Падение на гудзон. Аварийная посадка A320 на Гудзон

8 сентября в российский прокат выходит фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне» — основанная на реальных событиях драма о феноменальном летчике Чесли Салленбергере, которого сыграл Том Хэнкс. В январе 2009 года Салленбергер после отказа обоих двигателей посадил самолет Airbus A320 на реку Гудзон. В преддверии премьеры «Газета.Ru» побеседовала с Салленбергером.

— Как вы оцениваете работу Тома Хэнкса?

— Я думаю, это отличная работа, и не только потому, что было достигнуто внешнее сходство. Для меня было очевидно, что, готовясь к роли, он просмотрен массу документального материала, прослушал аудиозаписи, просмотрел интервью, которые я давал. Он один из тех, кто рассматривает актерское искусство как технологию, относится к ролям очень кропотливо, и это позволило сделать героя максимально живым. Он физически, ментально и эмоционально вжился в эту роль. Том говорил мне, как трудно для него оценить со стороны свою игру, но ему удалось уловить и передать напряжение и драматизм и в момент посадки на воду, и в процессе расследования (которое проводила Комиссия по транспортной безопасности. — «Газета.Ru»).

Чесли Салленбергер

Chuck Burton/AP

— Когда Клинт Иствуд решил делать фильм об этой истории, как вы отреагировали?

— Продюсеры предложили превратить в сценарий мою книгу «Высочайший долг» в 2010 году. Однако прошло время, прежде чем этот сценарий приглянулся Клинту Иствуду и он начал снимать фильм. Когда стало известно, что Клинт этим занимается, я очень обрадовался — стоило подождать, чтобы найти режиссера, который воплотит эту историю достойным образом.

— Как вы относитесь к тому, что, несмотря на проявленный вами героизм, вы фактически попали под суд?

— Разумеется, это была сложная ситуация.

Я думаю, что комиссия пыталась докопаться до правды, какой бы она ни была, не слишком заботясь о моей профессиональной репутации, а остальные фигуранты преследовали каждый свои цели.

Для многих я мог стать козлом отпущения. Но у меня не было беспокойства, что меня признают виновным в произошедшем. Меня беспокоило только то, действительно ли я правильно оценил ситуацию и сделал ли я правильный выбор.

— Простите, но не могу не спросить, как вам удалось так быстро среагировать в той экстремальной ситуации?

— Я был тем человеком, который нес ответственность, я был командиром судна. Моя должность так и называлась — «командир воздушного судна». Поэтому я начал действовать немедленно, хотя это была ситуация, с которой мы никогда не сталкивались. К тому же эти наши учебные симуляторы не учат садиться на воду. Единственным тренингом, который мы получили по поводу посадки на воду, была теоретическая дискуссия в летной школе. И тем не менее мы впервые в истории посадили самолет на воду и сделали это правильно всего за 209 секунд. При этом я был абсолютно уверен, что я смогу это сделать. У меня и мысли не возникло, что я умру в этот день. Я не думал о том, что не смогу победить. Однако я не знал, насколько жесткой будет посадка и сколько времени самолет может продержаться на воде.

Но мне удалось приземлиться так, чтобы спасатели смогли прибыть как можно быстрее — это было решающим фактором в такой холодный день.

— Кроме экипажа вы много раз благодарили пассажиров, которые в таких страшных обстоятельствах вели себя очень дисциплинированно. Как у них это получилось в такой стрессовой, смертельной ситуации?

— Несмотря на то что каждый человек действовал в собственных интересах, были люди, которые помогали другим. Там была женщина в инвалидной коляске, и пассажиры, и экипаж помогли ей и ее взрослой дочери выбраться наружу. Была семья из четырех человек с двумя детьми, одному из которых было девять месяцев, и другие пассажиры им помогали. Так что не было такого, что каждый был только сам за себя. Конечно, были и крики, и толкотня, но я очень горжусь тем, как вели себя пассажиры и члены экипажа. Наверно, все так хорошо завершилось, потому что люди действовали заодно в такой тяжелой ситуации.

— Есть инженеры, которые говорят, что через пять лет в небе будут летать самолеты, которыми будут управлять автопилоты, но ваш пример говорит о том, насколько важен человеческий фактор в этой профессии. Как вы относитесь к этой перспективе?

— Я думаю, что лучшие системы — это те, которые уделяют достаточно внимания и человеческому, и техническому фактору.

Каждый человек и каждая технология имеют и свои сильные, и свои слабые стороны, и мы должны отвести каждому подобающую ему роль, чтобы сделать всю систему более жизнестойкой.

Я могу обратить ваше внимание на недавнее выступление главы Национального совета по безопасности на транспорте Криса Харта, который выступал с речью в Ассоциации гражданских пилотов. Он вспомнил наш случай и сказал, что сегодня такая ситуация, к счастью, не должна повториться — как раз благодаря технике. Но в то же время он подчеркнул, что люди — это менее предсказуемая часть, но и наиболее адаптивная. Технология может делать то, для чего она была запрограммирована, а человек может справиться с тем, что происходит неожиданно.

— Какой совет вы можете дать молодым пилотам, которые привыкли полагаться на технику?

— Пилота делает успешным то, что я называю профессиональным подходом, — дисциплина плюс умение бороться с отвлекающими факторами. Необходимо выявлять ошибки, прежде чем они смогут нанести вред, и я верю, что этому можно научиться.

— «Чудо на Гудзоне» скоро покажут в России. Хотели бы вы приехать сюда и встретиться с российскими пилотами, которые тоже с интересом будут смотреть фильм?

— Да, конечно. У меня, кстати, был разговор с российскими пилотами год спустя после истории 2009 года.

И кто-то из них сказал, что русские всегда считали, что их пилоты лучше, но у американцев лучше самолеты.

Но после 2009 года они решили это пересмотреть и пришли к выводу, что американские пилоты не хуже. Я был польщен этим комплиментом.

Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.

Как и положено в голливудских фильмах, в этой истории есть главный герой - бывший военный летчик, 57-летний пилот Чесли Салленбергер по прозвищу Салли. И достойный хеппи-энд - после посадки самолета, которым тот управлял, на воду все 150 пассажиров были спасены.

Причем летчик покинул борт, как и положено морскому капитану, последним. Он дважды осмотрел самолет, чтобы еще раз убедиться: люди покинули тонущий воздушный корабль.

Американские СМИ воспроизвели хронику летного инцидента. В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. Но набрать заданную высоту не успел. Поднявшись примерно на 800 метров, через 30-45 секунд после взлета летчик сообщил о нештатной ситуации - столкновении самолета минимум с двумя птицами. Об этом пассажирам станет известно позже - уже на земле. Те же, кто находился в салоне, придавленные ремнями безопасности, с любопытством выглядывающие в иллюминаторы, описывали произошедшее одинаково - "что-то громко стукнуло, самолет зашатался, и появился запах гари".

Трудно представить, что испытали люди, когда поняли, что шедший на взлет лайнер резко стал терять высоту. Все понимали, что-то происходит и это не турбулентность. Некоторые сидящие ближе к хвосту пассажиры видели, как из двигателей вырывалось пламя и они задымили. Стало непривычно тихо. На табло продолжали гореть слова "пристегните ремни". В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном "сильном ударе".

О том, что происходило в кабине пилота, стало известно из расшифровки записей переговоров Салли с диспетчерским пунктом. Первоначально экипаж запросил посадку в аэропорту вылета. Однако очень быстро стало понятно, что возвращение невозможно. Тогда было принято решение дотянуть до ближайшей взлетной полосы в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. Но примерно через три минуты полета летчик передал на землю, что не сможет удержать в воздухе машину. Тогда появилась идея посадить самолет на единственной открытой, подходящей по размерам площадке - в парке, расположенном по пути следования самолета. Но в диспетчерском пункте выяснили: риск слишком велик, поскольку в парке идут ремонтные работы. Последним шансом спасти пассажиров оставалась посадка на воду, в Гудзон, отделяющий Манхэттен от Нью-Джерси. Это решение было вынужденным и, как утверждают специалисты, весьма трудным.

"Огромная сложность заключается в том, что у аэробуса, который пилотировал Салли, двигатели расположены под крыльями. При посадке на воду ему приходилось следить, чтобы моторы не коснулись воды. В противном случае лайнер бы просто зарылся носом в воду. Поэтому летчику надо было сделать все, чтобы скользить по поверхности воды как можно дольше, удерживая нос самолета над поверхностью", - объясняют тонкости посадки в Гудзон профессиональные пилоты.

Другую серьезную опасность представляли суда, с которыми мог столкнуться аэробус. Низкая температура воды - сейчас в Гудзоне минус пять градусов - и сильное течение усугубляли ситуацию. Неудивительно, что, узнав об успешной посадке, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон в сердцах назвал произошедшее "чудом над Гудзоном".

Впрочем, есть одна деталь, о которой сегодня уже почти не вспоминают американцы. О той панике, которая возникла на Манхэттене, когда люди увидели падающий на небоскребы лайнер. О слухах, которые появились в первые часы после катастрофы, о возможном "арабском следе" в этом инциденте. Однако власти отреагировали быстро, сообщив населению, что к данному случаю террористы отношения не имеют.

Все дальнейшее хорошо известно. В ожидании спасателей пассажиры вылезли на крыло самолета. Пять человек, обратившихся за медицинской помощью, были доставлены в больницы. По словам Лорри, супруги летчика Салленбергера, тот позвонил ей, когда все закончилось, и кратко сообщил: "Произошла авария. Но все уже позади".

Швартовка с неба

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение советский самолет, следовавший рейсом из Таллина в Москву .

Уже при взлете в таллинском аэропорту командир корабля Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.

Мостовой доложил по рации о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев. - Пока пожарные и врачи съезжались к месту предполагаемого приземления аварийного авиалайнера, самолет кружил над городом на высоте 400 метров, вырабатывая запас горючего до одной тонны. Такое распоряжение Мостовой получил от руководителя полетов аэропорта Пулково Георгия Нарбута. На каждый круг уходило 15 минут времени.

На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о запасе горючего, которого остается больше, чем необходимо по инструкции. А посадка в нарушение правил с запасом хотя бы в 1200-1300 килограммов "горючки" грозила пассажирам гибелью. "Иду еще на один круг", - сообщил по рации на землю командир корабля. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 километр, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако, пролетая над "штабом революции" - Смольным, отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул товарищу Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И вот тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир корабля приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами. Пока Мостовой планировал на тяжелой машине без горючего над водной гладью, стюарды рассказывали пассажирам о погоде в городе на Неве.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на сложных металлических конструкциях, тогда в ужасе попадали в воду, - вспоминает Надежда Степанкова, очевидица событий. - В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

Пассажиры были счастливы. Но их радость была преждевременной. При посадке Ту-124 получил значительную пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего воздушное судно к берегу, самолет не затонул на 13-метровую глубину.

Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" таким образом, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап, - вспоминает Степанкова. - Первыми вышли пассажиры с детьми, за ними - женщины, мужчины с вещами и экипаж. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением Гражданского воздушного флота СССР сразу после аварии.

Виктора Мостового исключили из таллинского авиаотряда, как говорили - за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 с пассажирами на борту вначале едва не рухнул на исторический центр города, а потом - чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того, как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

ДОСЬЕ "РГ"

Самые удивительные посадки

17 июля 1972 года. Москва. Самолет Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты из аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил воздушное судно на водную поверхность канала им. Москвы. Никто не пострадал.

12 августа 1997 года. Салоники. Самолет "Боинг-727-230" греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали очень опытные пилоты (оба командира воздушных судов, взятых с других рейсов для выполнения данного полета). Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра у земли до 28 узлов, мощная облачность, ливень. Самолет приземлился со значительным перелетом: пролетев первую треть взлетно-посадочной полосы, выкатился за пределы ВПП. Носовая часть самолета повисла над береговой чертой Средиземного моря. Самолет получил значительные разрушения. Экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

23 ноября 1996 года. Коморские острова. Самолет "Боинг-767-260ER" эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Аддис-Абебы и направлялся в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. На подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести управляемую посадку на воду на закрытое мелководье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Однако левый двигатель и законцовка крыла ударились о воду, и самолет разрушился. Из 175 человек, находившихся на борту, погибли 125.

22 марта 1998 года. Филиппины. Новейший самолет A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Манила в аэропорт Баколод. Самолет отправился в полет с деактивированным реверсом тяги первого двигателя. Полет проходил нормально. Но при посадке из-за асимметричной тяги самолет "снесло" на правую сторону ВПП. Самолет столкнулся с ограждением аэропорта и остановился в небольшой реке. По счастливой случайности никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал. Самолет восстановлению не подлежал.

, Санкт-Петербург

Рейс 1549 US Airways
Чудо на Гудзоне

Последствия происшествия
Общие сведения
Дата 15 января 2009 года
Время 15:31 EST
Характер Аварийная посадка на воду
Причина Столкновение со стаей канадских казарок , помпаж обоих двигателей
Место река Гудзон , Нью-Йорк (США)
Координаты 40°46′10″ с. ш. 74°00′17″ з. д. H G Я O L
Погибшие 0
Раненые 83
Воздушное судно

Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, идентичный приводнившемуся
Модель Airbus A320-214
Авиакомпания US Airways
Пункт вылета Ла-Гуардия , Нью-Йорк
Остановки в пути Шарлотт/Дуглас , Шарлотт (Северная Каролина)
Пункт назначения Сиэтл/Такома , Сиэтл (Вашингтон)
Рейс AWE 1549
Бортовой номер N106US
Дата выпуска 15 июня 1999 года (первый полёт)
Пассажиры 150
Экипаж 5
Выживших 155 (все)
Рейс 1549 US Airways
Чудо на Гудзоне на Викискладе

По количеству людей на борту данный случай занимает первое место в истории приводнений, обошедшихся без жертв, и второе в истории известных приводнений (после катастрофы Boeing 767 близ Коморских островов).

Самолёт

Airbus A320-214 (регистрационный номер N106US, серийный 1044) был выпущен в 1999 году (первый полёт совершил 15 июня под тестовым б/н F-WWII). 2 августа того же года был передан авиакомпании US Airways и получил бортовой номер N106US. В начале 2000-х совершал полёты для дочерней авиакомпании US Airways - US Airways Shuttle . Оснащён двумя двухконтурными турбовентиляторными двигателями CFM International 56-5B4/P . На день происшествия совершил 16 299 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 241 час .

Экипаж

Хронология событий

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 EST. Спустя 90 секунд после взлёта (в 15:25:30) речевой самописец зафиксировал замечание КВС относительно попадания птиц . Спустя секунду были зафиксированы звуки ударов и быстрое угасание звука обоих двигателей.

Самолёт до столкновения с казарками успел набрать высоту 975 метров. КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолёта со стаей птиц, в результате которого были выведены из строя оба двигателя. Потеря тяги обоих двигателей была подтверждена предварительным анализом записей обоих бортовых самописцев .

Пилотам удалось развернуть лайнер, взлетавший на север, на юг, спланировать над рекой Гудзон , не задев мост Джорджа Вашингтона , и приводнить лайнер напротив 48-й улицы Манхэттена , при этом не разрушив тяжёлый заправленный самолёт. Окончательно он остановился напротив 42-й улицы . Всего самолёт пробыл в воздухе (с момента взлёта до приводнения) около 7 минут.

После приводнения самолёт остался на поверхности воды, и пассажиры через оба аварийных выхода вышли на обе плоскости крыла . Все находившиеся на борту пассажиры были спасены паромами и катерами, подошедшими через несколько минут к приводнившемуся самолёту (рядом с местом приводнения находилась одна из паромных переправ между Манхэттеном и Нью-Джерси).

78 человек получили медицинскую помощь по поводу незначительных травм и переохлаждения (температура воды была достаточно низкой, разные СМИ приводили цифры от «около нуля» до порой отрицательной температуры воды ).

Пострадавшие

В момент приводнения 78 пассажиров получили повреждения различной степени тяжести, не представляющие опасности для жизни. Почти все пострадали от гипотермии. Наиболее серьёзную травму получила стюардесса Дорин Уэлш (глубокая рана ноги). 24 пассажира и двое спасателей были госпитализированы в местные больницы, но большинство из них в тот же день были отпущены. Один из пассажиров получил повреждения глаз от разлившегося в воде авиатоплива и был вынужден носить очки.

После происшествия все пассажиры получили компенсацию за потерянный багаж в размере 5000, а те из них, кто смог доказать более крупный размер потери, получили дополнительную компенсацию. Позднее находившиеся на борту в момент аварии дополнительно получили по $ 10 000 за отказ от дальнейших претензий к авиакомпании US Airways.

Повреждения самолёта

В результате посадки, а также спасательных и буксировочных работ планер самолёта получил значительные повреждения. В двигателе № 2 (правом) были обнаружены органические останки и птичье перо , двигатель № 1 (левый) отделился при приводнении и затонул, но 23 января 2009 года он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу .

Расследование

Расследованием причин происшествия на Гудзоне занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) .

На заседании пилотам Салленбергеру и Скайлзу предъявили претензии, грозившие им уголовной ответственностью, за то, что они (якобы) могли посадить самолёт в аэропорту вылета или в других ближайших аэропортах (Тетерборо и Ньюарк в Нью-Джерси), но не сделали этого, а приводнились на реку Гудзон. Как доказательство NTSB привели показания с симуляторов , на которых была смоделирована та же ситуация, и во всех случаях пилотам-экспертам удавалось посадить самолёт в Ла-Гуардии, Тетерборо и Ньюарке.

В своё оправдание пилоты заявили, что на принятие решений при моделировании на симуляторах им было отведено около 5 секунд (хотя в реальности это заняло около 20 секунд), что и подтвердилось по показаниям, взятым с речевого самописца. После этого совет NTSB принял решение вставить в симулятор моделирования полёта рейса 1549 те цифры затрат времени, что были сняты с самописца. После этого (в прямом эфире) ни один из пилотов симулятора не сумел посадить самолёт на ближайшую ВПП.

После просмотра всех вариантов решения этой ситуации все обвинения с пилотов были сняты.

Окончательный отчёт расследования NTSB был опубликован в апреле 2010 года.

Дальнейшая судьба самолёта

После эвакуации пассажиров самолёт был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра (приблизительно в 6 километрах от места приводнения), где был произведён его подъём.

После окончания расследования лайнер был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина). Сначала самолёт стоял без двигателей, полностью он был представлен к осени 2012 года .

Культурные аспекты

  • Приводнение рейса 1549 US Airways на Гудзон показано в 10 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии Посадка на Гудзон .
  • Происшествие и последующая речь Чесли Салленбергера в Конгрессе США о проблемах в отрасли авиаперевозок упомянуты в документальном фильме Майкла Мура «Капитализм: История любви ».
  • 8 сентября 2016 года на экраны вышел фильм «Чудо на Гудзоне », основанный на данном происшествии. Режиссёр фильма - Клинт Иствуд , исполнитель главной роли (командира рейса 1549 Чесли Салленбергера) - Том Хэнкс .

В настоящее время перевозками людей занимаются несколько сфер: автомобильная, железнодорожная и, конечно же, авиационная. Последняя, кстати, считается самой безопасной, так как количество аварийных ситуаций гораздо меньше. Полет в самолете один из самых комфортных и быстрых, поэтому большинство склоняется все-таки к этому виду перемещения из пункта А в пункт В . Но не всегда все бывает так, как задумывается изначально.

Без вариантов
Бывают такие случаи, что самолету необходимо сделать вынужденную посадку. К примеру, отказал или загорелся двигатель. Садиться приходится абсолютно в любое место. Так в конце 60-х годов русский летчик по фамилии Мостовой сделал вынужденную посадку на Неву , когда у самолета Ту-124 отказал правый двигатель.

Через несколько десятилетий история повторяется. В этот раз обязан был спасти пассажиров, сделав вынужденную посадку на Гудзон . Очередное героическое спасение людей нельзя оставлять без внимания.

«Top flyer»
– молодой и амбициозный юноша, увлекшийся авиатехникой еще в далеком детстве. В тот год, когда советский летчик совершил вынужденную посадку, Чесли уже был членом общества IQ Менса . На тот момент ему было всего-навсего двенадцать лет от роду.

Через несколько лет он вступает в один известный аэроклуб. Там же приходит осознание того, что быть летчиком – вот мечта всей его жизни. Ради этого он был готов на все. Чуть позже, когда Чесли стал совершеннолетним, он поступил в летную академию Соединенных Штатов Америки . Понравившись всем преподавателям и доказав, что молодой юноша заслуживает быть летчиком, он заканчивает учебное заведения с самой высокой квалификацией – Top Flyer , что переводится на русский язык как «летчик высшего класса».

Семь долгих лет Салленбергер работал летчиком военной авиации, выполняя различные боевые задания. Со временем он понимает, что это не совсем то, чем он хотел заниматься всю жизнь. И затем он совершает одно из важнейших решений в своей жизни – переходит в гражданскую авиацию. Тут у него карьера пошла в гору. Даже открыта своя небольшая фирма, которая консультирует людей по авиабезопасности.

Но большую часть времени и сил летчик тратил именно на то, что ему нравилось – управление воздушным судном. Более тридцати лет он был одним из лучших пилотов известной авиалинии США – US Airways , где за всю практику не было ни одного несчастного случая.

Ох уж эти птицы
Реальная история чуда на Гудзоне начинается в январе 2009 года. Пилот как обычно приходит на работу, где ему предстояло перевезти пассажиров из Нью-Йорка в Сиэтл с посадкой в Шарлотт . Пассажирский авиалайнер должен был взлететь в 15:20.

Интересный факт: пилот всю жизнь проработал только в US Airways, даже не подумав сменить авиакомпанию.

Полет должен был выполняться на Airbus A320 , который выпустили в 1999 году. За все время эксплуатации лайнер ни разу не вызывал нареканий, так как плановое техническое обслуживание проходило вовремя. Второй пилот – Джеффри Скайлз , который около двух десятков лет проработал в этой компании, но на А320 сел второй раз в жизни.

Всего на борту самолета находилось чуть больше 150 человек, включая летчиков и стюардесс. Но сразу же после поднятия в небо, примерно через полторы минуты, случилось ужасное – навстречу лайнеру попалась большая стая гусей. Если бы птицы попали в один двигатель, что повлекло бы за собой его отказ, то самолет долетел бы до пункта назначения, используя другой. А в этом случае гуси оказались в обоих двигателях, которые, как ни странно, отказали.

Пассажиры в салоне самолета слышали сильные удары. Запах дыма проникал вовнутрь, а некоторые люди через окно иллюминатора видели горящие двигатели, что, конечно же, навело огромную панику внутри салона.

Искупаемся?
Чесли сообщил диспетчерам, находящимся на земле, о том, что он обязан совершить вынужденную посадку. Так как самолет был в воздухе полторы минуты и не сумел подняться на нужную высоту, вывод был сделан сразу – возвращаться бесполезно, потому что лайнер попросту не долетит. Была также мысль о том, чтобы посадить воздушное судно в соседнем городе – Тетерборо . Но ситуация повторяется: запаса высоты не хватит долететь до места назначения. На этом моменте связь с землей прерывается. Пилоты принимают решение повернуть А320 в сторону юга, где протекает река Гудзон . Увидев перед собой огромный мост имени Вашингтона, Чесли с напарником смогли его облететь, приземлившись на воду. В этот момент в салоне авиалайнера была уже серьезная паника, но пилот успокоил людей словами: «Внимание, вынужденная посадка на воду. Всем сохранять спокойствие» .

Посадка прошла успешно – пострадали всего несколько человек, но не погиб никто. Самолет на несколько секунд погрузился под воду, а затем «вынырнул» наружу. Прыжком за борт из лайнера было не выбраться, так как это могло повлечь за собой смерть. Все потому, что за окном морозный январь, а вода, естественно, ледяная.

Тогда пассажиры начинали выбираться на крылья и корпус самолета. Сотрудники береговой охраны и добровольцы, располагающие плавательными средствами, двинулись на помощь. Все люди были спасены. А капитан, как полагается, покидает борт последним, убедившись в том, что на нем никого не осталось.

Честь и слава
Лайнер был отбуксирован к ближайшему берегу и передан в музей. После реальной истории самолета, получившей название «Чудо на Гудзоне», в небо он больше ни разу не поднимался.

Летчик получил мировую славу, героически спасши людей. Многие телевизионные шоу начали приглашать Чесли в гости, чтобы вновь услышать эту страшную историю из первых уст.

Спустя несколько лет на телеэкраны выходит фильм с одноименным названием «», главную роль в которой играет известный актер Том Хэнкс.

Пилот посадил терпящий крушение самолет на воду Гудзонского залива

В четверг вечером у самолета Airbus A320 рейса 1549, вылетевшего из нью-йоркского аэропорта La Guardia в Северную Каролину, сразу же после взлета отказали оба двигателя . Через 6 минут полета он был вынужден совершить экстренную посадку на воду Гудзонского залива.

По счастливому стечению обстоятельств и благодаря выдающимся способностям экипажа все 150 пассажиров остались живы. Они покинули судно через аварийные выходы, причем некоторым из них пришлось дожидаться помощи спасателей, находясь на крыльях самолета. Командира экипажа Чесли Салленбергер спасательный жилет надеть отказался и покинул самолет последним.

Герой дня

Командир экипажа стал героем дня. "У нас было "чудо на 34-й улице", - сказал губернатор штата Дэвид Паттерсон. - Теперь у нас "чудо на Гудзоне". Мэр Нью-Йорка Майкл Блумбер официально объявил Салленбергеру благодарность, а в интернете появился сайт фанатов Салленбергера.

Салленбергер, помимо пилотирования самолетов, руководит компанией, оказывающей консалтинговые услуги в области безопасности. Он участвовал в нескольких расследованиях Национального комитета безопасности перевозок США и изучал психологию поведения в случае кризиса.

Столкновение с птицами

По предварительной версии, причиной поломки двигателей стали случайно залетевшие туда птицы. По словам пассажиров, сражу же после взлета судно столкнулось со стаей птиц, после чего они услышали звук, похожий на взрыв. "Двигатель вспыхнул. Повсюду был огонь и запах бензина", - говорит Джефф Колоджей, один из пассажиров. Возможность теракта власти исключают.

Пилот самолета сообщил о поломке в контрольно-диспетчерский пункт, попросив разрешения снова сесть в LaGuardia. Диспетчер, согласно записи последних переговоров между пилотом и диспетчерской, направил его для аварийной посадки на взлетно-посадочную полосу в Нью-Джерси. В этот момент связь с самолетом прервалась. Как известно теперь, в этот момент на борту судна пассажиры молились и отправляли родным sms-сообщения: "Мой самолет терпит крушение".

По невыясненным пока причинам, пилот решил направить самолет не в сторону Нью-Джерси, а к Гудзонскому заливу. Капитан корабля по громкой связи велел пассажирам приготовиться к экстренной посадке на воду, после чего самолет плавно опустился на воду. Как говорит один из пассажиров Джо Харт, толчок при посадке "был не сильнее, чем при столкновении с движущимся сзади автомобилем".

К тому моменту, как к месту посадки прибыли спасатели береговой охраны, самолет погрузился в воду до иллюминаторов. Некоторые пассажиры стояли на крыльях, а другие были в воде. Стоит отметить, что вчера температура воздуха в Нью-Йорке была -6 градусов, что довольно холодно для нью-йоркской зимы.

Счастливое спасение

Оперативные действия пожарной службы, береговой охраны и полицейских, которые быстро явились на место происшествия, стали еще одной причиной спасения 150 пассажиров и 5 членов экипажа самолета. Как сообщает пожарная служба, 78 человек нуждались в помощи парамедиков. Спасатели береговой охраны вытащили из воды и доставили на берег 35 человек. Два полицейских рассказывают, что вытащили из надувной лодки женщину, которая была "перепугана насмерть" и впала в летаргию из-за переохлаждения.