На Рыбинском шлюзе створка не выдержала напора воды: чем может обернуться авария. Крупная авария на Волге: нижегородские туристы закрыты в речной «пробке Что случилось с рыбинским шлюзом

Уже четвертый день в Рыбинске на шлюзах идет серьезный ремонт – здесь, как уточнили в федеральном агентстве морского и речного транспорта, сломалась одна из створок. Не выдержала давления воды.

– Вечером 1 мая в условиях небывало сильного паводка при опорожнении камеры номер 11 шлюза обратным напором воды со стороны нижнего бьефа был поврежден механизм закрытия одной из створок нижних рабочих ворот, – сообщили в федеральном агентстве. – Люди и проходившие шлюзование суда не пострадали, но камера вышла из строя.

На месте работает ремонтная бригада из 53 специалистов – водолазов, стропальщиков, механиков, а также четыре единицы техники.

Из-за аварии пассажирские суда временно изменили круизные маршруты. Также было поручено ограничить сброс воды с Рыбинского гидроузла до завершения ремонта.

Насколько все серьезно

Мы обратились в компанию «МорРечСтрой», которая занималась капитальным ремонтом шлюзов в 2008-2010 годах, чтобы они рассказали о сложности ситуации.

. – Какое там сейчас состояние, мы не знаем, поскольку наш гарантийный срок в три года уже закончился. На момент его окончания никаких замечаний в работе не было. Скорее всего, авария произошла из-за сильного паводка, но главная проблема не в нем. Когда мы делали ремонт, то на использование шлюза не было специальной инструкции. Её должны были разработать специалисты из проектного института, но её, по крайней мере при нас, просто не было. Вот даже если вы чайник в магазине купите, то к нему есть специальный документ, в котором сказано, как им пользоваться, а тут инструкции не было. А ведь это не чайник, а конструкция весом примерно в 800 тонн! Правильно сказать, что сломался не шлюз, а его ворота, которые держат напор воды. Во время паводка, он просто очень большой.

В «Русгидро» сообщили, что сейчас возобновлен холостой сброс через Рыбинский гидроузел

– Мы полностью следуем предписаниям, которые нам поступают от Росводресурсов, – рассказала сайт специалист по связям с общественностью филиала ПАО «РусГидро» «Каскад Верхневолжских ГЭС» Наталья Иванова. – Сейчас у нас наполовину открыто одно из водосливных отверстий на объекте в Рыбинске, из которого идет небольшой сброс воды, объемом до 322 кубометров в секунду. Этот сброс нужен для того, чтобы сгладить пропуск воды через гидроузел, и в будущем не было такой ситуации, что будет необходимо резко сбрасывать большой объем воды, что придаст дополнительную нагрузку и на сооружения, и на береговую линию, и на дно.

Федеральное агентство: для жителей области это даже некий плюс

В федеральном агентстве по морскому и речному транспорту уверяют: паниковать не стоит.

. – Я бы даже сказал, что для жителей области есть некий плюс, поскольку работа над объектом будет взята под более жесткое регулирование. Мы предполагаем, что работы будут успешно завершены в течение примерно полусуток. Больших неожиданностей мы не предполагаем. Виноват во всем, конечно, очень мощный паводок и резкое увеличение сбросов воды, которое почувствовали на себе и Ярославль, и Рыбинск . Автоматика не выдержала. Сейчас на место брошены все необходимые силы. У нас есть и ресурсы, и технологическое решение.

Также в агентстве отметили, что аварии время от времени происходят на водохранилищах, но в Рыбинском такого в последнее время не было.

– Тут все как на железнодорожном транспорте, – заметил Кравченко. – Если там из двух колей одна на ремонте, то поезда пускают по оставшейся, только меняя их график. Здесь то же самое. Есть два шлюза, и вот один на ремонте.

МЧС: угрозы серьезных подтоплений нет

Накануне на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям начальник МЧС по Ярославской области заявил, что ситуация под контролем

– В настоящее время ситуацию, связанную с уровнем воды в реке Волге , можно назвать стабильной, – сообщил Олег Бочаров. – Угрозы серьезных подтоплений нет. Однако надо понимать, что высокая приточность северных регионов влияет на работу всего каскада водохранилищ. А потому мы ожидаем, что всю ближайшую неделю уровень воды будет достаточно высоким. Но никакой угрозы для населения это не представляет.

Недавняя авария 1 мая на Рыбинском шлюзе, когда была повреждена створка нижних ворот одной из двух его камер, вызвала немалый переполох. На ликвидацию последствий аварии ушло пять дней, более 50 человек занимались ремонтом, и все это время судоходство было прервано. Не является ли эта авария тревожным звонком, не грозят ли нам более серьезные неприятности? Ведь Рыбинской плотине и ГЭС уже 75 лет, и, быть может, во избежании катастрофы стоит, хотя бы постепенно, как советуют специалисты, начать понижать уровень Рыбинского водохранилища? С этими вопросами корреспондент «Золотого кольца» обратился к известному российскому энергетику, который сейчас представляет Ярославскую область в Совете Федерации, Виктору Викторовичу Рогоцкому.

  • Вообще говоря, с точки зрения энергетики, Рыбинская ГЭС сейчас не слишком уж и нужна: выработка электроэнергии там в год – около 1 млрд кВт.часов, в прошлом году вместе с Угличской ГЭС они выработали 1.2 млрд кВт.часов. В масштабах страны это очень незначительно, даже невелико и для Ярославской области, где потребляется в год около 8-9 млрд кВт.часов. Мощность шести рыбинских гидроагрегатов сейчас – около 356 Мватт. Интересно, что это даже меньше, чем мощность двух силовых, как говорит мой нынешний помощник в СФ, бывший командир атомной подводной лодки на Тихоокеанском флоте, установок атомной подводной лодки «Акула».

Конечно, в свое время электроэнергия Рыбинской ГЭС спасла в годы Великой Отечественной войны в самое трудное время столицу нашей Родины Москву. Два ее первых агрегата тогда работали под временным навесом, не имея еще постоянного стационарного каменного здания. Сейчас же электроэнергия Рыбинской станции в основном важна во время пиковых нагрузок в энергетической системе. Впрочем, справедливости ради, надо сказать, что есть еще эффект от того, что сбрасываемая рыбинская вода стабилизирует, делает более ровной работу нижележащих по Волге ГЭС, это тоже дает около 0.7 млрд кВт.часов в год.

— Значит, в принципе потихоньку уровень Рыбинского водохранилища можно понизить. И это уменьшит риск прорыва местной плотины.

  • Я бы так категорично не утверждал. Рыбинское море играет сейчас важную роль для волжского судоходства. Во-первых, на водохранилище созданы гарантированные глубины для судов в 4 метра, выпрямлены судоходные маршруты, например, между Угличем и Череповцом он сократился на 150 километров, а это экономия и топлива, и ускорение доставки грузов. Понижение уровня водохранилища может привести Волгу к ситуации, когда реку в разгар лета в том же Мышкине можно было перейти вброд, а в Твери, как говорят, царица Екатерина в 18 веке переезжала Волгу, не выходя из кареты. Ситуация для судоходства станет катастрофическая.

Кроме того, Рыбинское море важно и для рыболовства, здесь вылавливается до 2000 тонн, а то и больше рыбы в год. Пюди уже привыкли к определенной экологии, определенной температуре и зимой, и летом, к побережью. Если спустить воду, что станет, например, с новомодным курортом «Ярославское взморье», со многими базами и домами отдыха, дачами.

Я уж не говорю о самых катастрофических последствиях для экологии: для рекультивации земель, еще недавно бывших дном водохранилища, как говорят специалисты, потребуется 50 лет. И все это время здесь в центре России будет пустыня Сахара с пыльными бурями, распространяющимися на сотни километров вокруг.

  • Виктор Викторович, но ведь, как мы писали, « бетон устал», плотине и станции 75 лет, и риск аварии, как это недавно произошло со шлюзом, возрастает. А если бы сломалась створка верхних ворот, и вся эта водная масса ринулась в прорыв на Рыбинск?
  • Насколько я знаю, за состоянием шлюзов, плотины и станции постоянно следят специалисты, и расходуются немалые суммы и на обновление электроагрегатов, и на поддержание плотины, зданий и сооружений в нормальном рабочем состоянии.

— А если эти расходы на поддержание и ГЭС, и плотины превысят доходы от продажи электричества? Станет ли «Русгидро», владелец всего этого хозяйства, тратится на ремонты и прочее?

  • Пожалуй, эта ситуация нереальная. Ведь электроэнергия, производимая на гидростанциях, самая дешевая. Там не надо заботиться о постоянно дорожающем топливе. Вода, а именно она приводит в движение лопасти турбин, — ресурс постоянно возобновляемый.

Впрочем, государство и специалисты призваны контролировать всю эту сложную народнохозяйственную систему, давать постоянно ее ОРВ – оценку регулирующего воздействия.

May 3rd, 2017 , 07:34 pm

1 мая в условиях сильного паводка был поврежден механизм закрытия створки нижних ворот камеры N 11 Рыбинского шлюза. В результате на Рыбинском гидроузле не осталось рабочих шлюзовых камер, так как камера N 12 находится на ремонте. Шлюзование на Рыбинском шлюзе прекращено до завершения ремонтно-восстановительных работ на нижних воротах камеры N 11. Ориентировочный срок завершения работ, озвученный Росморречфлотом - утро 5 мая.

Прекращение транзитного движения по Волге в районе Рыбинска коснулось двух наших теплоходов - "Дмитрия Фурманова" и "Александра Бенуа". Они отправились из Москвы 2 мая. Первые два дня круиза у них проходят по запланированному расписанию. С завтрашнего дня начинаются изменения.

Официально об изменениях:
- по теплоходу "Дмитрий Фурманов" ;
- по теплоходу "Александр Бенуа" .

Теплоход "Дмитрий Фурманов" должен был выполнить круиз по маршруту Москва - Мышкин - Кострома - Ярославль - Углич - Москва с возвращением в Москву 6 мая. Из-за неработающего шлюза теплоход не сможет дойти до Ярославля и Костромы, поэтому нам пришлось оперативно поменять программу круиза.

4 мая теплоход прибудет в Углич. В этот день состоятся две экскурсии: автобусная экскурсия в Ярославль, затем - экскурсионная программа по Угличу.

Чтобы не перегрузить путешествие автобусными поездками и увеличить время собственно путешествия по реке, мы отказались от экскурсии в Кострому. Вместо этого теплоход пойдет в Тверь, где путешественникам будет предложен выбор из трех автобусных экскурсий: в Торжок, в Старицу и по Твери.

Сложнее обстоит дело с теплоходом "Александр Бенуа", который выполняет 11-дневный круиз по маршруту Москва - Углич - Ярославль - Нижний Новгород - Казань - Тетюши - Болгары - Чебоксары - Козьмодемьянск - Нижний Новгород - Городец - Плес - Кострома - Мышкин - Москва. Здесь не изменишь маршрут так, чтобы избежать прохождения Рыбинского шлюза, тем более что в Нижнем Новгороде и Казани запланирована посадка и высадка некоторых пассажиров. Поэтому теплоходу остается ждать возобновления шлюзований, из-за чего завтра у него образуется дополнительный "день перед шлюзом".

Этот день будет организован следующим образом: в первой половине дня - стоянка в Угличе с автобусной экскурсией в Ярославль. Во второй половине дня - стоянка в Мышкине с экскурсионной программой, не дублирующей запланированную на обратном пути.

Соответственно, у "Бенуа" образуется отставание от графика примерно на один день, которое мы планируем ликвидировать за счет отмены одной из стоянок (Тетюши или Болгары) и назначения оставшейся стоянки в один день с Казанью.

Вынужден, однако, сделать оговорку, что все это сработает только в том случае, если шлюз откроют в предполагаемые сроки, то есть в первой половине дня 5 мая. Иначе нам придется делать дополнительные изменения в расписании.

К сожалению, опоздание судна повлечет за собой изменения в планах тех путешественников, которые начинают или заканчивают круизы в Нижнем Новгороде и Казани. Каждому из них индивидуально позвонят из компании, чтобы в каждом случае выработать решение, минимизирующее неудобства для людей.

Вот такой сюрприз преподнесло нам начало навигации. Хочется пожелать всем, кто задействован в ликвидации аварии, в первую очередь сотрудникам канала имени Москвы, скорейшего завершения работ и запуска шлюзовой камеры в работу. Речным путешественникам, которых коснулись эти изменения, все равно желаю отличных впечатлений от круизов.

На протяжении нескольких лет экологи, инженеры и профессиональные гидротехники бьют тревогу: Рыбинские гидросооружения требуют капитального ремонта. Но руководство ГЭС и шлюза на все запросы и обращения отписываются, что все у них хорошо. 2 мая в Рыбинске затопило Волжскую набережную так, что по улице катались на байдарках и ловили рыбу, а затем выяснилось, что на шлюзе произошла авария.

О беде ученые предупреждали

В октябре 2013 года в Общественной палате РФ прошли публичные слушания на тему проблем Рыбинского водохранилища. Особое внимание было заострено аварийному состоянию гидротехнических сооружений, построенных 75 лет в условиях острого дефицита строительных материалов и в сжатые сроки одной пятилетки; кроме того, строительством занимались непрофессиональные рабочие – заключенные Волгостроя, что естественно также сказалось на качестве сооружения.

Поводом для обсуждения в Общественной палате РФ этой назревшей темы стало два документа. Первый – исследование инженера, директора ФГУП «Канал имени Москвы» Игоря Андреевича Дубинского. Второй – исследование бетона шлюза группой ученых под руководством доктора технических наук, заведующего сектором коррозии бетона НИИЖБ Николая Константиновича Розенталя. Эти документы являются доказательством того, что состояние гидросооружений представляют для Рыбинска и нижерасположенных по течению Волги, а вернее Горьковского водохранилища, городов опасность. «Золотое кольцо» подробно писало об этих исследованиях в материалах под рубрикой «Бетон устал». В этих материалах и в резолюциях круглых столов ученых Межрегионального общественного совета по проблемам Рыбинского водохранилища, о которых также писало «Золотое кольцо», были неоднократные предупреждения о возможной аварии на шлюзе и ГЭС. И вот она авария. Для устранения этой аварии 5 суток – день и ночь работали 50 человек рабочих, инженеров и гидротехников. Слава Богу, все обошлось без жертв и стихийного бедствия. Но что могло произойти? И что может произойти в ближайшее время? И в каком состоянии находится шлюз?

Если будет волна

В 2008 году происходила реконструкция нижних двустворчатых ворот шлюза. Старые изношенные створки меняли на клепаные жесткие сварные ворота. Генеральным подрядчиком в реконструкции была фирма ЗАО «МорРечСтрой».

Стальные конструкции ворот устроены так, что они держатся на бетонных устоях. Это как дверь, которую навешивают на дверной косяк. Чем крепче косяк, тем сложнее выбить дверь. Только шлюзовые «двери» должны быть очень плотными. И конструкторы рассчитали их правильно. Вот только выяснилось, что сами «косяки» изношены до предела и, как говорится, ходят ходуном. Проще говоря – ворота поставили новые, тяжелые, а косяки оставили старые еще сталинских времен.

Более того, после установки этих ворот выяснилось, что вода почему-то, теперь давит на ворота неравномерно. И в том месте, где «дверь» плотно прилегает к «косяку», нагрузка превышает проектную, а где есть зазор – нагрузки нет. Нагрузка от воды в камере на ворота составляет – 8800 тонн!

– При неблагоприятных условиях сварные швы могут лопнуть, створка может завалиться и вода из камеры хлынет на нижележащую территорию… — предупреждал нас в 2012 году главный инженер ЗАО «МорРечСтрой» Александр Сергеевич Сухманов. — Безопасность работы шлюза не обеспечена, — заявлял он.

Об отклонениях от проекта Сухманов сообщал руководству ФГУП «Канал имени Москвы» — управляющей организации шлюза.

– Там нам сказали самостоятельно устранить отклонения, не представив технического решения проектировщиков и иной документации.

«МорРечСтрой» предложил альтернативный вариант: раз жестко зафиксировать ворота невозможно, то можно отрегулировать их среднее положение. Но «Канал имени Москвы», это предложение почему-то не утвердил. Возможно, решили сэкономить.

– Эксплуатировать особо опасное сооружение в таком режиме нельзя! – заявлял в 2012 году главный инженер ЗАО «МорРечСтрой» Александр Сухманов.

Затем всплыла еще одна проблема. Ворота ставили «морречстроевцы», а инструкцию по эксплуатации по заказу ФГУП «Канал имени Москвы» должна была разрабатывать проектная организация. На все запросы «МорРечСтроя» о том, есть ли такая инструкция, от «Канала имени Москвы» в течение трех навигаций приходил лишь один ответ – «В разработке».

Здесь необходимо понимать, что шлюз относится к первому классу «особо опасных гидросооружений». Каждое действие по обслуживанию и ремонту должно производиться строго по инструкции, а не наугад. И вышло так, что ворота заменили, а как их эксплуатировать – неизвестно. И пришлось пользоваться старыми документами 1941 года.

Не найдя понимания у руководства шлюза «МорРечСтрой» в 2008-2012 годах написал 160 обращений в разные инстанции, но понимания у чиновников не нашли. Отовсюду шли или отписки или обещания. И Александр Сухманов был вынужден обратиться к журналистам. Осенью 2012 года в одном из интервью он заявил:

– Угроза гидродинамической аварии при такой некорректной работе оборудования и устоев не исключается! Если вдруг «рванет», мало не покажется: разрушатся нижние створки ворот – на Рыбинск пойдет волна 18 метров. Для сравнения: в Крымске была волна 7 метров, в Японии на Фокусиме – 11.

Слава Богу, в мае 2017 года гидродинамическая авария оказалась незначительной. Каким-то чудом ворота удержались. Последствия аварии устранили. Но что будет дальше?

Ученые инженеры, физики, экологи и независимые гидротехники который год бьют тревогу, пишут письма, проводят круглые и конференции, пытаются пробиться в СМИ, а чиновники и руководство шлюза и ГЭС спокойно рапортуют о том, что все у нас прекрасно и замечательно; что документация безопасности соответствует техническому состоянию гидросооружений, что поводов для беспокойства нет. Однако ответят ли по заслугам эти чиновники, когда мощной волной снесет Рыбинск, Тутаев и Ярославль?

Дмитрий КОНОВАЛОВ, Межрегиональный общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища.

На снимках: Волжская набережная в Рыбинске 2 мая: схема МЧС: что будет с Рыбинском в случае прорыва шлюза.

Из-за ЧП на Рыбинском водохранилище туристические пассажирские суда, скорее всего, изменят маршруты. Среди крупных теплоходов есть несколько с заходом в порт Нижнего Новгорода. Если ситуация не изменится, добираться до приволжской столицы туристам и жителям города придется автобусами.

В Рыбинском водохранилище в первые дни мая произошла авария – из-за сильного паводка створка шлюза не выдержала сильного напора воды при спуске и сломалась. По данным федерального агентства морского и речного транспорта, поврежденной оказалась нижняя створка одиннадцатого шлюза. В результате ЧП никто не пострадал.

Но неприятность все-таки случилась, из-за непроходимости шлюза на Волге образовалась огромная пробка из пассажирских теплоходов и грузовых судов. Есть среди ожидающих шлюзования и нижегородские рейсы.

Сейчас силами водолазной бригады и механиков аварию на Рыбинском водохранилище пытаются ликвидировать. Но, скорее всего, круизным теплоходам придется изменить свой маршрут. В Росморречфлоте заверяли вчера, что поломка будет ликвидирована 4 мая, сегодня сообщается, что уже 5 мая к 15 часам восстановят движение через шлюз, но, возможно, задержка рейсов произойдет еще на сутки.

В «Инфофлоте в НН» сообщили журналистам, что знают о сложившейся ситуации и в первую очередь сейчас озабочены решением проблемы с туристами, попавшими в «пробку» на круизных судах. Сложнее всего экстренно изменить утвержденные маршруты, чтобы отдыхающие смогли продолжить путешествие.

По оценкам экспертов, при самом плохом развитии событий, туристам предложат продолжить поездки на экскурсионных автобусах. Уже внесли правки в графики движения теплоходов «Георгий Жуков» и «Александр Бенуа», судам придется просто ждать восстановления работы шлюза. Если и 6 мая ситуация не выправиться и плотину не восстановят, то туристам теплохода «Георгий Жуков» придется добираться до судна на автобусах.

Поломка на Рыбинском водохранилище не так проста, как сообщают в Росморречфлоте. Портал 76.ru пишет, что в компании «Морречстрой», которая занималась капитальным ремонтом данных шлюзов в 2008-2010 годах, согласились, что ЧП произошло из-за сильного паводка. Но это лишь следствие, а не причина. Когда компания делала ремонт, то на использование шлюза не было специальной инструкции. Ее должны были разработать специалисты из проектного института, но ее не было.

Федеральное агентство водных ресурсов поручило ПАО «РусГидро» ограничить сброс воды с Рыбинского гидроузла до завершения ремонтных работ. Водосливная плотина Рыбинской ГЭС закрыта, холостой сброс прекращен. Создана комиссия для установления причин аварии на шлюзе.

С нижегородскими судами неприятность произошла в это же время и на севере страны. Порталу NN.RU в «Волжском пароходстве» рассказали, что в Архангельской области на реке Онега во льдах застряли 4 грузовых теплохода. Опасности для людей нет, никто не пострадал, но, вероятно, придется вызывать на подмогу ледокол.