Самые красивые и живописные дороги мира. Удивительно, сколько поворотов: самая крутая дорога в мире Какие известные дороги есть

Просто проехать по любой дороге из этого списка достаточно, чтобы потрясающе провести отпуск! Ведь по пути можно повидать красивейшие места нашей планеты и прочувствовать дух жизни на колёсах. Забыть эти месте не получится никогда.

1. По краю пропасти. Франция: ущелье Вердон

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом - сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР.


Одна из самых захватывающих остановок на пути - крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец - такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства.


Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» - как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Трансфэгэраш - один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога - первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту - все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга.


Повернешь налево - попадешь к Телецкому озеру, направо - к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо - взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра - целых шесть мостов! Главный из них - мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо.


Впрочем, Атлантическая дорога - лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы - взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей». Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Эта дорога - один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах.


Главная достопримечательность маршрута - пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса № 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров - не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер…


В парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад - это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом».


Удобнее всего ехать от Денвера - сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы - на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон. Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 из Чикаго в Лос-Анджелес.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет - она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, - таинственный «Берег кораблекрушений», у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» - группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята».

Порой очарование и восторг в путешествии возникает не от созерцания достопримечательностей в конечном пункте, а в течение самого пути. В данном обзоре представлены самые красивые дороги в мире, поездка по которым уже является волнующим незабываемым приключением. Эстетика трасс заключается непосредственно в природном окружении. Многие пути проложены в горной местности, схвачены кольцом горных хребтов. Здесь красота тесно сопряжена с опасностью, а скорость - с безрассудством. Однако моменты, проведённые в пути, не заставят сожалеть о выбранном маршруте. Итак, 10 красивейших дорог в мире.

1. Трасса 163

Пересечь пустыню в штате Аризона и оказаться у одной из самых известных достопримечательностей на территории индейцев племени Навахо можно конкретно по этой трассе. Окружающие пейзажи поражают красками и простором так, как это может делать огромный безлюдный периметр, покрытый песком и редкими растениями, овеянный сухими ветрами и раскалённый беспощадным солнцем. Долина монументов - сосредоточение скалистых валунов причудливой формы. Эти природные изваяния носят названия в соответствии с формой (Варежка, Настоятельница, Наседка). Образования возникли с течением долгого времени, когда высыхали моря, возникали возвышенности, оттачивались ветрами песчаные залежи. Каждый согласится с тем, что Трасса 163 – одна из самых красивых дорог в мире.

Великая океанская дорога находится в Австралии, в штате Виктория, и задумывалась как памятник воинам, не вернувшимся с полей сражения Первой мировой Войны. Трасса, обрамляющая со стороны континента воды Тихого океана, несёт в себе сугубо эстетическое значение. Это одна из самых живописных достопримечательностей Австралии, подчёркивающая её просторы и уединённость. Протяжённость в 243 км охватывает немало таинственных мест, к примеру, отрезок побережья, у которого затонуло свыше 600 судов. В течение поездки по этой дороге можно увидеть и знаменитые известняковые скалы, вырастающие прямо из глубин океана на 40 метров над его поверхностью.

Атлантическая дорога — это истинная достопримечательность Норвегии и одна из самых живописных дорог на планете. Путь длиной всего в 8 км пролегает между островами, минуя тоннели, фьорды и перекрытия. Мост, приковывающий внимание многочисленных туристов, носит название Сторсезандет. Это один из шести мостов, но самый популярный среди туристов. Существуют различные версии в трактовке перевода: «мост в никуда», «мост на небеса», «пьяный мост». Атлантическая дорога поднимается на 23 метра над уровнем воды и, если смотреть или двигаться с материковой части, обрывается на пике. Поразительный вид и оригинальная идея поспособствовали названию трассы 64 самой захватывающей дороги в мире по версии авторитетных изданий.

Чуйский тракт – самая красивая дорога России. Путешествие по такому маршруту (с началом в Новосибирске и конечным пунктом на границе с Монголией) позволит увидеть красоты Сибири и в очередной раз восхититься территориальными масштабами и разнообразием природного ландшафта страны. Минуя километры (всего их 963), можно наблюдать, как горные массивы сменяют долины, а тайга неохотно уступает место степным районам. Пролегая по Алтайским землям, путь имеет огромное значение не только с эстетической, но и с практической точки зрения. Чуйский тракт — это основная транспортная линия Алтайского региона. Здесь нет ни одного тоннеля и всего два перевала (Чике-Таман и Семинский). В городе Бийск находится музей, экспозиция которого полностью посвящена этапам строительства и развития этой трассы федерального значения.

В живописных Альпах, в непосредственной близости от границы между Италией и Швейцарией, протянулась невероятно красивая трасса, привлекающая огромное количество любителей высоких скоростей. Причина: сложность маршрута (на пути 60 крутых поворотов) и яркие возможности для демонстрации мастерства гонщика. Всего 2,7 километра отделяет перевал от уровня моря, но, оказываясь на узком серпантине посреди скалистых утёсов и покрытых снегом вершин, каждый признает условия движения опасными. Преодоление пути в 44 км происходит наравне с борьбой с собственным страхом и зачастую предполагает далеко не одну попытку.

Самые мистические, таинственные, окутанные легендами области Румынии соединила трасса, названная до недавнего времени бессменным ведущим программы Top Gear «самой драйверской». 261 км среди Карпатских вершин, хребтов, ущелий – все это Трансфэгэрашское шоссе. Протяжённость самого длинного тоннеля насчитывает 900 метров. Для строительства дороги необходимо было расчищать и выравнивать пространство в горах, для это использовались взрывные устройства. Ещё на этапе создания на дороге погибло около 40 человек. Путь по шоссе позволит наблюдать пасторальные картины жизни местных жителей. Неподалёку располагается эпичный замок графа Дракулы. Огромное количество поворотов при условии нахождения на узком серпантине требует предельной концентрации, уверенности и развитой способности быстро реагировать, принимать решения. Это настоящее испытание для гонщика, а для простого туриста - истинный вызов личным возможностям. И того Трансфэгэрашское шоссе достойно занимает своё место в списке топ 10 самых красивых дорог мира.

В стремлении увидеть самые красивые дороги планеты нельзя обойти стороной в прямом и переносном смысле коварный серпантин Коль де Турини, что в горном районе на юге Франции. Эту дорогу отметили многие испытатели спортивных скоростных автомобилей и участники ралли Монте-Карло. Это своеобразное соединительное звено, минуя которое можно добраться из Ниццы в Монако. Серпантин буквально высечен в скале. Маршрут в 30 км охвачен лесами. Участники движения предпочитают двигаться друг за другом, каждый поворот - риск оказаться в аварии, ведь с одной стороны здесь отвесная стена, с другой - крутой обрыв.

Столь поэтичное и по-восточному утончённое название эта живописная дорога получила вследствие обрушения скалистой глыбы, образовавшей на пути пещеру. Часто на эту местность спускаются с горного хребта Тянь Мэнь туманы, затрудняя видимость и создавая иллюзию перехода в иную реальность. В то, что здесь расположен портал к небесным дворцам, верят сами китайцы, построившие в 2006 году на своей территории в провинции Хунань эту чрезвычайно крутую трассу. Протяжённость составляет около 10 км, в самой высокой точке серпантин уходит на 1,3 км от абсолютной отметки. Священное для местных жителей число 9 здесь отмечено в количестве крутых виражей. Их ровно 99, как и шансов испытать острые ощущения за рулём.

Памирский тракт — асфальтированная магистраль в 1100 км, соединяющая Таджикистан и Киргизию. Проложена данная дорога вдоль границы с Афганистаном в XIX веке. Необходимость строительства была обусловлена важностью сообщения между отдалёнными районами Российской Империи. На сегодняшний день это зарубежная территория. Трасса делится на два участка: из Душанбе до города Хорог и далее до населённого пункта Ош. Опасность в пути заключается не столько в непростых географических условиях, сколько в состоянии дорожного полотна. На многих отрезках оно повреждено из-за постоянно курсирующих гружёных фур из Китая. Отправляться в одиночку в поездку не рекомендуется, особенно если водительский стаж мал. На много километров здесь нет ни станций технического обслуживания, ни заправок, а ожидать подмоги от проезжающих мимо можно несколько часов! Но, не смотря на опасность, эта дорога очень красивая и заслужила находиться в списке лучших.

Одна из самых сложных и живописных трасс, проложенных в Альпах, располагается в пределах Швейцарии. В самой высокой точке расстояние до уровня моря равняется 2,1 км. Дорога активно используется автомобилистами и велосипедистами. Для последних здесь предусмотрена отдельная полоса. Существует и железнодорожный туннель с одноимённым названием длиной в 15 км. Лишь на 1000 метров превысил этот показатель туннель для автомобилей. Общая длина перевала не превышает 48 км. Для русских граждан перевал имеет историческое значение, именно он был преодолён полководцем Суворовым в 1799 году.

Извилистые направления, неожиданные повороты, крутые спуски и подъёмы, завораживающие пейзажи - вот что ожидает путешественников, чей путь пролегает через самые красивые дороги в мире. Здесь соединились естественное совершенство природы и торжество инженерной мысли человека.

Мы в TravelAsk уже рассказывали о самой необычной дороге и о самой опасной. А сегодня мы нашли самую крутую дорогу в мире и спешим вам ее показать.

Похлеще змейки

Дорожники способны удивлять, такое впечатление, что эту трассу придумали для сдачи змейки, настолько тут крутые повороты.

Эту дорогу проложили в калифорнийском городе Сан-Франциско на улице Ломбард-стрит. Конечно, дорога очень популярна среди гостей города, ее намерено включают во все туристические маршруты.

Всего на 400 метрах этой дороги расположено восемь крутых поворотов! А еще уклон улицы тоже впечатляющий - целых 27 градусов.

Как вы понимаете, проехаться с ветерком по этой трассе не удастся: слишком сложно. А еще по закону скорость здесь не должна превышать 8 километров в час. Поэтому машины в буквальном смысле ползут по улице, и даже выстраивается очередь из автомобилей.


Кстати, улица находится в районе под названием Рашен-Хилл. Нет, не подумайте, что крутая дорога находится в районе, где считают русских крутыми)) Дело в том, что в XIX веке тут находилось русское кладбище, которое в дальнейшем перенесли. А затем на этой территории в начале ХХ века жили эмигранты из Российской империи. Сейчас, правда, русских тут мало, они селятся в других районах Сан-Франциско.

История крутых поворотов

На самом деле улица не всегда имела такие крутые повороты. Причина в распространении автомобильного движения, которое началось в в 20 годы ХХ века. Дело в том, что местные жители не могли нормально ездить по улице на машинах, так как она была очень крутой. Да и для пешеходов дорога была не особо удобной. Соответственно, арендодателей жилья тут становилось все меньше и меньше. Тогда местные власти нашли выход из ситуации: они решили сделать дорогу извилистой, благодаря этому уклон трассы снизился с 27 до 16 градусов.


После реконструкции скорость движения ограничили до 8 километров в час (или 5 миль), а еще ввели на этом участке одностороннее движение: автомобили могут двигаться только сверху вниз. На Ломбард-стрит запрещена парковка: улица узкая, и это может помешать движению. Поэтому желающим остановиться придется заплатить приличный штраф.

Дорога из красного кирпича

Но Ломбард-стрит не только извилиста, она еще примечательна своей красотой, а ведь не любая городская дорога может этим похвастаться.

Ломбард-стрит на самом деле достойна того, чтобы на ней поселились герои каких-нибудь сказок: дома тут красочные и яркие, сама дорога вымощена красным кирпичом, а по ее краю высажены кустарники и деревья. За растительностью тут строго следят: ее подстригают и поливают. Летом добавляется еще яркости: расцветают многочисленные клумбы с цветами. Ну чем не сказка?


Кстати, саму улицу в 2009 году даже на время превратили в настоящее игровое поле. К 60-летию настольной детской игры CandyLand дорогу раскрасили в разные цвета, добавив Ломбард-стрит еще большей красочности и необычности.

Улица имеет статус самой извилистой в мире.

Еще одна дорога с крутыми поворотами

Но, несмотря на то, что официальный статус самой извилистой дороги в мире носит Ломбард-стрит, есть еще одна не менее крутая улица - Вермонт-стрит. И находится она тоже в Сан-Франциско (вот уж поистине не зря Сан-Франциско называют городом на холмах!). Более того, на американском телевидении выходило несколько передач, посвященных этой дороге. Ведущие сравнивали крутизну Ломбард-Стрит и Вермонт-стрит. Так вот, по их мнению, вторая лидировала.


У Вермонт-стрит семь извилистых поворотов, она вымощена бетоном и ее угол наклона круче Ломбард-стрит.

Еще одна дорога, имеющая право зваться самой крутой, находится в городе Берлингтон, в штате Айова. Называется она Змеиный переулок. На ней тоже 8 поворотов, но она во много раз короче Ломбард-стрит - всего лишь 83 метра. Дорогу построили эмигранты в XIX веке, стараясь воспроизвести тропы виноградников Германии и Франции. Переулок вымостили глиной и известняком. Здесь также только одностороннее движение, сверху вниз. Когда-то по дороге можно было проехать и вверх на холм, однако лошади постоянно выбивали кирпичики, поэтому здесь с тех пор одностороннее движение, хоть на лошадях уже не ездят.

Но зато раз в год можно въехать на холм на велосипеде: в Змеином переулке ежегодно проходят велосипедные гонки, в которых спортсмены соревнуются, кто быстрее всех покорит эту крутую дорогу.


Большинство дорог и шоссе скучные и не интересные, выехав на которые хочется засунуть через несколько часов езды. Однако все-таки есть на Земле уникальные дороги, которые ни на минуту не дают расслабиться водителям, от которых захватывает дух и куда хочется возвращаться снова и снова. Самое интересное в основном это горные дороги с серпантинами или шоссе идущие по мостам над морем. Встречайте десять самых красивых дорог в мире, по которым просто обязан проехаться каждый водитель.

10. Флорида-Кис (Florida Keys) Семимильный мост (Seven Mile Bridge), США

Это 11,27 километровый мост также известней как Семимильный мост соединяет Флориду с архипелагом Флорида-Кис. Здесь можно пронести на машине между небом и землей за сотню километров в час над бирюзовой водой по натянутому как струна шоссе.

9. Ущелье Дадес (Dadès Gorges), Марокко

За несколько тысяч лет река Дадес в Атласных вымыла глубокое крутое ущелье, где сделана одна из красивейших и самых опасных дорог в мире. Шоссе узкой змейкой вьется по каменным уступам, имеет кучу шпилек и поворотов на 360 градусов, на которых приходиться сбрасывать скорость до нуля.

8. Трансфэгэрашское шоссе (Transfăgărăşan), Румыния

Румынский диктатор Никола Чаушеску любил масштабные проекты поражающие воображение простых людей. Один из них, это Трансфэгэрашское шоссе прорубленное в Карпатах между областями Валахии и Трансильвании. Дорого причудливо петляет, то поднимаясь к тучам, то опускаюсь к земле, а с обочины открываются просто завораживающие вида на величественные горы. Эта шоссе считается одним из красивейших в мире, забравшись на 8 место нашего рейтнга, привлекая десятки тысяч туристов ежегодно, став в некотором роде визитной карточкой Румынии.

7. Перевал Сани (Sani Pass), Южная Африка

Из южной Африки в Лесото можно попасть через Драконовы горы, проехав через перевал Сани на высоте более 2800 метров над уровнем моря. Сюда по узким серпантинам могут подняться только высококлассные водители на полноприводных автомобилях, а вот спуститься вниз из Лесото, экстремалы могут практически на любой технически исправной машине. Длина грунтовой дороги составляет 9 километров.

6. Перевал Стельвио (Stelvio Pass), Италия

Перевал Стельвио, так же известный как дорого Стельвио, это 2 километра узкой цепляющейся за уступы обрывов дороги в Итальянских Альпах, подымающейся на высоту почти 2757 метров. Дорога была построена в 1820 году Австрийской империей, которой соединили Ломбардию с остальной частью Австрии, с тех пор здесь практически ничего не изменилось, ну разве что покрыли асфальтом и поставили отбойники. Водителей экстремалов здесь ждет 60 крутых поворотов, с разворотом почти на 360 градусов.

5. Атлантическая дорога (Atlantic Road), Норвегия

Для развлечения туристов норвежцы построили двухполосную атлантическую дорогу протяженностью 8 километров. С помощью 7 мостов, из которых некоторые имеют весьма странную форму, взмывая в небо и там как бы обрываясь, было соединено вместе несколько островов недалеко от побережья. Здесь нужно просто ездить, наслаждаясь местными красотами, вдыхая полной грудью чистый морской воздух. Специально для туристов сделано несколько панорамных площадок накрытых стеклянным колпаком.

4. Кол де Турини (Le col de Turini), Франция

Во Французских Альпах есть 30 километровое шоссе Кол де Турини поднимающееся на высоту 1500 метров. Здесь практически нет прямых участков дороги держа водителей в постоянном напряжении. Зато все компенсируется просто фантастическими видами на горы. Не забывайте Кол де Турини уже какое десятилетие подряд входит в обязательную программу легендарного ралли Монте-Карло.

3. Дорога троллей (Trollstigen), Норвегия

Дорога троллей, также известная как лестница троллей, длиной 106 километра, один из самых популярных туристических аттракционов в Норвегии. Дорогой просто в скалах петляет серпантинами по горам, имеет очень большой перепад высот и местами сужается до 3 метров. Смельчаки забравшиеся на самую высокую точку, дорого поднимающуюся на высоту 850 метров над уровнем моря имеют возможность со стороны увидеть всю масштабность лестницы троллей и водопад Стигфоссен. Зимой и летом власти закрывают дорогу для проезда, открывая только когда стаевает снег и становиться тепло (по местным меркам само собой).

2. Дорога к Джебель Хафит (Road Jebel Hafeet), ОАЭ

В Объединенных Арабских Эмирата умеют превращать самые простые вещи в аттракционы, привлекающие туристов со всего мира. На вторую по высоте гору в стране Джебель Хафит, поднимающуюся вверх на 1249 метров, проложили 12 километровую трассу, идущую вверх серпантинами. На каждом крутом повороте сделана смотровая площадка. Особенно эффектно трасса выглядит ночью с включенным освещением, светящейся змейкой уходя вверх. С вершины горы Джебель Хафит хорошо Абу-Даби.

1.Тоннель Голиань (GuoliangTunnel), Китай

Самая красива и необычная дорога сделана в Китае. В провинции Хэнан был прорублен 1500 метровый тоннель в горах с гигантскими проемами для освещения. Здесь нужно побывать, чтоб почувствовать насколько эпично выглядят эти пару километров.

Самостоятельные авто- и мотопутешествия становятся все более популярным видом отдыха. Мы выбрали для вас десять самых интересных дорог на четырех континентах, которые могут стать хорошим поводом для путешествий.

1. По краю пропасти. Франция: ущелье Вердон

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом – сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами. Самые красивые виды на ущелье открываются со старой Критской дороги, или Критской петли (Route des Cretes, D23), построенной еще в античные времена и проходящей по северному краю каньона. Эта узкая петляющая дорожка местами подходит к самому обрыву. По краям ее обустроены смотровые площадки, с каждой из которых открываются захватывающие виды на Вердон. Критская петля считается односторонней: ехать по ней на автомобиле нужно по часовой стрелке, стартуя от городка Кастеллан в сторону искусственного озера Сент-Круа, которое образовалось после постройки в 1975 году плотины. В озере можно искупаться и провести несколько созерцательных часов в тени деревьев с вином и хрустящим французским багетом. В 100 километрах от парка Вердон расположен заповедник Люберон. Сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться неспешной деревенской жизнью и посетить развалины одного из замков знаменитого маркиза де Сада.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку – перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта – от киргизского города Ош до таджикского Хорога – построили в 1931–1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

AWL Images / Fotodom Памирский тракт открыт для проезда только в теплое время – зимой велика опасность схода лавин.

Одна из самых захватывающих остановок на пути – крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец – такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне. Вашими попутчиками все это время будут грузовики, ослы и джипы, набитые битком внутри и обвешанные поклажей снаружи. Свернув с тракта, можно посетить еще несколько интересных мест: кишлаки местных жителей, перевал «Прощай, молодость», крепость огнепоклонников Ямчун, горячие источники Биби-Фатима и многое другое.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Далтон–Хайвей – это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству. На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой. Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства. Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» – как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами. Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, – сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Задумывая строительство высокогорного шоссе через массив Фэгэраш в 1970 году, президент Румынии Николае Чаушеску меньше всего думал о создании привлекательного туристического маршрута. Обеспокоенный событиями в Чехословакии, он опасался военного вторжения в страну и потому решил соединить области Валахию и Трансильванию труднодоступной горной дорогой для скорейшей переброски военной техники. Теперь же Трансфэгэраш – один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие. Почти в каждой деревушке на пути есть и православная церковь, и костел, и мечеть. А в городке Куртя-де-Арджес можно полюбоваться собором с потрясающей резьбой и лепниной на стенах. На трансильванской стороне Карпат путешественников поджидает граф Дракула. Он встречается везде: в названиях улиц, ресторанов и отелей, в сувенирных лавках, в старинных замках. Один из них – замок Поенари, высящийся над каньоном реки Арджеш, в XV столетии принадлежал князю Владу II Цепешу, ставшему прототипом знаменитого Дракулы. Другой – замок Бран чуть в стороне от Трансфэгэрашского шоссе, где граф Дракула никогда не был, но куда его «поселил» писатель Брэм Стокер, благодаря которому мир и узнал о Дракуле.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра – целых шесть мостов! Главный из них – мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили. Впрочем, Атлантическая дорога – лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы – взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen). Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом. На вершине горы видимость иногда падает до 3–5 метров: тем любопытнее разглядывать овец, внезапно появляющихся из тумана, черные озерца и многочисленные пирамидки из камней, сложенные туристами, а может, и самими троллями... Если проехать еще дальше по трассе 63 (а деться с нее почти некуда), вы попадете к одному из красивейших фьордов Норвегии – Гейрангеру. Здесь можно любоваться на многочисленные водопады, ловить рыбу или просто бродить по окрестностям.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится. Дело в том, что эта дорога – один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».


Age / East News В Китае популярным средством передвижения до сих пор служат традиционные лодки.

Главная достопримечательность маршрута – пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса. Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой – проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный – совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный – преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями. Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) – из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров – не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней. К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры. Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины – «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес – так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли. И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад – это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом» (Grand Сircle). Название пошло от автобусного тура, который так и назывался – Grand Circle Tour. Удобнее всего ехать от Денвера – сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок (arches.national-park.com) и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы – на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон (grandcanyon.com). Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 (illinoisroute66.org) из Чикаго в Лос-Анджелес. Здесь стоит снова свернуть в сторону Гранд-Каньона, пожить на настоящем ранчо (grandcanyonranch.com). И только потом выехать на дамбу Гувера – гигантский памятник эпохи 30-х годов прошлого века, откуда начинается прямой путь на Лас-Вегас. Так вы пересечете Большой круг с востока на запад, посетив четыре штата –Колорадо, Нью-Мексико, Аризону и Юту. За одну поездку все красоты Grand Circle не увидеть – как-никак на плато Колорадо самая большая коцентрация парков в США, – так что будьте готовы вернуться сюда еще раз.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет – она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, – таинственный «Берег кораблекрушений» (Shipwreck Coast), у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» – группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята». Поэтическое же название «Двенадцать апостолов» появилось просто для привлечения туристов. Похожая история и у другой скалы возрастом около 20 миллионов лет – «Лондонская арка». Долгое время она носила название «Лондонский мост» за удивительное сходство с Тауэрским мостом, а в 1990 году, когда ближайший к материку пролет обрушился под давлением океанских волн, превратилась в «арку». В этом и состоит уникальность Великой океанской дороги: линия берега так быстро меняется, что завтра можно уже не увидеть того, что было сегодня. Проехать здесь стоит не только для того, чтобы полюбоваться пейзажами, поваляться на пляже или покорить волну. Это еще и маршрут австралийского «сафари»: в Варрнамбуле можно наблюдать миграцию южных китов, а в Охотничьем заказнике Тауэр-Хилл прогуляться вместе с кенгуру и эму и посмотреть на коал и морских птиц.