Общественный транспорт в нормандии. Путешествие по Нормандии Маршрут по нормандии общественным транспортом

Самостоятельное путешествие на машине по Нормандии и Бретани позволило мне добраться до Ренна, увидеть, как хороша бывшая столица герцогов Бретонских, оценить достопримечательности Ренна и выяснить, где в Ренне можно поесть недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт про Бретань

Уходящий день путешествия на машине по Нормандии и Бретани получился довольно насыщенным: осмотрев Сен-Мало и заглянув на пляжи Динара , мы затем отмахали порядка сотни километров по трассе, чтобы успеть добраться до гостиницы в Ренне прежде чем закроется её стойка регистрации. Я уже имел опыт общения с сетью «Appart ’City », и знал, что если заявиться в неурочные часы, придётся потом дозваниваться до центральной диспетчерской, вести переговоры насчёт кода от сейфа с ключами и так далее. Так что я по мере возможностей нажимал на педаль газа и нервничал. К счастью, мы управились как раз вовремя, появившись в холле отеля за четверть часа до ухода портье.

Отзывы на отель «Appart "City Rennes Saint -Gregoire » упоминали его неудачное расположение в дальнем пригороде, однако, как я выяснил, рядом проходит автобусный маршрут и поскольку остановка находится почти напротив гостиницы, по-моему, добраться до центра Ренна не составляет особого труда. А вот что мне не понравилось, так это соседство иммигрантов: стоящие рядом здание переполнены семействами негров и арабов. На разные мысли наводила и огороженная забором автостоянка для гостей отеля… Но так как никаких эксцессов с нами за время проживания не произошло, то подозрения остались подозрениями…

Плюсом я называл бы, помимо бесплатной автостоянки и вполне сносных условий проживания, наличие рядом продуктового супермаркета. Цены на продукты по Франции сильно разнятся в зависимости от сети магазинов, и «Lidl » часто оказывается чемпионом. Он и работает допоздна, так что я культурненько затоварился там сразу после того как мы распаковались. Отныне у нас имелся и плотный ужин, и солидный завтрак, а затраты составили всего полтора десятка евро…

Наутро, прекрасно выспавшись, отдохнув и наевшись, мы погрузились в авто и отправились осматривать достопримечательности Ренна.

Городок, в общем, слабо известен в туристических кругах, и если он упоминается теми, кто написал отчёты о путешествии по Бретани, то обычно в связи с поездкой в Мон-Сен-Мишель, потому что пересадку на местный автобус туристы, прибывшие из Парижа поездом, делают в Ренне. А ведь этот уголок Франции обладает на диво старинной и очень интересной историей. Город основали примерно в I веке до нашей эры кельты, и римляне, знавшие толк в организации дел, по достоинству оценили удобное расположение поселения. Через бывшие владения племени редонов протянулись торговые пути из глубины Галлии к побережью и далее в Англию, благодаря чему Редонум начал процветать. Когда Римская империя распалась, область оказалась между двух огней: с одной стороны напирали франки, с другой к ней проявляли интерес бритты. В итоге Нант, Ренн и Ванн оказались объединены под скипетром герцогов Бретани. Город упорнее всего сопротивлялся всем, кто хотел его покорить, и продолжал бороться даже когда почти всё герцогство досталось французам. В 1491 году бретонцы утратили независимость окончательно, но про былые времена вовсе не забыли.

Внешний вид Ренна того времени определяло наличие окрест густых лесов: Париж и другие города Франции постепенно лишились возможности строить дома из дерева и перешли на более дорогие материалы, а столица Бретани активно использовала древесину вплоть до начала XVII века. Конец этой традиции положил пожар, вспыхнувший 23 декабря 1720 года и погубивший порядка девятисот зданий. Тем не менее, пострадала только северная часть города, и в центре сохранилось множество фахверковых построек, придающих району возле собора Сен-Пьер необычайную живописность.

План застройки пепелища разработал Жан Габриель, будущий придворный архитектор короля Людовика XV. Его трудами городские кварталы образовали более-менее упорядоченную сетку, строительство зданий велось исключительно из камня. С того времени Ренн получил тот хитрый вид, которым любуются туристы: одна часть города служит напоминанием о средневековье, вторая обустроена на новый лад.

В том, как по-разному выглядит Ренн, мы убедились когда покинув гостеприимный отель прокатились через центр бывшей столицы независимого государства с севера на юг. Из окна машины город смотрится довольно современным, по крайней мере если ехать через те кварталы, где разрешено движение автомобилей. В районе вокзала он вообще кажется смахивающим на парижский Дефанс с уменьшенном масштабе. А вот если перевалить, как это сделали мы, через железнодорожные пути и сдвинуться ещё малость к югу, окружающая застройки сильно изменится; мне местность напомнила пригороды Лондона с их невысокими домами и палисадниками. Только там мы нашли место, где можно бесплатно оставить машину в Ренне: центральные улицы были заставлены либо запрещающими знаками, либо парковочными автоматами. А тут у нас вышло припарковаться довольно близко от центра, и задарма…

Первым делом мы направились на вокзал Ренна, надеясь там разжиться картой местности – взятая в отеле схема была примитивной ксерокопией, к тому же плохо сделанной. К сожалению, внутри терминала турофиса не нашлось, но за исключением этого недостатка там всё обустроено как надо. Есть и кафе, и магазины, и эскалаторы, и хорошо видимые информационные табло. На одном я высмотрел автобус, которым можно добраться из Ренна до Мон-Сен-Мишель: его отправление приурочено к прибытию очередного поезда из Парижа. Значок чётко указывал, что ехать надо будет автобусом, а не электричкой «TER », и что отправление состоится с автовокзала местных линий, который находится тут же. В общем, если хочется точно знать, откуда в Ренне отправляются автобусы до Мон-Сен-Мишель, надо держать в уме правую часть привокзальной площади; ориентиром станет отель «Ibis Styles Rennes».

Турофис мы нашли гораздо позже, когда углубились в исторические кварталы. Он находится на Quai Lamennais. Она кажется площадью, но на самом деле это форменная набережная, даром что русло реки скрыто асфальтом. Прогуляться по этому импровизированному бульвару приятно, но куда интереснее сунуть нос в старые кварталы Ренна – вот уж где красота!

Реально, стоило нам свернуть с так называемой «набережной», как нас встретили кривые улочки, фахверковые домики, поросшие мхом стены и другие атрибуты старины. Мы только и делали, что любовались пейзажами да снимали красивые кадры… Особенно мне запомнились дома на Rue du Champ Jacquet: три из перекосились так сильно, что середина окна третьего этажа находится по вертикали там же, где край окна на первом. Думаю, если бы не тесное соседство других построек, подкреплённое залитым в щели уплотнителем, эта компания подражателей Пизанской башни уже могла бы завалиться…

Гулять по району было чертовски приятно, однако в какой-то момент пришлось взять себя в руки, чтобы планомерно осмотреть основные достопримечательности Ренна. Первой ласточкой стал собор Сен-Пьер, возвышающийся над округой. Громадный готический храм построили примерно в XII веке, но так как в 1490 году его башня и западный фасад обрушились, современный облик здание приобрело существенно позже. Сначала, в 1540-х годах был восстановлена часть собора, в середине следующего века начался второй этап реконструкции, а башни удалось дотянуть до положенной отметки 48 метров только к началу восемнадцатого столетия. Казалось бы, на этом можно угомониться, да не тут-то было: в 1754 году старая структура принялась натурально рассыпаться. Тогда местные власти решили подобру-поздорову снести большую часть собора, чтобы выстроить её заново. Со сносом они справились успешно, но воплощение в жизнь второй части замысла пришлось отложить из-за начавшейся Французской революции. Работы стартовали только в 1816 году и с грехом пополам завершились через сорок лет. Тогда самой заметной достопримечательности Ренна и придали неоклассический вид, заменивший первоначальную готику.

В нескольких минутах ходьбы от собора находятся две приметные церкви. Мы сперва идём на северо-запад, где стоит E glise Saint- E tienne. Храм считается старейшим в Ренне, его впервые упоминают документы XII века. Здание спустя четыреста лет перестроили, а в 1740-х годах к нему прибавилась внушительного вида колокольня. Это окончательно сформировало облик церкви, обставляющей по размерам все другие религиозные постройки за исключением собора.

Стоит дойти и до другой достопримечательности Ренна: базилика Сен-Совер очень неплоха. Её построили в конце XVIII века для августинского монастыря на месте небольшой средневековой часовни. Когда та начала от старости рассыпаться, монахи очень обрадовались возможности обзавестись более просторной церковью. Их места сбылась, и с 1700 года центр города украсился очень приятным зданием.

Теперь надо сдвинуться на пару кварталов к северу, чтобы оценить, как шикарно смотрится величественный храм Сен-Обен, чьи стены покрывает плющ. Кажется, что базилика возведена много столетий назад, но это чистый обман, потому что старую приходскую церковь снесли в начале XX века и выстроили на её месте ту красоту, которая нынче радует глаз.

К следующей достопримечательности Ренна тоже не придётся долго идти: дворец парламента Бретани расположен примерно в четырёхстах метрах на юго-восток от базилики Сен-Обен. Вообще-то к этому громадному ансамблю лучше подходить с юга, чтобы сразу подпасть под его обаяние – здание стоит не само по себе, оно замыкает перспективу просторной площади и рядом с ним стоят весьма импозантные дома. Мы вот выскочили сбоку и потому сперва оценили декор, а размеры только потом. Дворец, чьё строительство заняло больше 40 лет, распахнул свои двери для депутатов в 1655 году. Его проект разработал архитектор Жермен Готье, выбравший стиль французского маньеризма. Получилось очень впечатляюще и не зря любой путеводитель по Бретани называет дворец парламента жемчужиной местной архитектуры.

Но вообще-то мне куда больше понравилась другая постройка, дворец Сен-Жорж, расположенный в сотне метров восточнее. Здание, выстроенное в 1670-х годах, смотрится на редкость здорово, особенно если созерцать его с юга, где перед парадным фасадом с его девятнадцатью арками распростёрт ковёр из травы и цветов. Раньше на месте дворца располагались корпуса бенедиктинского монастыря, основанного в 1032 году. Новый вариант оказался куда приятнее глазу, но долго наслаждаться проживанием монахиням не удалось, потому что грянувшая революция изгнала их из родной обители. Сейчас помещения интереснейшей достопримечательности Ренна заняты административными службами местного правительства.

Помимо перечисленных объектов маршрут экскурсии по Ренну должен включать и церковь Сен-Жермен. Этот образец готической архитектуры строили мучительно долго: начали в 1470 году, закончили только спустя 220 лет. Зато храм сохранил исторический вид и вдобавок уцелели созданные тогда витражи, которые пережили революцию, войны, бомбёжки и другие катаклизмы.

Познавательную прогулку по историческому центру бывшей столицы бретонских герцогов можно было бы продолжить, но так как весь предыдущий день моя половина не имела возможность рыскать по магазинам, её настоятельную просьбу провести шоппинг в Ренне пришлось уважить. Впрочем, по ходу дела довольно быстро выяснилось, что магазины в историческом центре ничем порадовать не могут. Как следствие, нашего пристального внимания удостоился торговый комплекс «Les 3 Soleils », где помимо прочего есть секция «C &A ». На мой взгляд, чтобы сделать выгодные покупки во Франции, данная марка подходит как нельзя лучше, и мы смогли купить мне за 12 евро светлые бриджи, а моя радость разжилась двумя симпатичными блузками. Словом, я рекомендую заглянуть в этот громадный центр, занимающий место на западной стороне площади де Голля.

Ну и прежде чем распрощаться с городом, нужно напоследок сказать о том, где можно поесть в Ренне недорого. Самое оптимальное тут вести поиски в старых кварталах, если не устраивают точки фаст-фуда в торговых центрах и возле вокзала. Лично мне запомнились те заведения, что выставили столики перед фасадом базилики Сен-Обен. Там и окружение шикарное, и цены достаточно невеликие, как следует поесть можно за 17-20 евро. Также рекомендую заглянуть на Place Saint-Michel и пройтись оценивающим взглядом по её окрестностям. Уверен: прогулка быстро приведёт в такой ресторан, где можно будет поесть в центре Ренна очень сытно и недорого.

Подводя итог путешествия на машине по Нормандии и Бретани, могу сказать, что всё прошло как по маслу, и все мои опасения насчёт аренды авто оказались напрасными. У нас не возникло проблем ни с непривычным ритмом движения на дорогах Франции, ни с поведением водителей, ни с техникой. Даже животрепещущий вопрос, можно ли бесплатно парковаться во французских городах, получил положительный ответ, и за всё время поездки мы не заплатили за стоянку ни одной копейки. Что касается общих расходов, то они окупились с лихвой, потому что цена аренды машины во Франции с учётом стоимости потраченного топлива всё равно многократно перекрыла ту сумму, которую нам пришлось бы потратить на поезда и автобуса, вздумай мы ехать в Бретань из Парижа общественным транспортом.

В общем, после той поездки я окончательно убедился в том, что совершать поездки по Европе на арендованной машине просто и удобно…

Наконец дошли у меня руки обобщить информацию по Нормандии - не лирическую часть, а более практическую. Надеюсь, что пригодится, если вы соберетесь, как мы, путешествовать по этим чудесным местам на автомобиле. Сразу оговорюсь, что все нижесказанное - это личный опыт, он не претендует ни на абсолютную полноту информации, ни на оптимальность маршрута (хотя маршрут нас в итоге очень устроил).

Где это?
Нормандия - это регион на северо-западе Франции. Делится на верхнюю Нормандию с центром в Руане (Rouen) и нижнюю - с центром в Кене (Caen). С юго-запада к нижней Нормандии примыкает Бретонь, которую мы тоже немного захватили в путешествии.

Зачем туда ехать?
Если вы уже побывали в Париже, Венеции, Барселоне и т.д., и вам хочется открывать новые места в Европе - обратите внимание на Нормандию. Вам гарантированы богатые визуальные впечатления (пейзажи, парки, архитектура, суровые северные пляжи), вкусовые удовольствия (сыр, сидр, морепродукты, и т.д.), исторические экскурсы (как в древнюю историю норманнов, так и в военные операции второй мировой войны - знаменитые пляжи "Дня Д"), и на удивление приятные местные жители. Они говорят на приличном английском и очень дружелюбны к туристам, но не навязчивы - идеальное сочетание!

Когда ехать?
Лучший сезон - примерно с апреля-мая по конец октября. С ноября многие достопримечательности и фермы для посещения закрываются (не сезон), да и погода становится мерзкой. Нормандия и так самый дождливый регион Франции (и они не устают на эту тему разнообразно шутить), а зимой дождь еще и холодный, а световой день короткий. Мы ездили в начале октября - было, мягко говоря, не жарко:))) но зато это уже не пиковый сезон лета, когда от туристов не протолкнуться - легко найти места для ночевки, нигде нет толп.

Идея и общее планирование маршрута
Не претендуя на абсолютную истину, расскажу только про наш мыслительный процесс. Мы изначально хотели на Джерси и Гернси , идея Нормандии родилась, как логическое к ним дополнение. Потом мы начали искать информацию, что есть интересного в Нормандии, отмечая города и пункты, где однозначно стоит побывать (у нас это оказались Руан , Живерни , пляжи высадки союзников (D-Day Beaches) , Мон-Сан-Мишель , дорога сыра и сидра) и те, в которых хорошо бы было побывать, если получится.

Исходя из этих прикидок, и не желая каждый день переезжать с места на место, мы решили, что забронируем гостиницы в трех опорных пунктах по несколько дней - Руан, Кен (вернее, городок под Кеном на одном из пляжей высадки), Сан-Мало - а в остальные точки будет ездить оттуда. В итоге, тактика себя вполне оправдала, хотя на месте оказалось, что вариантов жилья, в т.ч. недорогого, - великое множество (в том числе фермы и милые пансиончики, которых нет на международных сайтах бронирования). Так что можно и просто ехать, а ночевку искать по ходу дела, особенно не в "горячий сезон". Но мы в этом смысле параноики, планируем заранее:)

Мы прилетели в Париж днем (аэропорт Шарль-де-Голль), доехали на метро до вокзала Сан-Лазар и на поезде поехали в Руан.

  • Расписание поездов и заказ билетов на французские железные дороги . Имеет смысл заказывать ключевые билеты заранее, т.к. есть возможность заранее купить их по более дешевым ценам. Бронь распечатывается и обменивается на билет на вокзале в офисе SNCF (или в других пунктах - на брони все написано). Важно: не планируйте поездки на поезде "впритык" к важным стыковкам - во Франции забастовка - это норма жизни, вероятность опоздания поезда большая!
C утра в Руане мы взяли машину, на которой мы путешествовали следующую неделю. Машину мы брали в Argus Car Hire , но агентств много, искали просто в Гугле. Мы были ограничены несколькими параметрами - нам нужен был "автомат" за разумные деньги (если вы без проблем водите ручник - берите ручник, и выбор больше, и намного дешевле!), и мы хотели взять машину в Руане или в аэропорту Парижа, а сдать в Сан-Мало. В итоге, вариантов фирм у нас было немного:))) Досталась нам гибридная Toyota Auris, очень приятная машинка. Кстати, небольшой lifehack - взять машину ровно на неделю обходится намного-намного дешевле, чем на 8 дней, а иногда даже дешевле, чем на 6 дней!
  • Не забудьте перед поездкой сделать в ГАИ к своим правам международную "книжечку"! В русских правах есть проблема - хотя все данные вроде бы дублированы латиницей, но описания категорий сделаны только на русском, что дает право прокатной компании вам отказать (могут и не отказать, но зачем рисковать???). К израильским правам тоже рекомендуется получить международные (в МЕМСИ это делается за 5 минут и 15 шекелей) - какие-то там конвенции Израиль как-то криво подписал, поэтому лучше перестраховаться
  • И обязательно (!) возьмите с собой GPS-навигатор с обновленными картами! Если у вас нет - не пожалейте дополнительных денег (7-10 евро в день), возьмите его в аренду вместе с машиной. Без навигатора, даже с самой лучшей картой, вы себе в этом регионе истреплете все нервы и проведете кучу времени, блуждая! Да на бензин на эти блуждания вы потратите больше, чем на аренду навигатора!!!
Из Сан-Мало мы паромом поехали на Джерси, оттуда на Гернси, вернулись в Сан-Мало, и поездом в Париж.

Валюта
Евро, естественно. Всюду принимают карточки. Единственная сложность в смысле валюты, с которой мы столкнулись - очень сложно поменять наличные доллары (а у нас часть суммы в них была). Например, в Руане это даже в банках не делают, только в туристическом офисе в центре города.

Язык
Французский. Но в отличие от парижан, местные жители свободно переходят на английский и не морщатся, когда вы говорите на ломаном французском. Все-таки близость к Англии и историческое прошлое сказывается.

Еда
Франция вообще и Нормандия в частности - это кулинарный рай. Здесь действительно очень вкусно готовят, и еда тут - это не просто жизнеобеспечивающая необходимость, а отдельный опыт и удовольствие. Конечно, попробуйте местные сыры, груши (о, какие тут сочные груши!), сидр, поммо - смесь кальвадоса и сидра (а вот сам кальвадос - это табуретовка:))), выпечку, морепродукты (включая устрицы - для любителей).

Мы делали так - утром завтракали в гостинице или в близлежащей кофейне, обедали в ресторанчике, находя выгодный и вкусный formule - типа комплексный обед, на ужин покупали сыры, сидр, багет, яблоки-груши, колбасы или ветчины, и устраивали пикник. Можно и экономнее, но мы решили, что нам удовольствие приоритетнее. Личная рекомендация - ресторан L"Orbecquoise в маленьком городке Orbec близ Лизье.

Дела автомобильные
Платные дороги - во Франции их куча! Обычно это автобаны и крупные дороги, связывающие регионы страны, а также мосты (самый знаменитый - мост Нормандия). Стоимость - от 2 до 6 евро, на каждой дороге своя. Оплата на чекпойнтах (иногда на въезде, иногда на выезде, иногда и там, и там - сохраняйте чеки, чтобы выехать!), на дороге есть знаки, предупреждающие, что трасса платная. Лучше всего для оплаты возить с собой мелочь, хотя купюры и карточки тоже принимают (карточки - не все, нужен какой-то специфический чип). У платной дороги всегда или почти всегда есть бесплатная альтернатива (можно настроить GPS, чтобы он их объезжал) - это, как правило, дольше, но зато намного живописнее.
Cкоростные ограничения - город 50 км/ч, загород 90, трасса - 110, автобан - 130. Везде камеры!!!
Бензин - достаточно дорогой и цены не него не регулируются, т.е. разные на разных заправках (даже на заправках одной фирмы могут отличаться цены!). Поэтому стоит приглядываться, где дешевле.
Парковки - в небольших городах обычно бесплатные, в центре и крупных городах могут быть платные зоны с платежным автоматом (помечены цветом) или платные парковки. В целом, проблем с парковкой не было, за исключением центра Руана.

Тактическое планирование
У нас был изначально примерный план, что мы в какой день собираемся делать, но, естественно, он корректировался по ходу. Для планирования мы использовали путеводитель Rough Guide по Нормандии и Бретони . Также мы активно пользовались местными туристическими центрами - они в Нормандии в каждой деревне есть!!! - не стоит их игнорировать, там вам расскажут о текущих мероприятиях, дадут всякую полезную макулатуру и карты, порекомендуют место, где поесть или остановиться на ночь. Выясните даты фестивалей и расписание фермерских рынков в разных городах - и то, и другое стоит посещения.

  • Обращайте внимание на режимы работы музеев, ферм и прочих достопримечательностей, чтобы не наткнуться на закрытую дверь. Расписание может быть довольно экзотическим - сырная ферма может закрываться на "обеденный перерыв" с 12 до 14, а музей не работать по средам и пятницам.
Наши гостиницы
Hotel Stars Rouen - базовый отель в "морском стиле". Нормальное место для ночевки, очень разумная цена, бесплатная стоянка и удобный выезд на A13 - основную трассу из Руана. Удобен, только если Руан не основная цель поездки, и есть машина, т.к. не в центре города.
Hotel Le Canada, Hermanville-sur-mer - отель в маленьком приморском городе недалеко от Кена и Байе, в классическом нормандском фахверковом здании, вкусный завтрак, красивые комнаты. Недостаток - in the middle of nowhere, ближайшее кафе, например, - в паре километров:))
Éthic étapes Patrick Varangot, Saint-Malo - большой хостел с массой разных фишек и возможностей (общая комната, прокат велосипедов, разные мероприятия для гостей). Недостаток - очень спартанские комнаты (хотя новые и чистые), даже мыла не положат:))

Виза
Обычный шенген. Если честно, нам было муторно показывать в посольстве все наши перемещения (тем более, они к тому моменту еще были в стадии планирования), поэтому я забронировала на

Нормандия – один из самых красивых и интересных регионов Франции. Здесь и удивительная природа, и средневековые города, и красивые деревни, казино и роскошь, сидр и кальвадос, да чего только в Нормандии вы не найдете. Проблема региона в том, что если вы хотите это всё увидеть, общественный транспорт не подходит – потратите много денег и увидите 2-3 города. Поэтому тут либо заказывать экскурсию (смотрите, кстати, предложения из Парижа по ), либо арендовать машину и ехать самому. О втором способе и расскажем. Так вы увидите больше и лучше.

Аренда машины во Франции

Аренда автомобиля во Франции – дело стандартное. Никаких особых премудростей нет. Мы подробно писали о процессе в отдельной статье , а . Посоветуем теперь только этот сайт , на котором можно без труда зарезервировать себе автомобиль.

В этой статье мы предлагаем вам неспешное путешествие по Нормандии примерно на одну неделю. При желании вы можете уложиться и в 3-4 дня. В таблице приведен весь маршрут, с трассами, километрами, расходом бензина и стоимостью платных дорог. А сейчас опишем пункты остановки и вы сами сможете выбрать, что для вас интереснее.

День первый

Мы предполагаем, что свое путешествие вы начинаете в Париже. Машину можно взять напрокат прямо в аэропорту Шарль-де-Голль или Орли , или же в самом городе.

Первый день мы предлагаем провести вам в столице Нормандии – Руане (Rouen). Город знаменит своим гигантским собором, тем самым, что Клод Моне раз 30 изобразил при разном освещении, а еще тем, что в Руане сожгли Жанну д’Арк (место костра до сих пор сохранилось). Город богат средневековой архитектурой и открывает дорогу к Нормандии – камамберу, крепам, сидру и мидиям. Всё это вы можете найти в Руане.

Стоит посетить и музей изящных искусств, особенно, если вы ценитель импрессионистов. В Нормандии жили многие из них и её родимую и писали. Изображенные места позже стали популярными, ниже о них и поговорим. В общем, музей познавателен не только с художественной, но и с географической точки зрения.

Расстояние от Парижа до Руана примерно 140 км. По пути вы можете заехать в дом-музей, а скорее даже сад-музей Клода Мон е – Живерни (Giverny). Здесь он писал свои знаменитые кувшинки, и сейчас Живерни стало местом паломничества поклонников его творчества. Побывать в деревне великого художника можно и в ходе отдельной экскурсии, где вам предоставят наушники с аудиогидом на русском языке. Поездка организована прямиком из Парижа, узнать подробную информацию и заказать ее .

Переночевать в первый день мы предлагаем в Руане. Вечером в городе можно сходить в ресторан или бар, полюбоваться ночным представлением на Соборе или прогуляться по набережной Сены. Здесь немало отелей, которые предлагают своим посетителям парковки. Лучшие предложения гостиниц в центре Руана смотрите по этой ссылке .

День второй

Едем дальше. Небольшой город Дьеп (Dieppe ) – следующий. Это первый город в нашем путешествии на Ла Манше. Отсюда раньше отплывали корабли осваивать Новую Францию, то есть Канаду. Город портовый, много рыбных ресторанчиков, длинный пляж и средневековый замок на вершине утеса. Есть, что посмотреть! Дьеп находится в 82 км от Руана.

Далее, после обеда, едем в город Этрета (Etretat ). Небольшой городок, известный своей природой. Обрывистые скалы, зеленые луга, удивительного цвета море. Пляж в Этрета очень приятный, но туристов крайне много. Удивительную форму скал пытались передать многие художники на своих работах.

От Дьеппа до Этрета – 84 км. А по пути вы можете заехать в одну из самых красивых деревень Франции - Veules les Roses. Она расположилась на берегу самой маленькой реки страны. Здесь много фахверковых домов и фабрик, а на центральной площади не забудьте отведать дюжину свежих устриц.

Учитывайте, что летом, особенно на выходные, в Нормандию едут все парижане. Это их загородная дача. Поэтому в теплую погоду, места на парковке в центре города не найти (парковки, кстати, чаще бесплатные). Иногда машину приходится оставлять за 1-2 километра от центра города.

То же самое и с отелями. Их лучше бронировать заранее. Во второй день мы предлагаем вам переночевать в городе Этрета , гостиниц здесь немного, но есть среди них очень уютные.

День третий

Всего 47 километров, в течение которых вы пересечете один из самых известных мостов мира – мост Нормандии (вантовый мост, изображенный на купюре номиналом в 500 евро), и вы окажетесь в небольшом портовом городке Онфлер (Honfleur). Его уж кто только не рисовал!

Это, пожалуй, самое нормандское место на всем вашем пути. Небольшой порт, яхты, архитектура и вкуснейшая кухня – вот залог успеха города. Онфлер удостоился даже попасть в инстаграм Дмитрия Медведева в его бытность президентом, это вам не мидии с картошкой фри лопать!

Продолжаем путешествие. Проезжаем еще всего 20 километров на юг и попадаем сразу в два города – Довиль (Deauville) и Трувиль (Trouville), они находятся по разные стороны реки. Трувиль – это деревня на море. Само название переводится с французского, как город-дыра, но это далеко не правда. Более цветущий городок во Франции ещё поискать нужно. А Довиль знаменит своим казино, пляжем и скачками. Оба они претендуют на звание лучшего пляжа. Сейчас сюда приезжают состоятельные парижане, провести выходные или каникулы.

Здесь и будет наша следующая ночевка. Хотите ощутить себя в центре роскоши – вот отели в Довиле , предпочитаете более скромную жизнь – тогда гостиницы в Трувиле .

День четвертый

Утром сходите на пляж Довиля, если погода позволяет (она обычно не балует этот регион), а дальше направляйтесь в Кан (Caen). Не будьте русскими журналистами, не путайте с Каннами. Это два абсолютно разных города. И, к сожалению, Кан – это далеко не Лазурный берег . Но зато, отличный город с огромным, чуть ли не самым большим в Западной Европе, средневековым замком. Его возвел тот самый Вильгельм Завоеватель, нормандец, покоривший Англию . После него уже больше никто не смог. До Французской революции он был здесь и похоронен.

Кан находится в 42 км от Довиля. По дороге загляните в Cabourg, прославившийся своим фестивалем, пляжем, казино, ипподромом и Гранд Отелем. В Кане следующая ночь. Выбирайте отель или комнату .

День пятый

День шестой

На шестой день мы с вами покинем Нормандию и отправимся в Бретань – еще один аутентичный регион страны. От Мон-Сен-Мишеля 48 км и мы в Сен-Мало (Saint-Malo). В этом маленьком, но гордом городке-крепости пишет свои книги Борис Акунин. Хотите романтики? Лучше места, чем Сен-Мало не найти. И, раз уж мы в Бретани, пора пробовать крепы или блины, пшеничные или гречишные и с разными начинками!

Отдыхайте, наслаждайтесь морем, Бретанью, Францией. А на следующее утро назад, в Париж !

До столицы из Сен-Мало – 368 км и примерно 5 с половиной часов в пути. Всего вы проедете по нашему маршруту около 1000 км, потратите примерно 100 литров бензина и получите чуть больше чем гору, размером в Мон-Сен-Мишель, удовольствия.

Изучайте нашу таблицу, оставляйте комментарии о своих поездках и счастливого пути!

Это позволило увеличить количество дней в Бретани и сократить расходы на бензин, по сравнению с первоначальным планом начинать тоже из Парижа. Тем более, разница в цене билета была несущественная.

Были очень напуганы, что время на пересадку в аэропорту CDG (Шарль де Голль) – всего час двадцать. Утешало, что сама авиакомпания считает подобное время транзита достаточным, иначе бы дала нам более поздний рейс на Ренн. Волнения оказались напрасными. В самолёте к нам сама подошла стюардесса и объяснила, как лучше поменять терминал. В аэропорту всё организовано в следующем порядке. Сначала – контроль безопасности на выходе из терминала прилёта, занимает вместе с выходом из самолёта минут 30-40. Затем – марш бросок, не очень далёкий, к остановке шаттла. И уж после переезда, на входе в терминал вылета, паспортный контроль. В нашем случае последний занял не более 5 минут, т.к. терминал для местных рейсов маленький. Короче говоря, убедились – если самолёт не опоздал, времени на пересадку предостаточно.

Наконец, после всех волнений, мы в малюсеньком самолёте на Ренн. Приятным сюрпризом были печенье, напитки и вино, хотя перелёт коротенький. Разгрузка чемоданов и получение багажа заняли не более 10 минут, ведь большинство пассажиров и вовсе летят налегке. Проверок больше нет, быстренько забрав прокатную машину, можно ехать в гостиницу.

Лирическое отступление. Питание в путешествии для нас – это не только процесс набивания желудка, но и получение удовольствия. Поэтому ему всегда уделяется много внимания. С одной стороны – должно быть вкусно и с местным колоритом, с другой – нельзя выходить из бюджета поездки. Посему, если было возможно, мы заказывали номера, оборудованные кухней. Во Франции отелей с подобными номерами много, они популярны для семейного отдыха, и цены приемлемые. Завтракать и ужинать в этом случае можно в номере, продукты хранятся в холодильнике, есть плита, микроволновка, даже иногда посудомоечная машина. На въездах-выездах во всех городах расположены большие супермаркеты, где мы закупаем сыры, паштеты, морепродукты и всё остальное, что душе угодно. Кроме того, тут повсеместно продаются горячо любимые нами грибы лисички – очень вкусно и быстро зажарить их в сметане. Питаясь таким образом очень вкусно 2 раза в день, что и вам советуем, в ресторан мы выходим только один раз – пообедать или поужинать, в зависимости от того, как складывается день. Кстати, провинция не Париж – обед в ресторанах с 12 до 14 часов дня, ужин – тоже по часам, с 19. И с этим расписанием приходится считаться, если не хотите питаться всухомятку.

В Бретани и Нормандии очень популярны кальвадос и поммо – напитки из яблок, т.к. виноград там не растёт. Поммо – смесь кальвадоса с яблочным соком, 17-процентный аперитив. Для тех, кто рулит, есть ещё и сидр – 3-5%. Цены демократичны – поммо – 10 евро за бутылку, сидр – 3-4, кальвадос – в зависимости от марки и выдержки, но тоже не так страшно.

При заказе гостиниц через интернет, обратите внимание на приписку про городской налог – 1-2 евро с человека в день, взимается непосредственно на месте в отеле.

Ренн – симпатичный город, есть красивые здания в помпезном духе, и тут же мы впервые увидели фахверховые дома, сопровождавшие затем нас всю дорогу. В городе есть университет, и молодёжи в центре полно. Ренн знаменит утренним субботним рынком, а мы как раз прилетели в пятницу и решили посетить это местное чудо. Получили море удовольствия. Много морепродуктов, поразительное обилие сыров, а также ягоды и грибы – для нас невероятная аттракция. Кроме того, естественно, овощи и фрукты, мясо и колбасы, есть и неожиданные товары – домашние джемы, например. Немедленно был начат сезон дегустации устриц – нам их открыли тут же на месте и мы полакомились. Погуляв по рынку, мы выдвинулись в Динан – нашу основную базу расположения в Бретани. По дороге посетили городки Фужер и Кобур. Фужер очень рекомендуем, там красивейший замок. Расстояния небольшие, так что маршруты можно выбирать по своему вкусу – по пути много маленьких симпатичных городов.

Динан – город 16-17 века, прекрасно сохранился. Там мы пробыли 3 ночи в отеле Résidence hôtelière Club MMV. Номер представлял из себя живописную мансарду с кухней в историческом здании (см. лирическое отступление). До центра – 3 минуты на машине. Каждый день делали радиальные маршруты по Бретани, а вечером гуляли по Динану. К тому же, в этом отеле есть маленький крытый бассейн – очень приятно поплавать после насыщенного туристского дня.

Путешествие по маршруту Сан Мало – Канкаль – Динар заняло целый день, хотя расстояния плёвые. При планировании маршрута очень советуем изучить расписание приливов и отливов на сайте и, по возможности, в соответствии с этим выбрать даты поездки, иначе можно это знаменитое явление и не увидеть. С утра пораньше выехали в Сан Мало, был почти максимальный прилив. Посмотрели на затопленный берег, прогулялись по городу и направились в Канкаль. В Канкале есть прекрасный пешеходный маршрут с видами, он идёт вдоль берега и спускается к порту. Если поставить машину возле туристического офиса, то надо обойти собор и повернуть налево – там и будут указатели на этот маршрут. Изюминкой Канкаля является устричный рынок в порту. За более чем умеренную плату можно купить устрицы и тут же немедленно съесть, кидая раковины себе под ноги, как и тысячи туристов. Советуем взять с собой лимон и выпивку с одноразовыми стаканчиками. Правда, если забыли – тоже не катастрофа. Лимон, во всяком случае, вам продадут и на месте. Приятного аппетита! За несколько часов, проведенных нами в Канкале, море ушло. Вернулись в Сан Мало на то же место посмотреть на отлив. Совершенно потрясающее впечатление!

Наконец, насладившись отливом, можно подъехать в Динард – очень симпатичный тусовочный городок с казино. Там проводятся кинофестивали и в самом центре у пляжа стоит памятник Хичкоку. День в Бретани длинный, по настоящему теплеет во второй половине дня. Мы даже пожалели, что не взяли купальные принадлежности – стало на удивление тепло и солнечно, и можно было тут же под Хичкоком искупаться.

Поездка Сен-Бриё – Берег розового гранита – тоже на полный день. Сен-Бриё особо не впечатлил, можно его и пропустить. Берег Розового гранита очень хорош, отличается поразительными видами, интересной природой – все растения как будто прибиты ветром. В прибрежных городочках жизнь протекает по-курортному неторопливо. И хоть ресторанчики здесь не закрываются после 14.00, на обед надо закладывать не менее двух часов – обслуживание очень медленное. Вечер, как обычно, провели в Динане – спустились к марине.

Мон-Сен-Мише́ль, переезд в Нормандию. Утром выехали в Нормандию. Снова было солнечно и тепло, что в сентябре для этого региона – редкость. В Мон-Сен-Мише́ль надо постараться прибыть раненько, пока нет толпы туристов и можно ходить не толкаясь. От стоянки ходит бесплатный шаттл, но можно пройти и пешком – минут 40. На входе советуем купить путеводитель на русском языке – цена 6,5 евро. Он содержит карту, которая всё равно нужна о отдельно стоит 3,5 евро. На посещение особо много времени не требуется - погулять по улочкам и посетить аббатство. Также, если попадёте в удачный день, интересно наблюдать за морем. Был небольшой прилив, и крепость была поначалу окружена водой, которая постепенно начала уходить. Было решено отобедать оставшимися продуктами – у нас после Динана остались сыр, креветки, хамон. На выезде из Сен Мишеля заехали на ближайшую ферму, купили бутылочку сидра и тут же на лавочке под неё пообедали – просто лепота!

По прибытии в Байо сразу отправились в музей гобелена – обязательно для просмотра! Гобелену уже почты тысяча лет, он создан в 1070-е гг. и рассказывает о завоевании норманами Англии . Есть замечательный аудиогид на русском языке. Сам городочек крохотный, в центре – очень красивый собор, пара интересных улиц. Много времени на осмотр не требуется. Затем выехали к пляжу Омаха – месту высадки американцев в июле 1944 года. Будете долго смеяться, но их тут любят и уважают! Во всём чувствуется приближение 70-й годовщины, всюду флаги стран-участниц. Вдоль берега – монументы, музеи, памятные знаки, буквально в каждом месте, где что-то происходило. Уже вечерело, но было тепло. Поэтому, переодевшись в машине, мы искупались в Ла-Манше, чем вызвали нездоровый интерес туристов на берегу.

Байо был первым городом, освобождённым в результате Нормандской битвы. С утра посетили тематический музей (Musée Mémorial de la Bataille de Normandie) и английское мемориальное кладбище. Как тут ухаживают за кладбищами – просто нет слов. Почти все могилы с именами, иногда встречаются веночки и записки от родственников. Но и каждому неизвестному солдату положена отдельная могила и свой индивидуальный памятник… Снова, уже не впервые во Франции, стало стыдно за нашу бывшую родину. Затем через пляжи высадки союзников (англичан, французов, поляков, канадцев) и маленькие симпатичные городки двинулись вдоль моря в Трувиль. Довиль и Трувиль – элитные курорты Нормандии. Довиль – более тусовочный, Трувиль – менее. Мы сняли нижнюю квартирку-студию с кухней на вилле в Трувиле, в нескольких минутах ходьбы от центра города, казино, ресторанчиков и рыбного рынка. Последнее обстоятельство было использовано нами в корыстных целях – продолжение завтрака в виде свежих устриц каждый день состоялось именно там.

Мост Нормандия – Онфлёр – Этрета. С утра отправились в Онфлёр, а потом, через знаменитый мост Нормандия – в Этрету. К сожалению, не доехали до Фекама, было уже поздновато, а мы собирались вечер посвятить Довилю. Онфлёр – очень симпатичный старинный городочек, за час сделали круг по центру - и дальше в путь. В Этрете творил Клод Моне, копии картин со знаменитыми дырявыми скалами выставлены тут же на пляже, где можно эти самые скалы и в натуральном виде лицезреть. Кому позволяет здоровье, может подняться на скалы, откуда открывается чудесный вид на бухту и город. Туда проложены лесенки. Если есть желание сфотографировать мост Нормандия, то со стороны Гавра перед мостом есть зона отдыха со смотровой площадкой. Вечер провели в Довиле. Видимо, его роль во Франции сродни Юрмале в Советском Союзе – курорт северный, нежаркий, но понтов много. Крошечный вылизанный кинофестивальный городок, как с картинки. На пляже – знаменитые кабинки с именами кинозвёзд

Дорога сыров и кальвадоса: Ливаро – Лизьё – Пон –л"Эвек. В Пон –л"Эвеке на северном въезде находится фарбрика кальвадоса Пьер Маглуар. Экскурсия с дегустацией стоит всего 3,3 евро. Всё, конечно, по-французски. Но можно попросить буклет на русском языке. Кроме того, и фильм, который демонстрируют вначале, тоже по просьбам публики сопровождается русскими субтитрами. В конце экскурсии, как водится, наливают – то, что попросишь. Можете не стесняться. В Ливаро находится фабричка по производству сыров. Вход бесплатный. Через окна открывается вид непосредственно на сам производственный процесс. По окончании осмотра можно посетить магазинчик, попробовать все сыры и купить, что понравилось. Нам, например, очень пришёлся по вкусу сыр Нефшатель…Открытием поездки стала базилика в Лизьё – место паломничества к святой Терезе. Мы относимся к другой конфессии, поэтому впечатлились только масштабностью здания и количеством паломников из разных стран мира. С историей же святой Терезы пришлось уж знакомиться в интернете, по возвращении домой.

Вечер был посвящён казино Трувиля. Ставки невысокие: Блек-Джек – 5 евро, рулетка – пол-евро. Народу было очень мало – не сезон. Форма одежды – свободная.

Руан. Это просто супер-город, жемчужина Нормандии. Просто гулять – и наслаждаться жизнью. Дополнительно – две рекомендации. Ресторан Корона, основанный в 1385 году. Находится напротив собора Жанны Д"Aрк. Стены увешаны фотографиями знаменитостей, бывавших здесь. Это, к примеру, Грейс Келли, Софи Лорен, Брижит Бардо, Серж Гинзбург, Сальвадор Дали, Жан Поль Сартр – и это только малая часть, кого навскидку смогли опознать по фото. Но дело не только в понтах. Действительно очень вкусно! Цены, конечно, не из дешёвых. Но для особого случая, а у нас такой был – не так уж страшно. А удовольствие – огромное. Кроме того, господа, в ресторане Корона дают уроки хорошего тона. Когда мужчина приходит с дамой, то меню вручают обоим. Но, внимание, женский вариант – без цен!!! Дама не должна отвлекаться на такие глупости, как цена, она просто выбирает то, что ей нравится! Второе. Вечером, когда стемнеет, на фасаде руанского собора проводится световое шоу. Мы о нём ничего не знали и случайно увидели по дороге из ресторана в гостиницу. Советуем узнать о времени и днях проведения в туристическом офисе. Очень красиво и необычно!

По дороге из Руана в Париж заверните в Живерни – дом-музей Клода Моне с садом. Сад поражает буйством красок, там же находятся пруды с увековеченными художником кувшинками и водяными лилиями. Только на мостике, вместо него, толпятся туристы с камерами. Можно в хороший день долго гулять и наслаждаться.

Наконец, Париж – заключительный пункт нашего путешествия. Мы здесь не впервые. Вышли из гостиницы с утра – вернулись к ночи, сделав за день 18 километров пешком по любимым местам. С остановками, конечно. Об этом городе написаны тома. Совет касается только ночёвки. Очень удобно, что отель Ibis, наша многолетняя палочка-выручалочка, находился рядом с Эйфелевой башней на бульваре де Гренель. Если есть возможность заказать заранее – очень рекомендуем, цена недорогая для такого места – 79 евро, и ещё 19 нам обошлась стоянка за сутки. Если кому интересно – буквально напротив вход на станцию метро. Вышли в поисках завтрака, осмотрели окрестные заведения и вернулись завтракать обратно в гостиницу. За 9,5 евро Ibis накрывает довольно разнообразный и вкусный шведский стол.

Ноу-хау! Самолёт у нас был утром. Поэтому решили заночевать в Орли в бюджетном отельчике "Премьер-Класс", там их много разных на одном месте. Этот подход себя полностью оправдал. Спокойно, поздно вечером, без пробок и нервотрёпки, переехали из центра в Орли. Парковка здесь бесплатная, до аэропорта – 5 минут, не нужно вставать за 5 часов до вылета. А поесть можно тоже в одном из двух Ибисов, они тут рядом и за ту же цену продают завтрак для всех, не только для своих постояльцев.

Кстати говоря, в Байо мы тоже жили в отельчике сети "Премьер-Класс". Простенько, но дёшево, всегда со стоянкой, рядом обычно находится отель Campagnile, где можно позавтракать. Если вам только переночевать – неплохое решение.

Бензин стоил в районе 1,5 евро за литр.

Желаем всем приятного отдыха!