1 слайд
Во 2-м в. в Риме перевели земледельцев ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Траян осудил Троян завоевал Римляне изобрели На Аренду На свободные земли В провинции Преступников Доносчиков взяточников Цемент Бетон Побелку. Дакию Парфию Сирию
2 слайд
3 слайд
ПЛАН УРОКА. 1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. 2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ. 3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ. 4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».
4 слайд
ЗАДАНИЕ НА УРОК? В Рим пытались переселиться жители изо всех римских провинций. Как вы думаете,что их влекло в «Вечный город» ?
5 слайд
1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. В Риме находилось ог-ромное количество зда-ний, призванных подчер-кнуть могущество импе-рии. На многих форумах города были установлены триумфальные арки в честь побед над врагами Триумфальная арка
6 слайд
1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.
7 слайд
1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. Символом города стало здание Колизея, предназна-ченное для организации зрелищ и проведения спе-ктаклей. Оно вмещало около 50 тыс. зрителей Колизей в Риме.
8 слайд
Пантеон-храм всех богов. Естественное Освещение. D-8,5 м. Нишы. Облегчали купол. Высота купола-43 м. Стены облицованы мрамором. Кирпичи купола скреплялись цементом из пемзы
9 слайд
Домус-жилище богатого римлянина Кабинет. Жилые комнаты. Покатая крыша- Атрия. Атрий-отапливаемая комната для гостей. Сдаваемые помещения Столовая-триклиния.
10 слайд
Инсула-городские здания. Общественные туалеты. Таверны. Комнаты для знати. Комнаты богачей. Комнаты бедноты. Мусор и помои выбрасывались на улицу
11 слайд
2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ. В холодное время дома отапливались.Римляне пер-выми придумали систему центрального отопления. Во время строительства на нижнем этаже устанавлись специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло.
12 слайд
3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ. В 3 веке в Риме существовало 1000 частных и 11 общественных бань.Одним из самых красивых зданий города считались ТЕРМЫ(бани) императора Каракаллы. Термы Каракаллы.
Слайд 2
«ВЕЧНЫЙ ГОРОД» И ЕГО ЖИТЕЛИ
Слайд 3
ПЛАН УРОКА.
1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ. 2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ. 3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ. 4. «ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ».
Слайд 4
ЗАДАНИЕ НА УРОК
В Рим пытались переселиться жители изо всех римских провинций. Как вы думаете,что их влекло в «Вечный город» ?
Слайд 5
1.РИМ-«СЕРДЦЕ» ИМПЕРИИ.
В Риме находилось ог-ромное количество зда-ний, призванных подчер-кнуть могущество импе-рии. На многих форумах города были установлены триумфальные арки в честь побед над врагами Триумфальная арка
Слайд 6
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны. На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.
Слайд 7
Символом города стало здание Колизея, предназна-ченное для организации зрелищ и проведения спе-ктаклей. Оно вмещало около 50 тыс. зрителей Колизей в Риме.
Слайд 8
Пантеон-храм всех богов.
Естественное Освещение. D-8,5 м. Нишы. Облегчали купол. Высота купола-43 м. Стены облицованы мрамором. Кирпичи купола скреплялись цементом из пемзы
Слайд 9
Домус-жилище богатого римлянина
Кабинет. Жилые комнаты. Покатая крыша- Атрия. Атрий-отапливаемая комната для гостей. Сдаваемые помещения Столовая-триклиния.
Слайд 10
Инсула-городские здания.
Общественные туалеты. Таверны. Комнаты для знати. Комнаты богачей. Комнаты бедноты. Мусор и помои выбрасывались на улицу
Слайд 11
2.ГОРОДСКИЕ ЗДАНИЯ.
В холодное время дома отапливались.Римляне пер-выми придумали систему центрального отопления. Во время строительства на нижнем этаже устанавлись специальные камины. Теплый воздух нагревал пол и трубы специально сделанные в стенах здания. Нагретый камень очень долго сохранял тепло.
Слайд 12
3.ОБЩЕСТВЕННЫЕ БАНИ.
В 3 веке в Риме существовало 1000 частных и 11 общественных бань.Одним из самых красивых зданий города считались ТЕРМЫ(бани) императора Каракаллы. Термы Каракаллы.
Слайд 13
У входа располага- лись раздевалки с камерами для хра- нения одежды.
Разделы: История и обществознание
Класс: 5
Цели урока:
- Сформировать представление об облике Древнего Рима, вошедшего в историю мировой культуры, способствовать знакомству с бытом и образом жизни различных слоев римлян.
- Закрепить умения усваивать новый материал в ходе игровой деятельности; классифицировать информацию; развивать умение решать творческие задачи – составлять рассказ по рисунку; развивать умение делать выводы по изученному материалу.
- Способствовать формированию уважительного отношения к людям другой культуры и образа жизни, готовности вести с ними диалог и достигать взаимопонимания.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2012.
- Презентация “Вечный город и его жители”. (Приложение 1).
План урока
I. Этап актуализации знаний и мотивации познавательной деятельности.
Учитель приветствует учеников и сообщает тему урока. (Слайд 1)
Учитель : тема нашего урока “Вечный город и его жители”, запишем ее.
- Какой город и почему назван “вечным”?
- Какое отношение римлян отражает это название?
Ученики догадываются, что речь пойдет о Риме. Объясняют, что римляне верили в вечное существование Рима, любили, восхищались и почитали свой город.
Учитель : сегодня мы, действительно, поговорим о самом городе Риме. Что нам важно и интересно узнать о нем? Каковы цели урока?
Ученики формулируют цели урока. Учитель их корректирует. (Слайд 2)
Учитель : нас ждет интересное путешествие в город Рим. Давайте подготовимся к нему, вспомнив некоторые важные вещи о Риме.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают. (Слайд 3)
- На каком полуострове и на берегах какой реки расположен Рим?
- Кто и когда основал Рим?
- На скольких холмах расположен город? Назовите главные холмы.
- Кого в римском государстве называли колонами?
- Кого в римском государстве называли “рабы с хижинами”?Почему их труд стал применяться вместо труда рабов?
- Кого и почему римляне считали лучшим из императоров?
Учитель : итак, мы готовы познакомиться с Римом II века нашей эры!
II. Изучение нового материала
Достопримечательности Рима (Слайд 4)
Учитель : римляне не зря гордились своим городом: большой (свыше миллиона жителей), он был наполнен достопримечательностями. Римские постройки трудно спутать со знакомой вам архитектурой других стран Древнего мира. Поэтому с помощью знаний, полученных в течение этого года, я предлагаю вам самим определить, какие сооружения находятся в Риме. Поиграем в “угадай-ку”: я покажу вам ряд построек. Если вы знаете или предполагаете, что на слайде римская постройка, поднимайте руки.
Ученики смотрят слайды, определяют римские постройки. (Слайды 5- 16)
Учитель : итак, какие достопримечательности Рима мы с вами увидели? Называем и записываем их все вместе.
Ученики : триумфальная арка, колонна Траяна, Колизей, Пантеон, статуя императора Марка Аврелия, Большой цирк, акведук. (Слайд 17)
Учитель : давайте познакомимся с этими памятниками культура поближе.
Пантеон.
Учитель : название “Пантеон” означает “храм всех богов”. (Слайд 18)
На чьи храмы он похож?
Ученики : Пантеон похож на древнегреческие храмы.
Учитель : действительно, римляне заимствовали архитектурные традиции Греции.
Что нового в облике Пантеона?
Ученики : новая деталь - крыша в форме полушария.
Учитель объясняет, ученики записывают, что крыша в форме полушария – это купол.
Диаметр купола Пантеона более 43 метров!
Изобретение какого материала позволило римлянам построить такой большой купол?
Ученики :изобретение бетона.
Учитель : вошедшего в храм поражает роскошная отделка огромного зала и невероятное освещение. Свет льется из расположенного в центре купола девятиметрового отверстия – так называемое “око Пантеона”. (Слайд 19)
Колизей. (Слайд 20)
Учитель : как называется здание такой формы?
Ученики : амфитеатр.
Учитель : для чего он построен? Чем впечатляет?
Впечатляют его огромные размеры, вмещает около 50 тыс. зрителей; рассматриваем макет здания.
Большой цирк. (Слайд 21)
Учитель : Большой цирк - это ипподром. Вспомните, для чего нужен ипподром?
Ученики : для конских бегов.
Учитель : конские бега- одно из любимых развлечений римлян.
Триумфальная арка. Колонна Траяна. (Слайд 22)
Учитель : в честь чего римляне строили такие сооружения?
Ученики : триумфальные арки и колонны римляне строили в честь своих побед, для триумфальных шествий полководцев.
Учитель : в честь чего возведена колонна Траяна?
Ученики : колонна Траяна построена в честь победы императора Траяна над даками и украшена рельефом о войне с ними.
Статуя Марка Аврелия. (Слайд 23)
Учитель : помните ли вы у греков конные статуи?
Ученики дают отрицательный ответ.
Учитель : конные статуи - это новшество римской скульптуры.
Акведук. (Слайд 24)
Учитель : вспомните, что это за сооружение?
Ученики : сооружение для подачи воды.
Учитель : итак, почему же Древний Рим у его гражданвызывалгордость и восхищение?
Ученики : Рим восхищал своей красотой, величественными сооружениями.
Учитель : мы с вами теперь неплохо знаем Древний Рим. Давайте поможем приезжему с далекой Сицилии. Он совсем растерялся в большом городе и не знает,что интересного можно увидеть в Риме. Дайте ему советы, куда в Риме стоит сходить и что там можно увидеть.
Ученики советуют:
- Сходи в Колизей, чтобы увидеть гладиаторские бои.
- Сходи в Большой цирк, чтобы увидеть конские бега.
- Сходи в Пантеон, чтобы помолиться всем богам и полюбоваться огромным куполом.
- Сходи на Форум к колонне Траяна, чтобы полюбоваться на рельеф, изображающий покорение даков.
- Сходи к Триумфальной арке, чтобы увидеть торжественное шествие полководца-победителя.
Учитель : как вы думаете, зачем приезжему стоит сходить к императорскому дворцу?
Ученики высказывают предположения: полюбоваться красотой дворца, подать жалобу, попросить выгодную должность.
Учитель : чем же привлекал Рим тысячи жителей Италии?
Ученики : город привлекал множество людей своими достопримечательностями, возможностям по службе, разнообразными развлечениями.
1. Как жили богатые и бедные римляне (Слайд 26).
Учитель : в Риме жили люди разного достатка: богатые и бедные. Ученые изучили и сделали описания их жилищ, но вот беда: характеристики жилищ перепутались. Давайте восстановим, как выглядели дома богатых и бедных римлян. Разложите карточки в два столбика: слева те, что описывают дома богатых людей, справа - бедных. Для выполнения задания можно заглядывать в учебник (с. 279-282, п.2-3).
Ученики работают с раздаточными материалом (карточками на каждой парте), выделяют две группы характеристик.
Жилище богатого римлянина: расположено на холме, атрий–парадное помещение с отверстием в центре крыши и бассейном под ним; дворик-сад, много цветов; портики; фонтаны; отдельные помещения для рабов; несколько спален; несколько столовых; кабинет хозяина; печное отопление.
2. Жилище небогатого римлянина:
Пяти-шестиэтажный дом (инсула); расположено в низине; каморка под черепичной крышей; нет кухни; обогрев с помощью жаровен с древесным углем; помои выливаются из окон; нет водопровода; окна без стекол закрываются ставнями; нет деревьев и цветников; еда готовится на жаровне.
Учитель проводит проверку задания.
Ученики читают ответы. (Слайд 27)
Учитель просит поднять руки тех, у кого нет ошибок.
Учитель просит записать определения новых слов, которые встретились при выполнении задания. (Слайд 28)
- Атрий – парадное помещение с отверстием в крыше и бассейном под ним.
- Инсула – многоэтажный жилой дом в Древнем Риме.
Учитель : сравните и сделайте вывод, как жили богатые и бедные римляне. (Слайд 29)
Ученики : богатые римляне жили в благоустроенном роскошном доме, а бедняки – в многоэтажных, тесных домах, лишенных элементарных удобств.
Физкультминутка. (Слайд 30)
Руки перед собой, вращение кистями.
Руки в замке перед собой.
Руки перед собой и вверх, потянулись.
Наклоны с поднятой и согнутой рукой над головой влево, вправо.
Руки на поясе, повороты.
3. Как отдыхали римляне (Слайд 31)
Учитель : как римляне проводили свободное время? О каких развлечениях римлян вы знаете?
Ученики вспоминают гладиаторские бои, конские бега. (Слайд 31)
Учитель показывает рисунок и фотографии терм и просит подумать, зачем римляне приходили сюда. (Слайд 32)
Учитель : термы – это римские бани. В Риме было около тысячи общественных бань. После изнуряющей дневной жары сходить в термы было и необходимостью и удовольствием. Самыми роскошными были императорские бани. Таким образом, свободное время римляне проводили и в термах.
Учитель : наш учебник может показать нам только картины прошлого, но в наших силах “оживить” эти картины. Предлагаю одной часть класса “оживить” рисунок в учебнике “В императорских термах” (с.282), другой части класса – рисунок “Большой цирк в Риме” (с.283). Представьте, что вы пошли в термы или Большой цирк, расскажите, что вы там увидите, что будете делать, кого встретите, опишите внешний вид здания. Для уточнения, можно заглянуть в учебник (п.4 или п.5,второй абзац). (Слайд 33)
Ученики составляют рассказы по рисункам и выступают с ними. Другие их дополняют. (Слайды 34-35)
Учитель : если бы вы оказались в термах или на скачках, о чем бы вы поговорили с римлянами? Могли бы вы подружиться с кем-нибудь из них?
Ученики предполагают, о чем бы они поговорили с римлянами и осознают, что готовы с ними подружиться.
Учитель : итак, где же римляне проводили свободное время?
Ученики : римляне проводили свободное время в термах, на скачки колесниц, на гладиаторских боях.
Учитель : о каких человеческих качествах может свидетельствовать увлечение римлян гладиаторскими боями и состязаниями колесниц?
Ученики : римляне проявляли жесткость, презрение к человеческой жизни, грубые вкусы, азартность.
Учитель : римские императоры считали необходимым устраивать бесплатные зрелища и раздавать бесплатный хлеб римской бедноте (“хлеба и зрелищ”). Как вы думаете, почему императоры это делали? (Слайд 36)
Ученики : чтобы задобрить народ, чтобы он поддерживал императора, чтобы не было восстаний.
Учитель : как вы думаете, почему беднота ждала бесплатного хлеба от императора, а не зарабатывал его сама?
Ученики высказывают предположения, учитель по необходимости их поправляет: во-первых, в Риме было трудно найти работу. Во-вторых, беднота не стремилась работать, потому что труд считался уделом рабов и римляне относились к труду с презрением. Так рабство облегчало жизнь римлян, но портило их нравы.
III. Заключительный этап
Учитель : итак, мы сегодня немало узнали о Древнем Риме и его жителях. Сделайте вывод о том, каким был Древний Рим, подберите эпитеты. (Слайд 37)
Ученики : Древний Рим - красивый, величественный, потрясающий, шумный, полный развлечений, разноликий город.
Закрепление
Учитель : давайте проверим свои знания. Скажите, верны ли следующие суждения:
- Рим был одним из красивейших городов древности (да).
- Римляне любили смотреть гладиаторские бои в Пантеоне (нет).
- Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира (да).
- Римляне ходили в Большой цирк смотреть на конские бега (да).
- Богатые римляне жили в многоэтажных домах-инсулах (нет).
- В каморках бедняков не было кухни, печи и водопровода (да).
- Термы – это римский театр (нет).
- Римская беднота требовала от императора “хлеба и зрелищ” (да).
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают:
- Что интересного вы для себя узнали?
- Что важного вы узнали на уроке?
- Кто из вас доволен своей работой на уроке?
Учитель благодарит учеников за работу и сообщает домашнее задание:
- пересказывать п. 58;
- подготовить письменное сообщение об одной из достопримечательностей Рима. (Слайд 38)
Тысячи жителей Италии и провинций стремились попасть в Рим. Одни приезжали по торговым делам, другие - хотели получить выгодную должность. Но всех привлекали гладиаторские игры, гонки колесниц и триумфальные шествия.
Город украшали дворцы на Палатинском холме, статуи богов и императоров, храмы и портики, многочисленные фонтаны.
Для прославления императоров на многих Форумах строились колонны.
На самой колонне помещались барельефы со сценами жизни императоров, а венчали колонны многометровые статуи императоров.
Размерами и красотой выделялся огромный амфитеатр Колизей, который вмещал 50 тыс. зрителей. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72 — 80 годах как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.
Другой достопримечательностью Рима был храм Пантеон (дословно - храм всех богов). Пантеон был увенчан куполом, похожим на половину шара. Внутри храма находился огромный зал. В центре купола находилось отверстие, через него проникал свет.
Богатые, зажиточные римляни жили на холмах, где было много свежего и чистого воздуха. В главном помещении дома не было окон, 4 колонны поддерживали перекрытие. В доме находился бассейн, куда попадала дождевая вода. Здесь хозяин дома принимал гостей, пришедших по делам. И только близких друзей он приглашал в дом, в благоухающий сад. Спален в доме было много. Так же в доме находились кабинет, спальни рабов, столовая, кладовая.
Большинство римлян не могли иметь собственный дом, поэтому снимали жильё в 5-6 этажных домах. Бедняки ютились в каморках под черепицей крыши. На улицах отсутствовали таблички с названиями улиц и номерами домов. Их окон на прохожих часто выливались помои. Печей не было, в сырые и холодные дни жильцы обогревались жаровнями, куда засыпали древесный уголь. Тут же готовили пищу. Бедняки часто ели всухомятку. В окнах домов не было стёкол и закрывались ставнями.