Туркестан площадь. Открыть левое меню туркестан

ТУРКЕСТАН

(страна тюрок) - историко-географич. термин, служивший в течение долгого времени для обозначения обширной терр. в Ср. и Центр. Азии, населенной преим. тюркскими народностями. Терр. Т. (общая площ. св. 3 млн. км 2) простиралась от Урала и Каспийского м. на З. до Алтая и Китая на В., от Ирана и Афганистана на Ю. до Томской и Тобольской губ. на С. Т. делился на Зап. (или Русский), включавший юж. часть Казахстана и ср.-азиат. владения России, Вост. (или Китайский), входивший в состав кит. провинции Синьцзян, и Афганский, расположенный в сев. части Афганистана. На терр. Рус. Т. была образована в 1865 Туркестанская обл., в 1867 - Туркестанское генерал-губернаторство в составе Семиреченской (до 1882) и Сырдарьинской обл. С 1886 ген.-губернаторство официально наз. Туркестанским краем, с 1898 в него входили Закаспийская, Самаркандская, Семиреченская, Сырдарьинская и Ферганская области. На территории так. наз. Русского Т. также находились вассалы царской России - Хивинское ханство и Бухарское ханство. После Окт. социалистич. революции 1917 на терр. Рус. Т. образовались республики - Туркестанская АССР (1918), Бухарская народная советская республика и Хорезмская народная советская республика (1920). В результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в 1924-25 образовались Узб. ССР, Туркм. ССР, Тадж. АССР (с 1929 - Тадж. ССР), Кара-Кирг. АО (с 1925 - Кирг. АО; с 1926 - Кирг. АССР, с 1936 - Кирг. ССР), Каракалпакская АО (с 1932 - Каракалп. АССР). Сев. часть Т. вошла в состав Казах. ССР. В эти годы появился вместо Т. термин "Ср. Азия".

Лит.: Семенов П. П., Географическо- статистический словарь Росс. империи, т. 5, СПБ, 1885; История Туркменской ССР, т. 1, кн. 2, Аш., 1957; История Узб. ССР, кн. 2-3, Таш., 1968.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ТУРКЕСТАН" в других словарях:

    Географическая энциклопедия

    Название в 19 нач. 20 вв. территории в Ср. и Центр. Азии, населенной тюркскими народностями. Вост. Туркестан провинции Зап. Китая, Зап. Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана. Особо выделялись в 1867 1917… …

    I название в XIX начале XX вв. территории в Средней и Центральной Азии, населённой тюркскими народностями. Восточный Туркестан включал провинции Западного Китая, Западный Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана … Энциклопедический словарь

    Город, центр Туркестанского района Чимкентской области Казахской ССР. Один из древнейших городов Казахстана. В X в. назывался Шавгар, позднее Ясы; название Туркестан известно с XV в. В Туркестане сохранился ценный памятник… … Художественная энциклопедия

    Город в Казахстане, Чимкентская обл. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (199..1). Заводы: кузнечно прессового оборудования, хлопкоочистительный, кормовых антибиотиков и др. Известен с 10 в. Комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави (кон. 14… … Большой Энциклопедический словарь

    Туркестан - (Turkistan), регион в Центр. Азии к С. от Гималаев, входящий в состав Китая (пров. Синц зян), Афганистана и быв. среднеазиатская республика СССР. В период раннего Средневековья здесь находилось неск. перс. торг, центров ханств, таких, напр., как… … Всемирная история

    Туркестан: Туркестан (перс. ترکستان‎ «страна тюрков», узб. Туркистон, каз. Түркістан) исторический регион Центральной Азии, населенный народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона Туран … Википедия

    I. Определение, состав, пространство, численность населения. II. Рельеф. Геологические условия. Почва. Воды. III. Климат. IV. Растительный и животный мир. V. Этнографический состав, религия, быт и занятия населения. VI. Земледелие и его условия.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Туркестан - 1) город, Юж. Казахстанская обл., Казахстан. Известен с X в.; название от Туркестан традиц. наименования территории Средней и Центр. Азии, населенной тюрк, народами. 2) истор. геогр. обл. в Центральной Азии. Название применялось в XIX начале XX… … Топонимический словарь

    Фантастически спекулятивный вып. марок с оригинальными рис. и надписью «Туркестан». Существуют и с надпечатками. Имеющиеся в продаже за рубежом марки 20 номиналов с надпечатками новой стоимости на марках России, якобы вып. в Туркестане,… … Большой филателистический словарь

Книги

  • Туркестан , Свечин Николай , Июнь 1894 года. Оставив службу в Департаменте полиции, Алексей Лыков вместе со своим приятелем Титусом едут в Туркестан, чтобы продать лес для строительства железных дорог. Ташкент город на… Категория: Боевик Серия: Детектив Российской империи. Романы Н. Свечина Издатель: ЭКСМО , Производитель: ЭКСМО ,
  • Туркестан , Свечин Н. , Июнь 1894 года. Оставив службу в Департаменте полиции, Алексей Лыков вместе со своим приятелем Титусом едут в Туркестан, чтобы продать лес для строительства железных дорог. Ташкент – город на… Категория:

Общий вид Туркестана производит тоже приятное впечатление. По сторонам его тянется множество садов, из которых поднимаются стройные пирамидальные тополи с листьями как у клена и белою корою как у березы. Изо всего города виднеется только длинная зубчатая стена. Из-за нее смотрят высокие валы цитадели и красивые куполы Азрета. На городских стенах видны еще следы, оставленные нашими гранатами и ядрами.


Туркестан. Часть города Бакы-Масчит.
Здесь и далее фото из «Туркестанского альбома» (1871—1872)

Мы въехали в ворота города по очень плохому мостику, перекинутому через глубокой ров. От них сейчас же начинаются узкие, извилистые улицы. По сторонам их идут глиняные заборы, кое-где поднимающиеся на высоту стены дома. Из улицы небольшие ворота ведут во внутренние дворы, куда уже выходят изо всех комнат двери. Там, где ограда, отделяющая дворы от улицы, становится выше, она составляет стену дома, что можно судить по маленьким окошечкам, пробитым высоко над землей. Изредка в них показывалась головная повязка женщины и сейчас же пряталась назад.

Кое-где в выступах улицы приютились колодцы с нашими всероссийскими запрещенными журавлями для подъема воды, что стесняло еще более и без того тесную улицу. По улицам бродили правоверные, с огромными белыми тюрбанами на головах, бегали от колодцев полуголые (по пояс) мальчишки с кувшинами в руках. Когда навстречу нам попадались из-за поворота улицы верховой, или верблюд, или арба, наш ямщик громко выкрикивал какие-то зычные междометия, еще громче раздававшиеся между стен улицы. Те спасались в ближайшие переулки или ворота домов и давали, таким образом, возможность проехать нашему тарантасу.

Задевая колесами за стены и присоединяя новую черту к многочисленным следам, оставленным на них арбами, мы добрались до базара, т. е. крытой улицы, по сторонам которой вместо пустых стен расположены лавки. Здесь висели на железных крючьях только что зарезанные бараны, стояли в лавочках самовары, продавались фрукты, производились всякого рода мастерства. Мальчишки и торгаши кричали и шумели, верблюды ревели, всюду был гам, шум и гвалт. По базару сновали бухарские евреи, отличающиеся правильными чертами лица и длинными пейсиками, сарты в больших чалмах, киргизы и наши солдатики, которых их штык занес за три тысячи верст от Москвы. Но так же, как и там, они оказались здесь как у себя, торговались, бранились, осматривали съестные продукты. Сарты, как мне показалось, смотрят еще на русских большими волками. Ни один из них не кивнул нам даже головой, хотя мальчишки, пробегая мимо экипажа, делали нам под козырек в укорительном смысле. Киргизы, которые легко узнаются по их типу, вели себя иначе. Еще издалека они кричали нам громко: «Аман!» и весело поглядывали на нас.

Выехав из базара и проехав еще несколько извилин, в которых из ворот выглядывали ребятишки, захлопывающие двери при нашем приближении с криком «Урус!» — мы подъехали к цидатели, из-за которой выглядывал Азрет со своим странным фасадом и грациозными куполами. У моста через ров часовой в рубахе. Недалеко оттуда квартира коменданта, майора Суворова. Он указал нам квартиру, т. е. небольшую комнату без дверей с миленьким двориком, усаженным деревьями. Дом, часть которого нам теперь отвели, построен русскими уже после взятия Туркестана. В садике кипел самовар и молодая, прилично одетая дама, жена священника, как нам после сказали, разливала чай нескольким офицерам. Мы пристроились к столу. Вскоре явился конной артиллерии поручик, Александр Александрович Крымов, управляющий местным населением от Туркестана до , включая и его. Мы разговорились с ним и толковали до поздней ночи.

26—31-го августа и 1-го сентября мы пробыли в Туркестане, изучая его. Все, что мы видели до сих пор, резко отличается от этого города по характеру, условиям жизни, даже по внешности, потому, несмотря на то, что мы пробыли здесь так долго, я, по крайней мере, недостаточно ознакомился с Туркестаном.

Д. В. Вележев. Базар в Туркестане. 1866. ( sklyarevskiy )

26-го мы поехали осматривать город вместе с Крымовым и караван-башем города. Прежде всего мы отправились на базар. Утром он еще оживленнее. В открытых лавках продается все, что нужно для неприхотливой жизни среднеазиатцев. На кошмах разложены арбузы, дыни, разная зелень, в мешках стоят орехи, сушеный урюк, кишмиш, рис, просо, пшеница, мука. На железных гвоздях, напоминающих наши вешалки, развешаны целые бараны, тушки и куски мяса. Около кипит самовар и правоверные попивают чай, усевшись в кружок. Недалеко оттуда, на нескольких ситах, уставленных друг на друга, варятся парами пельмени, которые, вместе с пилавом, составляют основу . Это род туркестанского ресторана. Толпа лиц разных типов и костюмов сновала взад и вперед по лавкам. На этот раз мы были в сюртуках, а караван-баш в эполетах, полученных им от Черняева и нацепленных им на халат так, что один болтался на груди, а другой на спине, почему жители прикладывали руки ко лбу, полагая, что отдавание чести — единственный способ кланяться у русских. С базара мы повернули в караван-сарай, четыреугольный открытый базар с лавками по сторонам. Посредине весы. Сюда приходят караваны, которые и разгружаются здесь. На одной стороне караван-сарая мечеть, т. е. открытая мазанка на колоннах. Минаретов, вообще говоря, здесь нет.

С караван-сарая мы отправились в гости к караван-баши. Въехав во двор, мы сошли с лошадей и вошли в отдельную комнату с одним выходом. Окон в ней нет, в потолке одно отверстие. По стенам ниши, а в углу выложенная камнем впадина для мытья, с дыркой, назначенной спускать воду. Низенький стол был накрыт вышитою азиатскою салфеткой, на которой стояли подносы с фисташками, кишмишем, леденцами, виноградом, зернышками от абрикосов, дынями и арбузами. Подали чай в полоскательных небольших чашках. Вслед за тем принесли блюда с пельменями, сильно посыпанными перцем, и пилавом. И то, и другое было очень вкусно. Хозяин рассказывал про свое значение в городе, про обязанности и права караван-баша, и хвастал знакомством с Черняевым. Он чрезвычайно тучный господин, которого заплывшая шея и жирная грудь выглядывали из-за рубахи и халата, на котором были нацеплены эполеты. Маленькие глазенки его изобличали человека до крайности хитрого. Караван-баш говорил медленно, хриплым пьяным голосом, и при этом беспрерывно поглаживал свою седую бороду. Пробыли мы у него недолго и отправились осматривать Азрет.

Общий вид мавзолея святого Султана Ахмеда Ясави с южной стороны

Передний фас мечети состоит из стрельчатого свода, опирающегося на две высокие башни. Ко входу примыкает большое здание мечети, на котором поднимаются два купола. Стены Азрета были обложены синими глазурованными кирпичами, уложенными таким образом, что они составляют весьма красивые арабески. Вверху по карнизу из более темных кирпичей составлена какая-то арабская надпись. Теперь арабески, глазурь и позолота остались только на корпусе, с переднего же фаса и куполов глазурь совершенно осыпалась, так что кажется, будто они сделаны из глины или неокрашенных кирпичей. Только местами видишь на красной стене оставшуюся заплатку глазури или под одним из куполов рассмотришь прелестную, будто кружево, узорчатую бахромку из цветных кирпичей. Восточная часть стены сохранилась лучше всех. Узорчатые, красиво изогнутые базы под угловыми колоннами и самые колонны сохранились совершенно хорошо. Мечеть Азрета тесно застроена неопрятными зданиями, сложенными из кирпича. Здесь, до взятия Туркестана, жили офицеры кокандского гарнизона. Прямо против входа в мечеть построена другая мечеть во вкусе всех прочих, построенных в Туркестане. На этом основании нужно сказать о ней два слова.

Главный фасад мавзолея святого Султана Ахмеда Ясави

Мечеть состоит обыкновенно — из трех стен и крыши, поддержанной деревянными колоннами. Минаретов нет, не знаю, на каком основании. Вот и вся мечеть. Замечательно, что капители деревянных колонн у многих из мечетей совершенно похожи на капители . Под высокой аркой в боковые стены вставлено много длинных палок. Нам сказали, что это сделано будто бы для птиц. Действительно, здесь летало очень много голубей. На одной же палке было устроено аистами толстое гнездо. Такое же гнездо устроили себе эти птицы на вершине одного из куполов. Под переднею аркою направо и налево от входа лежат надгробные камни. Здесь по завещанию, похоронены знатные мусульмане за сто и более червонцев, оставленных мечети.

Наружная дверь мавзолея святого Султана Ахмеда Ясави

Большая дверь чрезвычайно мелкой резной работы ведет во внутренность мечети. Первое, что вас поражает, это чрезвычайно грандиозный купол, покрывающий все главное здание. Плафон купола из лепной алебастровой работы сделал бы честь лучшему европейскому архитектору. П., учившийся архитектуре и надоевший уже мне рассказами про алгебру, которую, как он говорит, он изучал до мелочей, пояснил, что купол чисто мавританского стиля. Это, впрочем, было видно и без его ученых комментарий.

Узорчатый как кружево свод покоится на четырех стенах помощью украшений, упирающихся в углы. Эти украшения, грациозные и оригинальные, в то же время совершенно напоминают громадные сталактиты. В том же вкусе отделана ниша, в которой проделан вход к могиле Азрета, задернутый черной занавеской. На этой нише ревнивые, но бесталанные мусульмане понаделали разноцветные иероглифические украшения.

— Что это такое? — спросил я у муллы.

— Это имена Бога и святых: Аллах, Аллах акбар! Азрет Али, Муса, Ибрагим; это план Мекки, — говорил он, пробегая глазами по испещренным и изуродованным стенам.

Котел, пожертвованный эмиром Тимуром Кураганом
гробнице святого Султана Ахмеда Ясави

На средине мечети стоит огромный, баснословной величины, бронзовый котел с рельефными надписями из Корана и другими украшениями. Назначение этой чаши или котла — назовите как хотите — состоит в варении пищи для бедных; котел обставлен со всех сторон бунчуками и знаменами Азрет-султана.

Главная ниша мавзолея, ведущая к гробнице святого Султана Ахмеда Ясави

Огромной величины знамя с древком, сажени в две с половиной, стоить наискось перед входом к могиле Азрета. В первый раз табун мулл, сопровождавший нас, не дозволил мне увидеть могилу Азрета, занавес к которой открывается только по пятницам и для одних правоверных. В другой же раз сторож отдернул занавеску за рубль, но решительно удержал за руку, когда я хотел переступить за порог святилища. Там каменный памятник обыкновенной мусульманской формы был накрыт черным сукном. Около было набросано много книг в поношенных кожаных переплетах. Сторож назвал эти книги кораном.


Подсвечники, пожертвованные эмиром Тимуром Кураганом

Свет в мечеть проникает через окно, освещающее могилу Азрета, через два высоко проделанных окна, заставленных разными деревянными решетками, и через дверь. Часть мечети у входа и дверь сильно закопчены дымом. Когда я спросил, отчего это закопчено, муллы ответили, что кокандские часовые раскладывали в мечети огонь и грелись здесь во время холодных ночей. Налево от главного здания мечети, через темный коридор входят в малую мечеть, тоже покрытую куполом. Плафон лепной работы в том же вкусе, как и в главном куполе. Но здесь все лучше сохранилось. По стенам даже видны следы изразцов, которыми они когда-то были выложены. Здесь есть окна, отчего малая мечеть не кажется такою мрачною.

Кроме двух приделов, мечеть Азрета заключает в себе еще длинные, темные коридоры, в которых похоронены очень большие люди. Так, тут нам показали могилу, сделанную, кажется, из мрамора, Аблая, хана Средней орды. Он завладел Туркестаном после того, как китайцы истребили калмыков. Должно быть, этот город ему полюбился, потому что, хотя он и умер в Кокчетавском округе (в Сырембети, где стоит ему надгробный монумент), однако завещал перевезти свое тело в Туркестан, на что и ассигновал сто лошадей и несколько калмыков-невольников. Гутковский сказал, что он хорошо знаком со внуком Аблая, Велихановым, и просил муллу от имени последнего помолиться о даровании Аблаю счастья на том свете. Муллы согласились, стали на колени, бормотали что-то, к счастью, недолго, и кланялись в землю, что в темноте, при белых тюрбанах мулл, было, впрочем, очень красиво.

Недалеко от Аблая похоронена другая историческая личность, хан Большой орды Юлбарс. Кажется, он поддался России одновременно с Аблаем. Императрица Анна Иоанновна дала ему грамоту на подданство, которая и находится в общем собрании законов. Могила Юлбарса закрыта резною деревянною решеткою. Около, на глиняном пьедестале навалена целая куча голов ovis argali с огромными рогами. Это, по словам мулл, дар, приносимый киргизами, приходящими молиться к могиле Юлбарса.

Мечеть Азрета построена Тамерланом. Двигаясь из Турана в поход к западу, он дал обет построить такую мечеть, какой еще не бывало, если святой Азрет, похороненный в Туркестане и чтимый всею Среднею Азией, исходатайствует у Аллаха об удачном исходе его похода. Возвратившись домой, отягченный славою разорителя сотен городов, Тамерлан не забыл своего обещания. Мечеть начали строить, как говорит предание, существующее в Туркестане, черные люди, т. е., вероятно, мавры, которых вкус и стиль отпечатались на азретской мечети. Но Тамерлану не удалось окончить свою постройку. Он умер, говорят, всею в двадцати пяти верстах от Туркестана.


Мавзолей правнучки эмира Тимура Курагана, Рабиги-Бегим, умершей в 1475—1476 г. (880 г. хиджры)

Недалеко от мечети Азрета построен род часовни в том же стиле, как и азретская мечеть. В Туркестане называют ее памятником дочери Тамерлана, хотя прибавляют, что дочь Тамерлана Шура похоронена на Кавказе на месте, где ныне существует крепость Темир-Хан-Шура. Памятник дочери Тамерлана просто часовня, пустая в середине. Снаружи она представляет конус из кирпичей, с которых осыпалась глазурь; на конусе поставлена башенка, оканчивающаяся куполом. Глазурь на башенке сохранилась совершенно. Арабески на ней чрезвычайно хороши. Из этого следует, что глазурование глины было не только хорошо известно в Средней Азии в XIV столетии, но что это искусство стояло на высокой степени совершенства. Бедный Бернар Палисси! Теперь в памятнике дочери грозного завоевателя русский пороховой склад. Небрежное хозяйство внутри башни и вынимание без нужды кирпичей в самое короткое время так попортило старый памятник, что конус, на котором стоит башенка, сел и дал трещину. Это очень жалко.

Покровителем мечети считается шейх-ислам, один из потомков святого. Он должен происходить из старшей линии и утверждался кокандским ханом. Покровитель собирает деньги и предметы, жертвуемые ревностными мусульманами в мечеть, и получает следующие потомкам Азрета доходы с туркестанских караван-сараев. Доходы, если их сложить, так велики, что шейх-ислам может ежедневно кормить до ста человек бедных.

Позабыл сказать, что недалеко от Карнака, лежащего в двадцати верстах от Туркестана, существуют до сих пор развалины завода, на котором отливался котел, стояний в Азрете.

Знаменитая мечеть плохо поддерживалась при кокандском правительстве. Мулла сказал нам, что мечеть не поддерживается потому, что нет хороших мастеров, и указал на грязные полосы глины, которыми кое-где были залеплены щели в стенах. «Только в есть один хороший мастер, способный починить эту мечеть», — прибавил он. Мы сказали муллам, что когда русские возьмут Бухару, то пришлют сюда этого мастера, и сели на лошадей, чтобы осмотреть окрестности.

Первое, что мы хотели посмотреть, это наши траншеи. Они охватывали город от дороги из влево от садов, примыкающих к Карнакской дороге. Нам показали места, где стояли наши батареи, пушечные и мортирные. Место для траншей выбрано очень дурно. Вместо того, чтобы начать осаду с Карнакской дороги и заложить траншеи несколько восточнее нее, где пересеченная местность, сады, арыки и овраги дозволяли безопасно подойти так близко, чтобы построить брешь-батарею и начать спуск в ров, осадные работы начаты с северо-запада, на совершенно открытой местности, отчего первая параллель и заложена саженях в трехстах от туркестанской ограды. Крымов, сопровождавший нас и бывший при осаде Туркестана командиром мортирной батареи, рассказал при этом, что первоначально Веревкин запретил стрелять по Азрету, уважая народную святыню и щадя замечательный памятник; скоро, однако, перебежчики из Туркестана раскрыли ему глаза. Там в народе распространился слух о чудесах, которые делает святой. Его божеской силе все приписывали то обстоятельство, что с начала осады в мечеть не попал ни один снаряд. Веревкин приказал стрелять и в мечеть. Чудодейственная сила святого оказалась ниже материальной силы пороха, и до сих пор две пробоины (впрочем, не прошедшие насквозь) в куполе свидетельствуют о том, что Азрет не мог изменить траекторию снаряда.

Крымов рассказал также про вылазку, которую Мурза-Давлет, командовавший войсками в Туркестане, сделал против осадных работ. Он обошел садами наши траншеи с юга и запада и кинулся на них с гамом и воплем. В то время жители города, собравшись на стене, играли в трубы, вернее, издавали дикие звуки и криком ободряли своих защитников. Впрочем, вылазка была отбита. В течение ее офицер генерального штаба Кохановский стоял на бруствере траншеи и руководил огнем солдат; он был убит пулею в грудь навылет. Испытав на деле невозможность прогнать русских, Мурза-Давлет сказал, что он выходит из города для какого-то хитрого маневра против русских, поручив оборону города жителям и запретив говорить про сдачу под страхом смертной казни; но едва он удалился с кокандцами, как один богатый туркестанец Джанты, глава русской партии, т. е. желавшей сдать город, открыл ворота крепости и выехал к нашим работам. Наш отряд немедленно занял крепость и цитадель. Уже после взятия Туркестана с северной стороны крепости вырублены сады и разрушено довольно много зданий, чтобы очистить пространство для выстрелов. Тогда ждали нападения на Туркестан самого муллы Алимкула, регента Коканда.

Объехав с трех сторон город, мы привязали лошадей у дерева и пошли в сады. Под этим словом нельзя разуметь одни фруктовые сады. Здесь можно встретить и тал, и осину, и тополь, и то особенное дерево, которое здесь называется пирамидальным тополем. Оно совершенно прямо, и сучья идут кверху. С этой стороны оно действительно напоминает пирамидальный тополь, но листья у него лапчатые, как у тополя, а кора на стволе бело-желтого цвета. Вперемежку с этими деревьями посажены миндаль, абрикосы, яблони, груши, приносящие огромные дюшесы, и пр. Впрочем, сезон фруктов уже прошел, и с деревьев давно собраны все плоды. Простые деревья имеют большую цену в степях, но и помимо своей ценности денежной они служат как бы предметом роскоши, лаская все чувства степного азиата. Впрочем, манера садить деревья, могущие служить для построек, очень хороша. Все сады орошаются арыками.

Из садов мы поехали домой. Комендант крепости пригласил нас обедать все время у себя. После обеда возвратились к себе, и я уселся за писание этой книги. Наша квартира очень удобна и для работы, и для жизни. Городничий уступил нам последнюю комнату своего дома под фотографию Приорову, так что на нас троих были две комнаты и двор или сад. Он особенно мне нравится. Поперек сада идет арык, который наполняет миниатюрный пруд, обставленный здешними пирамидальными тополями. Про силу здешней растительности, если она может иметь достаточно влаги, можно судить по тому, что эти деревья, имеющие теперь три-четыре сажени высоты, пересажены сюда маленькими русским комендантом Жемчужниковым после взятия Туркестана. В стороне от озера терраса. Около дверей сделан крытый навес, заменяющий галерею.

27-го числа утром мы пошли в гости к бывшему у нас с визитом Оскару-ходже, одному из старших потомков Азрет-султана. Оскар-ходжа был у нас в мундире русского офицера. Чин он получил по рекомендации Черняева как влиятельный человек Туркестана. Потомки Азрета разделяются на три колена: на колено Шейх-ислама, Накына и Азрета. Из первого назначались кокандскими ханами шейх-исламы Туркестана, которых обязанность состоит в попечении о газыз (святых сиротах), потомках Магомета вообще и Азрет-султана в особенности. Сам Азрет происходил от сына св. Алия, но от другой жены, не Фатимы. От двух старших сыновей Алия и Фатимы — Хасана и Хусейна, произошли сеиды; от другой жены Алия же, Ханафие, Алий имел сына Мухамед-Ханафие-Аулие. Его потомки называются Ханафие-Караганы. Старшее и младшее колено Алия называются вообще ходжами. Азрет, султан туркестанский, потомок Мугамета-Ханафие-Аулие. Вообще, здешние мусульмане строго различают эти две линии. Отец Азрета, Ибрагим, жил в .

Потомки Азрета пользуются в Туркестане большим влиянием. Из числа всех арыков, которыми орошаются туркестанские пашни, два уступлены городом на вечные времена потомкам Азрета. Рассказывают, что эти два арыка — чудо умершего святого, рассказывают, будто он ударил своим посохом по земле и приказал выступить воде.

История города Туркестана есть история Азрета и его потомков. Оскар-ходжа принес множество свертков пергамента и бумаги, на которых написана генеалогия потомков Азрета. Сбоку текста приложены печати всех владык Туркестана, гарантировавших этим подлинность написанного. Оскар-ходжа объяснил, что он имеет патенты на русскую медаль и чин и должен будет приклеить и то, и другое к фамильной родословной. Азрет-султан был владетелем Туркестана, подчинявшегося ему добровольно. После Туркестаном владели его потомки с зависимостью от бухарского эмира. Впоследствии владетель Коканда, Ишим-хан, подчинил себе Туркестан и узурпировал права фамилии Азрета. Рассказывая про это, Оскар-ходжа с видимым презрением прибавил, что Ишим-хан был потомок Алим-бия кипчаков, основавшего кокандскую династию, которая существует всего полтораста лет. С тех пор Туркестан составил часть Кокандского ханства.

На мой вопрос, не было ли прежде таких, которые отнимали у ходжей владение Туркестаном, Оскар-ходжа сказал, что им владел некоторое время Галдан-Черен, калмыцкий хан, что калмыки не оскорбляли, однако, храма, потому что увидели все разом св. Азрета в грозном для них виде, и что они вскоре были истреблены китайцами. После них Туркестан или, лучше сказать, владения последнего ходжи зависели от Аблай, хана Средней киргизской орды, потомка Чингиз-хана. Юлбарс был ханом Большой орды и кочевал со своими подданными по Сыр-чу и в горах Каратау, места же, до истребления последних манджурами.

Св. Азрет (Азрет значит святой. Это слово обратилось у среднеазиатцев в собственное имя для означения туркестанского святого) назывался при жизни Ходжа-Ахмет-Ясави. Город Туркестан при его жизни назывался Яссы. <…>

От Оскара-ходжи мы поехали в гости к казы-келяму, тоже награжденному халатом и медалью от русских. Дом его или, лучше сказать, приемная комната, в которой мы сидели, совершенно похожа на залу базар-баши. Угощение было то же самое, даже чашки и мебель были принесены от базар-баши. Один складной железный стул со странно погнутой спинкой выдал этот секрет.

Крымов, бывший с нами, рассказал следующее. Шейх-ислам, старший потомок Азрета и покровитель Корана, ссорится постоянно с казы-келямом, верховным судьею, беспрерывно узурпируя его права. Почему-то Крыжановский очень благоволит к шейх-исламу, хотя русский генерал-губернатор, не преувеличивающий положения дел, не должен был бы быть очень щедрым на ласки перед первым духовным лицом Туркестана. Но Крыжановский, не ограничиваясь излишним вниманием, даже стал холоден к казы-келяму до того, что не пригласил его на большой , долженствовавший быть в 30 августа в день тезоименитства Государя Императора, в то время как его соперник был приглашен особенно внимательно. Шейх-ислам получил богатые подарки, казы-келям — довольно мизерные. Все это волнует донельзя казы-келяма, человека, по словам Крымова, очень благонадежного и преданного. Мы успокоили его ложью, сказав, что генерал Крыжановский говорил нам, что он оставил казы-келяма и не пригласил его на бал с тем, чтобы мы могли посоветоваться с таким умным человеком. После того руки казы-келяма перестали дрожать, а глаза, блестевшие до тех пор лихорадочным блеском, потухли.

27-го приехали остальные члены нашей комиссии. После обеда мы говорили с киргизскими биями, которые отличались замечательною бестолковостью. Вообще говоря, нужно заметить, что здешние киргизы от души презирают сартов, и наоборот. Киргизы считают их «полуженщинами» — фраза одного киргиза, — потому что они не умеют ездить верхом. Они также справедливо называют их развратными. И то, и другое верно. С своей стороны, и сарты презирают киргиз как людей почти не имеющих веры, глумящихся над Азретом и , кричащими и кружащимися там по пятницам, наконец, как дикарей, и об условиях высшей мусульманской цивилизации. Этот двух рас нужно иметь постоянно в виду русским государственным людям. К несчастью, Крыжановский, Черняев, Романовский и вообще все русские дают видимое предпочтение сартам, т. е. людям, долженствующим быть враждебными России, а не киргизам, нашим естественным союзникам в Средней Азии. И то сказать: так же поступало и кокандское правительство!

Туркестан. Часть города Ходжалык

Мы посетили дом здешнего богача Джанты. Он же считается главою русской партии. Снаружи этот дом ничем не отличается от остальных мазанок. Серая глина неопрятно покрывает стены; ворота узки и ведут темным коридором во внутренний двор. Оттуда сыновья Джанты (он сам приглашен на бал в Ташкент) повели нас в лучшую комнату. Она резко отличается от всех других туркестанских помещений. Стены превосходно выштукатурены, не марают и совершенно ровного цвета. Двери отличной резьбы. Потолок, состоящий, как везде, из тонких ровно обструганных палок, упирающихся в чисто положенные балки, превосходно отделан белою краскою, по которой расписаны арабески золотом и другими цветами. Замечательно, что симметрии в этом случае нет никакой. На каждой балке особенная арабеска, и это ничуть не уродует общего впечатления. По стенам сделаны большие ниши наподобие шкафов, с полочками, на которых стоит домашняя утварь. Каждое такое гнездо прикрыто сверху алебастровою доской с превосходной стрельчатой вырезкою, дающею возможность ставить предмет на полку. В общем, ниши с их строго мавританскими алебастровыми украшениями очень красивы. Комната освещается тремя дверями и двумя высоко прорезанными окнами, закрытыми алебастровою решеткою тонкой резьбы. Цоколь серого цвета с черною полосою наверху, как требует того строгий вкус. На одной из сторон, где нет ниш, лежали в четырех кучах приданые четырех жен Джанты. Медная посуда, стоявшая на противоположной стене, очень красива. <…>

30-го числа предполагался парад. Мы отправились в церковь в полной парадной форме. Церковь находится здесь в одном из домов. Кроме двух образов на стене, нет никаких церковных атрибутов. Певчие из рук вон как плохи. Бас, как во всех деревенских церквах, считал себя знатоком пения, и когда все фальшивили, он, фальшивя решительнее и бесстыднее других и воткнув подбородок в грудь, смотрел с омерзением на своих более робких товарищей, нравоучительно выкачивая такт головой. Молебен шел на открытом воздухе. Когда певчие затянули многия лета, над головой нашей раздалась команда: «Первое!», и угловое орудие грянуло на удивление жителей Туркестана, потом второе и т. д. Из крепости сделан сто один выстрел, и запах порохового дыма, вероятно, напомнил жителям осаду, а у русских разговор невольно перешел к настоящим событиям.

После молебна мы отправились закусывать к Крымову. Все важнейшие русские чиновники живут шагах в пятидесяти от цитадели в домах Мирзы-Давлета и других, построенных уже нами. В садике, находящемся на дворе, довольно глубокий пруд, и около него навес, под которым мы теперь и завтракали. Крымов показал на пробоину в крыше навеса и рассказал, что во время осады Туркестана, в последние дни, здесь собрался совет кокандских военноначальников, чтобы решать судьбу города. Вдруг наша граната, пробив навес, упала между сановниками. Они разбежались и попрятались во все стороны, а вскоре Мурза-Давлет с войсками отступил.

Вечером мы опять были приглашены к Крымову. Русские дома были иллюминованы. На комендантском доме горел вензель. Мы уселись в карты. Собрались две-три дамы, жены находящихся здесь русских. Двери залы были открыты, и в нее нашло много киргиз, которые были у Крымова как дома. Они пили водку, курили папиросы, наблюдали нас, разговаривали между собою, одним словом, были тоже в гостях. Это очень хорошо рекомендует Крымова. На вечере была даже одна киргизка, в каком-то фантастическом костюме, жена одного офицера-киргиза. <…>

Туркестан. Часть города Базар-баши

Вечером 31-го августа мы пригласили базар-баша и знатнейших купцов Туркестана для того, чтобы ознакомиться с торговлею. Вот их ответы.

В Туркестане считается лавок: на базаре двести десять, в караван-сараях сто шесть. В лавках торгуют бухарцы, кокандцы, ташкентцы и киргизы. Последние продают хлеб различных сортов, овощи, клевер и . Мурза-бий, коканец, управляющий Туркестаном двенадцать лет, выстроил на свой счет два караван-сарая, которые и пожертвовал в пользу мечети Азрета. Из базарных лавок только двадцать или тридцать принадлежат частным лицам, с остальных же лавок сбор производится казы-келямом и шейх-исламом по сорока копеек с каждой. В караван-сараях существует двенадцать лавок казанских татар, которые торгуют русскими товарами. Они устроились здесь за несколько лет до занятия Туркестана русскими войсками. Также в городе есть несколько бухарских и кокандских евреев. Из русских товаров расходятся в Туркестане ситцы, миткаль, нанка, саржа, платки, сукно, кожа черная и красная; последняя более. Прежде много вывозили железных и чугунных изделий; теперь, по случаю конфискации бухарских товаров, вот уже год не привозят металлических изделий. Фамильного чаю идет более из Ташкента, чем из России. Зеленый чай идет также из Ташкента; в прошлом году кирпичный чай шел в Туркестан из , теперь — нет. Сахар привозится из России. <…>

Через Туркестан проходило ежегодно со всех сторон до двадцати тысяч верблюдов с товарами. Среднюю цену верблюда, нагруженного товаром, полагают здесь во сто червонцев, или около четырехсот рублей. При кокандском владычестве брали пошлину на Уч-Каюкской переправе, а теперь, когда пошлина уплачивается по городам, они ничего не платят. Средний оборот каждой из лавок с русскими товарами в Туркестане можно полагать в тысячу рублей. Такой же оборот можно положить и в сартовских лавках, что, по числу всех лавок, составит торговый оборот Туркестана ежегодно в триста шестнадцать тысяч рублей. Лавки с русскими товарами в Туркестане основаны казанскими купцами уже около тридцати лет тому назад. По завоевании Туркестана прибыли сюда торговцы с русскими товарами, но потом отправились в Ташкент, и другие места. <…>

3-го сентября. Мы ночевали у Крымова. Квартира его и коменданта Суворова находится прямо против атакованного русскими фаса цитадели. На правом исходящем углу видны до сих пор следы наших гранат. Впрочем, ни одна из них не оставила значительного повреждения. Люди компетентные говорили мне, что среднеазиатские постройки из комьев глины или сырцового кирпича оказывают чрезвычайно сильное сопротивление действию ядер. Если бы не перепуг Давлет-Мирзы, отступившего, когда русские траншеи стали учащать свои зигзаги и пошли почти тихою сапою, то мы непременно принуждены были бы произвести обвал минами, т. е. делать спуск в ров. Да и было ли достаточное количество пороха для произведения взрыва? Крымов говорил, что к концу осады стал ощущаться недостаток в снарядах. Русский гарнизон живет в бывших кокандских казармах, т. е. около самого Азрета. Вообще же, кроме русских, в цитадели не живет никто.

Мы расстались с Крымовым по-дружески. Пообедав затем у Г., мы отправились по направлению к .

Другие описания города Туркестана:
. ;
. .

См. также из книги А. К. Гейнса.

Исторические памятники города Туркестан.

«Шавгар - большой город, обнесенный курганом, мечетью на краю базара»

Древние письмена.

Туры по древним городам Южного Казахстана.

Город областного подчинения (с 1968 г.), административный центр (с 1928 г.) Туркестанского района Южно-Казахстанской обла­сти, железнодорожная станция железной дороги Оренбург - Ташкент. Расположен на правом берегу Сырдарьи, у подножия южных склонов хребта Каратау.
Числен­ность населения 79 тыс. человек (1988). В 1864 г. с присоединением Казахстана к России Туркестан - город Чимкентско­го уезда, с 1867 по 1932 г.г. Сырдарьинской области, с 1918 по 1924 гг. в составе Туркестанской АССР, в 1932 - 1962 г.г. Южно-Казахстанской области, с 1962 г. - Чимкентской области Казахской ССР.
В современном Туркестане развиты строительная индустрия, металлообраба­тывающая, легкая, пищевая промышлен­ность. Имеются комбинат строительных деталей и конструкций, хлопкоочиститель­ный, ремонтно-механический, биохимичес­кий заводы, локомотивное депо, 7 тран­спортных предприятий, типография, 21 общеобразовательная, спортивные школы, 3 СПТУ, медицинское, педагогическое училища, индустриально-педагогический техникум, 3 парка, 2 клуба, 3 кинотеатра, 35 библиотек, стадион, лечебно-профилак­тические учреждения, республиканский музей-комплекс мавзолея Ахмеда Ясави, издается газета Коммунист ёДбек» («Коммунистический труд») на казахском и узбекском языках.
Туркестан имеет также туристское значение. Древнее название города - Ясы | (Йаси, Йасы), с XVI в. - Туркестан; I до XIX в. был резиденцией казахских ханов. По материалам археологических исследований время основания города относится к середине I тыс. н. э., когда на месте городища Культобе возникло древнее поселение Ясы (нахо­дится за пределами городской застройки, на юго-восточной, окраине современного г. Туркестана).
До монгольского нашест­вия, а, возможно, и в XII - XIV в.в. городская территория ограничивалась лишь площа­дью Культобе и прилегающей территорией. Как предполагают исследователи, эта было небольшое поселение в окрестностях Шавгара, бывшего центром одноименного округа.
Территория, где ныне расположена ханака Ахмеда Ясави, была кладбищем поселения Ясы, о чем свидетельствуют многочислен­ные погребения, обнаруженные на этом участке, которые были частично разруше­ны при строительстве ханаки в конце XIV в.
Несмотря на незначительные размеры, Ясы после падения Шавгара в резуль­тате нашествия каракытаев (киданей) стал центром округа и главным торговым пунктом на пути из Чимкента в Сыгнак. Особую известность он приобрел в начале XII в., когда здесь поселился Ахмед Ясави - суфийский проповедник и поэт- мистик.
После его смерти (1166 - 1167 г.г.) над могилой был сооружен мазар, который приобрел репутацию «святого» места. Местонахождение города на древнем кара­ванном пути - ответвлении Великого шелкового, пути - торговой дороги между Дешт и Кыпчаком и земледельческими оазисами Средней Азии - Хорезмом, Шашем (Ташкентом), Бухарой, Самар­кандом, благоприятное географическое положение, паломничество к мазару спо­собствовали торговле и развитию селения.
Наиболее раннее упоминание о г. Ясы встречается в описания, пути из Монголии киликийско-армянского царя Гетума I, куда в середине XIII в. он ездил ко двору хана Менгу, помешенном отдельной главой в «Истории Армении» Киракоса Гандзаке. Здесь название города передано, види­мо, в более древней форме Асон, чем в более поздних восточных источниках. Чаще название Ясы попадает на страницы исторических сочинений с XIV в.
По сооб­щению Шараф-ад-дина Али Йазди» в 1388 г. Ясы был разграблен войсками Тохтамыша, при этом подвергся разграблению и мазар Ахмеда Ясави, ставший к тому времени у тюркских племен особо почитаемой святыней.
После разгрома Тохтамыша часть добычи, захваченная Тимуром, использована на постройку нового величественного здания ханаки, строительство, которой началось в 1397 г. В середине 2-й половине XV в. город неоднократно упоминается на страницах восточных хроник, повествующих о междоусобицах наследников Тимура, а позже тимуридов и шайбанидов.

Средневековый город Яссы развивался по традиционной схеме среднеазиатского города: цитадель, шахристан и позже рабад. Цитадель размешалась к севе­ро-востоку от здания ханаки и ограничи­валась крепостными стенами. Она имела форму неправильного 5-угольника площа­дью примерно 2.6 га. в западной части располагалась ханака. Стратиграфические шурфы и разрезы крепостных стен позво­ляют датировать их возведение XV в., т. е. временем, последовавшим за строительст­вом архитектурного комплекса ханаки. Возникновение здесь плотной жилой за­стройки и отложение культурного слоя можно отнести лишь к послемонгольскому времени, а наиболее интенсивный период застройки к XV - XVI в.в.. Обширный шахристан возводится к западу от ханаки.
В то время город, по всей видимости, интенсивно растет и становится ведущим торгово-экономическим центром региона, административным центром тимуридских наместников округа, религиозным центром Туркестана.
Если в I-й половине XV в. Шараф-ад-дин Али Йазиди называет его небольшим селением (карма), не играв­шим заметной роли в экономике округа, то среднеазиатский историк Рузбихан Исфахаии в сочинении «Михман-наме-йи Бухара», описывая Ясы в XVI в, отмечал: «Город Яса, который является гробницей его святейшества Ходжи - обширное и плодородное владение, столица области Туркестана. Округа его свежи и цветущи, словно цветник.
В город Йаси привозят товары и драгоценные изделия, и там происходит торг, и он (город) является местом развязывания грузов купцов и местом отправления толп путешественни­ков по странам». В некоторых других сочинениях XVI в. город упоминается под двумя названиями - Ясы или Тур­кестан.
Но память о старом названии (Ясы) долго сохранялась в народе, что отметил Махмуд ибн Вали, упоминавший его во 2-й четверти XVII в. Возведение ханаки придало необычайную популяр­ность городу в XV – XVI в.в., который приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр - Аэрет (Хазрет).
Рядом с ханакой сформи­ровался ханский некрополь. В течение XV – XVII в.в. некрополь интенсивно застраи­вался мавзолеями знати, из которых наи­более значительны мавзолеи: Раби"и Сул­тан Бегим (XV в.), восьмигранный (XVI в.), Есим-хана (XVII в.).
На рисунке, изображающем Туркестан в начале XVIII в., овальный в плане город окружен стеной с б-ю воротами и с круглыми сторожевыми башнями. Цита­дель размещалась в северо-восточной части города, была окружена стеной, примыкавшей одним углом к башне общего­родской стены. На рисунке изображено множество колодцев внутри города, у юж­ных стен - караван-сараи с рядами лавок, базар - за городскими стенами, рядом с караван-сараем, вдоль кривых улиц - плотная жилая застройка.
От въездных городских ворот улицы вели к укреплению, караван-сараю, жилым кварталам. До начала XIX в. облик горо­да, видимо, не менялся. Градострои­тельная доминанта - канака - возвыша­лась над застройкой и была далеко видна и пределами города. Одноэтажные жилые дома имели плоские кровли, каркасные стены заполнялись пахсой. Из построек этого времени сохранилось лишь здание бани (XVIII и.) из жженого кирпича рядом « некрополем”.
Город занимал примерно около 30 га. длина городских стен дости­гала 2 – 2,5 км. Междоусобные войны и нашествия джунгар привели город в конце XVIII в. к потному упадку, и к началу XIX в. он был «столь опустошен, что не насчитывают в нем более 300 домов и обширность прежнего селения видна в одних только развалинах».
В 1819 по 1864 г.г. Туркестан входил в состав Кокандского ханства и служил ему опорным пунктом на границе со степью. Хотя к этому времени город имел большие размеры, его планировочная структура оставалась прежней: цитадель, шахристан и обширные пригороды рабада.
В этот период значительных построек не возводилось, были лишь обновлены частично заново отстроены крепостные стены. В плане город имел очертание неправильной окружности, близкой к 6-угольнику с неравными сторонами и зани­мал территорию около 90 га.
Его окружала (глинобитная, монолитная стена длиной около 3 км. В стене было 12 башен н четверо ворот (Дарваза-какпа, Мусалля-какпа, Иетты-какпа, Ишан-какпа). В го­родской стене юго-восточной части на высоком бархане возвышалась мощная 4-угольная башня, доминировавшая над окрестностью.
Пятиугольная в плане цитадель была в северо-восточной части города, занимая площадь около 5 га. От городской застройки цитадель отделялась стенами и рвом с водой. Высота стен достигала 15 метров, сложены они были из сырцового кирпича крупного размера, 8 охранных башен - из жженого.
Длина стен по периметру - около 700 м. Из цитадели в город вели ворота, устроенные в северо-восточной стене. Ханака находи­лась на особом двора, в западном углу цитадели. Территория цитадели была плотно застроена домами офицеров ко­кандского гарнизона и местного духо­венства, Шахристан, собственно город, делился на 5 крупных жилых массивов.
Правильной, четкой планировки не было. Основные улицы города вели от ворот к цитадели и базарной площади, которая находилась теперь в центре жилой застройки. Застройка была очень плотной, одноэтажные дома из сырца и пахсы группировались вдоль узких кривых улиц и тупичков в кварталы различной конфигурации - махалля.
Основным структурным элементом квартала является жилой дом с внутренним двором, окруженным дувалом. Хозяйственные постройки с глухими стенами выходили на улицу, жилые - во двор. Зелени во дворах практически не было.
Стены «увалов придавали улицам вид узких коридоров, хорошо защищавших от жары. Наиболее благоустроенными были квартальные мечети, айваны которые вы­ходили во дворики с хаузом-водоемом и деревьями. Карнизы, потолки, колонны айванов украшались яркими рисунками растительного орнамента.
Сады и возделываемые поля размещались в рабаде вокруг города, из окрестных речек к ним были проведены оросительные каналы и арыки. В начале 60-х г.г. XIX в. в городе было около 20 квартальных мечетей, 2 медресе, базар, 22 водяные мельницы, 21 кожевен­ный завод, насчитывалось 1200 домов.
Население составляло около 5000 человек, из которых 3/4 занималось земледелием. До середины VIV в. Структура города не менялась. Туркестан и после и присоедине­ния Казахстана к России оставался типичным среднеазиатским городом с замкнутой радиальной планировкой, окруженный кольцом оборонительных стен. Лишь в цитадели были построены казармы для солдат русского гарнизона, комендантский дом и церковь и прочие сооружения военного ведомства.
Западная и южная стены были соединены с городской стеной новой линией укреплений. В 1172 г. Туркестан, ставший уездным городом, разрастается, начинался посте­пенный приток населении из Европейской части России и коренных жителей насе­ленных мест Сырдарьинского региона.
С середины 70-х г.г. Туркестанским военным округом начали разрабатываться генеральные планы развития города. Один из первых генеральных планов г. Туркестана, по которому осуществлялись планировка и разбивки территории, был разработан в 1875 году.
По этому плану за пределами городских стен с северо-восто­чной стороны на незастроенных землях формируется новое селитебное образова­ние, так называемый «новый город» с принципиально иной планировкой - регу­лярной, геометрически правильной сеткой кварталов с прямыми широкими улицами.
Первые кварталы появились в квадрате современных улиц Фурманова, 1 Мая. Матросова, пр. Ленина. Основными плани­ровочными осями служили широкая улица, проложенная параллельно восточной стене цитадели в направлении с юго-запада на северо-восток (ныне - ул. Абая) и перпендикулярная к ней улица (ныне - ул. 1 Мая).
На их пересечении был заложен городской сад с церковью. К саду с восто­чной стороны примыкал участок лазарета. Территориальное развитие «нового города» шло я северном и восточном направлениях. Главная улица (ныне - ул. Абай) продолжалась в южном направле­нии, вдоль нее также отводились участки для застройки новых кварталов.
На пересечении ее с улочкой, идущей вдоль южных стен цитадели, размещался новый базар, общий для старой и новой части города. В генеральных планах 1875, 1833 г.г. и более поздних не предлагалось каких-либо рекомендаций по сохранению или развитию «старого города», остававшегося внутри городских стен.
«Новый город» развивался медленно и обособленно от «старого». Дальнейший рост и развитие Туркестана непосредственно связаны со строитель­ством в 1901 - 1902 г.г. железной дороги Оренбург - Ташкент, которая проходила в 4,5 км к западу от города. К началу XX в. планировочная структура по-преж­нему состояла из шахристана, т. е. «старо­го города», «нового города» и земледель­ческого пригорода - рабада. Весь Турке­стан занимал площадь около 1400 га.
«Старый город» в начале XX в. имел тот же вид, что и «сотни лет назад... Улицы узкие и кривые. Третья часть города представляет из себя развалины... Городские стены и стены цитадели час­тично развалились или продолжают раз­валиваться».
Грандиозное сооружение ханаки возвышалось над одноэтажной застройкой, являясь архитектурной доми­нантой. Мавзолеи некрополя, расположен­ного во дворе ханаки, постепенно ветшали и разрушались; восточная баня и Джума-мечеть, находившиеся южнее некрополя, продолжали функционировать. В «старом городе» жилые постройки возводились из кирпича-сырца и пахсы, с земляными крышами, жженый кирпич- и железная кровля применялись очень редко.
«Новый город» примыкал к «старому» с северо-восточной стороны. Композиция его была основана на пересечении 2-х осей: главной улицы по направлению с юго-запада и северо-восток и перпендику­лярной к ней северной части, заключенной между современными улицами 1 Мая и ул. Советской. Общественный центр сформировался к 1910 -1912 г.г. по периметру 4-х кварталов, в границах нынешних улиц Абая, 1 Мая, Фурманова, проспекта Ленина размещались административные здания и присутственные места.
Наиболее крупные из них оформляли углы кварта­лов: гарнизонный штаб по нынешним ул. Фурманова, администра­тивное здание по ул. Советской, 4 ,доходный дом с аптекой по ул. Молодежной, 6, церковь по ул. Абая, 1.
Одноэтажные, свободно стоящие на участках дома про­тяженными фасадами выходят на красную линию и объединены друг с другом высокими дувалами. Жилые дома в основном, строились из сырца, казенные - из жженого кирпича, железные кровли 2-скатные и 4-скатные, стены оштукатурены и побелены. В деко­ративном убранстве фасадов преобладают переработанные мотивы архитектуры ба­рокко и позднего классицизма.
В жилых постройках начала XX в., возводившихся в европейском стиле, использовались прие­мы строительства местного традиционного жилища - айваны, внутренние дворики, увитые зеленью (ныне - ул. Молодежная, дома 17, 18, где ныне размещаются почта и библиотека). «Новый город» в этот период был довольно хорошо благоустроен и по опи­саниям современников напоминал провин­циальные города Европейской России.
Вдоль прямых и широких улиц проведены арыки и посажены деревья. В 1906 – 1907 г.г. появились тротуары, в1909 г. от города до железнодорожной станции проложено шоссе. С восточной стороны «нового города», сразу же за кварталами с правильной регулярной планировкой сформировался жилой массив, где селилось в основном коренное население. Участки осваивались стихийно и складывались в традиционное для Средней Азии жилое образование - махалля.
В пределах современных улиц Джансугурова, Фрунзе, Колхозной размещался район с радиально-кольцевой системой улиц и переулков, с приусадеб­ными орошаемыми участками. Здесь дома располагались в глубине участка, строи­лись из кирпича-сырца или пахсы, а некоторых из них крыши были 2-скатными, стены штукатурились и белились. Примерами местного жилища начала XX в. являются жилые дома по ул. Колхозной (№№ 18, 47 - , 49.
Земли рабада с садами и оросительными каналами размещались с западной, юго- западной и северо-западной сторон Тур­кестана. Рабад развивался в основном по направлению к нынешней железнодорож­ной станции.
В 1908 г. в Туркестане насчитывалось 3616 домов, 2 церкви, 41 мечеть, имелись городское мужское 2-х классное училище, женское приходское, татарское и еврей­ское училища, русско-туземная школа, медресе и 22 мактаба (школы), из административно-общественных учрежде­ний - управление участкового пристава и воинского начальника, почтово-телеграф­ная контора, камера мирового судьи, лазарет, общественная библиотека, 2 общественных сада, детский садик и пр.
Население города в 1910 г. составляло 15 236 человек. Из промышленных и тор­говых заведений в 1912 г. имелось 4 хлопкоочистительных, 10 маслобойных, 8 мыловаренных, 5 кирпичных заводов. 15 водяных мельниц. Основу современной планировочной структуры города, сложившейся в годы Советской власти, заложили 2 населенных пункта: собственно город Туркестан и поселок железнодорожников Борисовка. Первый генеральный план (1955 г., инженера В. Я. Чичагова, архитектор В. Ш. Гершберг, проектный институт Казгипрогорсельстрой) предусматривал планировку города, исключая поселок Борисовка. Согласно новому генеральному плану (1964 г., арх. Л. Л. Ухоботов, Казгорстройпроект), разрозненные жилые массивы города и поселка Борисовка объеди­нялись единым планировочным решением.
По этому плану город, линейно вытяну­тый в направлении с востока на запад, был разбит на 3 планировочных района. Общегородской центр был намечен на стыке между Борисовкой и городом. Улица Фурманова - ныне проспект Ленина - являлась центральной, объединяющей городские районы. В современной структуре городские районы с сохранившимися памятниками архитектуры и градостроительства четко разделяются на восточный и западный.
Восточный район занимает довольно обширну ю территорию. В него вошли архитектурно-археологическая зона в пределах границ «старого юрода» и примыкающие к нему с северо-восточной стороны кварталы, сформировавшие в конце XIX - XX в.в., так называемый «новый город».
«Старый город» в настоящее время представляет собой пустынную, свободную от застройки территорию с остатками следов городской стены и жилой застройки в виде небольших холмиков. Помимо археологических памятников, зона пред­ставлена группой построек, входящих в историко-архитектурный комплекс: это ханака Ходжи Ахмеда Ясави (XIV в.), чилляхана (XVI в.), Большой хильвет (XII в.), мазар Аулие-Кумчук-ата (XII в.), мавзолей Рабии Султан Бегим (XV в.), мазар Безы­мянный (XVI в.), мавзолей Есим-хана (XVII в.), восточная баня (XVIII в.), Джума-мечеть (XIX в.).
Почти все сооружения реставрированы, многие восстановлены заново. Восстановлен фрагмент крепост­ной стены с воротами. Вся территория «старого города», постройки некрополя вокруг ханаки и общественно-культовые сооружения включены в государственный историко-культурный заповедник Азрет-Султан (Пост. Совета Министров Ка­захской ССР от 28.8.1989).
Площадь заповедника ок. 90 га. Планировка и застройка «нового города» сохранилась почти без изменений в кварталах, ограниченных улицами Мат­росова, Фрунзе, Фурманова и проспекта Ленина. Архитектура зданий создает характерную городскую среду, которая с масштабностью с улицей и гармоничной композицией являет пример застройки городов Южного Казахстана в начале XX в. Западный район сложился на месте поселка железнодорожников Борисовка.
Территориальное развитие г. Туркестана шло вдоль шоссе по направлению к вокза­лу. К концу 50-х - началу 60-х г.г. сво­бодные земли между ними были пол­ностью застроены, Туркестан окончательно слился с пристанционным поселком. Комплекс зданий станции 1902 -1906 г.г. представляет собой пример единого архитектурного решения. Строительство велось по типовым проектам железно­дорожного ведомства. Все здания одноэтажные, из жженого кирпича, под железными кровлями.
В декоративном оформлении фасадов широко использова­лась фигурная кладка (венчающий ступен­чатый карниз, лопатки, перемычки, пара­петы в узорах кладки и пр.). Центром архитектурной композиции является мо­нументальное здание вокзала, которое замыкает перспективу ул. Карла Маркса.
Вокзал построен в 1903 г., во внешнем оформлении ярко выражены черты модер­на - лепные детали, решетки ограждений, парапеты и башенки. В 1903 - 1905 г.г. были построены депо, водонапорная башня, Дом отдыха паро­возных бригад, баня, жилые дома, боль­ничный комплекс, заложен Общественный сад (ныне – Парк железнодорожников).
Планировка и застройка начало XX в. сохранилась в пределах современных улиц Пролетарской, Щорса, Котовского, а по другую сторону железной дороги - улиц (Центральной, Крупской, Вокзальной. Основой планировочной композиции железнодорожного района является при­вокзальная площадь с вокзалом.
Пер­пендикулярно к вокзалу в сторону города проходила главная улица поселка (ныне ул. Карла Маркса). Другая основная улица шла параллельно железнодорожному пути (ныне - ул. Октябрьская). Эти 2 улицы сохраняют значение основных планировочных осей, формирующих застройку привокзального района.
В 1970 - 1980-е г.г. в связи с развитием промышленности и в соответствии с генеральными планами 1964, 1978 гг., ведется строительство микрорайонов с 4 - 5-этажной застройкой и комплексом куль­турно-бытового обслуживания.
На стыке восточного и западного жилых районов формируется новый общегородской центр с развитым крупно­панельным домостроением. В восточном районе, непосредственно примыкая к историко-архитектурной зоне «старого» и «нового города, сформировался админи­стративный центр города - площадь им. В. И. Ленина. На площади размещаются 2 - 3-этажные здания горкома и райкома партии, райисполкома, кинотеатра. Про­мышленная зона размещается в северо- западной и юго-западной частях города.
Рабочий класс дореволюционного Туркестана представляли рабочие железнодорожниики и рабочие хлопкоочистительного завода. В начале XX в. в Туркестане стали распространяться идеи марксизма возник марксистский кружок.
В годы Революции 1905 1907 г.г. в России на его основе была создана социал-демократиче­ская группа. Железнодорожники ст. Тур­кестан, рабочие туркестанского хлопко­очистительного завода в 1905 -1907 г.г. активно участвовали в революционном движении на юге Казахстана.
В феврале 1905 г. они включились в забастовочное движение, охватившее Перовск (ныне - г. Кызылорда), Челкар и другие станции железной дороги Оренбург - Ташкент. 12.10.1905 г. они присоединились к Все­российской политической стачке.
В апреле 1917 г. на ст. Туркестан организационно сформировалась легаль­ная социал-демократическая группа. 29.8. 1917 г. в связи с наступлением белой армии генерала Л. Г. Корнилова на Петроград, на ст. Туркестан состоялся многолюдный митинг рабочих и солдат гарнизона.
На митинге было принято решение о создании боевой дружины в защиту революции. Тогда же, в конце августа 1917 г., на станции была создана одна из первых коммунистических органи­заций молодежи в Казахстане - «Партия юных коммунистов», организатором кото­рой был молодой большевик В. С. Судоргин.
Осенью 1917 г. все члены молодежной коммунистической организации станции пополнили ряды боевой дружины. 7. 11. 1917 г. отрядом боевой дружины были разоружены жандармы, в городе Туркестан установлена Советская власть.
В тот же день был создан Военно-революционный комитет (ВРК). Вскоре ВРК передал власть исполнительному комитету Турке­станского Совета рабочих, солдатских и мусульманских депутатов. Отряд Красной Гвардии, созданный после Великой Октя­брьской социалистической революции на станции, героически сражался на фронтах Гражданской войны. Их имена высечены на обелисках, установленных борцам за Советскую власть. В апреле 1918 г. в г. Туркестане организационно оформилась большевистская организация.
За годы Советской власти Туркестан превратился в один из промышленных цен­тров Южного Казахстана. В сентябре 1978 г. организован музей архитектурно-археологического комплекса Ахмеда Ясави. В г. Туркестане на территории средних школ установлены обелиски и памятники в честь учителей и учащихся, погибших в годы Великой Отечественной войны: у средней школы N6 10 им. Аль-Фараби (1970 г.), у средней школы им. М. И. Ка­линина (1967 г.), у средней школы им. Н. А. Некрасова (1967), у средней школы им. А. Навои (1971) .
Памятники воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, на территории района установлены в: селе Старый Икан (1975 г.), селе Коммуна (1971 г.), селе Карашик (1970 г.), селе Новый Икан (1976 г.), селе Урангай (1968 г.), селе Кызыласккер (1970 г.).
Не случайно именно Туркестан был выбран политическим центром Казахского ханства. Город являлся второй Меккой для мусульман Центральной Азии и располагался на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей, имел мощные крепостные стены.
Туркестан, прежде всего, ассоциируется с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави, являющегося памятником древнего зодчества. Подготовка к празднованию полутора тысячелетнего юбилея города в 2004 году позволила провести основательную и качественную реконструкцию города Туркестан. Последние два года город напоминает одну большую строительную площадку.
В городе появилась такая диковинка для местного населения, как система канализации, через железнодорожные пути построен путепровод. Чего стоят только городские дороги, вдоль которых выложены тротуары из фигурной плитки.
Восемнадцать туркестанских улиц, прежде представлявших собой убогое зрелище, максимально расширили и одели в асфальт. Завершилось строительство объездной дороги, протяженностью 14,5 километра. Парадокс, но трасса международного значения Шымкент - Самара, по которой в день проезжали сотни многотонных грузовиков, проходила в ста метрах от мавзолея.
Главное в стиле реконструкции древнего города - уважение к святыне, все должно подчеркивать неповторимость и величественность памятника. Удалось найти оптимальный вариант решения задачи: все постройки находятся в гармонии с мавзолеем, не выпячиваются и не выбиваются из общего стиля.
Был построен спортивно-оздоровительный центр имени Бекзата Сатгарханова, аквапарк с самой высокой горкой в Казахстане, Дом ветеранов, новая городская библиотека, несколько школ и пристроек со спортивными залами, городок оралманов и многое другое.
Празднование юбилея города в октябре 2000 года проводилось под эгидой ЮНЕСКО. Эта организация раз в два года составляет календарь памятных и юбилейных дат, которые имеют значение для всего человечества.
В городе появился собственный Арбат, площадь Есимхана, площадь Алматы, в бывшей царской казарме открылся краеведческо-этнографический музей. Построена мечеть на 500 человек, на личные средства одного жителя Туркестана, мечеть имеет 19 метровый минарет, а кирпичи специально привезены из Хивы.
Появились две гостиницы. Президентская гостиница «Туркестан» на 24 места, на ее строительство ушло $3 млн. и гостиница «Яссы».

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Туркестан располагается на юге , являясь одним из древнейших городов страны. Ещё во времена существования СССР, он стал крупным промышленным, образовательным и культурным центром, обладая множеством промышленных предприятий и целым рядом авторитетных образовательных учреждений. Сегодня, город и его окрестности не редко пользуются вниманием любителей путешествий, и представляют немалый интерес для ценителей древностей.

Особенности

Основу производственной деятельности сегодняшнего Туркестана составляют крупные промышленные предприятия, в том числе швейно-трикотажные фабрики, хлопкообрабатывающий и машиностроительный заводы, а также производства по выпуску строительных материалов и пищевой продукции. Огромное значение в сельском хозяйстве региона занимает выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца. С давних пор область подвергалась завоеваниям и служила причиной разнообразных военных конфликтов, сыграв важную роль в истории государства. В наши дни город весьма любопытен для туристов своими старинными сооружениями и традиционным восточным колоритом. Здесь неплохо развита инфраструктура, имеются вполне комфортабельные гостиницы, уютные рестораны и развлекательные заведения. Здешний Международный Казахско-Турецкий Университет имени Ходжи Ахмеда Яссави, каждый год принимает многочисленных абитуриентов с разных уголков Средней Азии, поэтому в городе традиционно много молодёжи. Этнический состав более чем на 95% формируется из казахов и узбеков, но при этом есть и выходцы из России.

Общая информация

Площадь территории Туркестана невелика, а численность населения составляет немногим более 150 тысяч человек. Местное время опережает московское на 3 часа. Переход на летнее и зимнее время не осуществляется. Часовой пояс UTC+6. Телефонный код (+7) 72533. Официальный сайт www.turakimat.kz .

Краткий экскурс в историю

Первые поселения на землях современного Туркестана появились в 500 году до нашей эры. Издавна эти места располагались на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы в северном направлении, и по ним прошло немало торговых караванов. В средние века здесь находился город Ясы, достигший своего расцвета в XII веке. В этот период он прославился как торговая столица региона, через которую неизменно пролегали маршруты караванов, следовавших по Великому Шелковому Пути. Вскоре выросло и религиозное значение города, который в мусульманском мире стали называть второй Меккой. XIII век ознаменовался для него разрушениями и гибелью значительного числа местных жителей, вследствие нападения на казахские земли бесчисленных орд Чингисхана. В более поздние времена, уже известный как Туркестан, город превратился в резиденцию среднеазиатских правителей и вплоть до XIX века имел статус столицы Казахского ханства. В XX столетии город присоединился к СССР, а после распада великого и могучего был ввергнут в пучину экономического потрясения, из которого начал выходить только в начале третьего тысячелетия.

Климат

В данной местности преобладает умеренный пустынный климат, для которого характерны резкие температурные колебания. В зимние месяцы средняя температура воздуха составляет здесь около -3..-5 градусов, но может опускаться и далеко за -10. Лето, наоборот, выдаётся ярким и солнечным, когда столбик термометра уверенно колеблется в районе отметки +30. Общее количество осадков невелико. Лучшим временным отрезком для визита в этот край считается период с апреля по сентябрь.

Как добраться

Наиболее оптимальным способом добраться до Туркестана, является перелёт до Шимкента, а далее на автобусе или такси. Время в пути составляет около 3-х часов. С Астаной существует транспортное сообщение с помощью железнодорожной линии. Кроме того, налажены автобусные пригородные маршруты с близлежащими городами и населёнными пунктами.

Транспорт

Внутри городской черты распространены автобусы и маршрутки.

Достопримечательности и развлечения

Пожалуй, главным архитектурным сооружением города является мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, посвящённый знаменитому суфийскому проповеднику и поэту, проживавшему в казахских степях в средние века. Он представляет собой целый комплекс, в который помимо самого мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави включены средневековая баня, хильвет, подземный дом для размышлений Кумшик-ата, несколько мавзолеев известным людям и целый ряд других зданий. Комплекс явственно выделяется своими внушительными габаритами и весьма радует глаз необычными дизайнерскими решениями. В своё время, в качестве проектировщика мавзолея собственноручно выступил великий среднеазиатский завоеватель Тамерлан. Святыней этого сооружения является купольное помещение квадратной формы в центре, где находится надгробие Кабырхана.

Ещё одним историческим памятником прошлого в городе является железнодорожный вокзал, датированный 1905 годом. Среди интересных достопримечательностей в окрестностях Туркестана выделяются мавзолей основателя первого свода казахских законов – Казыбека би, историко-культурный заповедник под названием Отрарский оазис и мавзолей Арыстан-баба. Ценителям природных красот стоит побывать в Государственном Каратаусском национальном парке, раскинувшемся в центральной части хребта Каратау. На данный момент в нём обитают 15 видов редких животных и птиц, занесенных в Красную Книгу.

Кухня

В кафе и ресторанах города представлены самые разнообразные меню, в которых преобладают блюда национальной казахской кухни. Всяческие виды мяса, супы, салаты и овощи, позволяют в полной мере насладиться кулинарными произведениями, а здешние чаи со сладостями служат отличным дополнением к трапезе.

Шопинг

В магазинах, на рынках и в торговых лавочках можно приобрести всевозможные товары и сувениры по весьма доступным ценам.

Туркестан всецело отображает в себе многовековую историю и давние традиции этих земель, давая возможность его гостям проникнуться атмосферой города и ощутить необыкновенный антураж бывшей столицы Казахского ханства.

Указ «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан», согласно которому в Казахстане появилась Туркестанская область, а областным центром стал город Туркестан. Чем прославился этот города за свою 1 500-летнюю историю, разбирался журналист .

Взгляд в историю

Первые упоминания о поселении на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э.

В X веке - упоминается город Шавгар (Шавагар), с XII века - Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же. Тамерлан, в состав империи которого входил и Ясы, в 1396 - 1398 годах рядом с мавзолеем Ясави стал строить мечеть. Но, получилось у него это не сразу.

Сначала ему пришлось построить мавзолей Арыстан-баба - еще один важный исламский мавзолей в Туркестане, сохранившийся до наших дней. Святой Арыстан-баба, в некотором роде был предшественником Ясави. Легенда гласит, что сам пророк Мухаммед передал свои четки Арыстан-бабу, а тот, в свою очередь, подарил их юному Ясави.

По легенде, когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, конструкция несколько раз непонятным образом разрушалась. После чего Тамерлану приснился сон, в котором было дано повеление сперва построить мавзолей для Арыстан-баба, а уж затем заботиться о памяти Ясави. Так он и сделал - и по этой же причине паломники посещают мавзолеи именно в таком порядке. К слову, тогда же город Ясы приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр - Азрет султан (Хазрет султан).

Первые упоминания о Туркестане, как о городе относятся к XV веку. В XVI—XVIII веках, в период Казахско-джунгарских войн, значительная историческая часть города около Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави была разрушена, но сама святыня устояла.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. фото: yandex.com

Достопримечательности

Помимо мавзолеев Арыстан-баба и Ходжи Ахмеда Ясави (который является главной достопримечательностью города), в Туркестане имеется немало других мест представляющих интерес для туристов. К ним можно отнести гробницы казахских ханов Есим-хана, Аблай-хана, Абулхаир хана и других, бия Казыбека (одного из создателей первого свода казахских законов «Жеты Жаргы»), и других государственных политических, военных, религиозных и иных деятелей, внесших вклад в становление казахской государственности.

В историческом центре Туркестана также расположено множество других исламских достопримечательности: подземная мечеть Хильвет (XII века), музей «Жума мечети» (XVIII века), Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан, Музей археологии и этнографии, Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим XV века. Заслуживают внимания путешественников и заповедник-музей Азрет-Султан, а также железнодорожный вокзал, построенный в 1905 году и являющийся памятником архитектуры.

Музей-заповедник «Хазрет-султан». фото: Someplace.kz

Экономика и промышленность

С 1968 года - Туркестан был лишь одним из множества городов Южно-Казахстанской области. Хотя уже со второй половины XX века являлся крупным промышленным, образовательным и культурным центром, центром внутреннего и зарубежного туризма.

В городе работает больше десятка промышленных объектов, среди которых хлопкообрабатывающий и машиностроительный заводы, швейно-трикотажная фабрика, завод антибиотиков, фабрика, выпускающая мебельные изделия и обувь.

Действуют предприятия пищевой промышленности, производители строительных материалов. Развито животноводство, растениеводство. Особое место в сельском хозяйстве региона занимают выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца.

Туркестан является крупным региональным центром торговли, в городе расположен крупный рынок. В 1991 году в городе открыт Туркестанский университет с 13 факультетами, в 1993 году переименованный в Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. Он рассчитан на 22 тысячи студентов и считается одним из наиболее крупных по численности учащихся вузом центральной Азии.

В 2000 году город отметил 1500-летний юбилей.

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. фото: SkyscraperCity

Климат

По классификации Алисова климат в городе - субтропический внутриконтинентальный, крайне засушливый, летом осадки могут выпадать не каждый год. Туркестан - один из немногих городов в мире, где непосредственно фиксировалась температура в +49 °C, в то же время зимой возможны трескучие морозы.

Лето чрезвычайно жаркое: средняя температура июля составляет 28,7 °C, января −3,1 °C. Летом характерны огромные суточные колебания температуры, которые составляют 15-20 °C, зимой меньше - около 10 °C в связи с не столь сильным прогревом Солнца. Погода зимой неустойчива и варьирует от сильных оттепелей до затяжных похолоданий.

Среднегодовая температура (2001 - 2016) - +13,8 C°.

Туркестан. фото: wikiway.com


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!