Петровские воротa Петропавловской крепости. Две фигуры

Александра Невского по праву называют одним из величайших полководцев. Он - символ воинской доблести и славы. А также небесный покровитель Санкт-Петербурга.

Бронзовая скульптура Александра Невского возвышается сегодня на гранитном постаменте и обращена в одну сторону со всадником медным, будто совершая единый поход. Об истории создания скульптуры Лидия Виэльба.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Сегодня Петербург не представить без бронзовой фигуры Александра Невского в воинских доспехах. Это пятый конный памятник в Петербурге. Кажется, он стоял здесь всегда, с момента, как на площади появился мужской монастырь - Свято-Троицкая Лавра, названная именем великого князя».

— Если бы его не было, было бы как-то пусто!
— Напоминание петербуржцам, что нас охраняет такой великий полководец.
— На фоне ансамбля считаю вписался.

На самом деле о выборе места спорят до сих пор. Увековечить память полководца хотели еще в начале ХХ века. Но устанавливать светский монумент воину рядом с духовной обителью тогда считали кощунством.

Спустя век этические разногласия утихли. Но образ князя не понравился автолюбителям. За указующий жест его окрестили «Регулировщиком».

НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА, старший научный сотрудник музея городской скульптуры:

«Были случаи, когда не справлялись с управлением, влетали в ограду. Конечно, он живет вместе с большим городом».

Бронзовому полководцу всего 15 лет. Его создатель Валентин Казенюк после победы в конкурсе лучших проектов написал: «Если поставлю памятник на площади перед Лаврой, то на следующий день могу умирать».

Он ушёл из жизни раньше. И доверил завершить образ, над которым работал тридцать лет, ученику Александру Пальмину.

Скульптор хорошо помнит жаркое лето 1999, когда глина высыхала и рассыпалась прямо в руках. Что говорить о пятиметровой фигуре. В своей мастерской он развенчивает миф, будто в барельефах есть частичка мощей святого благоверного князя.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН,

«Я сам узнал об этом случайно, мне задали вопрос: «Правда ли там частички?» На счет частичек мощей я не знаю, насчет частицы моей души - в этом памятнике точно есть, и Валентина Григорьевича».

9 мая 2002 года бронзовый всадник занял своё место на гранитном постаменте. На открытие приехали первые лица во главе губернатором Владимиром Яковлевым.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН, скульптор, соавтор памятника Александру Невскому:

«Это сделал Валентин Григорьевич Казенюк. Он сам сказал, что похож на тебя получился. Специально сделал помоложе, помужественнее, чтобы, не дай бог, сказали, что похож на меня, но тем не менее».

Есть в образе и другое безусловное сходство, которое сразу подметили ленинградцы. В лице воина увидели черты легендарного актера Николая Черкасова, который за роль в фильме «Александр Невский» удостоился ордена Ленина.

Барельефы на памятнике появились не сразу. Они украсили гранитный постамент спустя несколько лет. Александр Пальмин убежден: автор и учитель Валентин Казенюк идею бы поддержал.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Тем более на одном из них - сцена битвы на Неве в 1240 году, когда новгородцы, возглавляемые великим князем, разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. После этого Александра Ярославича и стали называть Невским».

Мифологические сюжеты барельефов, которые сегодня воспринимаются как отвлечённые, у современников ассоциировались с конкретными событиями.

Над главным входом помещён барельеф «Минерва, окруженная военными трофеями».

«Минерва, окруженная военными трофеями»

Здесь же, почти рядом, композиция: на колеснице, впряжённой в тройку морских коней, бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита. Их расположение у главного входа говорит о значительности раскрываемых тем: победы в Северной войне и возвращения России власти над морем.

«Триумф Нептуна и Амфитриты»

На северном фасаде находится барельеф «Латона и ликийские крестьяне», исполнение которого не отличается большим мастерством. Согласно мифу, богиня Латона с детьми – Аполлоном и Дианой – пришла в селение ликийских крестьян и попросила напиться. Крестьяне отказали ей и были за это превращены в лягушек.

На западном фасаде, обращённом в сторону сада, барельеф «Персей и Андромеда». Андромеда символизировала русскую землю, захваченную шведами, Персей – Петра-освободителя.

Рядом помещён схематично и плоскостно выполненный барельеф «Аполлон и Дафна». По древнему мифу, Дафна, спасаясь от преследований Аполлона, была превращена богами в дерево. Интересно, что на барельефе можно заметить на втором плане русские галеры петровского времени.

«Аполлон и Дафна»

В ряде барельефов отражены мифы о похищении Европы Юпитером, о борьбе Персея с Медузой, о похищении Прозерпины Плутоном и другие, в той или иной степени символизирующие победы России в Северной войне, власть России над морем.

«Персей, побеждающий медузу»

«Похищение Европы»

«Состязание в беге Гиппомена и Аталанты»

По мастерству исполнения не все барельефы Летнего дворца равноценны. Мы знаем, что создание их было поручено Шлютеру, однако смерть помешала ему полностью выполнить работу. Имена мастеров-исполнителей до сих пор неизвестны. Различное качество барельефов позволяет говорить, что их было несколько.

«Амур на Гиппокампе»

«Диана»

«Амур на Козероге»

«Похищение Европы»

Category: Любопытный Петербург Tags:

Петровские ворота – «парадный вход» в крепость, самые первые и вначале единственные ворота Петропавловской крепости, – находятся в Петровской куртине (стене) между Государевым и Меншиковым бастионами. Построены в 1708-1717 годах Доменико Трезини в виде триумфальной (победной) арки в честь освобождения от неприятеля берегов Невы. По обеим сторонам арки в нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Николя Пинó. Слева – Афина в образе Полиады, покровительницы городов. В руке у неё – змея (символ мудрости) и зеркало, с помощью которого богиня может видеть даже то, что происходит у неё за спиной. Справа – тоже Афина, но уже в образе Паллады, справедливой победоносной воительницы в воинских доспехах. На её шлеме – саламандра, символ непобедимости. Ворота украшены свинцовым двуглавым орлом работы французского скульптора Франсуá Вассý (1720 год) и деревянным барельефом.


Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (выпуск 67 – Петропавловская крепость)

Category: Любопытный Петербург Tags:

Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера на Петровских воротах. Согласно новозаветному мифу Симон с помощью демонов поднялся к облакам и возомнил себя повелителем мира. Апостол Пётр разогнал демонов и низверг самозванца. Как несложно догадаться, самонадеянный Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, а апостол Пётр – с Петром I. В центре композиции – первое здание Петропавловского собора, справа от которого угадывается фигура самого императора. Общее руководство строительством крепости в 1703-1705 годах осуществлял немецкий военный инженер Вильгельм Киршенштейн. В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту французского инженера Жозéфа Ламбéра и итальянского архитектора Домéнико Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру немецкого происхождения, будущему российскому генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху.

Симон Волхв
Пол мужской
Занятие священник , Маги
Файлы на Викискладе

В дальнейшем покупка и продажа священства получит название симония - по имени Симона Волхва, который первым пытался купить благодатный дар священства у апостолов.

В других источниках

Дальнейшая судьба Симона известна из других источников (главным образом через Иринея и Ипполита, пользовавшихся не дошедшею до нас «Синтагмой » святого Иустина , земляка Симона). Из Самарии Симон прибыл в Тир , где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью (греч. έπινοια ) верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем (ό εστώς, στάς, στησόμενος).

Применяясь к христианским терминам, Симон Волхв объявил, что он есть «отец », «сын » и «дух святой » - три явления единого сверхнебесного (греч. ύπερουράνιος ) Бога: как отец он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын - в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ей космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое.

Она явилась, как гомеровская Елена , виновницей Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где Симон Волхв, следивший за всеми её превращениями, подобрал её, как добрый пастырь потерянную овцу. Известие о путешествии Симона в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно, но эти успехи, конечно, не доходили до публичных почестей со стороны императора и сената, как сообщают церковные писатели, введённые в заблуждение ошибочным чтением надписи на одной статуе, посвящённой латинизованому семитическому божеству Semo Sancus . Псевдоклементины содержат много подробных, но недостоверных сведений о Симоне: о его долгом противоборстве с апостолом Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной - воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым.

Смерть Симона Волхва

Основная тенденция при вымышленном изображении Симона в Клементинах - отождествление его с апостолом Павлом как «врагом Моисеева закона и лукавым извратителем истинного христианства». У исторического Симона как родоначальника гностики и апостола Павла была лишь та общая черта, что оба они, хотя в различных направлениях, решительно вывели религиозную мысль христиан из пределов современного им ортодоксального иудейства. Хотя Симон, несомненно, был причастен эллинистическому образованию, но прямая принадлежность ему теософского сочинения «Великое изъяснение» (греч. μεγάλη απόφασις ), откуда значительные отрывки приводятся у Ипполита, подвергается сомнению; во всяком случае достоверно, что это любопытное сочинение, при религиозно-мистическом содержании пропитанное философскими понятиями Гераклита , Эмпедокла , Аристотеля и стоиков , вышло из среды ближайших последователей Симона.

Абсолютное начало всего возможного и действительного автор «Великого изъяснения» обозначает как двойственный огонь - скрытый и явный (греч. πϋρ διπλουν - το μέν τι κρυπτόν, το δέ τι φανερον ); первый скрывается во втором, второй возникает из первого. Помимо метафорического названия сверхнебесного огня (греч. το πύρ ύπερουράνιον ), абсолютное начало Симона обозначается и философски посредством аристотелевых понятий δύναμις и ερέργεια (потенция и акт). Первый акт абсолютного начала есть всеобъемлющая мысль (греч. επινοια ), мысленно рождая которую абсолютное определяется как ум и отец.

Первая чета (греч. συζυγία ) - ум и мысль, обращаясь внутренне на себя, развиваются в две другие: звук и название, рассудок и вожделение. Скрывающееся в этих «шести корнях бытия» единое абсолютное первоначало само по себе есть невидимая сила, непостижимое молчание (греч. δύναμις σιγή αορατος, άκαταληπτος ); в своей чистой потенциальности, как нераскрывшийся зачаток или точка бытия, оно есть по преимуществу малое (греч. το μικρόν ); но, будучи таковым лишь для видимости, оно становится великим, определяясь в себе как ум и мысль и вечно выводя из себя все дальнейшие определения мира умопостигаемого - а эго мысленно великое становится беспредельным в явлениях реального мира, который развивается по той же схеме активно-пассивных, мужеско-женских сочетаний, как и мир умопостигаемый.

Первой сизигии (уму и мысли) соответствуют здесь небо и земля, второй (звуку и названию) - солнце и луна, третьей (рассудку и вожделению) - воздух и вода. Единый подлинный деятель и двигатель всего этого логического и физического процесса есть то же самое абсолютное начало в своей являемости, или «явный огонь», великая творческая сила, «изображающаяся» во всем видимом и невидимом - тот έστώς οτάς, στησόμενος, с которым отождествлял себя Симон. В «Великом изъяснении» этот актуальный сущий (греч. ών ) бог представлен говорящим предвечной или предсуществующей (греч. προυπάρχουσα ) силе божества (абсолютному первоначалу как таковому): «Я и ты - одно, прежде меня - ты, то, что за тобой, - я». Этот «второй бог» - или всецелая действительность абсолютного - называется также седьмой силой, как завершение всех дел, исходящих из семи корней бытия в горнем и дольнем мире. Между этим умозрением и мистическим романом ума и мысли - Симона и Елены - нельзя установить прямой связи, вероятно потому, что «Великое изъяснение» не дошло до нас в полном виде. Из последователей Симона и Елены церковные историки не называют крупных имен; непосредственно за Симоном выступает

Как известно, Северная война началась для русских с "Нарвской конфузии". Шведы до сих пор охотно поют песни про то, "как пришел царь Петр, сам большой и войска как грязи, не щадя ни мужчин, ни женщин, ни детей в колыбели - пригласить фру Нарву на танец, а она не пошла. А насильно не вышло - защитники в крепости не отдали свою ингерманландку" . Но слушая эти (честно говоря, довольно заунывные) песни, не будем забывать, что всего через четыре года "фру Нарва" сдалась Петру. В знак дефлорации "гордой ингерманландки", в 1705 году в Нарве по проекту Д. Трезини были воздвигнуты триумфальные Императорские ворота, декорированные скульптурами и гербом России. А в 1708 году Петр I распорядился перестроить по образцу триумфальных ворот в Нарве главные ворота Петропавловской крепости - Петровские:

Ворота первоначально имели каменную арку и деревянный верх, а в 1716-1717 годах под руководством Трезини ворота были перестроены в камне с сохранением прежних форм.

Аттик ворот украшает деревянный барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром", символизирующий победу русских над шведами.

В центре рельефа красуется Петр I в одеянии триумфатора, указывающий рукой на первоначальный, деревянный собор Петра и Павла:
В тимпане фронтона находится горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа.

На фронтоне стояли фигуры апостола Петра, двух ангелов с трубами и двух добродетелей - Благочестия и Надежды. Скульптуры и резьбу верхнего яруса выполнил немецкий резчик К. Оснер-старший.

В нишах ворот установили скульптуры (предположительно, они были созданы по рисункам французского скульптора Н. Пино), олицетворяющие благоразумие

и храбрость:

а по бокам, на отдельных постаментах - фигуры Марса и Нептуна. Над аркой ворот укреплен российский герб, первоначально выполненный из дерева. В 1720 году деревянный герб был заменен свинцовым, который отлил французский литейщик Ф. П. Вассу.
В 1722 году он был раскрашен и позолочен мастером А. Захаровым.

В волютах верхнего яруса расположены рельефы с воинскими доспехами.