Особенности национальной экскурсии в кремль. Архитектура Московского Кремля

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Московский Кремль – центр России и цитадель власти. Более 5 веков эти стены надежно скрывают государственные тайны и защищают их главных носителей. Кремль показывают по российским и мировым каналам несколько раз на дню. Это средневековая, ни на что не похожая крепость, уже давно стала символом России.

Только вот кадры нам предоставляют в основном одни и те же. Кремль – строго охраняемая действующая резиденция президента нашей страны. В безопасности не существует мелочей, поэтому так жестко регламентированы все кремлевские съемки. Кстати, не забудьте посетить экскурсию в Кремль .

Чтобы увидеть другой Кремль попробуйте представить его башни без шатров, ограничьте высоту лишь широкой, не сужающейся частью и вы сразу увидите совершенно другой Московский Кремль – мощную, приземистую, средневековую, европейскую крепость.

Такой и построили ее в конце 15 века на месте старого белокаменного Кремля итальянцы – Пьетро Фрязин, Антон Фрязин и Алоиз Фрязин. Все они получили одну фамилию, хотя родственниками не являлись. «Фрязин» означает на старославянском иноземец.

Они построили крепость в соответствии со всеми последними достижениями фортификационной и военной науки того времени. Вдоль зубцов стен проходит боевая площадка шириной от 2 до 4.5 метров.

В каждом зубце есть бойница, достать до которой, можно только встав на что-то еще. Вид отсюда ограниченный. Высота каждого зубца 2-2.5 метра, расстояние между ними во время боя закрывали деревянными щитами. Всего на стенах Московского Кремля 1145 зубцов.

Московский Кремль являет собой великую крепость, расположившуюся подле Москва-реки, в сердце России – в Москве. Цитадель оснащена 20-ю башнями, каждая имеет свой уникальный вид и 5 проездных ворот. Кремль подобен лучу света, пронесенному сквозь богатейшую историю становления России.

Эти древние стены являются свидетелями всех тех многочисленных событий, что происходили с государством, начиная с момента ее возведения. Крепость начинает свой путь в 1331 году, хотя слово «кремль» упоминалось и ранее.

Моссковский Кремль, инфографика. Источник: www.культура.рф. Для детального просмотра откройте картинку в новой вкладке браузера.

Московский Кремль при разных правителях

Московский Кремль при Иване Калите

В 1339-1340 гг. Московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита («денежный мешок») выстроил на Боровицком холме внушительную цитадель из дуба, толщиной стен от 2 до 6 м, а высотой не ниже 7 м. Иван Калита сделал мощную крепость с грозным видом, но простояла она менее трех десятилетий и сгорела во время страшного пожара летом 1365 г.


Московский Кремль при Дмитрии Донском

Задачи обороны Москвы настоятельно требовали создания более надежной крепости: московскому княжеству грозила опасность со стороны Золотой Орды, Литвы и соперничавших русских княжеств – Тверского и Рязанского. Княживший тогда 16-летний внук Ивана Калиты Дмитрий (он же Дмитрий Донской) решил выстроить крепость из камня – Кремль.

Каменную крепость начали строить в 1367 г., а камень добывали неподалеку, в селе Мячково. Завершили стройку в сжатые сроки – всего за один год. Дмитрий Донской сделал Кремль белокаменной крепостью, которую не раз пытались штурмовать неприятели, да так и не смогли.


Что означает слово «Кремль»

Одно из первых упоминаний слова «кремль» значится в Воскресенской летописи в сообщении о пожаре 1331 г. По предположению историков, оно могло возникнуть из древнерусского слова «кремник», обозначавшего крепость, построенную из дуба. Согласно другой точке зрения, в основе его лежит слово «кром» или «крома», что означает рубеж, граница.


Первая победа Московского Кремля

Почти сразу после возведения Московского Кремля Москва подверглась осаде литовского князя Ольгерда в 1368 г., а затем в 1370 г. Литовцы три дня и три ночи стояли у белокаменных стен, но укрепления оказались непреступными. Это вселило уверенность в молодого московского правителя и позволило ему позже бросить вызов могущественному золотоордынскому хану Мамаю.

В 1380 г., чувствуя за своей спиной надежные тылы, русское войско под руководством князя Дмитрия отважились на решительную операцию. Уйдя от родного города далеко на юг, в верховья Дона, они встретились с войском Мамая и разгромили его на Куликовом поле.

Так впервые кром стал оплотом не только Московского княжества, но и всей Руси. А Дмитрий получил прозвище Донской. В течение 100 лет после Куликовской битвы белокаменная цитадель объединяла русские земли, становясь главном центром Руси.


Московский Кремль при Иване 3

Нынешний темно-красный облик Московского кремля обязан своим рождением князю Ивану III Васильевичу. Начатое им в 1485-1495 гг. грандиозное строительство не было простой реконструкцией обветшавших оборонительных укреплений Дмитрия Донского. На замену белокаменной крепости приходит крепость из красного кирпича.

Наружу башни выдвинуты для того, чтобы вести огонь вдоль стен. Для быстрого перемещения обороняющихся была создана система потайных подземных ходов. Завершая систему неприступной обороны, Кремль вообще сделали островом. С двух сторон он уже имел естественные природные преграды – реки Москву и Неглинную.

Прорыли ров и с третьей стороны, там, где сейчас Красная площадь, примерно 30-35 метров в ширину и 12 м в глубину. Современники называли Московский Кремль выдающимся военно-инженерным сооружением. Более того, Кремль – единственная европейская крепость, которую ни разу не смогли взять штурмом.

Особая роль Московского Кремля как новой великокняжеской резиденции и главной крепости государства определила характер его инженерно-технического облика. Возведенный из красного кирпича, он сохранил особенности планировки древнерусского детинца, а в своих очертаниях – уже сложившуюся форму неправильного треугольника.

При этом итальянцы сделали его предельно функциональным и очень похожим на многие крепости Европы. То, что придумали москвичи в 17 веке, превратило Кремль в уникальный памятник архитектуры. Русские всего лишь надстроили каменные шатры, которые превратили крепость в легкую, устремленную к небу конструкцию, равной которой нет в мире, а угловые башни приобрели такой вид, будто наши предки знали, что именно Россия отправит первого человека в космос.


Архитекторы Московского Кремля

Кураторами строительства были итальянские зодчие. Мемориальные доски, установленные на Спасской башне Московского Кремля , свидетельствуют, что выстроена она в «30-е лето» княжения Ивана Васильевича. Возведением самой мощной въездной парадной башни отметил великий князь юбилей своей государственной деятельности. В частности, Спасская и Боровицкая спроектированы Пьетро Солари.

В 1485 г. под руководством Антонио Джиларди построена мощная Тайницкая башня . В 1487 г. другой итальянский архитектор, Марко Руффо, начал возводить Беклемишевскую, а позже на противоположной стороне появилась Свиблова (Водовзводная). Эти три сооружения и задали направление и ритм для всего последующего строительства.

Итальянское происхождение главных зодчих Московского Кремля не случайно. В то время именно Италия выдвинулась на первое место в теории и практике фортификационного строительства. Конструктивные особенности свидетельствуют о знакомстве его создателей с инженерными идеями таких выдающихся представителей итальянского Возрождения, как Леонардо да Винчи, Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески. Кроме того, именно итальянская архитектурная школа «подарила» Сталинские высотки в Москве .

К началу 1490-х годов появились еще четыре глухие башни (Благовещенская, 1-я и 2-я Безымянные и Петровская). Все они, как правило, повторяли линию старых крепостных укреплений. Работы велись постепенно, с таким расчетом, чтобы в крепости не оставалось открытых участков, через которые мог бы внезапно напасть неприятель.

В 1490-е куратором строительства стал итальянец Пьетро Солари (он же Петр Фрязин), с которым работали его соотечественники Антонио Джиларди (он же Антон Фрязин) и Алоизио да Каркано (Алевиз Фрязин). 1490-1495 гг. Московский Кремль пополнили следующие башни: Константино-Еленинская , Спасская , Никольская , Сенатская , Угловая Арсенальная и Набатная .


Потайные ходы в Московском Кремле

В случае опасности защитника Кремля имели возможность быстро перемещаться по потайным подземным ходам. Кроме того, в стенах были устроены внутренние проходы, соединявшие между собой все башни. Защитники Кремля могли, таким образом, сосредоточиваться по необходимости на опасном участке фронта или отступать в случае перевеса сил противника.

Были также прорыты длинные подземные туннели, благодаря которым можно было наблюдать за врагом в случае осады, а также совершать неожиданные атаки на неприятеля. Несколько подземных тоннелей уходило за пределы Кремля.

Некоторые башни имели не только защитную функцию. Например, Тайницкая скрывала потайной ход из крепости к Москве-реке. В Беклемишевской, Водовзводной и Арсенальной были сделаны колодцы, с помощью которых можно было доставлять воду, если город был в осадном положении. Колодец в Арсенальной сохранился до наших дней.

В течении двух лет крепости стройной шеренгой поднялись Колымажная (Комендантская) и Граненая (Средняя Арсенальная) , а в 1495 г. началось возведение Троицкой. Строительством руководил Алевиз Фрязин.


Хронология событий

Года Событие
1156 На Боровицком холме возведена первая цитадель из дерева
1238 Войска хана Батыя прошлись по Москве, в результате большая часть построек сожжена. В 1293 г. город еще раз разорили монголо-татарские войска Дюденя
1339-1340 Иван Калита возвел вокруг Кремля могучие стены из дуба. От 2 до 6 м в толщину и до 7 м в высоту
1367-1368 Дмитрий Донской выстроил белокаменную крепость. Белокаменный Кремль сиял более 100 лет. С тех времен и стали называть Москву «белокаменной»
1485-1495 Иван III Великий возвел цитадель из красного кирпича. Московский Кремль оснащен 17-ю башнями, высота стен которых составляет 5-19 м, а толщина – 3.5-6.5 м
1534-1538 Построено новое кольцо крепостных оборонительных стен, получившее название Китай-города. С юга стены Китай-города примыкали к стенам Кремля у Беклемишевской башни, с севера – к Угловой Арсенальной
1586-1587 Борис Годунов окружил Москву еще двумя рядами крепостных стен, получивших название Царь-города, позже – Белого города. Они охватывали территорию между современными центральными площадями и Бульварным кольцом
1591 Вокруг Москвы выстроено еще одно кольцо укреплений протяженностью 14 верст, охватившее территорию между Бульварным и Садовым кольцом. Строительство было осуществлено в течение одного года. Новая крепость получила название Скородома. Так Москва была забрана в четыре кольца стен, имевших в общей сложности 120 башен

Все башни Московского Кремля

В далёком 1147 году князь Киевский и Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий основал Москву. Город был обнесён деревянными стенами - так началось строительство Кремля, будущей главной достопримечательности Москвы. Также вокруг стены был построен вал высотой в 8 метров.

К сожалению, Московский Кремль вместе с самим городом просуществовали недолго - уже зимой 1237 года хан Батый разграбил сжёг все деревянные постройки.

Но Москва отстраивается заново, и вместе с ней - и её крепость. Иван Калита в 1339-1340 годах возводит мощные оборонительные укрепления, а в самом Кремле строит белокаменные соборы, палаты князей и собственные хоромы. Москва становится главным городом среди других русских городов.

Через 20 лет князь Дмитрий Донской обносит крепость белокаменными стенами. Отсюда и пошло знаменитое выражение - «Москва белокаменная».

К началу XVI века Кремль прямо не узнать - князь Иван III заложил основы нового Кремля - построил знаменитые башни, возвёл Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Наконец, он построил себе новые великолепные палаты. Благодаря усилиям русских и итальянских рабочих в Европе появилась самая грозная и мощная крепость - Московский Кремль. Кроме того, он был не белокаменным - Иван IVГрозный построил кирпичные стены, сделав Кремль знаменитого красного цвета.

Во время Смуты история Москвы, а вместе с ней и история Кремля, могла и закончиться. Город захватили поляки и забаррикадировались в Кремле.Царская казна была разорена, постройки сожжены, а храмы осквернены.

Но врага выгнали, а Кремль опять начал строиться заново. К XVII веку он стал местом, где заседали цари и будущие императоры, а к XVIIIвеку в него добавили европейских идей. В Кремле были возвезедены Зимний Дворец, Оружейная Палата, здание Апартаментов, которые образовали новую Дворцовую Площадь. И хоть столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Московский Кремль всё равно оставался чуть ли не главной достопримечательностью страны.

В 1917 году грянул гром - Великая Октябрьская Революция захватила Россию. Первое Советское правительство заседало в Кремле, и он был закрыт для свободного посещения. Монастыри были снесены, а на их месте построили новое здание - Военную школу.

С началом Великой Отечественной Войны Кремль скрылся со всех карт и радаров противника -главную крепость страны скрыли с помощью огромных щитов, звёзды были выключены, а всё сооружение покрыли тёмной краской. Лишь спустя 4 года он вновь засияет своими огнями.

Через 10 лет, в 1955 году, Кремль снова откроют для визита. Ещё через 6 лет там построят Государственный Кремлёвский дворец. А в 1991 году - музей-заповедник «Московский Кремль».

Сегодня Кремль вместе с Красной Площадью - главные места для посещения туристами. Кроме того, в нём работает и живёт Президент РФ.

Кремль - не уникальное сооружение, почти в каждом городе есть свой Кремль, ведь это слово означает «крепость, город». Новгородский, Псковский, Казанский и множество других. Но именно Московский Кремль стал символом России и одним из самых живописных и красочных сооружений в её истории.

На высоком холме у слияния рек Неглинной с Москвой -рекой издавна находился центр города. Однако внешний вид крепостной стены не соответствовал могуществу государства. К концу 15 века стены из белого камня (известняк) обветшали, к тому же появление артиллерии требовало принципиально новой системы – фортификации. Новые укрепления начали строить приглашенные итальянцы (Марк Фрязин …). Новая кремлевская стена имеет длину более 2 км, 18 башен, в плане образует неправильный треугольник. На углах стен поставлены 3 круглые башни в них были устроены тайники – колодцы, в места, где подходили важные дороги возвели 6четырехугольных проездных башен с воротами, спереди к ним пристроили башни – стрельницы с поднимающимися решетками, из ворот стрельниц на цепях опускались мосты через ров. Остальные башни были глухими, то есть не проездными. Башни сверху завершались деревянными шатрами с дозорными вышками, в некоторых башнях помещались колокола или набаты, по периметру стена украшена зубцами, высота которых достигала 2.5 м, высота стен около 19 м, а толщина 6.5 м, были подземные ходы. Башня была сложена из красного кирпича, а основание стен оставалось белокаменным. По красоте и неприступности Кремль вошел в число лучших крепостей своей эпохи.

17 век на смену монументальной манере приходит живописный декоративный стиль, формы зданий усложняются, стены покрывают многоцветные орнаменты, резьба, кирпичные узорочья. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году кремль восстанавливается. Над Фроловской башней (сейчас Спасская башня - главным въездом в Кремль) поднялся каменный шатер покрытый черепицей. Спасская башня имеет нижний четверик (в плане квадрат), который завершает пояс из арок с белокаменным узором, в арках – статуи (болваны) над аркатурным поясом – башенки, пирамидки, изваяния диковинных животных. По углам четверика
золоченые флюгера, на нижнем четверике стоит другой двухъярусный меньших размеров на нем часы – куранты (англ. Часовых дел мастер Христофор Галовей). Второй четверик переходит в восьмерик, который завершается каменной беседкой с килевидными арками (рисунок смородины). В беседки расположены колокола – куранты. В архитектуре этой башни сочетаются черты западноевропейской готики и русского средневековья. Переименовали башню в 1658 году, благодаря надписи над воротами, образа Христа.

Храмы Московского Кремля

Успенский собор 1472 год. Главный храм кремля, потому что в нем венчали царей на престол. Собор должен был превосходить по размерам все существующие церкви Руси. Спустя 2 года после начала работ рухнула северная стена. Строительство продолжил Альберти Фиораванти, мастер из Болоньи, (область Италии), прозванный на Руси Аристотелем. Мастер соединил блоки белого камня (известняк) железными скрепами. Через 4 года строительство было закончено.

Характеристика собора: гладкие стены расчленены широкими лопатками (плоские выступы), пояс на фасаде составляли колонны и арочки, узкие щелевидные окна, входы оформляют живописные порталы, 5 алтарных апсид, стены венчают закомары (чтобы почеркнуть национальный характер), пятиглавие. Собор построен по подобию владимирского Успенского собора.

Благовещенский собор (Златоверхий). Еще называют домовой церковью князя. Здесь применены художественные приемы различных архитектурных школ – Владимирской, Псковско-, Новгородской.

Характеристика храма: высокий подклёт (нижний этаж), собор имеет форму куба, 3 апсиды, закомары килевидной формы, 9 глав, кровля повторяет очертания вызолоченных закомар.


Архангельский собор. Семейная усыпальница рода Великих князей. Мастер – Алевиз Новый (итальянец). Выполнил храм в традициях русской архитектуры на итальянский лад.

Характеристика собора: шестистолпный храм увенчанный 5 главами, фасад разделен карнизом на 2 горизонтальные части, а русские лопатки заменены на пилястры завершающиеся капителями, закомары отделяются еще одним карнизом, а внутри них помещены раковины.

Грановитая палата – тронный зал. Слово палата произошло от итальянского палаццо, а название от отделки фасада ограненным камнем.

В плане представляет квадрат с одной колонной в центре, на которую опираются 4 свода. В древности имел четырехскатную крышу.

Ивановская колокольня. Колокольня получила название по находившейся в её основании церкви святого Иоанна. Колокольня представляет собой столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы. Каждый ярус завершается арочными проемами, через которые видны колокола. Колокольня объединяет весь архитектурный ансамбль Кремля.

На рубеже 16 – 17 веков был надстроен еще один ярус, и общая высота колокольни составляла 81 м. Позднее к колокольне была пристроена четырехугольная звонница, с мощной главой для тяжелых колоколов и филаретовская пристройка с шатром и пирамидками.

Шатровое зодчество 16 век

Царствование Василия 3. Памятником, связанным с рождением наследника Иоанна 4 (Иван Грозный) стал храм Вознесения в Коломенском . Символика храма говорит о двух событиях: 1 – небесное, вознесения сына Божьего к Отцу; 2 – земное, рождение наследника московского престола. Мощное основание храма вырастает из хитросплетения галерей. Многогранное стрельчатое основание завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается шатер. Грани шатра перевиты гирляндами, похожими на нитки жемчуга. Верх его покрыт небольшой главкой с золоченым крестом.

Собор Василия Блаженного.(Покровский). 1555 – 1561 гг. По имени известного московского юродивого, погребенного в 1552 году у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на этом месте. Идея постройки храма родилась в память взятия Казани в 1552 году. По одной из версий храм построили мастера Барма и Постник. Отличие этого храма – многопридельность. (Придел – это пристройка к церкви, где может происходить богослужение). Композиция храма: вокруг центрального, самого высокого, столпа, по сторонам света, расположены 4 больших храма, а по диагонали 4 маленьких. Башнеобразные объемы начинаются от самой земли и воспринимаются как самостоятельные объемы, вместе с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается художественным единством и динамичностью. Большинство исследователей видят в этом храме воплощение символичного образа Иерусалима. Интерьеры подобны темным лабиринтам, а основное внимание зрителя приковано к его внешнему монументальному облику. Кроме сложности силуэта, объемы украшены машикулями (навесными байницами, атрибутами крепостной архитектуры). Фасады украшены филёнками (рамка, углубление),люкарнами (оконные проемы) и многоярусными кокошниками. Первоначальная цветовая гамма была более сдержана. В 17 столетии собор украсили: отдельные архитектурные детали были раскрашены, появился сложный рисунок и многоцветность, стены собора (внутри и снаружи) были расписаны орнаментами. Архитектура собора приобрела образ дивного сада, фантазии о рае.

Данная конструкция храмов с высоким силуэтом, но небольшим внутренним пространством очень подходила для строительства храмов-памятников. В 17веке архитектура становится все более нарядной. Из основного перекрытия шатер превращается в декоративную деталь.

Купеческая архитектура

17 столетие началось страшным голодом, холерой, затем грабежи и разбои, началась смута: вторжение поляков и шведов, смерть Бориса Годунова, убийство Лжедмитрия и появление новых самозванцев. Поэтому до 20-х годов 17 века никаких строительств не было. Строители утратили свое искусство.


В 30-е годы 17 века зодчие выходят на новый путь. Образцом новой архитектуры стала московская церковь Троицы в Никитках , поставлена во дворе купца Никитникова.

Церковь небольшого размера, нарядная: на красном фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали (наличники, колонки, ряды кокошников и прочее). По сравнению с древними храмами церковь поражает живостью, пестротой, создаются ощущения, что она растет и развивается будто дерево. Церковь не симметрична, что создает ощущения динамики. Туда ходили молиться не тому Богу, которого боялись, а тому, который помогал человеку в его земных делах. Архитектура радостная, не возвышает человека, но и не устрашает.

Патриарх Никон усмотрел в узорочье неуместное отступление от изначальных образцов. Никон запретил строить шатровые храмы. Все постройки этого времени отличались суровостью и строгостью, доходящей до аскетизма. Однако царь был недоволен претензиями патриарха на высшую власть государства. Разрыв между ними повлек ссылку и низложение патриарха. Узорочья архитектура продолжила свое шествие по стране.