Рассказ о юрьев польском. Основание князем ярославом мудрым города юрьева

ЧЕЙ ГОРОД ЮРЬЕВ?

ЧЕЙ ГОРОД ЮРЬЕВ?

Летописные упоминания о походе Ярослава Мудрого в Тарту в 1030-е годы

В летописи «Повесть временных лет» написано, что около 1030 г. нашего времяисчисления великий князь Ярослав Владимирович победил чудь, и построил город Юрьев. Это дата о первом упоминании Тарту в письменных источниках.
Хотелось бы обратить внимание на то, что, как следует из самого текста летописи, 1030 г. не соответствует правильной датировке похода Ярослава на Тарту (Кузмин, 1977, с. 73; Vahtre, 1980, с. 516-517). Но когда был осуществлен этот поход? В летописях сказано, что Ярослав начал поход на Тарту из Новгорода (Псковская летопись), и после данного похода, он возвратился (Софийская первая летопись). Когда мы взглянем на карту, то увидим, что Ярослав мог совершить поход до Тарту лишь тогда, когда он уже правил в Псковской земле. Князь Ярослав стал властвовать над всеми древнерусскими землями лишь тогда, когда он устранил с дороги псковского князя Судислава Владимировича, который был его братом. Но это событие, по данным «Повести временных лет», случилось в 1034-1036 гг.
Летопись не упоминает, связан ли с этим событием поход Ярослава в Псков, но вероятно, наивно было бы полагать, что Судислав добровольно отказался от власти. Мы должны согласиться с Сергеем Васильевичем Белецким, который утверждал, что события в 1030-х годах в Пскове и Тарту в археологическом смысле совершенно идентичны (Белецкий, 1996, с. 85). Или даже можем предположить, что покорение Пскова Новгородом и основание города Юрьева в Тарту произошло в рамках одного похода Ярослава.

Следы Юрьева в культурном слое города Тарту

Археологические раскопки в старом городе Тарту были начаты в 1956 г. под руководством Вилмы Труммал (Trummal, 1964). До настоящего момента в центре города Тарту уже проведены раскопки на территории более чем 19 000 кв. м. Благодаря многолетним раскопкам в Тарту сложились общие представления о его культурном слое и древнейшей истории города (Tvauri, 2001).
Историческое ядро города Тарту - это городище (рис. 1). Археологические раскопки позволили уточнить, что древнее городище охватывает территорию около 7000-7500 кв. м. Площадка городища возвышается максимально на 24 м над уровнем окружающего заливного луга р. Омовжа.
В XIII в. на месте древнего городища был построен каменный замок Тартуского еписнопа. Поэтому в культурном слое осталось мало следов от древнего городища. Но, можно сказать, что первое городище было построено в этом месте в VIII или в IX веке. В большинстве находки этого периода датируются X в. Сразу за пределами городища, между городищем и рекой Омовжа, располагалось поселение. Находки из этого комплекса (лепная керамика, украшения, фрагменты тиглей, литейные формы и другие орудия труда) типичны для так называемой рыугеской культуры.
На городище, в слое так называемой рыугеской культуры, лежал пласт, содержавший много керамики новгородского и псковского типов (рис. 2). Кроме этого, там нашли и шиферное пряслице. Шиферные пряслица - типичные находки для древнерусских городов, на территории Эстонии такие пряслица очень редкие находки. Особенно важные находки - это два наконечника стрел скандинавского типа (рис. 2), которые можно
предположительно отнести к дружинникам Ярослава Мудрого. Эти уникальные находки в контексте археологического материала Эстонии.
Рядом с городищем лежит на достаточно просторной территории (рис. 1) слой, содержащий керамику новгородского и псковского типов. Толщина этого слоя 10-20 см, в некоторых местах достигает 70 см. К сожалению, остатков домов в этом слое почти не осталось. Но из этого слоя происходят предметы, типичные для древнерусских городов. Например, четыре шиферные пряслица и каменный крестик, сделанный из ов-ручского шифера. Также найдены два фрагмента писанки и фрагмент бронзового амулета-топорика. В Эстонии такие находки, типичные для древнерусских памятников XI в., известны только в Тарту.
Таким образом, в Тарту есть археологические следы, которые доказывают, что на территории центра города Тарту существовало городище Юрьев и посад рядом с ним. Керамика из этого комплекса в большинстве соответствует псковской керамике XI в. Можно предположить, что в Юрьеве население в основном пришло из Пскова, и Юрьев, находившийся на нынешнем месте города Тарту, имел непосредственные контакты с Псковом.

События 1060-х годов

Но также нужно обратить внимание на исторические события, о которых в русской исторической литературе редко упоминают, хотя об основании Юрьева в 1030 г. говорят часто. Ярослав Владимирович умер в 1054 г. Перед смертью он разделил Русь между тремя старшими сыновьями. Киев и Новгород получил Изяслав, который поставил Остромира посадником в Новгород. Летописи утверждают, что около 1054 Остромир пошел походом на чудь, но был убит, в сражении погибло и много новгородцев. В отместку Изяслав сам возглавил поход против чуди и взял Осек Кедипив (Софийская первая летопись).
В 50 км к югу от Таллина находится деревня Кэава, которая в средневековых источниках упоминается как Kedempe (Johansen, 1951, с. 70). Начатое в 2000 г. археологическое исследование в Кэава кафедрой археологии Тартуского университета показало, что кроме двух древних городищ там примерно на 9 га имеется поселение VIII-XI вв. Таким образом, это был один из крупнейших центров XI в. на территории Эстонии. В
середине XI в. это поселение было уничтожено или покинуто, а новое поселение построили уже на другом месте (Konsa, Lang, Lainemurd, Vaab, 2002). Можно предположить, что это связано с походом Изяслава.
Летописи датируют смерть Остромира 1054 г. Но это давно уже оказалось неверным. В 1056-1057 гг. Остромиром было написано известное евангелие. Это значит, что тогда он был еще жив (Карамзин, 1816, с. 376-377, ссылка 114). Таким образом, и год похода Изяслава в летописях на Осек Кедипив является маловероятным. По всей видимости, это было около 1060 г. (Насонов, 1951, с. 81). С этим годом связано упоминание события о том, что Изяслав совершил поход против сосолов и принудил уплатить их дань в 2000 гривен. Сосолы дань не заплатили, но весной 1061 г. уничтожили город и посад Юрьев и совершили поход до Пскова (Софийская первая летопись).
Кэава был в XI в. один из самых крупных центров северо-восточной Эстонии. По всей вероятности, сосолы были жителями этого края. Летописи утверждают, что у Изяслава были интересы в северо-восточной Эстонии. Но жители этого края не хо-теЛи платить дань Изяславу и уничтожили Юрьев, опорный пункт Изяслава на Чудских землях.

От Юрьева до Тарту

Археологический материал из Тарту показывает, что после 1061 г. Юрьев не был отстроен. На городище и на поселении нет находок, которые можно датировать концом XI или XII вв. На древнерусском слое посада Юрьева лежат слои немецкого средневекового города, который был основан тут после 1223 г. По всей вероятности, в XI в. на Тартуском городище располагался какой-то укрепленный пункт эстонцев. Это можно определить по тому, что новгородцы совершили ряд походов на Тарту в 1134 и 1191/1192 годах. Но никаких археологических следов о заселении Тарту в этом периоде нет.
В XII в. политическим и населенным центром юго-восточной части Эстонии был Отепяе. Это можно утверждать, основываясь на археологических находках из городища Отепяе, а также на письменном источнике - хронике Генриха, написанной в 1225-1227 гг. Генрих писал, что Тартуское городище было покинуто до начала 1220-х годов, когда немцы построили там свою крепость.
Тарту не был политическом центром в XII в. и в начале XIII в., но все-таки он был очень важным стратегическим пунктом. Через Тарту проходила дорога, соединявшая северо-восточную и юго-восточною Эстонию. В Тарту были хорошие природные условия для переправы через реку Омовжуы. Эта река соединяла Тарту с Псковом, а с другой стороны также с центральной Эстонией. Такое расположение местности в Тарту объясняет то, почему новгородцы, а после и немцы хотели властвовать именно здесь.

С древних времен жители Владимирского Ополья занимались сельским хозяйством. Плодородные земли в долине Колокши позволяли им выращивать зерно и выпасать скот. По одной из версий, именно активное земледелие и большие пастбища стали причинами появления здесь обширных лесостепей.

В 1152 году по воле Московского князя Юрия Долгорукого на торговом перепутье основали городище. Его назвали по имени князя Юрия и месту расположения – на поле, правда, в первое время о городе писали «Гюргев» или «Гергев». Юрьев-Польский быстро рос и к началу XIII века стал центром небольшого княжества.

В 1238 году на Русь напали войска монголов, и город был сильно разорен. Воинственные кочевники еще несколько раз совершали набеги и опустошали русские земли. Большой урон городу нанесли нашествия ханов Тохтамыша (1382 год) и Едигея (1408 год). В XIV веке Москва была выбрана столицей княжеских земель, и роль Юрьева-Польского заметно снизилась. В течение долгого времени он не развивался и превратился в тихий уездный городок.

В 1968 году на улицах города сняли одну из серий фильма «Золотой теленок» – киноверсии одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Старые дореволюционные здания и Торговые ряды послужили декорациями придуманного писателями города Арбатова. Через некоторое время «Золотой теленок» стал одним из туристических брендов Юрьева-Польского, и сегодня такое название носит популярное у туристов кафе.

На улице 1 Мая, в 100 метрах от городского центра, стоит белокаменный Георгиевский собор. Первый храм на этом месте был заложен еще во времена правления князя Юрия Долгорукого. Он просуществовал всего полвека и, согласно летописи, был разрушен во время сильного землетрясения. Когда это произошло, правивший князь Святослав Всеволодович распорядился разобрать каменные руины и построить новый собор.

Георгиевский собор возвели в 1234 году. Он отличался богатой белокаменной резьбой. Стены храма покрывали изображения животных, птиц и христианских святых. Вместе с орнаментом они составляли картины, связанные общим сюжетом.


К середине XV века Георгиевский собор обветшал и частично обрушился. Великий князь Московский Иван III Васильевич, узнав об этом, повелел немедленно восстановить святыню. Реставрировать храм взялся известный зодчий из Москвы Ермолин. Рядом с Юрьевом-Польским не существовало каменных карьеров, поэтому строителям пришлось возводить обрушенные стены из старых камней. Храм получился более низким, но зато стал гораздо прочнее. Граница между новой и старой кладками хорошо заметна и в наши дни. Поставленные в XV веке камни идут по диагонали сверху вниз, от северо-западного угла здания.

В XVII веке у собора возвели шатровую колокольню. Потом ее заменили на четырехъярусную. А в XIX веке возле собора появился теплый храм Воздвижения Креста. Позже проходило несколько реставраций Георгиевского собора, во время которых разобрали колокольню и поздние храмовые пристройки.

Одноглавый собор имеет кубический четверик и три полукруглых апсиды. На приземистом световом барабане покоится массивный купол с крестом. Северный портал сохранился лучше других и выглядит великолепно. Раньше он выходил на главную площадь Юрьева-Польского.

На стенах собора можно увидеть изображения Христа, Георгия Победоносца, святых воинов – покровителей владимирских князей, львов, кентавра, павлинов и затейливые растительные орнаменты. Большинство вырезанных белокаменных барельефов образуют единый сюжет, но некоторые расположены по отдельности. Такое несоответствие появилось после реставрационных работ XV века. Средневековые строители использовали камни от обрушившегося здания и некоторые из них были поставлены в произвольном порядке.

Резного слона следует искать на северном фасаде. Он находится над колонной, увенчанной женской головой. Чтобы разглядеть слона, советуют немного отойти от собора, и тогда его не будут закрывать ниже расположенные барельефы.

Откуда же взялось изображение слона в Юрьеве-Польском? Работавшие в Древней Руси резчики могли увидеть его только на страницах манускриптов. Если приглядеться внимательнее, на Георгиевском соборе изображен не слон, а мифологическое животное. Хобот и бивни в него слоновьи, уши – заячьи, а конечности – птичьи.

В наши дни богослужения в храме проходят редко. В остальное время он открыт для туристов как музей. Внутри выставлены образцы древнерусской белокаменной резьбы. Здесь же находится «Святославов крест», который был сделан по распоряжению родоначальника юрьевских князей – Святослава Всеволодовича (1196-1252).

Михаило-Архангельская обитель

С севера от Георгиевского собора, ближе к центру Юрьева-Польского, раскинулась территория мужского монастыря. Постройки Михаило-Архангельской обители стоят в кольце мощных земляных валов и крепостных стен, поэтому внешне напоминают кремль. Обитель была основана в XIII веке сыном Всеволода Большое Гнездо – князем Святославом. Первоначально ее церкви и кельи были деревянными, и когда войска монголов нападали на Русь, они без труда сжигали монастырь.

Юрьев-Польский пережил не одно вторжение ордынцев, поэтому около двух столетий обитель даже не пытались восстанавливать. Перемены наступили только в XVI веке, когда вместо деревянного частокола построили каменную стену и башни. Первый храм из камня появился здесь в 1560 году. Он был возведен на деньги князя Ивана Михайловича Кубенского. Как эта церковь выглядела, нам не известно, потому что она не сохранилась.

Михаило-Архангельская обитель считалась богатой. Она получала немало подношений от князя Дмитрия Михайловича Пожарского, вотчина которого располагалась неподалеку от Юрьева-Польского, в селе Большелучинское.

Сегодня монастырь представляет собой красивый архитектурный ансамбль, состоящий из построек XVII-XVIII веков. Он имеет небольшую, но очень ухоженную территорию, на которой размещены экспозиции историко-краеведческого и художественного музея. Одновременно здесь живет монашеская община, и в храмах регулярно проходят церковные службы. Рядом с обителью установлен памятник основателю Юрьева-Польского – князю Юрию Долгорукому.

Центральное место в монастыре занимает Михаило-Архангельский собор. Пятиглавый храм был выстроен на рубеже XVIII-XIX веков на деньги, собранные жителями Юрьева-Польского. Собор богато декорирован рустом, карнизами и резными фризами. Здесь хранится икона Архангела Михаила, которая, вместе с солдатами 5-го полка Владимирского ополчения, прошла по дорогам Отечественной войны 1812-1814 годов.





С северо-запада от собора возвышается красивая многоярусная колокольня XVIII века. Стройное восьмигранное здание со всех сторон украшено резными орнаментами, а на верхней части шатра установлено три ряда «слухов».

С юга от собора стоит Знаменская церковь, появившаяся в 1625 году. Низкий одноглавый храм имеет просторную трапезную. Его первый этаж используется для хозяйственных целей, а крытые переходы ведут в архимандритский и братский корпуса.

С запада монастырскую территорию ограничивает участок крепостной стены с башнями. Эти укрепления соорудили в середине XVI века. Над воротами, ведущими в обитель, возвышается Иоанно-Богословская церковь, построенная в 1670 году. Пятиглавый храм обладает широким карнизом и по архитектуре перекликается с Михаило-Архангельским собором.

Возле колокольни можно увидеть небольшую надкладезную часовню и церковь Георгия Победоносца, привезенную сюда из села Егорий. Они были построены в начале XVIII века для Георгиевского монастыря и перенесены в Юрьев-Польский в 1968 году. Часовня и церковь являются прекрасные примерами русского деревянного зодчества. Они очень красивы и органично вписываются в архитектурный ансамбль обители.

Музеи Юрьева-Польского

Музейные экспозиции занимают здания Михаило-Архангельского монастыря, на улице 1 Мая, 4. Основной раздел музея посвящен истории крестьянства и земледелия Владимирского ополья. Собранные здесь предметы позволяют познакомиться с обычаями и традициями жителей Юрьева-Польского, начиная с древних времен. В витринах выставлены найденные археологами украшения, кольчуга, фрагмент окошка из слюды и окаменевшая рожь XI века. В залах можно увидеть коллекцию амбарных замков, русскую печь и интерьеры крестьянских жилищ.

Один из разделов музея рассказывает о жизни русского полководца Петра Ивановича Багратиона. Центральное место в нем занимает карета, в которой тяжело раненного Багратиона после Бородинского сражения привезли в село Сима под Юрьевым-Польским. Здесь он умер и был похоронен в семейном склепе князей Голицыных.

В арке под переходом, который соединяет Знаменскую церковь и архимандритский корпус, размещена выставка резных наличников. Красивые деревянные наличники привезли в музей из сел и деревень, стоящих неподалеку от Юрьева-Польского. Искусные изделия местных мастеров висят также на стенах церкви и братского корпуса.

На втором этаже архимандритского корпуса развернута экспозиция, знакомящая посетителей с историей развития ткацкой мануфактуры в Юрьеве-Польском. Здесь выставлены красивые изразцовые печи, веретена, прялки, образцы набивных тканей и швейные машинки. А украшают интерьеры современные гобелены, сделанные руками мастеров ткацкой фабрики «Авангард».

Одна из музейных экспозиций расположена в высокой шатровой колокольне. На первом этаже здания показывают монашескую келью. На втором этаже представлена экспозиция, посвященная колокольным звонам, а еще выше находится отличная смотровая площадка. Туристы поднимаются на нее, чтобы полюбоваться на монастырь и центральные улицы Юрьева-Польского. На входе колокольня имеет небольшую дверь, высота которой составляет всего 2/3 от среднего роста человека. Пройти через нее, не согнувшись, могут только маленькие дети.

Если подняться на второй этаж надвратной церкви Иоанна Богослова, можно увидеть художественную выставку. На ней экспонируются иконы XVI-XIX веков, картины художников-передвижников и коллекция старого фарфора. Большая часть фарфоровых изделий попала в музей из родового имения Голицыных. Самыми интересными экспонатами считаются оригинальные напольные вазы.

Для посетителей двери музея открыты в любой день, кроме вторника. По понедельникам он работает с 9.00 до 15.00, а в другие дни – с 9.00 до 17.00. Следует иметь в виду, что касса закрывается на час раньше.

Старинные храмы

Недалеко от монастыря расположен храмовый комплекс, который состоит из двух церквей – Покровской и Никитской. Первая была построена в 1769 году, а вторая – в 1799 году. К белоснежному пятиглавому храму Покрова Богородицы примыкает четырехъярусная колокольня – самое высокое здание Юрьева-Польского. Через него верующие попадают внутрь Покровской церкви.

Одноглавая Никитская церковь небольшая по размеру. Она возведена в традициях классицизма и с четырех сторон декорирована треугольными фронтонами и белоснежными колоннами. Стены церкви окрашены контрастно, в кирпичный и белый цвета. Храмовый комплекс окружен красивой кованой оградой и смотрится очень гармонично.

В Авангардном переулке, 6, стоит белоснежная церковь Рождества Христова. Она была построена в XVIII веке на месте обветшавшего деревянного храма. Холодная церковь примечательна шестью куполами. В 1930-е годы ее, как и большинство храмов Юрьева-Польского закрыли, а в помещениях разместили типографские станки и оборудование молокозавода. Потом церковь восстановили, и сейчас она действующая.

Где остановиться

Большинство путешественников приезжает в Юрьев-Польский на однодневные экскурсии. Но те, кто хочет задержаться здесь подольше, могут остановиться в одной из городских гостиниц. Все они находятся в центре города и предоставляют примерно одинаковый набор услуг.

В гостинице при заводе «Промсвязь» селят не только командировочных (ул. Заводская, 1А). По выходным дням здесь останавливается много туристов. Кафе или столовой в этой гостинице нет, но, воспользовавшись СВЧ-печью, чайником, плитой и посудой, постояльцы могут приготовить еду самостоятельно.

На улице Владимирской, 22 находится небольшая гостиница «Покровская» . При размещении в ней включены завтраки, а в номерах-люкс существуют отдельные мини-кухни с микроволновкой, посудой и чайником.

На площади Советской стоит гостиница «Юрьевская». Ее постояльцы получают не только номера, но и завтраки. Удобно, что прямо возле гостиницы расположено популярное у гостей города кафе «Золотой теленок».

Мини-гостиница «Жемчужина», вероятно, самая недорогая в Юрьеве-Польском. Она предлагает путешественникам четыре аккуратных номера. Гостиница находится на улице Шибанкова, 72, всего в 5 минутах ходьбы от центра города.

Как добраться

Юрьев-Польский расположен на северо-западе Владимирской области в 180 км от Москвы. Ближайший международный аэропорт находится в Иваново. Дорога на автомобиле от Москвы до Юрьева-Польского занимает около 3 часов и проходит через Киржач и Кольчугино по автотрассе А-105.

Железнодорожный вокзал стоит в 1,5 км южнее центра города. Через него идет ветка из Александрова в Иваново, по которой ежедневно курсирует несколько поездов дальнего следования, а также две электрички. Из Москвы до Юрьева-Польского за 4.15-4.50 ч можно доехать на поездах, которые следуют в Кинешму и Иваново.

Рядом с железнодорожным вокзалом разместилась городская автостанция. Сюда приходят рейсовые автобусы из Владимира, Александрова, Переславля-Залесского и Москвы. От столичного автовокзала, который находится возле станции метро «Щелковская», в Юрьев-Польский каждый день ходит 3-4 автобуса. Дорога на них до города занимает 4 часа.

В Юрьев-Польский мы заехали на несколько часов, по дороге из в Москву. Меня здесь, в первую очередь, интересовал Георгиевский собор, построенный в 1234 году. Последний памятник домонгольской белокаменной архитектуры. Немного посмотрели центр города, полюбовались ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

Позади осталась красивейшая дорога по . Впереди показался указатель города. Я надеялась, что образ Юрьев-Польского из драмы «Юрьев день» Кирилла Серебренникова останется в прошлом.

Мы приехали из красивого и ухоженного . Разница была налицо. Несмотря на солнечный день, Юрьев-Польский вверг в некоторое уныние. Обидно. Этот город действительно интересен и заслуживает того, чтобы сюда приезжали, смотрели. Неприятно удивляет, что в 2010 году он был лишен статуса исторического поселения.

Окраины города меня не впечатлили совершенно. Стандартные серые кирпичные пятиэтажки, частные деревянные дома. Большинство городов такие, но после Суздаля душа требовала красоты. Наконец, въехали в исторический центр. Интересная архитектура, которая пока не складывалась в цельную картинку.

Застройка Владимирской улицы. Справа — старинная пожарная часть, функционирующая до сих пор

Дома по Владимирской улице

Юрьев-Польский был заложен князем Юрием Долгоруким в 1152 году. Юрьев-Польский кремль окружен могучим земляным валом XII века высотой около 7 метров. В прошлом на нем стояли деревянные стены с башнями. Примерно четвертую часть кремля занимает Михайло-Архангельский монастырь.

Напротив кремля расположена большая Советская площадь с торговыми рядами XIX века. Между двумя парными корпусами тянется пешеходная улица 1 Мая. Ремонт, хотя бы косметический, тут требуется однозначно.

Припарковав машину около Торговых рядов, мы отправились к Георгиевскому собору, который находится в глубине кремля, за Михайло-Архангельским монастырем и собором Троицы Живоначальной. , построенный в неорусском стиле в 1913 году, вероятно, был очень красив. Но в советское время его изуродовали: снесли главы, построили трубу. Сейчас в нём что-то делается, но очень медленно и малозаметно.

К собору ведет улица 1 Мая. Справа, рядом с Троицким собором — здание бывших Присутственных мест первой половины XIX века, построенное по типовому проекту. В настоящее время здесь находится ОВД по Юрьев-Польскому району.

Расположен за Троицким собором. Он вызывает неподдельное трепетное чувство. Когда-то здесь стоял белокаменный собор Юрия Долгорукого, ровесник и Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. В 1230-1234 годах князь Святослав Всеволодович разрушил старый и построил новый белокаменный собор, богато украшенный резьбой. В XIII-XIV веках к собору был пристроен Троицкий придел, также украшенный резным камнем. Сейчас можно только догадываться, каким был Георгиевский собор первоначально: в XV веке храм частично обрушился.

В 1471 году московский купец и зодчий Василий Ермолин «собрал изнова» и «поставил как и прежде» Георгиевский собор. Отчасти это напоминало сбор пазлов: мастер пытался воссоздать первоначальный рисунок белокаменной резьбы, совмещая камни, но не всегда это получалось. Новый собор получился более приземистым, резной рисунок оказался во многих местах нарушенным.

Восточный и северный фасады Георгиевского собора

В последующие годы Георгиевский собор неоднократно достраивался. В XVII веке к собору пристроили шатровую колокольню, перестроенную в 1781 году. Храм был покрыт кровлей на четыре ската. В 1809-1827 годах появились ризница и теплый придел. В результате облик храма оказался полностью искаженным.

Западный и южный фасады Георгиевского собора

В 1920-1930-х годах собор отреставрировали. Работами руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Все позднейшие пристройки были удалены.

Подробнее об истории и архитектуре Георгиевского собора вы можете прочитать в статье .

Стертые временем ступени

Вдали, за пределами кремлевского вала, виднеется храмовый комплекс : церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1769 года и церковь Никиты Мученика 1796 года.

— другая знаменитая достопримечательность Юрьев-Польского. Он разделен на две части — историко-архитектурный музей и собственно монастырь. Сейчас в нем продолжается реставрация.

Я решила прогуляться по земляным валам и посмотреть на ансамбль со стороны, с высоты земляных валов.

Михайло-Архангельский монастырь: храм иконы Божией Матери «Знамение», собор Михаила Архангела, надвратная церковь Иоанна Богослова, шатровая колокольня, деревянная Георгиевская церковь из села Егорье

По преданию, Михайло-Архангельский мужской монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем, строителем Георгиевского собора. В 1238 году войска Батыя разорили обитель, и она опустела почти на два века. В 1560 году был построен первый каменный храм, который до наших дней не сохранился. Существующие ныне здания датируются XVII-XVIII веками.

Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря

В центре монастыря расположен собор Михаила Архангела , построенный в 1792-1806 годах. К югу от собора — Знаменская трапезная церковь 1625 года. К западу от Знаменской церкви — Архимандритский и Братский корпуса , оба 1763 года постройки. Надвратная церковь Иоанна Богослова была построена в 1670 году. В центре монастыря находится отдельно стоящая шатровая колокольня 1685-1688 годов, к северу от неё — Надкладезная часовня начала XIX века. Ограда с башнями датируется XVI-XVIII веками. Еще одна достопримечательность собора — деревянный храм Георгия Победоносца из села Егорье , построенный в 1718 году. Он — единственное, что осталось от Георгиевского монастыря, первое письменное упоминание о котором относится к 1565 году. Храм был перенесен в Михайло-Архангельский монастырь в 1967-1968 годах.

Ансамбль Михайло-Архангельского монастыря: собор Михаила Архангела, колокольня, надвратная церковь Иоанна Богослова

С внешней стороны крепостных валов расположен парк, за которым виднеются жилые дома.

Парк с внешней стороны земляных валов

Посмотрев центр города, решили пообедать. Трипадвизор выдал нам 5 вариантов. Взглянув на их рейтинг, выбрали кафе «Династия» (Юрьев-Польский, ул.Школьная, 18), все остальные места казались опасными для наших желудков. Голодные, мы предвкушали сытный обед. Но не тут-то было — кафе оказалось «закрыто на спецобслуживание», никаких следов деятельности замечено не было. Не солоно хлебавши, уехали из города. Настроение было подпорчено.

Юрьев-Польский оставил очень неоднозначное впечатление. Но, безусловно, сюда нужно будет приехать еще раз, чтобы не торопясь рассмотреть все его достопримечательности и музеи, побывать в усадьбе Голицыных Сима, где скончался и погребен Багратион.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Юрьев-Польский — город более чем с 850-летней историей — привлекает туристов круглый год. Юрьев-Польский входит в так называемое Золотое кольцо России, а значит, здесь есть на что посмотреть и можно зарядиться новыми впечатлениями. Итак, какие достопримечательности стоит включить в поездку?
Приезжая в Юрьев-Польский, туристы в первую очередь стремятся посетить Георгиевский собор. И делают это неспроста, поскольку храм без преувеличения — настоящее сокровище города. Каменные стены Георгиевского собора украшает уникальная резьба: древние скульпторы изобразили известные библейские сюжеты и многих православных святых.

Оказавшись в Юрьеве-Польском, не забудьте посетить памятник основателю города — князю Юрию Долгорукому.
Второе место в списке самых посещаемых достопримечательностей Юрьева-Польского занимает Михайло-Архангельский монастырь. Обитель находится на территории уцелевшего кремля по соседству еще с тремя действующими храмами города.

Продолжить экскурсию можно по таким достопримечательностям, как церковь Рождества Христова и Никитский храм. Эти православные объекты также имеют богатую историю и не уступают по красоте другим святыням.

Покидая Юрьев-Польский, загляните в село Сима (оно находится в 20 километрах от города). Здесь находится не менее известная достопримечательность — усадьба князей Голицыных.

Конечно, ждать, что перед вами предстанет роскошный особняк, не стоит (все-таки ему перевалило за 200 лет), но познакомиться с имением рода Голицыных и работающим при нем музеем будет интересно.

Свято-Покровская церковь

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Ю́рьев-По́льский (Ю́рьев-Польско́й) — город (с 1152 года) в России, административный центр Юрьев-Польского района Владимирской области.
Население — 18 737 чел. (2016).
Город расположен на реке Колокша (приток Клязьмы), в 68 км к северо-западу от Владимира и в 180 км к северо-востоку от Москвы.

Название
В летописях город первоначально назывался Гюргев или Гергев — по имени его основателя Юрия Долгорукого. Вторая часть названия — от слова «поле», город стоит на суздальском ополье — появилась для уточнения местоположения, из-за существования в этот период других городов с тем же именем: до 1224 года — Юрьева (Тарту), а с 1224 — Юрьева-Повольского (Юрьевца), Юрьева в Поднепровье, расположенного в южной вотчине Суздальских князей (ныне город Белая Церковь).

Параллелизм названий «Ю́рьев-Польско́й» и «Юрьев-Польский» зафиксирован, в частности, в виде двух вариантов написания названия города в БСЭ. В настоящее время на всех картах и в официальных документах город именуется Юрьев-Польский.

Торговые ряды

История
Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, которая была обнесена сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. В центре крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор.

С 1212 года Юрьев-Польский — центр удельного княжества, во главе которого встал сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. В период его правления в городской крепости основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь.

В 1216 году рядом с городом состоялась знаменитая Липицкая битва.

В 1238, 1382 и 1408 годах город разорялся монголо-татарским нашествием. В 1340 году вошёл в состав великого Московского княжества.

Во время смуты начала XVII века Юрьев-Польский был сожжён поляками. С середины XVII века начался экономический рост города, которому способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой.

В XVII—XVIII веках был заново отстроен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь.

С 1708 года — в составе Московской губернии (уездный город с 1778 года), с 1796 года — во Владимирской губернии.

11 июля 1919 года государственные учреждения города были разграблены бандой штабс-капитана царской армии Ефима Скородумова (Юшки).

В 1920 году был основан Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей.

До 2010 года Юрьев-Польский имел статус исторического поселения, однако Приказом Министерства культуры РФ от 29 июля 2010 г. N 418/339 город был этого статуса лишён.


Экономика
Ткацко-отделочная фабрика «Авангард» (выпускает махровые ткани, мебельные и легкие ткани и изделия из них)
Завод «Промсвязь» (производит электросиловое оборудование)
ОАО «Юрьев-Польский мясокомбинат»
Спиртовой завод
ОАО «Юрьев-Польский завод сухого обезжиренного молока»
В районе развито коневодство (владимирские тяжеловозы), мясо-молочное животноводство.

Через город проходит Северная железная дорога.

Достопримечательности
Юрьев-Польский входит в состав Золотого кольца России. Наиболее известные архитектурные памятники города:

Михайло-Архангельский монастырь (XVII век) с собором (1792)

Знаменская церковь (1625)
Георгиевский собор (1230—1234, реконструкция XV века).
Остатки валов Юрьев-Польского кремля XII века.
Храм Рождества Христова XVIII века.
Храм Никиты Мученика XVIII века.
Поблизости, в селе Сима (известно с XIV века) — бывшая усадьба князей Голицыных, здесь в сентябре 1812 года скончался герой Отечественной войны генерал П. И. Багратион.

Памятник основателю города Юрию Долгорукому

Михайло-Архангельский монастырь

Города-побратимы
Флаг Молдавии Хынчешты
Флаг Чехии Литомержице
Флаг Грузии Сагареджо

Юрьев-Польский в кино
Весной 1968 года в Юрьев-Польском снималась первая серия фильма «Золотой телёнок».
Также в городе проходили съёмки фильмов «Седьмой день» (2006, реж. Каха Кикабидзе), «Юрьев день» (2008, реж. Кирилл Серебренников) и сериала «Русский шоколад» (2010, реж. Дарья Полторацкая)

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР

Гео́ргиевский собо́р — белокаменный собор, расположенный на территории древнего детинца в городе Юрьеве-Польском Владимирской области. Сооружён в 1230—1234 годах князем Святославом Всеволодовичем.
Лицевой летописный свод (Т. 5, С. 309): «В лето 6742 Благоверный князь Святослав Всеволдовичь сверши церковь во граде во Юрьеве святаго великомученика Георгия и украси паче инех церквей бе бо из внутри около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми, иже есть и до сего дне стоит»
Традиционно считалось, что собор построен на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 году при основании города Юрием Долгоруким. Археологические исследования последних лет показали, что храм 1152 года находился на другом месте (где именно, пока неизвестно). По всей видимости, первоначальная церковь мало чем отличалась по типу от одноимённого владимирского храма на дворе Долгорукого, Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем, Спаса в Переславле-Залесском.
В 1230 году сын Всеволода III Большое Гнездо Святослав церковь, которая «обветшала и поломалася», разобрал. На её месте четыре года спустя соорудили «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху». По утверждению Тверской летописи, Святослав Всеволодович «сам бе мастер», то есть выступал в качестве архитектора и руководил строительной артелью. Такой же точки зрения придерживаются современные исследователи.
Не ранее 1252 года и не позднее конца XIV века к северо-восточному углу храма был пристроен Троицкий придел, куда было перенесено погребение Святослава Всеволодовича.
В 1326—1327 годах в Москве по образцу Георгиевского собора был построен Успенский собор, ставшим первым каменным храмом Москвы.
В XV веке значительная часть здания обрушилась. В 1471 году силами Василия Ермолина собор был восстановлен, но потерял первоначальные пропорции и стал значительно более приземистым.
После восстановления в 1471 году от собора 1230—1234 годов сохранились: с запада — первый ярус притвора и северная половина стены до верха аркатурно-колончатого пояса; с востока — цоколь апсид; с юга — притвор и прилегающие стены (ближе к углам они сохранились лишь до цоколя); с севера — притвор и наиболее значительная часть стен собора (на центральном и западном пряслах уцелел аркатурно-колончатый пояс).
Восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В 1781 году к храму была пристроена четырёхярусная колокольня, в 1817 году расширили Троицкий предел, который превратился в полноценный храм, в 1827 году с южной стороны была пристроена ризница. Древний храм буквально утонул в позднейших пристройках. Печальное состояние древнего памятника церковного зодчества обратило на себя внимание специалистов по культуре Древней Руси. В частности, об этом с сокрушением писал Никодим Кондаков. Впервые предложил освободить древний храм от пристроек XVIII—XIX веков протоиерей Александр Знаменский, который был настоятелем храма с 1889 по 1917 год. Вместо гипертрофированного Троицкого придела поблизости был построен новый Троицкий собор (освящён в 1915 году), однако разборка пристроек до Октябрьской революции 1917 года так и не началась.

В 1923 году храм был закрыт. В 1923—1936 годах колокольня, ризница и тёплый придел были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь. Последующие реставрации собора проводились в 1957—1960 и 1980-х годах.

Георгием Вагнером полностью или частично реконструированы композиции: «Троица», «Распятие», «Семь спящих отроков эфесских», «Даниил во рву львином», «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского».

ЛИПИЦКАЯ БИТВА
Ли́пицкая би́тва — сражение между младшими сыновьями Всеволода Большое Гнездо и муромцами, с одной стороны, и соединённым войском из смоленской и новгородской земель, поддержавшим претензии старшего Всеволодовича Константина на владимирский престол и возглавляемым Мстиславом Мстиславичем Удатным, с другой. Победу одержала смоленско-новгородская коалиция, решив таким образом в пользу Константина судьбу владимирского наследства. Одна из самых жестоких и кровавых междоусобных битв в русской истории. Произошла в 1216 году неподалеку от Юрьева-Польского вблизи реки Гзы.

В 1215 году Мстислав Удатный ушёл из Новгорода на юг, и новгородцы призвали на княжение Ярослава Всеволодовича из Переяславля-Залесского. В ходе его конфликта с новгородцами он захватил Торжок, перекрыл подвоз продовольствия в Новгород из «низовых земель», что с учётом неурожая привело к гибели многих новгородцев от голода. Новгородских послов он брал в плен. В этих условиях новгородцы прибегли к помощи Мстислава Удатного, поддержанного Владимиром Рюриковичем смоленским и Владимиром Мстиславичем псковским. Мстислав Романович киевский прислал своего сына Всеволода. Союзники вторглись во Владимиро-Суздальское княжество по маршруту Тверь—Кснятин—Переславль-Залесский.

Союзникам благоприятствовало и то, что в княжестве шла борьба за наследство Всеволода Большое Гнездо. Его старший сын Константин не получил от отца великое княжение по той причине, что хотел сконцентрировать в своих руках оба главных города: старую столицу Ростов и новую — Владимир, а следующему по порядку Всеволодовичу,Юрию, предлагал Суздаль. Константин княжил в Ростове, Юрий — во Владимире и Суздале.

Юрий и младшие братья встали на сторону Ярослава, он отступил из Торжка к ним. Константин 9 апреля присоединился к смоленским князьям у Городища на Саре, между Ростовом и Переяславлем, откуда они вместе двинулись навстречу младшим Всеволодовичам, выступившим из Владимира с муромской помощью. Всеволодовичи ставили перед собой также не только оборонительные цели, о чём свидетельствуют слова Юрия: «Мне, брат, Владимирская земля и Ростовская, тебе — Новгород, Смоленск — брату нашему Святославу, Киев отдай черниговским князьям, а Галич — нам же». Таким образом, поражение коалиции смоленских князей, новгородцев и Константина могло бы привести к новому масштабному переделу русских земель. На то, что столкновение не было локальным событием, косвенно указывает эпизод с княжением в Переяславле Владимира Всеволодовича. В 1213 году он был послан туда старшими братьями, в 1215 году в бою с половцами (союзниками Мстислава Галицкого) попал в плен, из которого освободился лишь в 1218 году.

памятник Юрию Долгорукому

До битвы Константин расположился на реке Липице, его союзники рядом с Юрьевом, а суздальские силы — на реке Гзе, с севера впадающей в Колокшу под Юрьевом.

После провала мирных переговоров сражение должно было начаться у Липиц, но суздальцы отступили на Авдову гору, прикрывшись таким образом оврагом от противников, расположившихся на Юрьевой горе. Мстислав предложил суздальцам либо пустить его на Авдову гору, либо им самим пройти на Юрьеву гору, для чего он готов был отступить обратно к Липицам, но они отказались, пытаясь использовать выгоды обороняющейся стороны.

Сражение произошло 21 апреля. Построение обеих сторон было расчленённым только по фронту и состояло из трёх полков. Юрий встал в центре против Мстислава, Владимира псковского и Всеволода, Ярослав со сторонниками из новгородцев и новоторжцев — на правый фланг против Владимира смоленского, младшие Всеволодовичи — на левый против Константина.

Смоляне и новгородцы атаковали противника в пешем строю через овраг, смоляне подрубили стяг Ярослава. Затем сквозь пешцы ударили главные силы, Мстислав трижды проехал сквозь полки противника с топором, закреплённым на руке с помощью ременной петли.

По данным летописи, дружины Юрия, Ярослава и младших Всеволодовичей только убитыми потеряли 9233 человека.

Юрий и Ярослав, спасаясь от смерти и плена, бежали соответственно во Владимир и Переяславль-Залесский, проделав примерно по 60 км каждый, причём первый загнал трёх коней, а второй четырёх. Составить представление об угрожавшей им опасности помогает то, что Юрий прискакал во Владимир в нижнем белье, несмотря на время года (конец апреля).

Бегство великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича после Липицкой битвы. Литография по рисункам Б. А. Чорикова. 1836 год.
В итоге Липицкой битвы Юрию пришлось уступить владимирский престол своему старшему брату Константину, а самому согласиться на Городецкий удел. Смоленские князья этой победой избавились от соперников, в частности Ярослава Всеволодовича, в борьбе за Новгород, но ненадолго. Уже в 1217 году Константин дал Юрию Суздаль, гарантировал ему и великое княжение после своей смерти в обмен на обширный ростовский удел для своих сыновей, которые должны были признать Юрия вместо отца. Таким образом, Липицкая битва положила конец междоусобице и начало новому взлёту Владимирского княжества: уже в 1219 году оно восстановило своё влияние в Рязани, в 1221 — в Новгороде, сменив смоленских князей в активных действиях в Прибалтике против ордена меченосцев, и добилось от волжских болгар условий мира «по-прежнему, как было при отце и дяде Юрия» (Соловьёв С. М.).

По словам доктора исторических наук Фроянова И. Я., «победа в Липецкой битве - важнейшая веха новгородской истории. Она явилась переломным моментом в отношениях Новгорода с князьями Владимиро-Суздальской земли. Более чем полувековой их натиск был остановлен. Новгородцы в длительной и упорной борьбе отстояли право «свободы в князьях», приобретенное ими еще в результате событий 1136 г., покончивших с господством Киева над Новгородом, отбили попытки превращения новгородского княжения в наместничество. Всё это было закреплено посажением Константина на владимирский великокняжеский стол… Всё это сказалось на эволюции самой княжеской власти в самом Новгороде: сложилось более благоприятные условия для соединения местной государственной организации с княжеской властью, оформившейся в один из институтов верховной власти Новгородской республики. Благодаря липицкой победе Новгород не только отстоял свою независимость, но удержал своё положение главного города в волости, отстояв при этом её территориальную целостность».

Шлем Ярослава Всеволодовича
Летом 1808 года крестьянка Ларионова, «находясь в кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ орехового куста в кочке что-то светящееся». Это «что-то» оказалось древним позолоченным шлемом, под которым лежала свёрнутая кольчуга. Губернское начальство предприняло срочные меры, и находка была передана в Петербург, президенту Академии художеств А. Н. Оленину.

Шлем, найденный Ларионовой, выставлен в витрине древнейших воинских доспехов в Оружейной палате Московского кремля. Кроме того, его копия украшает голову Александра Невского — Черкасова в фильме Эйзенштейна. И хотя Александр Невский родился уже тогда, когда шлем лежал на берегу Колокши, всё же права на него у знаменитого полководца имеются: ведь он был сыном владельца этого шлема — Ярослава Всеволодовича.

Воины и былинные персонажи
В битве участвовали, по дошедшим летописям, богатыри Александр Попович, Добрыня Золотой Пояс (он же Тимоня Резанич) и Нефедий Дикун, а также Юрята и Ратибор, павшие от руки Поповича. Никоновская летопись называет еще и неких «Иева Поповича и слугу его Нестора, вельми храбрых», оплакиваемых Мстиславым Удатным. «Это дало основание утверждать о существовании у Александра Поповича брата-богатыря, Иова или Ивана. Однако тут явно имеет место искажение первоначального текста более ранней Новгородской летописи, где среди погибших новгородцев упоминали и „Иванка Поповиця“».

Вознесенская церковь

УСАДЬБА ГОЛИЦЫНЫХ
Усадьба Голицыных в Юрьеве-Польском
Оказавшись в Юрьеве-Польском, не забудьте посетить знаменитую усадьбу Голицыных. Имение находится не в самом городе, а примерно в 20 километрах от него, в селе Сима. Дорога займет немного времени, тем более что ехать придется по прямой и хорошо асфальтированной дороге.
В усадьбе Голицыных после Бородинского сражения свои последние дни провел генерал Петр Багратион.
Но вернемся к истории усадьбы Голицыных. Особняк построили здесь еще в начале 18 века, после того как село с легкой руки императора Петра I было поднесено в дар князю и полководцу в одном лице — Михаилу Голицыну. Кроме просторного двухэтажного дома с балконом и флигелями вокруг усадьбы был разбит большой красивый парк и не менее живописный пруд. Сегодня, спустя более двух столетий, усадьба Голицыных в Юрьеве-Польском, конечно, выглядит «постаревшей». От былой красоты и величия княжеского особняка сохранилось немногое, тем не менее туристам здесь будет интересно.
Во-первых, усадьба Голицыных знаменита не только своими хозяевами. Здесь провел свои последние дни небезызвестный генерал Петр Багратион. Полководец приехал в Симу на побывку после Бородинского сражения, но полученные им ранения оказались настолько серьезными, что князя вскоре не стало. Багратиона похоронили при местной церкви. Сейчас на этом месте в его честь установлен памятник.
Кроме того, в усадьбе Голицыных туристы могут посетить музей, где представлены ордена и оружие талантливого полководца.

Музей работает каждый день, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 17.00 (в воскресенье — до 15.00).

Экспозиция, посвященная военачальнику, занимает один зал особняка, остальные помещения отданы под деятельность центра народного творчества и сельскую библиотеку. Вот так памятник архитектуры федерального значения — усадьба Голицыных — служит сейчас на благо искусства и образования.

Напоследок после экскурсии по территории усадьбы Голицыных можно посетить местный действующий храм — церковь Дмитрия Солунского.

МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Михайло-Архангельский монастырь, можно сказать, ровесник другой главной обители Юрьева-Польского — Георгиевского собора, также построенного в 13 веке. Но в отличие от своего «собрата» на долю монастыря выпало немало испытаний. Михайло-Архангельский монастырь, как пишут историки, разрушался целых четыре раза. В первый раз он пострадал от рук самого хана Батыя, в 14 веке на монастырь напал Тохтамыш, в следующем столетии его порушил золотоордынский хан Едигей, а также монастырь перенес многое во времена Смуты.

собор Михаила Архангела

Наряду с Михайло-Архангельским монастырем в стенах кремля находятся Знаменская трапезная церковь, Надвратная церковь Иоанна Богослова и Георгиевская церковь.
Несмотря на это сегодня Михайло-Архангельский монастырь находится в хорошем состоянии и круглый год принимает туристов. Обитель легко найти в городе, она стоит на территории бывшего кремля. Поскольку Михайло-Архангельский монастырь действующий, то здесь проходят службы, но для туристов нет никаких ограничений для посещения (кроме режима работы музейного комплекса).

Территория Михайло-Архангельского монастыря
Наряду с Михайло-Архангельским монастырем в стенах кремля находятся Знаменская трапезная церковь, Надвратная церковь Иоанна Богослова и Георгиевская церковь. Осмотреть эти обители можно каждый день, кроме вторника, с 9.00 до 17.00 часов. Касса для приобретения входных билетов (плата за них небольшая) работает до 16.00 часов. В пятницу вход для туристов на территорию монастыря организован с 9.00 до 16.00 часов.

Георгиевская церковь и надкладезняя часовня

Оказавшись здесь, не упустите момент и посетите интересную выставку резных наличников мастеров Юрьева-Польского. Экспонаты, как правило, выставлены прямо на внутренней стороне стен кремля.

Летом, если позволяет время, загляните напоследок в аптекарский огород Михайло-Архангельского монастыря. Цветы и растения срывать, конечно, не стоит, а полюбоваться и сделать несколько красивых снимков будет в самый раз!

НИКИТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь Никиты Мученика, или попросту Никитская церковь в Юрьеве-Польском была построена в конце 18 века. Сегодня храм по красоте не уступает, пожалуй, ни одной православной достопримечательности города. Выполненная в стиле классицизма Никитская церковь имеет изящнее строение, обрамленное с нескольких сторон белоснежными колоннами.

Добраться до Никитской церкви можно от центральной площади, проехав по улице Краснооктябрьской.
Несмотря на скромные размеры над храмом возвышается так называемый барабан с вытянутыми окнами, а над ним поднимается купол светло-голубого цвета. Никитская церковь в Юрьеве-Польском красива в любое время года, и поэтому ее посещают наравне с Георгиевским собором и Михайло-Архангельским монастырем — главными достопримечательностями города. Если вернуться к истории, то Никитская церковь в годы Великой Отечественной войны, как и многие православные святыни, переживала не лучшие времена.

Так, в 1941 году храм закрыли, а внутри него разместили ремонтную мастерскую, попросту говоря, автосервис.

В начале 90-х началось возрождение Никитской церкви, и сегодня она настоящее украшение Юрьева-Польского. Добраться до Никитской церкви можно от центральной площади, проехав по улице Краснооктябрьской.

Адрес: Юрьев-Польский, ул. Набережная.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

В Юрьеве-Польском много православных достопримечательностей, но особого внимания заслуживает церковь Рождества Христова. Белокаменный храм с шестью куполами был возведен в 18 веке. Как написано в исторических документах, церковь построили на месте прежнего деревянного храма и освятили в честь братьев святых Космы и Дамиана.

Рядом с церковью Рождества Христова находится другой православный объект — Борисоглебский храм.
Церковь Рождества Христова, поскольку она не отапливалась, называлась летней или холодной. Храм в Юрьеве-Польском служил на благо верующих до начала 20 века, но в 30-е годы его закрыли и разместили в нем типографские станки и оборудование для молочного завода. Позже убранство церкви Рождества Христова было окончательно разграблено.

Сегодня храм восстановлен и открыт для посещения верующими во время богослужений. Туристы также беспрепятственно могут осматривать церковь Рождества Христова.

Рядом с церковью Рождества Христова находится другой православный объект — Борисоглебский храм. Но, к сожалению, он сильно разрушен и закрыт для посетителей. Не так давно началось восстановление святыни, так что, возможно, скоро храм заживет новой жизнью.

Адрес: Юрьев-Польский, Авангардский переулок, дом 6.

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Официальный сайт администрации муниципального образования Юрьев-Польский район
Статья Николая Чуксина «Юрьев-Польской и окрестности»
Воронин Н. Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской: Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. 5-е изд. — М.: Искусство, 1983. — (Архитектурно-художественные памятники городов СССР).
http://boris-mavlyutov.livejournal.com/83411.html
Неволин П. И. Юрьев, уездный город Владимирской губернии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Памятники истории и культуры Владимирской области: Каталог / Составители: В. А. Косткин и др. Гос. центр по учёту, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области. — Владимир: Изд-во «Покрова», 1996. — 520, с. — 5 000 экз. — ISBN 5-87393-004-X..
Г. П. Смолицкая. Топонимический словарь Центральной России. // Русская речь, №2, 1996
М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский. По городам и весям «Золотого кольца» — М.: Мысль, 1983
Владимирская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года.
Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1974. (Архитектурно-художественные памятники городов СССР).
Владимирская энциклопедия: биобиблиографический словарь / Администрация Владимирской области, Владимирский Фонд культуры. — Владимир, 2002. — 524 с.
Официальный сайт администрации муниципального образования Владимирской области

Название города Юрьев-Польский (или Юрьев-Польской) говорит о его основателе и местоположении. Город был назван в честь князя Юрия Долгорукого , в чём удостоверяет нас Никоновская летопись записью под 1152 годом: "Великий князь Юрий Суждальский мнози церкви созда и в своё имя град Юрьев заложи, нарицаемый Польский". Города на Руси ставились обычно на высоком крутом берегу при слиянии двух рек, которые служили оборонным дополнительным укреплением при нападении на город врагов. Город Юрьев заложили на равнине, в поле, хотя и при слиянии рек Колокши и Гзы. Чтобы отличать его от другого города Юрьева (Юрьев-Дерпт-Тарту), основанного ещё Ярославом Мудрым и названного в честь имени основателя (данного ему при крещении), новый Юрьев получил приставку Польский по безлесью и большим полям, окружавшим город.

Юрьев-Польский выстроили во время активного строительства новых укреплённых городов-крепостей для отражения набегов кочевников и стал опорным центром Ополья. Крутых берегов и глубоких оврагов вокруг города не было. Единственной природной защитой города стала топь, а от врагов Юрьев защищали крепостные стены. Юрьевская крепость имела круглую форму, была обнесена высоким валом (до семи метров высотой) и деревянными стенами. Вал и стены трижды размыкались, образуя ворота на три дороги: на Владимир , Переяславль-Залесский и Москву. За крепостью стоял посад, жители которого укрывались за крепостными стенами в случае вражеского нападения.

Юрьев-Польский входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. Недолгий расцвет города связан с именем Святослава Всеволодовича, ставшего удельным Юрьевским князем в 1212 году. Во время княжеских усобиц поле под городом несколько раз становилось местом кровопролитных сражений. Самой жестокой была битва на реке Липице, в которой сошлись не на жизнь, а на смерть братья Всеволодовичи. О ней в летописи сказано: "Не 10 бо убито, ни 100, но тысуща тысущами, а мнози истопиша бежачи в реце, а инии ранены зашед изомроша, а живыи побегоша одни ко Володимеру, а иниии к Переяславлю, а инии в Юрьев". Князь Святослав выступил в этой битве на стороне владимирского князя Юрия. Победа в сражении досталась их противникам. На время правления Святослава Всеволодовича пришёлся и трагический 1238 год. В летописях есть сведения, что дружина Юрьева билась с татарами на реке Сити, и многие ратники пали на поле битвы. В тот же год Юрьев был разрушен татарами и обложен данью.

В годы княжения Ивана Калиты Юрьев вошёл в состав Московского княжества, и в 1380 году юрьевцы храбро сражались на поле Куликовом под знамёнами князя Дмитрия Донского. Юрьев Польский часто подвергался опустошительным набегам ордынцев. Новгородская летопись сохранила сведения о набеге на русские земли войка хана Тохтамыша в 1382 году: "Прииде царь татарский Тохтамыш в силе велице на землю русскую, много пустоша земли русские: взял град Москву и пожже Переяславль, Коломны , Володимер и Юрьев". В 1408 году при очередном нашествии золотоордынцев во главе с Едигеем город был вновь сожжён, а многие его жители уведены в полон. С этого времени Юрьев-Польский теряет значение стратегической крепости и торгового города. Он часто отдаётся "в кормление" иноземцам, служащим московским князьям. Владели Юрьевом-Польским литовский князь Свидригайло Ольгердович, казанский хан Абдул-Летиф, астраханский царевич Кайбула.

Немало бед принесли городу польско-литовские захватчики. Юрьев-польский взяли отряды Лжедмитрия II, который отдал его касимовскому царевичу Магомету Мурату. В 1609 году горожане, не желавшие терпеть унижения, подняли восстание, которое возглавил сотник Фёдор красный, и с оружием в руках освободили свой город от врагов. В 1612 году в рядах ополченцев Минина и Пожарского ратные люди Юрьева-Польского освобождали от врагов Москву.

С середины XVII века в городе начинается торгово-промышленный подъём. Развитию города и росту торговли способствовало его положение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой. Торговля велась главным образом зерном и льном. Из предметов ремесла в столицу везли полотно и юфть.

В 1708 году Юрьев вошёл в состав Московской губернии, а с 1778 года стал уездным городом Владимирского наместничества (с 1796 года - губернии). В городе развивается мануфактурное производство пряжи и тканей, и к концу XVIII века здесь появляются первые промышленные предприятия, текстильные и бумаготкацкие.

В Отечественную войну 1812 года Юрьев принял тысячи раненых и дал приют не меньшему числу беженцев. на защиту Отечества из города ушли полторы тысячи ополченцев, которые составили половину 5-го полка Владимирского ополчения. полк возглавил генерал-лейтенант князь Голицын, представитель дворянства Юрьевского уезда. Заслуги юрьевских ополченцев отметил император Александр I , который в феврале 1813 года в письме князю Голицыну изъявил им "особое благоволение и признательность".

В XIX веке Юрьев-Польский, как и ранее, сохранял немалое торговое значение. ещё во времена Петра Великого и его преемников активизация торговли в российских городах заставила власти уделять особое внимание в градостроительных планах торговым площадям и гостиным дворам. Новый Гостиный двор появился и в Юрьеве-Польском, где для каждого вида товаров стоял свой торговый ряд. В базарные дни торговая площадь города заполнялась палатками, шатрами, лотками и телегами крестьян, привозивших сюда свои товары. Роль города как промышленного центра Владимирской губернии особенно возросла во второй половине XIX века, когда через него прошла железная дорога.

Но Юрьев-Польский не сделался городом с развитой промышленностью. К началу XX века здесь действовали несколько бумаготкацких фабрик и мастерская земледельческих орудий. Зато процветала торговля. Гостиный двор стал тесен, торговых мест не хватало. Поэтому городская дума решила строить новые лавки за счёт владельцев. Так в городе появились бревенчатые магазинчики на один раствор под общей крышей, получившие у жителей странное прозвание - "Варшавский базар".

Юрьев-Польский оставался городом торговым. В газете за 1910 год в заметке местного жителя есть такие строки: "Лавок и торговцев в нашем городе хоть отбавляй. Куда ни плюнь - попадёшь в лавку. Дрянненькие - а лавчонки".

Свой герб город получил в начале XIX века: "В верхней части медальона герб губернского Владимира, а в нижней в серебряном поле две золотые корзины, наполненные спелыми вишнями".