Заброшенная усадьба в парке кузьминки. Усадьба Влахернское-Кузьминки: история, что посмотреть и как добаться

Один из выходных летних дней мы провели в замечательной дворянской усадьбе Влахернское-Кузьминки, которая находится неподалеку от районов Кузьминки, Люблино и Выхино-Жулебино. Ранее я слышала о Кузьминском парке, но то, что когда-то на его территории была одна из самых богатых и красивых усадеб Подмосковья, узнала совсем недавно.

Вид на конный двор

Вплоть до XVIII века это была ничем не примечательная местность, принадлежавшая Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. Единственной постройкой, которая размещалась на этих землях, была мельница, поэтому территория современных Кузьминок так и называлась в то время «Мельница». По легенде название «Кузьминки» появилось от находящейся поблизости церкви Косьмы и Дамиана, однако никаких подтверждений существования такого храма в округе не было найдено. По другой версии здешние земли стали называть «Кузьминки» в честь лучшего работника мельницы Кузьмы. В 1702 г. незастроенные земли Симонова монастыря к юго-востоку от Москвы были подарены Петром I Григорию Дмитриевичу Строганову, принадлежавшему к старинному и очень богатому купеческому роду.

По легенде родоначальник Строгановых был близким родственником татарского хана, который принял христианскую веру, крестился под именем Спиридон и породнился с Дмитрием Донским. Когда в одном из военных походов он был захвачен татарским войском, хан приказал ему отречься от православной веры, и, услыхав отказ, велел привязать Спиридона к столбу, исстрогать его тело, разрубить на части и разбросать.

Когда через какое-то время после мученической смерти Спиридона родился его сын, то ему дали фамилию Строганов, в память о пытках, которым подвергся его отец. Однако многие историки не согласны с татарским происхождением рода Строгановых и утверждают, что семья эта берет начало в новгородской земле. Тем не менее, за многие годы Строгановым удалось сколотить огромное состояние: они владели не одним десятком городов и сотнями сел, имели свои солеварни и занимались торговлей. Всегда этот род был надежной опорой великим князьям и царям в государственных делах. Именно за свои многочисленные заслуги и получил Григорий Дмитриевич от Петра Великого свои обширные владения в Кузьминках. Однако сам он ничего построить на этих землях не успел. Только при его вдове и детях началось строительство храма, который был освящен в честь семейной реликвии - Влахернской иконы Божьей матери, которую Строгановым подарил царь Алексей Михайлович.

Местность получила еще одно название - Влахернское. Изначально церковь была выполнена из дерева, поэтому неоднократно она страдала от пожара и перестраивалась. В конце XVIII века было построено каменное здание по проекту архитектора Р. Казакова. Но это случилось уже при новом владельце усадьбы Влахернское-Кузьминки князе М.М. Голицыне.

Еще при сыне Григория Дмитриевича Строганова Александре в имении началось строительство главного дома, была сооружена система прудов таким образом, что они соединялись между собой и были больше похожи на реку.


Пруд в Кузьминках

Одна из дочерей Александра Строганова Анна вышла замуж за князя М. Голицына, в приданое которому кроме других домов и предприятий досталась и усадьба Кузьминки.

Он начал масштабное преобразование и благоустройство имения: была перестроена церковь и господский дом, заложены английский и французский парк. Однако наивысшего расцвета усадьба достигла в XIX веке при его сыне Сергее Михайловиче Голицыном. Он пригласил для обустройства имения известного архитектора Д. Жилярди, который создал в усадьбе целый комплекс зданий, навеки прославивших мастера. Жилярди был автором служебных помещений слободки, Скотного двора, Египетского павильона, колоннады «Пропилеи», Конного двора и Музыкального павильона, а также руководил реконструкцией объектов, которые были построены ранее и нуждались в ремонте.

Усадьба Кузьминки являлась тем местом, где знаменитый архитектор мог вдоволь разгуляться. Его здания лишены вызывающих узоров и богатой лепнины, а отличаются правильными формами и пропорциями, характерными для классицизма. В XIX веке Кузьминки называли подмосковным Павловском, настолько потрясающими были все архитектурные объекты усадьбы, которые гармонично вписались в окружающий ландшафт. С.М. Голицыну принадлежали чугунные заводы, на которых отливались скульптурные группы, ворота, скамейки для парка и многие другие предметы, украсившие собой усадьбу Кузьминки.

В гостях у князя С.М. Голицына бывали и члены царской семьи и самые именитые представители русской интеллигенции. К сожалению, детей у князя не было, так как жена оставила его вскоре после свадьбы, и усадьба после смерти отошла к его племяннику. Последний владелец имения в 1912 г. продал его Московским властям. Перед революцией сгорел господский дом, а позже вся усадьба была национализирована. На ее месте возник институт ветеринарии, который просуществовал здесь до начала XXI века. При этом большинство построек было безжалостно уничтожено.

Сейчас городские власти пытаются воссоздать былое великолепие усадьбы, но получается это лишь отчасти. Давайте посмотрим, что же можно увидеть в Кузьминках в настоящее время. Свою прогулку мы начали от церкви Влахернской иконы Божьей матери, которую восстановили совсем недавно.


Церковь Влахернской иконы Божьей матери

Напротив размещаются чугунные ворота, украшенные грифонами, а за ними когда-то возвышался барский дом. Сейчас на его месте находится один из корпусов института ветеринарии, принадлежащий Россельхозакадемии.


Ворота с фонарями

Говорят, что в планах восстановление господского дома, а пока воссозданы только два боковых флигеля, в которых проходят выставки, рассказывающие об истории русской усадьбы и о роде Голицыных.


Воссозданный флигель

Перед западным и восточным флигелем выставлены скульптуры современных авторов, изображающие знаменитых русских писателей и литературных героев.


Выставка скульптур

Мы решили, что выставки можно посетить в прохладную погоду, а пока светит солнце стоит прогуляться по парку.

Выходим к Тополевой аллее и начинаем прогулку по Слободке. Так называли ранее комплекс зданий и служебных помещений, в которых жили и работали люди, обслуживающие усадьбу. В одном из флигелей в настоящее время размещается музей русской усадебной культуры.


Музей усадебной культуры

Далее мы видим деревянное здание бывшей больницы. Это было одно из первых зданий Слободки, позже поступившее в ведение земства. Именно в этой небольшой больнице скончался от чахотки известный русский живописец, автор картин «Чаепитие в Мытищах» и «Охотники на привале» В.Г. Перов.


Здание больницы

Выходим к Кузьминским прудам и идем вдоль берега.

Бывший Скотный двор виднеется за густыми деревьями, поэтому решено было идти в другую сторону. В некоторых местах на берегу нам попадались горбатые мостики, соединяющие берег с искусственными островками.


Горбатый мостик


Горбатый мостик

По пути за оградой мы видим заброшенное здание в очень плохом состоянии. Это бывшая Померанцевая оранжерея. При князе Голицыне здесь выращивали лимоны, апельсины, абрикосы и многие другие экзотические растения.


Оранжерея

Недалеко от нее находится Львиная пристань, которую восстановили не так давно. Она украшена египетскими львами. В советское время их демонтировали и отвезли в Люберцы для украшения какого-то правительственного здания. Пристань же потихоньку разрушалась и превратилась в гору булыжников. Однако сейчас она практически такая же, как на старых дореволюционных фотографиях. Не хватает только колоннады Пропилеи с другой стороны пруда, которую так и не восстановили.


Львиная пристань


Львиная пристань

Еще немного и перед нами появляются гроты, созданные для того, чтобы гости могли укрыться от жары летним днем.


Вид на гроты

А с другой стороны пруда перед нами предстает самая известная постройка усадьбы Кузьминки - Конный двор с Музыкальным павильоном. Это настоящий шедевр Д.Жилярди.


Конный двор

В центре у колоннады проводились музыкальные концерты для друзей и гостей Голицыных. В 1846 г. павильон украсили две скульптуры «Укротители» известного мастера П.К. Клодта. Аналогичные работы скульптора украшают Аничковый мост в Петербурге, улицы в Неаполе и Берлине. Судя по фото, еще в прошлом году эти скульптуры были в удовлетворительном состоянии, однако сейчас мы заметили дыры и ржавчину, а у фигуры коня с правой стороны павильона не оказалось на месте ноги. Тем не менее, весь комплекс Конного двора в целом выглядит очень красиво.


Укротители

Устав от долгой прогулки мы посидели в одном из многочисленных уличных кафе рядом с плотиной Верхнего пруда. Кстати, небольшой белый домик также является воссозданным памятником архитектуры - это домик на плотине, построенный в 1840-х гг. XIX века на фундаменте той самой мельницы, которая дала первое название Кузьминкам.


Домик на плотине

Немного в стороне реконструировали Птичий двор, существовавший в имении в XVIII веке. На нем разводили несколько видов экзотических птиц, увезенных французами во время войны 1812 г. Позднее Д.Жилярди перестроил птичник под кузницу, а в советское время в ней разместились квартиры. С расширением Москвы жильцы покинули здание, и оно стояло в полуразрушенном состоянии. Совсем недавно его восстановили по первоначальному проекту русского архитектора И.Еготова.


На территории усадьбы Влахернское-Кузьминки можно посетить музей меда и литературный музей К. Паустовского, выставки в многочисленных павильонах и под открытым небом, в июле посмотреть на фестиваль цветников, покататься на пароме по каскаду прудов и просто отлично провести время на природе. Будем надеяться, что реконструкция утраченных архитектурных объектов продолжится, и Кузьминки снова станут одной из самых красивых и интересных усадеб Москвы.

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, М. Быковский, П. Клодт.

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту . Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.

Усадьба Кузьминки
Музей Русской Усадебной Культуры в Кузьминках

Усадьбе «Кузьминки» 300 лет . 150 лет назад современники восторженно отзывались о ней как о «Русском Версале», отдавая должное величию архитектуры, единству природы и искусства в обустройстве грандиозного парка, великолепию салонов, званных вечеров, праздников и маскарадов

Отдел Музейного объединения «Музей истории Москвы» - Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999г.

Постоянная экспозиция музея русской усадебной культуры – результат научной работы и новых исследований сотрудников Музея в Российском Государственном архиве древних актов, отделе письменных источников Государственного исторического музея, библиотеках, московских и региональных музеях.

Впервые представлена полная портретная галерея Строгановых и Голицыных - хозяев усадьбы. Среди них были купцы и предприниматели, владельцы солеварен, заводов, художественных мастерских, военные и государственные деятели, дипломаты и благотворители. Яркий образ родового гнезда прославленных в истории Отечества фамилий создают экспозиционные комплексы «Дворянские праздники и приёмы», «Великосветские обеды и культура застолья», «Кабинет хозяина усадьбы», «Традиционный досуг и занятия в усадьбе Кузьминки», «Дачная жизнь в усадьбе», «Служительский флигель Слободки: быт и культура обитателей». Экспонаты - архивные документы, книги XVIII-XIX вв., памятные медали, произведения прикладного искусства, посуда, мебель и, конечно, трогательные повседневные мелочи, из которых, собственно, и состоит частная жизнь человека: веера, платья, зонтики, бальные книжки, туфли, дамское рукоделие, самовары.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР ПО МУЗЕЮ

Цикл выставок, экскурсионных и музейных программ в Музее русской усадебной культуры в Кузьминках

СОСТАВ ПРОГРАММЫ:

Место проведения

ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ

Экспозиция «Знакомьтесь, Голицыны», «Традиции домашнего воспитания в XIX в.»

Постоянная экспозиция

Служительский флигель

Экспозиция «Конный двор в Подмосковной усадьбе»
«Исторические средства передвижения XIX-нач.ХХ вв.»,
«С путеводителем по Москве»
«Мир детства»

Постоянная экспозиция

Конный двор. Северный флигель

ПРОГРАММЫ

Интерактивная игровая программа «Старинные народные игры и развлечения».

Конный двор
Манеж, двор музея

Круглый год

Территория усадьбы

Конное представление «Путешествие в сказку».

Круглый год

Конный двор
Внутренний двор

Литературно-музыкальный салон князей Голицыных, рассказ о самом известном владельце усадьбы Кузьминки - князе СМ. Голицыне, литературных и музыкальных пристрастиях в XIX веке, итальянская и французская музыка, русский романс, математические фокусы, чаепитие с голицынским печеньем.

«Почта деда Мороза»

Служительский флигель
Конный двор

Недорого и надежно - продвижение уникальными статьями для оптимизаторов и web мастеров

Экскурсии

  • Прогулка по усадьбе Кузьминки»: пешеходная прогулка по парку, осмотр центральной части уникального архитектурно-паркового комплекса Влахернское-Кузьминки.
  • Мир садово-паркового искусства»: пешеходная экскурсия по парку с осмотром цветников (в рамках Фестиваля цветников).
  • Экскурсия "Кузьминки из прошлого в настоящее" (для уч-ся и взрослых)
    Осмотр стационарной музейной экспозиции: рассказ о быте XIX в., об истории усадьбы и её владельцах.
  • Пешеходная экскурсия по парку "Прогулки по усадьбе Кузьминки" (для уч-ся и взрослых):
    рассказ об истории создания архитектурно-паркового ансамбля, осмотр достопримечательностей старинной усадьбы.
  • Велосипедная экскурсия по парку (для уч-ся и взрослых): "На велосипедах в прошлое":
    прогулка по территории усадебного комплекса. (Велосипеды музейные)
  • Экскурсия на плоту по Верхнему Кузьминскому пруду "Водное зеркало усадьбы" (по предварительной заявке):
    рассказ об истории создания усадьбы, её архитектурных памятниках, философии поэзии и эстетики старинного парка. На плоту работает буфет.
  • Автобусная экскурсия <Дорога в Подмосковную князей Голицыных> (по предварительной заявке):
    (Начинается от дома князей Голицыных на Волхонке)

    Семейные программы:

    «Свадьба в Музее» ; торжественная церемония регистрации, поздравление молодоженов в стиле XIX века, фотографирование в музейных интерьерах, поиск подковы «на счастье», катание в экипаже, посадка розы в музейном дворике,

    «День Ангела» : поздравление именинника, старинные игры и развлечения, музыка XIX века, праздничное угощение. «Пикник в усадьбе»: прогулка по усадебному парку, знакомство с основными достопримечательностями, старинные дворянские и крестьянские игры - крокет, серсо, «Кошки-мышки», жмурки и другие, чаепитие из самовара.

    Игровые интерактивные экскурсии Детям:

    «Жизнь старого дома»: знакомство с историей усадьбы в увлекательной форме, дворянские развлечения: игра в шарады и фанты (экскурсоводы в исторических дворянских костюмах). Для учащихся 1-6 классов.

    «Голицынские крестьяне»: знакомство историей усадебного крестьянского быта XIX в., народными играми и старинными развлечениями (экскурсоводы в крестьянских костюмах). Для учащихся 1-6 классов.

    «Загадки Конного двора»: знакомство с жизнью Конного двора в XIX веке, увлекательные исторические загадки, шарады, рассказывающие о деятельности приказчика, конюхов и других служащих князей Голицыных, осмотр конюшни. Возможно катание в экипаже или верхом на лошади (пони). Для учащихся 3-7 классов.

  • Музейный лекторий(для уч-ся и взрослых) по истории усадьбы Кузьминки, её владельцах, культуре, быту, этикету XIX в .

    Видеосеансы по истории города Москвы и архитектурно-парковым ансамблям России

Справки и заказ экскурсий: 377-94-57

Часы работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30), выходной - понедельник, последняя пятница месяца - санитарный день;

Входные билеты:

Взрослые посетители - 25 руб.
Льготные категории: учащиеся - 10 руб., пенсионеры - 12 руб.
Иностранцы - 50 руб.

Каждая первая пятница месяца - бесплатное обслуживание лиц, не достигших восемнадцати лет.

Бесплатное посещение музея для следующих категорий посетителей:

  • дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды: входные билеты - бесплатно, экскурсионное и лекционное обслуживание - бесплатно.
  • Военнослужащие срочной службы: входные билеты - бесплатно
  • Инвалиды Великой Отечественной войны и других войн: входные билеты - бесплатно
  • Работники Министерства культуры РФ, Комитета по культуре, музейные работники, работники реставрационного центра им. Грабаря, члены Союза художников России, члены ИКОМ: входные билеты - бесплатно

Экскурсионные путевки:

Музей предлагает

Льготный

Взрослые

Иностранцы

Обзорные экскурсии
"Кузьминки из прошлого в настоящее"
"Прогулка по усадьбе Кузьминки"
"Прогулка по усадьбе Кузьминки и парку"
Тематические экскурсии
"Мир садово-паркового искусства (в летний период)"
"Честная боярыня Масленицы"
Игровые костюмированные экскурсии Детям
"Жизнь старого дома","В плену увеселений", "Волшебный сундучок"
"Святочный вечер","Не всё коту масленица"
Театрализованные представления с чаепитием
для групп от 8 до 20 человек
"Литературно-музыкальный салон князей Голициных", Салоны "Ночная княгиня", "Рождество в усадьбе" ,"Русская масленица", "Дачная жизнь в Кузьминках", "Влахернский праздник", "Пикник в усадьбе"

1 билет 150

1 билет 180

1 билет 200

Экскурсионная группа - 14 человек + 1 сопровождающий

АДРЕС и ТЕЛЕФОН

Музей русской усадебной культуры всегда рад гостям! Приглашаем Вас на экскурсии, выставки и праздничные программы!

Адрес Музея: «Служительский флигель». Тополевая аллея, 6. 377-94-57. «Конный двор». Старые Кузьминки, 13-15. 372-60-66. «Детский музейный центр в усадьбе Кузьминки» (находится в «Конном дворе»), 657-65-84.

Время работы музея: С 10.00 до 18.00, с 1 июня до 1 октября с 11.00 до 19.00. Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея. Выходные дни: понедельник и последняя пятница месяца (санитарный день).

Проезд: до станции метро «Рязанский проспект», далее авт. 29 (до конечной остановки) или от станции метро «Текстильщики» тролл. 27 или 38 (до конечной остановки).

Проекты.

В МУЗЕЕ РАБОТАЮТ КРУЖКИ И СТУДИИ «ДЕТСКОГО МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА»:

  • «Мир русской усадьбы»: исторический кружок
  • «Мой усадебный сад»: ботанический кружок
  • «Бисерное рукоделие»: кружок декоративно-прикладного искусства
  • «Домашний театр в русской усадьбе»: театральная студия
  • Художественная студия рисунка, акварели и живописи
  • Студия исторического бального танца Детям и родителей, подростков и молодежи.
  • Друзья и спонсоры. Клуб друзей Музея

    В 2004 г. Музей русской усадебной культуры инициировал создание Клуба друзей Музея. Цель Клуба: возрождение усадьбы Кузьминки.

    С февраля 2004 г. в Музее работает секция Клуба - Клуб старожилов Кузьминок. Встречи членов Клуба старожилов Кузьминок проводятся регулярно каждую вторую субботу месяца.

    Приглашаем всех любителей русской старины, радеющих за возрождение усадьбы Кузьминки, стать членами Клуба друзей Музея!

    Официальный сайт музея "Русской усадебной культуры"

    Адрес: Россия, Москва, парк Кузьминки-Люблино (станция метро Кузьминки)
    Основные достопримечательности: западный и восточный флигель, Конный двор, Оранжерея, храм Влахернской иконы Божьей Матери, Птичий двор
    Координаты: 55°41"22.9"N 37°47"21.3"E
    Объект культурного наследия Российской Федерации

    Усадьба Кузьминки считается одним из красивейших имений Москвы и Подмосковья. Прежде она принадлежала баронам Строгановым и князьям Голицыным. Участок земли, на котором было построено это шикарное имение, в 1702 году получил Григорий Дмитриевич Строганов за хорошую службу от самого Петра I. Такой щедрый подарок означал особое отношение царя к своему приближенному.

    Храм Влахернской иконы Божьей Матери

    Имение было построено в XVIII веке и отличалось образцовым порядком. Двор с живописными парками, прудами, мостиками и даже островками всегда был привлекателен для гостей. Усадьба Кузьминки (точное название – Влахернское-Кузьминки) в разное время удостаивалась визитов русских императоров - Александра II, Николая I и Петра I.

    Любила бывать здесь и жена Павла I – Мария Федоровна. В роскошной усадьбе каждый год устраивали гуляния и собирали иностранные делегации. С конца XIX столетия усадьба стала для своих владельцев излюбленным дачным участком, архитектура и парковая зона которого были настолько необычны, что со временем территорию стали называть «Русским Версалем ».

    Конный двор

    Экскурсия по усадьбе Кузьминки

    Чтобы попасть в усадьбу, необходимо доехать на метро до станции «Волжская». Здесь перед посетителями радушно распахиваются ворота с привлекательной надписью «Влахернское-Кузьминки». В усадьбу ведет дорога, проложенная мимо каскада прудов в долине реки Чурилиха.

    Одним из главных архитектурных памятников усадьбы считается Конный двор, возведенный в 1805 году, но впоследствии перестроенный согласно новому проекту лучшего зодчего того времени Доменико Жилярди. Желающие осмотреть его, должны выйти к мосту, переброшенному через плотину. Отсюда видны здания, выстроенные в традициях ампира – самого модного архитектурного течения начала XIX века.

    Флигель

    Комплекс Конного двора объединяет несколько построек. Это – сама конюшня, несколько сараев, предназначенных для карет, и флигели, которые использовали для жилья. Центром этой незамысловатой композиции является Музыкальный павильон. Здесь стоят лучшие работы скульптора Петра Карловича Клодта - копии статуй, установленных на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге . Создавал статуи для усадьбы сам Клодт, а отливались они на заводе, принадлежавшем Голицыну.

    С противоположной стороны плотины стоит Мельничный флигель, который также называют Домом на плотине. Он появился после 1840 года на мельничном цоколе. Если верить преданию, древняя мельница Козьминки – владение мельника Козьмы дала здешним местам похожее название «Кузьминки». Мельница неоднократно претерпевала изменения, с каждым разом становясь все лучше и лучше, благодаря умелым действиям опытных зодчих Жилярди, Жеребцова, Воронихина и Еготова.

    Птичник (Кузница)

    Однако, позже нужда в мельнице отпала. В середине XIX века ее верхние этажи снесли, а цоколь использовали для строительства Дома на плотине. Сделали это под руководством архитектора М. Быковского. Так бывшая мельница стала деревянным зданием в два этажа, построенном в традициях ренессанса.

    Хотя дом и окружен водой, он всегда оставался удобным для проживания. Хозяева усадьбы расселяли здесь своих гостей, а до 1976 года Мельничный флигель сдавали в аренду под дачи. Позднее в нем разместили Музей ветеринарии. А в наши дни старинное здание можно увидеть восстановленным.

    Ванный домик

    Один из неприметных уголков усадьбы - Птичник или Кузница, затерявшееся среди зелени на улице Заречье. В свое время оно было центром Птичьего двора, предназначенного для выведения домашней птицы. Помимо обычных гусей, уток и индеек, по нему разгуливали и экзотические виды пернатых.

    Изначально Птичник был построен из дерева, но впоследствии был перестроен как каменный по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова. Небольшой домик, скорее всего, предназначался для смотрителя Птичника. Когда отступавшие в 1812 году из Москвы наполеоновские войска устроили пожар, здание серьезно пострадало, а обитавшие здесь птицы погибли.

    Скотный двор

    Позже, когда строения принялись восстанавливать, Птичник превратили в Кузницу, где ковали подковы для Конного двора. Здание сделали двухэтажным, а флигели с галереями разобрали. Его купол демонтировали и заменили на двухскатную крышу. В этом исполнении он простоял до середины прошлого века. Во времена советской власти здание использовали как жилое, сделав вокруг пристройки. Но в 2000-е годы комплекс Птичника реставрировали.

    Здание Кухни, на которое можно не обратить внимания из-за его неброского вида, для знатоков русской архитектуры является настоящей ценностью. Кухня построена в стиле ампир. Но если присмотреться к ней более внимательно, можно заметить много элементов древнеегипетского зодчества. По этой причине Кухню еще называют Египетским павильоном.

    Гроты

    Церковь Влахернской иконы Божьей Матери – главная достопримечательность усадьбы Кузьминки

    Первое здание храма построили в 1716 году, еще при Строгановых. Деревянная церковь получила свое название в честь фамильной иконы владельцев усадьбы - Влахернской Богоматери. Однако храм простоял лишь до 1732 года и сгорел. Вскоре здесь возвели новую церковь из дерева. Через 26 лет опять случился пожар, и она исчезла в его пламени. Наконец, к 1762 году выстроили третий каменный храм, который сохранился до наших дней.

    Его украшением долгое время служила икона Влахернской Богоматери. Ее написали в константинопольской Влахернской обители в VII веке. В нашу страну икону привезли в 1653 году для подарка государю Алексею Михайловичу. Он очень ценил древнюю икону и берег ее.

    Домик садовника. Московский литературный музей - Центр К.Г.Паустовского

    Исполнение Влахернской иконы весьма необычно. Ее написали в редчайшей технике – воскомастике. В восковом слое она содержит частички мощей христианских святых. Одно из древних преданий свидетельствует, что в 626 году, благодаря божественной силе, исходящей от иконописного образа, неприятели, пришедшие взять силой Константинополь, отступили. Намного позднее, в 1830 году, чудодейственная святыня вновь показала свою силу в России . Во время эпидемии холеры ни один житель Влахернского, не заразился.

    Гроты – прекрасное дополнение ампирного усадебного парка

    Гроты можно увидеть напротив Музыкального павильона. Их два и появились они сразу после того, как было закончено возведение Парадного двора. При выравнивании участка земли, на котором планировали устроить гроты, на берегу пруда появился откос. Впоследствии он был заполнен искусственно созданными «пещерами».

    Пристань

    В летний день гроты становились укрытием для прогуливающейся публики. У Голицыных не было собственного театра, и в одном из гротов устраивали спектакли. Участвовали в них и гости, и хозяева. Большой грот специально построили неподалеку от Музыкального павильона. Когда там звучала музыка, она резонировала в полости грота, и создавалась иллюзия объемного звучания.

    Музей, рассказывающий о культуре русских усадеб

    Узнать об истории усадьбы и ее традициях можно в так называемом Служительском флигеле, расположенном на Слободке. Благодаря подлинным экспонатам, каждый посетитель музея получает возможность прочувствовать атмосферу XVIII – XIX веков, передающую усадебный быт дворян. Служительский флигель принял музейные экспозиции в 1999 году. Здесь проводят интересные костюмированные экскурсии.

    В 1702 году Петр I пожаловал эти земли Г.Д. Строганову за помощь в оснащении флота и армии. Тогда за имением закрепилось название «Мельница». Но не забывали и об имени Кузьминка. Легенды уверяют, что первым владельцем мельницы был некий Кузьма. Также рядом мог стоять храм Косьмы и Дамиана. Но это лишь версии. А после строительства в 1720 году деревянной церкви в честь Влахернской иконы Божьей матери появилось новое имя села - Влахернское.

    В 1757 году Анна Александровна, старшая дочь А.Г. Строганова, вышла замуж за князя Михаила Голицына. В приданое она принесла ему Влахернское с 518 десятинами земли. Ее супруг устроил в Кузьминках грандиозное строительство, которое шло на протяжении всего XIX века.

    Тогда в усадьбе появился каскад из четырех прудов, перестроили главный дом и Конный двор, а на Липовой аллее поставили новые чугунные въездные ворота. Их специально для этого имения отлили на уральских заводах Голицыных. Это была копия Петербургских ворот по проекту Росси - двойная колоннада с аттиком и гербом Голицыных. Эти ворота впоследствии дали название улице Чугунные ворота. А продолжением Липовой аллеи стал мост, украшенный чугунными полульвами-полуорлами. Вообще тогда в Кузьминках появилось много чугунных изделий.

    Михаил Голицын уделял большое внимание ландшафтному дизайну.

    От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

    Кузьминский парк делился на две части. Слева от главной аллеи был регулярный парк: от круглой поляны отходили 12 лучей, украшенных статуями Аполлона, муз, Венеры, Меркурия, Флоры (т.н. «часы»). Правая часть парка имела свободную планировку.

    Были в Кузьминках школа и летняя больница на 30 коек, где бесплатно проводили прием и отпускали лекарства. Голицыны содержали больницу до 1869 года, а потом передали ее Земству. Оба этих учреждения размещались в Слободке на Тополевой алее. Там же в 1835-1837 годах по проекту Александра Жилярди, двоюродного брата Доменико Жилярди, построили дом притча. Этот же архитектор в 1836-1838 построил расположенный чуть дальше скотный двор. Сейчас это здание заброшено, а стоявшие рядом с ним фигуры быков увезли к мясокомбинату имени Микояна.

    В 1912 году Голицыны продали Кузьминки городу. Здесь хотели устроить очистные сооружения, но 19 февраля 1916 года сгорел усадебный дом. Пожар полыхал почти весь день. Помимо самого дворца пламя уничтожило хранившиеся там драгоценную старинную мебель красного дерева, старинные картины, коллекцию в несколько сотен гравюр. В прессе предположили, что пожар начался из-за неисправности печных дымоходов или из-за небрежности офицеров размещавшегося там госпиталя.

    В 1917 году Кузьминки национализировали и передали выведенному из Петрограда Институту экспериментальной ветеринарии. В течение последующих десятилетий усадьба пришла в упадок.

    Многие здания перестроили под лаборатории, жилые и административные помещения. Чугунные скамейки, уникальный комплект парковой мебели, все металлические памятники и чугунные ворота, украшавшие въезд в Кузьминки, сдали на металлолом. А на месте сгоревшего господского дома работы Р.Р. Казакова и И.В. Еготова построили корпус института ветеринарии, стилизованный под классицизм. Закрыли и перестроили церковь, частично вырубили парк, уничтожили несколько зданий.

    Чудом сохранилась чугунная ограда с фигурами львов возле главного дома и Конный двор на левом берегу Верхнего пруда (самого крупного в Кузьминках). Это здание недалеко от плотины построили в 1805 году по проекту И.В. Еготова. А в 1823 Доменико Жилярди перестроил его. В помещениях Конного двора были конюшни, склады для хранения фуража, саней и карет.

    В стену, огораживающую двор и выходящую на Верхний пруд, были встроены 2 жилых павильона. Они служили гостиницами. А в центре располагался Музыкальный павильон. Во время праздников там играл оркестр. В 1846 году возле него установили конные скульптуры Клодта - копии стоящих на Аничковом мосту в Петербурге. Их также отлили на заводах Голицыных.

    В конце 1930-х дачная застройка перед въездом в Кузьминки превратилась в Ново-Кузьминский поселок. Саму усадьбу стали называть Старые Кузьминки.

    В 1997 году образовался природный и историко-культурный комплекс «Кузьминки-Люблино», а в 1999 в здании Служительского флигеля на Тополевой аллее открылся Музей русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных Влахернское-Кузьминки». Сегодня экспозиция и выставки размещаются также и на Конном дворе.

    Деревянный (для лучшей акустики) Музыкальный павильон сильно пострадал от пожара в 1978 году. Его восстановили, и теперь там проходят концерты. А двухэтажная Померанцевая Оранжерея с восьмигранной башней, Ванный домик и соединенный с главным домом Египетский павильон пока еще ждут реставрации.

    8 июля 2008 года, в день святых Петра и Февронии Муромских, в парке Кузьминки напротив Ванного дома поставили скамью Семьи, Любви и Верности. Для ее изготовления использовали старую французскую пушку. Это орудие участвовало в войне 1812 года. Парку ее подарил частный коллекционер, пожелавший остаться неизвестным. Считается, что если поссорившаяся пара сядет на эту скамью, то они обязательно помирятся.

    Говорят, что... ...в Ванном домике Петр I с С.М. Голицыным пили пиво после баньки. А потом император посадил рядом со зданием дуб. Но на самом деле, Петр был в Кузьминках лишь однажды, возвращаясь в 1722 году из Персидского похода - задолго до рождения С.М. Голицына. Об этом напоминает постамент из «дикого» камня, на котором раньше был монумент со словами «На сем месте было жилище императора Петра Великого».
    Хотя есть версия, что это и не памятник вовсе, а часовня на месте невинно убитого путника.
    ...давным-давно один из князей-охотников заблудился и вышел к мельнице Кузьминка. Увидев дочку мельника Наташу, он был поражен ее красотой. Между молодыми завязался страстный роман. Но вскоре князю наскучила влюбленная в него девушка, и он женился на богатой невесте. А обманутая Наташа с горя утопилась рядом с мельницей и превратилась в русалку. С тех пор она является ночью случайным прохожим, заманивая в омут коварных соблазнителей.
    ...князь Голицын полюбил крестьянскую девушку и хотел на ней жениться. Но отец ее был против. Тогда Голицын поехал с ней кататься по окрестностям, завез в Косинские болота, и оставил в карете погибать.
    ...Сергей Михайлович Голицын был председателем следственной комиссии, расследовавшей преступление Герцена, Огарева и других. Когда один из подсудимых попросил отложить отъезд в ссылку из-за беременности жены, Голицын ответил: «Я в этом не виноват!» .