Воскресенский ново-иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Воскресенский ново-иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Скит патриарха Никона – ценный памятник российской Палестины

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями.

Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира.

Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 год).

Начатое при царе Алексее Михайловиче, продолжалось в царствование его сына Феодора Алексеевича, при деятельном участии царевны Татьяны Михайловны. Возведение Воскресенского собора завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители. 18 января (ст. ст.) 1685 года, собор был освящен Патриархом Иоакимом. Спустя год юные цари Иоанн и Петр Алексеевичи даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь. В XVIII–XIX веках над созданием его архитектурного ансамбля трудились выдающиеся зодчие – Б. Растрелли, К. Бланк, М. Казаков, А. Воронихин, А. Витберг.

В 1870-е годы возник научный интерес к наследию обители. Архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь восточно-христианских и отечественных памятников письменности издал в 1874 году фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», опубликовав в нем многие ценные документы. Он же основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году вышло в свет «Описание библиотеки Воскресенского монастыря» архимандрита Амфилохия (Казанского). В монастырском книжном собрании хранились ценнейшие рукописи и старопечатные книги XI–XVIII веков, составившие в начале ХХ столетия особое Воскресенское собрание Синодальной библиотеки, которое ныне находится в Историческом музее.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости.

Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора.

Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.

Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

Реставрационные работы в монастыре интенсивно велись на протяжении восьми лет. В 2014 году была восстановлена утраченная в войну колокольня. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.

С 2014 года рядом с монастырем существует уникальный музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», оснащенный самым современным оборудованием. На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его выводом из культового комплекса.

В самом начале моего отпуска я отправилась на экскурсию в город Истра Московской области в...

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря был создан Художественно—исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.


В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Колокольня храма Воскресения Христова

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.


Земляная церковь святых Константина и Елены. Находится на глубине 6 метров ниже уровня земли. Мы приехали в монастырь и нам дали 1,5 часа времени для того чтобы могли осмотреться в храме, заказать поминовение родственникам живым и мёртвым, помолиться, поставить свечи. И я (никогда не бывавшая здесь) чудесным образом пришла сразу именно сюда, в храм своей покровительницы Святой равноапольной царицы Елены и её сына Константина.

Кувуклия с приделом Ангела. Здесь находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Икона Божией матери "Радость Всех Ангелов". Её можно увидеть только здесь в храме Воскресения Христова. На ней изображена Богоматерь, которая олицетворяет церковь, а под ней изображен Ново-Иерусалимский монастырь.

Не могу не остановиться на архитектурном украшении храма. Это необыкновенно красиво!

Это изразцы XVII века.

На изразцовых колоннах можно увидеть колос вверху, ниже виноградная гроздь. Всё это имеет религиозный подтекст и было создано именно для храма Воскресения Христова.

Украшения окон так же изразцы и скульптуры херувимов.

Экскурсия очень понравилась, необыкновенно интересный рассказ об истории монастыря, о его создателе Патриархе Никоне. Посмотрели имеющиеся в храме Святыни (их я не фотографировала). Думаю, что обязательно приеду сюда позже.

Вам, мои дорогие читатели, интересной и познавательной информации для души!

  • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
  • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
  • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

История возведения монастыря

Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Святая топография

Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

История монастыря.

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.

В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Святыни монастыря

Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей.

Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе.

В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы.

Святые источники Кладезь «Живоносный источник»

К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник.

Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня.

Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления.

Кладезь Самарянки

На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14).

Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского.

Силоамский источник

От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти
события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. По преданию, в V В. до н. Э. царь Манасия велел подвергнуть святого пророка Исайю страшным мучениям в царских садах Силоама. Тело пророка распиливали пилою, он страдал от боли и жажды. И тогда, чтобы напоить мученика, из-под скалы брызнул источник.

Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне.

Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки.

Истра. Новый Иерусалим

Новый Иерасалим 2017: отзыв о поездке в монастырь после реставрации

В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км.

К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00.

Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.


Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем

На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.


Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

История Новоиерусалимского монастыря

История монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию.

В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож).

В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея.

Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс.

Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.


Новый Иерусалим. Следы войны

Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной.

Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ.

Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет.

Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.


Воскресенский собор. Декоративные элементы


Воскресенский собор. Изразцы

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы, воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.



Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.


Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.


Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.


Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности, так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.


Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.


Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.


Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Прогулка по территории монастыря

Напротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.


Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря)

За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.


Церковь рождества Христова

Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше.

Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).


Воскресенский собор


Воскресенский собор

Воскресенский собор. Изразцы


Воскресенский собор

Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе.

На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом».

Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2

Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00.

На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД

Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала (сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря.

Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь».