Теплоход очарованный странник посадка на мель. Ветераны с «Очарованного странника»: единственным минусом круиза была погода

Планируют снова вернуть в работу. Правда, в этот раз оперировать им будут не из Казани, которые, фактически, провалили его работу в сезоне 2018 года, а новая компания.


Согласно расписанию, присланному в «Круизинформ» компанией «Капитал-Трэвэл» из Нижнего Новгорода, арендатором судна на сезон 2019 года должна стать именно она. Особо отмечается, что согласно политики компании, варианты работы с теплоходами, кроме аренды с последующим выкупом судна, она не рассматривает.

Это немаловажное уточнение, если учесть то, что компания уже заявляла о своем выходе на круизный рынок в начале этого года, когда предлагала круизы на двухпалубном теплоходе . Тогда предполагалось, что должно было на линии Нижний Новгород - Казань - Москва, с возможность посадки и разбивки маршрутов на участки.

Но в силу ряда причин планы по работе с судном пришлось свернуть. Источник в компании, сообщивший об этом, просил не упоминать деталей, так как они затрагивают интересны третьих лиц, но попросил упомянуть о том, что всем туристам, которые купили круизы по расписанию, озвученному компанией в начале этого года, были предоставлены равноценные замены, в том числе и с компенсацией, поэтому претензий от клиентов на данный момент компания не имеет.



Теплоход «Очарованный странник» в 2017 году. Фото: Владислав Прокофьев

Первый опыт работы с круизным судном, пусть и получившийся таким, будет учтен компанией в дальнейшем, рассказал источник в «Капитал-Трэвел», поэтому предоставляя расписание круизов на будущий год компания гарантирует выполнение всех заявленных рейсов. Более того, вариант работы с судном предусматривает аренду с правом дальнейшего выкупа, что является ключевым моментом.

Согласно расписанию, начать работу в 2019 году «Очарованный странник» должен 28 мая, а завершить - 23 сентября. За это время запланировано проведение 16 круизов, в которых базовым портом должен стать Нижний Новгород.



Увеличить картинку (открывается в новом окне)

Теплоход «Очарованный странник» - судно с интересной, но сложной судьбой. Историю таких теплоходов сложно уместить в пару строк и о них можно писать исторические романы. Достаточно сказать, что за 60 с небольшим лет работы судно пять раз поменяло свое название.

Теплоход был построен в 1956 году на судоверфи по проекту 588 . Первоначально получил название одного из холуев сталинской эпохи - , которое носил до 1961 года. На волне десталинизации в 1961 году был переименован в честь украинского поэта и стал называться . В спешке переименования «за бортом» остался даже тот факт, что на реках РСФСР был совершенно однотипный трехпалубный теплоход такого же проекта, называвшийся также в честь все того же вольного поэта-песенника - . Ходили бок о бок два «Шевченко» до 1981 года, когда «Вышинскому-Шевченко» наконец-то дали достойное имя: судно назвали - , который был экс-начальником Бельского речного пароходства (1946-1947), потом начальником пароходства «Волготанкер» (1947-1954), затем заслуженным директором Волжского объединенного речного пароходства (1958-1960), и наконец экс-министром речного флота РСФСР (1960-1978).

После постройки теплоход поступил в и до 1981 года был приписан к Горькому (Нижний Новгород). С 1981 по 1999 годы теплоход базировался в Астрахани. С 1991 по 1996 годы теплоход в работу не выходил.

Весной 2000 года судно снова переименовали: название Волжское пароходство передало четырехпалубному теплоходу , а «Вышинскому-Шевченко-Кучкину» снова вернули название «Тарас Шевченко». Кстати, название на борту средней палубы четырехпалубного теплохода «Сергей Кучкин» составлен из букв, которые в свое время, а точнее весной 2000 года, сняли с борта трехпалубного теплохода, из-за чего они смотрелись и смотрятся совершенно нелепо. Странно, что почти за двадцать лет, сменив формально владельца и цветовую окраску, судно так и ходит.

После 1998 года теплоход снова поставили на прикол, где он скучал до 2002 года. Тогда два однотипных судна - теплоходы и «Тарас Шевченко» купил один из частных предпринимателей, после чего выпустил их в работу под новыми именами. «Дмитрий Донской» стал , а «Тарас Шевченко» - .


Фото: Иван Загайнов, 2009 год.


С октября 2008-го и до 2016 года владельцем теплохода была , а его оператором петербургская круизная компания , которая проработала с судном до августа 2015 года. С 2016 года туроператором судна является компания «Волжские путешествия» из Казани. 2017 год - последний сезон, когда теплоход отработал нормально, пусть и . В минувшем году теплоход

Теплоход «Очарованный странник», который стал известен на всю страну после того, как сел на мель в Нижегородской области, успешно вернулся в Казань и готов к новым путешествиям. Корреспондент ИА «Татар-информ» встречал его сегодня в речном порту Казани.

Судно «Очарованный странник» совершало рейс по маршруту Казань – Москва – Казань. На его борту находились 120 ветеранов: Великой Отечественной войны и боевых действий в горячих точках. Этот рейс «Странника» стал известен на всю страну после инцидента, который произошел в ночь с 29 на 30 мая – судно село на мель возле поселка Васильсурск Нижегородской области.

«Был ветер, дождик. Старший помощник потерял ориентацию на местности, не заметил буй и повернул в другую сторону. Из-за чего произошла посадка на мель парохода», – поделился капитан «Очарованного странника» Евгений Мишалов.


Судно туркомпании ООО «Волжские путешествия Плюс» просидело на мели около суток. По словам капитана «Странника», мимо проходили суда, но ни одно из них не остановилось, чтобы помочь. Поэтому помощи ждали так долго. По мнению капитана судна, главное в организации речных туров сейчас – это, увы, личная выгода – все проходящие спешили выполнить свои рейсы.

В «спасательной операции» по снятию его с мели приняли участие сотрудники портового контроля, Ространснадзора, координировали их действия представители Приволжской транспортной прокуратурой и руководство предприятия «Волжская судоходная компании», которое предоставило судно-толкач.

После тщательной проверки технического состояния теплохода представителями контролирующих органов судно продолжило свой речной круиз.


«Несмотря на то что судно вернулось к выполнению речного круиза согласно намеченному маршруту, Приволжской транспортной прокуратурой в связи с произошедшим продолжается проверка на предмет соблюдения требований законодательства о безопасности судоходства и устанавливается степень вины всех лиц, причастных к произошедшему инциденту. По итогам прокурорской проверки будет решен вопрос о необходимых мерах прокурорского реагирования», – заявила еще 31 мая старший помощник Приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова.

Стояние на мели на сутки сдвинуло дату прибытия, однако это не повлияло на его дальнейший график. Первым с корабля сегодня сошел Александр Поляков, подполковник в отставке, участник боевых действий в Афганистане, руководитель круиза.

«Товарищ-генерал майор! Участники круиза Казань – Москва – Казань вернулись из плавания. Во время круиза: происшествий нет, замечаний нет. Все исправно, прибыли в полном составе», – отрапортовал Александр Поляков председателю общественной организации ветеранов войны и военной службы РТ Ахату Юлашеву.

«С прибытием!» – тут же раздались чей-то радостный голос и аплодисменты.


Рейс с ветеранами на борту стал возможным благодаря поддержки Правительства РТ – в этом году круиз прошел в 13-й раз. Все ветераны, сойдя на берег, делились только положительными эмоциями.

«Были проблемы, положительных впечатлений намного больше, чем отрицательных. Когда спрашивали, что делают ветераны – ответ был один: поют и пляшут», – поделился Казбек Ризванов из Нижнекамска.

Александр Соломойков прошел путь от рядового красноармейца до полковника, отдал армии без малого 70 лет, сорок из которых прослужил в казанском артиллерийском училище. По его словам, единственной неприятностью путешествия была погода.


«Погода, конечно, не особенно баловала нас. И в Москве и на подъезде к Москве. Но вот в Казань мы привезли хорошую погоду. И сейчас здесь, по-моему, прекрасно. Так что, благодарим вас. Во всяком случае, мне 92-й год пошел, я чувствую себя неплохо, даже очень хорошо после этого круиза», – отметил Александр Соломойков.

Ветераны в каждом городе, где теплоход делал остановку, совершали важный ритуал.

«Самое главное, что все участники войны, а у нас их было 20 человек, фронтовики, и 48 человек приравненных к ним, труженики тыла, участники боевых действий, возложили венки к Вечному Огню, это самое главное. Во всех крупных городах – таких как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Калязин, Москва. Наши ветераны отдали дань памяти и с ними кадеты молодые. Стояли в почетном строю. Это было здорово. Наши татарстанцы от имени всех погибших и живущих возложили венки и цветы к могилам во всех городах», – поделился Александр Поляков, руководитель круиза.


Интересные вещи происходили и на борту судна, во время его движения.

«Богатая обширнейшая программа. Нас очень ждали во всех городах, по ходу следования круизного теплохода, по маршруту Казань – Москва – Казань. Работали мы по установленному согласованному графику. Здесь и военно-патриотические и культурно-просветительские и краеведческие программы. Ветераны – это такая категория – они чрезвычайно оптимистичны. Ни при каких обстоятельствах не теряли бодрости духа. Мы выпускали газету, мы проводили радио-выпуски на теплоходе. Ну и пели, танцевали, рассказывали и обменивались опытом работы», – рассказала начальник отдела по работе с общественными организациями Министерства труда и занятости и социальной защиты РТ Тамара Рубинская.

Несмотря на инцидент в пути, судно технически исправно и готово к дальнейшим путешествиям. К слову, сегодня вечером оно отплывает в Самару.


Обсудить ()

Ветераны ВОВ и Афганистана и не заметили, как попали в водяной плен, но отступать не намерены, а теперь настаивают на продолжении круиза

Тревожные сообщения о 120 ветеранах Великой Отечественной войны, севших на мель в Нижегородской области, переполошили сегодня контрольные и надзорные органы. Однако сами ветераны ничуть не считают свое положение бедственным, более того, они ведут себя так, будто никаких препятствий на пути следования теплохода «Очарованный странник» не случилось. «Настроение на борту нормальное — каждый занят своим делом», — говорят пассажиры и уверяют, что скоро два буксира вернут их на проторенную водную тропу.

«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» СЕЛ НА МЕЛЬ В ТУМАНЕ

Первые новости о застрявшем под Нижним Новгородом казанском теплоходе появились сегодня утром, в то время как само ЧП произошло в полночь. Трехпалубный теплоход «Очарованный странник», следовавший из Казани в Москву, сбился с маршрута и на мель на реке Суре под Васильсурском в Нижегородской области. По предварительной версии, виной тому стали «неблагоприятные погодные условия» — туман. С 200 людьми на борту, 57 из которых — члены экипажа, судно отправилось из столицы РТ утром 29 мая. Никто из отдыхающих не пострадал.

Как сообщает татарская транспортная прокуратура, надзорное ведомство принимает меры по оказанию помощи, связанной с буксировкой теплохода. Тем временем приволжская транспортная прокуратура инициировала проверку по факту посадки «Очарованного странника» на мель. Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ проверку по факту оказания услуг перевозки речным транспортом, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ч. 1 ст. 238 УК РФ).

Гендиректор ООО «Волжские путешествия+» , которому принадлежит теплоход, от комментариев отказался, заявив в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что, как только появится точная информация, она будет опубликована на сайте компании. Там же, в разделе «Речные круизы», можно увидеть, что «Очарованный странник» — востребованный теплоход. Он ходит по маршрутам Казань — Москва — Тверь — Казань; Казань — Москва — Казань; Казань — Астрахань — Казань; Казань — Санкт-Петербург — Москва — Казань; Казань — Ярославль — Казань; Казань — Волгоград — Казань. Причем ни дня в порту судно не простаивает. В день прибытия оно сразу же отправляется в следующий круиз. Помимо «Странника» в распоряжении компании есть еще теплоход «Борис Полевой».

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ГУ МЧС России по Нижегородской области, вызволять судно будут силами администрации Волжского бассейна внутренних водных путей под контролем регионального МЧС. Пока люди находятся на теплоходе. Буксировка будет проходить без их эвакуации.

Вячеслав Самолин, которому принадлежит теплоход, от комментариев отказался, заявив, что, как только появится точная информация, она будет опубликована на сайте компании Фото: «БИЗНЕС Online»

РЕЙС В ЧЕСТЬ 72-Й ГОДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ С ВЕТЕРАНАМИ НА БОРТУ

Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», «Очарованный странник» пустился в путь по маршруту Казань — Москва — Казань в рамках теплоходного круиза для ветеранов Великой Отечественной войны, военной службы, учащихся кадетских школ и классов, юнармейцев, воспитанников детских домов. По расписанию 2 июня в 11:00 теплоход должен был прибыть в Москву, а 3 июня в 19:30 — отправиться обратно, в Казань.

Старший помощник приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова рассказала изданию, что большинство отдыхающих на теплоходе — возрастные пассажиры. Вместе с ними на борту находятся курсанты и сотрудники социальных служб. «Рейс был организован в честь 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне», — заявила Иванова. По ее словам, спасательная операция должна начаться с часу на час.

Судя по сообщениям СМИ, «Очарованный странник» уже на мель осенью 2016 года. Тогда трехпалубный теплоход отправлялся на ремонт в Затон им. Куйбышева в ЗАО «Ремонтная база флота имени Куйбышева».

Ранее в Казани татарская транспортная прокуратура перегруз в 100 человек на рейсовом теплоходе «Москва-130», следовавшем в воскресный день из Ташевки в Казань. Судно перевозило 440 человек, 35 из которых были дети, в то время как на теплоходе было всего 345 спасательных жилетов, в том числе 30 детских, 8 спасательных кругов и плот на 25 лиц. О нарушении в отдел полиции по прибытии сообщил один из пассажиров. За проверкой уголовное дело, возбужденное приволжским следственным управлением на транспорте СКР. Обвинения по п. «а» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, совершенное группой лиц по предварительному сговору») предъявлены капитану теплохода Юрию Миронову . Московский районный суд Казани его под домашний арест до 22 июля.

«МЫ СПОКОЙНО СТОИМ, НИКАКОГО ВОЛНЕНИЯ НЕТ. ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ...»

Вместе с тем, несмотря на весьма прохладные для мая погодные условия — всего 13 градусов тепла за бортом, жизнь и здоровье ветеранов и тружеников тыла вне опасности. В этом корреспондента «БИЗНЕС Online» заверила помощник президента РТ по социальным вопросам .

«Ситуация находится под контролем у всех структур — МЧС, минсоцзащиты, министерства здравоохранения и других подконтрольных ведомств, — рассказала Фазлеева. — Более того, из-за этого происшествия ветераны даже свой маршрут менять не планируют, ждут, что вся экскурсионная программа, которую они запланировали, будет реализована. Сами ветераны в произошедшем никакой проблемы не видят, они спокойны, на корабле реализуется развлекательная программа, питанием они обеспечены, все в порядке». По описаниям помощника президента Татарстана, по прибытии в Москву ветераны и труженики тыла планировали посетить центральный музей Великой Отечественной войны и мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе.

Лейла Фазлеева: «Ситуация находится под контролем у всех структур — МЧС, минсоцзащиты, министерства здравоохранения и других подконтрольных ведомств» Фото: «БИЗНЕС Online»

Само речное путешествие для ветеранов республики является традиционным и носит благотворительный характер. «Это мероприятие проводится каждый год, министерство соцзащиты подбирает людей, совет ветеранов как общественная организация выступает в роли организатора, приобретает билеты, — пояснила Фазлеева. — Так что это ни в коем случае не коммерческий рейс».

«БИЗНЕС Online» удалось созвониться с одной из участниц этого тура. На борту теплохода «Очарованный странник» находится Римма Сергеевна Троицкая , председатель совета ветеранов Верхнеуслонского района. По ее словам, на теплоходе все нормально — паники нет, погода хорошая, поэтому никто не воспринимает происшедшее как трагедию. «Мы стоим, ждем буксира. Нам обещали, что помощь придет. А мы пока отдыхаем, пляшем, танцуем... Настроение на борту нормальное — каждый занят своим делом», — поделилась она с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

По ее словам, судно село на мель около двух часов ночи. Пассажиры почувствовали небольшой толчок, но подумали, что судно вошло в один из шлюзов, поэтому спокойно проспали до рассвета. И только утром увидели, что «Очарованный странник» сидит на мели. К ветеранам вышел капитан, объяснил ситуацию и попросил прощения за произошедшее, поэтому никакой паники не возникло.

Созвонившись позже с Риммой Сергеевной, корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что второй буксир уже прибыл к теплоходу. «Нас уже прямо сейчас начинают спасать», — сказала председатель совета ветеранов. По описанию Троицкой, сейчас на борту 150 пассажиров: 120 ветеранов, 20 кадетов и 10 сопровождающих. По данным Фазлеевой, на борту корабля также находится заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Эндже Нигметзянова .

По описанию Троицкой, сейчас на борту 150 пассажиров, в том числе Герой Советского Союза Борис Кузнецов
Фото: prav.tatarstan.ru

Троицкая затруднилась ответить, как отбирали участников этой поездки, но отметила, что рядом с ней Герой Советского Союза Борис Кузнецов, герой Социалистического Труда Залялов и другие заслуженные люди республики, активисты ветеранского движения, воины-афганцы, участники других локальных конфликтов.

Сегодняшнее утро на пароходе началось с выпуска радиогазеты «Они творили историю». «По радио выступали и кадеты, и ветераны, руководители общественных организаций. Люди будут петь, рассказывать стихи, делиться своим творчеством», — рассказала собеседница издания. Сегодня же Троицкая с помощниками намерена выпустить второй номер стенгазеты «Так держать, ветераны!» с фотографиями. И хотя у каждого из пассажиров есть спасательный жилет, которым они умеют пользоваться, но сейчас их никто не надел. «А зачем нам это? Мы спокойно стоим, никакого волнения нет. Все идет по плану, мы не видим повода для волнения. Вы за нас не беспокойтесь. Ветераны — это оптимисты», — подчеркнула председатель совета ветеранов Верхнеуслонского района.

«Опять, что ли, «Очарованный»? Капец!» Так отреагировали пользователи соцсетей на новость о том, что сегодня в полночь вышедший из Казани в Москву трехпалубный теплоход «Очарованный странник» с ветеранами ВОВ на борту сел на мель на реке Суре в Нижегородской области. Да так крепко сел, что столкнуть его с места не могут до сих пор.

А ведь как красиво все начиналось: вчера утром на причале казанского речпорта в круиз, посвященный 72-летию Великой Победы, на теплоходе «Очарованный странник» по маршруту Казань - Москва - Казань отправились 120 ветеранов, 20 учащихся кадетских школ и десять сопровождающих.

В церемонии торжественных проводов принял участие первый замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Марат Гафаров. На борту теплохода ветеранов ждала богатая культурная программа, а в городах по пути следования - экскурсионное обслуживание.

По матушке-Волге ветераны должны были путешествовать до 8 июня. Но теперь этот план под угрозой: по неизвестной пока причине речной трехпалубник сбился с пути и в полночь сел на мель на реке Суре под Васильсурском в Нижегородской области. Так что ветераны сидят сейчас посреди реки в ожидании чуда. Тем временем казанцы вспоминают в соцсетях, что «Очарованный странник» садится на мель достаточно регулярно. В последний раз это произошло 10 сентября 2016 года, когда теплоход, следуя на ремонт в Затон им. Куйбышева, застрял на 1398-м км судового хода Волги.

В качестве первоначальной версии сегодняшнего инцидента Приволжская транспортная прокуратура выдвинула предположение, что причиной резкого изменения курса стал туман, однако списать случившееся только на неблагоприятные погодные условия вряд ли получится.

Думаю, что виной всему пресловутый человеческий фактор, - поделился предположением с «Вечерней Казанью» председатель профкома СК «Татфлот» Владимир Ермаков. - Ведь даже если теплоход шел в тумане, у него есть локаторы... Но сейчас рано делать какие-то заключения, пока не выяснены все обстоятельства.

На вопрос, является ли посадка теплохода на мель из ряда вон выходящим событием для речников, Ермаков ответил, что нет, но уточнил, что это, безусловно, серьезное транспортное происшествие, последствия которого могут быть разными.
- Одно дело, если теплоход вышел на песчаную отмель, другое - если вылетел на камни, в таком случает может быть пробит корпус, - привел пример представитель «Татфлота».

По сообщениям Приволжского следственного управления на транспорте Следкома РФ, ничего страшного с «Очарованным странником», его пассажирами и экипажем не произошло - никто не пострадал, водотечности и разлива нефтепродуктов нет. Но Владимир Ермаков говорит, что быть на сто процентов уверенным, что с теплоходом все хорошо, нельзя. Чтобы в этом убедиться, судно надо как минимум снять с мели.

А это, как оказалось, большая проблема - как сообщила корреспонденту «Вечерней Казани» старший помощник Приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова, теплоход очень тяжелый и трудно найти судно, которое бы могло столкнуть его с мели. Правда, в 14.30 стало известно, что помощь «Очарованному страннику» уже идет и в течение последующих двух часов операция по вызволению теплохода из плена может завершиться.

После этого теплоход должен будет получить заключение специалистов речного регистра, которые определят, может ли «Очарованный странник» продолжать путешествие или его надо поднимать на слипы для обследования. Так что пока неясно, как будут дальше развиваться события. Стоит отметить, что у «Очарованного странника» в нынешнюю навигацию довольно плотный график. 9 июня он должен отправиться в новый круиз по маршруту Казань - Болгары - Ульяновск - Самара - Ширяево - Казань.

Директор компании «Волжские путешествия» (под флагом которой ходит сейчас «Очарованный странник») Вячеслав Самолин предпочел развернутых комментариев по поводу случившегося на реке Суре не давать, ограничился лишь коротким: «Когда все выясним, расскажем».

Справка: «Очарованный странник» построен в 1956 г. на верфи ГДР, реконструкция судна была проведена в 2002 году, генеральная реконструкция - в 2011-м. Пассажировместимость теплохода - 206 человек, мощность - 1200 л.с.

Фото с сайта Минтрудсоцзащиты РТ