Золотой мост во флоренции. Понте-веккьо (фото) — самый красивый мост флоренции

История моста Понте Веккьо

Первый мост в самом узком месте реки Арно, в районе брода, был построен еще при римлянах, ориентировочно в I веке до н. э. При работах на дне реки вскоре после Второй мировой войны обнаружили бетонный фундамент, положенный под углом к берегам, чтобы мост мог выдержать частые разрушительные наводнения. До 123 года ширина моста увеличилась до 3 м, потому что через него провели Кассиеву дорогу, предназначенную для сообщения между Римом и северными провинциями. Несовершенные римские архитектурные хитрости не спасли мост: в VI-VII вв. он был разрушен совместными усилиями стихии и толп варваров, пронесшихся по Италии. В Средние века восстановленный мост как минимум дважды сметало наводнение. Предпоследний вариант был построен в 1177 году на дубовых балках, оставшихся от его предшественника. Поток 1333 года, самый бурный в истории Арно, уничтожил и его.

В 1345 году властям города надоело оплачивать регулярные реконструкции, и они заказали архитектору проект каменного моста. Джорджо Вазари, художник и историк искусств, утверждает, что этим мастером был Таддео Гадди, современные исследователи в этом сомневаются и приписывают авторство Нери ди Фиораванти. В любом случае новый каменный мост, спустя некоторое время получивший название Веккьо, то есть «старый», быстро стал бойким торговым местом. Из недоступных нашему пониманию санитарных соображений сюда переместили лавки мясников, чтобы они не оставляли отходы на улице вблизи дворцов знати, а сбрасывали их в реку. Вскоре переносных столов торговцам показалось мало, и мост по бокам оброс постройками, крепящимися над водой на кронштейнах. Красоты это ему не прибавило, зато от посетителей отбоя не было.

Во время Второй мировой войны при уходе германских войск из Флоренции было принято решение взорвать все мосты города, чтобы задержать стремительное наступление противника. Пять из шести мостов были действительно взорваны, но шестой - мост Понте Веккьо во Флоренции чудесным образом был спасен.

История и описание знаменитого моста Флоренции

Мост соединяет берега реки Арно с незапамятных времен, поэтому его текущее название переводится как «Старый мост». Вероятно, мост здесь был построен еще во времена этрусков, а с приходом римлян уже был перестроен в новом деревянном облике. С этих времен мост в этом месте стоит всегда, а после разрушения усердно заново отстраивается.

Река Арно отличается своим бурным поведением. За всю историю ее враждебный настрой много раз полностью разрушал мост. Одно из первых документированных свидетельств такого события относят к далекому 972 году. Далее идет череда восстановлений и разрушений, пока в 1332 году на этом месте не возводится каменный мост.

К этому времени город обзаводится еще несколькими мостами через Арно. Но сильное наводнение 1333 года в очередной раз вносит свои поправки в план города. Уровень воды на центральной площади Флоренции в это время превышал метр, были повреждены городские стены, погибло более 300 человек. Покровителем города считался Марс, чья статуя была установлена на входе Понте Веккьо, но наводнение не пощадило и ее. Позже на ее место установили статую Св. Иоанна Крестителя, и с тех пор стихия больше не нарушала прочность моста.

После наводнения за решение проблемы устойчивости моста взялись Нер ди Фиораванте и Таддео Гадди. В 1335-1345 годах ими были проведены работу по возведению и укреплению нового моста, который больше не должен был разрушаться под натиском разгулявшейся воды. С этого времени мост стоит и по наши дни, став визитной карточкой Флоренции.

Использование сегментных арок сделало его первым мостом такого типа во всей Европе. Крытый мост состоит из трех арок, поднимающихся на 4,4 метра. Центральный пролет достигает 30 метров, боковые чуть меньше - по 27 метров. Примечательно, что мост сделан широким - целых 32 метра.

Со времен Средневековья и до наших дней на мосту расположены лавки торговцев. Первоначально здесь находились мясники и кожевенники, но умный совет решил их убрать от символа Флоренции, заменив «благородными» ювелирами и прочими мастерами по драгоценному металлу. Об этом напоминает установленная здесь же статуя Бенвенуто Челлини - покровителя ювелиров Италии.

Бенвенуто Челлини

В 1565 году мост был дополнен крытой галереей, соединяющей Палаццо Веккьо с Палаццо Питти. Архитектором постройки выступил Вазари, поэтому ее называют «коридором Вазарино». С расположенной над лавками торговцев галереи открывается отличный вид на реку Арно и Флоренцию.

Коридор Вазарино

Очередное крупное наводнение произошло в 1966 году. Были смыты все лавки, но мост Понте Веккьо устоял. Действительно вечный мост, который славится популярностью у туристов, посещающих славный город Флоренцию.

Этот мост считается старейшим во всей Флоренции, и при этом он не похож ни на один мост в Италии. Арочный мост, перекинутый через самое узкое место реки Арно, до сегодняшнего дня сохранил свой практически первозданный облик со времен своего строительства в 1345 году.

История достопримечательности

Нынешний мост Понте Веккьо во Флоренции сегодня перекинулся через реку Арно и является предметом живейшего интереса туристов. Он представляет собой третью по счету переправу через реку, построенной в этом месте Италии.

Первый виадук был выстроен еще в эпоху Древнего Рима . Он был деревянным и стоял на каменных пилонах. Намного пережив своих строителей, переправа была разрушена в 1117 году сильнейшим наводнением. Второй мост, построенный с учетом предыдущих ошибок строительства, продержался почти два века, но и его постигла та же участь, что и первый – сильнейший разлив Арно в 1333 году разрушил Ponte Vecchio почти до основания.

При строительстве третьего виадука архитекторам пришлось немало потрудиться, чтобы, наконец, найти решение, при котором переправа будет достаточно прочной и выдержит натиск воды при возможном разливе реки. К слову, проверить это пришлось на деле – многими веками позже, в 1966 году, очередной подъем воды затопил и Ponte Vecchio, и галерею Вазари, нанося урон и лавкам ремесленников, и бесценным произведениям искусства…

А пока, в XIV веке, флорентийские архитекторы решали, как совместить архитектурное изящество и прочность строения. Кстати, историки до сих пор ломают голову – кому же принадлежит авторство , кто является архитектором проекта на самом деле? Дело в том, что по одним документам архитектором строения называют Таддео Гадди, а более поздние источники уверяют — проект принадлежит Нери ди Фьораванте (Neri di Fioravante).

Название моста переводится с итальянского как «Старый мост».

Свое второе название – Золотой – Ponte Vecchio получил отнюдь не из-за того, что он является архитектурной ценностью. Начиная с XVI века, на мосту обосновались торговцы тем или иным товаром , получив разрешение от муниципалитета на строительство торговых лавок. И самое большое количество этих лавок принадлежало ювелирам. До наших дней сохранилась лишь одна лавка, которая начинала торговлю с тех времен – ювелирная лавка, принадлежащая семейству Печчини.

По средневековым традициям Ponte Vecchio был разделен на 38 участков , на которых и велась торговля. Торговцы здесь же, на этих же участках, и проживали. Причем площади магазина едва хватало, чтобы разместить товары, поэтому лавки расширяли и надстраивали – они буквально висели над водой. Сегодня мы можем видеть панораму достопримечательности и небольшие домики, словно бы прилепившиеся к ней по бокам. Кстати, магазины и лавки имеют сегодня почти тот же вид, что был в XVI веке.

В XX веке, во время Второй мировой войны, мост по счастливой случайности избежал участи быть разрушенным. В 1938 году во Флоренцию с визитом прибыл Адольф Гитлер. Он ознакомился с основными достопримечательностями города, побывал в , на мосту Понте Веккьо – к приезду фюрера специально соорудили смотровую площадку. Несколькими годами позже, в годы войны, во время отступления немецких солдат, многие здания (в том числе исторические) были взорваны, но Ponte Vecchio избежал подобной участи.

По одной из версий, Гитлера невольно восхитила стойкость бойцов Сопротивления, защищавших мост и дворцы, его окружавшие; по другой версии, он просто не мог забыть удивительной панорамы реки Арно со смотровой площадки Ponte Vecchio …

Хотите узнать о достопримечательностях Флоренции больше? Ознакомьтесь с историей строительства знаменитого собора , находящегося на территории города!

Легенды Флоренции, связанные с сооружением

Жители очень любят рассказывать истории и легенды, связанные с этой достопримечательностью. В частности, истории о том, как и почему на виадуке появились ювелирные лавки. Существует три исторические версии это факта.

Согласно первой версии, в 1442 году вышел специальный указ, чтобы все торговцы мясом и рыбой перебрались в одно, строго определенное, место в городе, дабы неприятные запахи не оскорбляли обоняние благородных господ во дворцах.

По распоряжению городских правителей все рыбные и мясные лавки отныне располагались в районе переправы Ponte Vecchio. Так продолжалось до тех пор, пока в 1556 году по распоряжению герцога тосканского Козимо Медичи не был построен Коридор Вазари, соединявший и Палаццо Питти.

Всякий раз, проходя по коридору Вазари, тосканский правитель морщился и прикрывал нос – до него долетали отнюдь не аристократические запахи рыбы и мяса, а также запах порченого товара, который сбрасывался в реку. Его сын Фердинандо, ставший правителем после отца, был не таким терпимым.

Во время одного перехода из Старого дворца в палаццо Питти Фердинандо так разгневался из-за ужасающих запахов, что повелел прогнать всех мясников и торговцев рыбой, а на месте их лавок открыть другие. Так на мосту появились лавки ювелиров, к которым ходила более изысканная публика.

Вторая версия гласит, что коридор Вазари служил не только тайным переходом правителей из одного дворца в другой. Стоя в потайном коридоре прямо над торговыми рядами, Фердинандо Медичи через специальные круглые окошки в коридоре мог слышать все разговоры торговцев и их покупателей. И разговоры эти не всегда были приятны для слуха правителя. Простые люди не стеснялись обсуждать и политические темы, и личность самого правителя. Поэтому герцог велел избавиться от простолюдинов, и за удвоенную арендную плату в 1593 году здесь обосновались золотых дел мастера .

Третья версия не менее интересна , и касается она дочери Фердинандо Медичи. Юная принцесса, проходя по коридору Вазари, становилась невольной слушательницей всех диалогов на мосту. А так как торговали и покупали там простые люди, не стеснявшиеся в выражениях, то словарь дочери Медичи весьма пополнился – правда, словами далеко не теми, которые были приняты во дворцах. Услыхав от дочери лексикон торговцев, Фердинандо в гневе выгнал всех торговцев рыбой и мясом.

Существует также поверье, что слово «банкрот» родилось именно на мосту Понте Веккьо . Если торговец не вовремя вносил арендную плату и набегали долги, то прилавок (banko), на котором он торговал, разбивала присланная властями стража (rotto).

То есть дословно слово «банкрот» или «банкротство» означает «разбитый прилавок» (или же разоренный банк). А если прилавок был разбит («bankorotto»), то торговать уже было не на чем.

А еще реку Арно в районе Ponte Vecchio называют «золотым дном» , причем в буквальном смысле. Дело в том, что во время паводка в 1966 году вода поднялась на несколько метров. Почти все лавки были затоплены водой. Часть торговцев, которые прибыли сюда по вызовам ночных сторожей, смогли спасти какую-то долю своего товара. Остальные магазины оказались затопленными, и часть золотых украшений смыло отступающей водой. Конечно, работы по поиску пропавших украшений велись в водах Арно еще долгие годы, но без особых результатов.

Какой он сегодня

Через Арно в настоящее время перекинуто 10 переправ, и все они перестраивались и реставрировались (особенно после налетов во время Второй мировой войны). Все, кроме Золотого моста. Вид Ponte Vecchio остался практически неизменным с момента его строительства в 1345 году. Классический трехарочный виадук, центральная арка в длину равна 30 метрам, а две боковые – по 27 метров. Высота сводов Ponte Vecchio – от 3,5 до 4,4 метров.

Понте Веккьо сегодня – это ряд ювелирных магазинов и небольшая смотровая площадка . С этой площадки открывается замечательный панорамный вид на реку Арно. Глядя на мутную воду спокойной и неторопливой реки, трудно предположить, что когда-то эта река несла прямую угрозу городу. Со смотровой площадки можно сделать фотографии. Но если идти от площади Сеньории вдоль Арно, то можно сделать не менее шикарный обзорный снимок самой достопримечательности – красивые арки над водой.

Особенно красиво смотрится мост в темное время суток – освещенный множеством огней, он становится местом встреч и ориентиром для туристов.

В магазинах представлен широкий ассортимент изделий из золота и платины.

Правда, туристы останавливаются больше посмотреть, нежели купить – цены на эти изделия довольно высоки. За неприметное с виду колечко из золота нужно отдать не менее 200 евро.

На западной стороне моста находится бюст Бенвенуто Челлини , итальянского музыканта и скульптора эпохи Ренессанса (автор бюста – Рафаэлло Романелли). Одна из знаменитых скульптурных работ мастера Челлини – статуя Персея с отрубленной головой Медузы Горгоны – находится на площади Сеньории. Установка и открытие в 1901 году статуи было приурочено к 400-летнему юбилею Челлини.

Бюст Челлини окружен небольшой металлической оградой. Эта площадка стала местом паломничества молодоженов и влюбленных пар – в знак нерушимости любовных и семейных уз каждая пара навешивала на оградку замок. Поговаривают, что эта идея принадлежала владельцу магазина замков, расположенного неподалеку от установленного бюста. Так или иначе, его бизнес процветает. А вот властям Флоренции такой обычай пришелся не по нраву – мало того, что замки портили эстетический вид скульптуры, так эта традиция угрожала самому мосту, нанося ему ущерб.

Мост Понте Веккьо – один из старейших мостов, который известен далеко за пределами Италии. Его название переводится с итальянского языка как «старый мост». Наравне с Кафедральным собором и галереей Уффицы, он является визитной карточкой Флоренции. На многочисленных открытках и сувенирах нетрудно узнать необычных облик моста в лучах яркого солнца или ночной иллюминации. Он перекинулся через реку Арно и соединяет в её самом узком месте две части оживленного города. Тысячи туристов ежедневно отправляются к мосту, чтобы запечатлеть его на фото и проникнуться духом старины.

Понте Веккьо в истории

Свой нынешний вид мост Понте Веккьо обрел в 1345 г. Руководил строительством столь надежного и красивого моста архитектор Нери Фьорованти. До этого строение несколько раз разрушалось и восстанавливалось вновь.

Первую переправу построили в бытность Римской Империи, когда в городе обосновались ветераны многочисленной армии. Мост держался на деревянных сваях, но они оказались недостаточно крепкими, чтобы противостоять мощному течению. Обрушение произошло в 1117 г. Вместо деревянного достаточно быстро построили каменный мост. Он прослужил несколько столетий, но к 1333 г. город настигло сильное наводнение. Укрепления моста ослабли, и большая часть секций разрушилась. Остались лишь несколько центральных перекладин.















После финальной реконструкции мост Понте Веккьо обрел изящные очертания с арочными сводами. Это помогло придать конструкции максимальную устойчивость. Вся длина моста разделена на три арки. Длина центральной равна 30 м, а боковые достигают всего 27 м.

Спустя столетие после постройки, в XV веке, на мосту появились первые торговые лавки. Здесь обосновались продавцы мяса, которых выдворили с улиц Флоренции. Из-за неприятного запаха многие горожане были недовольны соседством с мясниками. Таких продавцов оказалось больше, чем ожидалось. Все они не поместились на мосту, поэтому стали появляться пристройки в несколько этажей или нависающие над водой домики.

К началу XVII в. мясников вытеснили торговцы ювелирными украшениями. С тех пор за мостом закрепилось второе название – Золотой мост. В этот же период в центральной части оборудовали просторную террасу, чтобы желающие могли полюбоваться видами на реку и окрестности.

Мост всегда был местом оживленной торговли и столпотворения, что не всегда было удобно. Например, Герцог Флоренции не мог свободно ездить из своей резиденции во дворце Питти к месту приема подданных в Палаццо Веккьо. Чтобы решить эту проблему, архитектору Джорджио Васари было поручено сконструировать дорогу в форме коридора над всеми пристройками моста. Общая длина коридора составила более километра. Это был крытый коридор с небольшими слуховыми окнами, чтобы контролировать ситуацию на улице.

Новейшая история

За год до начала Второй мировой войны экскурсию по Понте Веккьо проводили для самого Адольфа Гитлера. Многочисленные арки, торговые лавки и живописная панорама произвели на него неизгладимое впечатление. Когда началось наступление немецкий войск на Италию, все мосты, кроме Понте Веккьо были уничтожены. Существует мнение, что именно Гитлер приказал сохранить конструкцию, которая ранее покорила его.

Хотя переправа прослужила гораздо дольше всех своих предшественников, сильное наводнение в 1966 г. нанесло ей большой ущерб. Из-за больших осадков уровень воды в реке поднялся до самого основания моста. Волны разбивали стекла и крушили внутреннюю обстановку лавок. Большинство торговых мест оказались полностью разрушенными, но функциональные части конструкции остались невредимыми.

Архитектурные особенности

Западный край моста украшает бюст Benvenuto Cellini (известного ювелира), он возник здесь в самом начале XX века. Позже вокруг появилась кованная ограда, на которой влюбленные часто цепляют декоративные замочки. Даже в Европейских странах такая традиция довольно молода, но очень популярна. Всего за несколько месяцев замочки различных форм и размеров появляются в невообразимом количестве. Власти города регулярно занимаются их удалением. Чтобы уменьшить количество прецедентов, был введен штраф. За каждый замок придется заплатить 50 евро.

Сегодня, как и несколько столетий тому назад, на Понте Веккьо расположены самые дорогие ювелирные магазины, которые радуют очень большим ассортиментом. Многие туристы посещают лавки, чтобы полюбоваться необычными изделиями, а вот купить украшения по завышенным ценам решаются единицы.

Увы, но посетить коридор Вазари путешественники не смогут. Его двери закрыты для посетителей. Говорят, что в нем хранится множество автопортретов некоего Р. Заниери.

В темное время суток на мосту включается яркая иллюминация, поэтому туристам стоит прогуляться по окрестностям вечером или ночью.

Как добраться

Флоренция – крупный город, в котором действует несколько железнодорожных вокзалов. Это позволяет составить удобный маршрут из любого уголка планеты. Ближайшие международные аэропорты находятся в Милане и Риме. Также сюда прибывают туристические автобусы из соседних городов. На вокзалах и в туристических центрах можно купить карту города, чтобы быстро сориентироваться и найти все интересующие достопримечательности.

Арно — река центральной Италии. Берет свое начало на южном склоне горы Фальтерона Тосканской цепи Аппенинского хребта на высоте 1385 метров над уровнем моря. Её протяженность 241 км и впадает она в Тирренское море в районе Пизы. Флоренция была основана римлянами на западном берегу Арно и первый мост был построен еще в I в. до н. э. Река давала жизнь и разрушала её. Последнее катастрофическое наводнение произошло 4 ноября 1966 года, когда вода поднялась до середины вторых этажей.

Сейчас в районе города через реку Арно переброшено 9 мостов, королем которых является Старый мост (ponte Vecchio). Вполне вероятно что именно в этом месте проходила античная римская дорога Кассия, по которой в город пришли первые христиане. Сейчас мост является эмблемой города на равне с куполом кафедрального собора. С веками он стал настоящим самостоятельным миром. Испокон веков в лавках на нем торговали мясом и рыбой (удобно выбрасывая отходы в реку). Но в 1565 году над мостом был построен крытый коридор для перемещения герцога Козимо Медичи из Старого дворца в новые владения на противоположном берегу. Конечно же мясников пересилили на Новый рынок (где сегодня стоит бронзовый кабанчик), а на их место поселили ювелиров. Это единственный мост не взорванный отступающими в 1944 году немецкими нацистами.

Но Старый мост не единственный переполнен тайнами и воспоминаниями. Не менее интересны его соседи: на севере мост Алле Грацие (Прощения) и на юге мост Санта Тринита (Святой Троицы). Мост Алле Грацие прежде назывался Рубиконте, по имени средневекового главы флорентийского правительства, лично заложившего первый камень в 1237 году. Уже с 1320 года на каждом из пилонов моста с обеих сторон были воздвигнуты маленькие деревянные домики без дверей и окон, в которых поселились флорентийские монахини-отшельницы Мурате (т.е. замурованные). И однажды на одном из пилонов проступило чудотворное изображение Богоматери, именуемое затем «дарующая прощение» — grazie.

Мост Святой Троицы был основан через пару десятилетий после моста Алле Грацие. И часто падал не только от наводнений но и от тяжести толпы во время частых увеселительных праздников, проводимых на реке. Одно из таких крушений произошло в 1557 году. После чего герцог Козимо Медичи поручает архитектору Барталамео Амманати создание моста который мы можем видеть сегодня. В создании элегантного рисунка участвовал Микеланджело. Изысканные медальоны в виде головы Овна украшают мост по два с каждой стороны не случайно. Овен — начало зодиакального круга — символ рождения и познания.

И когда вы поднимаетесь на обзорную площадку вечером, то очаровываетесь блеском Арно и подсветкой мостов.

нажмите на фото








Домики монахинь на мосту алла Грацие