Японскую крепость остров Матуа прикроют русские «Бореи. Японскую крепость остров Матуа прикроют русские «Бореи Военная экспедиция на остров матуа

Сейчас военным предстоит оценить возможности по восстановлению аэродромов и созданию базы Тихоокеанского флота. Андрей Ивлев о сенсационных находках экспедиции.

Необитаемый остров теперь - обитаемый. Разгадать его тайны и в прямом смысле слова докопаться до истин, которые так долго были скрыты, пытаются учёные - члены Русского географического общества совместно с военными. В палаточном лагере постоянная суета. Работают здесь от восхода до заката. Обед - строго по расписанию. К этой уникальной экспедиции участники подготовились основательно. На вооружении исследователей самая современная техника. С помощью неё можно проводить работы любой сложности. Аккуратность и осторожность - залог успеха операции. Следы Второй мировой войны на острове Матуа повсюду.

Андрей Рябухин, заместитель командующего Тихоокеанским флотом России: «Когда наши поисковые партии ведут работы, находят массу, массу боеприпасов, стрелковое оружие, ручные гранаты, в том числе и с оставленными запалами. Поэтому приходится постоянно инженерную разведку вести и найденные боеприпасы обезвреживать на месте».

В годы Второй мировой Курильские острова были стратегическим барьером японских вооружённых сил для выхода из Охотского моря в Тихий океан. Матуа использовался в качестве плацдарма на случай наступательных действий противника.

Мощная система защиты находилась на соседнем острове Итуруп в пятистах километрах. Доказательства присутствия японских военных в одном из живописнейших уголков планеты можно найти и сегодня.

Вот укрепление - так называемый ДОТ - огневая точка времён второй мировой. Более 70 лет назад здесь находилась военно-морская база вооружённых сил Японии. Это была неприступная крепость с множеством потайных ходов, бункеров… После того, как в августе 1945 года Япония капитулировала, сдавшись советским военным, остров Матуа стал российским.

Перед тем, как отправить экспедицию, на Матуа вылетал борт командующего войсками Восточного военного округа Сергея Суровикина. Остров осенью прошлого года детально осматривали и уже тогда оценивали его потенциальные возможности для размещения войск. Масштабная экспедиция Минобороны и Русского географического общества стартовала в мае этого года. Шесть кораблей и судов Тихоокеанского флота взяли курс на Матуа. Через неделю достигли цели.

Попасть на остров воздушным путём пока можно только с пересадкой. Из Хабаровска до Итурупа. Дальше при хорошей погоде - на вертолёте. Водный маршрут более долгий, но зато надёжный. Всё изменится после ввода в эксплуатацию нового аэродрома на острове Матуа. Сейчас его восстановлением занимаются российские военные.

Виталий Каневский, заместитель командира по тылу 303 смешанной авиационной дивизии 11-ой армии ВКС РФ: «Толщина бетона 12 сантиметров. Бетон находится в удовлетворительном состоянии. По своей несущей способности позволяет обеспечить взлёт - посадку вертолётов типа Ми-8 и КА 27».

Комплексные исследовательские работы на Матуа никогда ранее не проводились как раз из-за его сильной удалённости. Главный успех нынешней экспедиции - обнаруженный здесь подземный город. Его тайны учёным ещё только предстоит раскрыть.

Таинственный остров Матуа расположен в самом центре Курильской гряды. 11 километров в длину и почти 6,5 - в ширину. Здесь находится вулкан Сарычева. Зимы весьма снежные, летом - дождливо. Среднегодовая температура - минус три градуса.

С запада - Охотское море. С востока - Тихий океан. Очевидно, что восстановить инфраструктуру далёкого и долгое время необитаемого острова - задача минимум. В перспективе здесь планируют создать новую базу Тихоокеанского флота России.

На днях на крошечном необитаемом острове Матуа Курильской гряды (площадь около 52 квадратных километров) приступила к работе вторая экспедиция Министерства обороны РФ. К острову из Владивостока прибыл внушительный отряд военных кораблей и судов под командованием заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Андрея Рябухина . В составе отряда БДК «Адмирал Невельской», киллектор КИЛ-168 и спасательный буксир СБ-522. На их бортах около сотни исследователей и 30 единиц инженерной техники для обеспечения различных работ.

Ровно год назад первая подобная экспедиция на том же «Адмирале Невельском» уже побывала на Матуа. И руководил ею тоже вице-адмирал Рябухин. Специалистами было проведено более 1000 лабораторных исследований по физико-химическим и биологическим показателям, сделано более 200 измерений внешней среды, проведена радиационная и химическая разведка. Водолазы обследовали обе крошечные бухты этого клочка суши - Айну (максимальные глубины до 25 метров) и Ямато (глубины до 9 метров). В годы Второй мировой войны именно через них осуществлялось снабжение семитысячного японского гарнизона на Матуа, на котором располагалась крупнейшая и отлично оборудованная военная база императорской армии. Большинство ее оборонительных сооружений были вырублены в окрестных скалах и служили надежным укрытием для личного состава и боевых припасов.

Но главным на острове были не многочисленные артиллерийские доты и подземные туннели. Основное значение имел крупнейший по тем временам военный аэродром, позволявший японцам из этих мест контролировать с воздуха обширную часть Тихого океана и Охотского моря, а также большую часть островов Курильской гряды. Три забетонированных и обогреваемых термальными подземными источниками взлетно-посадочных полосы (ВВП) длиною в 1200 метров каждая делали аэродром практически всепогодным. Тем не менее, в 1945 году оборонявшийся здесь японский 41-й отдельный смешанный полк (численностью в три тысячи солдат и офицеров, остальной гарнизон к тому времени уже был эвакуирован) сдался советским десантникам без единого выстрела.

Несмотря на то, что после Второй мировой войны остров оставался практически безлюдным и советскими властями почти никак не использовался, как выяснилось, тот аэродром и сегодня в неплохом состоянии. Во всяком случае, российские военные вертолеты с лета 2016 года на него уже садятся. Способен ли аэродром острова после небольших реставрационных работ принимать еще и самолеты? А если - да, то каких типов? Это тоже в минувшем году выясняла экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Цель столь беспрецедентной активности моряков-дальневосточников секретом не является. Впервые о ней в мае 2016 года на военном совете Восточного военного округа объявил генерал-полковник Сергей Суровикин: изучается возможность размещения на острове новой базы Тихоокеанского флота . Более того, 29 июня, когда работа первой экспедиции была еще в полном разгаре, некий неназванный источник в Минобороны РФ заявил РИА «Новости», что возведение объектов базы на Матуа начнется просто-таки в бешеном темпе - уже до конца 2016 года. Однако вопреки этим планам пока там так ничего и не происходит. Почему?

Известно, по крайней мере, об одной неожиданной проблеме, с которой столкнулось командование ТОФ: пресная вода. Когда здесь стоял японский гарнизон, воды на Матуа явно было вдоволь. Об этом свидетельствуют огромные бетонные резервуары, сохранившиеся в скалах. А также разветвленная сеть керамических труб, которая тянется от них к оборонительным сооружениям. Пока трубы, понятное дело, пусты. Как снова наполнить хитроумный японский водопровод, наши инженеры к сегодняшнему дню так и не выяснили. По словам вице-адмирала Рябухина, «мы еще не понимаем точно, что и куда втекало и откуда вытекало». А пока это является секретом, стройку на Матуа начинать нельзя. Танкерами и судами-водолеями ее потребностей в живительной влаге не удовлетворить.

Но все это, видимо, временные трудности и новую базу на этом острове наш флот все же когда-нибудь получит. Как представляется, важно попытаться понять, зачем она нам? И вообще что это будет за база?

Что можно сказать наверняка уже сегодня - для боевых кораблей и вспомогательных судов там могут быть только временные причалы. Причины не только в том, что бухты Айну и Ямато природой слишком открытые и недостаточно защищены от океанских ветров и штормов. Хотя в лоциях они и обозначены как возможные места якорных стоянок.

Главную проблему для создания полноценного пункта корабельного базирования, очевидно, представляет действующий на Матуа вулкан Сарычева высотой 1446 метров. Его сильные извержения за минувший век случались четыре раза, в 1928, 1930, 1946, 1976, одно извержение произошло в 2009 году. Тогда два потока раскаленной лавы сползли в океан, застыли и увеличили площадь острова сразу на полтора квадратных километра. Недаром на языке проживавших некогда в этих краях народа айнов Матуа - «маленький горящий заливчик».

Но и вулкан - не единственная проблема для Матуа. Это район повышенной сейсмической активности. Регулярные могучие землетрясения вызывают разрушительные цунами. Скажем, мощнейшее в истории современных Курил Симуширское землетрясение, случившееся 15 ноября 2006 года, обрушило на остров гигантскую волну, местами достигавшую высоты 20 метров. Что, видимо, сравнимо с последствиями близкого подводного ядерного взрыва. Что осталось бы в этом случае от причалов и наших кораблей на Матуа?

Таким образом, новый пункт корабельного базирования ТОФ на Матуа мы построим вряд ли. Тогда во имя чего сыр-бор? Восстановим военный аэродром? С учетом построенных еще японцами трех замечательных ВПП, их возвращение к жизни, очевидно, не потребует больших усилий. Но длина каждой, как было сказано, по 1200 метров, ширина - 80 метров. Чтобы посадить даже вертолетный полк этого более чем достаточно. Для истребителей типа Су-27, Су-35 и МиГ-29 - тоже. А вот, допустим, для тяжелых бомбардировщиков Ту-22М3 маловато будет, полосы удлинять придется практически в два раза. Но ведь именно в посадке сюда российской Дальней авиации видят главный смысл новой военной базы на Матуа большинство российских военных экспертов. Потому что в этом случае в пределах досягаемости наших тяжелых бомбардировщиков окажется тихоокеанское побережье Соединенных Штатов. А значит вылетать на патрулирование «штатовских» рубежей смогут не только «стратеги» Ту-95МС и Ту-160. Круг потенциальных угроз американцам со стороны России окажется значительно шире.

На этот счет полон оптимизма бывший главнокомандующий Военно-Воздушными силами РФ генерал армии Петр Дейнекин : «Что касается аэродрома на Матуа, то в настоящее время он маловат для обеспечения полётов тяжелой авиации. Но в дальнейшем будет сделано всё для того, чтобы этот аэродром превратился в авиационную базу».

Вопрос только в том, позволит ли это рельеф местности? Ведь хотя бы одну полосу для Ту-22М3 придется удлинять более чем вдвое - до 3−3,5 км. При максимальной длине острова в 11 километров и ширине в 6,4 километра это может оказаться проблемой. Особенно если учесть, что значительную часть территории занимает вулкан Сарычева. Наверняка и над решением этой проблемы сегодня бьется экспедиция вице-адмирала Рябухина.

Между тем, даже если не получится «посадить» на Матуа российскую Дальнюю авиацию и дело ограничится только истребителями, большой смысл в новой островной базе все равно будет. Потому что границы наших возможностей по воздушному прикрытию базы атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения, в том числе и новых «Бореев», в Вилючинске (Камчатка) тоже прилично раздвинутся.

Ведь сегодня задача истребительного прикрытия Камчатки возложена главным образом на 865-й отдельный авиаполк, который летает на перехватчиках МиГ-31. Полк базируется на аэродроме Елизово под Петропавловском-Камчатским . А Матуа - это примерно 700 километров к юго-западу от самолетных стоянок 865-го отдельного полка. Соответственно, в этом направлении к центру Тихого океана на столько же будет сдвинута дальняя граница потенциального перехвата средств воздушного нападения противника. Выигрыш во времени и пространстве для нас в случае внезапного нападения более чем внушительный.

Нечего и говорить, что то же самое на Матуа наверняка будет проделано и с комплексами противокорабельных крылатых ракет «Бастион», «Бал», а также зенитно-ракетными системами С-400 «Триумф» . С прошлого года такое оружие уже развернуто на Камчатке, что тут же вызвало вполне понятную резкую реакцию в США и Японии. Там обеспокоенно заговорили, что на полуострове Россия создает очередную «зону ограничения доступа A2/AD», как такие районы называют в Пентагоне.

До сих пор считалось, что «зоны A2/AD» нами уже созданы в Калининграде, Крыму, под Санкт-Петербургом, Мурманском, Ереваном и в сирийском Тартусе. Но все это на северо-западном, западном и юго-западном направлениях. Теперь пришла очередь российского Дальнего Востока. К прежнему перечню заокеанским стратегам приходится плюсовать и Камчатку. Однако если нам удастся быстро превратить в крепость еще и остров Матуа, даже оборона базы российских атомных ракетных крейсеров станет глубокоэшелонированной. И близко подобраться к полуострову безнаказанно не получится.

По данным дальневосточных историков, на этом небольшом острове Курильской гряды в годы Второй мировой войны располагались части 42-ой пехотной дивизии японской армии и третьей морской бригады. Всего гарнизон острова насчитывал около десяти тысяч человек.

Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа - кстати, на японском языке остров звучит как Мацуа-то - в мощнейшую крепость. Здесь располагался крупный аэродром с несколькими длинными взлетными полосами, позволяющими поднимать самолеты практически при любом направлении ветра. ВПП подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглогодично. С этой точки авиация японцев могла контролировать весь северо-запад Тихого океана.

Мало того, что остров надежно защищен неприступными скалами и высокими берегами, на нем еще дополнительно построили целую сеть различных укреплений. Опасаясь бомбардировок и обстрелов с моря, японцы все глубже зарывались в землю, и к лету 1945 года на Матуа не было свободного места от всевозможных оборонительных фортификаций в виде рвов, траншей, окопов, блиндажей, дотов и дзотов, люнетов, подземных убежищ и подземных галерей.

Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродром и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолетов, но все бесполезно. Гарнизон острова-крепости Матуа сложил оружие перед нашими войсками 26 и 27 августа 1945 года. С тех пор остров стал русским, но до настоящего времени продолжает хранить в себе много японских тайн. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, советские десантники не нашли на Матуа ни одного самолета, танка или орудия. Японское командование передало советским частям только стрелковое оружие и запасы продовольствия и амуниции.

Тяжелого вооружения в дотах и капонирах не оказалось. Куда оно исчезло до сих пор остается загадкой. По данным телекомпании ВГТРК , на острове до сих могут находиться, укрытые в подземных сооружениях три 150-миллиметровых орудия. До наших дней дошли фундаменты японских казарм и даже чугунные печи. Уцелели бетонные доты и окопы, вырубленные в скалах. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта "Ройе-мару". Где-то на дне прибрежных вод лежат и другие японские транспорты - "Иваки-мару" и "Хибури-мару", торпедированные американской подводной лодкой SS-233 "Херринг".

В советское время в подземных катакомбах пропало без вести трое военнослужащих, которые пытались самостоятельно их исследовать. Гибли люди и от стихийных бедствий. В 1952 году снежной лавиной засыпало 16 человек. Последний раз цветы к братской могиле возлагались 40 лет назад, когда остров еще был обитаем. Участники экспедиции отреставрировали памятник и возобновили прервавшуюся традицию.

К сожалению, российские военные не располагают современными точными картами острова, хотя здесь во времена СССР находилась пограничная застава, и потому одна из самых главных задач экспедиции осмотреть всю территорию и произвести картографирование местности.

Так как территория острова "богата" военными артефактами, то в состав исследовательской группы кроме инженеров-геодезистов обязательно входят саперы, военные историки, специалисты по химической и радиационной защите и врач. Каждый со своим оборудованием. Результаты работы обнадеживают.

"Проведено обследование взлетно-посадочной полосы, подготовлены к работе, развернуты мобильные аэродромные комплексы и аппаратура для обеспечения полетов, расчищена дренажная система аэродрома, завершено оборудование площадки для посадки вертолетов любых типов. Аэродром имеет две ВПП длиной более 1200 метров и шириной 80 метров с бетонным и асфальтовым покрытием", - говорится в официальном сообщении Минобороны.

Кроме того, инженерные работы ведутся в бухте Двойная. Там военные хотят подготовить прибрежный участок острова для подхода большого десантного корабля к берегу способом "на упор" для погрузки техники и материальных средств. Напомним, что экспедиция под руководством заместителя командующего Тихоокеанского флота вице-адмирала Андрея Рябухина работает на Матуа с 14 мая. В ней принимают участие более 200 человек - военнослужащие и специалисты Русского географического общества. Задействовано шесть кораблей и судов ТОФ.

Справка "РГ"

Остров Матуа относительно небольшой - 11 километров в длину и 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки - пика Сарычева (вулкан Фуё) составляет 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удален от населенных районов Сахалина и Камчатки. Первое упоминание об острове Матуа найдено у путешественника Ивана Козыревского и датируется 1711 годом. До начала Второй мировой войны на острове существовало поселение айнов.

  • Москва. ИНТЕРФАКС-АВН — Российские военные сообщили о создании на курильском острове Матуа аэродрома, который принимает легкие военно-транспортные самолеты. «Для функционирования аэродрома создана соответствующая инфраструктура, которую охраняет и обслуживает подразделение Тихоокеанского флота. Личный состав обеспечен всем необходимым» — сообщил командующий Тихоокеанским флотом РФ адмирал Сергей Авакянц в интервью газете «Красная звезда». «В настоящий момент на острове Матуа расположен военный аэродром, который способен принимать лёгкие военно-транспортные самолёты и вертолёты», — сказал он. В 2016 году российские военные сообщали о планах создать на острове Матуа пункт базирования кораблей. Осенью 2016 года официально сообщалось, что Россия разместила на Курильских островах новейшие береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». Боевое дежурство усиленными батареями несет дивизион комплекса «Бастион» на острове Итуруп и дивизион комплекса «Бал» на острове Кунашир, сообщала газета Тихоокеанского флота (ТОФ) «Боевая вахта». На островах Курильской гряды развернута пулеметно-артиллерийская дивизия. В мае 2017 года в пресс-службе Восточного военного округа сообщили, что в дивизию поступают новые образцы вооружения и военной техники, в том числе беспилотники. Сообщалось, что для военных на Курилах идет развитие инфраструктуры.



  • Ученые камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН опубликовали результаты исследований на острове Матуа (Курилы). Специалисты обнаружили новые виды животных и растений.

    По информации Русского географического общества, полевые исследования на острове Матуа проводили кандидат биологических наук Елена Панина и кандидат биологических наук Надежда Санамян в июле и августе. Ученые собрали представителей морской и наземной флоры и фауны острова.

  • Вторая экспедиция на остров Матуа Курильской гряды близится к завершению. Как сообщили в четверг, 7 сентября, в пресс-службе Тихоокеанского флота, корабельная группа ТОФ отправилась на остров для погрузки имущества и личного состава научно-исследовательской экспедиции.

    Два больших десантных корабля «Ослябя » и «Пересвет », килекторное судно «КИЛ-168», гидрографическое судно «ГС-269», спасательный буксир «СБ-522» и морской буксир «Калар» вышли с Камчатки и взяли курс на остров Матуа.


    В бухте Двойная острова Матуа на корабли и суда погрузят имущество, оборудование, а также представителей экспедиционного центра Минобороны РФ, Русского географического общества, личного состава ТОФ и Восточного военного округа.


  • 4 августа российская транспортная компания FESCO доставила на курильский остров Матуа оборудование и плиты для строительства аэродрома; инфраструктура для взлетно-посадочной полосы там готова, сообщил директор департамента флота «Дальневосточного морского пароходства» (ДВМП, FESCO) Владимир Чабров.

    Матуа — остров средней группы Большой гряды Курильских островов, длина — около 11 км, ширина — 6,4 км. В годы войны там была расположена военно-морская база Японии, в 1945 году остров отошел к СССР. На острове сохранились фортификационные сооружения, шахты, гроты, две круглогодичные взлетные полосы с подогревом термальными источниками.

    «В этом году нам выпала честь отвезти туда груз, оборудование для строительства аэродрома: сами аэродромные плиты, которые составят основу взлетно-посадочной полосы, и технику для производства работ по строительству этого аэродрома. Первый рейс мы выполнили в июле, мы благополучно доставили весь груз. Его было немного, металлические пластины, уложенные в связанные между собой пачки, которых было несколько тысяч. Это был основной груз, его всего около 1,5 тысяч тонн», — сказал Чабров.

    Груз доставило судно «Феско Пионер» на необорудованный берег, потерь удалось избежать. «Там очень большие приливы и отливы, работать можно только по приливам, а из-за того, что берег песчаный, после каждого прилива и отлива меняется его линия, меняются подходы. С технологической точки зрения там достаточно тяжело работать, нужны и опытный капитан, и опытный экипаж», — сказал собеседник.


  • Новый, ранее никогда не встречавшийся в России вид почвы был обнаружен в 2016 году в ходе экспедиции на остров курильской гряды Матуа, сообщил руководитель научной группы Русского географического общества (РГО) в составе экспедиции «Матуа-2016» Андрей Иванов.

    Экспедиция Тихоокеанского флота и Русского географического общества прошла на остров Матуа в период с апреля по сентябрь 2016 года. Одной из главных ее целей являлось изучение возможности строительства на острове нового пункта базирования ТОФ.

    «Очень интересный результат, которого нам удалось добиться — открытие нового вида почвы. Мы долго думали, как ее назвать, пока остановились на варианте „вулканическая-слоисто-перховая-гумусовая“. После необходимых анализов мы проведем ее официальную классификацию», — сказал Иванов в ходе заседания медиа-клуба Русского географического общества.

    «Будет издано научно-популярное издание об истории и природе острова Матуа. В результате второй экспедиции, которая пройдет в 2017 году, планируем написать обширную монографию, выпущенную под эгидой РГО и Российской академии наук».


  • На курильском острове Матуа восстанавливают бывший японский аэродром времен Второй мировой войны.

    Территорию расчищают с помощью строительной техники, которую экспедиция Минобороны привезла специально для реконструкции с материка. На бывшей стоянке японских самолетов будет три вертолетных площадки. Воздушная гавань уже приняла первый борт.

  • Участники экспедиции Минобороны РФ и Русского географического общества (РГО) приступили к изыскательским работам на курильском острове Матуа, куда они прибыли для изучения оставшихся со Второй Мировой войны японских укреплений, сообщил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО Роман Мартов.

    Экспедиция под руководством заместителя командующего Тихоокеанским флотом вице-адмирала Александра Рябухина стартовала 7 мая из Владивостока. Всего 14 мая на остров прибыли около 200 человек. Со времен войны на Матуа сохранились три взлетно-посадочные полосы — участникам экспедиции предстоит произвести оценку состояния аэродрома и его восстановление.

    «Были разведаны источники пресной воды. После проведения лабораторных обследований будет определена годность воды для использования в бытовых целях. Личный состав военно-исторической экспедиции по плану провел и другие исследовательские работы», — сообщил Мартов.

    По его словам, ранее на острове был оборудован лагерь, а также введены в эксплуатацию полевая баня, медицинский пункт, хлебопекарня, столовая и санитарно-эпидемиологическая лаборатория.

    Ранее сообщалось, что экспедиция впервые подняла на острове российский и Андреевский флаги.

    Военное руководство России рассматривает возможности перспективного базирования сил Тихоокеанского флота (ТОФ) на острове Матуа на Курильской гряде.