Кафедральный собор в Калининграде. Калининград: достопримечательности

Магистр Тевтонского ордена счел новый собор слишком похожим на крепость и остановил строительство до тех пор, пока церковные власти не обещали придать будущему храму исключительно культовый вид. На северной стороне собора можно увидеть уступ в месте, где кладка переходит с толщины 3 метра на меньшую - до 1,28 метра. Пришлось облегчить и фундамент. Образ собора отвечает планировке орденских церквей с трехнефной церковью для мирян и однонефным хором для рыцарства, но без подземной часовни. Сгоревшие в XVI веке башни были отстроены заново в стиле Возрождения. На квадратном основании южной башни появилась надстройка с 12 углами, позже увенчанная шпилем.

Часы на башне собора, несмотря на средневековый вид, самые точные в Калининграде, с современным механизмом и спутниковой связью.

Слабость фундамента не позволила поднять башни на задуманную высоту, и здание стало опасно проседать. Северная башня отклонилась на 45 сантиметров от оси и немного напоминает знаменитую Пизанскую. Внутренний интерьер нефов к 1400 году украсили фрески со сценами из Священного Писания. Главное впечатление, которое и сейчас производит собор, - бесконечный простор, и это отличает его от стремящихся ввысь соборов поздней готики. Длина здания составляет 88,5 метра, высота башни со шпилем - 50,75 метра, а ширина - 30,2 метра. «Здешняя кафедральная церковь огромна, - писал в дневнике российский историк Н.М. Карамзин. - С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из Маргграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Где вы, думал я, где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней...»

В 1511 году Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский освободил Пруссию от власти папы римского и принял лютеранство. Перемены ожидали и Кафедральный собор. Он был передан городу Кнайпхофу, а в 1560-м -университету Альбертина. Герцог Альбрехт похоронен в Кафедральном соборе, почти вся восточная стена была занята роскошной эпитафией по образцу итальянских надгробий расцвета Возрождения. Сейчас от монументального памятника сохранился только архитектурный каркас. В северной части алтаря в 1588 году было основано захоронение профессоров Кёнигсбергского университета. Большая часть из ста надгробий и эпитафий не сохранилась, но оставшиеся бережно реставрируются. В 1804 году у северо-восточного угла собора обрел последнее пристанище великий немецкий философ Иммануил Кант.

Собор в военное время

В августе 1944 года, после налетов 600 бомбардировщиков английской авиации, остров Кнайпхоф был практически разрушен. Стены собора устояли, но в пожаре погиб весь внутренний интерьер. Известно, что нацисты запретили пожарным тушить огонь. Долгие годы после войны собор был величественной руиной, в одиночестве стоявшей среди опустевшего острова. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии.

Единственная уцелевшая после налета в 1944 году статуя из Кафедрального собора - изображение графини Доротеи, супруги герцога Альбрехта - была найдена при поисках Янтарной комнаты и сейчас хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

Статус памятника республиканского значения Кафедральный собор в Калининграде получил в 1960 году. В 1992-м трагические развалины были законсервированы, и начались работы по исторической реконструкции. Несмотря на повреждения и потери, собор заслуженно относится к памятникам архитектуры федеральной категории охраны.

Могила Канта

Великий философ Иммануил Кант был похоронен в 1804 году последним в профессорской усыпальнице у северных хоров Кёнигсбергского собора. В 1880-м над могилой была возведена часовня в стиле неоготики. К двухсотлетнему юбилею Канта архитектор Фридрих Ларс получил заказ на перестройку надгробия. Посещение могилы Канта разрешалось два раза в год: 12 февраля и 22 апреля - в дни рождения и смерти философа.

Помимо философии, Иммануил Кант преподавал в университете Альбертина такие необычные дисциплины, как фортификация и пиротехника.

Валленродтская библиотека

Две комнаты с росписью в стиле барокко, украшенные удивительной деревянной резьбой, на втором этаже южной башни, с 1650 года хранили знаменитую Валленродтскую библиотеку. Основанная канцлером Мартином фон Валленродом и его сыном, к ХХ веку она состояла из 10 000 уникальных книг, собранных по всему миру. Только часть редчайших томов уцелела в библиотеке университета, остальные бесценные книги погибли при пожаре собора.

Орган

В Кафедральном соборе можно посетить концерты органной музыки. Собор вновь обрел голос в 2008 году. Система из Большого и Малого органов восстановлена немецкими мастерами по довоенным чертежам с применением современных оптико-волоконных и компьютерных технологий. Декоративная часть самого большого в Европе органа украшена калининградскими мастерами филигранной резьбой и движущимися фигурами.

Задача Эйлера

Соборный мост между Альштадтом и Кнайпхофом простоял всего 50 лет после начала строительства Кафедрального собора. В городе осталось семь мостов, перекинутых через реку, омывающую остров и расходящуюся на два рукава. Можно ли прогуляться по Кёнигсбергу, пройдя по всем мостам, не заходя на любой из них дважды? Задача математика Леонида Эйлера о кёнигсбергских мостах лежит в основе теории графов, которая до сих пор помогает в изучении транспортных систем, оптимизации доставки грузов и маршрутизации данных в Интернете.

Башенка-звонница

При строительстве крыши продольного нефа в конце XVI века была обнаружена ошибка в планировке здания: башенная часть оказалась смещенной относительно центральной части. Для ее исправления средневековые строители нашли изящное решение - на месте изгиба кровли возвели маскирующую маленькую башенку-звонницу.

Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.

Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.

Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».

У каждого города есть свой архитектурный «символ». Например, при слове «Москва» перед глазами встает Спасская башня, Храм Василия Блаженного. Петербург ассоциируется с Петропавловской крепостью и Исаакиевским собором. Рязань - это Успенский собор иколокольня в Рязанском кремле. Продолжать играть в ассоциации можно бесконечно, но лично у меня со словом «Калининград» всегда «всплывает» картинка: величественный Кафедральный собор на острове Канта . Именно к нему мы и отправились в третий день нашего путешествия после .
Кафедральный собор находится на острове Канта (ранее этот район города назывался Кнайпхоф), со всех сторон его омывают воды речки Преголя. Естественно, Кнайпхоф был застроен и весьма плотно, домиками, но та архитектура до наших дней не дожила (а жаль, интересно ведь погулять по средневековому городу!), после бомбежки все эти домики были превращены в руины, даже собор был отреставрирован только в 90-е годы прошлого века. Сейчас в соборе расположены музеи (http://sobor-kaliningrad.ru/rus.html), но мы пришли слишком поздно, и просто погуляли по острову. Но пора возвращаться к самой прогулке.

Реклама — поддержка клуба

От , где мы жили в Калининграде, до собора было не такое уж большое расстояние, всего-то 1.3 километра. Естественно мы пошли пешком вдоль шумного Ленинского проспекта.
Первое, на что я обратила внимание на прогулке, была гостиница "Калининград" (http://hotel.kaliningrad.ru/kaliningrad/). Как там внутри – не знаю, не была, но жить я бы в ней точно не хотела: не люблю гостиницы вдоль шумных магистралей, а здесь пересекаются сразу две - Ленинский проспект и улица Шевченко. И даже близкое расположение острова Канта, для меня этот минус не сгладит.

Через перекресток от нее располагается другой отель - "IBIS Калининград центр" . Проблемы у него всё те же - шумные улицы Ленинский и Московский проспекты.

Но оставим отели, а вернемся к достопримечательностям Калининграда. Первая из них – "дом Робот", недостроенный Дом советов на месте рва разрушенного замка. Странно видеть такую пустующую махину в самом центре города, но зато для нас она служила прекрасным ориентиром, точно не заплутаешь в поисках острова Канта или Музея океана. Направление всегда видно.
Вот "робот" виден с нашей террасы.

А это дом «в живую».

Осмотрев «робота», двинулись в сторону острова. И тут не могу не отметить доброжелательность жителей Калининграда. Дело в том, что первый спуск с моста мы прошли, вернее Светлана предложила идти дальше. На шее болтаются фотоаппараты, видно, что мы туристы. Девушка, пробегавшая мимо, вдруг разворачивается, подходит и объясняет, что спуститься лучше здесь, а то дальше дороги нет. Вот так просто человек заметил «чужаков», то, что они идут не правильно и не поленился вернуться и помочь. Приятно. Ну а мы всё-таки найдя правильную дорогу, спустились на берег реки и увидели красавец собор. Вот за такие набережные с прекрасными видами я и влюбилась в Калининград!



В конце набережной, через дорогу не смогли не обратить внимание на ещё одну достопримечательность - Памятный знак морякам-балтийцам, катер как будто рассекает волны, выполняя свою нелегкую службу в Великой войне.

А затем нас ждала еще одна фишка Калининграда – Рыбная деревня (http://www.pfcompany.ru/projects/lighthouse/). Конечно же, это новодел, но такой симпатичный новодел, переносящий нас в эпоху немецкого Кёнигсберга. В Рыбацкой деревне расположены гостиницы, рестораны, и, конечно же, видовой Маяк. На площадку маяка можно было подняться, но если честно, у нас уже не было сил ни на маяк, ни на кораблики, швартующиеся около него, так что решили ограничиться любованием со стороны острова.



Дальше наш путь лежал к Кафедральному собору.
Если честно, то побывать на острове мы должны были в воскресенье на фестивале "Территория мира", но авиакомпания спутала все наши планы. Но вечерний остров и без фестиваля был интересен, и не только собором, но и Парком скульптур. Например, как Вам такая скульптура?

Или вот такие?

Так же на острове есть памятник Максиму Горькому.

И памятник Пушкину.

Но моим фаворитом стала вот такая необычная композиция.

и памятник герцогу Альбрехту, который в 1544 году открыл университет в Кёнигсберге.

Так же около собора находится могила Канта.

Всех этих великих людей объединяет Кёнигсбергский университет, старейший университет Пруссии. Но судьба его печальна, отметив свое четырехсотлетие 17 августа 1944, буквально через две недели университет лишился практически всех своих построек во время бомбардировки, и на этом его славная и долгая жизнь закончилась.
Но вернемся к собору. Годом основания собора считается 1333 года. Помимо «духовных» функций в соборе так же хоронили наиболее уважаемых горожан, и до сих пор снаружи и внутри можно увидеть надгробия и эпитафии. Могилы Юлиуса Руппа и Канта я Вам уже показала, а теперь хочу обратить внимание на другие «таблички», красиво ведь написано.

Собор, главная церковь бывшего Кёнигсберга. Первое упоминание - 1333 год. В ходе войны сильно пострадал, но снесён не был, так как у его стены был похоронен Кант. Сейчас собор отреставрирован как культурный центр.

Кафедральный собор Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, представляет как историческую так и культурную ценность. До реформации XVI века был главным католическим храмом города (посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии.

Во время войны здание сильно пострадало и была сильно повреждена, от сноса в советское время собор спасла могила известного философа И.Канта. Сегодня Кафедральный собор один из символов города. В архитектурном плане Собор построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России. В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

Первый кафедральный собор был построен между 1297 и 1302 годами в юго-западной части Альтштадта. После смерти епископа Зигфрида, при котором началось строительство собора, новым епископом стал Иоганн. Он счёл уже построенный собор слишком маленьким. По его просьбе в 1327 году магистр Тевтонского ордена выделил новый участок для строительства главной церкви города на острове Кнайпхофе.

Точная дата начала строительства собора на новом месте неизвестна. Формально его «днём рождения» считают 13 сентября 1333 года (первое упоминание в документах). В этот день магистр Тевтонского ордена дал добро на продолжение строительства собора. Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости, потому что территория была только что завоёвана, но гроссмейстер Ордена Лютер Брауншвейгский не дал на то разрешения, сказав, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка». Таким образом приостановленное строительство было возобновлено, но теперь собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. В связи с ненадёжным грунтом острова под фундамент храма было забито более тысячи дубовых свай.

Материалом для нового собора стали кирпичи старого собора (в Альтштадте), который был снесён. Специально для доставки их на остров через Прегель был построен мост, названный Соборным, а в городской стене Альтштадта были прорублены ворота, тоже получившие название Соборных. Оба сооружения носили временный характер; но если мост действительно позднее был разобран (он просуществовал только пятьдесят лет), то ворота простояли ещё шестьсот лет и погибли во время бомбардировки города англо-американской авиацией в августе 1944 года. Интересно, что если бы Соборный мост не был разобран, то не появилась бы знаменитая задача о семи мостах Кёнигсберга, ставшая поводом для создания теории графов.

Формально датой завершения строительства считается 1380 год, но работы в соборе продолжались и позже. И не только по внутреннему оформлению (так, между 1380 и 1400 годами Нефы собора были расписаны Фресками). В 1553 году к фасадам собора были пристроены башни (на шпиле одной из них был установлен флюгер-русалка).

Первоначально собор был однонефным, но потом к его западной части пристроили трёхнефный корпус. В орденские времена эти две части церкви были разделены: в однонефной части, известной как Высокие хоры, молились рыцари, в трёхнефной (Низкие хоры) - обыкновенные прихожане.

В 1519 году в соборе прошла последняя католическая служба, а уже через четыре года здесь состоялась первая евангелическая проповедь на немецком языке.

В 1528 году собор стал кнайпхофской приходской кирхой и собственностью города Кнайпхофа. Вскоре по соседству с собором возникает здание университета Альбертина, собор выполняет функции университетской церкви, а с 1650 года в южной его башне располагается Валленродская библиотека, уникальное собрание старинных книг и манускриптов. Связывает Собор и университет профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой. К 200-летию со дня рождения философа в 1924 году с восточной стороны собора был воздвигнут мемориальный портик «Стоа кантиана» (автор - архитектор Фридрих Ларс). Также в соборе был похоронен герцог Альбрехт и многие его родственники, фамильная усыпальница которых находится там же. Фрагменты надгробия Альбрехта сохранились в соборе до сих пор.

В 1640 году в башне собора были установлены часы с боем, а в 1695 году в соборе появился орган.

К началу Второй мировой войны собор имел следующие размеры:

Длина: 88,5 метров

Высота самой высокой (южной) башни до шпиля - 50,75 метров

Высота части здания (без креста) - 32,14 метра

Во время бомбардировок 1945 года церковь почти полностью выгорела, но само здание устояло. Во время разгула огня партийные власти запретили тушить собор пожарным, однако кёнигсбержцы пытались тушить храм своими силами. Впрочем, спасти убранство им не удалось: всё оно погибло в огне.

Богатое убранство собора было практически полностью уничтожено (сгорело) во время Второй мировой войны. Сохранились только некоторые каменные эпитафии. Наиболее примечательная из них - эпитафия - надгробный памятник герцога Альбрехта Гогенцоллерна работы фламандского архитектора и скульптора Корнелиса Флориса (архитектор Антверпенской ратуши). Эпитафия выполнена в стиле фламандского Ренессанса (Маньеризма). Размеры эпитафии - 11 метров в высоту и 12,5 в ширину. Первоначально эпиатфия была богато украшена скульптурами, колоннами, гербами и т. п., но после войны от неё остался только голый каркас (восстанавливается с 2009 года). Эпитафия расположена у торцевой восточной стены собора.

Помимо монументальной эпитафии Альбрехта, сохранилось несколько более скромных эпитафий XVI-XVII веков. Сейчас они укреплены на стенах собора, как с внешней, так и с внутренней стороны.

Также интересна внутренняя башенка, заключающая винтовую лестницу, ведущую на верхние ярусы башни собора. Башенка состоит из переплетённых стрельчатых арок, которые впервые появились в нормандской архитектуре Сицилии в XI-XIII веках.

Однако нынешняя реставрация вызывает много нареканий. Достаточно сравнить современный вид собора с довоенными фотографиями, чтобы убедиться в том, что реставраторы далеко не всегда восстанавливают собор в точном соответствии с довоенным состоянием. О восстановлении внутреннего убранства даже и не идёт речи (впрочем, затраты на восстановление убранства были бы слишком высоки).

Собор восстанавливается как культурно-религиозный центр. Сейчас в восстановленном здании Собора располагается Евангелическая и Православная часовни, а также музей Собора и музей Иммануила Канта.

Первое послевоенное богослужение у стен восстанавливаемого собора состоялось в пасхальное воскресенье 1992 года. Торжественные богослужения проходили в соборе и позже. Одно из них, состоявшееся в 1994 году было посвящено 450-летию Альбертины (кёнигсбергского университета). 7 мая 1995 года состоялось совместное богослужение представителей трёх христианских конфессий - православных, католиков и протестантов.

В соборе регулярно проводятся концерты классической и религиозной музыки.

В 2002 году архитектурный облик собора был зарегистрирован в Министерстве культуры как Товарный знак. Таким образом ГУК «Кафедральный собор» должно получать 0,5 % дохода, получаемого при коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией изображения собора, например с продажи открыток и любых товаров, носящих изображение собора (к последним относятся, в частности, пачки сигарет «Соборные» и водки «Восточнопрусская». Как утверждает директор ГУК «Кафедральный собор», вырученные таким образом средства пойдут на реставрацию собора.

Wiki: ru:Кёнигсбергский собор en:Königsberg Cathedral de:Königsberger Dom it:Cattedrale di Königsberg

Это описание достопримечательности Кёнигсбергский кафедральный собор в Калининграде, Калининградской области (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Кёнигсбергский кафедральный собор - храм, обязанный своим существованием по настоящее время расположенной у его стен могиле Канта.

Соборы №32664 – "Нерушимая Стена" иконы Божией Матери в старом Кафедральном соборе, часовня

Всего 9 редакций, последнее 3 года назад сделано Kashey из Запорожи Украины

Как самостоятельно добраться к Кафедральному собору Калининграда. Часы работы музея и органного зала, могила Канта в Кафедральном соборе.

На территории этого города немало старинных памятников, ежегодно притягивающих любителей старины со всего мира. Почетное по популярности место в числе достопримечательностей Калининграда занимает Кафедральный собор (Кройцкирхе), воздвигнутый в начале 14-го века под руководством епископа Иоанна.

Кафедральный собор времен Кёнигсберга

Кафедральный собор Калининграда был центральным храмом округа Кнайпхоф , где регулярно проводились службы с присутствием первых лиц города и государства.

Кафедральным собором бывшего Кёнигсберга сегодня можно любоваться в первозданном виде!

В криптах собора покоятся останки дворян и духовных сановников. Первая могила принадлежит Великому магистру ордена Тевтонских рыцарей Лютгеру фон Брауншвайгу и находится здесь с 1335 года. Последнее захоронение было сделано в 1809 году - принадлежит оно мертворожденному сыну принцессы Марианны и принца Вильгельма. В числе легендарных личностей, находивших последнее пристанище в стенах Кафедрального собора Кёнигсберга, значится не один магистр Тевтонского ордена , несколько Земландских епископов , профессора местного университета и другие не менее значимые персоны.

Но самой выдающейся персоной, чья могила также расположена в стенах собора, стал немецкий философ Иммануил Кант . Его захоронение выделяется на фоне остальных: относительно недавно (по отношению к возрасту собора, конечно), а именно в 1924 году, в честь 200-летия Канта над его могилой был сооружен портик.

До Второй Мировой войны Кафедральный собор был образцом великолепия, в его стенах размещалась одна из крупнейших библиотек Пруссии, основанная Мартином фон Валендорфом в 50-е годы XVII века. Кроме того, храм гордился одним из крупнейших органов в Европе.

Но в результате авианалетов союзников в конце Второй Мировой собор был разрушен, а внутреннее убранство утрачено. Однако надгробиям и эпитафиям каким-то чудом удалось сохраниться.

Кафедральный собор Калининграда

Спустя десятилетия, исследователям и историкам, занимавшимся изучением руин собора, удалось выбить найти средства и добиться распоряжения о начале восстановления калининградского собора. Произошло это лишь в 1992 году. Благодаря неожиданному в те смутные времена решению, сегодня каждый желающий может насладиться не только фасадом восставшего из руин собора, но и экспозицией открытого на его базе музея им. Иммануила Канта.

Карта Кёнигсберга и сувениры на территории калининградского собора

В маршрут экскурсии по Кафедральному собору входит посещение института Канта, православной часовни, восстановленной «из пепла» библиотеки и т. д.

Но главным достижением реставраторов считается открытие концертного зала, рассчитанного на 700 посетителей. Расположенному здесь органному комплексу нет равных на территории России. Он состоит из большого и малого органов и позволяет добиться удивительно сочных звуков. К тому же акустические возможности самого Кафедрального собора, как утверждают, безграничны!

Вывод можно сделать один: архитекторам удалось восстановить не только «тело» собора с точностью до малейшей детали, но и воскресить тот дух, что витал в этих стенах на протяжении долгих веков жизни собора.

Кафедральный собор - как добраться

Кафедральный собор Калининграда расположен в сердце острова Кнайпхоф (или остров Канта, как его называют), по адресу: ул. Канта, 1.

Добраться до острова можно с площади Победы на трамвае №3, 5. Остановка «Рыбная деревня», от которой придется пройти метров 300. Если вам ближе Ленинский проспект, выбирайте любую маршрутку и выходите возле . Затем переходите дорогу и через автомобильный мост двигайтесь к Кнайпхофу - готический шпиль вы заметите издалека.

Часы работы музея и органного зала

В настоящее время в помещениях Кафедрального собора открыты православная и протестантская часовни. Работают следующие музейные экспозиции: «История острова Кнайпхоф», «Иммануил Кант и Кёнигсберг», «Кафедральный собор. Возрождение из руин», «Валленродтская библиотека».

В алтарной части на этапе реставрации надгробие герцога Альбрехта, памятник которому можно увидеть на территории храма, напротив могилы Канта.

Время работы Кафедрального собора: с 09-00 до 17-00 без выходных.

Информацию можно уточнять на оффициальном сайте - www.sobor-kaliningrad.ru . Там же можно узнать расписание концертов органной музыки в соборе Калининграда.

Экскурсии по Калининграду и области

Необычные маршруты, организованные местными жителями. Придумывают экскурсии люди творческие, которым есть, что рассказать о городе и окрестностях. Они же подскажут, где провести время и на чем можно сэкономить.

Отели в районе Кройцкирхе

Если вам приглянулось расположение Кафедрального собора, то интуиция вас не подвела — если где-то и стоит жить в Калининграде, то именно в районе острова Канта. На карте ниже вы найдете все отели, расположенные в окрестностях Кройцкирхе.

Подведем итоги

Не важно, интересна ли вам история сооружения, желаете ли вы любоваться восстановленной библиотекой и любите ли вы органную музыку. Если вы прибыли в Калининград впервые, знайте - избежать посещения Кафедрального собора вам не удастся, ведь это душа города.