Термы диоклетиана богоматерь знамение. Термы Диоклетиана в Риме – огромный комплекс для водных процедур

Музей Терм Диоклетиана - это одно из четырех зданий, в которых располагается Национальный Римский Музей. Другие места следующие: Палаццо Массимо алле Терме , Палаццо Альтемпс , Крипта Бальби . Пост об музее Палаццо Массимо алле Терме , где через маршрут музея, можно вновь пережить историю, мифы и повседневную жизнь в Риме.


Изначально Термы Диоклетиана представляли собой колоссальный термальный комплекс имперской эпохи, построенный между 298 и 306 г. н.э., который занимал площадь более 13 000 м2.


По преданию, термы были построены осужденными на смерть христианами. Они вмещали более 3000 купающихся за раз, приблизительно в два раза превышая число людей, на которое были рассчитаны термы Каракаллы. На их строительство ушло 10 лет, по сравнению с 5 годами, которые ушли на строительство терм Каракаллы. При термах было три тысячи ванн и три просторных бассейна с чистой, прозрачной водой.

Во времена империи термы были открыты для мужчин, равно как и для женщин и детей, и даже очень скромная плата в один квадрант иногда покрывалась щедростью императора или какого-нибудь богача, который мог взять на себя целиком стоимость посещения бань на срок от одного дня до одного года. Римляне ходили в термы, чтобы встречаться с другими, погулять и поболтать, одни – чтобы поиграть в мяч и другие игры, другие – чтобы испытать более интенсивную физическую нагрузку, такую как борьба, или посмотреть, как это делают другие, и конечно же получить прохладу летом и тепло зимой. Холодные ванны находились во фригидарии – прохладной комнате в бане; имелись также теплое помещение, или тепидарий, а также отапливаемое помещение, калидарий, где были теплые ванны и горячий пар, чтобы вызвать потоотделение, как в наших современных турецких банях. Помещением еще горячее, лакоником, пользовались в основном больные. Тепло обеспечивалось яростным огнем под полом, разжигаемым рабами, с использованием большого количества дерева.

Купающиеся могли насладиться любым из них или всеми по очереди и в любом другом порядке. Сейчас мало что осталось от былой славы терм, но они все равно будоражат наши впечатления. Такие же чувства переполняют при виде .

Сегодня это месторасположение Национального Римского Музея, основанного в 1898 году. Его археологическое наследие - одно из самых богатых в мире, оно происходит из различных коллекций, а частично состоит из находок, найденных в термах. На территории термального комплекса Микеланджело умело расположил Церковь Санта Мария дельи Анджели в стиле эпохи Возрождения, которую пожелал Папа римский Пий IV в 1561 г.

В монастырском дворе, созданном Микеланджело, выставлены более 400 скульптур всех типов, принадлежащих римским мастерам (архитектурные находки, мраморные группы и статуи, саркофаги, алтари пожертвований).

Отделение музея в Термах Диоклетиана было задумано для ознакомления с началом римской истории.

В нем находится обширный эпиграфический раздел, демонстрирующий возникновение латинского языка благодаря текстам, написанным на различных носителях, относящимся к периоду с VIII века до н.э. до IV века н.э.

И термами Траяна .
1.


Так выглядели термы на макете.
2.

Макет достаточно точно соответствует плану терм, изображенному на старинной гравюре.
3.

Сооружения терм вмещали до 3200 человек; сады были украшены фонтанами и павильонами. Водоснабжение терм осуществлялось через акведук Марция .
4.

Также было роскошным и убранство терм: облицовка мрамором, уникальные мозаичные полы, галереи со статуями богов и журчащими фонтанчиками.
5.

Термы выполняли функции не только бань, они служили местом отдыха, общения, очагом культурной и общественной жизни города. Вход в них разрешался всем свободным гражданам. На территории комплекса были разбиты сады с павильонами, фонтанами, мраморными скульптурами, здесь же находились залы для собраний, амфитеатр, библиотека и гимнастический зал.
6.

Термы Диоклетиана в современном виде - это площадь Республики , на месте центрального зала возведена церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири , некоторые помещения занимает Национальный римский музей с собранием римского и греческого искусства. Один из круглых залов терм перестроен в церковь Сан-Бернардо-алле-Терме .
Часть развалин в 1889 году была перестроена под музей.
7.

Термальное, или Диоклетианово, окно - окно, которое две вертикальные стойки (средники) делят на три отделения - центральное пошире и боковые поуже. Такие окна типичны для римских терм Диоклетиана. В эпоху Ренессанса великий итальянский архитектор Андреа Палладио возродил термальные окна, переработав античную форму в так называемое венецианское окно. С тех пор окна Диоклетиана прочно вошли в арсенал приёмов палладианства и его преемников.
8.

Площадь Республики
До 1950-х годов площадь назвалась Экседра. Это название до сих пор употребимо среди местных жителей. Старое название произошло от большой экседры терм Диоклетиана - полукруглой глубокой ниши с полукуполом. Форма античной экседры повторена в колоннаде, ограничивающей площадь с юго-запада. Полукруглые палаццо с портиками были возведены в 1887-1898 гг. по проекту архитектора Гаетано Коха . На площадь выходит фасад церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. В центре площади расположен фонтан Наяд, созданный скульптором Марио Рутелли в 1901 году.
9.

Фонтан наяд [41.9030117N 12.4984825E ]
В последнем десятилетии своего понтификата Папа Пий IX заказал и финансировал реконструкцию древнего акведука Марция, который был сильно поврежден готами в шестом веке, и с тех пор остался неиспользованными. Строительство нового акведука было поручено в 1868 году компании "Acqua Pia Antica Marcia SpA", которая была долгое время одним из основных поставщиков водоснабжения города. Завершиться акведук планировалось большим фонтаном. Первый вариант фонтана был построен в 1870 году немного не в том месте, где он находится сейчас. Это был простой большой круглый бассейн, из которых выбивалось большое количество струй воды, направленной к центру. Композиция завершалась пятью вертикальными струями воды, причем центральная гораздо более высокая. Несколько лет спустя, в 1888 году, архитектор Алессандро Геррири полностью изменил внешний вид фонтана. Он стал состоять из трех концентрических круговых чашек на разных высотах, размещенных на восьмиугольном основании. Была попытка установить четырех львов, но она не увенчалась успехом, и проект был оставлен. Следующий проект работы скульптора Марио Рутелли , был построен и открыт в 1901 году. Фонтан наяд украшали четыре обнаженные женские фигуры из бронзы, изображающие наяд: Нимфа озер, держащая лебедя, Нимфа рек, лежащая на монстре рек, Нимфа подземных вод, лежащая на спине дракона, и Нимфа океанов верхом на морском коньке.
11.

В 1912 году, наконец, фонтан получил свой окончательный внешний вид с установкой в центре группы Глауко - обнаженной мужской фигуры, захватывающей дельфина и символизирующей владычество человека над естественной силой. Изо рта дельфина выходит центральная струя фонтана. Полностью работа была открыта в 1914 году.
12.

Национальный музей Рима [41.9030157N 12.4984127E ]
Национальный римский музей был открыт в 1889 году. В состав национального римского музея входит Музей терм, в котором хранится коллекция известных античных скульптур: "Трон Людовизи" , "Дискобол" , "Кулачный боец" , "Галл, убивающий свою жену" и многие другие, ранее находившиеся в термах Диоклетиана и Каракаллы.
14. Вход в музей

Музей располагает на сегодняшний день одним из богатейших собраний античной скульптуры. В залах античных терм Диоклетиана представлены коллекции надписей и скульптур.
16.

19. Коллекция античных масок

Сад музея
21.

На территории терм перед входом в музей также можно увидеть несколько весьма оригинальных скульптур.
31.

В залах музея выставлено множество древних скульптур, надгробий, масок и других древних экспонатов.
34.

Большой клуатр
40.

В центре большого клуатра среди зеленых насаждений что-то высматривают различные животные.
43.

Малый клуатр
45.

Национальный римский музей сегодня - комплекс из пяти объектов, посвящённых римской истории: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо, Палаццо Альтемпс, Крипта Бальби и Музей Палатино. Этот музей считается одним из лучших по устройству экспозиции, организации работы, удобству для посетителей. По одному входному билету можно посетить 4 объекта: Термы Диоклетиана, Палаццо Массимо алле Терме, Палаццо Альтемпс, крипта Бальби. Действует билет 3 дня.
46.

В 1563 году, по распоряжению папы, Микеланджело провёл реконструкцию развалин центрального зала бань. Развалины были превращены в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели. Церковь очень интересная, с углубленным изучением астрономии. Ей будет посвящен отдельный пост, который опубликую в ближайшее время.
47.

Сан-Бернардо-алле-Терме [41.9036226N 12.4944699E ]
Сан-Бернардо-алле-Терме - монастырская церковь ордена цистерцианцев , посвящённая св. Бернару . Изначально здание церкви, возможно, служило сферистериумом (залом для игры в мяч), входящим в состав терм Диоклетиана. В 1593 г. этот участок земли купила племянница папы Юлия III и пожертвовала на постройку монастыря. Его строительство продолжалось до 1598 года, перестройка церкви была завершена в 1600 году.
48.

Строение купола церкви сходно с Пантеоном , однако значительно меньше в диаметре (всего 22 м).
49.

С 1670 года церковь является титулярной , в этом же году проводились первые реставрационные работы: обновлено внутреннее убранство, встроен орган, улучшен хор, на фасаде появилась фреска, изображающая св. Бернара. Последняя реставрация проводилась в 2000 году. В нишах церкви находятся 8 статуй святых работы Камилло Мариани .
50.

51. Главный алтарь

Алтарь св. Бернарда Клервоского
Алтарь св. Бернарда Клервоского пышно украшен скульптурами с древними зелеными колоннами. Алтарная картина "Видение святых, которые пролетают в экстазе, чтобы встретить Иисуса, снимаемого с креста" итальянского художника Джованни Одацци заменила другой холст кисти Томаса Лаурети.
52.

Алтарь св. аббата Роберио
Алтарь св. аббата Роберио, воспитанника Святого ордена цистерцианцев, оформлен аналогично алтарю св. Бернарда. На картине кисти Джованни Одацци изображена Богородица с младенцем, св. Иоанном, св. Иосифом и св. Роберто. Мадонна надевает на палец кольцо, символ защиты и преданности.
53.

Захоронение Иоганна Фридриха Обербека , лидера назарейцев , художника, графика и иллюстратора.
54.

Кроме того, совсем рядом с термами Диоклетиана можно увидеть пару достопримечательностей.
Обелиск Догали [41.9021613N 12.4974632E ]
Это один обелиск из двух, привезенных из Гелиополиса. Второй теперь установлен в садах Боболи во Флоренции. Изначально монумент был привезен в храм Исиды в Риме. Найден в 1883 году Родольфо Ланциани около Санта-Мария-сопра Минерва . В настоящее время памятник посвящен в честь битвы около Догали . Место расположения современного обелиска сменилось с площади перед вокзалом Термини на нынешнее в 1924 году.
55.

Статуя Иоанна Павла II работы Оливьеро Райналди под названием Conversazioni (разговоры) установлена 18 марта 2011 г. . За "спиной" памятника центральная автобусная станция Рима (станция Термини).
56.

Напоследок для лучшего понимания предлагаю посмотреть видео с трехмерной моделью древних терм Диоклетиана.

Руины древнеримских бань – термы Диоклетиана – были возведены в далеких 298–305 годах нашей эры. В современном Риме эти старинные термы относятся к . Кроме бань музей включает в себя еще три объекта, расположенных отдельно: , крипта Бальби и .

История терм Диоклетиана

Римский император Гай Диоклетиан хотел построить самые большие термы, с которыми не могли бы сравниться никакие другие. Так появились бани, общая площадь которых вместе с садами занимала около 13 гектар.

С 537 года, после разрушения акведука остготским королем Витигесом, термы больше не функционировали по назначению.

В 1563 году, по поручению императора Пия IV, Микеланджело провел масштабную реконструкцию Диоклетианских терм. Так кальдарий терм был перевоплощен в церковь, посвященную Богородице, ангелам и мученикам. Было сооружено здание монастыря картезианцев. Благодаря столь усердной реконструкции эти древнеримские термы сохранились до наших дней намного лучше, чем другие.

Термы Диоклетиана могли одновременно вместить до 3 тысяч человек. Очень обширные сады украшали фонтаны и павильоны. На территории были залы для проведения собраний и спортивных упражнений, работала библиотека.

Музей в термах Диоклетиана

С 1889 года в термах расположена коллекция римского и греческого искусства . В целом, есть на что посмотреть и чем восхититься.

В музее терм вы увидите не только шедевры Микеланджело, воплощенные в жизнь в церкви и монастыре, но и старинные статуи, саркофаги, рельефы, алтари, гробницы и много другого.

Как доехать

Термы Диоклетиана в Риме расположены рядом с площадью Республики. Напротив главного вокзала Рима Термини.

Время работы : Музей-термы можно посетить со вторника по воскресенье, с 9:00 до 19:30. Стоимость билета составляет 7 евро. Лицам от 18 до 25 лет – 3,5 евро. В первое воскресенье каждого месяца для посетителей до 18 лет вход бесплатный. В стоимость билета включено посещение остальных объектов Национального музея Рима. Билет действителен 3 дня.

Национальный музей Рима — один из главных центров исторической и художественной культуры единой Италии. Здесь потрясающее собрание древних скульптур, мозаик, фресок, монет. Музей не популярен у туристов, а зря.

Национальный музей Рима, фото Richard Mortel

Национальный римский музей (Museo Nazionale Romano) - это комплекс из четырех объектов, посвящённых римской истории:

  • Палаццо Массимо,
  • Крипта Бальби.

Он один из лучших музеев по устройству экспозиции, организации работы, удобству для посетителей. Национальный Музей Рима был создан в 1889 г. Он собрал воедино многочисленные экспонаты античного периода. Основа коллекции — собрание музея Кирхериано, которому в 1901 г. перешла коллекция виллы Людовизи. Сначала все экспонаты находились в помещении бывшего монастыря на территории Терм Диоклетиана. В 1990 г. была произведена реформа музея, и собрание рассредоточили по 4-м объектам. Сегодня Национальный музей располагает одной из богатейших коллекций античной скульптуры.

Палаццо Массимо

Крипта Бальби

Термы Диоклетиана, фото HEN-Magonza

Термы Диоклетиана (Terme di Diocleziano) — это руины древнеримских бань недалеко от . Возвели их в 298 – 305 гг. В 537 г. готы разрушили акведук, и бани прекратили своё существование. В 1561 г. Пий IV поручил Микеланджело реконструировать территорию терм. Кальдарий был перестроен в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири; появилось строение монастыря картезианцев. С 1889 г. некоторые помещения Терм Диоклетиана занимает историческая часть коллекции Национального музея Рима с собранием греческого и римского искусства. На трех этажах находятся различные артефакты, рассказывающие о развитии Римского государства с античных времен. В залах выставлены собрания надписей и скульптур.

Адрес Терм Диоклетиана: Viale Enrico de Nicola, 76, 00185 Roma,
Сайт: www.coopculture.it .

Дворец Массимо

Мозаика, фото David Morgan-Mar

Фрески с виллы Ливии, фото Devon D’Ewart

Палаццо Массимо (Palazzo Massimo alle Terme) построен в 1883-1887 гг. архитектором Камило Пиструччи. В цокольном этаже находится нумизматическая коллекция. Два этажа дворца занимает коллекция античной скульптуры, на третьем – мозаика и античная живопись. Запоминаются фрески, на которых нарисованы деревья, цветы и птицы, из зимнего триклиния с виллы жены Августа — Ливии. Гордостью музея считаются фрески Виллы Фарнезина. В залах выставлены саркофаги.

Сидящий боксер, фото @@@@@

«Сидящий боксер» — один из шедевров, статуя Эллинистической эпохи Iв. Кроме художественных достоинств, она являет образец металлообработки.

Адрес дворца Массимо: Largo di Villa Peretti, 2, 00185 Roma,
Сайт: www.museonazionaleromano.beniculturali.it .

Дворец Альтемпс

Палаццо Альтемпс, фото mctl

В Палаццо Альтемпс (palazzo Altemps) находятся собрания предметов искусства: собрание кардинала Людовизи, состоящее из 104 скульптур античного периода; египетская коллекция, коллекции князей Маттеи и австрийского кардинала Альтемпса.

Дворец Альтемпс возвели по проекту Мелоццо да Форли для Джироламо Риарио в XV в. на Марсовом поле, рядом с

Трон Людовизи, фото edk7

Трон из коллекции Людовизи — это шедевр греческого искусства V в. Он был частью алтаря храма Афродиты в Локрах. На центральном барельефе трона мы видим, как из пены морской рождается Афродита.

Зал с пергамской скульптурной группой «Самоубийство галла», фото M.Pardy

«Галл Людовизи» — это мраморная копия бронзовой группы большого триумфального монумента, который воздвиг Аттал I в пергамском храме Афины ок. 220-230 гг. Галл убивает себя и жену. Скульптура выполнена с подробной детализацией и экспрессией.

Саркофаг «Гранде Людовизи», фото GianJames

Еще один шедевр коллекции Людовизи — саркофаг «Гранде Людовизи» (II-III вв.), его высота 1,5 м.

Адрес дворцаАльтемпс: Piazza di Sant’Apollinare, 46, 00186 Roma,
Сайт: www.museonazionaleromano.beniculturali.it .

Крипты Бальби, фото Christopher Mendes

Экспозиция Крипты Бальби (Crypta Balbi) хранит экспонаты археологических раскопок и посвящена истории развитии Рима.

Адрес Крипты Бальби: Via delle Botteghe Oscure, 31, 00186 Roma,
Сайт: www.museonazionaleromano.beniculturali.it .

Время работы

ВТ-ВС с 09:00 до 19:45;

ПН выходной.

Билеты

Вход в один из 4-х музеев — €10,00; льготный — €5.
Если в музее проводится выставка, то билет стоит — €13,00; льготный — €8.

Комбинированный билет включает посещение всех музеев (Термы Диоклетиана, дворцы Массимо и Альтемпс, крипту Бальби) и действителен 3 дня.
Полная стоимость комбинированного билета — €12,00; льготная — €6.
Если проводятся выставки, то комбинированный билет стоит — €15,00; льготный — €9.

При покупке онлайн билета на сайте стоимость увеличивается на €2.

До 18 лет вход бесплатный.
Каждое первое воскресенье месяца — вход бесплатный.

Покупайте билеты заранее по интернету:

Купить билет →

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

К сожалению, от многих древних достопримечательностей столицы Италии остались лишь руины, но даже то, что уцелело и реставрировано, поражает туристов своим масштабом. Термы Диоклетиана - так называются древнеримские общественные бани. Это целый комплекс сооружений, равному по величине и техническому оснащению в империи никогда не было.

История создания терм Диоклетиана в Риме

По приказу императора Диоклетиана строительство бань в «вечном городе» началось в 298 году. Через семь лет комплекс был полностью закончен и освящен в честь цезаря. Сооружения располагались на огромной по своей площади территории в 13 гектаров и могли одновременно вместить порядка трех тысяч посетителей. Римские термы Диоклетиана включали в себя три тысячи ванн и три больших бассейна, вода в которые подавалась из подземных акведуков.

Не менее роскошным было и внутреннее убранство комплекса:

  • уникальные мозаичные полы;
  • облицовка мрамором;
  • журчащие фонтанчики;
  • статуи богов.

Termi Diocleziano были излюбленным местом отдыха римлян. Они выполняли не только функции бань, но и являлись уютным местом для общения, очагом общественной и культурной жизни Рима. Вход был разрешен для всех свободных граждан. На территории терм Диоклетиана были сооружены фонтаны, мраморные скульптуры, разбиты сады с павильонами. Здесь же располагались залы для собраний, библиотека, амфитеатр и гимнастический зал.

Придание гласит, что термы Диоклетиана в Риме строились осужденными на смерть христианами и на возведение комплекса ушло 10 лет. Во времена Римской империи бани могли посещать мужчины, женщины и дети. Римляне приходили в комплекс, чтобы беззаботно отдохнуть, расслабиться, поболтать друг с другом или прогуляться. Более активные горожане посещали термы Диоклетиана, чтобы поиграть в спортивные игры, заняться борьбой.

Бани имели несколько комнат для различных видов процедур:

  • принятия холодных ванн, находившихся в прохладной комнате (фригидарии);
  • горячих, наподобие современных саун;
  • теплых, для предварительного разогрева тела.

В середине 16 века готы разрушили римский акведук, и термы Диоклетиана пришли в запустение. Со временем комплекс стал ветшать, пока в 1563 году по указу понтифика Пия IV знаменитый Микеланджело не преобразовал сооружение. В уютном монастырском дворе, спроектированном архитектором, сейчас располагается более 400 экспонатов времен имперского Рима и множество античных скульптур.

Термы Диоклетиана в настоящее время

В конце 19 века часть комплекса была реконструирована. В настоящее время в этой части терм Диоклетиана располагается национальный музей Рима. Его археологическое наследие считается одним из самых богатых во всем мире и состоит из находок, найденных в термах, а также различных коллекций римского и греческого искусства. На территории бань Микеланджело гармонично расположил Церковь Санта Мария дельи Анджели, возведенную в стиле эпохи Возрождения.

Дворец Палаццо Альтемпс, помимо Терм Диоклетиана, является одним из основных объектов национального музея Рима. Здесь находятся 104 скульптуры античной эпохи, коллекции, принадлежащие кардиналам Людовизи, Альтемпса и князьям Маттеи. Дворец был построен по проекту Мелоццо да Форли в 15 веке на Марсовом поле вблизи площади Навона .

Еще один замечательный чертог был возведен архитектором Камило Пиструччи в 1883-1887 годах. На цокольном этаже располагается нумизматическая коллекция, на трех других - античная живопись, скульптура и мозаика. Особенно запоминаются фрески с нарисованными птицами, деревьями и цветами из зимнего триклиния, которые ранее украшали виллу жены Августа, Ливии. Гордостью национального музея считаются работы с Виллы Фарнезина и саркофаги. «Галл Людовизи» — то, что также обязательно нужно посмотреть в термах Диоклетиана в Риме. Это мраморная копия большого триумфального монумента, на которой продемонстрирована сцена, когда Галл убивает свою жену. Скульптура наполнена экспрессией и выполнена с полной детализацией происходящего.

Как попасть в термы Диоклетиана

Комплекс расположен на улице Via Enrico de Nicola (Энрико Де Никола). Самый удобный способ попасть в термы Диоклетиана - воспользоваться метрополитеном. Выходить следует на одной из станций - Термини (Termini) или Республика (Repubblica), после чего пройтись пешком несколько сотен метров. Другим вариантом добраться до древнеримских бань является поездка на автобусе (существует несколько маршрутов) до остановки Cernaia.

Посещение терм Диоклетиана в Риме для туристов возможно в любой день, кроме понедельника. Время работы с 9.00 до 19.45. Следует учитывать, что кассы закрываются за полчаса до окончания работы комплекса. Недалеко от древнеримских бань находится выполненная в стиле барокко церковь Санта-Мария-делла-Витториа, которая тоже будет привлекательна для туристов.