На какой высоте потерпел крушение ту 154. «Разве что — коллективное помешательство

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, наших коллег журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня. Об актуальных версиях — в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст — 40 лет, а ресурс — 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году. За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности — аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы — приняты военной приемкой. Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость — около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков — 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России — "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России. Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым. Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета. Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе. Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью о воду.

Минобороны назвало возможную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем По мнению комиссии по расследованию авиапроисшествия, самолет мог разбиться из-за ошибочных действий командира экипажа в результате "нарушения пространственной ориентировки".

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн. В результате Минобороны не нашло "нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза".

"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки — ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", — в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты "Коммерсант", опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле — он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать. По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат "сообщил" ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет "Коммерсант", и привело к крушению.

Впрочем, поставить точку в выяснении причин катастрофы должен Следственный комитет, который уже несколько раз продлевал сроки расследования. В прошлую среду знакомый с ситуацией источник сообщил РИА Новости, что специалистам понадобится еще несколько месяцев. По его словам, неоднократные приостановки обусловлены необходимостью проведения дополнительных следственных действий и сбора исчерпывающих доказательств по уголовному делу.

"Вполне возможно, что это — не последнее продление срока следствия в связи с тем, что сейчас проводится сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным", — подчеркнул источник.

В министерстве обороны России опровергли появившуюся версию о том, что катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за ошибки второго пилота.


Мгновение: Почему экипаж Ту-154 не вышел на связь?

"Все опубликованные слухи о якобы установленных причинах авиакатастрофы Ту-154 в Сочи — абсолютный бред и выдумка. Комиссия по расследованию авиакатастрофы продолжает работу, — сказал официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. — Считаем недопустимым и аморальным пытаться голословно обвинять кого-то и выдумывать какие-то выводы до завершения расследования".

Ранее издание Лайф сообщало о том, что после полной расшифровки чёрных ящиков эксперты назвали . По мнению якобы специалистов Минобороны, Ту-154 потерпел крушение из-за того, что борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа.

По словам источника Лайфа, знакомого с ходом расследования причин катастрофы, человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154. "Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками", — рассказал изданию источник.

Эксперты считают, что это произошло после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того, чтобы убрать шасси, убрал закрылки. Из-за этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел.

Также выяснилось, что ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.

сайт сообщала о том, что, согласно одной из версий, самолет Минобороны РФ упал после того, как на пытался совершить маневр вправо. При этом у него была сильно задрана носовая часть.

"Катастрофа произошла, когда пилоты убирали механизацию. При этом по непонятным причинам самолёт шёл с большим углом тангажа. По всей видимости, произошло его сваливание с эшелона во время манёвра вправо, — заявил ТАСС источник в силовых структурах. — В результате в конце разворота он столкнулся с поверхностью воды с левым креном на скорости около 510 км/ч". По мнению специалистов, причиной такой ситуации могли стать ошибка экипажа и проблема с одним из двигателей.

ФСБ России также установила очевидца падения авиалайнера, по словам которого, экипаж пытался посадить . Свидетель отметил, что положение самолета в воздухе показалось ему странным даже для посадки, поскольку летел с неестественно задранным носом, словно мотоцикл, поставленный на заднее колесо. Через мгновение самолет задел поверхность моря хвостом, который отвалился при ударе, после чего упал в воду и быстро затонул.

"Странное" снижение, о котором рассказал очевидец, могло быть вызвано рассинхронизацией уборки механизации крыла. По словам эксперта, по время взлета и посадки все части крыльев должны двигаться синхронно, а несинхронный выпуск закрылков, может привести к гибели лайнера, предположили эксперты.

"При неполной загрузке пассажиров, при наличии значительного количества пустых мест, можно загрузить самолет таким образом, и так рассадить пассажиров, что центровка выйдет за пределы допустимой. Это создаст проблемы на взлете и в полете, а, может быть, даже приведет и к сваливанию самолета в штопор.

На этом борту было 90 пассажиров. В Сочи они могли пересесть самостоятельно, ведь проводников-то нет. Пассажиры могли скучковаться на задних креслах, и это создало заднюю центровку, которая при взлете, после отрыва, ведет к задиранию носа, потере скорости и к сваливанию в штопор. Возможно, там была нарушена центровка из-за перемещения пассажиров", — вице-президент профсоюза летного состава России, заслуженный работник транспорта Альфред Малиновский.

"Наши специалисты, которые расследуют летные происшествия, одни из лучших в мире, и те выводы, которые они делают по результатам расследования, являются наиболее точными. Вспомните, например, тот же случай с Донецким самолетом, когда наши специалисты четко сказали, что и как произошло. Правда, мировая общественность отказалась принимать выводы наших экспертов и специалистов.

Было привлечено большое количество специалистов, работают аж три комиссии: в Адлере, и две в Подмосковье. То есть, непосредственно на Чкаловском аэродроме, еще привлечены силы 30-го института. Раньше это был головной институт ВВС, там тоже есть специалисты высокого класса. И, конечно, исследовательские центры, которые у нас в Раменском находятся, Люберецкий центр", — рассказал Pravda. Ru военный эксперт журнала "Арсенал Отечества", специалист в области применения военно-космических сил Алексей Леонков.

Участники расследования авиакатастрофы Ту-154 над Черным морем посекундно восстановили обстоятельства крушения лайнера. Об этом пишет «Коммерсант» .

В день крушения Ту-154 должен был совершить два тренировочных полета по перевозке войск (пассажиров), техники и грузов. Первый полет прошел штатно, но второй «с самого начала не задался». По мнению экспертов, командир Ту-154 Роман Волков «стал испытывать затруднения в определении своего местоположения» еще на земле - во время перемещения машины по рулежным дорожкам. Волков якобы «никак не мог понять», с какой из двух полос аэродрома ему предстоит взлетать и каким путем лучше выруливать к началу этой полосы.

В итоге лайнер поднялся в воздух в 5:24 с курсом 238°. Уже на седьмой секунде после взлета в кабине пилотов, по мнению участников расследования, возникла особая ситуация: «Волков начал эмоционально, с применением ненормативной лексики, выяснять у экипажа, каким именно курсом они взлетели». Капитан упустил контроль над параметрами взлета сам и отвлек от работы коллег, считают эксперты.

Затем Волков задал Ту-154 правильный тангаж 15°, но почти сразу же совершил первое «нелогичное» действие, отклонив штурвал от себя и замедлив набор высоты. На 53-й секунде полета, когда Ту-154 поднялся всего на 157 метров, Волков приказал убрать закрылки, хотя по регламенту это нужно делать на высоте 500 метров. Сам он при этом продолжал отклонять штурвал от себя. В итоге лайнер на отметке в 231 метр перешел на снижение.

Самолет начал быстро (по 6–8 метров в секунду) терять высоту, сработали предупреждения экипажа об опасном сближении с землей. Однако никто из летчиков не обратил на это внимания.

На высоте в 67 метров сработала сигнализация «Левый крен велик», а когда до воды оставалось 34 метра, Волков повернул штурвал до упора вправо, пытаясь исправить ошибку, но было уже поздно. На 73-й секунде полета Ту-154, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул. В момент столкновения левый крен был около 50°, а приборная скорость - 540 километров в час.

По мнению экспертов, катастрофе сопутствовали усталость и слабая профессиональная подготовка экипажа. Капитан Волков потерял ориентировку в пространстве, попав во власть так называемых соматогравитационных иллюзий. Вестибулярный аппарат «подсказал» ему, что самолет слишком интенсивно набирает высоту, и летчик начал опускать нос самолета.

Ту-154, летевший из Сочи в Сирию , потерпел крушение над Черным морем 25 декабря 2016 года. На его борту находились 92 человека, все они погибли. Среди жертв крушения оказались артисты ансамбля имени Александрова и Елизавета Глинка (Доктор Лиза).

В конце мая Минобороны огласило часть итогов расследования катастрофы Ту-154. Комиссия отвергла версии с некачественным топливом, перегрузкой и воздействием внешних факторов. По данным военного ведомства, катастрофа, скорее всего, произошла из-за нарушения пространственной ориентировки командира.

Утром 25 декабря, сразу после взлета из аэропорта Адлер, в Черном море разбился Ту-154 российского Минобороны. На самолете летели артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, которые должны были дать новогодний концерт на российской базе Хмеймим в Сирии. Их сопровождали съемочные группы Первого канала, НТВ и «Звезды». Всего на борту находились 84 пассажира и восемь членов экипажа.

Самолет Ту-154 (бортовой номер RA-85572) с артистами на борту вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский в 1:38 в ночь на 25 декабря. Он приземлился в Сочи для дозаправки - и в 5:25 по Москве вновь поднялся в воздух. Через 2 минут борт пропал с радаров во время набора высоты.

Спасатели нашли обломки самолета в полутора километрах от берега на глубине 50-70 метров. При этом сообщается о значительном разбросе поля обломков: по данным источника «Интерфакса», масляное пятно и тела погибших обнаружены в 6-8 километрах от берега, некоторые личные вещи находившихся на борту - в 14 километрах.

Причины катастрофы пока неизвестны. Судя по опубликованной записи переговоров с диспетчером, у экипажа не возникло никаких проблем перед взлетом в Сочи. При этом, как сообщает «Лайф», Ту-154 должен был дозаправляться в Моздоке, но выбрал другой аэродром из-за плохих погодных условий. Погода в Сочи была хорошей, уточнили в Росгидромете. Источники «Интерфакса» предположили, что на борту могла произойти критическая техническая неисправность, хотя ошибка пилотирования также не исключается. К настоящему моменту «черные ящики» (бортовые самописцы) Ту-154 обнаружены не были.

Президент Путин поручил создать госкомиссию по расследованию катастрофы. Возглавит правительственную комиссию по расследованию случившегося министр транспорта Максим Соколов. Ранее сообщалось, что руководить комиссией будет Дмитрий Медведев.

В Сочи создан оперативный штаб по приему родственников пассажиров потерпевшего крушение Ту-154. Глава города Анатолий Пахомов провел экстренное заседание комиссии по ЧС. В аэропорту работает штаб, где будут принимать родственников пассажиров. Здесь уже дежурят бригады психолог-психиатрической помощи.

«РИА Новости» сообщает, что на борт спасательного судна подняты тела семи погибших.

Понедельник в РФ объявлен общенациональным днем траура по погибшим в результате авиакатастрофы самолета Ту-154, заявил президент РФ Владимир Путин.

Пассажиры

На борту находился ансамбль песни и пляски Минобороны имени Александрова: 64 артиста летели на новогодний концерт, который должен был пройти на российской базе Хмеймим в Сирии. В числе погибших руководитель ансамбля, главный военный дирижер Российской армии Валерий Халилов. Их сопровождали тележурналисты Первого канала, НТВ и «Звезды», по три человека в каждой съемочной группе.

В списке пассажиров также известный гражданский активист, глава фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, также известная как Доктор Лиза. Она сопровождала гуманитарный груз для госпиталя «Тишрин».

На борту самолета находились директор департамента культуры Министерства обороны Антон Губанков и его помощница Оксана Батрутдинова. Губанков в 2008 – 2011 годах возглавлял Комитет по культуре правительства Петербурга, до этого работал в ленинградских и петербургских СМИ.

Семья каждого погибшего в крушении Ту-154 под Сочи военнослужащего получит страховую компенсацию в общей сложности более 5,8 млн руб. Об этом говорится в сообщении страховой компании «Согаз», где была застрахована ответственность Минобороны РФ за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушных судов. Страховая компания готова произвести выплаты в кратчайшие сроки. «Размер компенсаций семье каждого погибшего военослужащего составит в общей сложности более 5,8 млн рублей, из которых 2,3 млн руб. - страховая выплата и 3,5 млн руб. - единовременное пособие», - говорится в заявлении страховщика.

Самолет

Министерство обороны сообщило, что разбившийся самолет был выпущен в 1983 году, общий налет составляет 6689 часов. Последний ремонт борт прошел в декабре 2014 года, плановое обслуживание он прошел в сентябре 2016 года. Назначенный ресурс самолета составлял 37500 часов или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Экипаж

Управлял самолетом «опытный пилот, летчик первого класса Роман Волков». Источник «Известий» сообщил, что экипаж, перевозивший ансамбль в Сирию, был опытным: «Экипаж самолета был один из самых опытных на 800-й авиабазе. Они несколько раз на этом же борту выполняли роль лидера при перелете Су-30, Су-35 и Су-24 на Хмеймим».

Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова

Коллектив военных, позднее получивший название Ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, впервые выступил в 1928 году. Его организовал преподаватель Московской консерватории Александр Александров.

В 1937 году ансамбль, состав которого насчитывал уже 274 человека, получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже, объехав до того многие города Советского Союза и страны Европы.

Во время войны Александр Александров написал песни «Священная война», «Поэма об Украине», «25 лет РККА» («Несокрушимая и легендарная»), которые вошли в репертуар ансамбля и стали известными. Численность труппы тогда превышала 300 человек.

После смерти Александрова коллектив возглавил его сын Борис, ансамблю было присвоено имя его создателя.

С мая 2016 директором и художественным руководителем ансамбля является Валерий Михайлович Халилов. В штате ансамбля состоят 186 человек. В репертуаре ансамбля более 2000 произведений, в том числе авторские и народные песни и танцы, солдатские пляски.


Авиакатастрофы в Адлере

По данным Лента.ру, адлерский аэропорт печально известен в среде летчиков. В 2006 году трагедия произошла с Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявшем рейс по маршруту Ереван - Сочи. При заходе на посадку в аэропорту Сочи самолёт рухнул в Чёрное море и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 105 пассажиров и 8 членов экипажа погибли.

В числе жертв Артур Тумасян, игрок КВН, сценарист, один из авторов популярного шоу Comedy Club.

В октябре 1972 года под Адлером потерпел катастрофу Ил-18В компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 109 человек. Выяснить истинную причину катастрофы оказалось невозможным, так как обломки лайнера затонули на глубине около 1000 метров.

После череды летных происшествий в аэропорту Адлера была запрещена посада со стороны гор. Воздушные ворота принимают лайнеры исключительно сто стороны моря. Эксперты отмечают, что трудности у пилотов возникали преимущественно с посадкой самолетов, а не при взлете.

Эксперты Минобороны РФ завершили полную расшифровку черных ящиков и смогли назвать окончательную причину , который 25 декабря 2016 года над Черным морем. По утверждению специалистов, в которой , произошла из-за совокупности факторов - самолет был перегружен и во время управления воздушным судном второй пилот допустил ошибку, пишет L!FE .

ВВС

По данным источника, приоритетной следователи считают пресловутый человеческий фактор. По убеждению экспертов, проблема с закрылками, из-за которых самолет резко стал терять высоту, была напрямую связана с ошибкой второго пилота пассажирского самолета, 33-летнего Александра Ровенского.

"На третьей минуте полёта, когда Ту-154 находился на высоте 450 м над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости. В результате машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками. От этого лайнер перешёл в запредельный угол атаки, экипаж всеми силами пытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, но сделать этого уже не успел", - сообщает источник, знакомый с ходом расследования причин авиакатастрофы в Сочи.

Минобороны РФ

Специалисты уверены, что причиной сбоя в работе механизма самолета стала банальная - при взлете лайнера вместо шасси, он дернул не за тот рычаг, и убрал закрылки. Это является основной версией причин трагедии, в которой погибли участники ансамбля им.Александрова, легендарная и 9 журналистов российских телеканалов, которые летели в сирийскую Латакию, чтобы дать благотворительный концерт военным из РФ, которые вынуждены в Новый год нести службу в Сирии.

Также в Минобороны добавляют, что ситуацию после усугубил еще один фактор - перегрузка воздушного судна. В багажном отсеке Ту-154 всё было заполнено "под завязку". Поэтому хвостовую часть лайнера потянуло вниз.


ВВС

Спасти машину, по мнению экспертов, было невозможно - не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился, что привело к гибели всех находившихся на борту. Источник подчеркивает, что нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, но быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.

При этом эксперты Минобороны РФ, считают оглашенную причину крушения Ту-154 "" преждевременной. Специалисты подчеркивают, что ещё предстоит колоссальный объём работ по сбору и выкладке обломков лайнера, чтобы говорить о точных причинах трагедии.

Напомним, авиакатастрофа в Сочи произошла 25 декабря 2016 года. Самолет Ту-154 Минобороны РФ в 5:40 утра по мск в 1,7 км от побережья Сочи потерпел крушение над Черным морем. Борт, на котором находилось 92 человека, летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.