Павильон у гранитной пристани елагин остров. Елагин остров: все самое интересное


Жемчужиной дворцово-паркового ансамбля, сооруженного на Елагином острове по проекту Росси в 1820-е годы, считается Елагиноостровский дворец. Впервые в нашей стране центром, вокруг которого строился ансамбль, стала не площадь, а Масляный луг. В интерьерах дворца же огромная роль отводилась декоративному оформлению. Все материалы и все мастера были исключительно отечественными, что было необычно и весьма патриотично для того времени. Ныне дворец, восстановленный после войны, работает как музей.


На территории Оранжерейного корпуса можно найти один из самых удивительных музеев города. Своей уникальностью он обязан расположившейся в его стенах коллекции, основу которого составляет продукция ленинградского стекольного завода. Главная экспозиция представлена лучшими изделиями мастеров-стеклодувов, которые бережно собирали с 1940 до 1990 годов.


Восточную часть Елагина острова замыкает небольшой павильон, возведенный по проекту знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси. Постройка представляет собой прямоугольный объект с искусно вписанной в него открытой ротондой. Изящный павильон в свое время стали именовать «Миловидой», но на самом деле его официальное название - Павильон под флагом, потому что над плоским куполом поднимали императорский флаг, когда члены царской семьи приезжали на остров.


В 1826 году на Елагином появился павильон, который хотели приспособить под жилье для дежурных офицеров. Однако в XIX веке под крышей полуротонды с колоннадой по праздникам начали давать концерты. Музыкальный павильон несколько раз перестраивали, а 1980-х годах его привели к историческому виду. В наши дни постройку периодически наполняют музыкой: например, сюда приезжало знаменитое «Желтое пианино», поиграть за которым мог любой желающий, а в летние дни здесь репетируют танцоры, включая музыку на портативном проигрывателе. Не удивляйтесь. Кстати, на Елагином летом военные оркестры исполняют музыкальные произведения, но почему-то собираются они не в Музыкальном павильоне.


Хотя на просторах ЦПКиО найдется немало укромных уголков, где отчетливо ощущаются нотки романтики, ни один из них не сравнится с беседкой «о четырех каменных столбах». Постройка XVIII века, что создал обер-гофмейстер императорского двора Иван Елагин, высится над островом на третьем южном пруду. Сразу понятно, что над названием для павильона долго думать не пришлось. Беседка хорошо сохранилась. До нас она дошла в «переделке» Карла Ивановича Росси. Знаменитый зодчий «вписал» павильон в общий облик - добавил строгие элементы позднего классицизма и тонировал в серый цвет, присущий общему ансамблю зеленой зоны.


Канонические фигуры львов на фоне канонического вида на залив. Но вообще их тут не должно было быть. Их установили и отремонтировали на стрелке Елагина острова в 1927 году, когда им уже стукнуло полтора столетия. Точно неизвестно, когда этих львов изваяли. Сперва, как считают ученые, эти скульптуры предназначались для дачи Строганова, потом их перевезли на его же владения возле Черной речки. Там они простояли до начала XX века. Затем они переехали к Путиловскому заводу (ныне Кировский). И только после страшного наводнения в 1924 году за неимением средств на новых львов этих установили на разрушенных берегах Елагина острова. Теперь это одно из любимых мест всех отдыхающих Петербурга.


В череде теплых дней многие приезжают в ЦПКиО не только погулять, но и спортом позаниматься. Беговые клубы устраивают тут пробежки, а по ровным асфальтированным дорожкам катаются роллеры и скейтеры. Есть в парке свой собственный роллердром, площадью в 800 кв.м. Найти его можно неподалеку от кафе «Нота». Здесь ― ровный асфальт и несколько фигур для экстремального катания (например, железная рампа). Тут можно просто покататься или принять участие в соревнованиях по фристайлу.

Кроме того, на острове играют в волейбол. Для этого на пляже установлено несколько волейбольных стоек. Чтобы поиграть, необходимо запастись собственной сеткой, мячиком и, конечно, желанием.

В прошлом году к спортивным развлечениям добавился еще и веревочный парк. Парк на Елагином состоит из 4 трасс, 50 этапов и 12 зип-лайнов.


Немногие знают, что на просторах популярной зеленой зоны можно найти шедевры мирового искусства в свободном доступе, да еще и перенесенные с плоского измерения холста в трехмерный вид. Так, возле Конюшенного корпуса на Елагином острове в 2012 году установили скульптуру Александра Таратынова, который занимается созданием объемных воплощений классических полотен. Одного взгляда достаточно, чтобы угадать в композиции знаменитую картину Анри Матисса «Танец», оригинал которой хранится в Эрмитаже.


Когда-то Елагин остров населяли бурые мишки, но с приходом человека косолапым пришлось покинуть остров и расселиться в менее шумных местах, где никто не будет мешать и глазеть. Однако Елагин остров так и остался обитаемым: сейчас его населяют приветливые пернатые и чудесные белочки, которые настолько привыкли к горожанам, что с удовольствием даются в руки, лишь бы у вас с собой что-нибудь лакомое было. Но не только пушистыми проказницами и певчими птицами полнится остров. Здесь есть и мини-зоопарк, разбитый в 2005 году на историческом месте фермы, где жили разные домашние животные. Сейчас тут стоят достаточно комфортабельные вольеры, которые населяют северные олени, бурундук Сьюзи и лиса Алиса, которую подбросили на Елагин в коробке.


Живописный парк изобилует высокими деревьями, ухоженными клумбами и чистыми водоемами. Здесь можно прогуляться по широким аллеям или с причала отправиться на увлекательную водную прогулку на лодке или катамаране в компании величественных лебедей. Открывается лодочная станция обычно в первых числах мая.

История освоения Елагина острова началась с момента возникновения на берегах Невы новой столицы — Санкт-Петербурга. В начале XVIII века самый северный из островов в дельте Невы, получивший название Мишин ¹, представлял собой лесисто-болотистую местность, периодически подтопляемую невскими водами. Чтобы благоустроить остров, Петр I подарил его одному из своих сподвижников — вице-канцлеру П.П. Шафирову, который стал обживать свои владения не сразу, так как подолгу находился за границей на дипломатической службе.

¹ Первоначальное название Мишин или Михайлин соответствовало допетровскому названию на шведских и финских картах: Мистуласаари — так остров именовали местные жители — буквально значит «Медвежий остров». Такие названия были характерны для этой местности, изобилующей дичью, и давно облюбованными финскими охотниками. И другие острова Невской дельты имели похожие названия: Заячий, Лосиный (так называли нынешний Васильевский остров), Кошачий (теперь Канонерский), Вороний (ныне Аптекарский). Однако новый город требовал своих объяснений, Петербургу нужен был свой — героический миф. И такой миф появился. Вот что говорит другая (уже исключительно питерская) легенда в пересказе Столпянского:

На протяжении XVIII столетия среди владельцев Мишина острова были выдающиеся личности: генерал-прокурор сената П.И. Ягужинский, историк, археолог, издатель, меценат А.П. Мельгунов, светлейший князь Потемкин-Таврический.

В 1777 году остров покупает самый знаменитый его обладатель Иван Перфильевич Елагин, екатерининский вельможа, обер-гофмейстер, главный директор придворной музыки и театра, писатель, историограф.

Его деятельная натура сыграла заметную роль в истории освоения острова. При графе Елагине были проведены значительные мелиоративные, гидротехнические и паркостроительные работы: прорыты пруды и каналы, построены шлюзы , подняты за счет подсыпки часто затопляемые участки, берега обнесены валом, проложена по периметру острова окружная дорога , прорублены просеки, построены павильоны, беседки, гроты, через каналы и протоки перекинуты мостики. В восточной части, на месте нынешнего дворца на высокой террасе, был построен большой каменный дом в три этажа с домашней церковью, а рядом с ним разбит регулярный сад.

С этого времени за островом закрепилось окончательное название — Елагин.

С островом связано множество исторических событий. Его любила посещать Екатерина II. Она бывала здесь, когда островом владели А.П. Мельгунов, Г.А. Потемкин, охотно приезжала к И.П. Елагину. Частым гостем Елагинской усадьбы был Г.Р. Державин, воспевший увлекательные прогулки и встречи на острове в стихах «Пикники».

По легенде, в доме у Елагина останавливался граф Калиостро.

После смерти Елагина в 1794 году остров еще неоднократно менял своих владельцев, пока не продан был в казну. В 1817 году Александр I приобрел его с целью создания летней резиденции для своей «любезной матушки» вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Для Елагиноостровской церкви во имя Николая Чудотворца ею был вышит образ Богоматери по рисунку Рафаэля, утраченный в 1929 году.

Проектирование и строительство дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове было поручено Карлу Ивановичу Росси (1775-1849). Это был первый крупный заказ архитектора в Петербурге.

Елагиноостровский ансамбль построен в стиле позднего русского классицизма (ампира).

Помимо одного из лучших в Европе пейзажных парков площадью 96 гектаров и дворца, в него входили ряд служебных зданий — Кухонный, Конюшенный и Оранжерейный корпуса, дом садовника П. Бука, фрейлинские корпуса, а также несколько павильонов — Музыкальный, Павильон под флагом, Гауптвахта (ныне утрачена).












Перед дворцом раскинулся широкий Масляный луг, где зимой на Масленицу устраивали катания на санях.

В регулярной части парка сохранились дубы, помнящие Марию Федоровну и Александра I. К северу от дворца тянется обширный пейзажный парк с прудами и рощами. Длинные кольцевые дорожки когда-то служили для верховых прогулок.

На набережной, у гранитной пристани был построен павильон, над которым во время пребывания на острове императорской семьи на высоком флагштоке поднимался императорский флаг. Дворец и парк на Елагином острове были образцом пригородной усадьбы, предназначенной для частной жизни в кругу семьи и ближайших друзей.

Здесь почти не было «затей», обычных для парадных императорских резиденций. «Программа» предусматривала лишь самые простые развлечения: катание верхом, а также летом — на лодке, а зимой — на санях, обеды и музыкальные вечера в кругу семьи.

Центром архитектурной композиции является дворец. Он возведен на месте старого дома И.П. Елагина с сохранением прежнего фундамента и наружных стен.




Особое внимание К. Росси уделил планировке парка, придав ему пейзажный характер. Над его созданием наряду с К. Росси работал знаменитый мастер садово-паркового искусства начала XIX века Д. Буш. Парк состоит из взаимосвязанных частей, имеющих свои художественные особенности — Собственного сада, Старого английского сада, Нового английского сада, Масляного луга, Рощи и Западной стрелки.












Елагин остров оставался во владении императорской семьи Романовых до 1917 года. После революции в 1918 году в его стенах организуется музей дворянского быта, просуществовавший недолго — в 1929 году он был расформирован, а его уникальная коллекция частично распродана. Значительная часть предметов декоративно-прикладного искусства была передана в Государственный Русский музей и Государственный Эрмитаж. Некоторое время во дворце размещался филиал Института растениеводства Академии наук.

В 1926 году на западной стрелке Елагина острова появилась гранитная терраса, украшенная скульптурами львов. До строительства авторазвязки это место было одним из любимых у фотографов и художников.

Недаром стрелка Елагина острова является одним из символов Петербурга.

Правда, и теперь можно найти удачный ракурс. Долго ли так будет?

В 1932 году на территории парка был образован ЦПКиО им. С.М. Кирова, существующий и поныне.

Великая Отечественная война не пощадила Елагиностровский дворец. В январе 1942 года кровля и перекрытие были разрушены снарядом, взорвавшемся в подвале дворца, что вызвало сильный пожар. Богатые интерьеры дворца погибли в безжалостном пламени.

В 1946 году начиналась реставрация дворца, которая продолжалась долгих пятнадцать лет. В 1961 году в стенах восстановленного здания открылась однодневная база отдыха трудящихся.

И только в 1987 году Елагиноостровский дворец стал музеем. Его официальное название «Музей декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XX веков.

Для того, чтобы возродить утраченный облик прекрасного парка и наполнить интерьеры дворца предметами декоративно-прикладного искусства нужны годы. И надо сказать, что работники музея не сидят сложа руки: в музее ведется собирательская и исследовательская работа, реставрируются павильоны. Кроме традиционных экскурсий проводятся тематические, а также костюмированные экскурсии. Можно и на настоящий бал попасть, например к императрице Марии Федоровне))).

А на территории парка — Цыпочки, как любовно называют ЦПКиО петербуржцы — проводятся временные выставки, большие концерты, различные фестивали и культурно-массовые мероприятия.

Так 29 августа этого года (2015) ЦПКиО им. Кирова отмечает свой День рождения. В честь этого события парк устраивает большой праздник «Литература. Музыка. Парк»

А еще в парке очень много белок. В моем любимом Павловском парке белки не редкость, есть даже праздник посвященный этим проворным симпатичным зверушкам, но, кажется, что в Цыпочке этих пушистых красавиц еще больше.





На острове даже специальный знак есть)))

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

В Санкт-Петербурге в среду после реставрации открылся "Павильон под флагом", расположенный в восточной части Елагина острова. Во время реставрации в подвале павильона был обнаружен подвал, в котором, предположительно, работал граф Калиостро.

В Санкт-Петербурге в среду вновь открылся "Павильон под флагом", расположенный в восточной части Елагина острова.

"Павильон под флагом" входит в дворцово-парковый ансамбль, который был возведен по проекту Карла Росси в 1812-1822 после распоряжения императора Александра I для его матери, императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I. Считается, что императрица Мария Федоровна приезжала на Елагин остров каждое лето, и к каждому ее визиту на павильоне поднимался российский флаг.

Кроме этого павильона на Елагином острове находятся и другие известные произведения Карла Росси - Большая оранжерея, Кухонный и Конюшенный корпуса Елагиноостровского дворца, Музыкальный павильон. Общая площадь, которую занримает нанешний Государственный Елагинский дворец-музей, равна 4511 кв. метров.

Здание не реставрировалось со времени его создания. Во время работ были обнаружены засыпанные подвальные помещения со сводчатыми потолками. Поговаривают, что помещение очень напоминает масонскую ложу. По некоторым высказанным версиям, подземелье является, ведущим к дворцу обер-гофмейстера императорского двора Ивана Перфильевича Елагина.

Ученые предполагают, что Росси возвел павильон на месте старого здания, построенного по распоряжению одного из владельцев острова, обер-гофмейстера Екатерины Второй Ивана Елагина. Считается, что Елагин был известным в России масоном, а остров, называемый ныне его именем, приобрел специальнодля занятий оккультными науками. Кстати, именно по приглашению Ивана Елагина Петербург посетил в свое время граф Калиостро.

Визит знаменитого графа подробно описан в книге Ивана Лукаша "Граф Калиостро на Елагином острове", которая, как считается, написана со слов родной сестры секретаря Елагина. Согласно этой истории, граф Калиостро ставил свои опыты в помещении, вокруг которого бушевали четыре стихии - воздух, вода, огонь и земля.

По одной из версий, которая косвенно подтверждается находками в подвале «Павильона под флагом», где были найдены керамические сосуды и латунный кастет, место «творчества» Калиостро – именно этот павильон. Над ним можно наблюдать восход солнца - это стихия огня. Здание построено в месте разлива Невы на Малую и Среднюю Невки - это стихия воды. Ну а земля и воздух - здесь всюду.

Между прочим одна из легенд гласит, что когда Калиостро покидал Россию, он сообщил о том, что где-то на острове зарыт клад и спрятаны рукописи Соломона, а также саркофаг Гомера.

Впрочем, теории пока остаются теориями и одновременно красивыми легендами. В то же время в отреставрированном павильоне планируется развернуть постоянную экспозицию, посвященную творчеству Карла Росси.

Живописный остров Санкт-Петербурга, на территории которого расположен Центральный парк культуры и отдыха им. Кирова, - это идеальное место для неспешных прогулок на природе. Что посмотреть на Елагином острове - читайте в материале портала «ЗаграNица»

Елагин дворец

Один из императорских дворцов Северной столицы является главной достопримечательностью Елагина острова. Название он получил в честь своего первого владельца - Ивана Елагина. Кто построил дом в палладианском стиле - загадка, однако некоторые историки считают, что это был Дж. Кваренги. В начале XIX столетия Александр I выкупил целый остров для своей матери и поручил перестроить летний дворец К. Росси. Талантливый зодчий и придал постройке ее современный облик.


Фото: shutterstock 2

Музей художественного стекла

Уникальный Музей художественного стекла расположился в Оранжерейном корпусе елагиноостровского ансамбля. Большая часть коллекции - продукция Ленинградского стекольного завода. Она представлена самыми удивительными работами мастеров-стеклодувов 1940-1990-х годов. На сегодняшний день в современном выставочном пространстве музея находится более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя. Есть здесь и магазин сувениров, работающий каждый день, кроме понедельника и вторника.


Фото: kudago.com
Фото: vazaspb.ru

Кухонный корпус

Кухонный корпус, стоящий неподалеку от дворца, получил свое название потому, что в свое время в нем находилась кухня. Восточный фасад полукруглого двухэтажного здания оформлен портиком с декоративными вазами в нишах, а на южном расположились четырнадцать скульптур античных богов и героев авторства С. Пименова. Шестиколонный портик дорического ордера с массивными воротами находится в центральной части фасада. Интересно, что все окна кухонного корпуса выходят во внутренний дворик, а сама постройка сделана так, чтобы лучи солнца никогда не касались помещения, в которых хранилась и готовилась еда. Сегодня здесь находятся фонды Елагиноостровского дворца-музея.


Фото: locusterra.ru 4

Конюшенный корпус

Двухэтажный конюшенный корпус подковообразного плана состоит из главного фасада с пропилеями, которые соединяют два симметричных флигеля. В прошлые времена здесь размещались флигель-адъютанты и свита императрицы. В здании также обитали конюшенные офицеры, камер-казаки и конюхи, хранилось сено и зерно, располагались стойла для лошадей и кареты. Несмотря на такое предназначение помещений, конюшенный корпус представляет собой уникальную красивую декорацию, сохранившуюся до наших дней. Здесь находятся выставочные залы Елагиноостровского дворца-музея.


Фото: fotokto.ru 5

Павильон под флагом

Небольшой павильон с флагштоком можно отыскать в живописной восточной части острова у гранитной пристани. Над его созданием также потрудился К. Росси, изменив планировку находящейся здесь парковой беседки, но сохранив при этом ее основной облик. Строение похоже на маленький античный храм и представляет собой прямоугольную постройку с открытой ротондой. Называется здание «павильон под флагом» из-за того, что над его куполом поднимался императорский флаг, когда царская семья удостаивала остров своим визитом.


Фото: panoramio.com 6

Музыкальный павильон

Музыкальный павильон расположился вдоль набережной реки Средняя Невка. Он представляет собой две симметричные комнаты и изящную открытую полуротонду с мраморной колоннадой. Здание музыкального павильона, построенное в 1824-1826 годах перестраивалось несколько раз, пока в ходе реконструкции 1980-х оно не было восстановлено в своем первоначальном виде. Прекрасный вид на Старый английский сад можно увидеть за павильоном.


Фото: vikni.livejournal.com

Масляный луг

Зеленый ковер Масляного луга использовался как площадка для всевозможных гуляний еще в XVIII веке. Во времена Елагина это место превратилось в партерный сад со множеством цветов. Архитекторы Карл Росси и Джозеф Буш - младший решили полностью изменить регулярную планировку и превратить территорию Масляного луга в просторное поле со свободными, плавными контурами.

Возникли вопрсы:

Кто и когда называл павильон "Миловидой"

Императорского флага не бывает, может быть императорский штандарт, но он поднимался только на кораблях и (в дворцовом варианте) над дворцом, где пребывал император. Павильон не относится к этим категориям. Хорошо известно, что над ним поднимался Андреевский флаг.

На восточной стрелке Елагина острова, где расходятся Большая и Средняя Невки, после реставрации открылся "Павильон под флагом" — одна из самых ранних работ Карла Росси.
Павильон у гранитной пристани со спуском к воде расположен в относительно мало известной части парка; главным фасадом он выходит прямо на Ушаковский мост. На ампирные постройки Росси это сооружение решительно не похоже: скорее, стиль, обозначенный Игорем Грабарем как "строгий классицизм". Такое русское палладианство: Кваренги, Старов, Камерон: прямоугольный объем и полукруглая колоннада. На стрелку выходит шестиколонная открытая полуротонда, под крышей которой удивительно звонкое эхо. Фасад, выходящий в парк обрамлен восьмью дорическими колоннадами.
В Павильоне — тамбур и симметричные ему две небольшие комнаты. Ансамбль Елагина Дворца возводился Росси в 1818-1822 годах для вдовствовавшей (после смерти Павла I) императрицы Марии Федоровны. Порфироносной вдове к этому времени — уже немолодой шестидесятилетней женщине — неохота было тащиться в свои главные загородные резиденции — Павловск и Гатчину. Зимы она проводила в Аничковом дворце, а летом отправлялась в Елагин. "Павильон под флагом" был собственно зданием пристани, на острова обычно добирались по воде. Андреевский флаг на крыше поднимали как раз тогда, когда Мария Федоровна перебиралась на Елагин остров. Здесь можно было закусить с придворными и семейством, тут императрица в ненастные дни рисовала, вышивала, резала по кости. После смерти Марии Федоровны на острове живал Николай I, а во второй половине XIX века он оставался запасной резиденцией, тут гостили великие князья, останавливались венценосные гости Романовых. С 1906 года Елагин дворец стал резиденцией премьер-министров: так что восстановленный павильон помнит Сергея Витте, Петра Столыпина, Ивана Горемыкина.
Самая большая загадка "Павильона под флагом" — обнаруженное в ходе реставрации прекрасно сохранившееся подвальное помещение XYIII века. Оно появилось еще при Иване Елагине, владевшим островом с 1770-х по 1807 год. Видимо, уже при нем на этом месте существовало некое строение, которое Росси перестроил. Между тем, Иван Порфирьевич Елагин — любимец Екатерины II, государственный деятель, театрал, писатель, собиратель древнерусской литературы был и главой русского масонства. Он создал целую систему так называемых елагинских лож. Они были знамениты своей открытостью, заседания в них сопровождались музицированием. Когда в 1790-е масоны подверглись репрессиям, Елагин и его товарищи продолжали спокойно собираться.
В СМИ появилась версия: подвал — не что иное, как помещение, где собиралась под руководством Ивана Елагина масонская ложа. А подземелье тайными ходами соединено было с Елагиным дворцом и Каменным островом. Это, конечно, чушь. Во-первых, высота подвала — примерно полтора метра — не дает возможности находиться здесь свободно человеку даже среднего роста. Во-вторых, масоны не были похожи на приятелей гайдаровского Тимура, команда которого собиралась, как известно, на специально оборудованном чердаке. Масоны заседали в дворцовых гостиных, а не в подземельях из готических романов. Никаких подземных ходов реставраторы не нашли. Впрочем, назначение подвала и вправду не ясно (кладовая? винный погреб? камера пыток?). Восстановленный на английские деньги россиевский павильон таинственен и сам по себе, без масонов.
ЛЕВ ЛУРЬЕ Под флагом откопали подвал// Газета "Коммерсантъ С-Петербург", №120 (2489), 12.07.2002