Загадочный замок кастель дель монте. Замок кастель дель монте Место для проведения оккультных ритуалов

Расположился замок в Апулии, недалеко от города Андрия. По предположениям, возведен он был на месте разрушенной крепости. Правда ее следов так и не нашли. В 1240 году король Фридрих II отдает приказ построить замок на месте крепости. Строительство длилось ровно десять лет. После окончания стройки правитель неожиданно умирает. С этого момента и начались все тайны. До сих пор никто не знает, кто построил замок, и как он использовался в жизни людей. Известно, что Фридрих дружил с лидером тевтонского ордена. Некоторые документы говорят о том, что даже сам император состоял в ордене и был одним из магистров. Сооружение не имеет практического значения, оно строилось под влиянием тамплиеров. Вряд ли его суть поймут практические умы, здесь лучше мыслить философски.

Если присмотреться к структуре, то можно обратить внимание на восьмиугольники, расположенные на этажах замка. Восьмиугольник находится в промежуточном положении между квадратом – знаком земли и кругом, олицетворяющим небо. Такие здания всегда строили себе тамплиеры. На первом и на втором этажах находятся по восемь комнат в форме трапеций. К башням можно добраться по винтовым лестницам, крутящимся против часовой стрелки. Это противоречит всем остальным строениям прошлых веков, в которых лестницы заворачивались по часовой стрелке. Все помещения замка выстроены по типу лабиринта, совершенно непонятно в каком из них ты окажешься в следующий раз. Удивляет еще то, что в замке нет ни одного жилого помещения, вокруг пустые голые комнаты.


Внутри замка, во дворе расположен бассейн в форме восьмиугольника, вырезанный из целого мраморного куска. Использовался он для тайного обряда «слеза Господа», проводимого членами ордена тамплиеров. Под бассейном располагалась система цистерн для дождевой воды. Это один из первых примеров древней канализации, сохранившихся до наших дней. Весь интерьер просто забит предметами, напоминавшими восьмерки. Даже в лепнине на стенах очень много упоминаний о цифре восемь. Почему именно «8»? Все дело в том, что эта цифра символизирует бесконечность и соединяет небо и землю.


Если рассматривать замок с мистической стороны, то использовался он как тайный храм, как место, помогающее выйти в контакт с небесными силами. Даже вход в сооружение находится со стороны восходящего солнца. Судя по всей архитектуре и расположению, солнце играет одну из главных ролей. В полдень оно отбрасывает тень таким образом, что очертания полностью повторяют пропорции замка. Во время летнего солнцестояния появляются тени прямоугольной формы, отбрасываемые так, что замок оказывается ровно посередине. На входных колоннах расположились два льва, смотрящие прямо на точки восхода солнца.


Если рассматривать практическую сторону использования замка, тот тут все просто. Ученые выяснили, что Фридрих II очень любил охоту на соколов. Он даже написал целую книгу об этих птицах со своими собственными рисунками. Вполне вероятно, что Кастель-дель-Монте использовался как охотничий замок или для проведения важных мероприятий.

Наше время Кастель дель Монте

Долгие годы замок не принадлежал ни одному из государств. Однако в 1876 году он был куплен государством, на территории которого находился все это время. Его отреставрировали и через двадцать лет причислили к списку Всемирного Наследия. В настоящее время замок стал туристическим объектом, привлекающим туристов своей необычной формой и мистической историей.

Кастель-дель-Монте - одно из самых известных и посещаемых мест Апулии; еще бы, оно включено в ЮНЕСКОвский список объектов Всемирного культурного наследия. Романские соборы Апулии только-только вступили в борьбу за попадание в этот список, и поэтому бОльшую часть этих соборов можно пока посмотреть в тишине и гордом одиночестве. Кастель-дель-Монте же наполнен туристами, как, впрочем, и Матера. Удивительно, что люди так слепо доверяют дяденькам и тетенькам из ЮНЕСКО, что готовы тащиться в глухомань, не обращая внимания на шедевры под боком)))

Когда-то двор украшали статуи античных и средневековых мастеров, но замок после уничтожения семьи Гогенштауфенов и вплоть до конца Бурбонской монархии неустанно расхищали; кое-какие статуи оказались даже в Казерте. Так что сейчас во дворе можно увидеть несколько барельефов (высоко, мой фотоаппарат не осилил), два портала - входа в помещения первого этажа, а также три окна второго этажа.

Один из порталов первого этажа:

Внутри замок пуст - все украли до нас. Голые стены украшают лишь порталы из кораллового известняка, камины и колонны.


Это всё были фотографии первого этажа, далее следует второй.

Еще можно высунуться из окон и попытаться рассмотреть с близкого расстояния те детали двора, что снизу плохо просматриваются.

Собственно и всё.
От Кастель-дель-Монте у меня остались противоречивые впечатления. С одной стороны, о нем было столько всего написано умными людьми (и прочитано глупым, т.е. мною), что действительность разочаровала. Тащиться в такую даль, подгадывать автобусные расписания - и все это ради голых стен. Но, с другой стороны, если бы я пропустил памятник ЮНЕСКО, то потом бы себе методично выедал плешь всю оставшуюся жизнь))) С третьей стороны, из увиденных в поездке крепостей (Бари, Трани, Барлетта, Мельфи) Кастель-дель-Монте оказался самым интересным.

В любом случае, больше часа тут смотреть нечего (я же приехал в 12-15, а уехал в 15-00), так что подбирайте себе правильно пару автобусов "туда-сюда". Если бы я предполагал, что забастовка в грядущую пятницу будет столь серьезной, я бы все же рискнул своей плешью, опустил бы посещение Кастель-дель-Монте и так перекроил программу, чтоб хотя бы до Конверсано добраться. Но что сделано, то сделано.

Возможно, на мое настроение повлияла погода. На фотографиях вы видите солнце, но это все обман))) Хоть и было выше 20 градусов, и действительно светило солнце, но при этом дул пронизывающий холодный ветер, а я был в одной рубашке. Это был тот самый ураганный ветер, из-за которого мы накануне несколько раз заходили на посадку в аэропорту Бари. в последующие дни куртку приходилось брать всегда, так как утром и вечером было прохладно.

В следующий раз мы с вами пробежимся по Андрии (забегая вперед, уж простите за каламбур, скажу, что уж Андрию точно можно пропускать, если отпуск короткий), заглянем в собор и маленькую церковь Сант-Агостино.

Замок дель Монте (Castel del Monte) одиноко возвышается на уединенном холме Западной Мурдже в пустынной местности города Андрия провинции Бари, на высоте 560 метров над уровнем моря. Современное название замковый комплекс получил лишь в конце XV века, первоначальное название не сохранилось. Назван замок Кастель дель Монте был в честь одноименного старинного поселения у подножия холма, на котором находился небольшой монастырь Санта-Мария-дель-Монте. Часто местные жители Андрии называют его «Короной Апулии».

Средневековье ― огромный исторический период, связанный с масштабными событиями и значительными изменениями во всех сферах жизни, как отдельных государств, так и целых наций Европы и Азии. Это время падения Римской империи и начавшегося вслед за этим Великого переселения народов, которое в дальнейшем, на протяжении многих веков, будет служить благодатной почвой для возникновения бесчисленных культурных, языковых и религиозных конфликтов между германскими и романскими народами, ранее проживавшими на территории некогда единой империи. «Темные века» как небезосновательно назовет эту эпоху знаменитый итальянский поэт Петрарка, несмотря на глобальные потрясения, без которых в истории своего развития не обходилась еще ни одна цивилизация, станет и временем великих преобразований.

Как никогда ранее, церковь в лице Папы Римского обретет небывалую власть и могущество, с которой придется считаться всем, от обитателей глухих поселений и жителей просвещенных городов до монархов и королей. Это время расцвета идеалов монашества и безграничной власти инквизиции, сеющей одинаковый ужас в души, и закоренелых еретиков, и самых набожных прихожан. Время рыцарства и непрекращающихся столкновений, когда христиане проливали кровь друг друга в постоянных междоусобных войнах, и время Великих крестовых походов, когда на полях сражений в борьбе за священный Иерусалим не меньше проливалось крови мусульман и крестоносцев.

Безусловно, чтобы получить даже приблизительное представление о Средневековье, занявшем в истории человечества без малого девять веков, потребуется знакомство с куда более обширными сведениями. Но и упоминание этих нескольких знаковых событий позволяет получить представление о времени и условиях, в которых был построен во многом загадочный и по-своему уникальный замок Кастель-дель-Монте. А для того чтобы лучше разобраться в особенностях архитектуры замка или его истинном предназначении, а возможно, и попробовать найти разгадки на некоторые тайны, которыми щедро окутан Кастель-дель-Монте, стоит обратить внимание и на непосредственного владельца замка, личность которого представляется настолько же колоритной, насколько и противоречивой.

Об этом человеке, чье властолюбие и жестокость не знали границ, можно рассказать многое, но и упоминание лишь одного факта из его бурной жизни дает весьма четкое и наглядное представление о неоднозначном характере и нраве этой личности. Так, никогда не питая глубоких религиозных чувств и всячески оттягивая свое участие в очередном Крестовом походе, этому человеку все же удалось добиться, казалось бы, невозможного ― быть отлученным от церкви и, несмотря на папскую анафему, одержать победу в Крестовом походе и вернуть христианскому миру Иерусалим. Речь идет ни о ком другом, как об императоре Священной Римской империи, правителе Германии, короле Сицилии и Иерусалима Фридрихе II Гогенштауфене.

Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен ( нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое …

…pro castro quod apud Sanctam Mariam de Monte fieri volumus…

(для замка, который мы хотим возвести рядом с церквью Св. Марии на холме).

Впрочем далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду — начало строительства или какие-то финальные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг . - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.

В качестве места для будущего строительства очередного замка Фридрих II выбирает Апулию, регион, входящий в тот период в состав Сицилийского Королевства (ныне регион провинции Бари на юге Италии), где он, собственно, вырос и прожил все свое детство и юность. Согласно бытующему преданию, Castel del Monte (от итал. «замок на горе» или «замок горы») был построен на месте руин покинутого монастыря Святой Марии, а точнее, на небольшом возвышении в виде холма, расположенного посреди безлюдной равнинной местности (в 16 км от города Андрия), позже получившей название Terra di Bari. Отсюда и происхождение первоначального названия замка Сastrum Santa Maria de Monte, которое сохранялось за ним на протяжении долгого времени.

Начало строительства замка приходится на 1240 год, а окончание работ датируется 1250 годом, то есть по странному (а возможно, и чисто случайному) совпадению завершение Кастель-дель-Монте совпало с годом смерти Фридриха II. Что, даже отбросив напускную таинственность, невольно наводит на мысль о некой символичности, ведь следом за кончиной императора вскоре исчезнет и весь дом Гогенштауфенов. А одним из самых ярких напоминаний о великой династии южногерманских королей и императоров Священной Римской империи остается как раз таки замок Кастель-дель-Монте, неизменно возвышающийся над равнинной местностью Апулии на протяжении вот уже почти 800 лет.

Согласно сохранившимся письменным свидетельствам известно, что Фридрих II отдавал предпочтение возведению объектов и сооружений исключительно военного назначения. Поэтому неудивительно, что за время своего правления он успел отстроить более 200 замков и крепостей и при этом был упомянут в качестве основателя только одной церкви в Альтамуре. О страсти императора к оборонным укреплениям даже ходили легенды, будто придворные вельможи порой умоляли своего правителя сделать, наконец, перерыв и не строить такое количество новых замков. Но объяснить подобное жертвование духовными потребностями своего народа в угоду чисто практических военных целей нетрудно, достаточно лишь вспомнить о непростых и непримиримых взаимоотношениях между императором и Римским Папой.

В те времена Папская область во что бы то ни стало стремилась обезопасить себя и свои владения от посягательств Священной Римской империи, и поэтому между каждым новоизбранным папой и императором всегда сохранялись крайне напряженные отношения. И даже первое и второе отлучения от церкви Фридриха II (в 1227 и 1239 гг.) и прозвище «настоящего антихриста», крепко закрепившееся за императором, едва ли способны показать ту враждебность и ненависть, которую питали друг к другу, пожалуй, на тот момент два самых могущественных правителя католического мира. Поэтому борьба Фридриха II и папы Григория IX за центральную часть Италии, со временем переросшая в открытое и ожесточенное противостояние, просто не могла не отразиться на политике, проводимой императором. Тем загадочней на фоне постоянных войн и восстаний, которые вел и подавлял Фридрих II, выглядит его задумка строительства замка Кастель-дель-Монте, который, по сути, ни замком, ни крепостью не является.

За основу двухэтажного строения Кастель-дель-Монте была взята совершенно нестандартная форма правильного восьмиугольника, благодаря которой замок и остается единственным фортификационным сооружением с такой необычной планировкой. Причем среди всех средневековых замков Западной Европы. Что, собственно, затрудняет, а нередко и ставит в тупик современных исследователей, занятых поиском достоверных аналогов, которые в XIII веке могли бы вдохновить Фридриха II на строительство столь необычного для своей эпохи сооружения. Но зная о хорошем знакомстве императора с менталитетом восточных людей (особенно сарацинов), его терпимости к чужим культурам и религиям и о его крайнем свободомыслии, можно предположить, что прообразы будущего Кастель-дель-Монте могли быть позаимствованы Фридрихом II из мусульманского мира, во время его Крестового похода на Святую землю.

С этой версией часто связывают мечеть Купол Скалы, построенную в Иерусалиме еще в VII веке н.э. и также имеющую форму восьмиугольника. Возвращаясь к замку, стоит обратить внимание, что помимо восьмиугольных стен высотой 25 метров к каждому из углов замка примыкают восьмиугольные башни, чьи вершины возвышаются над землей немного выше — на 26 метров. Как легко заметить, число углов и, соответственно, башен Кастель-дель-Монте равняется восьми, но и на каждом из двух этажей замка располагается по восемь одинаковых залов, а присмотревшись к украшениям помещений, можно обнаружить еще и частое восьмикратное повторение деталей внутреннего орнамента.

И словно этого повторения цифры 8 показалось малым, внутренний двор замка, который вполне мог иметь форму круга или квадрата, также представляет собой все тот же восьмиугольник. Отсюда и неудивительно возникновение прочной ассоциации замка Кастель-дель-Монте с таинственной цифрой 8, которая постоянно служит объектом повышенного интереса и историков, и приверженцев нумерологии, и обычных любителей тайн и загадок.

Из-за своей внешней схожести замок Кастель-дель-Монте часто называют «короной Апулии». И в самом деле, это сравнение представляется справедливым, и не только благодаря внешнему подобию, но и потому, что Фридрих II носил именно восьмиконечную корону. Так что замок и его характерная форма могли служить в качестве символа власти императора, которую тот пожелал запечатлеть «в камне». Строго говоря, при строительстве замка были использованы только известняк (основа) и мрамор (колонны, отделка окон и порталов), но это нисколько не нарушает версию замка-символа, а скорее даже наоборот, только лишний раз подтверждает ее. Мрамор как строительный материал, бесспорно, обладает массой достоинств, но едва ли подходит для возведения таких мощных оборонных укреплений, как замки, крепости или форты.

Таким образом, происхождение цифры 8 во многом связывают непосредственно с архитектурой замка Кастель-дель-Монте. Правда, существуют и другие предположения, ведь эту же цифру можно увидеть и в украшенном восемью лепестками перстне Фридриха II, а заглянув в историю различных культур и учений, можно еще и найти собственное толкование символизма цифры 8, как олицетворение власти, богатства, успеха или удачи. Но оставим, наконец, цифры и перейдем непосредственно к особенностям обустройства замка, который с равным успехом можно было бы назвать охотничьей резиденцией, памятником, своеобразной обсерваторией или даже культовым сооружением.

При строительстве фортификационных сооружений эпохи Средневековья первостепенное значение всегда уделялось способности замка или крепости противостоять любым атакам и их возможностям выдерживать длительные осады. Но, обратившись к истории Кастель-дель-Монте, можно обнаружить странную особенность ― вокруг замка никогда не копались рвы и даже не насыпались земляные валы. Помимо этого, в замке не найти складских помещений, где в случае осады следовало бы сберегать запасы продовольствия. С другой стороны, присмотревшись к замку, наравне с небольшими окнами можно заметить и узкие щели бойниц, устроенных по периметру всех башен. Значит, тот немногочисленный гарнизон, который мог бы разместиться во внутренних помещениях, все-таки мог рассчитывать на хоть какое-то преимущество (помимо внушительных стен) во время обороны замка. Но тогда становится совершенно непонятно, почему винтовые лестницы в башнях Кастель-дель-Монте закручены «не в ту сторону». Согласно одному из правил «замкостроительства», винтовые лестницы должны подниматься с этажа на этаж по направлению часовой стрелки.

Это обеспечивает защитникам замков более выгодное положение, так как атакующим солдатам приходится подниматься по лестнице и при этом вести бой в неудобной позиции. А дело все в том, что солдаты, идущие на штурм замка, лишаются возможности наносить наиболее сильные удары своим основным оружием ― мечами, ведь для этого требуется размахнуться справа налево, в то время как солдаты, защищающие замок, благодаря закрученности лестницы и более высокому на ней положению будут постоянно находиться несколько правее. Так что нестандартное (против часовой стрелки) направление винтовых лестниц Кастель-дель-Монте получило бы хоть какое-то оправдание, только если бы замок осаждали войска, состоящие исключительно из левшей. Или, что более очевидно, Фридрих II таким способом лишний раз подчеркнул необоронное предназначение замка.

Среди увлечений императора особое место занимала соколиная охота, которой он посвящал немало своего свободного времени. И на основе собственных наблюдений и экспериментов Фридрих II даже написал трактат «Искусство охоты с птицами». Так, исходя из страсти императора к охоте, возникает предположение о возведении Кастель-дель-Монте в качестве охотничьей резиденции. Но под сомнение подобную мысль ставят крайняя роскошь и непомерное богатство внутренней обстановки, которой мог похвастаться замок к моменту своего завершения. Еще одно назначение Кастель-дель-Монте связывают с особенностями ориентации его входов и окон по сторонам света.

Главные ворота замка выходят точно на восток, а запасные расположены строго в противоположном — западном - направлении. Что касается окон, как внешних, так выходящих во внутренний двор, то они обустроены таким образом, что помещения второго этажа освещаются прямым солнечным светом в течение всего года, а восемь залов первого этажа именно во время летнего и зимнего солнцестояния получают естественное и, что интересно, абсолютно равномерное освещение. Отсюда родилась версия о замке как средневековой обсерватории или огромном астрономическом календаре.

Свой вклад в появлении на свет куда более сакральных причин строительства, а также и самого предназначения Кастель-дель-Монте делают сторонники оккультизма и мистицизма. Они придерживаются той точки зрения, что последователи каких-либо тайных учений или обществ, скрытых от глаз непосвященных (к которым мог бы принадлежать Фридрих II), использовали замок для проведения своих ритуальных или религиозных обрядов.

Прямых доказательств подобной версии, конечно, не найти, но многие туристы после посещения замка нередко указывают на те странные и необычные ощущения, что они испытывают, впервые оказавшись внутри Кастель-дель-Монте. Возможно, на людей производят впечатление массивность и внушительность сооружения или древность замка и его многовековая история, от которой поневоле должно захватывать дух. Но кто знает, не дает ли о себе знать некая таинственная энергетика, еще не утратившая своей силы и по-прежнему хранящаяся в стенах Кастель-дель-Монте?

Ну и в завершение лишь краткого знакомства с наиболее известным средневековым замком Италии, если все-таки отвлечься от потусторонних сил, стоит напомнить, что Кастель-дель-Монте вскоре после смерти Фридриха II послужит в качестве тюрьмы для его внуков. Затем, утратив былое значение и величие, после многочисленных разграблений замок лишится и прежнего блеска, и своей строгой красоты. На протяжении веков восьмиугольная крепость, памятник могущества рода Гогенштауфенов, охотничья резиденция императора, культоастрономическое сооружение станет убежищем, где местная знать будет искать спасения от эпидемий чумы, не раз вспыхивающих по всей Европе и добиравшихся до самых южных регионов Италии.

Примерно с XVII века замок постигнет незавидная участь быть покинутым и доживать свои последние дни в полном запустении. Но, к счастью, спустя почти 200 лет медленного и потому незаметного разрушения о заброшенном замке вновь вспомнят. В 1876 году следом за объединением Италии в единое государство в замке Кастель-дель-Монте начнутся реставрационные работы, а в 1996 году замок войдет в число исторических объектов, охраняемых фондом Всемирного наследия ЮНЕСКО. (whc.unesco.org/en/list/398)

И хотя сегодня замок Кастель-дель-Монте превратился в историческую и туристическую достопримечательность, он по-прежнему служит живым напоминаем целой династии Гогенштауфенов, подарившей миру таких великих правителей, как Конрад III, Фридрих I Барбаросса и Генрих VI.

В 1459 году крепость перешла во владения знатной итальянской семьи сеньора Ферранте Арагонского. А в 1656 замок в последний раз служил резиденцией для спасающихся от чумы знатных семей Италии, которая свирепствовала в городе Андрия. А уже через некоторое время Castel del Monte опустел и лишь в XIX веке превратился в дом пастухов, местных разбойников и мародеров. В этот период замок был разграблен, драгоценные мраморные материалы были содраны со стен, а богатые скульптуры проданы.

В 1876 году укрепление перешло во владения знатной семьи Carafa, которая занялась его восстановлением и реконструкцией.

В настоящее время замок Кастель дель Монте является памятником средневековой архитектуры и открыт для посещения всех желающих туристов.


источники
http://www.castlesguide.ru/italy/monte.html
http://www.allcastles.ru/italy/castel-del-monte
http://itlm.ru

Из замков именно Италии напомнил бы вам, а вот допустим английский тоже чем то похож на осмотренный сегодня. Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На планете существует немало красивых мест, пользующихся повышенным вниманием туристов. Юг Италии известен на весь мир незаурядной архитектурой, и восточный регион Апулии не является исключением. Многие сооружения вызывают интерес не только оригинальными конструкциями. Здания, предназначение которых остается для потомков большой загадкой, становятся предметом обсуждения туристов и объектом многолетних исследований ученых.

Бари: достопримечательности Средневековья

Столица региона знаменита религиозными памятниками. Николая с мироточащими мощами Николая Чудотворца, церковь Святого Сабина - главные достопримечательности древнего города. Вокруг Бари располагаются средневековые исторические памятники, на которые приезжают любоваться туристы из всех уголков мира.

Известнейшим сооружением является замок Кастель-дель-Монте, названный самым таинственным строением Европы. Правильный восьмиугольник, буквально пропитанный символизмом, бередит умы специалистов.

Противоречивая личность владельца замка

Чтобы разобраться в архитектурных особенностях капитального сооружения, необходимо познакомиться с его владельцем - человеком неоднозначным и вызывающим у историков разные чувства.

Противоречивая личность императора Фридриха II Гогенштауфена вызывала множество споров и мнений. Известно, что его жестокость и жажда власти не знали границ. За отсутствие религиозных чувств он был отлучен от церкви, что не помешало ему победить в Крестовом походе.

Вернувший христианскому миру Иерусалим император считался очень образованным человеком. В сохранившемся старинном документе описывается указ Фридриха II о начале масштабного строительства замка близ монастыря Санта-Мария-дель-Монте. На высоком холме начались работы в начале 1240 года, продолжавшиеся около десяти лет.

Судьба исторического памятника

Считается, что сам император принимал участие в разработке грандиозного проекта Кастель-дель-Монте, но документальных свидетельств проживания его в своем детище не обнаружено. После смерти венценосной особы замок по наследству отошел сыновьям, но через какое-то время он был заброшен и служил приютом местным пастухам. После неоднократных актов вандализма в 1876 году его взяло под охрану государство.

Существует легенда, гласящая, что властный император не умер в 1250 году, а просто скрылся от всего мира, планируя реформировать церковь и установить на земле мир.

Загадки, у которых пока нет ответов

Не все ученые согласны с датой начала возведения Кастель-дель-Монте. Известно о серьезных финансовых затруднениях в 1239 году, из-за которых строительство других крепостей в империи было приостановлено. Это одна из первых загадок, над которой по сей день работают специалисты.

Вторая, касающаяся истинного предназначения монументального строения, мучает всех исследователей-историков. Существует официальная версия, по которой сооружение изначально строилось как резиденция для любящего соколиную охоту императора. Однако винтовые лестницы внутри замка закручены влево, против часовой стрелки, совсем в ином направлении, чем это было принято. В огромном помещении нет даже намека на комнаты для припасов, слуг, конюшен, а внутреннее убранство чересчур роскошно для охотничьего домика.

Замок или нечто иное?

Расположенный на высоком холме восьмиугольник, на углах которого находятся башни, не похож на остальные замки. У него нет обязательного подъемного моста, вала и рва, а главный вход выполнен в виде портала готического храма, обращенного на восток.

Архитектурное творение, представляющее собой двухэтажную конструкцию с плоской крышей, в 1999 году было внесено ЮНЕСКО в список всемирного наследия.

Символичность восьмерки

Восьмиугольный план постройки, расположенной в городе Бари, достопримечательности которого известны всему миру, сделал строение знаменитым. Несмотря на то что здание выглядит устрашающе, оборонительным сооружением оно никогда не являлось. Восемь трапециевидных помещений первого этажа, не предназначенных для приема гостей, и такое же количество комнат на втором, угловые башенки с восемью гранями полны сюрпризов. Символичное число повторяется в архитектурных деталях огромное количество раз.

Во внутреннем дворике когда-то располагался мраморный бассейн, символизирующий Святой Грааль. Не надо говорить, что и он имел восьмиугольную форму. А под ним находились цистерны с водой, объединенные в специальную гидросистему - старейшую канализацию Средневековья.

Интерьер Кастель-дель-Монте удивляет: все его детали продолжают тему восьмерки - символической фигуры бесконечности, считающейся переходом от земли к небу.

Календарь и солнечные часы

Главной особенностью исторического памятника является его способность показывать время. Первый этаж - это своеобразный календарь, отсчитывающий время. В каждое помещение второго этажа прямой солнечный свет проникает два раза в сутки на протяжении всего года (для комнат на первом этаже это справедливо только летом), превращая сооружение в гигантские солнечные часы.

В полдень осеннего равноденствия массивные стены замка отбрасывают тень, которая равняется длине внутреннего дворика. Постепенно она удлиняется, пока не «вмещает» в себя сооружение целиком.

Место для проведения оккультных ритуалов?

Царство геометрии, нумерологии, всевозможных тайных знаков, скорее всего, служило местом встречи сообществ, проводивших оккультные обряды, или астрономической обсерваторией, в которой занимались алхимией. В свиту Фридриха II входил известный астролог и маг Микеле Ското, имя которого упомянул Данте в своем произведении, описывая ад колдунов.

Не обошлась без влияния тамплиеров постройка Кастель-дель-Монте. Каменная корона Апулии, как еще называют загадочный шедевр мировой архитектуры, явилась материальным воплощением эзотерических, астрономических и математических знаний.

Цитадель тайных знаний

Национальный памятник обожают туристы, восхищающиеся оригинальным каменным произведением, которому нет аналогов. Приезжающие на юг Италии путешественники непременно посещают ставший легендарным замок, изображение которого чеканится правительством страны на мелких монетах. Величественное здание не спешит выдавать все секреты, но тем и интереснее заглянуть в цитадель тайных знаний.


Кастель-дель-Монте - это довольно загадочное строение, истинное назначение которого ныне никому не известно. Что это за замок без рва и вала, без моста и помещения для хранения запасов на случай осады, без кухни и конюшни, но зато с порталом, напоминающим церковный?

Это один из самых выдающихся замков времён императора Фридриха II. Ещё одно название замка - «Корона Апулии».

Кастель-дель-Монте расположен в Апулии в 16 км от города Андрия, в месте под названием «Terra di Bari» на невысоком холме рядом с монастырем Santa Maria del Monte на высоте 540 м над уровнем моря. Считается, что замок был выстроен на месте древней крепости, от которой, правда, не сохранилось каких-либо следов.


Строительство замка упоминается лишь в одном документе дошедшем до наших дней. Он датирован 29-м января 1240 г. и в нем указано, что император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен (нем. Friedrich II von Hohenstaufen) приказывает губернатору и судье Richard de Montefuscolo купить известь, камень и все необходимое...
Впрочем, далее из документа не совсем понятно, что имеется в виду - начало строительства или какие-то финишные работы. В пользу последней версии говорит еще один документ, выпущенный в 1241-1246 гг. - Statutum de reparatione castrorum (список укреплений, которые требуют починки). В нем Кастель-дель-Монте указан как уже построенный замок.


К сожалению, не сохранилось каких-либо достоверных свидетельство того, что Фридрих II когда-либо отдыхал в замке или использовал его в качестве охотничьей резиденции.
Император был одним из самых образованных людей своего времени, знал греческий, арабский и латинский языки. При дворе Фридриха устраивались математические состязания, в которых принимал участие Фибоначчи, что возможно, в какой-то мере повлияло и на строгие архитектурные формы Кастель-дель-Монте.

В 1250 г. Фридрих II умирает и замок переходит к его сыновьям.
В 1266 году, после того как сын Фридриха Манфред проиграл в борьбе за трон Сицилии и Неаполя и умер, малолетние дети Манфреда - Фридрих, Генрих и Энцо - были заточены в замке победителем этого противостояния Карлом Анжуйским на долгие 33 года.
Впоследствии замок был почти заброшен и лишь изредка использовался в качестве места для проведения свадебных церемоний.
В середине XVII века Кастель-дель-Монте в последний раз служил как убежище для знатных семей, нашедших здесь спасение от чумы.

В Кастель дель Монте два этажа с плоской крышей. Снаружи замок представляет собой правильный восьмиугольник, сторона которого 16,5 метров. На каждом углу здания находится восьмиугольная башня. Строго посередине высоты по всему периметру проходит небольшой карниз, который разделяет этажи друг от друга. Второй карниз отделяет цоколь здания и проходит на высоте около 2 метров. Внутренний двор - это также правильный восьмиугольник, высота стен которого, считая от поверхности внутреннего двора, - 20,5 метров, высота угловых башен немного больше.


Каждый угол венчается восьмиугольной башней, внутренний двор, также имеет восемь углов. Весь архитектурный замысел тесно связан с цифрой восемь, которая в нумерологии считается символом бесконечности и мира, занимает посредническую позицию между миром Земли и Неба. Это заставляет думать об особом предназначении замка, возможно, он был обсерваторией средневековых времён, возможно, в нём занимались алхимией или оккультизмом.


Панорама внутреннего двора Кастель-дель-Монте

Главный вход обращен строго на восток. С противоположной, западной стороны находится второй вход. Всё здание построено из шлифованного известняка, а обрамления окон, колоны и порталы - из мрамора. Каждая сторона внешней стены имеет два окна - одно одноарочное на первом этаже и другое двухарочное на втором этаже. Только окно, выходящее на север, на втором этаже имеет три арки.


Три выхода на первом этаже ведут во внутренний двор. Помимо этого, на втором этаже также находятся три двери, которые вели на деревянный балкон, к сожалению, несохранившийся до наших времен. Также в стенах есть другие небольшие окна, благодаря которым свет проникает в каждое помещение через внутреннюю и внешнюю стены.


Внутренние помещения замка представляют собой 16 правильных трапеций, и расположены по восемь на первом и втором этажах. Гардеробные, туалеты и винтовые лестницы находятся в угловых башенках. Примечательно, что винтовые лестницы закручиваются, как правило, вправо, так как это необходимо для обороны здания. Здесь же, напротив, винтовые лестницы закручиваются влево, будто повторяя форму панциря улитки.

Все помещения обоих этажей имеют одинаковую форму, однако они отличаются расположением дверей. Два зала, расположенных на первом этаже, соединены с улицей восточным и западным порталами, но они не имеют выхода во внутренний двор крепости, а соединяются с другими залами. Залы, имеющие несколько дверей, называются проходными.


Также в крепости есть четыре концевых зала по два на первом и втором этажах, имеющих лишь одну дверь. В каждом концевом зале есть камин и вход в туалет, который расположен в смежной с залом башне. Уборные комнаты всегда хорошо проветривались через отверстия в стенах и омывались водой из баков, которые были установлены на крыше замка. Один из конечных залов на втором этаже называют тронным залом. Окно в нём выходит на восток и находится над главным порталом. В этом зале отсутствует камин и проход в туалет.
При этом в замке нет ни спален, ни жилых комнат, ни кухни, ни комнат для прислуги.


В помещения второго этажа солнечный свет прямо проникает дважды в сутки круглый год, а в помещения первого этажа прямые солнечные лучи проникают только летом. Таким образом, верхняя часть крепости представляет собой огромные солнечные часы. Два дня в году - во время летнего и зимнего солнцеворота солнечные лучи равномерно распределяются между всеми помещениями на первом этаже.
Так, первый этаж мог служить жителям замка в качестве календаря, а все сооружение может рассматриваться как неординарный астрономический прибор.




В 1876 году замок купило государство, его отреставрировали и привели в порядок. В 1996 году Кастель дель Монте был внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
И теперь каждый желающий может полюбоваться на Кастель дель Монте, замок похожий по форме на корону, в которой короновался Фридрих II и находящийся в абсолютно стратегически невыгодном положении среди открытого пространства.