Итоги экспедиции на остров матуа. Станет ли курильский остров матуа новой базой тихоокеанского флота россии

Матуа - небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР.

Минобороны России принимает беспрецедентные меры по развитию военной инфраструктуры на Сахалине и Курилах. Экспедиция Министерства обороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступила к инженерным работам по исследованию фортификационных сооружений на курильском острове Матуа. Об этом сообщил начальник пресс-службы Восточного военного округа полковник Александр Гордеев.

“На склонах сопок и у подножия вулкана Сарычева начато освобождение потерн (подземных коридоров для сообщения между фортификационными сооружениями, фортами крепости или опорными пунктами укрепленных районов) и складов от завалов”, – сообщил Гордеев. -Пять групп поисковиков “проводят земляные работы с использованием бульдозера, экскаватора и другой специальной техники”.

По мнению участников военно-исторической экспедиции, проведение научных изысканий поможет найти ответы на многие вопросы и “развеять ореол таинственности острова Матуа”. Перед началом работ в каждом фортификационном сооружении берутся пробы воздуха, которые в лаборатории тщательно анализируются на наличие отравляющих веществ.

До окончания Второй мировой войны Япония активно осваивала эти острова, включая и загадочный остров Матуа, находящийся в центре Курильской гряды. На этом острове Япония добывала какие-то ценные полезные ископаемые. После окончания Второй мировой войны Трумэн даже обращался к Сталину с просьбой передать остров Матуа США. Остров не отдали, но и сами его подземельями не пользуемся почему-то.

Во время Второй мировой войны союзная авиация, бомбившая в Тихом океана все, что принадлежало Японии, обходила Магуа стороной. А когда война закончилась, президент Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой предоставить США только один из островов в центре Курил, занятых советскими войсками. Чем же маленький островок Матуа так привлек президента Америки?

Матуа - небольшой островок, расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной войны японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР. Война действительно началась, но в 1945 году 3811 японских солдат и офицеров «доблестно» сдались 40 советским пограничникам.

Остров, который достался СССР, был вдоль и поперек изрыт рвами, окопами и искусственными пещерами. Многочисленные доты и ангары сооружались на совесть. Все побережье Матуа по периметру было оцеплено плотным кольцом дотов, выложенных из камня или выдолбленных в скале. Делались они столь добротно, что члены самодеятельных экспедиций, уже много лет изучающих остров, утверждают, что и сегодня доты могли бы использоваться по своему прямому назначению. Причем их устройство не ограничивалось лишь подготовкой точки для ведения огня. Каждая такая позиция имела разветвленную сеть подземных ходов, также выдолбленных в скале.

Еще более тщательно сооружался аэродром острова. Расположен он столь удачно и сделан настолько технически грамотно, что самолеты могли взлетать и приземляться при ветре любой силы и направления. Японские инженеры предусмотрели и «антиснежную» конструкцию. Под бетонным покрытием были проложены трубы, в которые поступала горячая вода из термальных источников. Так что обледенение взлетной полосы японским летчикам не грозило, и самолеты могли взлетать и приземляться и зимой, и летом.

В одной из береговых скал трудолюбивые японцы вырубили огромную пещеру, где легко могла спрятаться подлодка. Рядом находилась подземная резиденция командования гарнизона, замаскированная в одном из окрестных холмов. Ее стены были аккуратно выложены камнем, неподалеку есть бассейн и подземная баня.

Одна из тайн острова - бесследное исчезновение всей военной техники. Несмотря на тщательные поиски, которые ведутся с 1945 года, на острове ничего не было обнаружено. Причем имеется удивительная, прямо-таки мистическая закономерность - люди, которые пытались заниматься поисками, гибли в пожарах, которые на острове часто случались, попадали в снежные лавины.

В конце 1990-х годов в результате несчастного случая погиб заместитель начальника погранзаставы, руководивший этими поисками. А когда попытались восстановить разрушенные коммуникации, неожиданно проснулся вулкан, находящийся в центре острова. Извержение происходило с такой силой, что вылетавшие из жерла огромные глыбы сбивали птиц, паривших за сотни метров от кратера!

Вот мнение о неразгаданных тайнах острова Матуа исследователя-энтузиаста Евгения Верещаги: «Есть на Матуа необыкновенный холм высотой более 120 метров и 500 метров в диаметре.

Природа не любит столь правильных форм. Это невольно наводит на размышления, что вся эта громадина сделана руками человека. Это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолетов. На ее склоне отчетливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые были сначала взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.

Кроме этого на острове разбросаны сотни ржавых бочек из-под горючего - в основном немецкие, причём абсолютно целые и с горючим времён фашистского Третьего рейха. В переводе маркировка на них гласила «Горючее вермахта, 200 литров». И даты - 1939, 1943 - вплоть до победного 1945 года.

Значит, обогнув земной шар, союзнические подлодки Гитлера швартовались у Матуа и доставляли грузы!?

Кстати, о вулкане. Вопросов, куда исчезла военная техника, которой, судя по подземным сооружениям, был буквально нашпигован остров-крепость, было много. Один из участников самодеятельных экспедиций высказал, казалось бы, совершено невероятное предположение: «Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение. Эта версия, на первый взгляд, звучит как фантастика. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно различить следы гусеничной техники. О том, что японцы возили по ней, можно только догадываться».








Но все эти бросающиеся в глаза грандиозные сооружения - только внешняя, видимая часть японской секретной подземной крепости. После окончания Второй мировой войны прошло более полувека, но разгадать тайны подземелий никому так и не удалось.

Японцы, ссылаясь на секретность этой информации, упорно не отвечали на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа. Понять странный интерес к острову американского президента тоже не удалось.

Что же скрывает в своих глубинах курильский остров? А что если и гибель военных исследователей острова, и не вовремя проснувшийся вулкан, и интерес американского президента к Матуа, и отказ японцев в предоставлении материалов - не случайная цепь событий? Может быть, в тайных, еще не найденных подземельях острова-крепости скрывается не проржавевшая и никому сегодня не нужная военная техника, а секретные лаборатории, разрабатывавшие так и не использованное во время войны секретное оружие?

На рассвете 12 августа 1945 года, за три дня до объявления Японией капитуляции, в Японском море, невдалеке от Корейского полуострова, прозвучал оглушительный взрыв. В небо поднялся огненный шар диаметром примерно 1000 метров. Вслед за ним возникло гигантское грибовидное облако. По мнению американского эксперта Чарльза Стоуна, здесь была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, а мощность взрыва была примерно такой же, что и у американских бомб, взорванных за несколько дней до этого над Хиросимой и Нагасаки.

Заявление Ч. Стоуна о том, что во время Второй мировой войны Япония вела работы по созданию атомной бомбы и добилась успеха, было встречено с большими сомнениями многими учеными США. Более осторожно к этой информации отнесся военный историк Джон Дауэр.

По мнению этого известного ученого, полностью исключить вероятность того, что на рассвете 12 августа 1945 года в Японском море у побережья Кореи была взорвана первая и последняя атомная бомба Японии, нельзя. Свидетельством этого может служить огромный секретный военный Хыннамский комплекс, располагавшийся на территории современной КНДР. Он был достаточно мощным и оборудованным всем необходимым для производства атомной бомбы.

Правдоподобность неожиданной гипотезы Ч. Стоуна подтверждают изыскания бывшего американского разведчика Теодора Макнелли. В конце Второй мировой войны он служил в аналитической разведке штаба командующего войсками союзников на Тихом океане генерала Макартура.

В своей статье Макнелли пишет, что американская разведка располагала достоверными данными о крупном японском ядерном центре в корейском городе Хыннам, но держала информацию об этом объекте в тайне от СССР. Более того, утром 14 августа 1945 года американские самолеты привезли на свои аэродромы пробы воздуха, взятые над Японским морем неподалеку от восточного побережья Корейского полуострова. Обработка полученных проб дала ошеломляющие результаты. Она показала, что в вышеупомянутом районе Японского моря в ночь с 12 на 13 августа произошел взрыв неизвестного ядерного устройства!

Если предположить, что в подземном городе на острове-крепости действительно шли разработки самого страшного оружия XX века - ядерного, то это дает ответ на многие вопросы, ставящие в тупик организаторов самодеятельных исследовательских экспедиций.

Почему президент Трумэн, обращаясь к Сталину, просил передать США именно остров Матуа?

Еще до окончания Второй мировой войны американцы начали готовиться к вооруженному столкновению с СССР. После рассекречивания материалов о Второй мировой войне в британском архиве была найдена папка с надписью «Немыслимая операция». Действительно, о такой операции не мог помыслить никто! На документе дата - 22 мая 1945 года. Следовательно, разработка операции была начата еще до окончания войны, В документе самым подробнейшим образом расписывался план… массированного удара по советским войскам!

Основным козырем при военном столкновении могло быть ядерное оружие, имеющееся только у США. Советские танковые дивизии, прошедшие Вторую мировую войну, находились в центре Европы. Если бы Сталин получил к своему превосходству в сухопутных силах еще и ядерное оружие, созданное японскими учеными, то в случае военного столкновения исход войны был бы предрешен и Европа стала бы полностью социалистической.

Почему японцы, ссылаясь на секретность информации, упорно не отвечают на запросы сначала советских, а затем российских исследователей острова Матуа?

А как же они должны поступать?

Если на острове Матуа был бы обнаружен подземный засекреченный центр, в котором разрабатывалось ядерное оружие, и не только разрабатывалось, но и технология его изготовления была доведена до практической реализации, то это привело бы к переоценке событий Второй мировой войны. Атомная бомбардировка японских городов оказалась бы оправданной: американские летчики просто опередили будущие атомные налеты японских. Требования о возвращении Южных Курил можно было бы рассматривать как желание продолжить работы по созданию секретного оружия, остановившиеся в результате поражения Японии.

И вот на этом загадочном острове, Тихоокеанский флот России развернул беспрецедентные изыскания.

Представитель Восточного военного округа напомнил, что “на острове уже развернуты мобильные аэродромные комплексы для обеспечения полетов летательных аппаратов”. Расчищена дренажная система и завершена подготовка для посадки вертолетов любых типов.

Личный состав военно-исторической экспедиции продолжает активную деятельность в бухте Двойная в целях “подготовки прибрежного участка острова для подхода большого десантного корабля к берегу способом “на упор” для погрузки техники и материальных средств”, сообщил Гордеев.

Как сообщалось ранее, 200 участников экспедиции Минобороны РФ, Русского географического общества, Восточного военного округа и Тихоокеанского флота под руководством заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина на шести кораблях и судах 7 мая вышли из Владивостока и 14 мая прибыли на остров Матуа.

Телеканал «Звезда» снял документальный фильм «Остров Матуа» об исследовательской экспедиции Русского географического общества и Министерства обороны России. Специалисты отправились на остров еще в 2016 году и на протяжении долгих месяцев собирали материалы о его природном, историческом и культурном наследии. Почему именно Матуа заинтересовал РГО и какие тайны хранит остров - в материале «360».

От ничейного острова до законсервированной военной базы

Остров Матуа входит в среднюю группу Большой гряды Курил и относится к Сахалинской области. Однако так было не всегда. Исконным населением Матуа считаются айны - древнейший народ Японских островов. На его языке остров называется «адской пастью».

Долгое время Матуа существовал сам по себе, и только в XVII веке на Курилы отправились первые экспедиции. Там побывали японцы, русские и голландцы, которые даже объявили землю собственностью своей Ост-Индской компании.

К 1736 году айны приняли православие и стали российскими поданными, уплатив жителям Камчатки ясак - натуральный налог в виде пушнины, скота и других предметов. Русские казаки регулярно посещали остров, а первая научная экспедиция прибыла на Матуа в 1813 году. Население острова всегда было малочисленным: в 1831 году на Матуа насчитали всего 15 жителей, хотя тогда перепись учитывала только взрослых мужчин. В 1855 году Российская империя официально получила право на остров, однако спустя 20 лет Матуа оказался под властью Японии - такова была цена за Сахалин.

Незадолго до Второй мировой войны остров стал основным опорным пунктом Курильской гряды. На Матуа появился форт с противотанковыми рвами, подземными тоннелями и траншеями. Для офицеров создали подземную резиденцию в холме. После начала войны горючее на Матуа поставляла нацистская Германия. Остров стал одной из ключевых военно-морских баз Японии. В августе 1945 года гарнизон численностью 7,5 тысячи человек капитулировал без единого выстрела. Матуа перешел Советскому Союзу.

Вплоть до 1991 года на острове находилась воинская часть. За это время Матуа интересовались не только историки, но и политики. Президент США Гарри Трумэн сразу после окончания Второй мировой войны предложил Иосифу Сталину уступить остров для военно-морской базы США. Тогда лидер СССР то ли в шутку, то ли всерьез согласился обменять Матуа на один из Алеутских островов. Вопрос закрыли.

Российская пограничная застава находилась на Матуа до 2000 года. Тогда всю военно-морскую инфраструктуру острова законсервировали, и его покинули жители. Сейчас Матуа необитаем. Небольшой остров длиной 11 километров и шириной чуть более шести по-прежнему хранит в себе множество тайн. Раскрыть их и отправились члены Русского географического общества и сотрудники российского министерства обороны.

Секреты Матуа

В сентябре прошлого года командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц рассказал журналистам об итогах первой экспедиции на Матуа. Она началась в апреле и продлилась почти полгода. В экспедиции участвовал министр обороны и президент Русского географического общества Сергей Шойгу.

Исследования на Матуа проходили впервые с 1813 года. По словам Авакянца, на острове обнаружили множество подземных сооружений. Часть из них определенно относилась к форту, а вот предназначение остальных выяснить пока не удалось.

Изначально было предположение, что это складские помещения, но из них вывезено все. И если бы это были складские помещения, то какие-либо материальные следы остались бы. Мало того, было обнаружено, что к этим помещениям подходит высоковольтный кабель, и система электроснабжения позволяла подавать туда до 3 тысяч вольт. Естественно, это избыточное напряжение для складских помещений. Но очевидно, что в этих сооружениях проводились какие-то работы

Сергей Авакянц.

Среди необычных находок - высоковольтный кабель на склоне вулкана Сарычева. Неподалеку находятся остатки старой дороги, которая ведет к жерлу вулкана. При этом с вертолета члены экспедиции заметили входы в подземные сооружения. Что именно находится в толще вулкана, пока неизвестно. Экспертов занимал и другой вопрос: почему гарнизон сдался без боя в августе 1945 года. Такое поведение нетипично для японских солдат, что говорит о продуманном заранее плане. «Мы сделали вывод, что гарнизон выполнил свою главную задачу - убрал все следы и все факты, которые могли навести на раскрытие истинного характера деятельности на этом острове», - пояснил адмирал.


Фото: РИА «Новости» / Роман Денисов

В прошлом году члены экспедиции решили изучить собранные материалы, а спустя несколько месяцев вернуться на Матуа, чтобы раскрыть другие тайны острова. Чем еще удивит россиян небольшой клочок земли, который прошел путь от ничейной земли до секретного японского форта, - покажет время.

На днях на крошечном необитаемом острове Матуа Курильской гряды (площадь около 52 квадратных километров) приступила к работе вторая экспедиция Министерства обороны РФ. К острову из Владивостока прибыл внушительный отряд военных кораблей и судов под командованием заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина . В составе отряда БДК «Адмирал Невельской», киллектор КИЛ-168 и спасательный буксир СБ-522. На их бортах около сотни исследователей и 30 единиц инженерной техники для обеспечения различных работ.

Ровно год назад первая подобная экспедиция на том же «Адмирале Невельском» уже побывала на Матуа. И руководил ею тоже вице-адмирал Рябухин. Специалистами было проведено более 1000 лабораторных исследований по физико-химическим и биологическим показателям, сделано более 200 измерений внешней среды, проведена радиационная и химическая разведка. Водолазы обследовали обе крошечные бухты этого клочка суши - Айну (максимальные глубины до 25 метров) и Ямато (глубины до 9 метров). В годы Второй мировой войны именно через них осуществлялось снабжение семитысячного японского гарнизона на Матуа, на котором располагалась крупнейшая и отлично оборудованная военная база императорской армии. Большинство ее оборонительных сооружений были вырублены в окрестных скалах и служили надежным укрытием для личного состава и боевых припасов.

Но главным на острове были не многочисленные артиллерийские доты и подземные туннели. Основное значение имел крупнейший по тем временам военный аэродром, позволявший японцам из этих мест контролировать с воздуха обширную часть Тихого океана и Охотского моря, а также большую часть островов Курильской гряды. Три забетонированных и обогреваемых термальными подземными источниками взлетно-посадочных полосы (ВВП) длиною в 1200 метров каждая делали аэродром практически всепогодным. Тем не менее, в 1945 году оборонявшийся здесь японский 41-й отдельный смешанный полк (численностью в три тысячи солдат и офицеров, остальной гарнизон к тому времени уже был эвакуирован) сдался советским десантникам без единого выстрела.

Несмотря на то, что после Второй мировой войны остров оставался практически безлюдным и советскими властями почти никак не использовался, как выяснилось, тот аэродром и сегодня в неплохом состоянии. Во всяком случае, российские военные вертолеты с лета 2016 года на него уже садятся. Способен ли аэродром острова после небольших реставрационных работ принимать еще и самолеты? А если - да, то каких типов? Это тоже в минувшем году выясняла экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Цель столь беспрецедентной активности моряков-дальневосточников секретом не является. Впервые о ней в мае 2016 года на военном совете Восточного военного округа объявил генерал-полковник Сергей Суровикин: изучается возможность размещения на острове новой базы Тихоокеанского флота . Более того, 29 июня, когда работа первой экспедиции была еще в полном разгаре, некий неназванный источник в Минобороны РФ заявил РИА «Новости», что возведение объектов базы на Матуа начнется просто-таки в бешеном темпе - уже до конца 2016 года. Однако вопреки этим планам пока там так ничего и не происходит. Почему?

Известно, по крайней мере, об одной неожиданной проблеме, с которой столкнулось командование ТОФ: пресная вода. Когда здесь стоял японский гарнизон, воды на Матуа явно было вдоволь. Об этом свидетельствуют огромные бетонные резервуары, сохранившиеся в скалах. А также разветвленная сеть керамических труб, которая тянется от них к оборонительным сооружениям. Пока трубы, понятное дело, пусты. Как снова наполнить хитроумный японский водопровод, наши инженеры к сегодняшнему дню так и не выяснили. По словам вице-адмирала Рябухина, «мы еще не понимаем точно, что и куда втекало и откуда вытекало». А пока это является секретом, стройку на Матуа начинать нельзя. Танкерами и судами-водолеями ее потребностей в живительной влаге не удовлетворить.

Но все это, видимо, временные трудности и новую базу на этом острове наш флот все же когда-нибудь получит. Как представляется, важно попытаться понять, зачем она нам? И вообще что это будет за база?

Что можно сказать наверняка уже сегодня - для боевых кораблей и вспомогательных судов там могут быть только временные причалы. Причины не только в том, что бухты Айну и Ямато природой слишком открытые и недостаточно защищены от океанских ветров и штормов. Хотя в лоциях они и обозначены как возможные места якорных стоянок.

Главную проблему для создания полноценного пункта корабельного базирования, очевидно, представляет действующий на Матуа вулкан Сарычева высотой 1446 метров. Его сильные извержения за минувший век случались четыре раза, в 1928, 1930, 1946, 1976, одно извержение произошло в 2009 году. Тогда два потока раскаленной лавы сползли в океан, застыли и увеличили площадь острова сразу на полтора квадратных километра. Недаром на языке проживавших некогда в этих краях народа айнов Матуа - «маленький горящий заливчик».

Но и вулкан - не единственная проблема для Матуа. Это район повышенной сейсмической активности. Регулярные могучие землетрясения вызывают разрушительные цунами. Скажем, мощнейшее в истории современных Курил Симуширское землетрясение, случившееся 15 ноября 2006 года, обрушило на остров гигантскую волну, местами достигавшую высоты 20 метров. Что, видимо, сравнимо с последствиями близкого подводного ядерного взрыва. Что осталось бы в этом случае от причалов и наших кораблей на Матуа?

Таким образом, новый пункт корабельного базирования ТОФ на Матуа мы построим вряд ли. Тогда во имя чего сыр-бор? Восстановим военный аэродром? С учетом построенных еще японцами трех замечательных ВПП, их возвращение к жизни, очевидно, не потребует больших усилий. Но длина каждой, как было сказано, по 1200 метров, ширина - 80 метров. Чтобы посадить даже вертолетный полк этого более чем достаточно. Для истребителей типа Су-27, Су-35 и МиГ-29 - тоже. А вот, допустим, для тяжелых бомбардировщиков Ту-22М3 маловато будет, полосы удлинять придется практически в два раза. Но ведь именно в посадке сюда российской Дальней авиации видят главный смысл новой военной базы на Матуа большинство российских военных экспертов. Потому что в этом случае в пределах досягаемости наших тяжелых бомбардировщиков окажется тихоокеанское побережье Соединенных Штатов. А значит вылетать на патрулирование «штатовских» рубежей смогут не только «стратеги» Ту-95МС и Ту-160. Круг потенциальных угроз американцам со стороны России окажется значительно шире.

На этот счет полон оптимизма бывший главнокомандующий Военно-Воздушными силами РФ генерал армии Петр Дейнекин : «Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу».

Вопрос только в том, позволит ли это рельеф местности? Ведь хотя бы одну полосу для Ту-22М3 придется удлинять более чем вдвое - до 3−3,5 км. При максимальной длине острова в 11 километров и ширине в 6,4 километра это может оказаться проблемой. Особенно если учесть, что значительную часть территории занимает вулкан Сарычева. Наверняка и над решением этой проблемы сегодня бьется экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Между тем, даже если не получится «посадить» на Матуа российскую Дальнюю авиацию и дело ограничится только истребителями, большой смысл в новой островной базе все равно будет. Потому что границы наших возможностей по воздушному прикрытию базы атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, в том числе и новых «Бореев», в Вилючинске (Камчатка) тоже прилично раздвинутся.

Ведь сегодня задача истребительного прикрытия Камчатки возложена главным образом на 865-й отдельный авиаполк, который летает на перехватчиках МиГ-31. Полк базируется на аэродроме Елизово под Петропавловском-Камчатским . А Матуа - это примерно 700 километров к юго-западу от самолетных стоянок 865-го отдельного полка. Соответственно, в этом направлении к центру Тихого океана на столько же будет сдвинута дальняя граница потенциального перехвата средств воздушного нападения противника. Выигрыш во времени и пространстве для нас в случае внезапного нападения более чем внушительный.

Нечего и говорить, что то же самое на Матуа наверняка будет проделано и с комплексами противокорабельных крылатых ракет «Бастион», «Бал», а также зенитно-ракетными системами С-400 «Триумф» . С прошлого года такое оружие уже развернуто на Камчатке, что тут же вызвало вполне понятную резкую реакцию в США и Японии. Там обеспокоенно заговорили, что на полуострове Россия создает очередную «зону ограничения доступа A2/AD», как такие районы называют в Пентагоне.

До сих пор считалось, что «зоны A2/AD» нами уже созданы в Калининграде, Крыму, под Санкт-Петербургом, Мурманском, Ереваном и в сирийском Тартусе. Но все это на северо-западном, западном и юго-западном направлениях. Теперь пришла очередь российского Дальнего Востока. К прежнему перечню заокеанским стратегам приходится плюсовать и Камчатку. Однако если нам удастся быстро превратить в крепость еще и остров Матуа, даже оборона базы российских атомных ракетных крейсеров станет глубокоэшелонированной. И близко подобраться к полуострову безнаказанно не получится.

Завершилась вторая совместная экспедиция Минобороны и Русского географического общества на остров Матуа. Ее участники - историки, археологи, экологи и гидрографы - рассказали на очередном заседании РГО о своих удивительных находках, обнаруженных на этом небольшом, но очень загадочном острове Курильской гряды, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.

Участники второй совместной экспедиции военных и ученых на курильский остров Матуа подвели итоги своей работы. На очередном заседании Сахалинского отделения Русского географического общества они выступили с докладами, в которых рассказали, какие новые тайны остров раскрыл для них и какие находки породили новые вопросы.

Открыл заседание председатель отделения РГО Сергей Пономарёв . Он отметил, что сотрудничество с Тихоокеанским флотом дало новые возможности для изучения Курильских островов.

“В экспедиции самое дорогое - это транспортная доставка на Курильские острова. А то, что Сергей Шойгу возглавил Русское географическое общество, позволило организовывать вот такие совместные проекты с Минобороны. Военные тоже направляются на Матуа со своими исследовательскими целями. И берут с собой наших ученых. Мы же используем это сотрудничество в свою пользу. Наши исследования касаются истории, археологии, экологии. Такая многофункциональность помогает комплексному исследованию островов - как на суше, так и в море”, - сказал Пономарёв.

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Встреча с членами экспедиции на Матуа. Фото: ИА SakhalinMedia

Он напомнил, что Матуа - очень интересный с точки зрения краеведов остров. Он находится в середине Курильской гряды и прежде использовался японцами как перевалочный пункт на маршруте с севера на юг, а также мощная военно-морская база и аэродром.

Историк-краевед Игорь Самарин во время этой экспедиции продолжил свою прошлогоднюю работу. Его главной задачей было восстановление схемы японских долговременных огневых сооружений на острове. В прошлом году такая карта была составлена, но, как оказалось, остров таит в себе еще немало открытий.

“В этом году совершенно случайно наши коллеги-военные обнаружили выход керамической трубы из земли. Опустили в нее импровизированную видеокамеру - смартфон с фонариком, нашли там помещение. На глубине трех метров оказалось бетонное сооружение, примыкающее к артиллерийскому дальномерному посту. Оказалось, что там под землей располагался командный пункт управления огнем. Оттуда с помощью электроники передавались команды к орудиям”, - рассказал Игорь Самарин.

Также одной из задач этого года стало изучение японского командного поста на одной из высот острова. Группа Самарина откопала это бетонное сооружение и попала внутрь.

Но самые интересные открытия ученые сделали, изучая мелкие, не всегда очевидные детали. Так, рядом с одной из солдатских казарм был найдем абажур от лампы. Игорь Самарин поясняет: по свидетельствам самих японских военных тех лет, флотские моряки жили лучше пехоты и у них единственных было электричество. Так что найденный абажур подкрепил уверенность в том, что в казармах на острове жили именно моряки.

“Многие обычные вещи являлись откровением. Вот нашли пивную бутылку, самую обычную, но на донышке - дата изготовления “18 S 8”. Для знающего человека это просто - август 16 года, по европейскому летоисчислению - 1941 год. Таких бутылок на острове нашли 25 штук. По ним удалось определить время, когда бутылки поставлялись на остров. Оказалось, что первые поставки провизии начались в 1938 году и закончились в 1943 году. А в 1944 году началась блокада острова Матуа американскими подводными лодками”, - продолжил свой доклад Самарин.

Ученые не оставили без внимания и японские кухонные кучи возле каждой землянки. Среди отходов были обнаружены птичьи кости. Как оказалось, японцы активно использовали в пищу местных топорков. Также они ели мышей - полевок. Даже был налажен натуральный обмен - одна мышка стоила две сигареты. Шкурки грызунов переправлялись в метрополию для изготовления из них перчаток.

Всего с острова историки привезли 86 предметов японского и советского периода - от детских пинеток и посуды до топливных бочек и кустарно сделанных печек.

Также ученым удалось раскрыть еще одну загадку, которую хранил острова Матуа со времен Второй мировой войны. Более 70 лет судьба американской подводной лодки Herring, потопившей у Матуа два японских корабля, была неизвестна и о ней сохранились противоречивые сведения. Гидрографы во главе с капитаном большого гидрографического катера Игорем Тихоновым прочесали всю акваторию бухты Двойной с помощью многолучевого эхолота. И объект, очень похожий на подводную лодку, был обнаружен в районе мыса Юрлова на глубине 110 метров. Что дальше делать с этим открытием, определят военные.

В рамках экспедиции исследователи изучали и более древний период истории острова. Так, группа археолога Ольги Шубиной обнаружила на острове более ста котлованов от древних жилищ первых жителей острова. Вероятнее всего они принадлежали древним айнам, жившим здесь 2,5 - 3 тысячи лет назад. Ученые провели раскопки на местах находок и обозначили границы археологических памятников.

В завершении заседания председатель Сахалинского РГО Сергей Пономарёв сообщил, что учеными создана рабочая группа, занимающаяся унификацией географических названий на острове Матуа.

“Многие объекты Матуа до сих пор носят японские названия или “народные” советские. Группа готовит предложение по официальному наименованию порядка трех десятков бухт, мысов и высот, чтобы при составлении карт и схем мы могли пользоваться одинаковыми обозначениями и понимать друг друга”, - сообщил Пономарёв.

Вторая масштабная экспедиция Минобороны и Российского географического общества отправится на курильский остров Матуа в 2017 году. Об этом в среду, 14 сентября, заявил командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц на заседании медиа-клуба.


Японцы начали осваивать остров с 1930-х годов и придавали ему исключительно военное значение. "Остров служил плацдармом для дальнейшей экспансии и захвата полуострова Камчатка. Была создана уникальная система подземных сооружений, соединенных единой системой тоннелей. Подземные сооружения - это отдельная тема, которая требует глубокого изучения", - сказал адмирал Сергей Авакянц.

По его словам, подземные сооружения делятся на два вида: фортификационные и сооружения непонятного предназначения - прямоугольные, квадратной и круглой формы, протяженностью до 150 метров.

"Изначально было предположение, что это складские помещения, но из них вывезено все. И если бы это были складские помещения, то какие-либо материальные следы остались бы. Мало того, было обнаружено, что к этим помещениям подходит высоковольтный кабель, и система электроснабжения позволяла подавать туда до 3 тысяч вольт. Естественно, это избыточное напряжение для складских помещений. Но, очевидно, что в этих сооружениях проводились какие-то работы", - цитирует руководителя экспедиции ТАСС .

Адмирал также сообщил, что на склоне вулкана Сарычева обнаружен такой же высоковольтный кабель. "Вулкан живой, вулкан до сих пор дышит. Каждые 25 лет происходят мощные извержения. Обнаружены остатки старой дороги, ведущей к жерлу вулкана. С вертолета видны характерные входы в подземные сооружения с водной поверхности. Нужны серьезные глубоководные исследования северной и северо-западной части вулкана", - подчеркнул Авакянц.

Он отметил, что в ходе экспедиции была обнаружена посуда с символами, характерными для императорской семьи - звездами, то есть остров посещало высшее военно-политическое руководство Японии во время войны, а гарнизону придавалось исключительное внимание.

"Если на всех островах японские гарнизоны сражались ожесточенно, до последнего солдата, то остров Матуа капитулировал в последнюю очередь, но капитулировал без боя. Гарнизон насчитывал 7,5 тысячи человек и, что не характерно для японской армии, никакого сопротивления не оказал", - рассказал командующий. "Мы сделали вывод, что гарнизон выполнил свою главную задачу - убрал все следы и все факты, которые могли навести на раскрытие истинного характера деятельности на этом острове", - продолжил он.

По словам адмирала, экспедиция изучила и вулканическую деятельность острова и обнаружила остатки древнего палеовулкана, насчитывающего несколько миллионов лет. "Тем самым требует подтверждения версия, что полуостров Камчатка, острова Курильской гряды и Японские острова представляли собой сплошную полосу суши", - отметил Авакянц.

Командующий Тихоокеанского флота считает, что дальнейшего изучения требует и остров Топорковый, который, предположительно, связан с Матуа подземными тоннелями. "С разрешения и по указанию президента РГО в 2017 году мы проводим вторую экспедицию с привлечением широкого круга специалистов из Академии наук, РГО и Московского государственного университета. Требует дальнейшего изучения фауна, флора этого острова, вулканическая деятельность, система водоснабжения, подземные сооружения, в том числе подводные. И, кроме того, необходимо проведение археологических исследований", - заключил адмирал.

Командование Восточного военного округа возможность перспективного базирования сил Тихоокеанского флота на острове Матуа.