площадкой для игры в баскетбол или футбол, вдоль дорожек сада располагаются скамейки для отдыха и неспешных бесед.

Сад очень ухоженный и уютный. Например, редко в центре Москвы встретишь плодоносящую яблоню.

Погуляв по саду, возвращаемся на бульвар и переходим на нечетную сторону.

Следующее за Милютинским садом здание (дом №12С1), Дом Крестниковой постройки XIX века (перестроен в начале ХХ века), сейчас занимает Прокуратура Центрального Административного Округа.

это здания бывшей усадьбы Крестовниковых постройки XIX века.

Перейдем на другую сторону бульвара и свернем в Малый Трехсвятительский переулок. Здесь находится Церковь Трех Святителей на Кулишах (по ней и получил свое название переулок).

Здесь стоит сказать пару слов о районе Большого и Малого Трехсвятительских переулков, Хитровского переулка и других прилегающих к ним окрестностях. В конце XIX - начале XX века "Хитровка" (так тогда назывался этот район) представляла собой далеко не самый приветливый уголок Москвы. "Хитровка" являлась центром криминального мира столицы. Здесь обитали преступники всех "мастей", от так называемых "деловых" до мелких жуликов, здесь скрывались от полиции беглые каторжники, хватало на "Хитровке" и обычных нищих и бездомных.

Добропорядочные граждане старались обходить "Хитровку" стороной даже днем, а уж оказаться здесь в ночное время, означало гарантированно остаться без кошелька, а то и вовсе лишиться жизни. По описаниям современников, даже полиция старалась появляться на "Хитровке" как можно реже, очень уж рискованными были рейды по этому району.

Наиболее полное описание быта "Хитровки" можно прочесть в книге В.А. Гиляровского "Москва и москвичи". В отличие от большинства жителей города, Гиляровский бывать на "Хитровке" не боялся, его здесь знали и принимали за "своего".

Позднее, маршрутами Гиляровского рискнули пройтись и драматурги К.К. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко с художником В.А. Симовым, когда готовились к постановке спектакля по пьесе Максима Горького "На дне" (сам Горький черпал "натуру" в трущобах Нижнего Новгорода). Постановка имела большой успех, во многом благодаря тому, что ее авторы видели "дно" своими глазами.

"Хитровка" нередко упоминается и в детективах Бориса Акунина.

Сейчас о той опасной и неприятной "Хитровке" напоминает лишь название Хитровского переулка.

Вернемся на бульвар. Дом №11 - Дом Дурасовых , памятник архитектуры XVIII века, считается одним из лучших произведений зрелого классицизма в Москве конца XVIII столетия. Сейчас оно окутано строительной сеткой, ведется капитальная реконструкция.

Перейдем на четную сторону. Дом №16, еще один памятник архитектуры XIX века.

Здание, которым заканчивается бульвар (дом №18/15) - Дом Телешева (или Дом Карзинкиных) известен не только как памятник архитектуры XVIII века, но и как памятник истории.

Изначально дом принадлежал одной из ветвей графов Толстых, затем был куплен купцом Андреем Карзинкиным. В конце XIX века здесь проживала художница Елена Карзинкина со своим супругом писателем Николаем Телешевым. В 1899-1916 гг. здесь собиралась творческая московская интеллигенция, в результате чего возникло литературное объединение, названное «Средами» Телешова.В «Средах» неоднократно принимали участие Максим Горький, Иван Бунин, Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов и многие другие известные деятели искусства.

Покровский бульвар заканчивается, переходя в Яузский.

Четная сторона Яузского бульвара начинается монументальным зданием в стиле постконструктивизма, характерного для 30-х годов XX века.

Вход в здание украшают две гипсовые фигуры - шахтера и колхозницы .

Мужчина держит в одной руке отбойный молоток, а в другой - книгу,

а женщина изображена с винтовкой и снопом пшеницы.

По всей видимости, это должно символизировать всесторонность советского народа, который умеет все: и работать, и получать образование, и, при необходимости, защищать свою страну с оружием в руках.

Отметим, что с перекрестка, которым начинается Яузский бульвар, открывается довольно живописный вид: вдали мы видим купола Московского Кремля , а за ними высотки .

Движемся по бульвару.

Главной его достопримечательностью с недавних пор является памятник Расулу Гамзатову , выдающему ся советскому поэту. Памятник установлен совсем недавно, летом 2013-го года.

Памятник представляет собой ростовую фигуру поэта, сидящего на стуле, а довершает композицию гранитная стела, на которой изображена стая журавлей и бессмертные строки, принадлежащие перу Гамзатова:

"Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей."

являются памятниками архитектуры XIX века.

Дом №13 - Доходный дом Болдыревых, памятник архитектуры в стиле модерн начала ХХ века.

Часть помещений этого здания занимает Центральный Пограничный Музей .

Перейдя на другую сторону бульвара, повернем в Петропавловский переулок. В его начале возвышается Церковь Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот , памятник архитектуры начала XVIII века (1700-1702 гг).

Эту церковь стоит не только осмотреть со стороны, но и посетить ее внутренний дворик. Такое уютное обустройство церковного двора редко встретишь в Москве. На площадке, вымощенной гранитной плиткой, установлена ротонда с небольшим фонтаном в виде православного креста, по обе стороны от нее - гипсовые фигуры молящихся женщин.

Слева от ротонды мы видим деревянный крест в память всех погребённых на погосте Петропавловского храма.

улице Солянка .

Выйдя из сквера и перейдя дорогу, поворачиваем налево. С виду неприметное здание дома №14, тем не менее, является памятником архитектуры XVIII века, здесь располагался Институт акушерства, о чем гласит памятная доска на фасаде здания.

Следующее за ним строение куда более монументально. Это классический пример стиля русский ампир XIX века.

До 1917 года здесь располагался московский Опекунский совет . Сейчас его занимает Академия медицинских наук.

Памятная доска на фасаде повествует нам о том, что здесь трудился выдающийся ученый хирург Н.Н. Бурденко.

Пройдя еще немного, мы увидим два гранитных пилона с венчающими их скульптурными композициями. Это Ворота воспитательного дома . Скульптуры на пилонах носят названия "Воспитание" и "Милосердие".

Императорский воспитательный дом занимал целый квартал между Солянкой и Москворецкой набережной. Само здание хорошо просматривается с набережной или с Большого Устьинского моста, а вот ворота, которые сами по себе являются памятником архитектуры, выходят на Солянку.

На противоположной стороне улицы мы видим Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках . Сейчас она «закована» в строительные леса, но по тем элементам, которые уже отреставрированы, очевидно, что по окончании работ выглядеть она будет очень красиво.

У входа в церковь расположился монумент, напоминающий нам об одной из трагических страниц нашей новейшей истории. Это Памятник в память о жертвах трагедии в Беслане . Фигуры беззащитных детей, разбросанные детские игрушки... каждый проходящий мимо должен понимать, это никогда не должно повториться.

Также стоит обратить внимание на комплекс домов (№1стр.1 и №1стр.2). Монументальные серые здания в конце Солянки, занимают целый квартал. В начале ХХ века они принадлежали Московскому купеческому обществу и использовались как доходные дома (то есть квартиры в них сдавались в аренду). После революции были национализированы и с тех пор являются жилыми домами.

Расположен прямо перед нами, рядом с Церковью на Кулишках.

На этом наша прогулка завершена.

Если вы спросите меня про самый любимый дом в Москве, я скорее всего назову именно этот адрес: Чистопрудный бульвар, 14. В Москве немало красивых домов, но именно он... озадачивает, заставляет вглядываться пристально, думать, пытаться разгадать загадки.
Московский модерн очень творчески и одновременно бережно переиначивает мотивы древнерусского искусства, обращаясь к традициям допетровской Руси. Но этот дома обращает нас к традициям Владимирского княжества, которым на несколько столетий больше, от которых мало что осталось, которые сами - загадка.
Итак, Чистопрудный бульвар, довольно высокий, непримечательных форм дом - и через весь фасад, по высоте двух этажей - удивительный орнамент из сказочных животных, растений, узоров.
Впрочем, и сам дом раньше был совсем другим...

Дом на Чистопрудном был построен в 1908-1909 годах как доходный дом находившейся рядом (на Покровке)церкви Троицы что на Грязях. Проект разработал архитектор Л. Кровецкий, строительством руководил инженер П.К. Микини. К сожалению, об их творчестве мы можем судить не столько по дому, сколько по фотографиям - смотрите, какая красота и изящество.

И эта красота не сохранилась...

В 40-е годы XX дом был надстроен на два этажа, что совершенно убило его облик. И не знаешь, огорчаться ли этому или все-таки радоваться, что сохранилось почти полностью его оформление - работа художника С.И. Вашкова (1879-1914).
Сергей Вашков считал своим учителем Васнецова, хотя формально у него не учился. Он был художественным руководителем фабрики церковной утвари, а дом на Чистопрудном - его первый опыт в архитектуре. В своей работе он "сочетая древнерусские мотивы с древнехристианскими, синтезировал свой самобытный пластический язык, в котором средневековые формы получили новое прочтение, отражающее предметно-пространственное видение человека начала XX века" (красиво говорят искусствоведы).
Дом на Чистопрудном стилизован под барельефы , хотя мне по богатству фантазии и плотности сюжетов напоминает больше . Я не искусствовед и не умею красиво писать, но мне кажется, что отталкиваясь от древнерусских мотивов, художник создавал собственный сказочный мир человека начала XX века. Он оформлял также интерьеры дома (об их сохранности мне ничего не известно) и сам жил в нем до смерти в удивительно раннем даже для тех времени возрасте 35 лет.
Давайте просто посмотрим...


Современный вид (белые фигуры на голубом фоне) дом приобрел в 2000 году. Примерно в это же время пристроили крылечно, стилизованное под общий облик дома.

И примерно в это же время здесь появились... правда не вполне животные, но действительно "невиданой красы" - магазин "Морской аквариум", постепенно превратившийся в небольшой, но очень душевный океанариум.
Я очень люблю это место со времен магазина с бесплатным входом, когда я заходила в него при первой возможности "для поправки расстроенных нервов". Сейчас цена входных билетов способна расстроить нервы еще больше, но я все же надеюсь, что в обозримом будущем разорюсь на фотографирование и расскажу о нем подробнее.
Гуляя по Чистым прудам, не забудьте поднять голову и получить пищу для размышлений о наших корнях...

Чистопрудный бульвар 14 - доходный дом церкви Троицы на Грязех, 1908-1909 - памятник позднего, национального модерна.
Дом по проекту арх. Л. Л. Кравецкого и П. К. Микини украшен сказочными зверями работы С. И. Вашкова.
Работы Вашкова крайне интересны - и прежде всего это церквоь в Клязьме (см. р. архитектура части 11, 12 и 14 и 18)

Изюминка дома - это, конечно, фигурный узор, ковром покрывающий третий и четвертый этажи. Рисунки в виде зверей, птиц и растений выполнены из терракоты (обожженной глины) по эскизам художника Сергея Вашкова, привлеченного к этой работе артелью «Мурава».

2.

3.

4.

Человеку, далекому от архитектуры, барельефы сказочных созданий, скорее всего, не скажут ни о чем, но искушенный взгляд сразу заметит сходство с убранством Дмитриевского собора во Владимире (XII век). Стены собора снаружи украшены более чем 600 рельефами с изображениями птиц и зверей, мифических и реальных, а также скульптурными ликами святых и серафимов.
Ученик Васнецова, С.И. Вашков по-своему интерпретировал древние изображения (увеличил их, что было характерно для стиля модерн) и переселил их в Москву на Чистые пруды.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Даже ничего не зная об истории создания этих рисунков, можно просто любоваться ими, а то и убивать время, пытаясь сосчитать, сколько на фасаде львов, сколько грифонов, сов, оленей и невиданных зверей, которых трудно распознать...
По счастью, работы Вашкова с течением времени сохранились практически в полном объеме (кстати, сам художник поселился в этом доме), а вот архитектурный проект (авторы - Л. Кравецкий и П. Микини) претерпел изменения.
Многие - почти все - доходные дома надстраивались сверху, то же самое произошло и с этим домом в 1944-45 годах. Изначально 4-этажный, дом лишился верхних боковых шатровых квадратных башен и вырос еще на два, а с углов - на три этажа (эта надстройка выглядит чужой стилю модерн, который стремился уйти от прямых углов - по нижней части здания еще можно видеть, что углы «сглажены» и декорированы).

Информация частично взята с


DSCN0959.JPG

Раньше в районе Чистопрудного бульвара находилась скотобойня – «Животинный двор», отходы с которого сбрасывали в пруд (здесь он только один), названный Поганым. В Петровские времена князь Александр Данилович Меншиков купил землю в этом районе. Угловое здание у Мясницких ворот с 1699 года стало принадлежать ему. Князь построил в глубине двора церковь, которую прозвали Меншиковой башней, очистил пруды и запретил их загрязнять. С тех пор они именуются Чистыми. Мясная торговля на этом месте была свернута. Когда А. Меншиков был отправлен в ссылку, его дом перешел к князю Куракину, затем к армянину Лазареву. В 1783 году в этом здании открылся Московский почтамт. Пожар 1812 года не пощадил и район Чистопрудного бульвара. При его восстановлении были снесены остатки стены Белого дома, пруд очищен. Были построены два гостиничных здания. Одно из них, у Мясницких ворот, простояло до строительства станции метро Кировская, которая в 1990 году была переименована в станцию Чистые пруды. А гостиница у Покровских ворот сохранилась до наших дней.
Исторически у стен Белого города; с XVIII века - на Чистопрудном бульваре. Это название также носит и парковая зона на бульваре.
Известен с XVII века как Поганые болота (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и боен). Из пруда вытекала река Рачка, протекавшая на юг и впадавшая в реку Москву у будущего Воспитательного дома. В начале XVIII века вошёл в состав московского имения А. Д. Меншикова, был вычищен и с того времени получил название Чистый пруд или Чистые пруды.
В 1990 году название «Чистые пруды» получила станция московского метрополитена (с открытия, 1935, именовавшаяся «Кировская»).
Начиная с 1990-х Чистые пруды стали знаменитым на всю Российскую Федерацию культовым «тусовочным» местом столицы, где собирается богема и неформальные группы, любители альтернативной музыки, в том числе рокеры, металлисты, панки, готы, иногда скинхеды. Обычно отдыхающие люди встречаются у памятника Александру Сергеевичу Грибоедову, пьют пиво и другие алкогольные напитки «на травке», лавочках и у фонтана в западной части Чистопрудного бульвара и называют это место «ЧП», «Чистаки» или просто «Чистые». По городской легенде, подкреплённой многочисленными фактами, правоохранительные органы закрывают глаза на массовое распитие алкогольных напитков в данном общественном месте, в том числе несовершеннолетними. Также являются постоянным местом всевозможных политических митингов и празднований футбольных побед. Часто становятся местом проведения всевозможных флешмоб-акций. В зимний период пруд используется как стихийный ледовый каток.

Усадьба Е. П. Кашкина - А. А. Дурасовой
Дом с мезонином
Москва, Чистопрудный бульвар, 10с2


DSCN0913.JPG


DSCN0914.JPG


DSCN0906.JPG

Доходный дом (1875, арх. А. Е. Вебер)
Некогда являлось флигелем и входило в комплекс зданий усадьбы Кашкина-Дурасовой.
Здание периодически перестраивали. Случалось это и 1817, и в 1859 годах.
Последней перестройке флигель подвергся в период 1875-1876 годов. Руководил работами архитектор Вебер. Тогда-то дом и стал отдельно стоящим зданием.
Именно при нем строение украсили лепниной в виде миниатюрных розеток, а также венками. В центре последних разместили скульптуры летящих голубей, переплетенных ленточками.
Особую прелесть зданию придают рельефные плиты с сидящими малышами и колонны с коринфскими капителями.

Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства
Москва, Чистопрудный бульвар, 4


DSCN0356.JPG


DSCN0360.JPG

Год постройки 1898,
Архитектор, скульптор, реставратор: А.П. Попов
Двухэтажное здание с остроугольными шпилями на крыше построено в конце XIX века на средства почтово-телеграфного ведомства России.
Здесь располагался "Дом призрения" (как сейчас принято говорить, "Дом престарелых"), в котором доживали свой век люди, большую часть жизни проработавшие по почтовому ведомству, не имеющие близких родственников.
Здание и сейчас отностися к Главпочтампу России.
После революции дом приспособили под учреждения и квартиры. В 1922 г. здесь разместилось «Трудовое объединение химчистки» - артель «Гамма». В одной из квартир в 1929 г. жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.
Строение заложили в мае 1895 года и в 1898 году здесь приняли первых посетителей. Автором проекта был назначен архитектор А.П. Попов.
Фасад здания, обращенный к Чистопрудному бульвару, оформили в псевдорусском (неорусском) стиле.

Москва, Чистопрудный бульвар,1
Дом купца Гусятникова, именем которого назван соседний Гусятников переулок. Дом пережил Московский пожар (1812). Второй дом на бульваре, под тем же номером, выстроен Б. В. Фрейденбергом в 1886.


DSCN0364.JPG

Трехэтажный дом на углу бульвара был построен в 1806 году. Фасад дома со стороны Мясницкой улицы украшал шестиколонный портик, который при реконструкции дома в 1876 году был удален, а в здании были открыты магазины.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества
Москва,Мясницкая улица, 21с1


DSCN0366.JPG

Дом Юшкова. Здесь начиная с дореволюционного периода до 1946 года проживал русский живописец П. И. Келин, ученик В. А. Серова, учитель В. Маяковского и Б. Иогансона. В доме располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Российская Академия живописи, ваяния и зодчества). Построен на рубеже 1780-х - 1790-х гг. архитектором (предположительно) В. И. Баженовым. Во дворе находятся: Дом Московского художественного общества (1913, архитектор Н. С. Курдюков) и выставочный зал (1910-е, архитектор Н. С. Курдюков совместно с В. Г. Шуховым).
Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
Основана в 1987 Народным Художником СССР Ильей Сергеевичем Глазуновым. С этого года по настоящее время он является ректором Академии. Активную педагогическую деятельность Илья Глазунов начал в МГХИ им. Сурикова, в котором возглавлял мастерскую портрета. С 10 июня 2009 носит имя И. С. Глазунова.
Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, - историческом памятнике XVIII века.
Построенный в 1780-1790 годах для генерал-порудчика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.
Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.
Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.
Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.
В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.
Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.
Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.
Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин - величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870- 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.
В это время в помещении Училища проходили выставки знаменитых художников, концерты и благотворительные вечера. Старинный дом на Мясницкой улице всегда притягивал массу людей. В конце XIX века к зданию дома Юшкова но Боброву переулку было пристроено четырехэтажное учебное здание, а в начале XX века во дворе поднялись два восьмиэтажных жилых дома для профессорско-преподавательского состава и студентов.
В это же время по чертежам архитектора И.О. Курдюкова во дворе был построен выставочный зал.
Застекленную крышу зала проектировал известный русский конструктор В.Г. Шухов - автор первой радиотрансляционной и телевизионной башни в Москве. После революционных событий 1917 года Училище живописи, ваяния и зодчества перестало существовать, а в помещениях на Мясницкой улице, дом 21 были открыты Первые государственные художественные мастерские (вторые были открыты на базе Строгановского училища). В качестве руководителе мастерских пришли такие художники, как Лентулов, Кончаловский, Машков, Родченко и другие, входившие в объединение ХУДОЖНИКОВ «Бубновый валет», а также Малевич и Кандинский, которые являлись основоположниками абстрактного искусства.

Москва,Фролов переулок,1
Доходный дом питерского Страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (1899-1902, арх. Н.М. Проскурнин, А.И. фон Гоген) - один из крупнейших дореволюционных жилых комплексов и одно из красивейших зданий в городе.


DSCN0380.JPG

В этом легендарном доме (вернее, комплексе зданий) в одной из его квартир (N85) до революции помещалось правление Московской футбольной лиги; после 1917 - Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление Красной Армии, Наркомпрос[вещения]. В здании бывали И.Е. Репин, М.Горький, В.И. Ленин; работали М.А. Булгаков, Н.К. Крупская; жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, И.Е. Тамм. В конце 1940х в доме открылся первый московский пункт проката. Известный архитектор-конструктивист Ш.Э. Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве.

Дом Валерьяновой
Москва,Бобров переулок, д. 6, строение 3


DSCN1432.JPG

М. Тургеневская, Чистые пруды
Московский международный центр перевода
(территория Тургеневской библиотеки)
Дом с квартирами для сдачи в аренду построен в 1900 г. по проекту архитектора П.Л. Сюзева. Заказчиком была А.А. Валерьянова.
Дом отреставрирован в 2000-х гг.
Анна Александровна Валерьяновой – жена статского советника Валерьянова Константина Николаевича, межевого инженера, члена Общества вспомоществования студентам межевого института.

Москва, Фролов переулок, 2
Московский театр «Et cetera» под руководством Александра Калягина; ресторан «A’propos».


DSCN1433.JPG

Появился он на месте старого московского квартала в 2005 г., и сразу вокруг него разгорелись страсти.На вывеске, расположенной справа от входа, перечислены архитекторы А.В. Кузьмин, А.В. Боков, А.А. Великанов, М.В. Бэлица. Однако, Великанов, начавший разработку проекта, доведя строительство здания до "бетона", потребовал исключить себя из списка авторов, не желая иметь ничего общего с домом Фролов, 2. Остальные обсуждали не достоинства здания и удачные решения, а объясняли, почему так получилось.
дом 2 не только не нашел общего языка с близлежащими зданиями, он не обрел гармонии с самим собой. Правая часть выступа шайбы напоминает Казанский вокзал, левая – усеяна многочисленными окнами различных стилей. Русь с готикой, дворцовый портал и колонна с пьедесталом. Портал зачем-то продублирован, а пустующий пьедестал наводит на мысли о Церетелли. Статуя его работы достойно завершила бы Дом 2.
многочисленные окна различных стилей – символ множественных реальностей. Колонна с "ухом", обращенным к небу. Двойной портал – дверь перед тобой, но если поднять голову, то увидишь еще одну. Все это можно понимать, как идеи театра Калягина.
Дом 2 Сан Саныча
Вот только, в списке архитекторов Сан Саныча нет, и если когда нибудь Дом 2 станет визитной карточкой Москвы, как Эйфелева башня стала символом Парижа, то слава достанется не ему.

Дом Герасимова
Москва,Бобров переулок, д. 6, строение 1


DSCN1435.JPG

Здание построено в 1895 году по проекту архитектора Адольфа Николаевича Кнабе На территории усадьбы дворянского рода Петрово-Соловово. В настоящее время здание занимает старейшая городская общедоступная бесплатная Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева.
В основе здания по адресу Бобров переулок, 6 С1 палаты XVII.
Дом реконструировали в 2004 г.
В начале XIX в. на этом месте была усадьба купца Василия Герасимова с двухэтажным каменным домом, выходившим главным фасадом в переулок. В 1822 г. она перешла во владение купца Кирилла Бирюкова, а затем – к его родственнице Анне Александровне Валерьяновой – жене статского советника Валерьянова Константина Николаевича, межевого инженера, члена Общества вспомоществования студентам межевого института.
Дома отреставрированы в 1996-2004 гг. Строения 1 и 2 передали Библиотеке-читальне И.С. Тургенева.

Москва, Сретенский бульвар, 6/1с1


DSCN1440.JPG

Комплекс зданий бывш. страхового общества «Россия» (1899-1902, архитектор Н. М. Проскурнин, при участии В. А. Величкина, кованая ограда - архитектор О. В. Дессин). После 1917 года здание последовательно занимали РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. В доме жил архитектор В. Е. Дубовской. Ранее на месте здания находилась панорама, построенная в 1875 году архитектором В. Н. Карнеевым.

Доходный дом церкви Троицы на Грязех
Москва, Чистопрудный бульвар, дом 14с3


DSCN0096.JPG

Построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Л.Л.Кравецкого (разработка плана) и инженера-строителя П.К.Микини (Чистопрудный бульвар, дом 14). Плоскости стен второго - четвертого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами фантастических животных, птиц и деревьев, выполненными художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И.Вашкова. Образцами послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире.
Очень интересен дом №14 по Чистопрудному бульвару - доходный дом церкви Троицы на Грязех, известный в народе как «дом со зверями». Он был построен по проекту Л.Л.Кравецкого и П.К.Микини в 1908-1909 годах. Здание украшено сказочными зверями работы С.И.Вашкова в стиле барельефов Димитриевского собора города Владимира. При этом Сергей Вашков занимался не только внешним оформление дома, но и внутренним. Сам он поселился в этом же доме, где и скончался в ноябре 1914 года.
Первоначально дом был четырехэтажным с двумя шатровыми башнями по краям, а в послевоенные годы - надстроен до нынешних 7 этажей архитектором Б.Л.Топазом. Это была повсеместная послевоенная практика. Звери, большей частью, сохранились.
Сейчас весь нижний этаж доходного дома церкви Троицы на Грязех занимает магазин «Морской аквариум на Чистых прудах» и музей Океанариум. Изюминкой «Морского аквариума» можно считать круговой 25-метровый панорамный аквариум «Батискаф», в котором плавают 10 акул и регулярно проходит шоу кормления акул и мурен.
А сама церковь Троицы на Грязех расположена неподалеку, у Покровских ворот.Плоскости стен второго - четвертого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами фантастических животных, птиц и деревьев. Барельефы были выполненны художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И.Вашкова. Он занимался не только внешним оформление дома, но и оформлением его внутренних интерьеров. Потом он сам поселился в этом же доме и жил в нем до своего конца.
Первоначально дом был четырехэтажным, с двумя шатровыми башнями. Но в 1945 г. его надстроили тремя этажами по проекту архитектора Б.Л. Топаза. При этом уничтожили балконы второго этажа и башни. Правда, дом стал более гармоничным: верхняя часть дома уравновесила насыщенные декором нижние этажи.