Церковь Спаса на Нередице. Храм Спаса на Нередице

    Православный храм Церковь Спаса Преображения на Ильине улице … Википедия

    Православный храм Церковь Спаса Преображения на Ковалеве «Линия жизни» ур … Википедия

    Спаса на Нередице церковь - последний княж. храм в Новгороде, заложенный в 1198 на средства кн. Ярослава Владимировича в мон. близ его резиденции. Кубический крестово купольный храм, 4 столпный, однокупольный, 3 апсидный, с хорами; толстые стены с неровными плоскостями,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (Спас Нередица), церковь Спаса (1198) на реке Нередица в Новгороде, памятник новгородской школы древнерусского зодчества. Крестово купольный храм простых лаконичных форм расписан в 1199 фресками. Разрушен во время Великой Отечественной войны;… … Современная энциклопедия

    Спаса на Нередице церковь - (Спас–Нередица), церковь Спаса (1198) на реке Нередица в Новгороде, памятник новгородской школы древнерусского зодчества. Крестово–купольный храм простых лаконичных форм расписан в 1199 фресками. Разрушен во время Великой Отечественной войны;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Церковь Преображения (Спаса на Ковалеве) в Великом Новгороде церковь Ковалева (Спасского) монастыря одного из небольших пригородных новгородских монастырей, существовавших на пожертвования от богатных и знатных людей города. Построена по заказу … Википедия

    - (Знамения Божией Матери) несохранившаяся церковь в Великом Новгороде. Стояла на месте ныне существующего Знаменского собора. Возведена в 1354 году в честь иконы «Богоматерь Знамение» XII в. В 1682 году церковь была полностью разобрана, и на её… … Википедия

    Церковь Знамения Богородицы (Знамения Божией Матери) несохранившаяся церковь в Великом Новгороде. Стояла на месте ныне существующего Знаменского собора. Возведена в 1354 году в честь иконы «Богоматерь Знамение» XII в. В 1682 году церковь была… … Википедия

Она была построена в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем в память о двух погибших сыновьях. Возведение её заняло всего три месяца. Через год стены были расписаны фресками, которые представляют собой потрясающий по красоте и исполнению комплекс (подробнее см. Фрески Спаса на Нередице). Достаточно сказать, что именно с них началось изучение древнерусского искусства после того, как копии фресковых композиции, выполненные Н.А. Мартыновым, получили в 1867 г. медаль Всемирной выставки в Париже.
До середины XX века храм дожил практически без утрат (хотя перестраивался, конечно).

Но в 1941 г. был почти полостью разрушен артиллерийским огнём (сохранилось только 15% фресок).

Сразу после войны руины были разобраны, а фрагменты разрушенных фресок собраны. В 1957-58 г. здание было восстановлено, а восстановление фресок идёт до сих пор. Сейчас работы по реставрации ведёт бригада художников МКРХУ под руководством Татьяны Анатольевны Ромашкевич. Они проводят работы по укреплению уцелевших фресок, а также собирают осыпавшиеся фрески из кусочков и устанавливают их обратно на стену.

Татьяна Анатольевна провела для нас экскурсию, и рассказало о храме и его истории.

Было невероятно интересно. Вообще, на мой взгляд, лучше всего о храмах могут рассказать реставраторы, посвятившие им большую часть своей жизни.

Сейчас внутри возведены леса и идёт работа.

Алтарная часть -

Окно и фрески на верхнем ярусе -

Инструменты реставраторов -

Леса, с одной стороны, заполняют пространство и загораживают общие виды, а с другой стороны, позволяют взглянуть вблизи на живопись, находящуюся на верхних ярусах.

Сохранившиеся фрески

Это собранное из кусочков изображение князя-строителя Ярослава Владимировича, подносящего храм Христу-

Можно сказать, что именно с него началось восстановление разрушенных фресок. Одним из самых первых найденных и установленных фрагментов был кусочек штукатурки с изображением креста на куполе макета храма, который князь держит в руке.


Это, кажется, Илья-пророк, которого кормит ворон -


Святые на верхнем ярусе -

Пётр Александрийский -

Небольшой сохранившийся фрагмент сцены страшного суда -

Но кроме фресок у храма есть ещё одна особенность - граффити. На стенах находится множество процарапанных в древности надписей и изображений, оставленных прихожанами и служителями. Некоторые участки штукатурки покрыты ими почти полностью.

Однако следует сказать, что наносившие их были очень аккуратны и практически никогда не "залезали" на изображения и лики, оставляя граффити на "фоновых частях" росписей.

Вот здесь видно несколько рисунков -

Можно разглядеть всадников -

Грамота -

Чудовище с рукой в пасти. Кажется, василиск -

Воин с оружием -

А вот это очень интересная надпись -

Читается как -
НЕПОУСЕЧЕ
ПЯСУ

Татьяна Анатольевна рассказала, что увидевшие это болгары сказали, что по-болгарски это означает - не бейте пса. Надо сказать очень странная надпись для храма. Но нашлась версия, которая позволяла прочитать и объяснить эту надпись, которая к болгарскому языку отношения всё-таки не имеет.
Кто-нибудь может разгадать, что означает надпись?

Адрес:
деревня Спас-Нередицы, Новгородский Район, Новгородская область, 173000

Телефон:
+7 (816 2) 77 37 38

Режим работы:
11:00 – 14:00
Выходные: Чт, Пт
При выпадении осадков (в дождливую и снежную погоду) памятник закрыт для посещений.

11 a.m. – 2 p.m.
Closed: Thu., Fri. and in wet weather

Входная плата:
120 руб. – взрослый
60 руб. – студенты ВУЗов и учащиеся
дети до 16 лет - бесплатно

200 roubles (adults)
130 roubles (students)
children under 16 - free

GPS-координаты:
58.49714900, 31.31149100

Церковь Спаса Преображения расположена в 3 км к югу от Новгорода, рядом с Городищем. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

На следующий после строительства год церковь была расписана фресками . По гипотезе В.Л. Янина, автором росписи мог быть известный в Новгороде Олисей Гречин . Одновременно с возведением храма был основан мужской монастырь , где в 1322 году принял постриг перед смертью и был погребен новгородский князь Афанасий Данилович, внук Александра Невского.

Загрузите мобильный гид по Историческому музею!

Инструкция

С помощью приложения «Мобильный гид» музейные предметы оживают . Гости и жители города могут насладиться объёмной картинкой и увидеть то, что скрыто за стеклом: «пролистать» закрытую книгу , «реконструировать» облачение древнего воина .

Установите приложение «Мобильный гид» на мобильное устройство и закачайте контент того объекта, по которому планируете экскурсию. После этого вы можете работать с приложением в режиме оффлайн .

В музейных объектах на экспонатах вы найдёте маркеры , при наведении на которые ваше устройство превращается в настоящий путеводитель по реликвиям новгородской земли. Здесь для вас не только интересная информация, которую можно как прочитать, так и прослушать, но и с помощью приложения вы сможете насладиться объёмным изображением и даже реконструкцией экспонатов .

Познакомьтесь с историей Великого Новгорода в полном объёме!

Храм неоднократно перестраивался. В 1903-1904 годах были проведены реставрационные работы (первая подлинно научная реставрация в России), в ходе которой церкви Спаса на Нередице был почти полностью возвращен первоначальный облик . Фрески храма являются одним из самых знаменитых памятников монументальной живописи не только русского, но и европейского искусства. Роспись Нередицы дошла до XX столетия в превосходном состоянии и активно изучалась и описывалась до 30-х годов XX в. Лишь в отдельных местах были утраты.

В годы Великой Отечественной войны церковь Спаса была превращена в руины. Уцелело примерно 50% кладки и 15% живописи (до войны ее сохранилось около 90%). Работы по спасению памятника начались еще в 1944 году. Церковь восстановлена в 1956-1958 гг. По решению ЮНЕСКО в 1992 году церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия как наиболее ценный памятник истории и культуры.

До ВОВ являла собой полностью сохранившийся ансамбль русской стенописи конца XII в. В настоящее храм восстановлен после разрушений ВОВ, реставрация грандиозного фрескового ансамбля продолжается . Выразительные фрагменты «Страшного Суда» , изображения святых и мучеников в дьяконнике дают возможность понять и почувствовать его неповторимость.

Реставрация монументальной живописи храма проводилась по инициативе Новгородского музея-заповедника специалистами Межрегионального Научного Реставрационного Художественного Управления (МНРХУ, г. Москва) под руководством художника-реставратора первой категории Татьяны Ромашкевич . В ходе реставрации были проведены окончательное укрепление красочного слоя, шпаклёвка мелких утрат, выполнен подбор колеров для штукатурных восполнений. На стену храма возвращена собранная из фрагментов композиция - Святая великомученица Юлиания .

До настоящего времени продолжается подборка фрагментов фресковой живописи, извлеченной из завалов, для возвращения ее вновь на стены храма.

До Нередицы ежедневно, 3 раза в день, от автовокзала отправляется автобус №186 .

…На невысоком холме за речкой Спасовкой, к востоку от Рюрикова Городища, в одной из наиболее живописных окрестностей Великого Новгорода стоит небольшая церковь, известная во всем мире под именем Спаса-Нередицы. Это единственное здание, сохранившееся от Нередицкого монастыря. В ясную погоду из города хорошо виден лаконичный силуэт церкви, венчающий холм. С холма открывается замечательный вид на заливные луга, широкую ленту Волхова, озеро Ильмень. Весь Новгород виден оттуда, как на ладони.

История церкви восходит к лету 1198 года, когда она была выстроена князем Ярославом Владимировичем после смерти всех его детей. Если первая княжеская постройка — Софийский собор — была самой крупной, то последняя — церковь Спаса на Нередице — самой малой. Уменьшение роли князей как властителей города находило свое отражение и в строительстве. По своему облику последняя княжеская постройка не отличалась от скромных боярских, купеческих и уличанских храмов конца XII столетия. Это небольшой кубического типа одноглавый храм. Внутреннее пространство его очень простое. Фресковая роспись церкви Спаса на Нередице была исполнена в 1199 году и до своей гибели давала самое точное представление о системе росписи русских храмов в это время.

Вторая мировая война превратила памятник в руины. Обмеры, сделанные в предшествующие годы, позволили его восстановить, но некогда грандиозный фресковый ансамбль был утрачен навсегда. Лишь выразительные фрагменты «Страшного Суда», изображения святых и мучеников в дьяконнике, еще несколько фигур в нижней части алтаря, дают хоть какую-то возможность понять и почувствовать его особенности.

Исследователи этого памятника не раз обращали внимание на сочетание в его живописи глубоко традиционной архаики с новыми элементами, как в выборе сюжетов (образы русских святых Бориса и Глеба), так и в художественном языке. Эти росписи обычно приписывали местным мастерам. Несколько лет назад археологи вскрыли усадьбу конца XII века, где жил художник — Олисей Гречин. Некоторые находки позволяют предположить, что этот мастер возглавлял работу по созданию фресок храма.

Марина Пуксант

Благодарим за предоставление фильма Президентскую библиотеку им. Б.Н. Ельцина и Новгородский государственный объединённый музей-заповедник.

Св. Лазарь, Иаков и Фока. Деталь росписи апсиды храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

Росписи Спаса-Нередицы (1199 г.), являвшиеся крупнейшим средневековым живописным ансамблем не только в России, но и во всей Европе, были почти полностью варварски уничтожены фашистами во время их оккупации Новгорода. [ Описание сохранившихся фрагментов можно найти в статье Ю. Н. Дмитриева «Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование (работы 1945—1948 годов)» в сборнике: «Практика реставра ционных работ». М., 1950, стр. 154—158. ] Для русской культуры гибель росписей Нередицы — это ничем не вознаградимая утрата, потому что в них новгородские черты выступали с такой силой, как ни в каком другом памятнике. Фрески Нередицы поражали своей изумительной сохранностью и ни с чем не сравнимой полнотой в подборе, сюжетов, которые почти исчерпывающим образом знакомили зрителя с системой средневековой росписи. Кто не имел счастья видеть фрески Нередицы, тому трудно составить достаточно полное представление о монументальной живописи средних веков.

Искусство Нередицы — суровое искусство. Здесь нет радостного и широкого приятия мира, как во владимиро-суздальских рельефах и в иконах XV века, здесь все пронизано страхом перед магическим всесилием божества и перед муками загробной жизни. Недаром огромному изображению «Страшного суда», в котором подробно переданы все виды адских мучений, было отведено главное место среди росписей Нередицы, сплошным ковром покрывавших стены церкви. Куда бы ни взглянул зритель — на своды или на конху, на купол или аркосолии — всюду он видел лики святых, как бы гипнотизировавших его своим взглядом и внушавших ему чувство индивидуальной беспомощности. Рядом с этими святыми, чьи могучие фигуры крепко вросли в землю и в чьих черных, как уголь, глазах было что-то острое и пронизывающее, человек чувствовал себя маленьким и ничтожным. Эмоциональная сила воздействия этого замечательного искусства была настолько велика, что оно захватывало даже современного, враждебного религии зрителя, позволяя ему понять, что чувствовали новгородцы XII века, когда они робко вступали в построенную их князем церковь и со страхом вглядывались в полную всевозможных ужасов сцену «Страшного суда».

Фрески Нередицы отличаются монументальностью. Фигуры даны в застылых, фронтальных позах. Если они двигаются, то у них тяжелая поступь; если они стоят, то кажутся прикованными к месту. Композиции распадаются на отдельные, замкнутые в себе звенья; обычно они строятся на основе точного соответствия частей, причем художники всячески избегают перекрещиваний и перерезываний. Композиции стелются вдоль стены, подчиняясь ее торжественному мерному ритму. Благодаря тому, что лица действующих персонажей почти всегда обращены к зрителю, все евангельские сцены развертываются в замедленном ритме, приобретая вневременный характер. Тяжелые фигуры, с большими головами и крупными конечностями, еще более усиливают монументальность этого искусства — торжественного и величавого, мужественного и волевого.

Идеалы, которые воплотили художники Нередицы, отличаются большой суровостью. Но эти идеалы претворены с предельным для того времени реализмом. Некоторые лица святых поражают своей выразительностью и правдивостью. Им присуща чисто крестьянская сила. Таковы головы пророков, евангелистов Луки и Матфея, пророка Ильи, отдельных святых жен и мучеников, особенно же головы святых в апсиде. Николай Чудотворец, Дометиан, Власий, Григорий Богослов, Фока, Лазарь — это незабываемые по силе экспрессии образы, в которых сквозь оболочку византийского канона пробивается струя такой жизненной силы, что от канона не остается и следа. Эти лица, резкие и решительные, имеют в себе нечто неповторимо новгородское. Исполненные в смелой, широкой манере, при помощи контрастов зеленых теней и белильных светов, они знаменуют одну из высших точек в развитии новгородской живописи XII века.


Св. Дометиан, Амфилохий и Власий. Деталь росписи апсиды храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

В Нередице фрески шли почти от пола и покрывали все стены и своды. Они располагались друг над другом регистрами. Но компоновка фресок в пределах каждого регистра очень свободна. В них нет никакой симметрии. Медальоны произвольно вклиниваются в поле фризов, многофигурные сцены чередуются с единоличными изображениями, вертикальные членения соседних регистров часто не совпадают, прямоугольники, включающие в себя отдельные сцены и фигуры, не имеют стандартной формы, композиции смело загибаются за угол стены, переходя на прилегающие к ней плоскости. Все это уподобляет фрески гигантскому цветистому ковру, сплошь затягивающему стены и своды. Среди красок преобладают желтые, голубовато-синие, красно-коричневые, белые и зеленые тона, образующие напряженную и несколько пеструю цветовую гамму. Уже одна эта декоративная система в корне отлична от византийской, в которой господствуют принципы строгой архитектоники. В греческих церквах мозаики обычно украшают лишь верхнюю часть интерьера (своды, люнеты, паруса, тромпы, купол), стены же облицовываются мрамором. Вся декорация подчиняется ведущим архитектурным линиям. Она облегчает несомые части; несущие же части, благодаря облицовке мрамором, приобретают крепость монолита. Если стены декорируются мозаиками или фресками, последние даются в замкнутых обрамлениях, заставляющих зрителя воспринимать их как картины, хранящие живые отголоски эллинистического искусства. Совсем по-иному была построена система росписей в Нередице. Здесь живописные изображения образовывали одну сплошную непрерывную поверхность, шедшую почти от самого пола до вершины сводов и купола. При такой трактовке несущие и несомые части получают совершенно равноценное значение. Тем самым интерьер утрачивает свой расчлененный характер, стенные же плоскости, наоборот, выигрывают в единообразии, поскольку они оформляются при помощи одного и того же фактурного приема (т. е. фрески). Поэтому интерьеру присуща преувеличенная массивность. В алтарной апсиде представлена богородица Оранта, на груди которой расположен медальон с полуфигурой Христа (так называемое «Знамение»). К ней подходят с обеих сторон процессии святых мужей и жен, возглавляемые Борисом и Глебом. Все эти фигуры даны в гораздо меньшем масштабе. [ Подобные процессии святых в апсиде вовсе неизвестны на Востоке, зато мы их находим в ряде западных памятников, например, в Сан Сильвестро в Тиволи (около 1100 г.), в Санта Мариа ин Трастевере (около 1145 г.) и в Санта Франческа Романа (около 1161 г.) в Риме и др. См. R. van Marleе. The Development of the Italian Schools of Painting, I. The Hague, 1923, рис. 70, 79, 80. ] Под Орантой идут три фриза с традиционной «Евхаристией» и святителями. Внизу алтарной апсиды, в нише, над горним местом для епископа, изображен стоящий Христос в образе священника. На его голове прострижено гуменцо, обязательное для священнослужителей диаконского, иерейского и епископского сана. Это тот же иконографический тип, который мы встречаем среди мозаик Софии киевской и грузинских росписей Бертубани. Его помещение на горнем месте дает основание усматривать в нем прототип образа «великого архиерея». Но Христос Нередицы еще не облачен в святительское одеяние — саккос, омофор и митру, как на памятниках XIV века. Слева от Христа-священника расположен медальон с Предтечей, справа — медальон с Марфой. Этот совсем необычный «Деисус» был убедительно расшифрован Н. П. Сычевым, который объясняет изображения Иоанна Предтечи и Марфы тем, что основатель церкви великий князь Ярослав Владимирович носил христианское имя Иоанна, а его супруга — имя Марфы. [ N. Syčev. Sur l’histoire de l’église de Sauveur à Neredicy près Novgorod. — «Deuxième recueil, dédié à la mémoire de Théodore Uspenskij, 1-re partie. Paris, 1932, стр. 84—92. ] В левом аркосолии представлен питаемый вороном пророк Илья, в правом— епископ Петр Александрийский. Над головой Оранты помещен фланкированный ангелами «Престол уготованный», а в замке алтарного свода — крайне редкое изображение Иисуса Христа «Ветхого деньми». Христос представлен здесь в образе белого как лунь старца. Этот иконографический тип, без сомнения, сложился в Византии, где церковь всячески стремилась внедрить в умы верующих догмат нераздельности трех лиц «троицы». Поэтому ветхозаветный творец изображался в виде Иисуса Христа. По причине особой важности догматического содержания образа «Ветхого деньми» он был помещен в Нередице на своде алтарной арки, где его видели все молившиеся перед алтарем.


Апостолы и ангелы из «Страшного суда». Часть росписи западной стены храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

Жертвенник украшен изображением Богоматери типа «Знамения», которой поклоняются две фигуры. Здесь представлена известная сирийская легенда о молении Алексея, «человека божия», «нерукотворному» образу Богородицы в Эдессе. Вдоль стены жертвенника расположены фигуры преподобных отцов, а на сводах— сцены из жизни Иоакима и Анны, следующие древнейшей протоевангельской версии, которая воспроизведена на памятнике сирийского происхождения — на колоннах кивория собора Марка в Венеции, исполненного в VI веке, а также в грузинских росписях Бертубани, относящихся к началу XIII столетия.


Петр Александрийский. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

Конха диаконика заполнена полуфигурой Иоанна Предтечи, своды украшены сценами из его жизни, апсида — фигурами святых жен, которые размещены здесь не случайно, поскольку в диаконик, в отличие от жертвенника, допускались диакониссы. Среди изображений святых жен привлекает к себе внимание Рипсимия. Хотя она рано вошла в общие святцы восточной церкви, особым почитанием она всегда пользовалась на Кавказе. Возможно, что в Нередице находилось изображение еще одной тесно связанной с Кавказом святой — Нины, которую Ш. Я. Амиранашвили склонен отождествлять с неизвестной женой, представленной в позе Оранты. [ Ch. Amiranaschvili. — Quelques remarques sur l’origine de procédés dans les fresques de Nèredicy — «Deuxième recueil, dédié à la mémoire de Théodore Uspenskij, 1-re partie. Paris, 1932, стр. 114.]


Св. Варвара. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

В куполе Нередицы, в отличие от киевских храмов, мы видим не Христа Вседержителя, а «Вознесение»: восседающий на радуге Христос окружен шестью ангелами, ниже даны фигуры апостолов; живо жестикулируя, они указывают на чудо «вознесения» и одновременно принимают на себя руководство миром (надпись «Вси языцы восплещите руками» как бы воспроизводит их слова); посреди апостолов стоит богоматерь, а по сторонам ее — два ангела; в простенках барабана изображены пророки; они представлены в спокойных позах, погруженными в раздумье. Обширная композиция купола является пережиточной формой того иконографического типа, который встречается лишь в ранних византийских памятниках и который уже в IX веке был вытеснен на константинопольской почве новым типом — полуфигурой Христа Вседержителя. Более старая редакция купольной декорации удержалась на периферии Византийской империи (в частности, в Малой Азии), а также на Кавказе и на романском Западе. Помимо Нередицы, она фигурирует в Спасо-Мирожском монастыре в Пскове и в Георгиевской церкви в Старой Ладоге. Эта редакция была занесена на Русь с Востока, где она всегда пользовалась большой популярностью.

Паруса Нередицы заполнены традиционными фигурами сидящих евангелистов, между которыми помещены изображения Иоакима и Анны и «нерукотворных» образов Христа — св. Убрус (лик Христа на ткани) и св. Чрепие (лик Христа на черепице). По подпружным аркам идут медальоны с полуфигурами севастийских мучеников. В северной, южной и западной люнетах останавливают на себе внимание колоссальные поясные фигуры архангелов Рафаила, Уриила и Селафиила. В сочетании с Михаилом и Гавриилом, написанными, по обычаю, на восточном своде, и фигурой херувима в люнете восточной стены жертвенника эти архангелы образуют сложную «ангельскую иерархию», которая здесь введена, вероятнее всего, по желанию основателя церкви великого князя Ярослава Владимировича. Выше, при разборе тематики суздальских врат (см. т. I, стр. 478— 486), было отмечено, что ангелы рассматривались на Руси как покровители доблестного воинства и, в первую очередь, князей. Вот почему им отведено столь видное место в церкви Нередицы, являвшейся великокняжеской постройкой.


Апостол Филипп. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

Остальная часть церкви украшена сценами из священного писания. Новозаветные сцены сосредоточены по преимуществу в трансепте, ветхозаветные же отнесены в западный неф. Среди первых следует назвать «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение» и цикл «Страстей» (с характерными подписями: «Заушають за ланиту», «Предается на распятие», «Как предасться на страсть»); среди вторых — «Жертвоприношение Авраама» и «Явление троицы Аврааму». Многофигурные композиции чередуются с многочисленными рядами святых. Ближе к алтарю расположены изображения преподобных мучеников и святых воинов, дальше от алтаря — святые жены. В западном нефе представлен отец Александра Невского Ярослав Всеволодович, подносящий модель церкви восседающему перед ним Христу. Эта фреска была, как доказал Ю. Н. Дмитриев, позднейшим дополнением и возникла около 1246 года, когда были исполнены и наружные фрески, украшавшие фасад храма (фланкированное фигурами Владимира и Ольги «Успение» и изображение Николая; «Преображение» было выполнено одновременно с росписями 1199 года). [ Ю. Дмитриев. Изображение отца Александра Невского на нередицкой фреске XIII века.—«Новгородский исторический сборник», вып. 3—4. Новгород, 1938, стр. 39—57. ]


Пророк Илья. Деталь росписи храма Спаса на Нередице близ Новгорода. 1199 год.

Наиболее интересной частью росписи Нередицы следует считать огромную монументальную композицию «Страшного суда», размещенную под хорами на западной стене и на примыкающих к ней стенах южного и северного нефов. Помимо традиционных элементов, эта сцена, названная в надписи «Страшный судищь», включает в себя ряд не совсем обычных фигур и эпизодов. Мы видим здесь «ад» в образе сатаны, восседающего на звере и держащего в руках Иуду; апокалипсическую блудницу, которая едет на чудовищном звере, грызущем человека; отдающее мертвецов «море», персонифицированное плывущей на драконе женщиной с сосудом в руках и в венце; отдающую мертвецов «землю», олицетворенную едущей на фантастическом звере женщиной; различные адские мучения, которые изображены в виде темноокрашенных квадратов с головами и надписями: «Тьма кромешнея», «Смола», «Иней», «Скрьжату зубом», «Мраз» и др. Особенно примечательна полная юмора сценка с богачом. Он сидит в огне и молит Авраама, на лоне которого расположилась душа бедняка Лазаря, облегчить его страдания. Показывая себе на язык, он взывает к нему: «Отче Авраме, помилуй мя и посли Лазоря, да умочить перст свой в воде и устудить ми язык, изъмагаю бо в пламени семь». На это стоящий перед ним сатана подносит ему сосуд с огнем и говорит: «Дроуже богатый, испей горящаго пламени».


Князь Ярослав Всеволодович, подносящий модель храма Христу. Фреска западного нефа храма Спаса на Нередице близ Новгорода. Около 1246 года.

В Нередице, как это было установлено В. К. Мясоедовым и М. И. Артамоновым, работало около десяти мастеров. [ В. Мясоедов. Фрески Снаса-Нередицы, стр. 16. М. Артамонов. Мастера Нередицы.—«Новгородский исторический сборник», вып. 5. Новгород, 1939, стр. 33—47. ]Хотя каждый из них придерживался своей манеры, тем не менее им удалось создать поразительный по единству ансамбль. Однако при внимательном изучении фресок Нередицы индивидуальные почерки главных мастеров выступают с достаточной четкостью, что позволяет распределить между ними основной состав фресок. Одному из этих художников принадлежат южная часть купольной композиции, пророки Аарон, Илья и Иона в простенках окон барабана, св. Чрепие над западной аркой, евангелист Марк, архангел Рафаил в южной люнете, вероятно, южная часть «Евхаристии» в алтаре, святители по той же стороне, питаемый вороном Илья, «Распятие» и «Снятие со креста» на северной стене. Его письмо характеризуется очень свободной и смелой манерой исполнения и широким использованием резких светов, переходящих в глубокие тени. Это письмо правильно сближалось В. К. Мясоедовым с техникой энкаустических икон IX—X веков, хранящихся в монастыре Екатерины на Синае. Другой мастер написал огромную композицию «Страшного суда», сделанную в пять приемов (в той ее части, которая расположена на западной стене), а также «Крещение», «Рождество Христово», «Введение во храм», «Сретение» и значительное количество единоличных изображений. Он пишет легко, без всякого нажима; в его лицах, с крупными изогнутыми носами и большими, несколько выпученными глазами, есть что-то стереотипное; он жидко накладывает краску и охотно пользуется сочными, глубокими тонами. Его смелое, спорое искусство, повидимому, наиболее отвечало новгородским вкусам XII века. Третий мастер (он — автор изображений Петра Александрийского, евангелиста Иоанна, апостолов Павла, Иоанна, Луки, Иакова и Симона, Христа-священника, Иоанна Предтечи из «Деисуса», первого ряда святителей на левой стороне апсиды до окна и второго ряда, кончая фигурой Иоанна Златоуста) работает в более графической, хотелось бы даже сказать — орнаментальной манере. Он накладывает света тонкими белильными мазками, образующими на скулах, щеках, на лбу узорные плетения. Его фигуры имеют стройные пропорции и небольшие головы; тщательно вырисованным рукам он уделяет всегда значительное внимание. Среди работавших в Нередице живописцев этот художник наиболее близок к мастерам, работавшим в Аркажском монастыре и в церкви Георгия в Старой Ладоге.


Голова князя Ярослава Всеволодовича. Деталь фрески западного нефа храма Спаса на Нередице близ Новгорода. Около 1246 года.

Рядом с этими тремя основными группами росписей в Нередице можно проследить и ряд других манер, но последние обнаруживаются с гораздо меньшей четкостью. М. И. Артамонов склонен объединять в две различные группы росписи верхних частей храма (Христос Еммануил, «Ветхий деньми», севастийские мученики, левая половина «Евхаристии», композиция конхи алтарной апсиды, пророки Моисей, Захария, Давид, Соломон, богоматерь и левый ангел в купольном «Вознесении» и другие) и фрески южной стены, юго-западного столба, верхних частей диаконика и средней части жертвенника, где преобладают единоличные изображения. Однако такое деление представляется во многих отношениях спорным. Более четкая стилистическая классификация росписей Нередицы наталкивается на большие трудности, так как все фрески исполнялись с учетом их расстояния от зрителя. На верхних фресках светотень резче, лики покрыты сплошь зеленым санкирем, по которому густо и широко проложены желтоватые света. На нижних фресках света положены по локальному желтому цвету; местами они перекрыты узкими белильными мазками бликов. Краски здесь менее густые. Кроме того, следует учитывать, что работавшие в Нередице художники составляли артель, возглавлявшуюся старшим мастером, который не мог допустить слишком большого расхождения стилей. В противном случае не получился бы тот целостный ансамбль, который так поражает в Нередице.

Фрески Нередицы отличаются в целом очень большой живописностью. Они исполнены в смелой, размашистой, энергичной манере письма. Мастера Нередицы в совершенстве владели фресковой техникой, которую они сумели обогатить новыми фактурными приемами и новыми цветовыми решениями. Надо видеть, как ловко они прописывают черной краской брови, ресницы и ноздри, как виртуозно наносят той же черной краской зрачок поверх голубоватой прокладки белков глаз, как легко они пишут седые волосы, сочетая белильные мазки с зеленым или голубоватым тоном, как остроумно варьируют оттенки волос при помощи желтых, красных, черных и голубоватых мазков, чтобы по достоинству оценить вклад новгородцев в средневековую монументальную живопись.

Хотя Нередица была княжеским храмом, ее росписи лишены тех черт, которые обычно так ценились в высших кругах феодального общества. В них нет ничего утонченного, изящного, хрупкого, им чужда нарочитая отвлеченность замысла, они не обнаруживают никаких точек соприкосновения с памятниками константинопольского круга. Это искусство глубоко почвенное, связанное с местными традициями. В полнокровности и реализме его образов с необычайной силой пробивается народная струя. И это тем более показательно, что мы имеем здесь дело с росписью, украшающей, как уже было отмечено, княжеский храм. Следовательно, сам княжеский двор принужден был серьезно считаться со вкусами посадских кругов, которые превратились в грозную силу.

Росписи церкви Благовещения в Аркажах, храма Георгия в Старой Ладоге и церкви Спаса на Нередице, связанные тесным стилистическим сродством, наглядно говорят о том, что в Новгороде сложилась к концу XII века своя школа фрескистов. Она претворила все заимствованное со стороны в единый стиль, который смело может быть назван новгородским. Вот почему так беспочвенны все попытки приписать эти росписи заезжим греческим мастерам. [ См. Ph. Schweinfurth. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930, стр. 100, 108, 109. ] Здесь работали, без сомнения, новгородские художники, имевшие за собой длительную местную традицию.

Следы деятельности новгородских мастеров были обнаружены в приходе Гарда на острове Готланде, где приходская церковь хранит скудные остатки старой живописи (фигуры двух святых по сторонам равностороннего креста), очень близкие по стилю к росписям Нередицы. [ Т. Арне. Русско-византийская живопись в гот.гандской церкви.— «Известия Комитета изучения древнерусской живописи», I. 1921, стр. 5—8. ] Фигуры расположены в арочках, связанных посредством петель с центральным медальоном, в который вписан крест. По всей вероятности, новгородские купцы в один из своих многочисленных наездов на остров привезли с собою русского мастера, которому и поручили расписать церковь.

(ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА под общей редакцией АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ, ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР В.С. КЕМЕНОВА И ЧЛЕНА-КОРРЕСПОНДЕНТА АН СССР В.Н.ЛАЗАРЕВА — Том II ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР МОСКВА 1954. Глава первая ИСКУССТВО НОВГОРОДА)

Все, кто хоть немного знаком с историей архитектуры и/или интересуется историей искусств, знают/читали / слышали о церкви Спаса на Нередице, которая находится на берегу реки Волхов возле Великого Новгорода.
Поэтому планируя поездку в Великий Новгород, считала посещение этой церкви обязательным.
В Новгороде узнала о том, что все памятники архитектуры и музеи города и окрестностей объединены в единый Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

Церковь Спаса на Нередице возведена новгородским князем Ярославом Владимировичем за три-четыре месяца 1198г. Храм задуман как мемориальное сооружение в память двух умерших сыновей князя и как усыпальница княжеской семьи. Предположительно, строил храм известный по летописям мастер Коров Якович "с Лубяней улицы".

Нередицкий храм - яркий, показательный памятник новгородского зодчества последней трети ХII века: средних размеров, одноглавый, трехапсидный, с позакомарным завершением фасадов, лаконичным декоративным решением, четырьмя квадратными столпами внутри, хорами и внутристенной лестницей.

Первоначально в юго-западной каморе на хорах находился придел, с западной стороны к зданию примыкал пониженный притвор-тамбур.

Отличительные особенности памятника - пониженные боковые апсиды, просторные хоры, полы из керамических разноцветных плиток, погребальные ниши-аркосолии в стенах.

9. сохранившаяся старая балка

11.
Сохранившиеся древние деревянные детали церкви.
12.

Наряду с Георгиевским собором храм некоторое время служил княжеским акрополем. В 1322г. здесь погребен князь Афанасий Данилович, брат великого московского князя и внук Александра Невского (саркофаг с его останками находится в диаконнике), в 1552г. - сын новгородского наместника князь Федор.

До начала ХХв. храм дошел без крупных перестроек, изменялись лишь конструкция кровли, размещение и форма окон, западные пристройки. Однако облик храма со временем стал иным.

В 1903-1904гг. архитектором П.П.Покрышкиным проведена первая реставрация церкви, одна из лучших в России того периода: укреплены конструкции, раскрыты и восстановлены многие древние формы (кровля, окна).
Но Вторая мировая война смогла сделать то, что не удалось векам: в 1941г. храм был превращен в руины, уцелела примерно половина объема кладки и 15% фресок.

В 1940-х гг. проведена разборка завалов с отбором фрагментов фресок. Здание было восстановлено в формах довоенного времени по точным обмерам П.П.Покрышкина. Затем в 1956-1958гг. были проведены реставрационные работы (архитектор Г.М.Штендер) и эта реставрация считается одной из лучших для своего времени и даже образцовой для руинированных памятников.
17.

В 1986г. под руководством Г.М.Штендера подготовлен новый проект реставрации, который осуществлен Новгородским музеем в конце 1990-нач.2000гг.

Реставрационные работы продолжаются до сих пор. Уцелевшие на стенах после разрушений военных лет росписи укреплены и реставрируются бригадой художников-реставраторов МНРХУ под руководством Т.А.Ромашкевич.
22.

Значительная часть разрозненных фресковых фрагментов находится в Новгородском музее на реставрации и готовится к подборке и установке на стену. Как сказал нам смотритель музея, периодически приезжают реставраторы и добавляют подготовленные фрагменты к уже имеющимся фрескам.
Но даже то, что сейчас можно увидеть, дает представление о том, как красива была церковь когда-то.
25.

Гораздо большее впечатление на меня произвела церковь снаружи. Она настолько гармонично вписана в окружающую природу, что кажется ее необходимой частью. Впрочем, это относится ко всем древним храмам. Умели древние зодчие находить место и строить так, чтобы было приятно и глазам, и душе.
29.

Как доехать до церкви. От автовокзала Новгорода ходит единственный в ту сторону автобус № 186. Выезжает из Новгорода в 8:25 утра, обратно в город возвращается в 16:00. Этого времени многовато для того, чтобы посмотреть церковь и Городище, которое находится неподалеку. Можно провести время на берегу реки Волхов до прихода автобуса, а можно попробовать поймать попутку. Стоимость проезда на автобусе 23руб.60коп.
Стоимость посещения музея 70 руб., студенты ВУЗов бесплатно.Фотографирование 50 руб.(можно со вспышкой). Смотритель музея может включить дополнительное освещение для съемки.
Основной текст и старые фотографии взяты из материалов Новгородского музея-заповедника, все остальные фотографии и билеты - мои.)