Конжаковский камень: наивысшая точка на Северном Урале. Подъем на Конжаковский Камень

В июне 2011 ходили на главную гору и главный хребет Свердловской области - Конжаковский камень. Конжак является излюбленным местом для восхождения многих туристов как из Екатеринбурга, так и со всей России. Особенно ценится, конечно, у жителей Свердловской области и соседних округов. Не всем ведь регионам нашей огромной Родины повезло с таким рельефом! Согласен, Конжак - это вовсе не Гималаи , но этот факт вовсе не понижает эту горы!

Гора Конжаковский камень привлекала меня очень давно, так же, как и , что на границе Башкирии и Челябинской области. Я пытался один раз уже совершить восхождение на Конжак, но до вершины дойти не удалось. Было это дело в 2010 году, в ноябре месяце. Тогда Конжаковский камень встретил нас сугробами по колено. Дошли мы где-то до 17-18 км марафонской трассы и дальше не пошли. На этой высоте снега не так много и это скорее лёд, ледовый наст на курумнике. Была страшная пурга, видимость - метров 50 от силы, смотреть с незащищёнными глазами против ветра практически невозможно, кристаллики льда больно бьют по глазам. Время было уже к вечеру, и мы не рискнули идти дальше, боялись, что может стемнеть и мы не сможем в такую пургу выбраться назад. Несмотря на то, что вдоль марафонской трассы натыканы вешки, но зачастую их даже не видно, приходится искать и идти как бы наугад.

Но в этот раз был июнь, и никаких вам тут снежных вьюг не предвидится. Так что сорваться восхождение не должно. Прибыли мы с Толяном в город-герой Карпинск на автобусе. Так как автобусы в сторону посёлка Кытлым ходят редко, то на него, естественно, мы не успели и пришлось брать такси прямо с автостанции. Узнав, что ехать надо в сторону Кытлыма, водитель пересел на другой автомобиль, на "Жигули". Так как дорога будет грунтовая около 50 км и портить более хороший автомобиль ему не хотелось по этим кочкам. Но не беда, "Жигули", так "Жигули".

Сели, доехали с ним до поворота на Конжак, не доезжая около 5 км до посёлка Кытлым. Довольно весёлый и интересный водитель, отлично с ним побеседовали о здешних местах, природе, охоте, рыбалке. Сказал нам, что, бывает, едешь на Кытлым, а дорогу переходят бобры - остановишься и пропускаешь их. Первые несколько километров марафонки нас просто ужасно атаковали . Дело было уже к вечеру, мы дошли до стоянки на берегу горной речки Конжаковки и решили заночевать здесь.

Речка Конжаковка бежит прямо со снежников Конжаковского камня. Кристально чистая и очень вкусная вода. Идеально подходит для приготовления пищи, заваривания хвойного чая, умывания и прочих санитарно-гигиенических нужд.

Весёлый пень - хранитель стоянки возле реки

Ночью спать было просто невозможно. Комары достали. Палатка наша была уже старой и молния не закрывалась, так что пришлось спать с открытой палаткой, что очень было на руку комарам. Плохо выспавшись, встали утром, приготовили поесть и отправились дальше.

Дошли до знаменитой "Поляны художников", встретили там ребят из Челябинской области, пообщались слегка, отдохнули. А затем решились идти дальше к вершине. С тяжёлыми рюкзаками идти к вершине, разумеется, неразумно, так что мы их спрятали за большим кедром. Взяли с собой необходимое, двухлитровую флягу с водой и отправились дальше. Погода была пасмурная.

Лес постепенно сменялся и уже появлялось "парковое криволесье" из кривых берёзок, и маленьких ёлочек, и кедрового стланика

А вот старина Конжаковский камень показал нам свои снежники. Те, которые дают воду многочисленным ручьям, которые втекают, в свою очередь, в реки. Начало горной тундры.

Затем вышли на почти прямой участок с альпийскими лугами.

Потом уже пошли валуны, курумы.

Дело близилось к вершине.

И вот наконец долгожданная вершина! Мы сделали это!

Как начали спускаться, облака немного рассеялись. Вот не могли они раньше, когда мы на вершине были, чтобы насладиться видом на 360 градусов! Тут ещё и две двухпудовые гири нам под руку попались. Подумаешь, ведь нет ничего странного - встретить на вершине горы в 1569 метров две гири. Такое ведь сплошь и рядом повсюду)

Под ногами разглядели карликовую берёзку.

Снова начало появляться криволесье.

Спустились до Поляны художников, взяли наши вещи, поставили палатку и принялись готовить ужин (или обед). Погода не на шутку разыгралась: пошли бы мы на вершину чуть позже, то смогли бы наблюдать панораму всего Конжаковского массива, но увы, не судьба.

Вот такой он - Конжаковский камень. Спасибо за внимание!

Поход к Конжаковскому камню - один из популярных туристических маршрутов, доступный, в силу своей удаленности, преимущественно для пеших туристов. Протяженность пешей части тропы составляет порядка 21 километра в одну сторону. Тропа на Конжак проходит через Иовское плато.

Иовское плато - горное плато, расположенное на высоте от 1100 до 1200 метров над уровнем моря, у подножья горы Конжаковский камень. Плато интересно не только открывающимся с него видом на окрестности, но и обильным "разнотравьем". В период активного цветения трав, плато становится похожим на зеленый, переливающийся разными красками ковер...





Гуляя по плато, собственно как и по всему горному массиву, необходимо соблюдать осторожность: травы и мох растут на камнях - курумнике, обволакивая камень и пространство между камнями, - вполне можно оступиться и пораниться. В период таяния снегов и после дождей между камнями обильными ручьями течет вода, направляясь с нижней точке Иовского плато, Иовскому провалу, пополняя берущую здесь начало реку Иов...






На плато, особенно с высоты предгорья Конжаковского камня, виден небольшой пятачок - озерцо. Озеро это не простое. Когда - то, лет 200 назад, на месте озера был карьер, в котором добывали платину.

Найденные у подножья горы, на территории Иовского плато залежи дунита, положили начало разработке карьера, и как следствие, прокладку дороги для перевозки добываемого материала. К слову, дуниты - горная порода, состоящая из оливина с примесью хромита, используемая в промышленности в качестве огнеупорного материала. Предполагается, что карьер будет в диаметре не более 500 метров, глубиной до 30 метров.

На фотографиях отчетливо видны очертания будущего карьера (нажми на фотографию для увеличения)....






Собственно, наличие дороги, пока не закрытой для обычных туристов, позволило осуществить авто-поездку практически до подножья Конжаковского камня.

Гора Конжаковский камень, расположенный в южной части Северного Урала, на территории Свердловской области, - одна из высочайших вершин Уральского хребта. Высота горы составляет 1569 метров. Предгорья Конжаковского камня покрыты густым хвойным лесом, постепенно исчезающем по мере подъема к вершине горы. Начиная, примерно с высоты 900 - 1000 метров, склоны горы покрыты уже горной тундрой и каменными россыпями - курумником.






Название горы связывают с именем охотника - вогула Конжакова, юрта которого много лет назад стояла у основания горы.






Подъем на гору не требует специальной спортивной подготовки, но определенная физическая выносливость вам не помешает. Тропа идет и по ровной дорожке, и по курумнику. В отдельных местах приходится передвигаться, прыгая с камня на камень, и даже подниматься вверх по каменному массиву. В июне на Конжаке еще лежит снег, поэтому часть тропы идет и по скользкому проваливающемуся снегу. Лучше, да и надежнее идти по промаркированной тропе.






С Конжаковского камня открывается превосходный вид на окрестности. В ясную погоду весь хребет и ущелья видны как на ладони.

Не менее красивые виды открываются и по дороге к Конжаковскому камню.






Погодные условия тоже впечатляют: в течение часа можно попасть и в плотный облачный фронт, и увидеть радугу, широко раскинувшуюся над горами Северного Урала.

Дорога к Конжаковскому камню

Дорога к Конжаковскому камню больше подходит для внедорожников, у подножья горы были замечены Nissan X-Trail и Toyota RAV. По дороге также была встречена и ВАЗовская "шестерка"...






Во время интенсивного дождя, а также во время интенсивного таяния снега, дорога местами превращается практически в горную реку.






Местами на обочинах дороги, особенно с затемненной стороны горы, лежит снег.

Как проехать к Конжаковскому камню на машине, координаты GPS

Координаты Конжаковского камня: N 59º37,915´; E 59º08,052’.

Конжаковский Камень – самая высокая гора Свердловской области. Высота – 1569 метров. Относится к Северному Уралу . Ежегодно здесь бывают тысячи туристов со всего Урала (и не только). Ландшафты здесь поистине великолепны! Туристы обычно называют гору кратко и просто – Конжак.

Происхождение названия Конжаковского Камня

Вместе с речкой Конжаковка (приток реки Лобва) гора упоминается еще в источниках XVIII века. Начальник Североуральской экспедиции Русского географического общества Э.К. Гофман, побывавший на вершине 3 июля 1853 года, писал, что гора получила название по имени вогула Конжакова, «который у подножья ее имел свою юрту и занимался на ней охотой».

Описание горы Конжаковский Камень

Конжаковский Камень представляет собой большой горный массив, состоящий из нескольких вершин: Конжаковский Камень (1569 м), Трапеция (1253 м), Южный Иов (Дюпарков Камень) (1311 м), Северный Иов (1263 м), Тылайский Камень (1471 м), Острая Косьва (1403 м), Серебрянский Камень (1305 м) и других.

Склоны покрыты курумниками различной величины. Основные породы: пироксениты, дуниты и габбро. Здесь хорошо прослеживается высотная зональность: леса сменяются лесотундрой, а затем и горной тундрой. В лесах на склонах растет много кедров. Между прочим, местами на Конжаковском Камне встречаются магнитные аномалии, которые могут сбить ориентирующихся по компасу туристов.

Погода на Конжаковском Камне, как и во всяких горах, переменчивая. Хорошую, солнечную погоду поймать здесь непросто. Дожди бывают практически каждый день. Неспроста появилась шуточная примета: если виден Конжак - будет дождь, если не виден – значит он уже идет.

Зимой на горах выпадает очень много снега. Местами он не тает все лето.

В 1720-40-е годы на склонах Конжаковского Камня работало четыре рудника с общим названием Конжаковские. Добываемую медную руду отправляли на Лялинский медеплавильный завод.

Подъем на вершину Конжаковского Камня долгий и довольно тяжелый. У неподготовленных людей потом еще несколько дней болят ноги. Кажется, что вот, уже вершина. Но, поднявшись, открываются все новые и новые подъемы. Высшая точка Конжака с высотой 1569 метров находится на вершине небольших скал.

Здесь установлен металлический треножник с российским флагом, под ним лежат различные вымпела, гиря со сломанной ручкой весом 24 кг и прочие артефакты. Раньше здесь был еще и канализационный люк, вызывавший удивление у туристов.

Участники проекта "Ураловед" на вершине Конжака

С вершины и склонов Конжака открываются потрясающие панорамы. Если повезет с погодой, то вы будете вспоминать их еще долго! Куда ни посмотришь – кругом горы. Особенно красивы скальные зубцы Серебрянского Камня и конус Косьвинского Камня. Кстати, в недрах Косьвинского Камня военными построен загадочный бункер. По некоторой информации, там находится центр боевого управления РВСН системы «Периметр», откуда Россия может нанести ядерный удар по миру. Расположение его именно здесь связано с особыми свойствами гор­ных пород, слагающих Косьвинский Камень.

Несмотря на свою уникальность и символичность (все же высшая точка области), Конжаковский Камень не имеет статуса памятника природы .

На вершине Конжаковского Камня. Вид в сторону Косьвинского Камня

Путь на вершину Конжака частично проходит по краю Иовского плато . Оно представляет собой большую, частично заболоченную поляну на высоте 1100-1200 метров, окруженную каменистыми склонами.

В прошлом здесь хорошо поработали геологи. От них осталось лежать много железного хлама (трубы, вагонетки, детали буров, остатки механизмов и прочее), ямы и небольшое мелководное озерко (озеро Геологов, высота 1125 м). В грозу здесь лучше не оказываться – валяющиеся здесь железки хорошо притягивают молнии.

Озеро Геологов

Будучи на Конжаке, стоит дойти до Иовского провала (Иовской пропасти) . Плато здесь резко обрывается на восток.

GPS-координаты Иовского провала: N 59º 38.104´ E 059º 10.358´.

Иовский провал - один из немногих сохранившихся на Северном Урале ледниковых цирков. Глубина провала – 300 метров, средняя крутизна склонов – 35 градусов. На поверхность выходят разноцветные породы (некоторые из них за счет светлого оттенка создают иллюзию, что на них светит солнце). Местами стенки провала совсем гладкие, словно отполированные.

Внизу, в каньоне, течет речка Полудневая. Даже летом местами лежит снег и лед. Стекающие в провал ручьи образуют небольшие водопады. Несмотря на грозное название, на дно провала вполне можно спуститься. Склоны не такие уж отвесные. Куда опаснее зимой, когда, зазевавшись или не заметив провал в плохую погоду, можно скатиться вниз на лыжах. Тогда может случиться и трагедия. Говорят, что такие случаи уже бывали.

Вскоре эта красота будет навсегда уничтожена, здесь появится карьер. В 2018 году предприятие «Дуниты Среднего Урала» начало добычу дунитов открытым способом. Запасы Иовского месторождения оцениваются в 20 млн тонн дунитов. Этого должно хватить лет на 30.

Следы былого присутствия геологов на Иовском плато

Горняки считают, что карьером на Иовском плато несут туристам лишь благо. Ну а на природу им наплевать.

«Туристы смогут получить медицинскую помощь в случае травмы. Кроме разработки месторождения будет еще и дорога до карьера. А дорога – это перспективы развития. Сейчас Конжак посещает горстка людей, ничтожное количество туристов. Когда появится дорога, горой будут любоваться даже люди с ограниченными возможностями», - поведал «Вечерним ведомостям» директор «Дунитов» Николай Кузьмин.

Каждый год в первую субботу июля на Конжаке очень многолюдно. Начиная с 1996 года, здесь проходит горный марафон «Конжак» . На него съезжаются участники со всего Урала, России и даже из других стран.

Для многих Конжак – источник вдохновения. О нем слагают песни, здесь пишут картины. Неспроста излюбленное место стоянки туристов называется Поляной художников.

Интересны и окрестности Конжаковского Камня. Куда ни взглянешь – кругом горы, по которым можно ходить и ходить.

Экспедиция Э.К. Гофмана на Конжаковском Камне

Летом 1853 года Конжаковский Камень посетила экспедиция известного геолога Э.К. Гофмана, работавшая над созданием геологической карты Урала. Отчет об этом был опубликован в «Горном журнале» , вып. 5, 1865 г.

«Так как никто из проводников не знал дальше дороги на Конжаковский камень и так как виденные вершины гор имели другую форму, нежели с какой они представлялись из Богословска, то мы решились подняться на какую-нибудь возвышенность, чтоб с вершины ее сделать обзор и таким образом ориентироваться…

Весь кряж и небольшая вершина Конжаковского камня еще лежали от нас на западе. Конжаковским камнем зовется целый ряд гор, тянущийся с SO к NW. Самая высокая сопка лежит в средине, воздымаясь над соседственными сопками, которые зубчатыми ребрами примыкают к ней с SO и NW…

Весь путь лежал чрез целые поля осыпей, которые нас очень утомили… Так как главную сопку нам приходилось достигнуть очень поздно, и так как она лежит выше границы деревьев, которые могли бы нам служить топливом, то мы решили в 5 или 6 верстах от этой вершины разбить палатку, непосредственно у северной границы леса…

В 12 ½ часов мы достигли самой главной вершины и водрузили на ней крест, который был вырублен одним из проводников на границе леса и принесен сюда… Кроме нескольких диких оленей, тотчас скрывавшихся при нашем приближении, мы не видели тут никакого живущего существа, за исключением разве назойливых мух, следовавших за нами может быть с привала».

Александр Бурак . Конжаковский Камень. 1956 г.

Как добраться до Конжаковского Камня (Конжака)?

Чтобы попасть на высшую точку Свердловской области - на Конжаковский Камень, на автомобиле нужно ехать из Екатеринбурга по Серовской трассе, повернуть перед Серовом на Североуральск, затем свернуть в Карпинск (смотрите карту ниже). Проехав через город Карпинск , попадаете на дорогу до Кытлыма. В прошлом сюда шла плохая грунтовка, недавно построена асфальтированная дорога. Примерно в 50 км от Карпинска расположена база отдыха «Конжаковский камень», где можно оставить автомобиль и отправиться далее пешком по "марафонке". Расстояние от Екатеринбурга – 445 км.

Добраться сюда можно и на общественном транспорте: на автобусе из Екатеринбурга до Карпинска, затем до автобусе Карпинск – Кытлым (но он ходит редко, не каждый день).

Обычно на Конжаковский Камень поднимаются по так называемой «марафонке» - по трассе горного марафона «Конжак». Она начинается от автомобильной дороги Карпинск – Кытлым, не доезжая 5 км до поселка Кытлым.

GPS-координаты начала «марафонки»: N 59º 31.974´ E 059º 15.987´. На всем протяжении она промаркирована, также имеются таблички с отчетом километров.

От начала «марафонки» до Поляны художников на берегу речки Конжаковки - 14 км (там удобнее всего разбить лагерь и подняться далее налегке), а до вершины - 21 километр. Расстояние до вершины, не спеша, занимает часов семь. Почти весь путь - в гору, а после Поляны художников еще и по курумникам.

GPS-координаты вершины Конжаковского Камня: N 59º 37.921´ E 059º 08.089´ (или 59.632017º, 59.134817º).

С 2017 года ходить пешком на Конжаковский и Серебрянский Камни стали единицы. Теперь большинство предпочитает заезжать на машинах на Конжак по технологической дороге, построенной Кузьминым для уничтожения Иовского плато с целью добычи дунитов. Отсюда до вершины остается всего ничего. Поток туристов существенно вырос, а вместе с тем появились любители побухать на природе и мусор.

Путешествуя по Уралу, берегите природу! Удачных поездок!

Одна из высочайших вершин Уральских гор и самая высокая точка Свердловской области - Конжаковский камень (1569 м). По массиву Конжака проходит условная граница Среднего и Северного Урала. При этом Конжак - уникальная по доступности вершина Каменного пояса. Во-первых, из-за того что до подножия горного массива можно доехать на легковой машине. Во-вторых, из-за того что на пути в гору заблудиться невозможно. От подножия до самой вершины красными флажками и метками с расстоянием обозначена трасса длиной 21 км. Туда и обратно получается марафонская дистанция. Ежегодно в июле, начиная с 1996 года, на ней проводится международный горный марафон "Конжак". Он занимает первое место в рейтинге российских марафонов и является самым массовым в России, собирая более тысячи участников со всего мира. Так что тропинка протоптана и Конжак по силам каждому.


Дорога на Кытлым - поселок у подножия Конжака. Впереди вторая по высоте гора в этом районе, широко известная в узких кругах Косьва.


Одна из вершин по дороге к Кытлыму, их много вокруг поселка. Потому он и получил это название - в переводе с мансийского Кытлым означает "котёл".

Облака местами пытаются пролезть между вершин...

Или просто спускаются с Косьвы

Из поселка открываются отличные виды на горы. Местами их портит присутствие человека. Особенно если их много, они зеленые и что-то затевают.

Тогда им на помощь приходит Спецстрой России...

И пейзаж приобретает характерные черты, соответствующие представлению зеленых человечков о прекрасном.

Впрочем, не будем о страшном. Добравшись до Кытлыма мы занялись подготовкой к покорению Конжака на специальном автомобиле. Так как он с весны не заводился, на него нужно было поставить аккумулятор, проверить свечи и уровень масла, залить бензин. После чего ГАЗ-66 завелся)

Подготовка к старту.

Через пару часов. На полпути к вершине.

Машину с водителем оставляем где-то за 7 километров от вершины. Дальше пешком. Вид с поляны художников - излюбленного места привалов при подъеме.

Где-то через километр. По этому склону, покрытому карликовым лесом, мы поднимались.

Еще выше и мы над облаками. Видна Косьва.

При выходе на плато нас встречает памятный знак посвященный 300-летию металлургии на Урале.

Взгляд назад. Йовское плато. Пара километров по нему и снова в гору. По центру виден вден из флагов обозначающий марафонскую трассу.

Впереди вершина Южный Йов.

А это Северный Йов. Камни на склонах покрыты узорами зеленых мхов.

И снова крутой подьем в гору. Вид в сторону Краснотурьинска и Карпинска.

На этой высоте проходящие тучи оставляют на камнях снежный покров. Преимущественно с одной стороны...

Растительность тоже покрывается снегом, очень красиво, будто застывая.

Марафонские флажки на этой высоте приобретают совершенно необычный вид)

Закат с видом в сторону Североуральска

Закат с видом на Южный Йов

Косьвинский Камень - горный массив, расположенный рядом с Конжаковским камнем, на Северном Урале. Сложен в основном пироксенитами и дунитами. В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а выше - горной тундрой и каменными россыпями. Высота - 1519 метров.

Подробности об находящейся в этой горе сверхсекретной советской системе впервые были раскрыты в 1993 г. Брюсом Г. Блэром , бывшим американским наблюдателем за запуском межконтинентальных баллистических ракет, а ныне одним из ведущих экспертов США по российским вооружениям. Опасаясь, что тайная атака с американской подводной лодки может стереть Москву с лица земли за 13 минут, советские лидеры отдали распоряжение о создании автоматизированной коммуникационной сети , усиленной настолько, чтобы она была способна перенести последствия ядерного удара. Управлял системой компьютер, похожий на тот, о котором идет речь в «Докторе Стрейнджлаве », под кодовым названием «Периметр ». Система заработала полным ходом в январе 1985 г. И она до сих пор не демонтирована».

(Система «Периметр» , Индекс УРВ РВСН - 15Э601 - комплекс автоматического управления массированым ответным ядерным ударом, созданный в СССР в разгар холодной войны. Предназначен для гарантированного обеспечения пуска шахтных МБР и БРПЛ в том случае, если в результате нанесения противником сокрушительного ядерного удара по территории СССР будут уничтожены все командные звенья РВСН, способные отдать приказ об ответном ударе.

В западной прессе за системой закрепилось название «dead hand» (мертвая рука ) .)

В дополнительных пояснениях, которыми завершается книга Смита, можно обнаружить ссылку на более детальное описание советской компьютерной системы «Периметр» , опубликованное в 2003 г. в газете Washington Post Брюсом Г. Блэром. Сегодня он возглавляет Институт всемирной безопасности в Вашингтоне - аналитический центр либерального толка.

Главными целями американских стратегов «холодной войны» на территории России были объекты, расположенные под горами Ямантау и Косьва на Центральном и Южном Урале.

Они представляли собой огромные строительные площадки, развернутые в конце 70-х, когда вся ядерная мощь США нацеливалась на сердце коммунистического комплекса. Опасаясь нападения, способного обезглавить страну, советское правительство отправило на эти стройки десятки тысяч рабочих. Суда по снимкам, сделанным шпионскими спутниками США, работы в этих районах продолжались и в конце 90-х.

Блэр получил сведения о строящихся командных бункерах (чертежи и примечания) в конце 90-х от старших офицеров стратегического воздушного командования, отвечавших за наведение американских ракет на советские цели.

По его данным, командный центр Ямантау расположен внутри горного кварцевого массива на глубине примерно 1 тыс. м . Это скорее убежище для высшего политического руководства, чем командный пункт, так как коммуникационные системы Ямантау оставляют желать лучшего, ведь кварцевые породы препятствуют выходу радиосигналов сквозь гору.

Но и этот «монумент ядерной эпохи» меркнет в сравнении с автоматизированной системой «Периметр», установленной в районе горы Косьвинский Камень. По словам Блэра, «американские стратеги считают его главным украшением короны российской системы боевого ядерного командования, поскольку отсюда можно поддерживать связь сквозь гранитную толщу с российской стратегической авиацией дальнего действия с помощью ОНЧ -радиосигнала (3,0 — 30,0 кГц), способного распространяться даже в условиях ядерной войны. Данный бункер - критическое звено в системе коммуникационной сети «машины судного дня », предназначенный для обеспечения полуавтоматического возмездия в ответ на обезглавливающий удар».

Однако для финального запуска ракет советская система нуждалась в человеке, который нажмет на кнопку. «Эта «машина судного дня», заработавшая в 1984 году, во время апогея эпохи ядерного противостояния, представляла собой потрясающий воображение венец инженерного творчества», - пишет Блэр. По его данным, если системы «Периметра » регистрировали нанесение ядерного удара по территории России, а затем не получали никаких команд из Москвы или прочих командных бункеров, то полномочия по запуску всего ядерного арсенала получал лишь один человек, находившийся в глубине массива горы Косьвинский Камень .

Блэр полагает, что интерес администрации Буша к бомбам, разрушающим подземные бункеры , объясняется стремлением получить устройство, способное ликвидировать «машину смерти », захороненную в глубинах Косьвинского бункера. Если это утверждение верно, значит, советская система сохранила свою функциональность. Возможно, кто-то знал о деактивации «Периметра», но Блэру найти такую информацию не удалось.

Подписанная президентом Бушем директива на случай ядерной войны требует от Пентагона разработки планов по уничтожению Ямантау и Косьвинского Камня наряду с 2 тыс. других целей в России и сотней в Китае . Но такая стратегия требует высокоэффективных видов оружия, обладающих значительно большей разрушительной мощью, чем у бомб, сброшенных на Японию в 1945 г. Речь идет о плане «судного дня», согласно которому два подземных бункера подлежат уничтожению в результате обмена ядерными ударами.

Сегодня Блэра беспокоит не перспектива целенаправленной ядерной войны в духе концепций «холодной », а так называемая случайная война, вызванная наличием в арсеналах государств слишком легко срабатывающего и ненадежного оружия прежней эпохи.

Коллеги считают Блэра осторожным ученым, поднимающим только реальные вопросы. Так, Стивен М. Мейер, эксперт Массачусетского технологического института по вопросам российских вооружений, сообщил в интервью газете Times, что Блэр «требует от себя гораздо более высоких стандартов в процессе сбора доказательств, чем другие специалисты в разведывательном сообществе ».

Его книга «Логика случайной ядерной войны », а также тревожные публикации - очередное напоминание о том, что нелогичность, иррациональность и возможность катастрофических ошибок со стороны наших систем командования ядерными силами и контрольных механизмов, доставшихся в наследство со времен «холодной войны», никогда и никем не были исправлены или откорректированы. О них просто забыли, как только «холодная война» завершилась. Судя по его анализу, в те времена нам удалось избежать полномасштабного ядерного конфликта только благодаря случайности, а не разуму.

Наше время

Первоначальным импульсом для строительства объекта, не прекращавшегося даже в годы кризиса 90-х, послужили отработанные горизонтальные платиновые шахты, которые сами по себе в период их разработки были достаточно секретным рудником. Гора Косьва, к слову сказать,сложена из дунитов, которые являются минералом для производства огнеупоров, и к тому же обладают ещё одним полезным свойством – блокированием сканирующего радиоизлучения (не правда ли весьма ценное свойство для военных. Для снабжения объекта пару лет назад была построена дополнительная ЛЭП, проложен новый мост через реку Каква, грунтовая дорога круглый год поддерживается в хорошем состоянии. По дороге город Карпинск — посёлок Кытлым регулярно двигаются тягачи с тяжёлой строительной техникой и цементовозы. В городе Карпинск построен жилой дом специально для офицеров и их семей, охраняющих/обслуживающих объект…. В самом Кытлыме, прилегающем к базе строятся жилые домики для солдат и офицеров, прочая инфраструктура.

Всё что знают местные жители, это то, что вся гора изрыта как «муравейник». А те, кто ещё в бытность строительства объекта были в нём, говорят, что там по туннелям свободно перемещается большегрузный транспорт, существует многоуровневая система пропусков, а строительные подразделения работают изолированно друг от друга и никто толком не знает что строится и для чего.