Сирены — губительницы моряков из древнегреческих легенд. Сирены

Сиреной называют птицу с женской головой. В мифах она известна как соблазнительница моряков. Атрибутами сирен являются лиры и флейты - музыкальные инструменты, олицетворяющие чувственный соблазн.

Сирена символизирует искушение, совращение женщиной, обман, отклонение мужчины от его подлинной цели; прельщение притягательностью преходящего, ведущее к духовной смерти; душу, пойманную чувственными соблазнами. Это также символ похорон.

В Египте птицы-сирены считались душами, отделенными от тел. В греческой мифологии это злые души, жаждущие крови.

Сирены считаются намного опаснее своих мифологических двойников-русалок : они искушают людей прекрасным пением, чтобы уничтожить их.

В славянской мифологии аналогом сирен, но куда более положительным, являются вещие человеко-птицы - сирины (Сирин, Алконост, Гамаюн), умеющие предсказывать будущее и вызывать дождь.

Сирены (Σειρήνες), в греческом мифотворчестве демонические существа, морские музы, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которою скрываются острые утесы или мели. Сирены были рождены речным богом Ахелоем и музами: Терпсихорой, Каллиопой (Аполлоний Родосский, IV 892-898), Мельпоменой или дочерью Стеропа (Аполлодор, I 3, 4; I 7, 10).

Отцом сирен также считали морского бога Форкиса, а матерью Гею. По Гомеру, сирен было две; позднее называли трех сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Тельксиэпея или Парфенопа, Лигея и Левкосия. В греческой традиции считается, что в демонов сирен превратила Деметра за то, что они не пришли на помощь Персефоне, когда ее похищал Аид. Некоторые греческие авторы утверждают, что это сделала Афродита за то, что они пренебрегали любовью. Однажды сирены вызвали на состязание в пении муз. Одержавшие победу музы выщипали у них перья и носили их как украшение, поэтому сирены не могли летать. Они жили на острове, усеянном костями и высохшей кожей жертв их сладкоголосого пения.

Первые упоминания о сиренах имеются в гомеровской Одиссее. Они обитали на западе, на острове между землей Цирцеи и Сциллой, и здесь, сидя на цветущем прибрежном лугу, чарующими песнями заманивали плывущих мимо путников, которые, забыв все на свете, подплывали к волшебному острову и погибали вместе с кораблями. Лишь благодаря предостережению Цирцеи, Одиссей избег коварных сирен. Он приказал привязать себя к мачте корабля и повелел залить воском уши своих товарищей (Гомер, Одиссея, XII, 39; XII 166-200).

В послегомеровских сказаниях (например, в "Аргонавтике" Аполлония Родосского, IV, 893) сирены изображались девами чудной красоты, с очаровательным голосом; звуками своих песен они усыпляли путников, а затем раздирали их на части и пожирали. Когда аргонавты плыли мимо острова сирен, Орфей заглушил их голоса своим пением и игрой на лире; один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасен Афродитой, поселившей его в Лилибее (Аполлоний Родосский, IV 900-919). В послегомеровских мифах сирены представлялись в образе крылатых дев, или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Этот последний атрибут они получили по собственной просьбе, чтобы им было легче разыскивать по морям и островам их пропавшую подругу Персефону, после того как ее напрасно искали на земле.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдет мимо их острова, не поддавшись искушению; поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утесы. Поздние античные авторы определяли местонахождение острова сирен близ Сицилии и называли как таковое или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова, или остров Анфемузу. Сирен сближали с гарпиями и керами; они воспринимались даже как музы иного мира, их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превратились в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых располагалась на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса (Платон, Тимей, X 617). В древнеиталийском городе Сурренте существовал храм сирен; возле Неаполя показывали гробницу сирены Парфенопы.

Древний человек «населил» мир не только бессмертными богами, которые вершили судьбы, но и фантастическими существами. Одни из них хорошо относились к людям, помогали им, другие же, наоборот, таили в себе опасность. Такими существами, которые могли навредить человеку, были сирены. Мифология наделила их прекрасным голосом, удивительной внешностью и жестоким нравом. А жертвами их становились моряки, проплывающие мимо.

Исторические сведения

Сегодня сирена считается мифическим, то есть вымышленным персонажем. Раньше люди верили в их существование. Древние эллины описывали их как женщин-птиц, но уже в пятом веке некий автор утверждал, что эти существа были до пояса женщинами, а ниже пупка - птицами. В шестнадцатом столетии сирены считались полулюдьми-полурыбами. Альберт Великий утверждал, что лица их безобразны, зато голос был изумителен. Именно последний образ существ стал самым популярным, поэтому их именем назвали целый отряд млекопитающих, обитающих в море. Но был еще один образ, который ненадолго прижился в мире: деворыбоптичий.

Мифы древних греков

Итак, мы выяснили, как выглядят сирены. Мифология считала их существами, имеющими голову женщины, а тело птицы. Они приходились дочерями речному богу Ахелою и одной из муз (то ли Мельпомене, то ли Терпсихоре). Отец наградил их крутым нравом, а мать - изумительным голосом.

Но вначале были людьми все сирены. Мифология рассказывает, что это были прекрасные девушки, которые прогневили богов, за что и потеряли красивое обличье. По одной легенде, их наказала Афродита за высокомерие и гордыню, по другой - это сделали музы за то, что сирены вызвали их на певческое состязание.

Также вероятно, что эти дивные существа ранее были нимфами в свите Персефоны. Когда она вышла замуж за бога подземного царства и отправилась за ним в Аид, Деметра (мать Персефоны) превратила девушек в птиц. А может, они сами захотели превратиться, чтобы отыскать свою госпожу, ведь изначально Аид выкрал юную богиню. Люди отказались им помогать, тогда они в отчаянии удалились на остров и начали мстить.

Месть сирен

Изощренно мстили людям сирены. Мифология утверждает, что существа завлекали своими голосами моряков, а когда те приближались, то их корабли разбивались о рифы. Никто не мог устоять, поэтому они шли на верную смерть. Весь остров был усеян человеческими костями, а сирены продолжали петь, завлекая новых жертв.

Ни один корабль не мог проскочить мимо острова и остаться невредимым. которым удалось избежать злой участи, были аргонавты. Сладкая песня сирен была заглушена пением человека. Это легендарный Орфей, играя на своей кифаре, исполнял свою песню. Вторым мимо злосчастного острова сумел проплыть Одиссей. О существовании этих опасных дев царь Итаки знал, поскольку его отец Лаэрт был на борту «Арго», когда тот направлялся в Колхиду.

Одиссей хотел послушать песню сирен, но не имел права подвергать опасности свой корабль. Тогда он воспользовался хитростью: залепил друзьям уши воском, а себя велел крепко привязать к мачте. Товарищи не поддавались на просьбы Одиссея отвязать его - они не слышали ни царя, ни пения. Сами сирены, увидев, что их чары больше не действуют на людей, бросились в море и стали скалами.

Влияние на культуру

Читатель уже знает, как выглядела и что делала сирена. также рассказала о гибели этих дивных существ. В дальнейшем люди начали считать сирен музами ангелами смерти, исполняющими скорбные песни. В было модным изображать их на дворянских гербах, наделяя новыми чертами. А сегодня это красивый образ, который часто используется авторами жанра фэнтези.

Сирены, по поверьям мифологии Древней Греции, представляются морскими демонических существ.

Они все женского пола. Выделяют женщина-рыба и женщина-птица. Сирены получили в наследство от отца дикий стихийный характер, от матери - красивый Божественный голос.

Происхождение сирен

Отец сирен был морской бог Форкий или Ахелой. А их мать - одна из следующих муз: Мельпомена, Терпсихора, Каллиопа.

Превращения сирен в демонические образы

В основе послегомеровских поверий сирены были представлены в виде крылатой Девы с хвостом рыбы. Другим вариантом можно рассматривать Деву с телом птицы и ногами курицы. Вариантов, почему они имели именно такой облик, было множество.

Также некоторые поверье говорили о том, что сирены не только заманивали всех своим голосом, а также завораживали взглядом и игрой на различных музыкальных инструментах. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. После похищения Персефоны, спутницей которой они являлись, сирены долго кочевали и в результате своих странствий попали на землю Аполлона. Чтобы они не смогли помочь Персефоне, Демера превратила их в крылатых существ.
  2. Птиц из них создалибоги для того, чтобы они смогли искать Персефону.
  3. В птиц их превратила Афродита. Тем самым подвергая их лишить замужества.
  4. После похищения Персефоны, сирены долго ее оплакивали и, придя к скале Аполлона, стали птицами.
  5. Сирены и мореплаватели.

В послегомеровских сказаниях образ сирен представлен в виде красивой Девы с мягким, сладким, очаровательным голосом. В результате своего сладострастного пения они усыпляют путников. После того, как путник окунулся в глубокий сон, сирены его раздирают и пожирают. Таким образом, они губили людей, которые, услышав чарующее пение, забыв обо всем, подплывали к острову, где обитали сирены, и находили там свою смерть. Весь остров сирен был покрыт костями и высохшей кожей их жертв.

Гибель сирен

По повериям было предсказано, что сирены погибнут, если хотя бы один спутник проплывет мимо них и на него не повлияет их сладострастное пение. Когда мимо острова с сиренами плыл корабль Одиссея, он приказал всем своим спутникам залепить уши воском, а себя попросил крепко накрепко привязать к мачте корабля.

Сиренам не удалось заманить Одиссея и его спутников в свое логово. Разгневанные сирены бросились в море и обратились в морские скалы или скинули свои перья и утопились в пучине морских вод. Так же своей гибели смогли избежать аргонавты. Они не услышали пение сирен, благодаря тому, что, плывший с ними Орфей играл на лире и сам распевал песни, тем самым заглушая пение сирен.

Сирен воспринимали как муз из другого мира. Нередко их изображали на надгробиях, могильных памятниках, стеллах.

Культ сирен

В городе Суррент находился храм сирен, а вблизи Неаполя представлена гробница сирены Парфенопы. По поверию данный город был назван в честь ее. На месте нахождения гробницы были совершены жертвоприношения. Место обитания сирен. Владычицы морских вод. Основным местом обитания считался остров Анфемоэсс. По другим повериям сирены нашли свое пристанище в сицилийском мысе Пелор, Капрее, Сиренузских островах, на мысе Пелориады, Сиренуссе.

в древнегреческой мифологии - полуптицы-полуженщины, обитавшие на острове у берегов Южной Италии. Чарующим пением они завлекали мореплавателей к своему острову, усыпляли их, а затем пожирали.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СИРЕНЫ

Девы на острове западного моря, находящемся между островом Кирки и Сциллой; они привлекали своим приятным пением проезжавших мимо и вовлекали их в погибель. Они сидят на усеянном цветами лугу и вокруг них лежат груды тлеющих до костей мужских трупов, кожа которых везде стягивается. Опасность заключается только в их пении, так как оно привлекает моряков к гибельному берегу. Ноm. Od. 12, 39 слл. В них видели то соблазнительных муз моря, то действующих при помощи магической силы пения волшебниц, или же простую сказку моряков, или нравственный принцип (Welcker III, 164), или чарующие божества, или, наконец, демонов разложения. Имя их подходит к слову??????? (Sirius), обозначающему приносителя жары; оба слова ведут к одному понятию, а именно к понятию света и горения; они - божества жгучести, засухи. Но это не возвращающийся ежегодно жар, который обозначает Сирий, но утомляющий, убивающий все живое и принимающийся за выродок земли зной (сирокко). Действия их - тишина ветра, гниение кожи. Они пользовались культом около Суррента, в Этолии (где отцом их называется Ахелой) они были спутницами Персефоны до ее похищения в Сицилии. В самом древнем виде они представляют большую, неуклюжую птицу с женской головой - откуда и происходит их пение и знание. Уже у Алкмана они представлены поющими существами. Печальный, жалобный характер их пения наводил на мысль сравнивать их пение с плачем об умерших (???????) на могилах. Платон приводит их в связи с гармонией сфер. Со времен александрийских ученых отцом С. постоянно является Ахелой, а у более древних писателей - Форк. У Гомера упоминается только о двух, более поздние же принимают обыкновенно три С.; имена их: Парфенона, Левкосия и Лигея; или также: Фельксиепея, Мольна, Аглаофема. Наконец, у римлян с ними связано понятие прельщения и соблазна (impoba Siren desidia, Horat. Sat. 2, 3, 14). Когда Одиссей проезжал мимо них, то он залепил своим товарищам уши воском, себя же самого приказал с незалепленными ушами привязать к мачте. Ноm. Od. 12, 158 слл. Когда аргонавты проезжали мимо С., то Орфей запел ответную песню. Т. к. они, согласно предсказанию, могли жить только до тех пор, пока кто-нибудь не проедет мимо них не прельстившись, то они бросились из-за Орфея или из-за Одиссея в море и превратились в утесы. Более позднее предание представляло их существами, верхняя половина тела которых была женская, нижняя же - птичья. Они получили форму птиц для того, чтобы искать Персефону. Ov. met. 5, 552 слл. Позднее перевели их на местопребывание на мыс Пелорский или так называемые Сиренузские острова при входе в залив Посейдонский или на Капрею. Храм С. был при Сурренте, а гробница С. Парфеноны под Неаполем; у последнего ежегодно устраивался бег с факелами. Искусство изображает их первоначально птицами с женской головой, затем женщинами с птичьими ногами, наконец, женщинами в длинных одеждах. На гробницах находят много изображений или в форме рельефов, или в виде статуй. Их изображают как вдохновенные существа, с лирой и флейтой. ср. : Schrader, die Sirene nach ihrer Bedeutung und K?nstlerischen Darstellung, (1868).

Всё о мифологических Сиренах

Сирены— в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен».


Происхождение


Отцом сирен считали морского бога Форкиса, или они — дети Ахелоя и одной из муз: (Мельпомены, или Терпсихоры, или Каллиопы), либо дочери Стеропы или Геи, либо дочери Форкиса и Кето.


Превращение


В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами. Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик.

Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц.

По совету Геры они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки, которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите. Зевс выделил им остров Анфемоэссу.


Сирены и мореплаватели


Также определяли местонахождение их острова близ Сицилии и называли как таковое, или сицилийский мыс Пелор, или Капрею, или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону, их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс.

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире). Один из аргонавтов Бут бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой, поселившей его в Лилибее.


Гибель сирен


Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в "Одиссее". Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв. Погубили многих людей, чьи кости белели на лугу. Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями. Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи: он залепил уши своих спутников воском, а самого себя велел привязать к мачте.


Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея, они бросились в море и обратились в утёсы, либо сбросили перья и утопились. Впрочем, они также упоминаются в мифах про Аргонавтов, которые смогли проплыть мимо благодаря чарующей музыке Орфея.


Истолкования


Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида. Дионис назвал Софокла новой Сиреной.

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Находятся в Аиде. Также они связаны с гармонией и Дельфами.

По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом.