Современная столица на месте древнего теночтитлана. Теночтитлан – столица государства ацтеков

Калифорнийская земляная кукушка — североамериканская птица из семейства кукушковых (Cuculidae). Обитает в пустынях и полупустынях на юге и юго-западе США и на севере Мексики.

Взрослые земляные кукушки достигают длины от 51 до 61 см, включая хвост. У них длинный слегка изогнутый вниз клюв. Голова, хохол, спина и длинный хвост окрашены в тёмно-коричневый цвет со светлыми вкраплениями. Шея и живот также светлые. Весьма длинные ноги и длинный хвост являются приспособлениями к бегающему по пустыне образу жизни.

Большинство представителей подотряда кукушек держатся в кронах деревьев и кустарников, хорошо летают, а этот вид живет на земле. Благодаря своеобразному сложению тела и длинным ногам кукушка передвигается совершенно по-куриному. На бегу она несколько вытягивает шею, слегка раскрывает крылья и приподнимает хохол. Только при необходимости птица взлетает на деревья или перелетает на небольшие расстояния.

Калифорнийская земляная кукушка может развивать скорость до 42 км/ч. В этом ей помогает и специальное расположение пальцев ног, так как оба внешних пальца расположены назад, а оба внутренних — вперёд. Летает она, однако, из-за своих коротких крыльев весьма плохо и может удержаться в воздухе лишь несколько секунд.

Калифорнийская земляная кукушка развила необычный энергосберегающий способ проводить холодные ночи в пустыне. В это время суток ее температура тела падает и она впадает в своего рода неподвижную спячку. На ее спине имеются непокрытые перьями тёмные участки кожи. Утром она распускает свои перья и подставляет эти участки кожи солнцу, благодаря чему температура тела быстро возвращается на нормальный уровень.

Эта птица большинство времени проводит на земле и охотится на змей, ящериц, насекомых, грызунов и небольших птиц. Она достаточно быстра, чтобы убивать даже небольших гадюк, которых она хватает клювом за хвост и бьёт головой об землю как бичом. Добычу она заглатывает целиком. Своё английское название Road Runner (дорожный бегун) эта птица получила за то, что имела обыкновение бегать за почтовыми каретами и хватать небольших животных, потревоженных их колёсами.

Земляная кукушка безбоязненно появляется там, куда неохотно проникают другие жители пустыни - во владения гремучих змей, так как эти ядовитые рептилии, особенно молодые служат добычей птицы. Кукушка обычно нападает на змею, стараясь ударить ее мощным длинным клювом в голову. При этом птица постоянно подпрыгивает, уклоняясь от бросков противника.Земляные кукушки - моногамы: на период выведения птенцов формируется пара, и оба родителя насиживают кладку и выкармливают кукушат. Птицы строят гнездо из веточек и сухой травы в кустах или зарослях кактусов. В кладке бывает 3 - 9 белых яиц. Птенцов кукушки выкармливают исключительно рептилиями.

Долина смерти

- самое сухое и жаркое место в Северной Америке и уникальный природный ландшафт на юго-западе США (Калифорния и Невада). Именно в этом месте еще в далеком 1913-м году была зафиксирована самая высокая температура на Земле: 10 июля неподалеку от миниатюрного городка Фернес Крик градусник показал +57 градусов по Цельсию.

Свое название Долина Смерти получила от переселенцев, которые пересекали ее в 1849 году, стремясь кратчайшим путем достичь золотых приисков Калифорнии. Путеводитель кратко сообщает о том, что “некоторые остались в ней навсегда”. Погибшие были плохо подготовлены к переходу через пустыню, не запаслись водой и потеряли ориентировку. Перед смертью кто-то из них проклял это место, назвав его Долиной Смерти. Немногие оставшиеся в живых завялили на обломках разобранных повозок мясо мулов и дошли до цели. Они оставили за собой “жизнерадостные” географические названия: Долина Смерти, Похоронный хребет, гряда Последнего Шанса, каньон Гроб, проход Мертвеца, ворота Ада, ущелье Гремучей Змеи и др.

Долина Смерти со всех сторон окружена горами. Это сейсмически активный регион, поверхность которого сдвигается по линиям разлома. Огромные блоки земной поверхности перемещаются в процессе подземных землетрясений, горы становятся выше, а долина уходит все ниже по отношению к уровню моря. С другой стороны, постоянно происходит эрозия - разрушение гор в результате воздействия природных сил. Смываемые с поверхности гор мелкие и крупные камни, минералы, песок, соли и глина наполняют долину (сейчас уровень этих древнейших наслоений составляет около 2 750 м). Однако интенсивность геологических процессов намного превышает силу эрозии, поэтому в ближайшие миллионы лет будет сохраняться тенденция "роста" гор и понижения долины.


Водоем с плохой водой (Badwater Basin) - самая низкая часть Долины Смерти, расположенная на уровне 85.5 м ниже уровня моря. Когда-то после Ледникового периода Долина смерти представляла собой огромное озеро с пресной водой. Местный жаркий и сухой климат способствовал неизбежному испарению воды. Ежегодные кратковременные, но весьма интенсивные дожди смывают в низину тонны минералов с поверхности гор. Остающиеся после испарения воды соли оседают на дне, достигая самой высокой концентрации в самом низком месте, в Водоеме с плохой водой. Здесь дождевые воды задерживаются дольше, образуя небольшие временные озера. Когда-то первые поселенцы удивились, что их обезвоженные мулы отказались пить воду из этих озер, и сделали пометку "плохая вода" на карте. Так за этой местностью закрепилось ее название. На самом деле вода в бассейне (когда она есть) не ядовитая, но очень соленая на вкус. Есть здесь и свои уникальные обитатели, которые не водятся в других местах: водоросли, водные насекомые, личинки и даже моллюск, названный по месту жительства Badwater Snail.

На обширном участке долины, расположенном ниже уровня Мирового Океана, и некогда являвшемся дном доисторического озера, можно наблюдать удивительное поведение солевых отложений. Этот участок делится на две разных зоны, отличающихся по текстуре и формам кристаллов соли. В первом случае солевые кристаллы растут вверх, формируя причудливые остроконечные нагромождения и лабиринты высотой 30-70 см. Они образуют интересный своей хаотичностью передний план, хорошо подчеркиваемый лучами низкого солнца в утренние и вечерние часы. Острые как ножи, растущие кристаллы в жаркий день издают зловещий, ни на что не похожий треск. По этому участку долины довольно сложно перемещаться, но лучше не портить эту красоту.


Рядом находится самая низкая в Долине местность Badwater Basin. Соль тут ведёт себя по-другому. На абсолютно ровной белой поверхности образуется равномерная соляная сетка высотой 4-6см. Сетка состоит из фигур, тяготеющих по форме к шестиугольнику, и огромной паутиной накрывает дно Долины, создавая абсолютно неземной пейзаж.

В южной части Долины Смерти расположена плоская, ровная глиняная равнина – дно высохшего озера Рейстрек-Плайя, – которая называется Долина двигающихся камней (Racetrack Playa). По самому феномену, встречающемуся на этой местности – «самодвижущимся» камням.

Движущиеся камни (англ. Sailing stones), также называются скользящие или ползущие камни — геологический феномен. Камни медленно двигаются по глинистому дну озера, о чём свидетельствуют длинные следы, остающиеся за ними. Камни передвигаются самостоятельно без помощи живых существ, однако никто никогда не видел и не фиксировал перемещение на камеру. Подобные движения камней были отмечены в нескольких других местах, однако по числу и длине следов Рейстрэк-Плайя сильно выделяется среди остальных.

В 1933 году «Долина Смерти» была объявлена национальным памятником, а в 1994 году она получила статус Национального парка и территория парка была расширена, включив в себя ещё 500 тысяч гектаров земли.


Территория парка включает в себя Долину Салина, большую часть Долины Панаминт, а также территории нескольких горных систем. На западе возвышается гора Телескоп Пик (Telescope Peak), на востоке — гора Дантез Вью (Dante’s View), с высоты которой открывается прекрасный вид на всю долину.

Здесь много живописных мест, особенно на склонах, прилежащих к пустынной равнине: потухший вулкан Убехебе, каньон Титус глуб. 300 м и протяжённостью 20 км; небольшое озеро с очень солёной водой, в котором обитает маленькая креветка; в пустыне 22 вида уникальных растений, 17 видов ящериц и 20 видов змей. Парк обладает уникальным ландшафтом. Это необычная дикая, красивая природа, изящные скалистые образования, заснеженные горные вершины, обжигающие соленые плато, неглубокие каньоны, холмы, покрывающиеся миллионами нежных цветов.

Коати — млекопитающее из рода носух семейства енотовых. Название это млекопитающее получило за вытянутый и очень забавный подвижный рыльце-нос.
Голова у них узкая, шерсть короткая, уши округлые и маленькие. На краю внутренней стороны ушей находится белый ободок. Носуха — обладательница очень длинного хвоста, который практически постоянно находится в вертикальном положении. При помощи хвоста животное балансирует при передвижении. Характерная окраска хвоста – чередование светло-желтых, коричневых и черных колец.


Окраска носух разнообразна: от оранжевого до темно-коричневого. Морда обычно однородного черного или коричневого цветов. На морде, ниже и выше глаз, располагаются светлые пятна. Шея желтоватого оттенка, лапы окрашены в черный либо темно-коричневый цвет.

уловище вытянутое, лапы сильные с пятью пальцами и невтягивающимися когтями. Своими когтями носуха роет землю, добывая еду. Задние лапы длиннее передних. Длина туловища от носа до кончика хвоста составляет 80-130 см, длинна самого хвоста 32-69 см. Высота в холке порядка 20-29 см. Весят они примерно 3-5 кг. Самцы почти вдвое крупнее самок.

Живут носухи в среднем 7-8 лет, но в неволе могут дожить до 14 лет. Обитают в тропических и субтропических лесах Южной Америки и юга США. Их излюбленное место это густые кустарники, низменные леса, скалистая местность. Из-за вмешательства человека, последнее время носухи предпочитают лесные опушки и полянки.

Говорят, что носух раньше именовали просто барсуками, но с тех пор как в Мексику, истинную родину носух, переселились настоящие барсуки, этот вид получил своё индивидуальное название.

Коати очень интересно и необычно передвигаются по земле, сначала они опираются на ладони передних лап, а затем переваливаются задними лапами вперед. За такую манеру ходьбы, носух еще называют стопоходящими. Носухи обычно активны в течение дня, большую часть которого проводят на земле в поисках добычи продовольствия, тогда как ночью они спят на деревьях, которые также служат для обустройства логова и рождения потомства. Когда им угрожает опасность на земле, они скрываются от нее на деревья, когда враг на дереве, они легко перепрыгивают с ветви одного дерева на нижнюю ветвь на таком же или даже другом дереве.

Все носухи, включая коати – хищники! Добывают себе пищу коати носом, усердно сопя и кряхтя, они раздувают таким образом листву и выискивают под ней термитов, муравьев, скорпионов, жуков, личинок. Иногда может питаться и сухопутными крабами, лягушками, ящерицами, грызунами. Во время охоты коати зажимает жертву лапами и прокусывает ей голову. В трудные голодные времена носухи позволяют себе вегетарианскую кухню, они питаются зрелыми фруктами, которые, как правило, в лесу всегда в достатке. Причем запасов не делают, а возвращаются к дереву время от времени.

Носухи живут как группами, так и в одиночку. В группах по 5-6 особей, иногда их количество достигает 40. В группах находятся только самки и молодые самцы. Взрослые самцы живут поодиночке. Причиной этому является их агрессивное отношение к малышам. Они изгоняются из группы и возвращаются только для спаривания.

Самцы обычно ведут уединенный образ жизни и только в течение брачного сезона они присоединяются к семейным группам самок с молодежью. В брачный сезон, а это обычно с октября до марта, один самец принимается в группу самок и молодежи. С этим самцом спариваются все половозрелые самки живущие в группе, а вскоре после спаривания он покидают группу.

Заблаговременно, перед родами, беременная самка оставляет группу и занимается обустройством логова для будущего потомства. Убежище обычно устраивается в дуплах деревьев, в углублениях почвы, среди камней, но чаще всего в скалистой нише в лесистом каньоне. Уход за молодежью лежит полностью на самке, самец в этом участия не принимает.
Как только молодым самцам исполняется два года, они оставляют группу и в дальнейшем ведут уединенный образ жизни, самки остаются в группе.

Носуха приносит детенышей один раз в год. Обычно в помете 2-6 детеныша. Новорожденные весят 100-180 граммов и полностью зависимы от матери, которая оставляет гнездо на время, чтобы найти продовольствие. Глаза открываются примерно в 11 дней. В течение нескольких недель малыши остаются в гнезде, а затем покидают его вместе с матерью и присоединяются к семейной группе.
Лактация продолжается до четырех месяцев. Молодые носухи остаются с матерью до тех пор, пока она не начнет готовиться к рождению следующего потомства.

Рыжая рысь – самая распространенная дикая кошка Североамериканского континента. По общему облику это типичная рысь, но она почти в два раза мельче обыкновенной рыси и не такая длинноногая и широколапая. Длина её тела 60—80 см, высота в холке 30—35 см, масса 6—11 кг. Узнать рыжую рысь можно и по белой

отметине на внутренней стороне черного кончика хвоста, меньшим кисточкам ушей и более светлому окрасу. Пушистый мех может быть красновато-коричневым или серым. Во Флориде попадаются даже полностью черные особи, так называемые «меланисты». Мордочка и лапы дикой кошки украшены черными отметинами.

Встретить рыжую рысь можно в густых субтропических лесах или в пустынных местах среди колючих кактусов, на высоких склонах гор или в заболоченных низменностях. Присутствие человека не мешает ей появляться на окраинах поселков или небольших городов. Этот хищник выбирает себе участки, где можно полакомиться мелкими грызунами, шустрыми белками или пугливыми кроликами и даже колючими дикобразами.

Хотя рыжая рысь хорошо лазает по деревьям, она забирается на них только в поисках пищи и убежища. Охотится в сумерках, лишь молодые животные выходят на охоту и днём.

Зрение и слух хорошо развиты. Охотится на земле, подкрадываясь к добыче. Своими острыми когтями рысь держит жертву и убивает ее укусом в основание черепа. За один присест взрослое животное съедает до 1,4 кг мяса. Оставшиеся излишки прячет и возвращается к ним на следующий день. Для отдыха рыжая рысь ежедневно выбирает новое место, не задерживаясь в старом. Это может быть трещина в скалах, пещера, полое бревно, пространство под упадшим деревом и т.п. На земле или снегу рыжая рысь делает шаг длиной примерно 25 - 35 см; размер следа отдельной ноги примерно 4.5 х 4.5 см. Во время ходьбы они помещают свои задние лапы точно в следы, оставленными их передними лапами. Благодаря этому, они никогда не производят очень сильного шума от треска сухих прутьев под их ногами. Мягкие подушки на их ногах помогают имспокойно подкрасться к животному на близкое расстояние. Рыжие рыси хорошо лазают по деревьям и могут также переплыть небольшой водоем, но они это делают только в редких случаях.

Рыжая рысь - территориальная животное. Границы участка и свои тропинки рысь метит мочой и калом. Кроме того, она оставляет на деревьях метки своих когтей. Самец узнаёт о том, что самка готова к спариванию, по запаху её мочи. Мать с детёнышами очень агрессивна по отношению к любому животному и человеку, угрожающим её котятам.

В дикой природе самцы и самки любят одиночество, встречаясь только в период размножения. Единственное время, когда особи разного пола ищут встречи, это брачный период, который приходится на конец зимы - начало весны. Самец спаривается со всеми самками, которые находятся с ним на одном участке. Беременность самки длится всего 52 дня. Детёныши, рождаются весной, слепые и беспомощные. В это время самка терпит самца только неподалёку от логова. Примерно через неделю у малышей приоткрываются глаза, однако ещё восемь недель они остаются с матерью и кормятся её молоком. Мать вылизывает их шерсть и согревает своим телом. Самка рыжей рыси - очень заботливая мать. В случае опасности она переносит котят в другое укрытие.

Когда детёныши начинают принимать твёрдую пищу, мать позволяет самцу приблизиться к логову. Самец регулярно приносит детёнышам еду и помогает самке их воспитывать. Такая родительская забота является необычным явлением для самцов диких кошек. Когда малыши подрастают, вся семья путешествует, останавливаясь на короткое время в различных укрытиях охотничьего участка самки. Когда котятам исполняется 4-5 месяцев, мать начинает учить их охотничьим приёмам. В это время котята много играют друг с другом и благодаря играм узнают о различных способах добывания пищи, охоты и поведения в трудных ситуациях. Ещё 6-8 месяцев детёныши проводят с матерью (до начала нового брачного периода).

Самец рыжей рыси нередко занимает участок площадью 100 км2, пограничные районы могут быть общими для нескольких самцов. Участок самки вдвое меньше. В пределах территории одного самца обычно живут 2-3 самки. Самец рыжей рыси, на участке которого нередко живут три самки с детёнышами, должен добывать еду для 12 котят.

Среди почти двух с половиной тысяч видов высших растений, насчитывающихся во флоре пустыни Сонора, наиболее обширно представлены виды из семейства сложноцветных, бобовых, злаков, гречишных, молочайных, кактусовых и бурачниковых. Ряд сообществ, характерных для основных местообитаний, составляют растительность пустыни Сонора.


На обширных, с небольшим наклоном конусах выноса произрастает растительность, главными составляющими которой являются группировки креозотового куста и амброзии. В их состав входит также несколько видов опунций, лебеда, акация, фукерия, или окотило.

На аллювиальных равнинах, находящихся ниже конусов выноса, растительный покров, в основном, состоит из разреженного леса состоящего из мескитовых деревьев. Их корни, проникая в глубину, доходят до грунтовых вод, а корни, расположенные в поверхностном слое грунта, в радиусе до двадцати метров от ствола, могут перехватывать осадки. Взрослое мескитовое дерево достигает в высоту восемнадцати метров, а в ширину может быть более метра. В наше время остались лишь жалкие остатки ранее величественных мескитовых лесов, издавна вырубаемых для топлива. Мескитовый лес очень похож на заросли черного саксаула в Каракумах. В состав леса, кроме мескитового дерева, входят ломонос и акация.

У воды, по берегам рек, вблизи воды, располагаются тополя, к которым примешиваются ясень и мексиканская бузина. В руслах арройо, пересыхающих временных водотоков, как и на прилегающих равнинах, произрастают такие растения как акация, креозотовый куст и цельтис. В пустыне Гран-Десьерто, около побережья Калифорнийского залива, на песчаных равнинах преобладают амброзия и креозотовый куст, а на песчаных дюнах произрастают эфедра и тобоза, амброзия.

Деревья здесь произрастают только на крупных сухих руслах. В горах в основном развиты кактусы и ксерофильные кустарники, но покрытие очень редкое. Сагуаро довольно редок (и совершенно отсутствует в Калифорнии) и его распространение здесь ограничено опять же руслами. Однолетники (в основном зимние) составляют почти половину флоры, а в самых сухих районах до 90% видового состава: они появляются в огромных количествах только в сырые годы.

На Аризонской возвышенности, северо-западе пустыни Сонора, растительность особенно красочна и разнообразна. Более плотный растительный покров и разнообразие растительности, обусловлено здесь выпадением большего количества осадков, чем в других районах Соноры, а также пересеченностью рельефа, сочетание крутых склонов разной экспозиции и холмов. Своеобразный кактусовый лес, в котором основное место занимает гигантский колоннообразный кактус сагуаро, с расположенным между кактусами низкорослым кустарником энцелия, формируется на щебнистых грунтах с большим количеством мелкозема. Также среди растительности встречаются крупный бочкообразный ферокактус, окотилло, паловерде, несколько видов опунций, акация, цельтис, креозотовый куст, а также мескитовое дерево, в поймах рек.

Самые массовые виды деревьев здесь – предгорная паловерде, железное дерево, акация и сагуаро. Под пологом этих высоких деревьев могут быть развиты 3-5 ярусов кустарников и деревьев разной высоты. Самые характерные кактусы - высокие чойя - образуют на каменистых участках о самый настоящий "кактусовый лес".

Своеобразным видом обращают на себя внимание такие деревья и кусты пустыни Сонора как, слоновое дерево, железное дерево и идрия, или буйум, растущая только в двух районах пустыни Сонора, расположенных в Мексике, входящей в такой регион как Латинская Америка.

Небольшой район в центре Соноры, которые представляет собой ряд очень широких долин между горными хребтами. Здесь более густая растительность, чем на Аризонском нагорье, так как выпадает больше дождей (в основном летом), а почвы мощнее и мелкозернистее. Флора почти та же, что на нагорье, но добавляются некоторые тропические элементы, так как заморозки более редки и слабые. Очень много деревьев из бобовых, особенно мескитов, мало колончатых кактусов. На холмах бывают изолированные «острова» колючих кустарников. Большая часть района в последние десятилетия переведена в сельскохозяйственные земли.

Район Визкаино находится в центральной трети Калифорнийского полуострова. Осадков мало, но воздух прохладный, так как влажные морские бризы часто приносят туманы, ослабляющие аридность климата. Дожди в основном выпадают зимой и в среднем менее 125 мм. Здесь во флоре встречаются некоторые очень необычные растения, характерны причудливые ландшафты: поля белых гранитных валунов, обрывы из черных лав, и др. Интересные растения – буджамы, слоновое дерево, кордон высотой 30 м,растущий на скалах дроссельный фикус и голубая пальма. По контрасту с основной пустыней Визкаино прибрежная равнина Визкаино – ровная, прохладная, туманная пустыня с кустарниками высотой 0,3 м и полями однолетников.

Район Магдалена находится к югу от Визкаино на Калифорнийском полуострове и по внешнему облику напоминает Визкаино, однако флора немного отличается. Большая часть скудных осадков выпадает летом, когда с моря дует тихоокеанский бриз. Единственным заметным растением на бледной равнине Магдалена является ползучий дьяволов кактус (Stenocereus eruca), но вдали от берега на каменистых склонах растительность довольно густая и состоит из деревьев, кустарников и кактусов.


Прирусловые сообщества – обычно это изолированные ленты или острова листопадных лесов вдоль временных водотоков. Постоянных или пересыхающих водотоков очень мало (наибольшая – река Колорадо), но много таких, где вода появляется всего пару суток или даже несколько часов в год. Сухие русла, или «washes», арройо - «arroyos» - это места концентрации многих деревьев и кустарников. Ксерофильные редколесья вдоль сухих русел очень вариабельны. Вдоль некоторых временных водотоков встречается почти чистый мескитовый лес, в других могут доминировать голубая паловерде или железное дерево, или развивается лес смешанного типа. Характерна так называемая "пустынная ива, которая на самом деле является катальпой.

Последним из великих городов коренных жителей Мезоамерики был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 года этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени. Испанский завоеватель Эрнан Кортес 13 августа 1521 года, после 70-ти дневной осады,объявил город Теночтитлан владением короля Испании. Великолепие этого города изумило победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды. Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм. Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия). При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились. Рынок в городе, по описанию испанцев, был очень большой и хорошо организованный, с огромным разнообразием товаров. Для каждого вида товаров там было отведено своё особое место, и все товары тщательно проверялись. Денег у ацтеков не было; люди обменивались между собой своими товарами или платили бобами какао, медными топорами или отрезками материи. Примечательными в городе были и дома знати. Некоторые из них были такими большими, что часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками. Но самым удивительным местом был дворец правителя. При нём находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские где трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и другие ремесленники. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Дворцовые парки были самыми удивительными и великолепными во всём мире в ту эпоху. Правитель Теночтитлана и его знать жили в центре города, вблизи ритуальных сооружений. Остальное же население жило по окраинам города группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работ и их родственников. Каждый клан селился отдельным жилым массивом, состоявшим из одноэтажных домов. Дома эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из кирпича. 3 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.

Теночтитлан - город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам "мешика" (они же ацтеки), чтобы они основали город на том месте, где увидят картину - орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.

По более реальной версии, племя "мешика" пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом.

Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского - "дом кактусовой скалы"), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город - спутник Тлателолько.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом говорил о миллионом населении города.

В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам город был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.

Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.

Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.

Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.

В XV-XVI веках Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, - по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса , прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города. По словам одного из прибывших на остров испанцев, "такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели". Ацтеки - далеко не мирный народ - военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.

Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название "Ночь печали" . Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу - Мехико , как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады Тоночтитлан пал. Так закончилась история одного города и началась

Теночтитлан существовал всего два столетия — мелочи в масштабах столичного города. Основанный примерно в 1325 году на острове посреди солёного озера Тескоко, он пал в 1521 году под натиском Эрнана Кортеса и его головорезов.

Столица ацтеков была названа в честь вождя Теноча: он как честный человек посудил, что раз сам основал город, то и назвать должен именем себя. Существуют, конечно, альтернативные версии о переводе. Так, по одной из них, Теночтитлан означает «город, на камнях которого в изобилии растут туны» (священные плоды), по другой — «сердце земли».

Ацтеки вырезали людям сердца и приносили их в жертву Солнцу

Древние ацтеки были охотниками-кочевниками. Чтобы выбрать место для столицы, индейцы 260 лет из края в край бродили по южным землям Северной Америки. И не просто так. По преданию, бог солнца и войны Уицилопочтли завещал основать город там, где ацтеки увидят сидящего на кактусе орла с добычей в когтях. Кстати, этот образ сегодня — на флаге Мексики. Бог сказал — делать нечего, надо искать. И вот, в первой четверти XIV века индейцам повезло — они нашли такое место: и с орлом, и с кактусами, и с жертвой.

По другой, менее романтичной версии, к моменту, когда ацтеки пришли в долину современного Мехико, вся территория была поделена между местными племенами. Отдавать хороший кусок пришельцам никто не хотел, а вот выделить необитаемый остров на озере Тескоко, где водилось много змей, — это пожалуйста, милости просим. Местные ожидали, что чужакам придётся несладко. Однако не знали они, что змеи были обязательным элементом рациона ацтеков. Индейцы были счастливы.

На месте столицы ацтеков сегодня находится Мехико

Озеро Тескоко, на берегу которого появился Теночтитлан, было богато рыбой и водоплавающей птицей, здесь водилось много дичи. Хороший климат, еда в достатке — город разрастался быстро. Уже через 100 лет после основания в столице жило порядка 100 тыс. человек. К 1500 году это был самый большой город на Земле. Кстати, и сегодня Мехико — один из самых густонаселенных городов мира.


В городе занимались земледелием. Ацтеки создавали искусственные острова, на которых выращивали овощи, пряности и цветы. Теночтитлан делился на четыре района, в каждом из которых имелся свой храмовый комплекс, а в центре города располагался гигантский ритуальный центр с множеством алтарей, над которыми возвышался 45-метровый Великий храм. Это был «город в городе»: на территорию, окруженную высокой стеной, заходили только для совершения особых ритуалов.

На рубеже XV—XVI вв. еков Теночтитлан был самым густонаселенным городом

Все монументальные постройки ацтекские строители, учитывая рыхлость грунта, возводили на длинных, тонких и упругих сваях. Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Одним словом, Венеция по-мексикански.


В ту пору были очень популярны жертвоприношения. Нужен дождь — принеси жертву, хочешь детей — принеси жертву, как разбогатеть — ну, вы поняли. И так во всем. Ацтеки практиковали это с особым размахом. Каждый праздник (в священном календаре их было почти два десятка) они складывали человеческие трупы на алтарь в знак великого почтения к богам.

С падением Теночтитлана закончилась история империи ацтеков

Обычно жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды, укладывали на плиту, вспарывали живот, доставали сердце и поднимали вверх, к Солнцу. Затем сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его уносили жрецы. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ, а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям.


Если в жертву приносили пленных, то их предварительно могли пытать, накачивать наркотиками — в общем, все, что душе угодно, лишь бы Солнце светило ярче. А специальные набеги для захвата пленников — будущих жертв — назывались очень романтично «цветочными войнами».

Были ли ацтеки каннибалами при этом? Однозначного ответа нет. Одни исследователи говорят, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что в рационе было мало белка. В одном из писем Кортес, например, говорил, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.

По другим данным, после жертвоприношения тело отдавали воину, захватившему пленника, и тот, в свою очередь, варил его, затем разрезал и подносил кусочки в дар важным людям в обмен на подарки и рабов. Но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нём не было ценности — его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Пришедшие в XVI веке испанцы были поражены. С одной стороны, их вдохновляли красота и богатство Теночтитлана, с другой, — истории о многочисленных жертвоприношениях холодили кровь. Первая попытка Эрнана Кортеса завоевать столицу была предпринята в 1519 году. Ацтеки дали отпор и выгнали захватчиков. Испанцы ушли, но вернулись через год со свежими силами. На этот раз, прежде чем атаковать столицу, испанские отряды захватили все значительные города ацтеков поблизости.

Осада Теночтитлана продолжалась 70 дней. Главная трудность сражения заключалась в том, что к городу нужно было пробиваться по дамбам, где нельзя было использовать лошадей. Тогда Кортес решил зайти с другой стороны и распорядился разрушить водопровод, снабжавший столицу питьевой водой.

Несмотря на это, ацтеки еще довольно долго сопротивлялись. Затянувшаяся борьба истощала силы обеих сторон. Завоеватели были вымотаны, их союзники из соседних племен начали роптать. Тогда Кортес принял план полного уничтожения города. После упорных боев испанцы прорвались в центр столицы, где сражение переросло в резню. Конкистадоры и их индейские союзники стремились как можно скорее истребить уцелевших обитателей Теночтитлана.

Когда стало понятно, что город сдается, император ацтеков Монтесума II решился на побег. Однако испанцы перехватили его каноэ и взяли правителя в заложники. После того, как они вынудили его рассказать, где спрятаны сокровища, из разрушенного Теночтитлана была выпущены безоружные истощенные ацтеки.

Завоевателям досталось золото, оцененное в сумму около 130 тысяч испанских золотых дукатов. Но … этого оказалось мало. Тогда они начали пытать пленных, требуя рассказать, где находятся сокровища. Больше, однако, им ничего не удалось узанать.

Взяв Теночтитлан, Кортес объявил его владением короля Испании. На руинах индейской столицы был основан город Мехико. На этом закончилась история империи ацтеков.

Города-государства и поселения цивилизации ацтеков возводились на обширных горных плато мексиканской долины, на которой в наши дни располагается столица Мексики. Это плодородные земли общей площадью в 6.5 тысяч кв. км, - земли, простирающиеся приблизительно на 50 км, в длину и ширину. “Долина Мехико” лежит на высоте 2500 метров над уровнем моря и со всех сторон окружена вулканическими горами высотою в 5 тысяч метров.

Цивилизация ацтеков пришла на данные земли из-за озера Тескоко, способного снабдить тысячи людей пресной водой и пищей. Озеро питалось ручьями и горными стоками, периодически выходя за края, и разливаясь на сотни метров. Однако, озеро снабжало местных жителей питьевой водой, создавало среду для обитания рыб, млекопитающих и птиц. Тройственный союз городов-государств подчинял своей власти обширные территории от границ Гватемалы до нынешней северной Мексики. Прибрежные равнины Мексиканского залива, горные ущелья Оахака и Герреро, тропические леса Юкатана - все это принадлежало цивилизации ацтекам. Тем самым в распоряжении индейцев были всевозможные природные ресурсы, которых не наблюдалось в местах их первоначального расположения.

Языки группы науатль являлись главенствующими в цивилизации ацтеков. Диалекты науатль были приняты вторым языком и играли роль языка-посредника почти на всех территориях Южной Америки в период испанской колонизации. Языковое наследие ацтеков обнаруживается во множественных топонимах - Акапулько, Оахака. По оценкам историков, около 1.5 миллиона человек до сих пор используют язык науатль или его варианты в ежедневном общении. Цивилизация ацтеков говорила поголовно на языках науатль. Языки данной группы распространились от Центральной Америки до Канады и включают в себя около 30 родственных диалектов. Цивилизация ацтеков, индейцы этой империи, являлись большими знатоками и любителями словесности. Они собирали целые библиотеки пиктографических книг с различными описаниями религиозных обрядов и церемоний, исторических событий, сборов дани, и простые реестры. Ацтеки в качестве бумаги использовали кору. К сожалению, большая часть книг, принадлежащих древним ацтекам, была уничтожена испанцами в период завоевания. В наши дни, ученым, занимающимся исследованиям древней народности ацтеков, приходится работать с крупицами, уцелевшей письменной информации. Первые сведения об индейцах ацтеках были получены, что не удивительно, в период конкисты.

Индейцы ацтекиВ пяти письмах, донесениях, королю от Кортеса содержались первичные сведения об индейцах Америки. Спустя 40 лет солдат, участник одной из экспедиций испанцев - Берналь Диас Кастильо, составил подлинную историю испанского завоевания, где в подробностях описывались теночки и братские им народы. Первые информационные справочки об аспектах жизни ацтеков и культуры были составлены в конце 16 и начале 17 веков, - всевозможные этнографические описания, созданные ацтекской знатью, и испанскими монахами. Наиболее ценным образцом подобной письменности, дошедшей до наших дней, является многотомная рукопись “Всеобщая история Новой Испании”.

Культура ацтеков по средствам языка была связана с культурным комплексом народов науа. Согласно мифам и индейским легендам, племена, которые впоследствии образовали некогда величественную, и могущественную империю ацтеков, пришли в долину Анауак с северных земель. Место расположения долины Анауак известно наверняка - это территория современной столицы Мексики, но достоверно неизвестно, откуда на эти земли пришли ацтеки. Исследователи постоянно выдвигают свои теории об исторической родине индейцев, однако, все они оказываются ложными. Согласно легендам, предки ацтеков пришли с севера, из места, именуемого Ацтлан. По легенде, индейцев в новые земли вел бог Уицилопочтли - “бог колибри”, “колибри левша”.

Индейцы Америки обосновались на месте, указанном им самими богами, - общеизвестна легенда об орле, восседавшем на кактусе, об орле из пророчества о новой земле ацтеков. В наши дни эта легенда - орел, поедающий змея, - отображена в рисунке мексиканского флага. Таким образом, согласно легендам, ацтеки еще в 1256 году очутились на землях долины Мехико, окружаемой скалами, и омываемой водами озера Тескоко. До прихода племени ацтеков, земли озера Тескоко были разделены между главенствующими городами-государствами. Ацтеки, признав власть правителя одного из городов, обосновались на его землях и построили свой город, свою великую столицу - Теночтитлан. Согласно историческим данным город был построен в 1325 году нашей эры. Сегодня бывшая столица ацтеков является историческим центром Мехико. Согласно поверьям, местное население приняло ацтеков в штыки, их считали нецивилизованными и необразованными, а главное невообразимо жестокими. Однако, пришедшие племена индейцев, не ответили на агрессию агрессией - они решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от своих соседей.

Ацтеки впитали веды окружающих их племен и близких им народностей. Основным источником развития племен послужили знания и опыт древних тольтеков, и сами тольтекские племена, как учителя. Для всего ацтекского народа тольтеки являлись создателями культуры. В языке этого народа слово “тольтекайотль” являлось синонимом слова “культура”. Ацтекская мифология отождествляет тольтеков и культ Кетцалькоатля с городом Толлан (современный город Тула в Мексике). Вместе со знаниями ацтеки впитали и традиции тольтеков и приближенных к ним народностей. Среди традиций были и основы религии. К таковым заимствованиям в первую очередь относится миф о сотворении мира, описывающий четыре солнца, четыре эпохи, каждая из которых заканчивалась гибелью жизни и вселенской катастрофой. В культуре ацтеков текущая четвертая эпоха, четвертое солнце, избежало разрушения благодаря самопожертвованию верховного бога - бога Нанауатля, что означает “весь в ранах”.