Какой храм посвящен поединку афины и посейдон. Из жизни кариатид

Мы поднялись на Акрополь ранним утром в числе первых посетителей. Это было правильно: не представляю, как в августовскую жару можно бродить по скале днем в плотном окружении туристов. Утром было дивно – лишь ты и камни. Где-то вдали горы и огромный город, а здесь тишина и возможность рассмотреть каждый из мраморных квадров Эрехтейона, порыжевших от времени:

Эрехтейон был построен в период Пелопонесской войны (421-406 гг. до н.э.) на месте легендарного спора между Афиной и Посейдоном за господство над Аттикой. Сам спор был наглядно представлен неподалеку, на фронтоне Парфенона. Между этими двумя великими храмами находилась бронзовая статуя Афины-Промахос.

Эрехтейон асимметричен, поскольку его архитектор должен был считаться с несколькими святынями, которые находились на данном месте. Это олива, посаженная Афиной и следы от подарка Посейдона. Вот как пишет о них, правда уже со скептическими замечаниями, Павсаний: «Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийцев из Афродисии; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
http://library-institute.ru/books/pavsaniy-opisanie_ellady.doc
Третья святыня – могила афинского царя Кекропа. Над ней находится портик с кариатидами.

Здание имело два святилища. Их разделяла стена. У каждого был свой вход. Шестиколонный портик вел в святилище Афины Полиады. Здесь находилась древняя деревянная статуя Афины, на которую надевался пеплос, сотканный афинскими девушками. Торжественная процессия, во время которой это одеяние доставлялось на Акрополь, изображено на фризе Парфенона. Кроме того, в святилище находился золотой светильник Каллимаха, который наполнялся маслом раз в году, и горел, по свидетельству Павсания, днем и ночью.

Эрехтейон не только асимметричен. Его помещения находятся в двух уровнях. Портик святилища Афины вознесен на три метра над портиком, ведущим в святилища Посейдона.

Ионические колонны Эрехтейона легко несут тяжесть. Северный портик храма сохранился лучше восточного. Он вел к нескольким помещениям. Опять обратимся к Павсанию: «Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода бутадов».

Дверь северного портика Эрехтейона – единственная хорошо сохранившаяся дверь древнегреческого здания V века до н.э. До на дошли профилировки и изысканные рельефные детали:

За колоннами виден кессонированный потолок:

Западная стена Эрехтейона была сильно переделана в римскую эпоху. Тогда вместо деревянных решеток, располагавшихся между колоннами, появились каменные стены с окнами в верхней части.
Пышная олива, которая сейчас так украшает эту часть храма, посажена на месте легендарного дерева в XIX веке.

Ее нет на акварели Джеймса Стюарта, которая датируется серединой XVIII века.
Эрехтейон перестраивали не только римляне. Его переделывали византийцы и крестоносцы. В турецкое время в нем размещался гарем.


http://www.vam.ac.uk/images/image/51009-popup.html

В начале XIX века Эрехтейон едва не разобрали целиком. Хант, капеллан Элджина предлагал перевезти остатки храма в Англию. Но Элджин и Лузиери ограничились лишь колонной, частью фриза и кариатидой. Эдвард Додуэлл запечатлел знаменитый портик в 1830-м году, когда на месте кариатиды, отправленной в Англию, поставили столб:


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Dodwell1821039.jpg?uselang=uk

Разграбление Акрополя уже в XIX веке осуждалось как варварство. Но в середине XX века стало ясно, что атмосфера современного города страшнее грабителей. Перенесенные в музейные залы детали Эрехтейона сохранились несравненно лучше тех, что остались на Акрополе.

Колонна, которая сейчас стоит в Британском музее, была изъята из восточного портика храма.

Древняя Греция оставила потомкам много старинных зданий и сооружений, причисленных к чудесам света. Одним из тех, которые не внесены список чудес древнего мира является , возведенный на территории Афинского акрополя.

Храм Эрехтейон в Афинах: история создания

Построен древний храм был в 421-406 годах до нашей эры на территории акрополя. Имени архитектора история не сохранила.
Зато смекалка сохранила имя создателя .

Обычно афиняне посвящали новый храм определенному богу. Не стал исключением и . Его посвятили сразу трём личностям, высоко чтимым в Афинах: богине Афине-Палладе, покровительнице города, властителю морей Посейдону и царю Афин Эрехтею. Именно в честь того, что в его стенах обрел покой последний, святилище и получило своё название. Причем Афине была посвящена восточная часть храма, а остальным – западная.

По легенде был возведен на месте спорам между Посейдоном и Афиной Палладой за право обладать городом и быть его божеством. Кроме того здесь хранились многие святыни города:

  • идол Афины из дерева;
  • статуя Гермеса;
  • золотой светильник, который непрерывно горел, хотя масло туда подливалось только 1 раз в году.

В самом храме бил источник соленой воды, созданный Посейдоном, а рядом росло оливковое дерево – символ города, который подарила ему сама Афина Паллада. Благодаря этому храм Эрехтейон занимает 2 место в числе самых важных религиозных сооружений Эллады (после Парфенона).


Рядом с храмом на территории акрополя располагались и другие значимые сооружения для города: храм Ники Аптерос, театр Диониса и другие.

Эрехтейон — афинский акрополь

В отличие от того же Парфенона сюда имели доступ только жрецы. Тут они приносили свои жертвоприношения и совершали обряды. Здесь подносились дары богам, которым он посвящен, и Эрехтею.

После прихода христианства на его месте устроили христианский храм.

В 17 веке храм подвергся серьезным разрушениям, которые нанесли ему венецианцы, воевавшие с местным населением. Потом здание немного восстановили, но до полного восстановления дело не дошло. К тому же постарались мародеры, которые унесли оттуда много ценных предметов. За последние века были проведены 2 реставрации храма: в 1837-47 и 1902-09 годах.

Эрехтейон — это еще один из античных храмов — памятник древнегреческой архитектуры. Он тоже находится в составе ансамбля афинского Акрополя и расположен севернее Парфенона. Он был построен в 421 — 406 годах до нашей эры. Основной отличительной чертой Эрехтейона является применение ионического ордера в архитектуре.

Слово » Эрехтейон» обозначает » храм Эрехтея». Этот небольшой храм весьма изящной и воздушной конструкции был воздвигнут в честь верховной богини Афины, бога морей Посейдона и царя Эрехтея, который правил Афинами на тот момент.

Архитектура храма.

Во время Никиева мира на Акрополе был возведен еще одни храм. Напротив северной колоннады словно яркая звезда горит освещенная солнцем южная стена Эрехтейона. У края стены шесть мраморных дев поддерживают перекрытие. Это прославленный » Портик кариатид».

Кариатиды выполнены в виде девушек в ношей на голове. Они высокие и стройные, но абсолютно все одинаковые — их фигуры лишены свободы, присущей гениальным творениям скульптора Фидия. Именно в однообразии скульптур зритель ощущает пассивность и подчинение внешней силе.

Эрехтейон расположен как раз в том месте, где скала Акрополя резко понижается в северо — западном направлении. Благодаря особенностям рельефа, портик с северной стороны получается выше, чем с восточной. Большой северный портик выступает дальше восточного, и это уравновешивает здание и придает ему живописный и уникальный .

Во времена творчества скульптора Фидия в античной были распространены дорические колонны, отличающиеся большей тяжеловесностью и монументальностью очертаний. Но уже с конца 5 века до нашей эры в Афинах предпочитали ионический ордер при постройке колонн.

Культовое значение храма.

Северный портик ведет в святилище богини Афины — туда, где хранилась деревянная статуя, якобы упавшая с неба. Из святилища Афины дверь вела в маленький дворик, где росло одно — единственное на всем Акрополе оливковое дерево. Именно на этом месте Афина якобы совершила свое чудо, а дерево — это и есть та самая священная олива.

Восточный портик вел в святилище бога морей — Посейдона, где можно было увидеть три борозды, которые якобы были следом от трезубца Повелителя воды. Эрехтейон был построен на месте, где согласно древнегреческой мифологии произошел спор между богиней Афиной и Посейдоном.

Именно в этом храме хранились самые ценные культовые реликвии всего города — полиса Афин:

  • деревянная статуя богини Афины, упавшая с неба;
  • статуя бога Гермеса;
  • золотой светильник, сделанный Каллимахом, который обладал поистине мистической способностью гореть все время, хотя масло в него добавляли только один раз в год.

История Эрехтейона.

Интересна и по — своему драматична история строительства Эрехтейона. Начало его постройки было положено в 421 году до нашей эры, и храм был закончен в 406 году до нашей эры, как раз накануне крушения города — полиса Афин.

Пелопонесская война завершилась в 404 году до нашей эры поражением Афин, разрушением городских стен и гавани. Однако греки считали святыней важного значения для всей Древней Эллады, поэтому святилище и все его храмы не пострадали.

В первой половине 5 века до нашей эры Афины оставались центром науки и искусств Древней Греции. Эллинистические цари, последовавшие Александру, считали себя богами. Они требовали, чтобы в городах в их честь воздвигали статуи, у подножия которых в праздничные дни приносили бы жертвоприношения.

Во 2 веке до нашей эры Древнюю Грецию покорили римляне. Завоеватели осознавали, насколько греческая культура выше их собственной. Спустя столетие римская власть стала подчеркнуто бережно относиться к прославленным святилищам. Римляне относились к демократическому прошлому Эллады как к своей собственной предистории.

К конце 4 века нашей эры Греция была опустошена воинственными племенами вестготтов, которые нанесли большой урон культурному наследию античности. Так, они уничтожили бронзовую статую Афины — Воительницы, просто переплавив ее, как кусок металла. Однако к постройкам афинского Акрополя варвары в целом относились с равнодушным уважением.

С приходом правления Византии Эрехтейон превратился в христианский храм, и именно это позволило этому уникальному шедевру архитектуры сохраниться практически до конца 17 века. Однако в 1687 году храм серьезно пострадал по время осады Афин венецианскими войсками.

Впоследствии разрушенные фрагменты были поставлены на место, но с тех пор Эрехтейон представляет собой всего лишь развалины, потому что о полноценном восстановлении здания речь не шла. Из всего сооружения лучше всего сохранился портик на Северной стороне храма. Именно по его роскошной отделке можно судить о былом великолепии и величественности Эрехтейона.

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 421 год до н. э.
Окончание строительства: 406 год до н. э.
Архитектор: Мнесикл и Фидий
Координаты: 37°58"19.6"N 23°43"35.5"E

Содержание:

Краткое описание

Если рассматривать наиболее значимые для древних греков храмы, то, безусловно, главным из них является легендарный Парфенон .

Вторым по своему значению является Храм Эрехтейона или, как его называют проще многочисленные гиды, проводящие экскурсии по Афинам, - Эрехтейон . Как и большинство древних памятников архитектуры, находящихся в столице Греции , храм Эрехтейона сильно пострадал от многочисленных войн и разграблений.

Вид на храм с юго-запада

Неумолимый ход времени также сказался на величественном здании, от которого до наших дней сохранились лишь развалины. Как известно из истории, в Парфеноне все жители Афин возносили свои молитвы богам, а вот Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады.

Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.

Вид на западный фасад храма

«Откуда же появилось название храма? В честь какого события построено, второе по своей значимости, святилище Акрополя? Какие обряды, скрытые от глаз афинян, проводили в его стенах жрецы, и какие святыни хранились в Эрехтейоне?», - вот большинство из тех вопросов, которые задают гидам и историкам. Увы, о внутреннем убранстве великого храма можно говорить только опираясь на описания древних путешественников. Как известно, в древние времена Афины были предметом раздора между многочисленными захватчиками, а когда город практически опустел, он стал настоящей «находкой» для охотников за ценностями и мародеров. Поэтому развалины Эрехтейона и его интереснейшая история, которая, как и все в Греции , окутана многочисленными мифами и легендами – все, что осталось для современного поколения.

Происхождение названия и мифы, связанные с храмом Эрехтейона

Многие наверняка знают, что столица современной Греции, согласно древнему мифу, получила свое название от имени древней языческой богини. Она вела спор с Посейдоном за право покровительствовать древнему греческому городу. В месте, где Посейдон с огромной силой ударил своим трезубцем в землю, а Афина Паллада показала горожанам прекрасное оливковое дерево, и был построен Храм Эрехтейона .

Вид на храм от Парфенона

Однако этот миф нисколько не объясняет происхождения названия древнего святилища. А если точнее, то не объясняет название храма, которое дошло до наших дней. Дело все в том, что после своего возведения, храм был посвящен Афине, и древние горожане называли его «храмом, в котором хранится древняя, величественная статуя покровительницы города». Только после того, как Афины стали частью Великой Римской Империи, храм стали называть, как и сейчас – Эрехтейон.

С чем было связано изменение названия храма, современные историки объяснить не могут. Однако существует еще один миф, который хоть как-то «проливает свет» на вопрос: «Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон?». В легенде, появившейся, скорее всего, уже при римлянах, довольно запутанно рассказывается о героях Эрехтее и Эрихтонии. Правда, не совсем понятно, два это героя, или один, который просто имел не одно имя. Вот здесь историки и не могут прийти к единому мнению: одна их часть говорит о том, что храм построен в честь Эрихтония, а другая часть утверждает, что Эрехтей был сыном отважного Эрихтония и сам совершил немало подвигов, и именно в его честь назван храм.

Вид на колоннадe ионического ордера

Эти версии настолько запутанны и настолько неправдоподобны, что углубляться в них не имеет никакого смысла. Гораздо проще объяснить название Храма Эрехтейона еще одним древним мифом, который появился в Афинах задолго до «римского времени».

Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина (!) отдала младенца, закрытого в ларце (!), трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма. Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.

Вид на южный фасад храма

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина . В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Архитектура и история храма Эрехтейона

Древний храм, который открылся для афинских жрецов еще в 406 году до нашей эры, стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров. Его популярность среди туристов обусловлена тем, что каждый его фасад уникален в своем роде. Это объясняется тем, что в храме прославляли не одного языческого бога и не одного афинского царя. У западного фасада Храма Эрехтейона находится (правильнее сказать, находилась) могила царя Кекропа, который был человеком-змеей.

Со стороны западного фасада и росло то самое знаменитое оливковое дерево, которое явила Афина Паллада. Более того, оно растет и в настоящий момент, правда, божественного происхождения оно уже не имеет: его посадили реставраторы в начале 20-го века.

Даже в наше время можно увидеть, известный любому ценителю памятников истории и архитектуры, портик кариатид. Все без исключения гиды, водящие свои группы среди руин древнего храма, говорят, что именно этот портик и является самой главной достопримечательностью Эрехтейона . Шесть скульптур прекрасных девушек поддерживают перекрытие. Многие современные скульпторы говорят, что кариатиды выполнены на таком высоком уровне, что кажется, будто в любой момент сильная дева, ростом два метра и тридцать сантиметров, сойдет с цоколя.

Кессонный потолок северного портика

Увы, руки девушек были разрушены, однако историкам, все же, удалось узнать, как они выглядели в далеком прошлом! Помогла им в этом находка в… Италии . На вилле Адриана удалось найти копии сильных дев, поддерживающих перекрытие портика! Оказывается, одной рукой они поддерживали свои одежды, а во второй руке держали, так называемый, жертвенный кувшин – фиал. Кстати, не все шесть кариатид являются подлинными, одна из них «подделка», точнее – копия, выполненная реставраторами. Оригинал украл англичанин еще в 19-м веке, приехавший в Афины поживиться древними реликвиями.

Храм Эрехтейона – это очередное подтверждение гениальности древнегреческих скульпторов, которым из драгоценного мрамора удалось создать поистине фантастический ансамбль из кружев, статуй и фризов. Многое из этого ансамбля безвозвратно утрачено, но от этого Эрехтейон не теряет своей привлекательности и возле него всегда можно встретить огромное число туристов. Как и храм Гефеста, это здание считается одним из наиболее хорошо сохранившихся на территории Афин. К слову, сохранился он благодаря христианам, которые сделали Эрехтейон своей церковью, и турецкому хану, решившему превратить древнегреческий храм… в гарем, где в роскоши жили его прекрасные жены и невольницы.

Северный портик храма

Есть информация, что уже в самое ближайшее время будет проведена третья по счету реставрация Храма Эрехтейона (первая с 1837 по 1847 год; вторая с 1902 по 1909 год). Туристу, отправившемуся в Грецию для знакомства с древнейшими памятниками, не лишним будет знать, что вход к ним платный. Однако цена билета невысока, а дети и подростки могут узнать об истории Древней Греции, о взлетах и падениях Афин, совершенно бесплатно.

На Акрополе
Мы не знаем достоверно имени архитектора, построившего Эрехтейон, - храм на афинском Акрополе, который своей смелой асимметричностью и идеальной связью со сложным рельефом предвосхищает зодчество Нового времени. Мы не знаем имени скульптора, изваявшего фигуры шести кариатид, девушек-колонн, которые поддерживают перекрытия южного портика храма. Не знаем и назначение этого портика: ведь портик - это оформленный колоннадой вход в здание, а в портике кариатид парадного входа как такового нет, только небольшое отверстие сбоку и малозаметный проем в стене храма.
Однако нам точно известно время постройки храма. Строительство началось в 421 году до н. э., когда после десяти лет Пелопонесской войны Афины заключили недолговечный мир со Спартой, и закончилось в 406 году до н.э., когда губительная для Афин война близилась к концу. Эрехтейон стал последним значительным храмом Древней Греции.



Вид на портик кариатид с юго-востока

Мы знаем, почему храм, посвящённый богам Афине, Посейдону и афинскому царю Эрехтею, был возведен именно здесь - на неровной северо-западной оконечности Акрополя, почти над обрывом. На этом месте, по преданию, поспорили за обладание Аттикой Афина и Посейдон. Рядом с храмом росло оливковое дерево, дар Афины, а в самом храме бил ключ солёной воды, дар Посейдона. В Эрехтейоне хранилась величайшая реликвия афинян - деревянная статуя Афины, упавшая с неба, а в пещере под храмом обитала священная змея богини.


Вид на портик кариатид с запада. Священная олива Афины

Мотив кариатид встречался в греческой архитектуре и прежде. До наших дней сохранились предшественницы кариатид Эрехтейона, которые украшали фасады двух сокровищниц 6 века до н.э. на Священной дороге в Дельфах.


Кариатида из сокровищницы сифносцев в Дельфах. Ок. 525 г. до н.э.
Дельфы, музей

Почему девушки-колонны зовутся кариатидами? Ведь женские статуи Древней Греции называют "коры" (в переводе "девы"). Слово "кариатида" ввел в обиход Витрувий, римский архитектор и ученый 1 века н.э. Он связывает название "кариатида" с историей о женщинах из греческой области Кария. Карийцы заключили союз с врагами греков персами, были разгромлены греками, и в знак памяти о позоре Карии появились кариатиды - колонны в виде карийских женщин, несущих тяжесть архитектурных перекрытий.


Эта легенда, которую экскурсоводы с удовольствием рассказывают туристам, вызывает, несмотря на авторитет Витрувия, сомнение у историков, но название уже прочно укоренилось. Наиболее правдоподобной представляется иная версия: девушки - жрицы богини Афины. Это подтверждает находка, сделанная в Италии в 1952 году. На раскопках виллы императора Адриана в Тиволи обнаружили хорошо сохранившиеся, с уцелевшими руками, копии кариатид Эрехтейона. Выяснилось, что одной рукой девушки слегка придерживали край одежды, в другой был сосуд для жертвенных возлияний.



Вид на портик кариатид с запада

Высота кариатид - 2, 3 метра, высота цоколя, на котором они стоят, - 2,6 метра. Но по контрасту с высокой протяженной стеной храма фигуры девушек кажутся почти соразмерными человеческому росту.
Шестеро девушек стоят, слегка согнув одну ногу в колене. Три правые и три левые фигуры зеркально отражают друг друга: фигуры справа переносят вес на левую ногу, фигуры слева - на правую. Очевидно, положение не сохранившихся рук статуй тоже было зеркальным. Складки тонких одежд лежат у каждой кариатиды немного по-другому. У девушек красивые сложные прически, спускающаяся вдоль спины тяжелая волна волос укрепляет шею, которая иначе казалась бы слишком хрупкой.


Вид на портик кариатид с юго-запада

Словно драгоценность на белом атласе, выделяется портик кариатид на фоне гладкого мрамора южного фасада Эрехтейона. Стройные, величавые, сильные, и в то же время женственные, девушки держатся свободно и прямо, не склоняя головы под своей ношей, словно не ощущая ее тяжести. Кажется, что кариатиды вот-вот сделают шаг и двинуться в торжественной процессии к стоящему напротив Парфенону.


Вид на портик кариатид с юга

Процессия - ключевое слово для всего ансамбля Акрополя. Самой важной и красочной частью Панафинейских игр - празднества в античных Афинах, проводившегося в честь покровительницы города богини Афины, было торжественное шествие горожан на Акрополь. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с натянутым вместо паруса великолепным пеплосом, новым одеянием для статуи Афины, пребывающей в Эрехтейоне. (Есть версия, что кариатиды - девушки-жрицы из благородных семей, выткавшие пеплос). Проходя вдоль стен Парфенона, участники панафинейского шествия видели рельеф с изображением такой же процессии. Среди фигур на рельефе - гордые девы в ниспадающих одеждах, словно двойники кариатид Эрехтейона.


Панафинейская процессия. Водоносы. Фрагмент фриза Парфенона. 443-438 гг. до н.э.
Афины, Новый музей Акрополя

С ансамблем Акрополя кариатид роднит не только их скульптурная, но и архитектурная сущность. Откуда бы мы ни смотрели на портик кариатид, мы обязательно увидим несколько колонн западного, восточного или северного фасада храма. Перекличка колонн и колоннообразных фигур - одно из очарований Эрехтейона. В своем единообразии и компактности, тела в струящихся одеждах с вертикальными складками уподобляются античным колоннам с углублениями-каннелюрами. Не будем, впрочем, забывать, что, скорее всего, кариатиды, как и другие скульптуры и рельефы Акрополя, были ярко окрашены. Сходство девушек с колоннами, возможно, меньше проявлялось, чем сейчас.


ВИд на портик кариатид с юго-востока

Самый прекрасный вид на портик кариатид открывается, если близко подойти к крайним с запада статуям. Не видно туристов, шелестит листьями олива Афины, фигуры кариатид вырисовываются на фоне неба, под холмом расстилается белый город и на миг кажется, что это те самые античные Афины и что за две с лишним тысячи лет почти ничего не изменилось…

В музеях
Увы! Город уже не тот, новое дерево посажено на месте древней оливы Афины в 1920-е годы, и самое главное - кариатиды тоже не те. В течение веков Эрехтейон, как и весь ансамбль Акрополя, пережил много бедствий. В 5 веке н.э. византийцы превратили храм в церковь, разбили статуи на восточном фасаде, а пространство между кариатидами заложили камнем. В начале 11 века Византию потеснили рыцари-крестоносцы. Афины стали центром герцогства афинского, и перестроенный Эрехтейон вошел в состав герцогского дворца. Позднее Афины снова отошли к Византии, павшей под натиском турок, которые хозяйничали на Акрополе с 1458 года. В Эрехтейоне расположился гарем коменданта крепости. Новые завоеватели не стали уничтожать статуи, но, согласно запрету Корана на изображение людей, стесали им лица (к счастью, не очень старательно). Эрехтейон, хотя ему был нанесен большой ущерб, чудом уцелел в 1687 году, когда Афины осаждали венецианцы и в Парфенон, превращенный турками в пороховой склад, попал снаряд.


Подлинники кариатид в Новом музее Акрополя

Опасность несли кариатидам не только захватчики, но и коллекционеры. В 1802 году британский посланник в Константинополе лорд Элджин, знаток и собиратель произведений античности, получил от турецкого султана разрешение «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями» и отправил несравненной ценности собрание выломанных на Акрополе скульптур в Британию. Среди этих сокровищ была кариатида Эрехтейона (вторая с запада). Коллекционер вывез бы все шесть, но при попытке выломать следующую кариатиду (заднюю с востока), возникли трудности. Любитель античности приказал распилить статую, а когда это не удалось, просто бросил остатки разрушенной кариатиды. Увезенная лордом Элджином кариатида до сих пор находится в Британском музее вместе с другими мраморами Акрополя, несмотря на все попытки Греции вернуть сокровища.

Свои действия лорд Элджин мотивировал тем, что он спасает шедевры античности, которым в Греции грозит разрушение. И его доводы можно было отчасти обосновать: Эрехтейон снова пострадал в 1820-е годы, во время греко-турецкой освободительной войны, когда, среди прочих разрушений, упала вторая с востока кариатида.

После получения Грецией независимости в 1833 году началась реставрация архитектурного комплекса Акрополя, которая длится по сей день. Британский музей сначала прислал слепок с кариатиды, увезенной лордом Элджином, а потом более качественную копию из искусственного камня.
В 20 веке главным врагом кариатид и других скульптур Акрополя стала агрессивная окружающая среда. Во время очередной реставрации Эрехтейона в начале 1980-х годов все кариатиды были заменены копиями и перенесены в музей Акрополя, который открылся на холме в 1865 году, неоднократно расширялся, но все равно не мог вместить находки археологов и оставшиеся в Греции оригиналы скульптур.

В конце 2008 года газеты писали об удивительном событии в мире искусства: кариатиды Эрехтейона покидают Акрополь! Статуи с великими предосторожностями перенесли в открытый, наконец, у подножия холма Новый музей Акрополя, грандиозный, суперсовременный и рассчитанный на то, чтобы принять когда-нибудь обратно все вывезенные в Англию произведения.

Такова двойная жизнь кариатид. На Акрополе, открытые солнцу и ветру, стоят шесть искусных копий. В идеальной музейной атмосфере, в лучах искусственного света посетителей встречают пять подлинников. Кариатиды расположены в том же порядке, что и на холме. Вместо одной - пропуск, одна - почти разрушена. А в далёкой Англии в зале Британского музея стоит их одинокая сестра. Встретятся ли они? Возможно, газеты когда-нибудь напишут об этой сенсации: кариатида Эрехтейона возвращается домой в Грецию…

В веках
Кариатиды в мировом искусстве - тема для обширных и увлекательных исследований. Археологи нашли статуи кариатид, охраняющих гробницы эпохи эллинизма (конец 4 в. до н. э. - конец 1 в. до н.э.), на территории Греции, современной Болгарии и Ливии. Древние римляне помещали фигуры кариатид по углам саркофагов.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Сан Себастьяне, Испания. Конец 19 века.

В Средние века интерес к античности угас, и кариатиды на время сошли со сцены, но начиная с эпохи Возрождения они неизменно вдохновляют архитекторов и оформителей интерьеров. Каждый человек, кто хоть немного путешествовал, наверняка вспомнит увиденных им кариатид: возможно, это были павильоны Лувра или луврский зал кариатид, дворец Сан-Суси в Потсдаме, галерея австрийского парламента в Вене, галерея магазина Sinkel в Утрехте, Бельведер в Петергофе, где почти повторен портик Эрехтейона, дом в Денежном переулке в Москве, дача "Милос" в Феодосии …


Кариатида и атлант.

В каждом европейском городе, где есть старая застройка, вы найдете десятки домов с кариатидами. В основном это будут пышные здания второй половины 19 века, когда архитекторам дозволялось смешивать разные стили. Кариатиды украшают фонари и городские фонтаны, в исторических интерьерах мы наверняка увидим камины, канделябры, мебель с кариатидами.


Кариатида и атлант. Жилой дом в Карловых Варах, Чехия. Последняя треть 19 века.

В последние десятилетия архитекторы нечасто используют мотив кариатид, но каждая такая работа значительна и полна смысла. Три бронзовые кариатиды поддерживают карниз здания Верховного суда в Варшаве (конец 20 века). Фигуры многократно отражаются в воде и в зеркальных стенах здания, словно тени бессмертных кариатид Эрехтейона выступают из глубины веков.