Морская крепость суоменлинна. Свеаборг (Суоменлина) - «Самая известная достопримечательность Хельсинки — морская крепость Свеаборг

Что сразу приходит нам в голову, когда мы говорим о Финляндии? Конечно, Хельсинки! А что в первую очередь ассоциируется с городом Хельсинки? Безусловно, крепость Свеаборг, или, как ее еще называют, Суомелинна.

Древнейшая крепость, построенная еще в те времена, когда Финляндия была частью Швеции, является неотъемлемым символом страны. Она отмечена ЮНЕСКО как часть архитектурного и культурного наследия и неизменно привлекает тысячи туристов ежемесячно.

История крепости начинается в середине 18 столетия, в 1748 году. Построенная на Волчьих шхерах – близлежащих островах – она должна была защищать город от вторжений вражеских войск. С этой задачей сооружение великолепно справлялось вплоть до 1808 года, когда оно было захвачена русскими войсками после продолжительного сражения. С тех пор и на последующие 110 лет Свеаборг оказался под контролем России. Во времена Крымской войны крепость сдерживала нашествие англо-французских войск.

В 1918 году Финляндия стала самостоятельным государством и Свеаборг получил новое имя – Суомелинна, что в переводе со шведского означает «финская крепость». В течение примерно полувека здание принадлежало военным, служило базой для артиллерии, пока в 1973 не приобрело статус музея.

С 1991 года Суомелинна внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как ценный архитектурный и культурный памятник.

Свеаборг сегодня: что посмотреть и чем заняться

Сегодня Свеаборг является музеем и визитной карточкой Финляндии. Развлечение здесь себе найдут и взрослые, и дети; и любители архитектуры, и ценители разнообразной военной техники, которая здесь имеется в изобилии. Туристы также отметят красивейшую природу, а гурманы найдут себе местечко с вкуснейшей национальной кухней в старинном средневековом антураже. В этой крепости есть все, даже действующая тюрьма, так что имеет смысл приезжать к открытию, чтобы в вашем распоряжении был целый день.

Перечислим кратко основные музеи Суомелинны:

  • собственно, музей Суомелинна. Все, что осталось сохранным за долгие годы существования крепости, вы можете внимательно рассмотреть в этом музее
  • военный музей «Манеж», где можно во всех подробностях изучить финскую военную технику
  • музей Ehrensvärd, в котором, среди прочего, хранятся картины художника, проживавшего и творившего непосредственно в крепости
  • подводная лодка Vesikko обязательна к посещению – это редкая возможность увидеть изнутри реальную лодку времен Второй мировой войны
  • таможенный музей, название которого говорит само за себя
  • и на десерт – музей игрушек, собравший коллекцию мишек, кукол и прочих детских игр за период порядка двух сотен лет. Если вы приехали в Свеаборг с детьми – обязательно оставьте час-полтора на этот музей, тем более что при музее есть очень милое кафе.

Небольшой нюанс: если вы заранее позаботитесь о приобретении Helsinki Card, посещение музеев обойдется вам… Бесплатно!

Помимо музеев, сама крепость тоже достойна внимания. Форты, казармы, бастионы и древние крепостные стены не оставят вас равнодушными.

  • Отдельное внимание нужно обратить на Большой двор с характерной искаженной перспективой зданий.
  • Интересны Королевские ворота, поставленные еще в 1754 году на месте, где, по легенде, король Швеции стоял и наблюдал за строительством крепости.
  • Бастион Зандер поразит выставкой древнего оружия и массивностью.
  • Доки Суомеллины — самые старые из сохранившихся на территории Европы.
  • Кронверк Эренсвярд просто красив сам по себе.

А на случай, если крепость вы осмотрели, музеи посетили и у вас осталось свободное время (что вряд ли), или вы приезжаете в Суомелинну не первый раз – крепость предлагает своим гостям множество интересных мероприятий. Ежегодно, вне зависимости от сезона, здесь проводятся выставки, концерты, спектакли под открытым небом, а также оперные постановки и даже парусные регаты.

Адрес на карте

Адрес крепости Свеаборг очень прост:

  • Suomenlinna C74, Helsinki

Как добраться

Крепость Свеаборг расположена на острове, поэтому, если у вас нет личного вертолета, способ добраться только один – по воде.

Самый простой способ – общественный транспорт, паромы НКL, которые с интервалом 40-60 минут ходят от рыночной площади Хельсинки, начиная с 6 утра и до 6 вечера.

Если паром вам не нравится – воспользуйтесь речным трамваем JT-line. Стоимость что одного, что другого вида транспорта порядка 5 евро. Билеты можно купить как в предварительных кассах, так и непосредственно на борту.

Расстояние до крепости Свеаборг от столицы примерно два километра, так что дорога будет недолгой, не больше пятнадцати минут.

Время работы

Музей Суомелинна открывается в 9.45 утра и работает до 18 часов вечера. Примерно до этого же времени открыты для посетителей и другие музеи, находящиеся на территории крепости – музей игрушек, Манеж и другие. Часть из них закрывается в 17.00 или в 17.30.

К счастью, кафе и рестораны работают дольше, поэтому после посещения музеев вы сможете с аппетитом поужинать. Последнее заведение общепита на острове закрывается в 23.00.

Официальный сайт

Если вам оказалось мало предоставленной в данной статье информации, она вас только раззадорила и вам хочется больше подробностей; или же у вас остались вопросы – исчерпывающие данные можно найти на официальном сайте крепости Свеаборг (Суомелинна) по адресу www.suomenlinna.fi/ru/ . Вся информация на сайте предоставлена, в том числе, на русском языке, так что рекомендуем его к изучению, если вы собираетесь посетить Хельсинки во время ближайшего отпуска.

Карта крепости Свеаборг

В 1703 году Петр Великий основал новую столицу империи – Санкт-Петербург, находящуюся в акватории Финского залива. Охранять морские подступы к новой столице должна была мощная военная база Кронштадт, основанная в том же году на о.Котлин в 27 км к западу от устья Невы.
После выхода к Балтийскому морю в ходе Северной войны 1700-1721 гг., Российская империя стала мощной силой на Балтике, с которой уже приходилось считаться.

Данная ситуация ставила под угрозу безопасность Швеции; российские военно-морские суда могли непосредственно атаковать побережье южной Финляндии, которая входила в состав Шведского королевства. Свои интересы в данном регионе имели и другие европейские державы и особенно Франция, которая заключила со шведской короной военный союз.
После длительных дебатов, в 1747 году шведский парламент принял решение, укрепить российско-шведскую границу и начать возводить морскую крепость для охраны Хельсинки, как противовес Кронштадту. Пограничные укрепления было также решено установить и в Ловиссе (Loviisa).

Швеция начала строительство крепости в январе 1748 года, когда Аугустин Эренсвярд (Augustin Ehrensvärd), молодой полковник шведской армии, приехал к южным пределам королевства, чтобы координировать строительство. Укрепления были спроектированы согласно предписанию фортификационной системы Вобана – передовой военной инженерии того времени. В дополнение к защитным сооружениям на островах добавлялась система укреплений на материковой части, что гарантировало безопасность крепости от создания врагом плацдарма для нападения. В задачи Свеаборга входило и обеспечение боеприпасами, в случае необходимости, финской группировки Шведской Армии и Королевского Флота.
Крепость строилась на французские деньги и должна была стать «Северным Гибралтаром».
Строительство продолжалось вплоть до 1772 года.

После договора между Александром Первым и Наполеоном Бонапартом Россия начала военную кампанию против Швеции, в результате чего в 1809 году Финляндии перешла под власть Российской короны и стала автономным Великим Княжеством Финляндским в составе Российской империи. Шведский период финской истории, который длился более 700 лет, закончился.

Крепость не выполнила возложенные на нее функции и не боролась до победного конца в безнадежной войне. Русские войска легко взяли Хельсинки и начали артиллерийский обстрел Свеаборга. Комендант крепости, Карл Олоф Кронстедт, заключил перемирие с российским военным командованием, но, так и не дождавшись подкрепления к маю, сдал крепость вместе с 7000 ее защитников. Причины этого поступка Кронстедта остаются несколько неясными. Но безнадежная ситуация, психологическая победа русских войск, возможно, некоторые подкупленные советники, опасение за жизнь большого количества гражданского населения, нехватка пороха и всё это, на фоне полной изоляции – вероятные причины для капитуляции.
В течение Наполеоновских войн сдалось большинство крепостей в Германии, после всего нескольких недель осады – эра крепостей подходила к концу.

Русский период

Длительный период мира, последовавший за присоединением Финляндии к России, прервала Крымская война 1854-1856 гг. Союзники, с целью ослабить военное присутствие России на юге, приняли решение открыть второй фронт, направив англо-французский флот в Балтийское море. В течение двух лет объединенный флот обстреливал города и укрепления по всему финскому побережью. В результате 47-часового артобстрела крепость была сильно повреждена. После подписания Парижского мира 1856 года начались обширные работы по восстановлению крепостных сооружений.
Были возведены новые оборонительные укрепления на южных частях гряды островов. Следующая стадия военного наращивания в крепости была продиктована Первой мировой войной; Суоменлинна и ее ближайшие острова стали частью военно-морского укрепления «Петр Великий», призванного защитить столицу империи – Санкт-Петербург.
Незадолго до этого, в 1906 году, в крепости возник бунт. Бунтовщиков возглавили прапорщики Кмельянов и Коханский. Выдвинув политические требования, они ожидали подхода и поддержки русского флота, однако подошедшие корабли подавили возникший в крепостном гарнизоне бунт; бунтовщики были расстреляны. Их могилы на территории крепости стали первыми совместными финско-российскими братскими захоронениями.

Финский период

После обретения Финляндией независимости в декабре 1917 года крепость стала финской и получила новое название — Суоменлинна, что в переводе означает «Финская крепость».
В 1918 году наступили мрачные времена в истории Суоменлинны — она служила концлагерем для взятых в плен красных, многие из которых погибли в ней от голода и болезней.
Много лет Суоменлинна находилась в ведении финской армии, и только в 1973 году управление островами, на которых расположена крепость, было передано гражданской администрации.

Современность

В 1991 году Суоменлинна была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В наши дни Суоменлинна представляет собой огромный музей под открытым небом, раскинувшийся на шести островах: Густав Меч (Kustaanmiekka), Малый Черный остров (Pikku Mustasaari), Большой Черный остров (Iso Mustasaari), Западный Черный остров (Länsi-Mustasaari) и Волчий остров (Susisaari).
Хорошо сохранившиеся форты, бастионы и здания крепости привлекают туристов из Финляндии и других стран. На островах расположено много музеев: Музей Суоменлинна с экспозицией по истории крепости, Музей береговой артиллерии, подводная лодка Весикко, военный музей «Манеж», Музей таможни, Музей игрушки. В галерее Береговой казармы и галерее Августа можно ознакомиться с изделиями художественных мастерских крепости.
На территории крепости Суоменлинна круглый год проводятся различные мероприятия : летом — парусные гонки «Виапорин Туоппи» (Кубок Свеаборга) и джазовый фестиваль «Виапори Джаз» (Viapori Jazz), зимой — рождественские концерты и праздники. На острове Сусисаари (Susisaari) в старинном бастионе обосновался летний театр.
Крепость-музей и в наши дни хранит старые военные традиции. На Малом Черном острове до сих пор размещается Военно-морская академия. Здание академии было построено в 1821-1829 годах по проекту Карла Людвига Энгеля.

Суоменлинна – не только музей под открытым небом, но и район Хельсинки, в котором постоянно проживает около 900 человек, 350 из которых имеют здесь постоянное место работы. Добраться до крепости из Хельсинки можно на паромах , которые с утра до вечера отправляются с восточной стороны Торговой площади (Kauppatori).

Важные даты в истории крепости

  • 1748: Начало возведение крепости под руководством Августина Эренсвялда.
  • 1808: Суоменлинна капитулирует перед русской армии без какого-либо серьезного сопротивления.
  • 1809: По Парижскому миру Финляндия становится частью Российской империи
  • 1855: Крымская война: артиллерийский обстрел Суоменлинны англо-французским флотом, в результате чего, крепость была подвергнута большим разрушения.
  • 1906: Бунт гарнизона крепости.
  • 1914-1917: Укрепление оборонительных сооружений Суменлинны.
  • 1918: Название Suomenlinna становится официальным названием крепости.
  • 1973: Крепость переходит из-под власти военных и становится одним из гражданских районов Хельсинки.
  • 1991: Суоменлинна внесена ЮНЕСКО в список Мирового наследия человечества
  • 1998: 250-ый день рождения Суоменлинны.

Экскурсии по крепости

Для проведения экскурсий по крепости Суоменлинна требуется лицензия. Авторизованными гидами являются только члены Общества Эренсвярда. Экскурсии с гидом проводятся ежедневно с июня по август на финском, шведском, английском и .

Суоменлинна – одна из самых любопытных достопримечательностей Хельсинки, отличное место, чтобы погулять, пообедать и даже провести ночь. Этот музей под открытым небом занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Суоменлинна, то есть «финская крепость» (или, на втором государственном языке Финляндии – Свеаборг) – морской бастион, построенный на нескольких островах, дабы защищать вход в гавань финской столицы. Первую крепость возвели во времена шведского владычества – в 1748-1772 годах. Однако против русских войск она не устояла – пала в 1808 году, а вслед за ней и вся Финляндия перешла под власть Российской Империи. А гораздо позднее, в 1855 году – во время Крымской войны – она смогла дать отпор англо-французской эскадре. Потом стены достраивали и перестраивали, так что сейчас мы видим уже «русский вариант» «финской крепости».

Зачем ехать на остров в Суоменлинну

Во-первых, экскурсия на остров – это приятная прогулка по морю, и она, кстати, обойдется дешевле, чем 1-2 часовые экскурсии, которые предлагают на набережной. С воды видно (в необычном ракурсе!) большинство городских достопримечательностей.

Во-вторых, Суоменлинна – это прекрасное место для прогулок и пикника в хорошую погоду. На территории крепости работают десяток заведений, среди которых есть даже ресторан-пивоварня.

В-третьих, чтобы поселиться недорого – на одном из островов открыт хостел Hostel Suomenlinna.

И, наконец, тем, кто интересуется историей, будет любопытно прогуляться по выдающемуся фортификационному сооружению, осмотреть сохранившиеся форты и бастионы, побывать в военном и таможенном музеях, а также на подводной лодке.

А еще на главном острове Суоменлинны работает мужская тюрьма «открытого типа», готовящая заключенных к жизни на свободе. Арестанты работают на острове или ездят на «большую землю», получают зарплату и оплачивают с ее помощью свое содержание.

Как добраться до Суоменлинны

Очень просто! От Рыночной площади (Kauppatori) до крепости с 6 утра и до 2 часов ночи ходят паромы – от 2 до 4 раз с час, в зависимости от дня недели и времени года. Время в пути – примерно 20 минут. На этих паромах действуют обычные билеты городского транспорта. То есть, если вы купили абонемент на день, то можете съездить на остров по нему.

  • Забыли это сделать заранее? Не беда! В информационном центре крепости (он находится в первом же здании, которое вы увидите с причала) есть бесплатный wi-fi.

Суоменлинна (Свеаборг) на карте

Задать вопросы и прокомментировать вы можете в нашем фейсбуке

Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…

Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).

Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…

Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.

Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…

Немножко истории (правда, совсем немножко)…

Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.

В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.

Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.

Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…

Крепость Свеаборг: церкви, пушки и «русские» домики…

Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.

Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…

Мимо гарнизонной церкви…

Военного музея…

Многочисленных сувенирных лавок…

«Messiah... Save your breath»...



И невысоких мостов, связывающих берега между собою.

Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).

Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.

Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).

Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.


Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.

Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.

Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…

Над головою качалась сирень…

А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.

Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…

Морские пейзажи и Ворота Короля

Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.

Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.

Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…

Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…


Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…

Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…

Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…

В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).

Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.

Суоменлинна (Свеаборг): как добраться из Хельсинки

Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.

Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).

Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...

А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.

По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.


После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.

Где снять жилье на островах

Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их


В середине XVIII века на подступах к Хельсинки было заложено строительство оборонительной крепости, которая со временем строилась, достраивалась и перестраивалась на протяжении нескольких веков, пережив множество войн, переходя из рук в руки и защищая рубежи разных государств Швеции, России и Финляндии.

Сегодня крепость утратила свою военную мощь и приобрела историческую ценность как культурное наследие, как образец военной культуры.

Добраться на острова (кстати, их там аж четыре: Лянси-Мустасаари, Пикку-Мустасаари, Сусисаари и Исо-Мустасаари. Хотя в интернете некоторые пишут, что восемь), особенно летом, не составляет никаких проблем. Паромы к крепости отправляются каждые полчаса - 5€ (билет в обе стороны, действителен 12 часов + бесплатная карта) и вы на месте. А еще можно водным трамвайчиком - 7€. Да, немного дороже, но зато трамвайчик привезет Вас сразу к самому красивому месту крепости - Королевским воротам.

Мы плывем к острову на пароме, и высаживаемся у главной пристани острова Исо-Мустасаари. А значит, нам предстоит пройти пешком весь предложенный в информационном проспекте синий маршрут.

Остров Исо-Мустасаари мне показался не очень интересным с точки зрения туриста. Здесь расположились старые казармы, в которых сейчас живут люди, работающие на острове. Кстати, на острове есть даже школа, детский сад, продуктовый магазин, хостел "Suomenlinna", библиотека и фитнес-центр, целая туча помещений для проведения конференций и разных торжеств, галереи и художественные мастерские. Есть кафе и рестораны. А на паромах, курсирующих между островом и Хельсинки, имеются специальные места для одного-двух автомобилей, чтобы жители острова не чувствовали себя изолированными или лишенными возможности иметь автомобиль:)


"Vanille" - одно из немногочисленных кафе, работающих в Суоменлинне круглый год

Еще на острове есть старый храм. Раньше, давным-давно, он был русским православным, финны его переоборудовали и превратили в лютеранский. Мы зашли, и... вышли, сделав пару снимков.

Зеленые лужайки острова были пусты, что странно. Обычно в таких парковых местах, то там, то тут всегда можно увидеть либо влюбленную парочку, либо мамочек с детьми, либо хозяев, выгуливающих своих четвероногих друзей. Только один раз мы увидели большую группу увлекающихся йогов:)

Пока мы бродили по острову Исо-Мустасаари солнце светило и радовало, но на Сусиссаари погода резко начала портиться. Поднялся пронизывающий ветер и далеко над горизонтом появились свинцовые облака. Господи, хотя бы не пошел дождь!

Остров Сусисаари, на который ведет белоснежный мост, можно по праву считать изюминкой крепости Суоменлинна. Здесь летом в хорошую солнечную погоду можно провести целый день и будет не скучно. Нам было не скучно даже в холод. Да, ну не повалялись на пляже, зато полазили по крепостным стенам и холмам, оказавшимися землянками, исследовали бастионы крепости, спасаясь от ветра, изучили калибры русских пушек, заглядывали во все места, куда можно заглянуть и где можно спрятаться от ветра.

В одном из десятка отзывов, просмотренных мною, перед посещением крепости вычитала и даже законспектировала (потому, что она меня просто убила глубиной познания военного дела) следующую фразу "На некоторых редутах можно зайти в капониры для орудийной прислуги". Капец, я даже таких слов не знаю! :) Может я и видела эти редуты и капониры, но точно указать в них пальцем у меня не получится. Только если угадывать:)

В музеи мы сначала не пошли, а потом было поздно. Начался дождь, и мы еле успели добежать к уютному кафе, расположенному в одиноко стоящем домике на холме в великолепном парке Пайпера.

Зато мы первым делом посетили на Сусисаари музей-подводную лодку.

Подводная лодка Vesikko

Лично я впервые в своей жизни оказалась на подводной лодке. Пусть маленькой, пусть крохотной, пусть старенькой, но на подводной! Просто фонтан эмоций!


Прайсы музея подводная лодка "Vesikko"

Я не знаю, как и сколько можно продержаться в замкнутом и сильно ограниченном пространстве, зная, что ты находишься под водой. Как вообще можно выдержать жуткое соседство работающего механизма и не иметь возможности спокойно выспаться. Подводники, они вообще люди?


Ну хорошо, я могу допустить, что можно спуститься на некоторое, (уточняю) непродолжительное, время под воду. Даже допускаю, что можно наверно, спокойно улечься на тех крохотных кроватях. Но как в этой консервной банке можно уследить за всеми стрелочками на сотне приборов?!

Летнее кафе Piper

Как только мы прошли предложенный организаторами маршрут, пошел дождь. Сначала просто накрапывал, но потом, просто превратился в стену воды. Дождь и время обеда будто сговорились о свидании в крепости Суоменлинна. И мы воспользовавшись случаем, заглянули в одинокий домик на опушке парка Пайпера - летнее кафе "Piper"


Все прятались от дождя, и людей набилось внутрь, словно селедки в бочке. Поэтому сделав удачный выбор финского супа - свежесваренный и горячий (что было просто замечательно, учитывая, нашу степень обледенения), и не очень удачный выбор десерта - какой-то слоеный коржик в сахаре (коржик выглядел красиво и аппетитно, а на вкус был простым, без восторгов) и кофе (который нивелировал поражение коржика): Так о чем это я? А! Сделав выбор, мы вышли на веранду, нашли единственный столик, на который не попадали капли дождя и в компании с воробьями наслаждались финским дождем и покоем.