Остров матуа сентябрь. Станет ли курильский остров матуа новой базой тихоокеанского флота россии

Отряд Тихоокеанского флота, в числе которого большой десантный корабль "Адмирал Невельской", килекторное судно КИЛ-168 и спасательный буксир "СБ-522", доставил на Курильский остров Матуа участников совместной экспедиции Минобороны России и РГО, а также более 30-ти единиц различной техники.

Остров Матуа располагается в средней части Курильской гряды и значительно удален от населенных районов Сахалина и Камчатки. Размер острова – 11 километров в длину и 6 с половиной в ширину. Для него характерен аномально холодный климат с большим количеством осадков. На Матуа находится один из самых активных действующих вулканов региона – вулкан Сарычева. Здесь сохранился мощный пласт историко-культурного наследия, которое делится на айнское, японское и российское. Кроме того, на Матуа находится самый северный пункт распространения шнуровой керамики – археологической культуры неолита "Дзёмон".

В этом году научный состав экспедиции значительно расширился. На острове Матуа будут работать гидрогеологи, вулканологи, гидробиологи, ландшафтоведы, почвоведы, подводники, поисковики и археологи из Владивостока и Москвы, Камчатки и Сахалина. Участие в проекте принимают Экспедиционный центр Министерства обороны Российской Федерации, Русское географическое общество и личный состав Тихоокеанского флота.

В ходе работ будет осуществлен сбор материалов для подготовки атласа-определителя морских обитателей акватории острова Матуа и соседних островов, а также проведена видеосъемка рельефа дна в местах погружений для анализа гидрографических характеристик.

Будет реконструирована активность вулкана Пик Сарычева за последние 100 тысяч лет, определен уровень его современной активности. Это необходимо для оценки вулканической опасности территории и формирования долгосрочного прогноза.

Кроме того, продолжатся работы по поиску и исследованию объектов исторической военной техники и фортификационных сооружений периода Второй мировой войны. Получат развитие археологические работы по выявлению и изучению памятников истории и культуры различных эпох, включая айнскую.

По итогам экспедиции 2017 года будут подготовлены материалы по перспективам дальнейшего освоения острова: составлены карты опасных природных явлений, проведен анализ альтернативных источников энергии, химического состава природных вод, потенциального плодородия почв.

В 2016 году Русским географическим обществом совместно с Министерством обороны Российской Федерации впервые была организована экспедиция на Матуа. Ее целью стало исследование артефактов Второй мировой войны и составление историко-географического портрета острова.

Разработка плана второй экспедиции на остров Матуа Курильской гряды завершена, исследователи направятся туда в июне 2017 г, сообщил представитель ТОФ Владимир Матвеев.

«В штабе Тихоокеанского флота (ТОФ) продолжается подготовка научно-исследовательской экспедиции на остров Матуа, которая пройдет с июня по сентябрь 2017 года. В настоящее время завершена разработка детального плана обследований курильского острова, определен личный состав и необходимая техника для изыскательских работ», - сказал он.

Матвеев напомнил, что «экспедиция министерства обороны РФ, Русского географического общества (РГО) и ТОФ в количестве 200 человек под руководством замкомандующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина проводила на острове Матуа в 2016 году масштабные исследования».

«Специалистами проведено более тысячи лабораторных исследований по физико-химическим и биологическим показателям. Также было сделано более 200 измерений внешней среды. Проведена радиационная и химическая разведка более 120 километров маршрута, обследованы все фортификационные сооружения острова и более 100 исторических объектов. Водолазами была проведена работа по гидрографическому исследованию бухт и заливов острова», - уточнил он.

Ранее командующий ТОФ Сергей Авакянц отмечал, что научные экспедиции на остров Матуа не проводились с 1813 года.

«Японцы начали осваивать Матуа с 1930-х годов и придавали ему исключительно военное значение. Остров служил плацдармом для дальнейшей экспансии и захвата полуострова Камчатка. Была создана уникальная система подземных сооружений, соединенных единой системой тоннелей. Подземные сооружения - это отдельная тема, которая требует глубокого изучения», - рассказал командующий.

По его словам, «сооружения делятся на два вида: фортификационные и сооружения непонятного предназначения - прямоугольные, квадратной и круглой формы, протяженностью до 150 метров».

«Если на всех островах японские гарнизоны сражались ожесточенно, до последнего солдата, то остров Матуа капитулировал в последнюю очередь, но капитулировал без боя. Гарнизон насчитывал 7,5 тысячи человек и, что не характерно для японской армии, никакого сопротивления не оказал. Мы сделали вывод, что гарнизон выполнил свою главную задачу - убрал все следы и все факты, которые могли навести на раскрытие истинного характера деятельности на этом острове», - сказал Авакянц.

Он отметил, что дальнейшего изучения требует и остров Топорковый, который, возможно, связан с Матуа подземными тоннелями.

«С разрешения и по указанию президента РГО (министр обороны РФ Сергей Шойгу — ред.) в 2017 году мы проводим вторую экспедицию с привлечением широкого круга специалистов - Академии наук, РГО и Московского государственного университета. Требует дальнейшего изучения фауна, флора этого острова, вулканическая деятельность, система водоснабжения, подземные сооружения, в том числе подводные. И, кроме того, необходимо проведение археологических исследований», - заключил адмирал.

Оборонная ипостась «таинственного острова» Матуа

С недавнего времени упоминание о небольшом острове Матуа Курильской гряды стало частым не только в российских, но и зарубежных СМИ. Так чем же этот «таинственный остров» так прославился?

«Матуа» в переводе с языка айнов означает «Маленькие горящие заливчики». Остров этот расположен в средней части Курильской гряды между островами Райкоке и Расшуа.

Напомним, в начале мая к самому малоизученному курильскому острову Матуа отбыла научная экспедиция, в составе которой шесть (!!!) военных кораблей Тихоокеанского флота, на борту которых более двухсот человек — ученых и специалистов, оснащенных тяжелой техникой, средствами подземного поиска, различными материалами и оборудованием.

Экспедиция организована не общественниками или полуподпольными искателями сокровищ, что случалось не раз, а впервые совместно Русским географическим обществом (РГО) и самим Министерством обороны РФ. Напомним также, что генерал армии Сергей Шойгу не только министр обороны Российской Федерации, но плюс к этому президент РГО. Согласитесь, это наводит на определённые мысли.

«Много загадок, много интересного, остров таинственный», — напутствуя участников экспедиции сказал президент РГО и министр обороны, отметив, что на Матуа множество фортификационных сооружений, шахт, гротов, взлетные полосы, дорога, идущая к вулкану... Он не скрывал, что в экспедиции — спелеологи, исследователи подводных миров, военные специалисты.

«И по военной части там много разных загадок. По сегодняшний день никто не может ответить, куда делось огромное количество техники и боеприпасов, которые были приготовлены для отражения советских войск. И куда исчезли две трети гарнизона, который находился на этом острове», — напомнил Сергей Кужугетович.

Такая степень осведомленности высшего должностного лица военного ведомства России говорит о том, что обстановка изучена и решение на рекогносцировку принято.

Да и возглавляет экспедицию заместитель командующего Тихоокеанским флотом (ТОФ) вице-адмирал Андрей Рябухин. А это уже прямое целеуказание на «разведку боем местности».

Полностью приоткрыл занавесу таинственности командующий войсками Восточного военного округа (ВВО) генерал-полковник Сергей Суровикин: «Российские военные рассматривают возможности базирования сил Тихоокеанского флота (ТОФ) на острове Матуа Курильской гряды» - заявил он.

1. Остров Матуа - одна из геологических и исторических жемчужин Курильской гряды. Остров вытянут меридионально в форме овала, выпуклого на восток, слегка вогнутого с запада. Длина с северо-запада на юго-восток около 11 км, ширина 6,4 км, площадь 52 км2.

Большую часть острова занимает конический действующий вулкан Фуё (пик Сарычева) высотой 1485 м, постоянно дымящийся и временами выбрасывающий потоки лавы, стекающие из кратера по северо-восточному склону.

Имя своё вулкан получил в честь почётного члена Петербургской Академии, адмирала Г.А. Сарычева. Этот полярный исследователь первым наиболее точно установил положение острова Матуа.

К берегу они приобретают вид холмов и, все более снижаясь, переходят в плоское песчаное прибрежье с двумя мысами; продолжением последних являются подводные рифы до 1,8 км длиной.

Склоны горы Фуё расчленены ложбинами, но большей частью покрыты каменными россыпями, особенно мощными у подошвы.

Примерно третью часть подножия вулкана занимают низкорослые кустарники. Свой карликовый рост, не более метра, они, очевидно, компенсируют необыкновенной плотностью. Заросли такие густые, что не продерешься.

На высокогорье начинается полоса альпийских лугов. А ещё выше - неустойчивый шлак и камни. На предвершинье гидросольфаторы обильно выбрасывают в воздух струи водяного пара.

Кратер, из которого с шипением и гулом вырываются сернистые газы, до краев заполнен лавой. С юго-восточной стороны его стенки возвышаются над его кипящим нутром на 40 м. С восточной стороны они почти сходят на нет, а на западе практически сравнялись с уровнем вулканической воронки.

Есть версия, что с этой стороны часть кратера специально была подорвана японцами, чтобы при извержении лава стекала в Охотское море. С 1760 года известно не менее десятка извержений вулкан.

Так 1946 г. взрывной волной ужасающей силы вулканические бомбы выбросило через пролив Двойной (1,6 км) на остров Топорковый. Пепел извержения достиг аж самого Петропавловска-Камчатского. Раскалённые лавины в тот год стекли в бухты, сформировав три новых мыса.

В другой стороне острова гигантская волна цунами, проникшая вглубь пологого побережья бухты Айну, принесла и нагромоздила огромные стволы деревьев, смыла слой грунта и открыла входы в старые полузатопленные штольни. Подобные сооружения пробиты в скалах по всему острову.

Самый южный мыс острова Матуа носит название Юрлова по имени шкипера, который входил в состав Второй Камчатской экспедиции и перезимовал на острове в 1756-1757 гг. Правда, в карты закралась опечатка, и теперь это место часто называют мысом Орлова.

Полностью закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем.

На практике же удобное и относительно безопасное место есть. Это то пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы.

Подходы к островам с моря всюду безопасны на расстояние до 0,18 км от берега. Якорные стоянки — в двух бухтах.

Бухта Айну (Айну, Ainuwan) расположена на юго-западе острова и служит убежищем немногим судам при штиле и восточных ветрах. Глубина 14—25 м; грунт песчаный. Высадка удобна на песчаный берег близ устья речки Хесупо.

Бухта Ямато (Ямото). Расположена между островами Мацува и Иваки. Лучшая из всех бухт гряды. Перемычкой, соединяющей острова, она делится на две части. Пройти из одной бухты в другую можно по ложбине близ о. Иваки, глубиной 9 м.

Грунт в обеих частях бухты песчаный. В зависимости от ветров можно пользоваться то северной, то южной частями бухты

Несмотря на близость весьма беспокойного и грозного вулканического «соседа», айны с незапамятных времён обустраивали на Матуа свои жилища, которые располагались на берегу единственного пресного ручья. Последние айнские семьи японцы переселили на Шикотан в начале ХХ века.

После русско-японской войны 1904-1905 годов, по Портсумскому договору острова Курильской гряды и половина Сахалина отошли Японии. Японцы давно положили глаз на остров Матуа из-за его удачного серединного - географического положения, не туманного климата и удобства якорных стоянок судов различного типа.

Они оборудовали на Матуа рыболовные станы, звероводческую станцию и морской заповедник. Тогда здесь были сооружены сторожевой пост, метеостанция, синтоистский храм.

Фортификационные сюрпризы, военные тайны и политические загадки острова Матуа

В годы Великой Отечественной войны японцы превратили Матуа в военно-морскую крепость - чудо фортификационного исскуства.

Всё побережье острова по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению.

Причём их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвлённую сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.

В одной из береговых скал многочисленные военнопленные китайцы и корейцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Её стены были аккуратно выложены камнем, неподалёку есть бассейн и подземная баня.

Ещё более тщательно сооружался аэродром острова.

Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолёты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления по трем (!!!) взлетно- посадочным полосам (ВПП) шириной до 85 метров и длиной до 1850 м.

Японские инженеры предусмотрели и "антиоблединительную " конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлётной полосы японским лётчикам не грозило, и самолёты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.

Большая часть фортификационных работ тщательно замаскирована и до сих пор. Вот частное мнение исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: "Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре. Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека.

Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолётов. На её склоне отчётливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.»

Но и эти бросающиеся в глаза или замаскированные грандиозные сооружения — только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более 70 лет, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.

Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа.

По своим фортификационным данным военно - морская крепость Матуа теоритически, да и практически неприступна. Уж поверьте на слово автору - по военному образованию офицеру- фортификатору.

Однако 26 августа 1945 года 40 советским пограничникам «доблестно» сдались в плен 3795 японских солдат и офицеров.

Но трофеи составили всего лишь 2127 винтовок, 81 легкий пулемет, 464 тяжелых пулеметов и 98 гранатометов, что явно «не густо» . К тому среди перечисленных трофеев, взятых на Матуа, отсутствовали артиллерийские орудия, зенитные установки и танки.

Почему? Где продукты питания, запасы обмундирования и средств связи гарнизона. А куда исчезли около 10 000 военно-пленных китайцев и корейцев?

Вообще-то, вопросов в истории высадки советских войск на Матуа множество. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: "Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас и пленных, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение".

Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться.

И ли вот еще. На Потсдамской конференции 1945 года Президент США Гарри Трумэн, не с того не с чего обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, которые должны быть заняты советскими войсками - Матуа.

«Для друзей ничего не жалко!» - ответил генераллисимус. Но в качестве «аллаверды» попросил один из Алеутских островов.

Чем же маленький островок Матуа так привлёк президента Америки? Разгадку этому, возможно, стоит искать в тайнах разработки и овладения ядерным оружием США, СССР, Германии и Японии. Да, да и Японии.

На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако.

По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.

Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч.Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.

В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о разработке японцами ядерного оружия на одном из островов Курильской гряды (Матуа?) и о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этих объектах в тайне от СССР.

Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолёты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалёку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошёл взрыв неизвестного ядерного устройства!

Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости Матуа действительно шли разработки самого страшного оружия XX века — ядерного, то это даёт ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.

Может быть и интерес американского президента к Матуа, и не вовремя проснувшийся вулкан, и отказ японцев в предоставлении материалов — не случайная цепь событий? И может быть, в тайных, ещё не найденных подземельях острова-крепости скрывается не только проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?

Скажете - выдумки. Тогда прошу обратить внимание на самые свежие факты. Не успела означенная экспедиция отправиться к Большой Курильской гряде, как премьер-министр Японии вдруг поспешил отправится...

Вовсе не в Вашингтон, а Сочи, к президенту России Владимиру Путину, проигнорировав настойчивые рекомендации «старшего брата» — президента США — воздержаться от подобного шага. Подробности сей высокой встречи так и остались «тайной за семью печатями». Не думаю, что это случайное совпадение фактов и событий. В прочем время покажет.

Лучше поздно чем никогда

Разгадка сюрпризов, тайн и загадок острова Матуа дождалась таки своих исследователей. В сегодняшней экспедиции принимают участие корабли Тихоокеанского флота — большой десантный корабль «Адмирал Невельской» и киллекторное судно КИЛ-168.

На борту — представители министерства обороны, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота, а также Русского географического общества, московские специалисты в сфере почвоведения, геоморфологии, палеогеографии и других наук.

«Японцы создали на Матуа внушительное количество объектов противодесантной обороны, возвели многочисленные долговременные огневые точки, — рассказал один из участников экспедиции Игорь Самарин. — Наша задача найти их, описать, нанести на карту. Я уже дважды бывал на Матуа, занимался этой работой. Но там ещё столько неизученных объектов, не на одну такую экспедицию хватит».

Кроме научных задач, военное руководство рассматривает возможность перспективного базирования там сил Тихоокеанского флота. А пока на острове развёрнута вся инфраструктура, необходимая для обеспечения жизнедеятельности участников экспедиции.

Силами военных ВВО на Матуа уже оборудован полевой лагерь, организованы водо- и электроснабжение, созданы узел связи и пункт материально-технического обеспечения. Одна из задач, которую озвучили — оценка состояния местного аэродрома.

Экспедиция обустраивается на о. Матуа, май 2016-го...

В штабе Восточного военного (ВВО) округа отмечают, что ВПП аэродрома неплохо сохранились. «Их удачное расположение с учетом розы ветров и местного климата в те годы обеспечивало посадку и взлет воздушных судов в любое время», — информировала пресс-служба ВВО.

"Полноценной авиационной базой российских Воздушно-космических сил (ВКС) со временем станет аэродром на острове Матуа Курильской гряды", - считает экс-главком ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.

П.Дейнекин отметил, что одним из важных критериев по оценке воздушной мощи государства является наземная инфраструктура. «В военном деле имеется такое понятие как оперативная плотность базирования. Когда на одном аэродроме находится большое количество авиационной техники, она может быть выведена из строя за один ракетный удар или авиационный налет противника. И чтобы не повторился авиационный погром 1941 года, наша аэродромная сеть расширяется».

Научно-изыскательская экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по восстановлению аэродрома на острове Матуа в центре курильской гряды, передает Минобороны России.

Проведено обследование взлетно-посадочной полосы (ВПП), подготовлены к работе, развернуты мобильные аэродромные комплексы и аппаратура для обеспечения полетов, расчищена дренажная система аэродрома, завершено оборудование площадки для посадки вертолетов любых типов.

Аэродром имеет три ВПП длиной более 1200 м и шириной 85 м с бетонным и асфальтовым покрытием.

«Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу», — заявил П.Дейнекин.

Штаб Тихоокеанского Флота (ТОФ) информирует, что экспедиция министерства обороны и Русского географического общества начала на острове Матуа инженерные работы по востановлению причальных соооружений острова Матуа, а также исследует укрепления времен Второй Мировой войны.

Первоочередная задача - подготовки прибрежного участка острова в бухте Двойная для подхода большого десантного корабля "Адмирал Невельской" к берегу способом «на упор» для проведения полноценных погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме того специалисты уже приступили к обследованию ранее обнаруженных подземных фортификационных сооружений.

Также ведется активный поиск точек входа в подземные коммуникации и переходы между сооружениями.

Заключение

Естественно это лишь открытая для общественности часть собранной экспедицией информации.

Даже спустя более 70 лет со дня освобождения Матуа, на острове возникает вопросов больше чем имеется на них ответов.

На днях на крошечном необитаемом острове Матуа Курильской гряды (площадь около 52 квадратных километров) приступила к работе вторая экспедиция Министерства обороны РФ. К острову из Владивостока прибыл внушительный отряд военных кораблей и судов под командованием заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина . В составе отряда БДК «Адмирал Невельской», киллектор КИЛ-168 и спасательный буксир СБ-522. На их бортах около сотни исследователей и 30 единиц инженерной техники для обеспечения различных работ.

Ровно год назад первая подобная экспедиция на том же «Адмирале Невельском» уже побывала на Матуа. И руководил ею тоже вице-адмирал Рябухин. Специалистами было проведено более 1000 лабораторных исследований по физико-химическим и биологическим показателям, сделано более 200 измерений внешней среды, проведена радиационная и химическая разведка. Водолазы обследовали обе крошечные бухты этого клочка суши - Айну (максимальные глубины до 25 метров) и Ямато (глубины до 9 метров). В годы Второй мировой войны именно через них осуществлялось снабжение семитысячного японского гарнизона на Матуа, на котором располагалась крупнейшая и отлично оборудованная военная база императорской армии. Большинство ее оборонительных сооружений были вырублены в окрестных скалах и служили надежным укрытием для личного состава и боевых припасов.

Но главным на острове были не многочисленные артиллерийские доты и подземные туннели. Основное значение имел крупнейший по тем временам военный аэродром, позволявший японцам из этих мест контролировать с воздуха обширную часть Тихого океана и Охотского моря, а также большую часть островов Курильской гряды. Три забетонированных и обогреваемых термальными подземными источниками взлетно-посадочных полосы (ВВП) длиною в 1200 метров каждая делали аэродром практически всепогодным. Тем не менее, в 1945 году оборонявшийся здесь японский 41-й отдельный смешанный полк (численностью в три тысячи солдат и офицеров, остальной гарнизон к тому времени уже был эвакуирован) сдался советским десантникам без единого выстрела.

Несмотря на то, что после Второй мировой войны остров оставался практически безлюдным и советскими властями почти никак не использовался, как выяснилось, тот аэродром и сегодня в неплохом состоянии. Во всяком случае, российские военные вертолеты с лета 2016 года на него уже садятся. Способен ли аэродром острова после небольших реставрационных работ принимать еще и самолеты? А если - да, то каких типов? Это тоже в минувшем году выясняла экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Цель столь беспрецедентной активности моряков-дальневосточников секретом не является. Впервые о ней в мае 2016 года на военном совете Восточного военного округа объявил генерал-полковник Сергей Суровикин: изучается возможность размещения на острове новой базы Тихоокеанского флота . Более того, 29 июня, когда работа первой экспедиции была еще в полном разгаре, некий неназванный источник в Минобороны РФ заявил РИА «Новости», что возведение объектов базы на Матуа начнется просто-таки в бешеном темпе - уже до конца 2016 года. Однако вопреки этим планам пока там так ничего и не происходит. Почему?

Известно, по крайней мере, об одной неожиданной проблеме, с которой столкнулось командование ТОФ: пресная вода. Когда здесь стоял японский гарнизон, воды на Матуа явно было вдоволь. Об этом свидетельствуют огромные бетонные резервуары, сохранившиеся в скалах. А также разветвленная сеть керамических труб, которая тянется от них к оборонительным сооружениям. Пока трубы, понятное дело, пусты. Как снова наполнить хитроумный японский водопровод, наши инженеры к сегодняшнему дню так и не выяснили. По словам вице-адмирала Рябухина, «мы еще не понимаем точно, что и куда втекало и откуда вытекало». А пока это является секретом, стройку на Матуа начинать нельзя. Танкерами и судами-водолеями ее потребностей в живительной влаге не удовлетворить.

Но все это, видимо, временные трудности и новую базу на этом острове наш флот все же когда-нибудь получит. Как представляется, важно попытаться понять, зачем она нам? И вообще что это будет за база?

Что можно сказать наверняка уже сегодня - для боевых кораблей и вспомогательных судов там могут быть только временные причалы. Причины не только в том, что бухты Айну и Ямато природой слишком открытые и недостаточно защищены от океанских ветров и штормов. Хотя в лоциях они и обозначены как возможные места якорных стоянок.

Главную проблему для создания полноценного пункта корабельного базирования, очевидно, представляет действующий на Матуа вулкан Сарычева высотой 1446 метров. Его сильные извержения за минувший век случались четыре раза, в 1928, 1930, 1946, 1976, одно извержение произошло в 2009 году. Тогда два потока раскаленной лавы сползли в океан, застыли и увеличили площадь острова сразу на полтора квадратных километра. Недаром на языке проживавших некогда в этих краях народа айнов Матуа - «маленький горящий заливчик».

Но и вулкан - не единственная проблема для Матуа. Это район повышенной сейсмической активности. Регулярные могучие землетрясения вызывают разрушительные цунами. Скажем, мощнейшее в истории современных Курил Симуширское землетрясение, случившееся 15 ноября 2006 года, обрушило на остров гигантскую волну, местами достигавшую высоты 20 метров. Что, видимо, сравнимо с последствиями близкого подводного ядерного взрыва. Что осталось бы в этом случае от причалов и наших кораблей на Матуа?

Таким образом, новый пункт корабельного базирования ТОФ на Матуа мы построим вряд ли. Тогда во имя чего сыр-бор? Восстановим военный аэродром? С учетом построенных еще японцами трех замечательных ВПП, их возвращение к жизни, очевидно, не потребует больших усилий. Но длина каждой, как было сказано, по 1200 метров, ширина - 80 метров. Чтобы посадить даже вертолетный полк этого более чем достаточно. Для истребителей типа Су-27, Су-35 и МиГ-29 - тоже. А вот, допустим, для тяжелых бомбардировщиков Ту-22М3 маловато будет, полосы удлинять придется практически в два раза. Но ведь именно в посадке сюда российской Дальней авиации видят главный смысл новой военной базы на Матуа большинство российских военных экспертов. Потому что в этом случае в пределах досягаемости наших тяжелых бомбардировщиков окажется тихоокеанское побережье Соединенных Штатов. А значит вылетать на патрулирование «штатовских» рубежей смогут не только «стратеги» Ту-95МС и Ту-160. Круг потенциальных угроз американцам со стороны России окажется значительно шире.

На этот счет полон оптимизма бывший главнокомандующий Военно-Воздушными силами РФ генерал армии Петр Дейнекин : «Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу».

Вопрос только в том, позволит ли это рельеф местности? Ведь хотя бы одну полосу для Ту-22М3 придется удлинять более чем вдвое - до 3−3,5 км. При максимальной длине острова в 11 километров и ширине в 6,4 километра это может оказаться проблемой. Особенно если учесть, что значительную часть территории занимает вулкан Сарычева. Наверняка и над решением этой проблемы сегодня бьется экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Между тем, даже если не получится «посадить» на Матуа российскую Дальнюю авиацию и дело ограничится только истребителями, большой смысл в новой островной базе все равно будет. Потому что границы наших возможностей по воздушному прикрытию базы атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, в том числе и новых «Бореев», в Вилючинске (Камчатка) тоже прилично раздвинутся.

Ведь сегодня задача истребительного прикрытия Камчатки возложена главным образом на 865-й отдельный авиаполк, который летает на перехватчиках МиГ-31. Полк базируется на аэродроме Елизово под Петропавловском-Камчатским . А Матуа - это примерно 700 километров к юго-западу от самолетных стоянок 865-го отдельного полка. Соответственно, в этом направлении к центру Тихого океана на столько же будет сдвинута дальняя граница потенциального перехвата средств воздушного нападения противника. Выигрыш во времени и пространстве для нас в случае внезапного нападения более чем внушительный.

Нечего и говорить, что то же самое на Матуа наверняка будет проделано и с комплексами противокорабельных крылатых ракет «Бастион», «Бал», а также зенитно-ракетными системами С-400 «Триумф» . С прошлого года такое оружие уже развернуто на Камчатке, что тут же вызвало вполне понятную резкую реакцию в США и Японии. Там обеспокоенно заговорили, что на полуострове Россия создает очередную «зону ограничения доступа A2/AD», как такие районы называют в Пентагоне.

До сих пор считалось, что «зоны A2/AD» нами уже созданы в Калининграде, Крыму, под Санкт-Петербургом, Мурманском, Ереваном и в сирийском Тартусе. Но все это на северо-западном, западном и юго-западном направлениях. Теперь пришла очередь российского Дальнего Востока. К прежнему перечню заокеанским стратегам приходится плюсовать и Камчатку. Однако если нам удастся быстро превратить в крепость еще и остров Матуа, даже оборона базы российских атомных ракетных крейсеров станет глубокоэшелонированной. И близко подобраться к полуострову безнаказанно не получится.

Телеканал «Звезда» снял документальный фильм «Остров Матуа» об исследовательской экспедиции Русского географического общества и Министерства обороны России. Специалисты отправились на остров еще в 2016 году и на протяжении долгих месяцев собирали материалы о его природном, историческом и культурном наследии. Почему именно Матуа заинтересовал РГО и какие тайны хранит остров - в материале «360».

От ничейного острова до законсервированной военной базы

Остров Матуа входит в среднюю группу Большой гряды Курил и относится к Сахалинской области. Однако так было не всегда. Исконным населением Матуа считаются айны - древнейший народ Японских островов. На его языке остров называется «адской пастью».

Долгое время Матуа существовал сам по себе, и только в XVII веке на Курилы отправились первые экспедиции. Там побывали японцы, русские и голландцы, которые даже объявили землю собственностью своей Ост-Индской компании.

К 1736 году айны приняли православие и стали российскими поданными, уплатив жителям Камчатки ясак - натуральный налог в виде пушнины, скота и других предметов. Русские казаки регулярно посещали остров, а первая научная экспедиция прибыла на Матуа в 1813 году. Население острова всегда было малочисленным: в 1831 году на Матуа насчитали всего 15 жителей, хотя тогда перепись учитывала только взрослых мужчин. В 1855 году Российская империя официально получила право на остров, однако спустя 20 лет Матуа оказался под властью Японии - такова была цена за Сахалин.

Незадолго до Второй мировой войны остров стал основным опорным пунктом Курильской гряды. На Матуа появился форт с противотанковыми рвами, подземными тоннелями и траншеями. Для офицеров создали подземную резиденцию в холме. После начала войны горючее на Матуа поставляла нацистская Германия. Остров стал одной из ключевых военно-морских баз Японии. В августе 1945 года гарнизон численностью 7,5 тысячи человек капитулировал без единого выстрела. Матуа перешел Советскому Союзу.

Вплоть до 1991 года на острове находилась воинская часть. За это время Матуа интересовались не только историки, но и политики. Президент США Гарри Трумэн сразу после окончания Второй мировой войны предложил Иосифу Сталину уступить остров для военно-морской базы США. Тогда лидер СССР то ли в шутку, то ли всерьез согласился обменять Матуа на один из Алеутских островов. Вопрос закрыли.

Российская пограничная застава находилась на Матуа до 2000 года. Тогда всю военно-морскую инфраструктуру острова законсервировали, и его покинули жители. Сейчас Матуа необитаем. Небольшой остров длиной 11 километров и шириной чуть более шести по-прежнему хранит в себе множество тайн. Раскрыть их и отправились члены Русского географического общества и сотрудники российского министерства обороны.

Секреты Матуа

В сентябре прошлого года командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц рассказал журналистам об итогах первой экспедиции на Матуа. Она началась в апреле и продлилась почти полгода. В экспедиции участвовал министр обороны и президент Русского географического общества Сергей Шойгу.

Исследования на Матуа проходили впервые с 1813 года. По словам Авакянца, на острове обнаружили множество подземных сооружений. Часть из них определенно относилась к форту, а вот предназначение остальных выяснить пока не удалось.

Изначально было предположение, что это складские помещения, но из них вывезено все. И если бы это были складские помещения, то какие-либо материальные следы остались бы. Мало того, было обнаружено, что к этим помещениям подходит высоковольтный кабель, и система электроснабжения позволяла подавать туда до 3 тысяч вольт. Естественно, это избыточное напряжение для складских помещений. Но очевидно, что в этих сооружениях проводились какие-то работы

Сергей Авакянц.

Среди необычных находок - высоковольтный кабель на склоне вулкана Сарычева. Неподалеку находятся остатки старой дороги, которая ведет к жерлу вулкана. При этом с вертолета члены экспедиции заметили входы в подземные сооружения. Что именно находится в толще вулкана, пока неизвестно. Экспертов занимал и другой вопрос: почему гарнизон сдался без боя в августе 1945 года. Такое поведение нетипично для японских солдат, что говорит о продуманном заранее плане. «Мы сделали вывод, что гарнизон выполнил свою главную задачу - убрал все следы и все факты, которые могли навести на раскрытие истинного характера деятельности на этом острове», - пояснил адмирал.


Фото: РИА «Новости» / Роман Денисов

В прошлом году члены экспедиции решили изучить собранные материалы, а спустя несколько месяцев вернуться на Матуа, чтобы раскрыть другие тайны острова. Чем еще удивит россиян небольшой клочок земли, который прошел путь от ничейной земли до секретного японского форта, - покажет время.

Вторая экспедиция Минобороны России и Русского географического общества на остров Матуа Курильской гряды высадилась сегодня в бухтах Айна и Двойная. Отряд кораблей Тихоокеанского флота доставил сюда более 100 военнослужащих и гражданских специалистов и 30 единиц техники.

Ранее в Минобороны сообщали о планах создать на Матуа пункт базирования кораблей Тихоокеанского флота и восстановить аэродром. Глава военного ведомства России Сергей Шойгу отмечал : "Мы предполагаем восстановить, и не только восстановить, но и активно эксплуатировать этот остров".

С июня по сентябрь экспедиционный центр Министерства обороны, РГО и военные моряки планируют провести картографирование местности, исследовать вулкан Пик Сарычева, гидрографию и рельеф прибрежного дна, составить атлас морских обитателей прилегающей акватории. На Матуа будут работать гидрогеологи, вулканологи, гидробиологи, почвоведы, подводники, поисковики и археологи. Специалисты проведут анализ химического состава природных вод и потенциального плодородия почв. Это район повышенной сейсмической активности, и вулканологи намерены реконструировать активность вулкана Пик Сарычева за последние 100 тысяч лет, чтобы оценить вулканическую опасность территории на перспективу.

© Фото: Русское географическое общество/Андрей Горбань


© Фото: Русское географическое общество/Андрей Горбань

Затерянный в океане Матуа площадью всего 52 квадратных километра не зря вызывает такой пристальный интерес.

Стратегическое значение

Военно-морской флот изучает возможность создания на Курилах пункта базирования кораблей. Свой интерес имеет и дальняя авиация. Две экспедиции на Матуа — это фактически полный цикл проектно-изыскательских работ, которые необходимо выполнить накануне масштабного строительства новой военно-морской базы, точнее — пункта материально-технического обеспечения Тихоокеанского флота.

Первая экспедиция исследовала Матуа в мае-июле 2016 года. Специалисты провели радиационную и химическую разведку, изучили фортификационные сооружения и другие исторические объекты , выполнили более тысячи лабораторных исследований , сделали сотни измерений внешней среды, включая гидрографию бухт и заливов.

Матуа — остров средней группы Большой гряды Курильских островов (по прямой до Петропавловска-Камчатского — 670 километров, до японского Хоккайдо — 740 километров). Административно . В годы Второй мировой войны был одной из крупнейших японских военно-морских баз. Коренными жителями острова были охотники — айны, в 1875 году их сменили японские военнослужащие. В 1945-м на острове обосновались советские пограничники, позднее — подразделения ПВО. В 2000 году военные объекты на Матуа законсервировали, и остров стал необитаемым на 15 лет.

Остров напоминает крепость посреди океана . Матуа надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, . Неплохо японские доты, мощеные дороги, три взлетно-посадочные полосы военного аэродрома, а также просторные подземные сооружения непонятного предназначения.

В юго-западной части Матуа есть удобный и относительно безопасный для базирования кораблей пролив, прикрытый от ветров небольшим островком Топорковый. Именно здесь располагались японские рейд и причалы. С 1930-х годов остров служил японцам плацдармом для дальнейшей экспансии в направлении Камчатки.

В августе 1945 года советские десантники обнаружили на Матуа практически безоружных японцев: у 3800 сдавшихся солдат и офицеров оказалось всего 2000 винтовок, а летчики, моряки и артиллеристы просто исчезли (гарнизон насчитывал 7,5 тысячи военнослужащих). Для сравнения: на острове Шумшу советские войска захватили более 60 японских танков . Из допросов командующего северной группировкой генерала Цуми Фусаки известно, что гарнизон Матуа ему не подчинялся и управлялся напрямую из ставки на Хоккайдо. Остров имел особый статус и до сего дня хранит многие тайны.

Новая крепость

Россия граничит на море с 12 странами, и не все из них дружественны. До недавнего времени наши тихоокеанские соседи — Соединенные Штаты — практиковали военно-политическое "сдерживание" России. А Япония претендует на четыре российских острова — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. И вполне закономерным выглядит укрепление дальневосточных рубежей, где с 2015 года создается единая система береговой обороны, необходимая для контроля проливных зон Курильских островов и Берингова пролива, прикрытия маршрутов развертывания флота и повышения боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил. Стальная Курильская гряда — мера вынужденная, но весьма эффективная.

На Курилах формируется Сегодня Охотское море практически полностью прикрывают БРК (логично предположить присутствие на линии Курил и зенитных ракетных систем С-400). Новые возможности ракетного оружия позволяют создавать особо защищенные районы моря (anti-access/area-denial), наиболее благоприятные для боевого патрулирования РПКСН — в четырех тысячах миль от Сан-Франциско и позиций американских стратегических сил наземного базирования в штатах Вайоминг, Монтана и Северная Дакота.

Курилы и Камчатка должны превратиться в несокрушимую морскую крепость России. И для реализации этой цели маленький остров Матуи имеет большое значение.