Где находится анкор. Исчезнувшая империя

Храм Ангкор Ват, что в Камбодже , - это самый большой на нашей планете храмовый комплекс, посвященный индуистскому богу Вишну. Находится он на территории исторического комплекса Ангкор, который включен в наследие ЮНЕСКО. Такое наследство осталось нам от далеких предков: кхмерских племен, ведь отстроено это сооружение было примерно в 1113 – 1250 годах нашей эры во времена правления короля Сурьявармана II. Строительство храма продолжалось на протяжении почти 30 лет, а весь комплекс отстраивался и вовсе практически 400 лет.

В это уникальное по красоте и величию строение ежедневно спешат туристы со всего мира, чтобы не только познать основы индуизма, поклониться богам, но и воочию увидеть историю Камбоджи и кхмерских народов.

Как добраться?

Прежде чем попасть в Ангкор Ват (Angkor Wat), вам придется прилететь в Камбоджу. Прямых рейсов из городов России до Камбоджи нет, поэтому добраться сюда можно только с пересадками.

В город Сиемреап, в непосредственной близости от которого находится разрушенный город Ангкор, расположен аэропорт международного значения, который принимает рейсы из Китая, Кореи, Сингапура, Вьетнама, Таиланда и некоторых других азиатских стран. Наиболее популярным рейсом считается Сиемреап – Бангкок, но этот перелет обойдется в довольно крупную сумму, поэтому намного дешевле добираться с двумя-тремя пересадками через Вьетнам или Китай либо же лететь до столицы Камбоджи, а дальше двигаться на общественном автобусе либо же такси.

Если же вы планируете лететь до города Сиемреап, а потом размещаться в гостинице города на несколько дней, то забронируйте номер заранее. Таким образом вы обеспечите себе бесплатный трансфер из аэропорта к гостинице и обратно.

Из столицы – города Пномпень – можно добраться по воде. Такое путешествие одновременно является и неплохой экскурсией, позволяющей познакомиться с местным бытом и укладом жизни. Билеты на водный транспорт приобретаются в гостиницах на ресепшене либо же в туристических агентствах. Примерное время в пути – около 6 часов.

До города Сиемреап можно добраться на автобусе. Причем сюда неплохо организовано сообщение как внутри страны, так и с соседними государствами (Таиланд, Вьетнам). Самые дешевые билеты на камбоджийские рейсы.

Если вы не хотите задумываться над тем, как добраться до достопримечательностей Камбоджи, то во многих туристических агентствах нашей страны есть экзотические экскурсии как по главным историческим объектам Камбоджи, так и отдельно в старинный город Ангкор. Вы можете взять двух-трехдневный тур и ни о чем больше не переживать, наслаждаясь путешествием в далекую и загадочную азиатскую страну.

Храмовый комплекс

Храмовый комплекс Ангкор – главная достопримечательность Камбоджи – не ограничен одним лишь храмом Ангкор Ват. На гигантской площади, что он занимает, в 208 гектар размещено еще большое количество интересных исторических построек, ведь старинный город Ангкор был довольно большим населенным пунктом, в котором проживало более 100 000 человек. Правда, жилые постройки до настоящего времени не сохранились, ведь строились они из древесины. Разрушенный временем город находится примерно в 5 километрах от главного храма Angkor Wat. Там же сохранились и более мелкие храмы, которые отстраивались из туфа и песчаника: Та-Пхром, Ангкор-Тхом, Та-Прум, Байон, терраса слонов и Преа-Кан.


Территория комплекса огорожена по периметру латеритовой стеной, с наружной стороны которой вырыт ров шириною в 250 метров, который можно перейти по специальной мощеной из песчаника дорожке длиной 250 метров и шириной 12 метров.


Варианты экскурсионных программ

Те, кто выстраивает маршрут экскурсии по Ангкору, обязательно интересуются Большим и Малым экскурсионным кругом. Каждый круг начинается с осмотра самого главного храма Ангкор Ват.

Малый круг – это самый распространенный, популярный, считающийся классическим, маршрут осмотра храмового комплекса Ангкор, который выбирают те, у кого есть только один день на осмотр мировой достопримечательности. Если смотреть на экскурсионную карту Ангкор Ват, то этот маршрут обозначен зеленым цветом.


В том случае, когда вы двигаетесь по Малому кругу, то сможете увидите следующие храмы:

Ангкор Том (комплекс более десятка наиболее крупных храмов центральной части);

Пном Бакенг;

Баксей Чамкронг.

Протяженность Малого круга – около 17 километров.

Большой круг – это экскурсионная программа, протяженностью в 25 километров (путь обозначен красным), который обычно проходят на второй день. В этом случае вы также начнете двигаться от Ангкор Ват и полностью повторите маршрут Малого круга до храма Байон, а дальше направитесь в северном направлении для осмотра следующих построек:

Пре Руп;

Неак Пеан;

Преа Кан;

Восточный Мебон.

После их посещения, если верить путеводителям и отзывам, вы опять переместитесь на Малый круг и вернетесь к главному храму Ангкор. Двигаясь по большому кругу, вы больше будете переезжать между достопримечательностями, чем двигаться в пешем порядке.

На третий день обычно остаются самые дальние храмы Ангкора, добраться до которых порою довольно проблематично, особенно если вы не арендовали транспорт, ведь множество из них находится на расстоянии около 50-70 километров от главного комплекса. Если у вас есть три дня, то удобнее всего будет двигаться по уже сложившимся у туристов маршрутам.

В том случае, когда у вас есть больше времени, вы можете самостоятельно разрабатывать дневные экскурсионные маршруты, менять посещение храмов и вообще делать все так, как вам нравится.


На что обратить внимание

Как бы вы не хотели, а не увидеть главную достопримечательность комплекса – Ангкор Ват – невозможно. Этот храм-гора возвышается над остальными постройками в самом центре комплекса. Узнать его можно по пяти башням-шишечкам. Считается, что из любой точки всегда видны все пять пик. Это самый посещаемый храм Ангкора. Здесь всегда толпятся туристы в поисках красивых и необычных видов для фото.


Второй по популярности постройкой считается местная Библиотека. Перед библиотекой имеется небольшой водоем, у которого можно отдохнуть во время экскурсии.

Та-Пхром – еще одно посещаемое и излюбленное место у туристов. Это храм-монастырь, который имеет довольно странную планировку. В настоящее время территория этого строения сильно заросла, да не просто травой, а вековыми деревьями с мощными ветвистыми стволами. Та-Пхром уже на протяжении почти ста лет пытаются расчистить от растительности и сделать более доступным для посещения туристами, но джунгли не хотят оставлять это место. Каждый, кто побывал в Та-Пхром, оставляет восторженные отзывы об этом романтичном и с виду заброшенном храме.

Еще одним популярным объектом, собирающим хвалебные отзывы, считаются Галереи барельефов. На территории вокруг Angkor Wat их восемь (по две с каждой стороны) и отдельно выделяющийся Холл Тысячи Будд. Каждая галерея отличается от прочих впечатляющими барельефами практически от пола до потолка, которые ни разу не повторяются. В Холле Тысячи Будд, как уже становится ясно, имеются барельефы, статуи и изображения Будды в различных вариантах и всевозможных размерах.


Наиболее интересные барельефы, привлекающие внимание тысячи туристов и постоянно собирающие возле себя толпы людей, относятся к мистической и загадочной тематике ада и рая на земле: Пахтанье Молочного океана, Галерея ада и рая, Битва богов и т.д.

Сколько стоит?

Так как посещение комплекса храмов чаще всего планируется на несколько дней, то входные билеты здесь предусмотрены нескольких видов. Так, вы можете купить билет на однодневную экскурсию за 20 долларов.

Желающие подольше задержаться на территории Ангкора приобретают билет на трехдневную экскурсию за 40 долларов. Билет действителен в течение недели, поэтому вы можете входить на территорию храмового комплекса не три дня подряд, а разбить посещение по удобном графику.

Также можно купить недельное посещение комплекса за 70 долларов (билет действителен в течение месяца).


График работы

Ангкор открыт для посетителей ежедневно в период с 05.00 часов до 18.00 часов. Если вы хотите увидеть рассвет, то должны быть внутри до 05.30 часов, если же закат – до 17.30 часов. Билеты перестают продавать за час до официального времени закрытия. Если вы вошли на территорию комплекса, то никто выгонять не будет и вы можете погулять здесь подольше. Правда, слишком долгое пребывание на территории комплекса может повлечь замечание со стороны полиции либо же и вовсе штраф за нарушение порядка.

Если у вас есть такая возможность, то посетите Ангкор Ват дважды: один раз на рассвете и другой – на закате. Именно в рассветных и закатных лучах вы получите наибольшее эстетическое удовлетворение от увиденного. Вы, конечно же, можете приходить сюда в любое время, но так вы не сможете сказать, что видели все, что может предложить нам Ангкор Ват.

Храмовый комплекс очень большой, поэтому, планируя экскурсию в этом направлении, отводите на нее как минимум один день.

Так как храмовый комплекс в настоящее время считается недействующим, то здесь не придерживаются строгих правил относительно дресс кода, но в неподобающей одежде (короткие юбки/шорты, неприкрытые плечи/колени) вас все равно не пустят в самый главный храм.

На территории комплекса проживает много обезьян, поэтому стоит быть предельно внимательным, ведь приматы воруют все, что плохо лежит, особенно головные уборы, еду, фотоаппараты и мобильные телефоны.
Отправляясь на экскурсию, обязательно возьмите с собой достаточное количество питьевой воды, так как погода в Камбодже всегда жаркая, поэтому все вокруг раскаляется и постоянно хочется пить, особенно в полуденные часы. Также возьмите что-нибудь перекусить, если не хотите тратить время на поиски места для перекуса, которых к тому же здесь совсем не много.

Если позволяет время, то Ангкор осматривайте не по порядку, а, начиная с более мелких храмов, лишь в самом конце добирайтесь до главного храма комплекса – Ангкор Ват.

Не поддавайтесь на уловки попрошаек на входе, если не хотите растерять много денег. Подав доллар одному, вы активируете цепную реакцию и к вам со всех уголков сбежится местная детвора. Лучше скажите сразу «нет». Если же начнете подавать, а потом резко прекратите и кто-то останется обделенным, это вызовет агрессию.

Старайтесь не посещать Ангкор во время фестивалей. Если верить отзывам, в эти дни здесь слишком много народа, в том числе и местных кхмеров, приходящих сюда абсолютно бесплатно.

  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже

  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже
  • Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже Храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже

Ангко́р-Ват - гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже. Является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен во времена короля Сурьявармана II (1113-1150).

Ангкор-Ват расположен в 5,5 км к северу от современного города Сиемреап, столицы одноимённой провинции Камбоджи, и представляет собой часть храмового комплекса, сооружённого в районе древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Ангкор занимает площадь в 200 км²; недавние исследования свидетельствуют о том, что его площадь могла составлять около 3 000 км², а население достигало полумиллиона жителей, благодаря чему он был одним из самых крупных человеческих поселений доиндустриальной эпохи.

Он был открыт только в 19 веке французским путешественником Анри Муо. Его изумлённому взгляду предстали множество причудливых строений с проросшими в них деревьями и кустарниками. В настоящее время этот комплекс привлекает множество туристов со всего мира.

Кхмерский буддийский храм 13-го века в Ангкор-Ват, Камбоджа.

Деревья проросли сквозь постройки.

Ангкор-Ват с высоты птичьего полёта. Ясно виден окружающий ров с водой.

Пре Руп, один из многих разрушенных храмов Ангкор-Ват. Он был построен в 961 году, по приказу кхмерского короля Rajendravarman, который был здесь же и похоронен.

Статуя в храме Байон.

Терраса Ангкор-Тхом состоит из статуй слонов.

Причудливые сочетания деревьев и строений, коридоры и лабиринты Байон.

Apsaras, деталь нижнего фронтона. Байон стиль, конец 12 — нач. 13-го века, песчаник.

Терраса прокаженного короля в Ангкор-Тхом.

Бантей Срей (слева): это храм кхмерской архитектуры 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве. Banteay Samre (справа): расположен около 500 м к востоку от восточной Baray, является одним из храмов Ангкора.

Храм Бантей Срей является камбоджийским храмом 10-го века, посвященный индуистскому богу Шиве.

Построенный в конце 12-го века или в начале 13-го века: храм Байон, Ангкор-Тхом.

Сквозь корни и стволы деревьев проступает изображение Будды.

Буддийские монахи перед бассейном, который находится впереди центрального храма Ангкор-Ват.

Два небольших храма, Thommanon и Чао, расположены к востоку от Ангкор-Тхом.

Барельеф на стене в Террасе Прокаженного короля, часть Королевской площади Ангкор-Тхом — Ангкор-Ват.

Храм Та Пром, Ангкор, Камбоджа.

Барельефы и коридоры буддистского храма Ангкор Та Пром. Она восходит к 12-му веку и был построен царем Джаяварман VII, который считается одним из величайших правителей древней кхмерской империи.

Тесные переплетения корней деревьев и камней храма Та Пром.

Головы мифических персонажей расположены над рвом, ведущим к южным воротам Ангкор-Тхом.

Это искусственный остров с буддийским храмом Преа Хан Baray.

Phimeanakas был «построен в конце 10 века, во время правления Rajendravarman (941-968), а затем перестроена Suryavarman II в виде трехуровневой пирамиды, как индуистский храм.

Между Ангкор-Ват и Байон находится храм Пном Bakheng.

Prasat Преа Palilay.

Prasat Сестра Prat представляет собой серию из 12 башен в Ангкор-Тхом.

Вид на руины храма Преа Хан в Ангкор в Камбодже. Преа Хан был построен кхмерским королем Джаяварман VII в конце 12 века, посвящённый его отцу, Dharanindravarman II.

Корни деревьев и храм Та Пром.

Мальчик играет в бассейне перед центральным храмом Ангкор-Ват.

Закат над Ангкор-Ват.

Слева — Та Пром, справа — Ангкор-Ват.

Одно из самых знаменитых мест комплекса — пустой дверной проём в Та Пром.

Наряженная статуя в храме Байон. Здесь монахи разговаривают с духами.

Взгляд сквозь множество дверей храмового комплекса Ангкор-Ват.

Пруд Srah Srang был вырыт в середине 10-го века и лестница, по бокам которой статуи львов.

Храм 12-века посвящён Будде.


Храм Та Пром.

Наш читатель Игорь М. продолжает рассказ о своей поездке в Камбоджу. Сегодня речь пойдет про главную достопримечательность этой страны, великий и таинственный храмовый комплекс Ангкор Ват.


Продолжение. Начало рассказа о поездке в Камбоджу читайте здесь:

Итак, Ангкор. Ангкор — это столичный район империи кхмеров. Именно там сохранились самые грандиозные и известные памятники – Ангкор Ват, Байон и Ангкор Тхом. Ангкор Ват — это гордость Камбоджи, огромный храмовый комплекс или город-храм. Он у них изображается на всех гербах, флагах и эмблемах. Этот комплекс считается крупнейшим культовым сооружением в мире.

Ангкор строился с XI по XIII век (каждый правитель что-то строил и пытался превзойти остальных). Построен из камня, хотя в те времена из него возводили только культовые сооружения. Бедные кхмерские крестьяне жили в шалашах, правители – в деревянных дворцах (естественно, подобные здания не сохранились), а вот каменные сооружения стоят и по сей день.

Утром я проснулся в четырехзвездочном отеле, нас покормили и повезли на экскурсию в этот самый Ангкор. Для посещения Ангкора необходим билет. Для этого каждого туриста фотографируют и через пару секунд возвращают индивидуальный билет с фотографией - он на ленточке и надевается на шею. Но вот все формальности пройдены и мы прибываем в Ангкор-Ват!

Храмовый комплекс Ангкор Ват во время нашего визита активно реставрировали. Видно, что некоторые части покрыты зеленым покрывалом.

Храмовый комплекс Ангкор Ват: великий город, затерянный в джунглях

Зрелище очень интересное. Храмовый комплекс Ангкор Ват очень хорошо сохранился. Дело в том, что храм окружен квадратным рвом-водоемом, только узкая полоска земли является проходом на территорию комплекса. Именно поэтому джунгли не смогли поглотить Ангкор-Ват, хотя это грандиозное сооружение было забыто на сотни лет! Он не использовался с XV века, все это время ходили какие-то легенды о том, что в джунглях расположен город-храм, но в них не особо верили. И только в 1861-м году французский натуралист Анри Муо прослышал от одного католического миссионера, что в глубине джунглей находится затерянный город. Он очень заинтересовался (по словам миссионера, сооружение было огромным) и отправился в джунгли на поиски. В результате Муо открыл Ангкор заново после четырех столетий забвения. Многие современники Муо не могли поверить, что где-то могло быть затерянным и забытым такое грандиозное сооружение, как Ангкор Ват.

Надо заметить, что вне зависимости от исповедуемой религии (индуизм или буддизм) все древние правители Камбоджи хотели, чтобы их почитали живыми богами и насаждали культ дэвараджи – бога-царя. А чтобы этот культ укрепить, все силы бросали на строительство храмов, монументов и прочих сооружений, призванных возвеличить этих царей. Именно этим и объясняется такое огромное количество храмовых комплексов.

На фото — одна из башен храма Ангкор Ват.

Ангкор-Ват — самый известный из подобных комплексов. Начал его строить король Сурьяварман II, который был индуистом и почитал себя воплощением бога Вишну (хотя следующий правитель, как и остальные поколения камбоджийцев, уже был буддистом). Тогдашнее население Ангкора было миллионным – пожалуй, в те времена это был самый большой город в нашей Галактике. В постройке храмового комплекса участвовали практически все жители. Во многом поэтому Ангкор-Ват получился действительно грандиозным. Причем он вовсе не был предназначен для собрания верующих – сооружение служило обиталищем богов, а доступ туда имел царь и верхушка политической и религиозной элиты. Позже по ориентации входа в храм ученые установили, что изначально он предназначался для будущего захоронения правителя. Получается, Сурьяварман II во время своего тридцатилетнего правления строил себе храм-усыпальницу, и к моменту его смерти в 1150 году она была готова на 99%.

При жизни придворные всячески превозносили Сурьявармана II и называли «король-Солнце». По легендам он, как Солнце, мог заставить распуститься бутоны лотоса и сделать все вокруг процветающим. На самом же деле он оставил после себя фактически разоренную таким грандиозным строительством страну. Но при этом вошел в историю, как «микеланджело Востока» и создатель великого Ангкор-Вата.

Лестница к центру Вселенной

Немного архитектурных подробностей. Как я уже говорил, храмовый комплекс Ангкор Ват окружен рвом с водой, а войти в него можно через узкий перешеек. Весь комплекс обнесен прямоугольной стеной, внутри нее находится огромная территория, а в центре расположена платформа из камня, на которой и построен Ангкор-Ват.

Итак, мы приближаемся к самому главному! Сначала по бокам от дороги шли здания, которые (по словам нашего гида) назывались библиотеками. Насколько я понял, это вовсе не были библиотеки в нашем понимании — король и знать туда не записывались, не ходили туда со своими абонементами и не получали там никакие свитки с рукописями, а строгие монахи-библиотекари не ходили к должникам, не вернувшим рукопись в положенное время. Это были просто какие-то ритуальные здания.

Библиотека у входа в храмовый комплекс Ангкор Ват.

Пройдя по дороге вдоль различных зданий вглубь, мы пришли к основной части комплекса – храму. Каменный храм Ангкор Ват просто грандиозен!

Ангкор Ват, внешняя стена здания стоит на каменной платформе.

Все стены украшены гравировками – в камне вырезаны сцены сражений.

Еще одна стена с батальными сценами.

Многие сцены сражений были взяты из легенд индуистской мифологии. В частности, была изображена битва Вишну с небесным дьяволом Банной. Каждая стена с гравировкой занимает приблизительно 800 метров. Причем, как отмечают эксперты, чем дальше, тем больше совершенствовалась техника мастеров и тем лучше были рисунки. Хотя некоторые гравировки, возможно, изображали обычные сражения тех времен – тогда многие народы воевали, добиваясь контроля над плодородной территорией реки Меконг.

За батальными стенами расположилась центральная часть храма:

Справа – внешняя стена храма, а слева начинается сам Ангкор-Ват.

В те времена всё строилось без цемента – издалека привозили каменные блоки, камни точно подгоняли. Как я уже говорил, храмовый комплекс Ангкор Ват был посвящен индуистскому богу Вишну, поэтому его устройство отражает индуистские представления об устройстве мира . Тогда считали, что в центре мироздания находится гора Кайлаш (она расположена посреди бесконечного океана) – там живут боги и богини. Кайлаш окружен четырьмя горами поменьше. Храмовый комплекс Ангкор Ват построили в соответствии с этими представлениями: в центральной части посередине расположена огромная башня, а вокруг – четыре башни поменьше.

Храм занимает несколько этажей (слева видна лестница на верхний этаж), а на самый верхний этаж мог входить только король и члены его семьи. Как оказалось, я тоже мог 🙂 Эти уровни также соответствуют тогдашним представления людей об устройстве мира и символизируют низший мир, мир людей и небесный мир.

Небесные танцовщицы апсары на стенах Ангкор-Вата. Симпатичные, правда?

А на этой стене изображены апсары – мифические небесные танцовщицы. Кстати, в храме Ангкор-Ват были и настоящие танцовщицы, изображающие апсар, которые развлекали короля. А слева мы видим окна – стекла тогда не было, поэтому окна были каменные – такие вырезанные мини-колонны, через вырезы проходил солнечный свет.

По древним изображениям танцовщиц-апсар на стенах храма насчитали 36 различных стилей причесок. Так что модницы были и в те древние времена, да еще какие!

Туристы карабкаются на центральную башню, то есть в самый центр мира. Раньше простых смертных людишек никто бы туда не пустил 🙂

Вот такой вид на вход в Ангкор-Ват открывается с одной из башен.

Разгадка тайны древнего танца

После подъема на главную башню (то есть в самый центр мироздания) нам дали кучу времени, чтобы походить и все самим осмотреть. Я пошел и вдруг увидел… апсар. Они стояли и скучали. Эх, апсары, нам ли быть в печали?

Апсары стоят и скучают.

Ну что это за дела такие – скучать. Надо танцевать! А ну давайте все вместе!

Совсем другое дело! Правда, у них у всех пальцы сложены неким причудливым образом и что-то символизируют, а мои пальцы так не гнутся в принципе и могут символизировать только полное невежество в древних танцах. Но я для себя решил, что в кхмерском танце главное участие 🙂 Поэтому ничто мне не испортило хорошего настроения.

Как я уже писал в предыдущей статье, для обычного европейца эти танцы выглядят довольно странными – движения очень плавные, поза почти не меняется, и только кисти рук вытворяют такие пируэты, будто их выставили на сорокаградусный мороз . У нас в автобусе все начали обсуждать эту важную тему и совместно нашли этому простое объяснение — они танцуют трезвыми! Видимо, спиртного в те времена к древним кхмерам не завозили 🙂 Не то что у нас на дискотеках!

Так что им, беднягам, оставалось только бетель жевать. Да и сейчас его в тех краях жуют – считается, что его регулярно употребляет десятая часть человечества. В лист бетеля (местное растение из рода перцев) заворачивают семена пальмы и гашеную известь и жуют, в итоге получают некое чувство эйфории. А заодно и зависимость, схожую с табачной или наркотической. Правда, слюна от этого становится красной, а зубы – черными, причем от черноты их трудно отчистить, поэтому любители жевать бетель ходят с черными зубами. Сейчас, переняв европейскую моду на белые зубы, народ в городах его не употребляет. А вот в бедных провинциях многие по-прежнему жуют — сидят, вкушают, сплевывают сквозь черные зубы красную слюну и им больше ничего не надо (как «нашим» алкоголикам).

Выход из храмового комплекса.

Когда смотришь на Ангкор Ват, на его ажурные башни и стены, на которых изображены мифические животные и танцующие небожительницы, начинаешь понимать, почему местные жители убеждены, что храм этот возвели боги в знак дружбы бога и человеческого принца.

Однажды бог Индра, живший на горе Меру, пригласил в гости принца Преа Кет Меалеа (имя юноши переводится как Божественное сияние, которое дали ему за то, что он был на удивление хорош собой и при этом обладал многими талантами). Сказать, что принцу понравились небесные чертоги – означает не сказать ничего. А дворец, на стенах которого были изображены мифические животные, с башнями в форме лотоса и золотыми вершинами, попросту покорил его.

Преа Кет Меалеа и Индре подружились, и юноша долгое время жил в доме бога. И вряд ли покинул бы его, если бы против его присутствия не высказались тевода, небесные танцовщицы: принц, прибывший из человеческого мира, несмотря на все свои совершенства, нёс с собой все его соблазны, которые сильно смущали их покой и манили за собой. Чтобы сохранить мир в своём доме, бог попросил друга возвратиться домой, пообещав ему возвести копию своего дворца на земле.

Храм богов

Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).

Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.

Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.

Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.

Строительство храма

История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).

Учёные утверждают, что на возведение храма Вишну ушло столько же камней, что и при строительстве пирамиды Хефрена – около 5 млн. тонн.

Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.


Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.

Город-храм с внешней стороны

Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.

Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.

Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.

Город-храм с внутренней стороны

От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.

Первый ярус расположен на высоте 3,5 метров, вторая – семь, третья – тринадцать. Благодаря разнице в высоте, древним мастерам удалось добиться интересного эффекта: по мере приближения храм не просто увеличивается в размерах, но и как будто растет.

Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.


На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.

На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.

История Города-храма

В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).

Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.

В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.

К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.

Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]