Заместитель начальника псковской таможни шубин. Виртуальная выставка «Псковская таможня


Новость о задержании замначальника Псковской таможни Сергея Шубина за крупную взятку полтора месяца назад в Петербурге потрясла всю таможенную систему. Начальника повязали в ресторане с 10 тысячами долларов в портфеле. Шубин сначала отказывался признавать вину, однако после общения с силовиками написал чистосердечное.

Сразу после случившегося стали выдвигаться версии. Говорили и о том, что Шубина подставили свои же, и о том, что это дело рук представителей бизнеса, для которых таможенного босса было легче убрать, чем о чем-то договориться. Ясно одно: арест такой значимой фигуры в таможенном мире кому-то был нужен.

Как сообщило издание Mos. News, по данным источника в правоохранительных структурах, такой «ход конем» был выгоден совладельцам мультибрендовой компании «BNS group» Игорю Нефеденкову, Юрию Сычёву и Александру Бугаеву. Они построили свой бизнес на том, что ввозили в Россию одежду известных марок. От Armani до CALVIN KLEIN. С 1997 года BNS group практически захватил модный рынок в России. Сегодня BNS group насчитывает более ста магазинов по всей стране. То есть именно эти трое одевают нас в дорогие и модные вещи. Все эти многомиллионные поставки, естественно, проходят через таможню. Возможно, не всегда легально, т.е. обходя законные процедуры и, соответственно, избегая отчисления в бюджет. Ещё в 90-е бизнес, замешанный на криминале, стал массово проникать в таможню.

Создавались собственные терминалы, через которые подчас свободно проходил контрафакт. BNS group пошел тем же путём. Так, Нефеденков вместе с Бугаевым и Сычевым вошли в состав учредителей ТЛТ «М-9» - таможенно-логистичекого терминала, расположенного вблизи границы России с Латвией. После чего ими была создана фирма «Таможенный центр М-9». На директора таможенного центра поставили подставное лицо - менеджера Павла Пояркова. Вот этот Поярков и сыграл роковую роль в шахматной партии. Мужчина поехал в Питер и встретился с Шубиным, якобы для передачи ему денег. Поярков указал, что дал таможеннику взятку.

Подлинные детали этой встречи остаются за кадром, однако сразу после того, как Поярков покинул зал, в заведение ворвались силовики. Ошарашенный Шубин пытался объяснить, что наличность в портфеле принадлежит предпринимателю и ни о какой взятке речь не идёт. Однако Поярков с козырями в руках утверждал совершенно обратное.

Владельцам BNS group было очень выгодно разыграть комбинацию и убрать Шубина, ведь теперь все их каналы открыты для поставок товара из Европы. И, похоже, здесь дело уже исчисляется не 10 тысячами долларов, а неиссякаемыми миллионами.

После задержания Шубина в подконтрольном ему ведомстве царит хаос. Сотрудники Псковской таможни в полголоса и в полной уверенности рассказывают об интересах Пояркова и его покровителей. Работники ждут новое начальство и уверены, что Поярков и его боссы сделают все, для того, чтобы в кресле замруководителя оказался их человек.

По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.

Вот так красиво, романтично начинается стихотворение поэта Эдуарда Багрицкого «Контрабандисты», написанное в 1927 году. Стихотворение о ежедневной прозе, пожалуй, любого таможенника, в любых местах, где мало-мальски проглядывается государственная граница. Граница Польши – не исключение. Контрабанда, как явление, сама по себе – один из признаков государства, так как само определение заключает в себе всю суть процесса незаконного перемещения чего-либо через границу – contra – против и bando – указ властей (итал. яз.). Почему это слово имеет именно итальянские корни? Возможно, потому что и сам процесс незаконного ввоза, так широко использующийся желающими нажиться в нашей с вами современности, пришёл к нам из Древнего Рима. По некоторым данным, в Рим (Древний, разумеется), в обход различных законных норм, в сосудах для оливкового масла нелегально ввозилось – естественно, выдаваемое за оливковое масло – вино. Как сказали бы сейчас – не обложенное акцизой. Так что история контрабанды длинна и занятна.

Таможня... находит добро

В современном мире контрабанда представлена в самом широком объёме. Она наносит огромный ущерб бюджетам любых стран, даже считающихся развитыми. Ведь в них тоже процветает этот вид незаконной деятельности. Побороть контрабанду не так-то просто. В основном, серьёзным успехом считается удержание её на возможно низком уровне. И дело не только в том, что в этом преступном бизнесе задействованы нечистые на руку чиновники или криминальные структуры, дело ещё и в азарте порой самых простых людей. Львиную долю польские таможенники изымают у обычных граждан, которые решили рискнуть и, если удастся, разжиться парой тысяч незаконных злотых. Таможенники признаются, что порой сами удивляются изобретательности попавшихся контрабандистов. Это в равной степени касается и простых мелких жуликов, и крупных партий, в логистике которых задействованы крупные банды.

To jest moja banda, а to jest – kontrabanda...

В Польшу, по сложившейся многолетней традиции, везут сигареты, водку, горючее. Хотя нет, водку всё же уже везут реже. Цена на неё в «странах-экспортёрах» примерно сравнялась. А в России – так и вообще стала выше. Да и судя по изъятым в последнее время Таможенной службой Польши партиям алкоголя, он имел признаки скорее контрафакта, чем контрабанды. И, действительно, в результате совместных мероприятий таможни и полиции внутри страны были ликвидированы подпольные мини-заводы алкогольной продукции. Но вот бензин, а чаще дизель, возят достаточно регулярно. В приграничной зоне Речи Посполитой появились даже нелегальные заправки. Правда, и их довольно скоро ликвидировали. Особой изощрённостью отличаются перевозчики сигарет. Наркотики стоят в этом списке отдельно, но и без них не обходится. Недавно польская полиция задержала крупнейшую в истории партию кокаина . Давайте же посмотрим, какие способы используют амбициозные перевозчики.

Классика жанра

Контрабанду, пожалуй, можно сравнить с музыкой: кому-то нравится это явление, кому-то – мешает жить; кто-то получает от неё доход, занимаясь этим профессионально, записывая альбомы, к примеру, а кто-то – просто потребляет продукцию, предложенную композитором. Так и с контрабандой. Здесь есть свои виртуозы-исполнители, есть композиторы, а есть и те, кто с удовольствием потребляет продукт контрабанды. Со стилем и жанром всё тоже как в музыке. Кто-то любит посовременнее, кто-то – отдаёт предпочтение классике. Кто-то везёт кокаин на подводной лодке, или при помощи самолёта-беспилотника, что, несомненно, ультрасовременно, кто-то, словно поклонник мазурок, полонезов и прелюдий Шопена, раз за разом возвращается к бессмертной классике способов перевозки незаконных табачных изделий. Взять, к примеру, вот этих господ на грузовиках




Этот метод стар, как сама история седельного тягача. Но это не значит, что от него кто-то отказался. Да и нельзя отрицать, что при удачном для контрабандиста стечении обстоятельств этот дедовский способ приносит неплохой куш. Не так давно во вскрытом тайнике одной из фур, направлявшихся в Польшу, таможенники обнаружили 26 тысяч пачек сигарет без польской акцизной марки. Оценочная стоимость партии, по подсчётам стражей границы, находилась в пределах 240 тысяч злотых (прим. 55 тысяч евро). Если бы дело выгорело, выгода от закладки была бы очевидна.

Но если заварить сигареты в раму или скрытые полости, это ещё хоть как-то требует времени и умения замаскировать тайник, то выполнить нехитрую вулканизацию, используя для этого вместо воздуха сигареты, много ума не требует. Казалось бы, метод давно потерял прежнюю эффективность из-за своей попсовости, но ведь блажен, кто верует...



Все знают, что компания Мерседес выпускает достойные автомашины. Технически оснащённые и до известной степени надёжные, они вот уже много десятилетий являются незаменимыми помощниками как простых граждан и госструктур, так и контрабандистов. При вскрытии тайников в микроавтобусах этой марки у таможенников складывается впечатление, что на заводе работает целая команда инженеров, аффилированных с контрабандистами – так аккуратно тысячи пачек сигарет вписаны в рельефы интерьера и в технологические полости машин. Но это, конечно же, не так. Просто инженерная мысль перевозчиков нелегального груза идёт в ногу с профессионалами автоконцернов. А порой и ещё дальше.



Те, кто хоть раз ездил на машине через в Польшу на машине, могли заметить целые очереди из Фольксвагенов Пассат третьей и четвёртой Б – серии. Эта неприхотливая и надёжная машина настолько полюбилась контрабандистам, что ездить на ней через границу стало почти равносильно, что заявлять – вот он я, досмотрите меня. Эдакий кконтрабанд-ваген. Правда, это не останавливает тех, кто потом ссылается на проблемы с запуском зимой. Дизель, говорят: приходится дооснащать автомобиль теплоизоляцией капота





Ну и некоторым недостаточно заводской шумоизоляции днища. Вот ведь! И это приходится дорабатывать!

Ну а есть просто дерзкие парни, которые считают, что прятать что-то им не к лицу.

Но всё это следует воспринимать как прелюдию к тому, с чем ещё встречаются таможенники на границе Речи Посполитой. Случаются и совсем незаурядные вещи. Гений технической контрабандистской мысли и смекалки порой просто зашкаливает. Причём, как ни странно, речь не о каких-то дорогих наркотиках. Тот же кокаин с героином народ до сих пор банально возит в желудке. Таможенники аэропорта Фредерика Шопена за раз вытрясли из одного гражданина полтора килограмма наркотика на сумму 280 тысяч злотых

Так вот, нет! Хитро возят те же будничные сигареты. Вот, к примеру, на сцену выходит всё тот же Народный автомобиль, водитель которого пожелал продолжить движение в тот момент, когда недалеко от границы его попытался остановить мобильный патруль таможни. Пан спортсмен начал от стражей ввозных пошлин убегать. При этом некоторое время убегал он достаточно успешно. Как говорится, любая удача должна быть тщательно продумана. Наш герой неукоснительно следовал этому правилу, отчего заранее укомплектовал свой автомобиль гаджетом, достойным машины Бонда, а именно – дымовой завесой. Пришлось ли таможне звать на помощь отдел газодымзащиты, неизвестно, но фото беглеца с таможенником, стоящим рядом с машиной контрабандиста, как бы намекает, что погоня увенчалась успехом. Не в пользу последнего.

Следующий наш герой тоже имеет отношение к газам. На сей раз к привычному LPG. Тем, кто ездил через польскую границу на авто, не раз приходилось видеть (или испытывать на себе), как таможенники выборочно осматривают машины на предмет лишних коммуникаций под капотои или днищем. Часто подобное означает, что где-то спрятан дополнительный бак бензина. Но, как оказывается, не всегда бензина. У данного путника из Литвы вполне легальный баллон для газа был доверху заполнен сигаретами. Так как машина на табаке ездить отказывалась, пришлось доработать и эту систему. Для этого вполне сгодился баллончик от туристического примуса. На случай просьбы переключить на газ всё бы сработало. В баллоне от оригинальной системы уютно поместилась 1000 пачек сигарет. При более детальном осмотре оказалось, что и под бамперами также спрятаны нелегальные табачные изделия.

На ностальгии по старой и надёжной технике попался ещё один житель Литвы. Он возвращался домой через Польшу из длительной командировки. Находясь в рабочей поездке, гражданин на досуге пользовался старым телевизором. Плоские он считал ненадёжными, предпочитая «олдскул». Тем более, как оказалось, что олдскульный телеящик даёт больше чем 3D возможности. Ещё бы! В «плазме» или жидкокристаллической панели партию нелегальных сигарет не спрячешь, если только поштучно. Недалеко от несуществующей границы его остановила для проверки мобильная группа таможни. Они и оценили выбор техники.

Есть, конечно, и более простодушные, но не менее курьёзные случаи. Так, к примеру, ехавший в Польшу торт вызвал подозрение у стражей границы. Как выяснилось, не зря. Нехитрые манипуляции столовым прибором типа нож показали всю правоту польских таможенников – начинкой торта были всё те же сигареты.



Но всё вышеперечисленное, как видно из подзаголовка, стало уже классикой перевозки сигарет. Есть ещё более изощрённые варианты.

Прогресс не стоит на месте

Прогресс и в контрабандистской мысли не стоит на месте. Каждый день появляются всё новые способы провоза тех же сигарет.

Так, свентокшиские таможенники задержали состав-лесовоз с обычным, на первый взгляд, для этого вида транспорта грузом. Но при досмотре груз, а именно –деревоматериалы сосновые – оказался с примесью табака. В полостях стволов деревьев было спрятано 15 тысяч пачек сигарет, примерно на 200 тысяч злотых.

Также, поездом, в Польшу пытались доставить поребрики (они же –бордюры). И всё бы ничего, но таможню смутил необычный вес бетонных блоков. Им удалось также выяснить, к помощи каких добавок прибегли производители. Состав ноухау оказался весьма популярным: берём бетон, добавляем расфасованный в гильзы и пачки табак, получаем облегчённый поребрик. Всего «дорожное хозяйство» кого-то из подрядчиков в Польше недополучило с инновационной разработки по состоянию на 2009 год примерно 100 тысяч злотых:

Поистине титанический труд провели люди, решившие доставить десятки тысяч пачек сигарет в Польшу в обход её казны. Не то чтобы мы хвалили их конкретно за это, но упаковать сигареты в желобки, вырезанные в досках в количестве нескольких тысяч досок, – труд, достойный внимания. Внимание это было любезно оказано польской таможней, которая с успехом нелегальный табак изъяла.





Детские кружки моделирования не проходят даром. Не зря говорят: всё, что вложится в детей, в будущем пригодится. Пока страны разрабатывают беспилотники, способные нести некую полезную нагрузку, контрабандисты уже ими пользуются во всю. Один из таких самодельных аппаратов приземлился при помощи пограничников ФСБ России в Калининградской области, не долетев до точки назначения в Литве. Литва и её граждане часто попадаются в руки польских таможенников с контрабандными сигаретами из России. Такой маршрут нелегальных сигарет весьма популярен, так как у Литвы с Польшей пограничных пунктов контроля нет. Как оказалось, беспилотник взял на борт целую коробку нелегальных сигарет, а потенциально мог нести полезной нагрузки до 10 килограмм. Аппарат был оснащён GPS и прочей недешевой начинкой

Но есть и те, кто техническим уловкам предпочитает прикрытие различного рода организаций. Причём сами организации об этом не осведомлены, что естественно. Вряд ли в больнице в Любушском воеводстве, к которой приписана эта скорая помощь, возвращавшаяся из Литвы, знали, что она не пойдёт «порожняком». Водитель загрузили в неё сигареты на 70 тысяч злотых. Поистине – курение вредит.

Но верхом дерзости можно считать монахиню и ксёндза, передвигавшихся на машине с логотипом известной в Польше благотворительной организации. Таможенников не могло убедить то, что среди подарков от белорусских единоверцев пятнадцать с половиной тысяч пачек сигарет тоже предназначаются на нужды бедных и обездоленных. Смутило же сотрудников таможни то, что остановлена машина была в районе границы Польши с Литвой, а на вопрос, откуда едут священнослужители, те ответили, что из Белоруссии. Пасьянс не сходился и их попросили открыть багажный отсек. В багаже, кроме оплатков, игрушек и прочего скарба, и оказались те самые пресловутые сигареты на сумму в 170 тысяч злотых. Разумеется, что монахиня и ксёндз были поддельными, как и логотип на их транспорте. Никакого отношения к благотворительности и к духовенству они не имели, но в лице этой парочки Польша явно потеряла актёров. Пусть, как оказалось, и не самых лучших, но зато амбициозных.

Парни, музыка, наркотики...

Но сигареты – не единственное, что нечестные на руку граждане разных стран пытаются нелегально ввезти в Польшу или провезти через неё транзитом. Особую нишу контрабанды занимают наркотики. Прячут их не менее вычурно, чем сигареты. В последнее время всё более и более вычурно. Из задержанных на польской границе партий особенно выделились несколько. Приведём их здесь.

История с кокаином и героином в желудке уже мало кого удивляет. Скорее, удивляет то, что кто-то ещё так возит. Но раз возят, значит, шанс провезти остаётся высоким. Однако к более утончённому способу провезти героин прибегли контрабандисты, отправившие зельцесон (колбасное изделие) в посылке в Испанию. Таможенников смутило наличие только номера телефона на бандероли вместо стандартного адреса получателя. После вскрытия коробки внутри была обнаружена сумка-холодильник с колбасой. Дополнительное подозрение вызвала её просроченность и та забота, с которой просроченная колбаса была заморожена и упакована. Несмотря на то, что в Испании зельц наверняка ждали истосковавшиеся по родной колбасе земляки, решено было колбасу безжалостно вскрыть. После нескольких движений ножом оказалось, что производитель добавил в состав не только крахмал, но также и героин. Всего 48 граммов наркотика.

А вот посылка из Ирана, в отличие от колбасы, могла храниться вечно. Персидские ковры вообще отличаются отменным качеством. Как и афганский героин, который был спрятан, а точнее – воткан в структуру ковра. Сотрудники Центрального бюро расследований Польши и польской же таможни были немало поражены искусством и усидчивостью тех, кто упаковывал наркотик в тончайшие трубочки, а затем вплетал их в ковры. Задержанный получатель ковров обвинения в причастности к грузу отверг, заявив, что ковры он должен был лишь передать. В прокуратуре ему, впрочем, не поверили и приготовили делопроизводство, адекватно отвечающее партии в 15 килограммов героина стоимостью на чёрном рынке до 15 миллионов злотых.




На фоне контрабандистов, попадающихся в руки польских таможенников, их коллеги из Латинской Америки, пытающиеся перевезти нелегальные грузы в США или ещё куда-нибудь, выглядят порой полными любителями. Не считая, конечно, «фарфорового сервиза» из чистого кокаина и «гипсовой» статуэтки Санта Клауса из специфического гипса, произрастающего в солнечной Колумбии. Отличились и наркодельцы, переправлявшие кокаин в подлодке – в начале материала мы не шутили на этот счёт. Но всё же многие там пытаются провезти контрабанду способом, который автор этого материала лицезрел в начале 90-х на перегоне Брест – Тересполь. Там творилось неописуемое. Девушки из худеньких преображались в пышнотелых, наматывая на себя пакеты со спиртом. До поры до времени, ведь потом появились таможенницы-женщины и этот номер проходить перестал и, казалось бы, должен был кануть в Лету, ан нет – кто-то всё ещё пользует старые наработки.



Подытоживая, хочется отметить, что контрабанда, может быть, является не только головной болью стражей границы. Она – настолько привычное явление нашей жизни, что ей посвящают фильмы, стихи, как в начале материала, и даже песни. Приятного прослушивания (Внимание! Присутствует ненормативная лексика!)

Проверка Кингисеппской таможни завершилась указанием шефа ФТС России Булавина вскрыть 150 контейнеров. Это не очень законно, но ведь и контрабандисты говорят: "Мы сами устроили хаос". События переплетаются с могильной заварухой в Выборге. 47news почуял кадровые перестановки, после которых даже полковник Ястребов сойдет за демократа.

Столичная проверка Северо-Западного таможенного управления, куда, как известно, входят областные подразделения - Выборгская и Кингисеппская таможни, формально завершилась 3 марта. Кингисеппскую проверяли с пристрастием. Инициатором инспекции стал начальник Управления рисков и оперативного контроля ФТС России, полковник Филипп Золотницкий. Он в начале этого года убедил в необходимости действа руководителя таможенного ведомства страны Владимира Булавина. Выборг как раз сильно не ударили, но то, что произошло, может коснуться и его - после доклада о результатах началось вскрытие.

Так, в момент проверки, начавшейся в конце января, в порту "Усть-Луга" остановили контейнер, в котором, по декларации, должна была находиться китайская химия. Таможенный сбор за чистящие средства - три копейки. А в нем оказалась одежда из Турции. Этот факт стал верным поводом поинтересоваться содержимым следующих контейнеров. Так, еще в шести из них образовалась аналогичная проблема. Соответственно, ревизоры запросили данные отправителей тех контейнеров, что пока находятся на хранении в порту до подачи декларации. После этого началась подковерная паника, и только редкий коммерсант решил подать таможенную декларацию на свой груз. Как доходчиво объяснили журналисту в Кингисеппской таможне, "и тут порт встал".

Заметим, что по правилам только несколько дней груз хранится бесплатно, а затем идет аренда по возрастающей. Но никто в порту не торопился платить. Что стало бы подозрительно даже дилетанту.

На что сотрудники центрального аппарата ФТС, не имеющие пока права вскрывать контейнеры, которые отстаивались в особой зоне порта, подтащили специальные весы. Замеры показали, что многие контейнеры весят больше, чем заявлено в так называемом "коносаменте", где указан код товара, вес, описание, отправитель и получатель. Например, в одном не 7 тонн, а 17. В другом, не 23 тонны, а 10. Затем сотрудники привезли мобильный комплекс, а проще говоря, рентген. Просвечивание только подчеркнуло подозрения. Так что на финансовый ужас фразы "Порт встал", они теперь отвечают с иронией: "И ясно почему".

Таким образом, по максимальным данным, в порту столпилось под 400 "испуганных" контейнеров, а по минимальным - 150. Заметим, что самого влиятельного бизнесмена Петербурга Дмитрия Михальченко лишь нескольких контейнеров с элитным алкоголем. А еще подмигнем и скажем, что, по данным 47news, часть остановленных контейнеров шли в сторону крупной логистической компании, принадлежащей тоже очень известному в Петербурге бизнесмену по имени Вадим.

В результате, на днях на итоговой справке глава ФТС Булавин поставил эмоциональную резолюцию. Так, начальнику СЗТУ Александру Гетману дано указание: "Не допустить контейнеры к обратному вывозу за рубеж". Если честно, то если здравый смысл в этой строчке и есть, все же она безграмотна. У ФТС нет полномочий задерживать груз в точке хранения.

Другое дело, что накал возмущения, говорят, таков, что фактически вскрытие началось. По данным нашего издания, уже выписаны предписания на вскрытие 150 контейнеров. А по информации, требующей подтверждения, схожие процессы могут начаться и на Балтийской таможне. Вот так сегодня задеты интересы контрабандистов в двух стратегических перевалочных базах - "Порту "Усть-Луга" и "Большом порту "Санкт-Петербург".

Теперь некоторые будут вынуждены срочно отправлять груз за границу, менять наименование лавки отправителя и получателя. Короче, хлопоты и траты.

В теневом мире, конечно же, есть логичные объяснения этим движениям. Так, один из игроков, который не готов платить все таможенные пошлины, да и бороться за цитирование в СМИ, прокомментировал происходящее журналисту: "А потому что мы сами устроили хаос, который перешел все границы. На черном рынке цена доставки "ящика" со шмотками из Китая упала уже до 20 тысяч долларов, хотя одних платежей должно быть под 100 тысяч долларов. Считайте сами - от пяти до семи долларов за килограмм, если официально. Вот казна и опустела, а таможня в Москве это видит, понимает и звереет". Мы же не смогли не задать такому эксперту вопрос о Выборге. Он так прокомментировал и начальнику Выборгской таможни Александру Ястребову, о которых наше издание несколько раз писало с таким упоением.

По блатному можно?
- Будем только рады, - согласился журналист.
- Гайки закручивают, а деньги неси.
- И каковы перспективы?
- Рассчитаться за ужин скоро будет нечем.
- В каком смысле?
- Так это Выборг. Сидят в одном ресторане контрабандисты, таможенники и бандиты. Денег все меньше, а дань осталась прежней.
- Корректно ли эту туманную экономическую склоку сравнить с курсом доллара, который прыгнул в два раза, потянул за собой цены, а зарплата осталась такой же?
- Во-во.
- А как зовут этот "курс"?
- Так вы про него писали, - засмеялся собеседник.
Зато мы не писали про разговоры, начавшиеся благодаря как событиям в Выборге, так и мартовским итогам комиссии ФТС. Говорят, что начальника Выборгской таможни Ястребова могут повысить до первого зама СЗТУ. Ведь то, что на официальном сайте ведомства до сих пор стоит в первых заместителях Юрий Лямкин - не совсем правильно. Он давно отстранен еще до решения Дзержинского суда Петербурга. Если интересно, . Не корпоративный секрет и то, что и Ястребов, и начальник Кингисеппской таможни Сергей Слепухин считаются протеже начальника СЗТУ Александра Гетмана.

А вот на Выборгское направление планируется бросить начальника Псковской таможни, генерал-майора Светлану Степанову. Что касается ее характера, то славный город Выборг еще помянет . Со слов наших знакомых в Пскове, "Степанова может сама выезжать на задержания и лично вскрывать грузы".

Не Светлана Викторовна, а кошмар какой-то, - пообещал нам собеседник и чувствовалось, что он с ней знаком не понаслышке.

Евгений Вышенков,
47news

25 октября 1991 года был подписан Указ Президента РСФСР о создании Государственного таможенного комитета РСФСР. Насчитывающая несколько веков истории, отечественная таможня стала одним из первых государственных органов Российской Федерации. Через несколько лет в ознаменование заслуг таможенников в деле укрепления российской государственности Указом Президента Российской Федерации 25 октября объявлен Днем таможенника Российской Федерации.

В мае 1991 года - на основании приказа Главного управления государственного таможенного контроля при Совете министров СССР от 23.05.1991 № 173 была создана Псковская таможня. Приказами ГТК России от 11.02.2000 № 104, от 28.03.2000 № 238 к Псковской таможне была присоединена Пыталовская таможня. Приказом ГТК России от 27.11.2000 № 1068 была проведена реорганизация Печорской таможни путем ее присоединения к Псковской таможне.

С1 июля 2009 года на территории Псковской области действуют две крупных таможни: Псковская таможня , граничащая с таможенной территорией Латвийской и Эстонской Республиками, и Себежская , граничащая с таможенной территорией Республик Латвии и Беларусь.

Регион деятельности Псковской таможни: город Псков.
Районы: Гдовский, Дедовичский, Дновский, Красногородский, Новоржевский, Островский, Палкинский, Печорский, Плюсский, Порховский, Псковский, Пушкиногорский, Пыталовский, Струго-Красненский районы.

Площадь подведомственного региона равна 28010 кв. км с населением около 435000 тыс. человек.

Псковская таможня имеет внешнюю границу с Латвийской Республикой и Эстонской Республикой.

Протяженность внешней границы в регионе деятельности Псковской таможни составляет 470,7 км (с Латвийской Республикой – 223,7 км, с Эстонской Республикой – 247 км), в том числе сухопутной – 205,35 км; речной – 133,5 км; озерной – 131,85 км.

Псковская таможня расположена в регионе с высоким уровнем обеспеченности транспортной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, международный аэропорт).


Так, протяженность автомобильных дорог Псковской области составляет более 9 962 км, в том числе федерального значения – 764 км, территориального – 9 198 км. Через область проходит трассы Хельсинки – Санкт-Петербург, Псков – Киев, скоростная автострада «Балтия» (Москва – Рига, Псков – Рига, Псков – Таллин, Опочка – Полоцк).

В регионе деятельности таможни действуют 8 пунктов пропуска (автомобильных-5, железнодорожных-2, воздушных-1):

- «Убылинка» (российско-латвийский участок государственной границы) - многосторонний, автомобильный, грузо – пассажирский, постоянный;

- «Лудонка» (российско-латвийский участок государственной границы) - многосторонний, автомобильный, пассажирский, временный;

- «Шумилкино» (российско-эстонский участок государственной границы) - многосторонний, автомобильный, грузо – пассажирский, постоянный;

- «Брунишево» (российско-латвийский участок государственной границы) - двухсторонний, автомобильный, пассажирский, временный;

- «Куничина Гора» (российско-эстонский участок государственной границы) - многосторонний, автомобильный, грузо – пассажирский, постоянный;

- «Печоры-Псковские» (российско-эстонский участок государственной границы) - многосторонний, железнодорожный, грузо – пассажирский, постоянный;

- «Скангали» (российско-латвийский участок государственной границы) - многосторонний, железнодорожный, грузо – пассажирский, временный;

- «Аэропорт Псков» - воздушный, грузо-пассажирский.

В структуре Псковской таможни 9 таможенных постов: пограничных – 6 (т/п МАПП Убылинка, т/п МАПП Лудонка, т/п МАПП Шумилкино, т/п МАПП Куничина Гора; т/п ЖДПП Печоры-Псковские, т/п ЖДПП Скангали); внутренних –3 (Убылинский т/п, Печорский т/п и Псковский т/п).

На территории Псковской области действуют две крупных таможни: Псковская таможня, граничащая с таможенной территорией Латвийской и Эстонской Республиками, и Себежская, граничащая с таможенной территорией Республик Латвии и Беларусь.


Из истории Псковской таможни

Обычай таможенных сборов на Руси берет свое начало в 13 веке во времена активной торговли удельных российских княжеств с зарубежными странами. Торговый же расцвет Псковского края стал возможен благодаря вступлению его в Ганзейский союз . Издревле являясь порубежной, Псковская земля находилась на пересечении крупных торговых путей и представляла в то время своеобразные ворота, через которые на Русь шли иноземные товары. Например, ганзейцы везли к нам тонкие фламандские сукна, соль, сельдь, в случае неурожая, хлеб. У нас покупали меха, воск, мед, кожи, пеньку, лен. Торговля к обоюдной пользе сторон процветала. Успешно действовал новый порядок, который был прообразом современного таможенного контроля. Суть которого – установление различных сборов и пошлин, призванных пополнять казну удельного князя, а после централизации государства – государеву казну.

Участие в Ганзейском союзе способствовало приобретению Псковом славы одного из самых богатых городов северо-запада Руси. Обязаны этим псковичи были прежде всего мудрости правителей, понимавших, что достичь благоденствия обделенному природными ресурсами краю возможно лишь деятельной торговлей. Поэтому, способствуя ее успешному развитию, псковичи, по словам древнего летописца, «довольствовались столь умеренной пошлиной, что Ганза не могла нахвалиться их мудрым бескорыстием».

Слово «таможня» появилось на Руси в период монголо-татарского нашествия. Отправляясь в Орду, удельный князь получал разрешение на право управлять своей вотчиной – ярлык. На документе ставилась тамга – печать. Позднее процедура постановки печати – тамжение – стала производиться и при пропуске товаров. Место, где ставили печать, называлось таможней. Свое нынешнее значение это слово получило позднее.

Первые известные документальные свидетельства о деятельности таможни в Пскове относятся к середине 16 века. Это – Псковская таможенная грамота 1550 года и описание псковской таможенной избы. Грамота, выданная псковичам царем Иваном IV, предписывала где, сколько и каким образом собирать таможенные пошлины.

Согласно Псковской летописи, Псков середины 16 века уже не является вольным городом, который устанавливал свои законы и чеканил собственные серебряные монеты. Захваченный процессами государственной централизации, древний Псков попал под власть московского государства. Подчинив себе Псков, царь установил в городе новый чекан для монеты и, заботясь о пополнении собственной казны, отменил беспошлинную торговлю. Хотя торговать стало невыгодно, Псков второй половины 16 века по-прежнему оставался крупным торговым центром. По размерам выплачиваемых торговых пошлин город в то время был вторым после Москвы.

В 1636 году у псковичей отняли свободную торговлю льном, составлявших одну из важнейших статей дохода.

Во времена царствования Алексея Михайловича была сделана попытка упорядочить на Руси правила таможенных сборов. В 1653 году был издан первый «Торговый устав». Важной таможенной заслугой «Торгового устава» было установление равного для всех таможенного обложения торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидация проезжей пошлины.


Наиважнейшее значение имело введение «Новоторгового устава» 1667 года, разработка которого принадлежит выдающемуся государственному деятелю России 17 века опочанину Афанасию Лаврентьевичу Ордин-Нащокину . На этом уставе основывались все последующие грамоты, даваемые иностранцам для торговли в России.

За сбор налогов теперь отвечали таможенные головы и целовальники (поступая на службу, они давали клятву и целовали крест). По существующему в то время порядку таможенные головы отвечали перед казной в случае недоимок своим личным имуществом. Поэтому на эту должность избирались самые богатые купцы и торговые люди.

Самой значительной личностью того времени, занимавшей пост главы Большой таможни в Пскове, был Сергей Иванович Поганкин . Он владел 51 лавкой, кожевенным заводом, печью для сушки рыбы, дворами, огородами, 6 амбарами и др. Купив в 1644 году всего лишь огород и получив прозвище «огородник», Поганкин через десять лет владел несколькими мясными лавками. А в 1658 году царь назначает его головой псковского монетного двора, одного из четырех имевшихся на Руси. В 1679 году «торговый человек» Сергей Иванович взят в Московскую гостиную сотню – привилегированную корпорацию русского купечества.

Возглавив в 1688 году Большую таможню в Пскове, С. И. Поганкин умело и с размахом организовал дело. И через год службы был награжден царским серебряным ковшом за перевыполнение намеченных таможенных сборов. Дарственная надпись на ковше гласит: «Божею милостию великие государи цари и великие князья Иоан Алексеевич и великая государыня благоверная царевна и великая княжна София Алексеевна всея великия и малыя и белыя России самодержцы пожаловали сим ковшом гостиные сотни Сергея Поганкина за службу и за прибор псковских таможенных пошлин…»

Ковш купца Поганкина, дошедший до наших дней, сделан из серебра с частичной позолотой с элементами ковки, чеканки и резьбы. На дне, в круге, чеканен двуглавый орел. Снаружи, по венцу, резана надпись о пожаловании ковша псковскому купцу Сергею Поганкину.

В истории Пскова известен еще один человек, Абросим Михеев, который, будучи неподкупным таможенником, в 1702 году дал большой прирост суммы сборов. За это он, как и Поганкин, удостоился от царя Петра Алексеевича дорогого подарка – серебряного ковша с позолотой и гербами, с именной надписью.

Век 18-й начался для России с бурных событий. Молодой царь Петр «прорубал окно» в Европу.

Реформы Петра I коснулись и таможенной политики. Именно он ввел в практику государства протекционистский таможенный тариф. Например, за ввоз в страну мануфактуры купцы платили до 75 процентов от стоимости товара, а на товары, не производимые в России, налог не превышал 4-5 процентов. Многие товары ввозились беспошлинно, например, медицинские инструменты.

Псков в первый период войны со Швецией за Балтийское море и побережье стал базой формирования и пребывания армии фельдмаршала Б. П. Шереметьева. Но даже в эти тяжелые годы псковские купцы с риском для жизни ездили по торговым делам в города Прибалтики, привозя оттуда не только товары, но и важные разведывательные данные.

После того, как Петр I вытеснил Швецию и Польшу из Прибалтики, роль Пскова как крупного торгового центра перешла к Тарту, Ревелю, Риге. Вскоре ликвидируется и Псковская пограничная таможня.

Возрождается она уже в качестве внутренней царским указом от 29 ноября 1749 года с целью пресечения тайного провоза в Россию товаров из Лифляндии и Эстляндии, а также из России туда русских товаров. В 1751 году с этой же целью были учреждены таможенные заставы между Псковом, Великими Луками, Торопцом и Смоленском.

В 1757 году Псковская в числе других российских таможен была отдана на откуп.

В очередной раз таможенный контроль на Псковщине был учрежден после подписания в 1920 году Тартусского мирного договора, в результате чего Прибалтийские республики получили независимость, а Псковский край вновь приобрел статус форпоста на Северо-Западе России.

В 1940 году республики Прибалтики вошли в состав СССР и Псковская таможня прекратила свое существование.

В очередной раз значение форпоста на Северо-Западе России вернулось к Псковщине после фактического распада СССР в 90-е годы 20 века.


Основные даты

1550 год – первое документальное свидетельство о деятельности таможни в Пскове: Псковская таможенная грамота, выданная царем Иоанном IV.

1667 год – Таможенным Уставом царя Алексея Михайловича Псков включен в число пограничных городов.

1686 год – Большую таможню в Пскове возглавил «гостиные сотни Сергей Поганкин», награжденный спустя год службы, за перевыполнение намеченных таможенных сборов царским серебряным ковшом.

1702 год – Абросим Михеев псковский «бурмистр по сбору таможенных пошлин», сумел дать большой прирост сумм сборов, за что удостоился от царя Петра Алексеевича дорогого подарка – серебряного ковша с позолотой и гербами, с именной надписью.

1710 год – роль Пскова как крупного торгового центра переходит к Тарту, Ревелю, Риге. Псковская пограничная таможня ликвидируется.

1749 год – царским указом от 29 ноября Псковская таможня возрождается в качестве внутренней для «пресечения тайного провоза в Россию товаров из Лифляндии и Эстляндии, а также из России туда русских товаров».

1757 год – Псковская таможня, в числе других российских таможен отдана на откуп.

1920 – после подписания Тартусского мирного договора прибалтийские республики получили независимость; Псковский край вновь получает статус форпоста на северо-западе России. Создание Псковского таможенного надзора.

1922 год – декретом тогдашнего правительства от 31 марта «Об образовании таможенных учреждений I, II и III разряда» статус Псковской таможни возрожден.

1940 год – республики Прибалтики вошли в состав СССР. Псковская таможня упраздняется.

1989 год – в октябре создан Псковский таможенный пост Ленинградской таможни; его задача: контроль за перемещением товаров, постановка заслона контрабанде и взимание соответствующих таможенных платежей.

1991 год – приказом Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 23 мая № 173 Псковский таможенный пост Ленинградской таможни преобразован в Псковскую таможню.


Памятный знак в честь 450-летия таможенного дела на псковской земле

На рубеже тысячелетий в Пскове на пересечении улиц Советская и Некрасова установлен памятный камень. Надпись на знаке гласит: «Лета 1550-го года указано имати государевы таможенные пошлины во граде Пскове. Установлен 8 сентября 2000 года в честь 450-летия таможенного дела на псковской земле».

Постановление Псковской городской Думы от 29.09.2000 N 335 «Об установлении памятного знака Псковской таможни»

В целях создания исторического прошлого Псковской таможни Псковская городская Дума постановила:
Согласиться с фактом установки на углу улиц Советской и Некрасова памятного знака в честь 450-летия со дня основания таможенной деятельности в городе Пскове.

И.о. председателя Псковской городской Думы В.Ф.Левченко
Мэр города Пскова М.Я.Хоронен

Музей Псковской таможни и школьный «Музей истории пограничной и таможенной службы»

28 января 2013 года был открыт Музей Псковской таможни. Находится самый молодой музей Пскова в здании Псковской таможни на улице Рабочей, 9.

В музее представлены образцы форменной одежды псковских таможенников, многочисленные дипломы и награды сотрудников, привезенные с разнообразных конкурсов, спартакиад и соревнований, архивные фото и документы по истории таможни. Коллекция насчитывает уже около 700 экспонатов. Экспозиция охватывает период с XVII века до наших дней.
Гости музея смогут познакомиться с историей зарождения таможенного дела в Псковской области, увидеть старинные таможенные книги, грамоты, форму сотрудников таможни разных лет, уникальные фотографии, редкие газетные вырезки и приборы, которые помогают вычислить контрабандистов.

23 мая 2002 года в Погранично-таможенно-правовом лицее (до 1998 г. - Средняя общеобразовательная школа №22, Псков, ул. Алтаева, 2) был открыт «Музей истории пограничной и таможенной службы».

Школьный музей знакомит учащихся с историей и современностью Псковской таможни.

Основные разделы: история Российской таможни, история Псковской таможни, Псковская таможня на рубеже веков, Гдынский погранотряд, жизнь современной границы, Герои Великой Отечественной войны.


Список литературы

Документы:

Об установке памятного знака Псковской таможне: постановление Псковской городской Думы от 29.09.2000 N 335 // СПС «КонсультантПлюс»

Из глубины веков. Прошлое и настоящее Псковской таможни. - [пресс-атташе Псковской таможни, инспектор таможенной службы II ранга Сергей Лучников]. - Псков: [б. и.], 1996. - 54 с. : фот.

История Псковской таможни. - Псков: [б. и.], 2000. - 52 с. : фот. - Содерж.: Макеенко Л. История Псковской таможни. – С. 3-38; Манойлов С. Псковская таможня на рубеже веков. – С. 39-52.

Донская, О. Пропускной режим [Электронный ресурс] : Псковской таможне исполнилось 20 лет / Ольга Донская // Псковские новости. – 2011. – 20 мая. – Режим доступа: http://nwpskov.ru/content/articles/?SECTION_ID=187&ELEMENT_ID=1009 . – 12.06.2016.

В юбилейный для Псковской таможни год «Псковские новости» попытались прочитать ее историю глазами людей, которые отдали два десятка лет этой организации – Михаила Леонова, Анжелики Потий, Вадима Герасимова, Натальи Федоровой.

С видом на Псковский торг [Электронный ресурс] : в Пскове торжественно открыли постоянно действующую выставку об истории таможни // Псковские новости. – 2013. – 29 янв. – Режим доступа: http://nwpskov.ru/content/?SECTION_ID=386&ELEMENT_ID=3376 . – 12.06.2016.

Сергей Поганкин

Книги псковитина, посадского торгового человека Сергея Иванова сына Поганкина [Электронный ресурс] : особое прил. к "Археологической записке о роде Поганкиных" / списал с подлинника д. чл. Псков. губерн. стат. ком. В. Г. Евлентьев. - Изд. М. А. Наз-ва. - Псков: Типография Псковского губернского правления, 1870. - 61 с. - (Памятник псковской старинной письменности конца XVII в.). - Цифровая копия с разрешением 300 dpi // Электронная библиотека «Псковиана» / Псковская областная универсальная научная библиотека. – Режим доступа: http://pskovbook.ru/persons?word=%D0%9F&person=Поганкин+Сергей+Иванович . – 20.06.2016.

Купец Поганкин: [легенда] // Степанов Ю. В. Легенды и предания Псковщины / Ю. Степанов. - Псков: Псков-Инфопресс, 1993. - 52, с. : ил.

Морозкина, Е. Н. Щит и зодчий: путеводитель по древнему Пскову / Елена Морозкина. - Псков: Отчина, 1994. - 132 с. : фот.

О Сергее Поганкине см. на стр. 68-74.



Родникова, И. С. Художественное серебро XVI - начала XIX века: из собрания Псковского музея-заповедника: [каталог] / И. С. Родникова; [гл. ред. Т. Ю. Пинталь; фот. : М. Ю. Глущенко, Ю. Н. Киселева, Р. Г. Подгорной]. - М. : БуксМАрт, 2013. – 591 с. : цв. ил.

Ковш купца Поганкина – стр. 534-535.


Творогов, Л. "Обвиняется Сергей Поганкин..." / Леонид Творогов // Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..." / [ред.-сост. Т. В. Вересова; худ. Г. И. Метченко]. - М., 2007. - С. 128-129.

2016 год, июнь


Материал подготовила библиограф ИБО Центральной городской библиотеки ЦБС г. Пскова Е. П. Примак