Мон сен мишель план. Мон-Сен-Мишель: личный опыт посещения чуда Нормандии

Аббатство Сен-Мишель (Saint Michel de Cuxa на каталанском — Сан-Мигель де Кюкса) в местечке Codalet в регионе Лангедок-Русильон , в Восточных Пиренеях, было основано бенедиктинским орденом монахов. Это был важный религиозный центр во времена аббата Олиба. Теперь некоторые колонны монастыря вывезены в Нью-Йорк, где являются частью музея клуатров. Но даже то, что осталось, представляет собой сокровище романской архитектуры.

Аббатство Сен-Мишель де Кукса, основанное бенедиктинцами в 878 году, является образцом ранней монастырской . Этот стиль быстро завоевал популярность во Франции и Испании. Изящные арки в мавританском стиле пронзают массивные стены аббатства, освященного в 974 году. Крыт

История аббатства Saint Michel de Cuxa

История аббатства Saint-Michel-де-Cuxa начинается с наводнения … Изначально существовала весьма почитаемая в Каталонии обитель Сан-Андре-де-Эскалада в местечке Eixalada, основанная в 840 году. Но в 878 г. река Têt, у русла которой был расположен монастырь, вышла из берегов. Наводнение уничтожило обитель, а уцелевшие от стихии монахи были вынуждены укрыться в Cuxa, под защитой графов .

Протасиус, аббат старого монастыря, обратился к графу Конфлану и Русильона, Миро Старому, с просьбой выделить им место под строительство новой обители. Миро Старый удовлетворил их просьбу, подписав в июне 879 году нужные бумаги. Первая монастырская церковь была построена на личные деньги графа Конфлана. Все привилегии и земли уничтоженного монастыря Эскалада были переданы новому аббатству. В результате уже через четыре года после основания, монастырь Сан-Мигель де Кюкса стал одним из богатейших и влиятельнейших аббатств Каталонии.

Миро Старый покровительствовал не только аббатству Saint Michel de Cuxa, но и другим монастырям. Благосклонностью графа пользовалось аббатство Лаграс. Он также содействовал основанию монастырей Сан-Хуан-де-лас-Абадесас и Санта-Мария-де-Риполь.

В 940 году, по инициативе графа Синифрида II Серданского, была построена церковь Сен-Мишель. В 956 году здание было переделано, став более просторным. Главный алтарь новой церкви был освящен 30 сентября 974 года Гари, монахом из монастыря Клюни на Луаре, основавшего 5 монастырей на юге Франции.

Когда венецианский дож Пьетро I Орсеоло принял совет Ромуальда стать монахом, он оставил свой кабинет и исчез в ночи, появившись потом именно в монастыре Saint Michel de Cuxa, в сопровождении самого Ромуальда и его компаньона, Маринуса, основавшего поблизости эрмитаж (вариант маленького монастыря, уединенное жилище отшельника или группы отшельников, решивших в уединении вести религиозную жизнь).

Архитектура аббатства Saint Michel de Cuxa

Монастырь Saint-Michel de Cuxa — это выдающийся памятник, характеризующий переход от до-романской к романской архитетуре в течении всего 1 поколения.

Колокольня Saint-Michel de Cuxa

Уже издалека вы можете любоваться красивой колокольней 11 века с ее четырьмя этажами. Она украшена аркатурами — рядом декоративных ложных арок на фасаде — характерными для ранне-романской архитектуры. Также для этого периода типичны отверстия в стене и сам силуэт башни. Эти же элементы можно найти у северо-итальянских построек того же периода, что доказывает существовавшую связь между этими регионами.

Стандартизация — другая особенность ранне-романского искусства в 11 веке. Этот был построен на деревянной опалубке, которая сохранила свои отпечатки в известковом растворе. В период 1010 — 1040 гг, аббат Олиба возвел две колокольни и западную часть монастыря в виде двух наложенных церквей перед большой церковью 10-го века.

Крипта Saint-Michel de Cuxa

Посещение монастыря Saint Michel de Cuxa начинается со склепа — крипты. Потайная, как пещера, церковь Рождения Христа (Nostra Senyora del Pessebre) приглашает к медитации вокруг центральной колонны, 7 метров в окружности, которая поддерживает центральный круглый свод.

Другие своды того же периода расположены вокруг крипты Рождения Христа, под атриумом, отделяющим верхнюю (разрушенную) церковь Троицы от дороманской церкви Св. Михаила.

Церковь св. Михаила

Вход в церковь — через клуатр. Дороманская церковь св. Михаила (Сен-Мишель) — это большая юазилика, построенная в период 956 — 974 гг аббатами Понсом и Гарином. Ее длинный неф и обширный трансепт напоминает великие церкви Рима. Проход состоит из двух больших квадратных апсид и двух часовен с круглыми апсидами в направлении трансепта. Первоначально это огромное здание было не сводчатым, а покрытым деревянными балками.

Главной характеристикой церкви являются арки в виде подковы. Эта форма (кривая выходит за рамки полукруга) особенно заметна в трансепте, так как аркады нефа были увеличены в 16 веке. Арки в виде подковы, строительство которых продолжало существовать в той или иной форме вплоть до эре вестготов, — наследие от позднеклассического периода. Арабская мусульманская цивилизация также черпала вдохновение от этих форм, отчего долгое время считалось, что церковь Saint Michel de Cuxa была построена под влиянием мусульманского искусства, несмотря на то, что арабы покинули эту территорию за два века до ее постройки.

Углы и колонны большой церкви были построены из огромных, часто восстановленных, тесаных каменных глыб, а сами стены закончены с кладкой из грубых, нерегулярных камней. Этот метод строительства отличается от ранней, 11-го века, романской архитектуры, где камни, даже не обтесанные, были формированы, регулярно расположены в соответствии с пропорциями.

После пожара в 14 веке, два отсека хоров были переделаны с арочными сводами. Крыша нефа современная: она была восстановлена уже после 1950 года.

В 11 веке большая церковь была изменена за счет добавления сводов к ее проходам, постройки колоколен на концах трансепта (северная башня рухнула в 1838 году) и что-то типа амбулатория примерно в 10 веке.

Клуатр Saint-Michel de Cuxa

Клуатр — это типичная для романского и готического стиля крытая галерея по периметру закрытого прямоугольного внутреннего дворика монастыря. Клуатр монастыря Saint Michel de Cuxa был перестроен в 1949 — 55 гг с аркадами и капителями, остававшимися в городке Prades или в частной собственности.

Первоначально клуатр был закрыт с четырех сторон, а вокруг него группировались здания, находящиеся в коллективной собственности монахов: трапезная, общежитие… Все эти здания были снесены после 1789 года. Без сомнения, клуатр был работой аббата Грегори воторйо половины 12-го века. Он знаменует собой возрождение скульптуры в романском искусстве в этом региона и открывает работу по мрамору.

Декор капителей колонн примечателен непривычнм отсутствием повествовательных субъектов и человеческих фигур. В основном он вдохновлен символами, фантастическим бестиарием (львы, обезьяны), чудовищами и растительными мотивами.

Реконструкция клуатра также включала капители от бывшей крестной перегородки, чья цель была отделить место, предназначенное для монахов. Она была демонтирована в 16 веке, но некоторые ее фрагменты были повторно использованы в аббатстве, до того, как они были дальше рассеяны в 19 веке. В изолированном северо-западном углу можно увидеть больше повествовательных субъектов, Христа с бородой, ангелов и серафимов. Ворота нынешней церкви — это фронтальная арка от бывшей крестной перегородки. На ней можно увидеть льва св. Марка (слева) и быка св. Лукаса (справа), а также полный декоративный репертуар 12-го века.

Посещение монастыря Saint Michel de Cuxa

Время работы:

  • май — сентябрь: 9:30 — 11:50 и 14:00 — 18:00
  • октябрь — апрель: 9:30 — 11:50 и 14:00 — 17:00

Туры

  • с экскурсоводом на французском, каталанском и немецком языках для групп от 15 человек по запросу.
  • Время экскурсии — 1:15.

Стоимость входного билета:

  • полный тариф — 5 €
  • Pass — 4,50 €
  • Дети 12 — 17: 3 €
  • Дети до 12 лет — бесплатно
  • Группы — 3,50 €

Адрес:

В окрестностях Abbaye Saint Michel de Cuxa (Codalet):

8 км
4 км
Molitg les Bains 10 кмТермальный курорт
Mosset 10 км
10 км

Еще в окрестностях Abbaye Saint Michel de Cuxa (Codalet):

  • — рекомендуется съездить (4 км)
  • Eglise de Sainte Marie de Marcevol (Arboussols) — религиозный памятник (4 км)
  • — (8 км)
  • Mosset — (9 км)
  • — (10 км)
  • enceinte / форт (укрепления Вобана (

Помните, мы рассматривалис с вами . Хоть он и не на вершине скалы, но чем то напоминает своим стремлением к недоступности. Но давайте обратим внимание на фотографию и отправимся во Францию.

Городок - Ле-Пюи-ан-Веле (Le Puy-en-Velay). 269 ступеней ведут наверх, к выступу скалы на вершине горы вулканического происхождения Тут находиться Церковь Сен-Мишель д"Эгиль (Saint-Michel d"Aiguilhe) .




Первоначально здесь находилась капелла, сооруженная в 961 году в каролингском стиле, - квадратная капелла с тремя апсидами; позднее она была превращена в хор романской церкви. Эта церковь была пристроена к капелле в XII веке и заняла всю оставшуюся часть скалы. Ее строителям пришлось приноравливаться к особенностям местности, и потому церковь получилась почти овальной в плане. Капители несущих колонн и даже фасад церкви изобилуют рельефами.

Какой то подробной исторической информации в интернете почти нет.

Часовня была построена в 962 году на руинах древнеримского храма бога Меркурия.В последующие времена часовня, сооруженная на почти 100-метровой скале (если быть совсем точными - высотой 82 метра), находящейся посреди городка, была неоднократно перестроена, а сейчас Ле-Пюи-ан-Веле часто выступает в роли отправной точки т.н. «христианского туризма» - паломничества в знаменитый Сантьяго-де-Компостела в Испании. Чтобы добраться до часовни, надо преодолеть 268 достаточно крутых ступеней.

Вот как описывает это место в своем романе Катрин Бенцони:

"Пюи-ан-Веле! Город, разливавшийся подобно гигантскому разноцветному потоку от портика великолепной романской церкви с ее короной из башенок и куполов. Катрин и брат Эйсебиус некоторое время созерцали это удивительное зрелище, открывшееся их глазам. Изумленный взгляд Катрин переходил от святого холма, древнего Мои Ани, выделявшегося на фоне голубого неба, к стоявшей близ него огромной скале, а затем к находившейся неподалеку вулканической вершине Сен-Мишель-д"Эгиль, которая, подобно персту, была гордо устремлена в небеса и увенчана маленькой часовней. Все в этом странном городе, казалось, служило Богу. Все пришло от него и возвращалось к нему... Пройдя через ворота и направляясь к центру города, путешественники были поражены ярким убранством царившей здесь суматохи. На крышах домов развевались знамена и вымпелы, из окон, выходящих на улицу, свисали длинные полосы цветного шелка и гобеленов. Катрин с удивлением увидела группу шотландских стрелков, пробиравшихся сквозь толпу.

- В городе что-то празднуют, - сказал брат Эйсебиус, молчавший весь день, - но что?

Катрин промолчала. Она сочла, что нет необходимости отвечать ему, но все же окликнула мальчишку, пробегавшего мимо с кувшином по дороге к источнику.

- Что означают все эти знамена, шелковые полотнища и вся эта суматоха?

Паренек взглянул на Катрин карими глазами, весело блестевшими на живом веснушчатом лице, и вежливо сиял свою зеленую шляпу.

- Господин наш король въехал в город позавчера вместе с мадам королевой и всем двором, чтобы помолиться нашей Богоматери и провести здесь Пасху перед поездкой в Вьенну, где собираются Генеральные штаты. Вам трудно будет найти себе жилище. Все гостиницы переполнены из-за того, что сегодня должен приехать монсеньор коннетабль...

- Король и коннетабль? - спросила Катрин с удивлением. - Но они же в ссоре!

- Точно! Наш король избрал собор местом, где намерен снова вернуть ему свою благосклонность. Они проведут сегодня вместе пасхальные бдения.

- А пилигримы собираются здесь для путешествия в Компостслу?

- Да, милостивая госпожа. Странноприимный дом у собора полон ими. Вам нужно поторопиться, если хотите присоединиться к ним.

- Все пилигримы снаряжаются в лавке мэтра Крауза. У него можно купить самую прочную и лучше всего сделанную одежду...

- Спасибо, - прервала Катрин, заметив, что обычно ничего не выражающие глаза брата Эйсебиуса с любопытством устремлены на нее. - Нам нужно идти, чтобы найти себе приют."


Кликабельно 3000 рх



Кликабельно



Кликабельно




Кликабельно






Справа от церкви Сен-Мишель находится бывшая церковь аббатства Сент-Этьен. Сегодня Ла Неф служит местом расположения культурного центра. Большую часть здания занимает городская библиотека.

Под сводами церкви также размещается Музей Франсуа Рюда, где представлены слепки работ этого дижонского скульптора. Вход сюда бесплатный (дверь справа).

В конце зала - барельеф Марсельеза с парижской триумфальной арки.

Скульптура Наполеона.

Дижонский театр - свидетель многовековой истории: когда-то здесь возвышалась часовня Сент-Шапель.

Но в начале XIX века архитектор Жак Селерье построил на ее месте знание в необычайно модном для того времени неоклассическом стиле.

На площади Освобождения находится Музей Маньен (musée Magnin).

Своим появлением музей Маньен обязан двум страстным коллекционерам — брату и сестре Морису и Жанне Маньен, собравшим внушительное количество картин, рисунков и скульптур XVI-XIX столетий.
Портрет Жанны Маньен.

Экспонаты были куплены ими в период с 1881 по 1935 год на открытых аукционах.

Маньены не гнались за громкими именами, но искали самые показательные для той или иной эпохи работы, поэтому при осмотре галереи очень интересно следить за развитием европейского искусства на протяжении веков.

Свои сокровища Морис и Жанна разместили в особняке Лантен (hôtel Lantin) постройки XVII века, который в 1829 году купил их дед. По воле брата и сестры всё собрание после их смерти отошло государству.
В фондах музея насчитывается более двух тысяч произведений искусства, выполненных итальянскими и французскими мастерами, а также представителями северных регионов Европы.

Неподалеку от площади Освобождения находится Дворец Правосудия (Palais de Justice, бывший Palais du Parlement).

Изначально здание было построено для Бургундского парламента в XVI веке. Во дворце расположен зал Святого Людовика с величественной часовней Святого Духа и «Золотой комнатой» - залом открытых заседаний.

Архитектором проекта был Гуго Самбен (Hugues Sambin), он же лично занимался декорированием фасада и украсил резьбой деревянную входную дверь. В 1571 году был закончен фасад здания и Зал Парламента.

Если прогуляться вокруг Дворца правосудия можно увидеть и полюбоваться фасадами частных особняков и резиденций, характерных для квартала, где проживали члены дижонского Парламента.

Наибольшую известность приобрел особняк Легуса де Герланда на улице Вобан (rue Vauban): он привлекает внимание изящным фасадом, полукруглым двором, навеянным архитектурой Королевской площади, а также изумительными сторожевыми башенками. Ворота в особняк охраняют каменные львы.

Церковь Святого Иоанна , что на площади Боссюэ - одна из старейших церквей в городе, построенная в период с 1448 по 1470. Отличающаяся просторными хорами и двумя высокими башнями, эта церковь являла яркий образец архитектуры времен Великих герцогов.

В церкви, переоборудованной в 1974 году, сегодня находится театр Дижон-Бургундия, государственный центр драматического искусства.

Статуя Жака Бениня Боссюэ, епископа Мо, установлена на месте разрушенной апсиды церкви Святого Иоанна, следы которой можно видеть до сих пор.

Неподалеку находится церковь Святого Филибера (Église Saint-Philibert de Dijon) - бывший приходской храм виноделов.

Вплоть до Великой французской революции под ее сводами проходили выборы мэра города. В середине XII века церковь была реконструирована в лучших традициях романской архитектуры Бургундии. В период Революции храм служил конюшней, а затем складом соли. В 20 веке церковь была восстановлена и использовалась как выставочная площадка, но после установки отопительной системы, стены церкви были безнадежно испорчены в результате развития грибка, образовавшегося из-за длительного контакта с солью, и ее снова пришлось закрыть в 1979 г.

Несмотря на интересный и необычный фасад церкви Нотр-Дам сильное впечатление произвел на меня собор Святого Бениня (Cathédrale Saint-Bénigne de Dijon) с великолепной разноцветной крышей, характерной для фламандской архитектуры.

Внутри собор полон света.

Собор был построен на месте старой монастырской церкви, построенной в 1001 году, которая в свою очередь тоже была построена на руинах предыдущей церкви 511 года постройки и посвященной Святому Георгию.

От старой монастырской церкви сохранилась крипта - истинный шедевр бургундского романского стиля.

Именно здесь предположительно находились останки Святого Бениня.

С левой стороны собора примыкает строение, относящееся к некогда находившемуся здесь монастырю. Сейчас здесь находится археологический музей.

Продолжая следовать за Совой по кварталу Святой Анны (rue Sainte-Anna), мы дошли до капеллы кармелиток . Орден кармелиток стал первым женским религиозным объединением, появившемся в городе в 1605 году, в период возрастания религиозной напряженности между католиками и протестантами. Капелла, сооружение которой было завершено в 1642 году, выполнена в типичном для Контрреформации стиле. Это единственное здание подобного рода, сохранившееся в городе.

Бывшая бернардинская церковь Святой Анны .

Величественный храм святой Анны из белого камня был построен в XVIII веке. Это была одна из самых красивых церквей Дижона, выполненная в необычном для этого города архитектурном стиле барокко. Когда-то купол храма был медным, однако металл под воздействием окружающей среды окислился и приобрел красивый серо-зеленый цвет.

Сегодня в ней находится Музей сакрального искусства .

Здесь также хранятся деревянные фигурки Мадонны, но самая ранняя, как мы помним, находится в Нотр-Дамм.

Остальные строения и внутренний дворик бывшего монастыря кармелиток принадлежит Музею бургундской жизни.

Садик имени Жана де Бербизе.

До сих пор мы послушно следовали совиным подсказкам. Поэтому, когда сова неожиданно отклонилась от старого города в сторону железнодорожного моста, мы доверчиво последовали за ней.
Совсем скоро мы оказались около Музея естественной истории .

А за входной решеткой перед нами открылся Ботанический сад Аркебузы площадью 5 га. Приятная атмосфера, тенистые аллеи.

Сад был спроектирован в 1773 года Бениньем Легусом Герландом (помните его дом и дворик с закосом под королевскую площадь?) и разбит на этом месте в 1833 году.

Посмотрите только сколько разновидностей сорта винограда Пино Нуар!

Именно здесь, в винограднике, мы встретили нашу старую знакомую - бургундскую улитку!

Сад состоит из трех частей: в восточной части расположен сад в преимущественно традиционном стиле с цветочными грядками, лужайками и площадками для игры в шары, в западной части находится дендрарий в английском стиле, в центре разбит ботанический сад.

Каждый год руководство Ботанического сада отправляют более 6000 пакетиков семян по всему виду.

Кстати в саду Аркебузы в 1878 году впервые в департаменте Кот-д’Ор появилась филлоксера виноградная. Вредитель напал на виноградные кусты и уничтожил бургундские виноградники!

На аллеях сада, располагающих к неспешным прогулкам, вас ожидают удивительные открытие: беседка «Храм любви» (кстати, в то время, когда мы были в саду, здесь было множество инсталляций на тему любви),