Путешествие на легковом автомобиле по уралу. Маршрут путешествия по уралу на автомобиле

⇐ Предыдущая часть | ⇒

В заключительной части рассказа о поездке на Урал я подведу бухгалтерские итоги, расскажу во сколько может обойтись подобная недельная поездка на машине в погоне за пельменями. Опишу наш автомобильный быт и покажу сам автомобиль, куда мы на нем заезжали и зачем. Как застряли в Магнитогорске. Как дороги Владимирской области забрали у нас одно колесо. Как сломали Tilt-Shift объектив. Что такое башкирский буфет «Гузель» и многое другое.

По традиции, мы изменили наш маршрут уже во время поездки. Решили не ехать через север. По словам читателей, дорога там намного хуже, чем M-7. Итоговая карта передвижения:

1. Мы выехали в пять часов вечера и в полночь уже пили чай в Нижнем Новгороде вместе с знаменитым Лехой Лифановым lifanov_l_bpyc . Дело происходило в лаунж-баре «Bar Mesto». Там было вкусно и недешево, что не особо ложилось в нашу концепцию дешевых путешествий и питания в придорожных кафе. Заранее скажу, что это уже вторая концепция, которая рухнула вслед за первой - безалкогольной. Об этом ниже.

Федеральная трасса «Волга» М-7 от Москвы до Уфы скучна и волниста. Самый плохой участок дороги находится в Чувашии перед Чебоксарами. Удивительно, как дорога с федеральным значением может иметь такое убитое покрытие. По дороге туда (то есть в сторону Урала) было еще сносно, но одновременно невыносимо - сразу после Нижнего ввалил такой сильный снег, что четыре сотни километров до Казани мы ехали всю ночь. Видимость была нулевая, трафик тоже, куда ехать - не понятно. Зато снегом выровняло все колдобины и ямы. К тому времени, когда мы ехали обратно все растаяло, разжижилось и поползло. Я очень переживал за целостность дисков, но до Владимирской области они доехали благополучно.

Типичные пейзажи из окна:

2. От МКАДа до ЧКАДа проехали ровно 1790 километров. Ехали без ночевки около 30 часов.

3. Перед поездкой нас пугали башкирскими гаишниками, а вот про придорожные кафе ничего не говорили. Оказавшись в Башкортостане, мы сразу напряглись и включили двойной контроль дорожных знаков. Перед ответственным перегоном было решено отзавтракать в буфете «Гузель». Ощущения, как после бани прыгнуть в ледяное озеро, так после «Bar Mesto» позавтракать у Гузели. Помыть руки в туалете - 10 рублей с человека. Туалет - отдельностоящая постройка, закрываемая на ключ, который выдается на кассе. Курить в постройке запрещено, курение платное - 100 рублей. Еда так себе. «Из-за стола орать - это еще не заказ» - ответили мне на вопрос о готовности мант.

4. Ближе к Уралу пейзажи становились все живописнее и холмистее.

5. В Башкортостане порадовала забавная особенность расстановки дорожных знаков. Знаки обгон запрещен стоят исправно, а знаки отмены запрета куда-то все исчезли. Разметки тоже нет. И вот бывало ползешь себе 70 км/ч за грузовичком, дорога прямая, широкая и с ямами. А обогнать страшно - права жалко.

6. Дорога от Уфы до Челябинска хоть и идет через горы, но она не такая интересная, как дорога через Магнитогорск. Хотя, в обоих случаях мы так и не сделали ни одного кадра - виды вроде бы красивые, да снимать нечего.

7. Настоящая красота началась на производствах Урала. Именно промышленные виды, заводы и фабрики, были целью нашей поездки. За пять дней на Урале мы успели многое: посетить пять крупных производств черной и цветной металлургии, залезть на десяток челябинских крыш, накатать две тысячи километров между уральскими городами (логистика передвижения подкачала) и застрять на трамвайных путях в Магнитогорске.

В этот раз нам достался просторный и большой (по сравнению с предыдущей поездкой) автомобиль Chevrolet Orlando LTZ (максимальной комплектации).

2.0D Turbo, дизельный, 163 л.с. (120,0 кВт)
Автоматическая 6-ступенчатая коробка передач
Комплектация LTZ

9. На часть производств мы заезжали прямо на автомобиле и катались между грузовиков и бульдозеров. Особенно нарядная территория оказалась в Первоуральском новотрубном заводе и на Высоте 239. Там можно хоть свадьбы снимать. Стопроцентный арт.

10. Карабашмедь.

11. Добрые люди из руководства одного из металлургических комбинатов подарили нам большой том русской литературы. Внутри тома аккуратно лежала бутылка водки. После ледяных ночей служила средством профилактики ОРЗ. У нас же безалкогольный трип.

12. Открытием всей поездки стал, конечно, Магнитогорск. В него ведет идеальная дорога от Челябинска, которой позавидует вся Чувашия. По пути температура за бортом опускалась до -40º, на небе светила луна, а встречные машины встречались раз в час. Въехав в Магнитогорск, погода резко изменилась - потеплело сразу на 15º и пошел мелкий снег. Потом мы разобрались, что въехали в магнитогорские облака меткомбината. Город выглядел примерно так:

13. Магнитогорск - один из крупнейших мировых центров чёрной металлургии, в морозные дни наполовину скрытый в облаках собственного производства. Мы заселились в неплохом отеле Корона на Комсомольской улице и в два часа ночи решили посмотреть город. В фойе вместе с охранником сидел его подвыпивший друг:
- Доброй ночи. Есть ли в городе смотровые площадки, откуда открывается хороший вид? - обратился я к компании.
- Е-е-есть, на том берегу. - протянул друг.
- На карте покажите? Мы бы туда сейчас прогулялись.
- Сейчас? Вы с ума сошли? Там же эти, заводские. Ну они все это, того, типа.
- Мы на машине.
- А-а-а, на машине, тогда другое дело. Мы думали вы так...

Со смотровой площадки открылась лишь часть Магнитогорска.

Часа в четыре ночи случилась забавная ситуация. Я решил развернуться через трамвайные пути - они были в один уровень с дорогой с накатанным снегом. Под снегом асфальт, прямо как у нас в Москве, подумал я, и развернулся. Мы сделали несколько фотографий и решили ехать в отель. Я начал еще раз разворачиваться и сел между рельсами. Оказалось, что никакого асфальта между путями нет, только снег. Коля толкал меня, толкал, да не вытолкал. Сели намертво, брюхом на рельсы.

Ночь с субботы на воскресение, на улице -36 градусов. Словно дракон пыхтит и рычит металлургический комбинат. В облаках пара и дыма со звуком пролетающего сверхзвукового истребителя извергается гигантский вулкан синего цвета. Потом гаснет, и вот уже в другой стороне вспыхивает яркое зарево - сливают шлак. На дороге никого, кроме белого Chevrolet Orlando поперек трамвайных путей. Утешало одно - солярки должно было хватить до утра, когда поедет первый трамвай с металлургами.

Вдруг остановилась крохотная легковушка. Открылось запотевшее окно водителя.
- Че, застряли?
- Да, а у вас трос есть?
- Троса нет, мы в аэропорт опаздываем.
- Ну может попробуем толкнуть быстро?
- Быстро только. - и откуда-то из машинки вышло целых пять человек!

Вшестером вытолкаем, подумал я! Но машина даже не сдвинулась с места. Ребята испачкались, пожелали нам успехов при встрече с утренними металлургами и уехали в аэропорт. С другой стороны остановился какой-то охранник на Ниве, но тоже без троса. Пришлось найти трос в нашей машине. Оказалось, что в аварийном наборе было все, даже жилетка с перчатками. Стали тянуть. Нива натужно ревела и глохла. Воняло сцеплением. В какой-то момент сложилось впечатление, что ВАЗ сейчас умрет, но все же отечественный автопром смог вернуть нас на дорогу. Я отблагодарил водителя и пообещал себе больше не разворачиваться через трамвайные пути в Магнитогорске.

14. Утром картина особенно не изменилась, поэтому мы проспали завтрак.

16. Вид из Европы в Азию. Город расположен на восточном склоне Южного Урала, на реке Урал (правый берег в Европе, левый - в Азии).

17. Хитрая штуковина в стиле диспетчерской вышки. Одна из немногих конструкций комбината, которую видно в облаках.

18. Было очень грустно уезжать из Магнитогорска. Город нам понравился. «Первый социалистический город на Урале» требовал к себе больше внимания, но дела в Москве не могли ждать. До дома оставалось 1600 километров пути.

19. Теперь несколько слов про Chevrolet Orlando. Несмотря на хороший передний обзор, снимать через лобовое стекло, увы, не получалось. Картинка плыла как при съемке через иллюминатор самолета.

20. В этот раз все наши вещи замечательно поместились в багажнике, даже челябинскому венику нашлось место. А бумбокс сломался и опять не поехал. Стоит отметить, что с каждой поездкой мы берем с собой все меньше и меньше ненужных вещей. Например, на Байкал, мы уже не стали брать два красных ведра.

Непростительным попустительством был то факт, что сверху на всю эту кучу добра мы клали свои фотоаппараты. Ночью, при разгрузке у отеля Магнитогорска одна из камер (Canon Mark III) вывалился и упал вниз Tilt-Shift объективом. Сломался фиксатор одной из подвижек. Воскресение официально было объявлено днем траура.

21. Вообще, Orlando - это 7-местный автомобиль. Задние сидения складываются, образуя ровный пол и довольно объемный багажник, но c высоким уровнем погрузки. Если сложить средний ряд, отодвинуть передние сидения и подложить что-то под голову, то можно спокойно двоим переночевать d машине (только при этом куда-то переложить все вещи).

22. Тот же ракурс, только сбоку.

23. Если использовать задние два кресла, то объем багажника сокращается до размеров бардачка. То есть в городе на автомобиле могут комфортно передвигаться 7 человек, а вот на дальняк - вариант сомнительный. Нужно как минимум ставить багажник на крышу.

24. Панель приборов не сильно отличается от Chevrolet Cruze. Все тот же стиль «трансформеров», похожие материалы отделки. В целом все удобно и уже привычно. Главное, что есть крутилка для регулировки громкости)

Я был очень рад, что нам достался дизельный автомобиль. Турбированный мотор мощностью 163 л/с с легкостью разгонял наш автобус в моменты обгона. С динамикой разгона проблем никаких не было. Ехать с таким мотором - одно удовольствие.

До Нижнего Новгорода дорога была ровная и без снега. Средний расход с учетом вечной пробки в Балашихе составил 6 литров на 100 км. В чувашскую метель и бездорожье расход увеличился до 6,6 литров. На всю поездку с остановками, съемками и Магнитогорском расход увеличился до 7,3.

25. Насколько я понимаю, платформа для этой машины досталась от Chevrolet Cruze, с некоторыми доработками корейских инженеров. Внешне машина похожа на кроссовер, но это впечатление обманчиво. Обзорность лучше, чем в у Cruze, выше посадка водителя, но дорожный просвет остался прежним. При этом работа подвески мне не понравилась. Даже на небольших колдобинах и выбоинах автомобиль с шумом встряхивался, звеня нашим безценным добром в багажнике. Плавность и мягкость хода у Chevrolet Cruze явно лучше. Может из-за того, что масса кузова меньше чем у Orlando, может в Южной Корее дороги ровнее, может потому что нам достался автомобиль с низкопрофильной резиной R18.

26. В центральной панели управления есть тайник. Мы даже успели позвонить в GM и возмутиться - современный автомобиль, а usb и aux выхода нет! Оказалось, что все спрятано в тайнике. Но опять же не предусмотрен вариант, чтобы можно было закрыть крышку, не убирая, например, провод с телефоном. Опытным путем мы выяснили, что если захлопывать крышку с силой, то проводок жалобно перегибается, но работать продолжает.

27. Подбираясь на обратном пути к Владимиру, на Яндексе была замечена десятикилометровая пробка. Стоять в ней решительно не хотелось, и мы двинули в объезд. Может по времени мы и не проиграли, но литой 18-дюймовый диск владимирская земля у нас забрала.

28. Не мы одни оказались такими умными и поехали в объезд. Вместе с сотней грузовиков и легковушек мы ползли по узкой и петляющей объездной дороге со скоростью не больше 40 км/ч. К таким высоким скоростям и такому трафику местный асфальт был явно не готов, поэтому весь развалился на куски. В одну из воронок угодили и мы, после чего в салон проник печальный звук спускаемого колеса.

29. У меня богатый опыт замены колес в самых мерзких условиях, но я не разу не пользовался «внешней» запаской, да еще во Владимирской области. Мысль о том, что сейчас нужно будет лезть в грязь под автомобиль и что-то там откручивать настроение не поднимала. После внимательного изучения системы крепления запасного колеса стало ясно, что ничего не ясно. Позвонили в GM. Оказалось все намного проще, чем мы думали - крепление колеса ослабляется специальным ключом прямо из багажника - под полом есть небольшой отсек для мелочевки, там же и болты крепления запасного колеса. Первый раз я столкнулся с такой системой. Может быть хрупкая девушка в одиночестве и не справится с заменой колеса, но взрослому мужику это точно по силам.

В очередной раз пригодились Колины суперфонарики. Мы встали в неудачном месте, прямо на повороте и заняли целую полосу. На обочине в грязевой жиже я бы не смог воспользоваться домкратом. Дополнительная подсветка треугольника делала свое дело. Водители притормаживали за сто метров до нашего автомобиля и медленно объезжали нас по встречке.

30. На замену колеса ушло полчаса. Когда мы собирались уезжать, в яму попал еще один гражданин. Также минус один диск и шина. Мы вернулись к коварной яме и поставили в нее набитую снегом бутылку от воды.

31. Привет дорожным службам Владимирской области!

32. Конец истории про вторую поездку по России.

Итоги путешествия.

График:
17 февраля. Старт вечером из Москвы. Поздний ужин в Нижнем Новгороде.
18 февраля. Без ночевок перегон до Челябинска. Завтрак у Гузели. Ближе к ночи заселение в гостинице Малахит в Челябинске.
19 февраля. Съемки города с крыш, отдых, еда.
20 февраля. Съемки города с крыш, съемки Челябинского металлургического комбината и Михеевского ГОКа.
21 февраля. Съемки города с крыш, съемки Высоты 239 и Карабашмеди.
22 февраля. Переезд в Первоуральск, съемки Первоуральского Новотрубного завода, перегон в Магнитогорск.
23 февраля. Ночные и дневные съемки в Магнитогорске. Выезд в Москву. Ужин в Уфе.
24 февраля. Ночевка в Казани, замена колеса под Владимиром и прибытие в Москву.

В машине мы провели 77 часов.

От МКАДа до МКАДа проехали красивые 5555 километров (на самом деле 5556, но я округлил).
Средний расход топлива составил 7,3 литра на 100 км.

Расходы в рублях:
12 990 - это чуть больше 400 литров солярки.
15 966 - продукты и питание в поездке. В этот раз мы питались как короли (кроме буфета Гузели, конечно). Самые дорогие пиры были в Екатеринбурге (счет 4 400), в Нижнем Новгороде (2 500 рублей) и ужин в Уфе (1 500 рублей).
2 466 - продукты, купленные в Москве.
23 200 - четыре ночи в Челябинске в гостинице Малахит. 5 800 рублей за номер, плюс завтраки.
3 900 - 4х местный номер в Магнитогорске, гостиница Корона.
1 650 - номер в дорожном отеле в Казани, название не помню.
3 765 - прочие расходы (канистра, которая опять не понадобилась, два раза мойка автомобиля, такси, благодарность водителю Нивы)
1 000 - штраф Коле за сон на заднем сидении в непристегнутом состоянии.
2 рубля - два кусочка сахара в кафе Казани.

Итого 64 939 на всех или 21 646 рублей на одного человека.

Вот и все. Спасибо за внимание!

На сегодняшний день, мы уже вернулись из мартовского путешествия по Байкалу и полуострову Ольхон. Три поездки позади. На следующей неделе смотрите фотографии льда и невероятной красоты Байкала. А этот пост я пишу в самолете Москва-Красноярск. Лечу к оленеводам на праздник.

Древнее городище Аркаим - поистине уникальный в своем роде археологический и культурный памятник. Он расположен в Брединском районе Челябинской области, на высоком мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка, и относится, по предположениям ученых, к эпохе средней бронзы рубежа III-II тыс. до н. э. Он хранит в себе немало загадок и тайн. Удивительны не только Возникновение города Ухта связано с разработкой нефтяного месторождения. Первые попытки добычи и переработки местной нефти были предприняты в середине ХVIII века Ф. Прядуновым, но особого успеха достигнуто не было: предприниматель разорился, а построенный на реке Ухте небольшой завод перестал действовать. В 1914 году на месте нынешнего города возник нефтяной промысел Культура башкир IX -X вв. полно представлена богатыми материалами курганов. Известны и городища-крепости. Многие из них, несомненно, существовали в ранге средневековых городов и какие-то из них были известны Мдриси и его предшественникам. Будущие исследования позволяют уточнить этот пока неясный вопрос. Территориально все эти памятники покрывают весь Южный Урал (Башкортостан История города Невьянска крайне интересна. Основан он был еще в 1701 году, то есть, за 2 года до Санкт-Петербурга или Липецка, и стал первым в мире, как бы мы сказали сейчас, моногородом. По сути, сначала был основан металлургический завод и вокруг него постепенно разрастался город. Петром в управление город был передан Никите Антуфьеву (более известному по фамилии Демидов), Уфа - город России, столица Башкортостана. Уфа расположена в Предуралье, в долине реки Белая (приток реки Кама), при впадении в нее рек Уфа и Дема, в 1519 км к востоку от Москвы. Население города составляет около 1,023,001 человек в границах муниципального образования. Это один из двенадцати крупнейших городов РФ Урал – это уникальный географический регион, по которому проходит граница двух частей света – Европы и Азии. На этой границе на протяжении более двух тысяч километров установлены несколько десятков памятников и памятных знаков. В основе региона – Уральская горная система. Уральские горы вытянулись более чем на 2500 км – от холодных вод Северного Ледовитого океана до пустынь Казахстана


Гора Народная (ударение на первый слог) – самая высшая точка Уральских гор. Гора высотой почти две тысячи метров над уровнем моря находится в труднодоступном районе на Приполярном Урале. История с происхождением названия этой ключевой уральской достопримечательности – не из простых Аркаим – одно из поселений «Страны городов», осколок древнейших цивилизаций человечества, открытой на юге Челябинской области совсем недавно - в 1987 году. Подобные открытия мирового значения случаются очень редко, раз в столетие. При раскопках было обнаружено поселение, состоящее из Чусовая – красивейшая река Урала с удивительной историей и сотнями достопримечательностей. Своей красотой и уникальностью она широко известна не только в России, но и за ее пределами. Ежегодно красотами Чусовой любуются многие тысячи любителей уральской природы. Это единственная в мире река Река Сылва – самый крупный приток реки Чусовой. Сылва хороша транспортной доступностью, чистой водой и отсутствием каких-либо опасностей для начинающих и малоподготовленных туристов. Название реки произошло от коми-пермяцких слов «сыл» - талая Река Сосьва – одна из самых длинных рек Свердловской области (шестая по протяженности), в верхнем течении она очень красива. По берегам Сосьвы много великолепных скал. Сосьва течет на севере Свердловской области, в районе городов Североуральск и Серов Серга - популярная среди туристов-водников сплавная река. Длина реки небольшая – 113 километров. Течет по территории Нижнесергинского района, а за Михайловском впадает в реку Уфу Река Инзер течет в Республике Башкортостан, берет начало от слияния рек Большой и Малый Инзер около одноименного поселка Инзер. Длина реки – 307 километров. Инзер – приток реки Сим. Река течет по красивой гористой местности, поросшей лесом. Красота и легкодоступность делают реку очень Верхотурье называют духовной столицей Урала. Действительно, такой плотности церквей и монастырей на тысячу жителей нет более нигде в нашем крае. А проживает здесь всего-то 7,5 тысяч человек. Это излюбленный паломнический маршрут. Верхотурье возникло Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ), более известный как Уралмаш, был построен в 1929-33 годах. Его называли "завод заводов" - тут делались прокатные станы, блюминги, гидравлические прессы, доменные печи, корпуса шахт Столица Ханты-Мансийского автономного округа (или, как еще принято называть, Югры) славится многочисленными достопримечательностями, отличной инфраструктурой и прекрасной экологией. Ханты-Мансийск в последние годы стал больше похож Не важно, собрались ли вы в командировку, в гости к родственникам или просто попутешествовать, достопримечательности Нижневартовска при планировании визита в этот город должны быть вами изучены, чтобы вы могли их осмотреть. Несмотря на то что упомянутый населенный пункт является На 40-ом км сворачиваемся направо. На нашем направление, куда мы поедим, дорога бездорожное: каменистое, болотистое, калейистое, калдобистое. Как сворачиваемым, тут же слышим запах кислого в машине. Значить что то в машине пролили. Останавливаюсь, смотреть Соль-Илецк находится в 71 км. от г. Оренбург. Маршрутки ходят от ж/д вокзала и от центрального рынка (остановка напротив гор.больницы – начало ул. Терешковой) каждые полчаса – сорок минут. Дорога занимает примерно час-час двадцать Девственный лес Коми находится на севере Уральских гор. Его площадь составляет 32800 квадратных километров, это крупнейший лес в Европе, нетронутый деятельностью человека, сохраняющий свой первобытный Существуют шаманы. К ним обращаются люди со своими проблемами, болезнями. А иконы имеются лишь у тех ненцев, которые часто общаются с русскими, с зырянами. Ещё мне рассказали, что приходят в тундру баптисты и обращают Эта история, «от ужаса леденящая кровь и поднимающая волосы на голове», произошла в окрестностях горного хребта Таганай - самого популярного района Южного Урала. Таганай, как и многие другие часто посещаемые туристами места, «оброс» легендами, сказками, загадками, историями выдуманными и не очень В каждом из болванов можно найти множество человекоподобных профилей, как будто они впитали в себя образы всех людей, которые поднимались на плато. Каменный же город вызывает более спокойные эмоции. Там чувствуешь себя как за каменной стеной, защищающей тебя от ветра, который тут всегда дует Это теперь в национальный парк паломничество, для людей и машин сплошные удобства: почищенные дорога и поляна вокруг фонтана, беседки, навесы. А пять лет назад четверо смелых путешественников тропили лыжню через нетронутые сугробы, пробиваясь к заветной цели - гигантской сосульке-фонтану Поселок Пороги находится в Саткинском районе Челябинской области и знаменит, прежде всего, гидроэлектростанцией. Она была пущена в 1910 году и в настоящее время считается старейшей гидроэлектростанцией России, действующей непрерывно. Ранее в Порогах действовал ферросплавный завод, для нужд которого На Таганай едут в любое время года толпами и в одиночку, семьями и парами. Очевидцы (нередко, правда, склонные к большим преувеличениям) клянутся, что в разгар сезона на тропах Таганая примерно так же, как в час пик на Невском, -- не протолкнуться. Мы же отправились туда в июне (накануне популярного в этих краях Ильменского фестиваля), вероятно

Столбы выветривания – причудливый результат тысячелетней работы ветра, дождя и снега. Эти гигантские каменные истуканы расположились на горе Маньпупунёр, на территории Троицко-Печерского района Республики Коми. Около 200 миллионов лет назад здесь были В горной Башкирии ныне всего один город - Белорецк (68 тыс. жителей), стоящий в 4-5 часах пути от Уфы и в 1,5-2 - от Магнитогорска. К последнему он ближе по духу: главное предприятие города - металлургический комбинат. Собственно, Белорецк - это такой филиал
1 - 30 из 36
Начало | Пред. | 1 |

Почему мне нравятся путешествия по Уралу

Среди моих знакомых много людей, которые предпочитают отдыхать далеко от родных мест - в Турции, Египте, в Европе... Там, куда едут все. Вероятно, они считают, что все интересное можно увидеть только в далеких краях и странах. Туристы летят и едут за тысячи километров, тратят большие деньги, в то время как у них под боком, в нескольких часах пути, масса замечательных возможностей для отдыха, причем значительно дешевле, а главное - это свое, родное. Конечно, в мире очень много красивых, интересных и экзотических мест, в которых хочется побывать. Но мне кажется, что непременно нужно знать и любить свой край, тем более что любой иностранец скажет Вам - нет удивительнее и богаче природы, обширнее пространств, чем в России.

И на Урале ничуть не меньше уникальных мест - здесь есть объекты, занесенные во всемирный список памятников природы - например, река Чусовая, Кунгурская ледяная пещера, есть памятники истории: Невьянская "падающая" башня, место захоронения царской семьи на Ганиной Яме, сказочные Бажовские места под Сысертью и Полевским... Есть и совсем нехоженые земли - например, на Северном и Приполярном Урале, где местные жители живут в прошлом веке, где чистые реки и леса, полные зверья. Всего перечислить невозможно. Путешествия по Уралу мне интересны, его природа и история - любопытны. Поэтому я всегда стараюсь провести в лесу побольше времени своей жизни, лучшего времени.

Урал находится на стыке Европы и Азии, он простирается от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге. К каменному поясу гор Урала примыкают возвышенные равнины Приуралья и Зауралья, здесь расположены Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Удмуртия и Башкортостан, восточные части Республики Коми и Архангельской области и западная часть Тюменской области.

Учитывая, что Урал протянулся на 2500 км, природа его отличается удивительным разнообразием - и ландшафтов, и климатических особенностей, и флоры, и фауны, поэтому путешествия по Уралу всегда несут туристу новые впечатления. В этом краю есть и безлюдные дикие места, и крупные города с историческими достопримечательностями, и густонаселенные районы со множеством деревень. То, что Урал богат полезными ископаемыми, для путешественника интересно большим количеством карьеров, шахт, живописных отвалов-терриконов, затопленных рудных разработок.

Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, располагаются в Приполярном (гора Народная - 1895 м.), Северном (гора Тельпосиз - 1617 м.) и Южном (гора Ямантау - 1640 м.) Урале. В горах и скальных выходах нередко встречаются пещеры и карстовые провалы.

На Урале и в Приуралье много рек, в том числе довольно крупных, которые принадлежат бассейнам Северного Ледовитого океана (на западном склоне - Печора с Усой, на восточном - Тобол, Исеть, Тура, Лозьва, Северная Сосьва, относящиеся к системе Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусовой и Белой; река Урал). Прекрасный вид активного отдыха - путешествия по Уральским рекам, то порожистым и бурным, как горные, то широким и спокойным, как равнинные.

Животный мир также очень разнообразный - на севере можно встретить обитателей тундр - северных оленей, а на юге типичных жителей степей - сурков-байбаков, землероек, змей и ящериц. Леса населены хищниками: бурыми медведями, волками, росомахами, лисицами, соболями, горностаями, рысями. Водятся в них копытные (лоси, олени, косули и др.) и птицы различных видов. По речным долинам встречаются ондатра, выдра и бобр, а в водоемах - щука, хариус, сом, чебак, лещ и многие другие.

Лет пятьдесят назад животный мир был еще более разнообразным, но вырубка лесов, загрязнение рек и распашка земель совсем вытеснили некоторые виды с Урала. Диких зверей стало не так легко увидеть. Но, несмотря на это, однажды я встретился с семьей лосей в окрестностях Дегтярска, а когда мы путешествовали по реке Сосьва, на берегу к нам прибежал и запрыгнул прямо на лодку маленький бурундук. На реках вообще много живности - в наших путешествиях видели мы и бобров, и ондатр, и цапель, и уток с куликами, ну и конечно, медведя... Об этих встречах и о других интересных моментах путешествий по Уралу я и решил создать этот раздел для активных людей, любящих свой край. Ниже Вам предлагаются отчеты о туристических походах и поездках по Уралу.

Идея посетить Урал возникла буквально за месяц до поездки. Я решил взять короткий отпуск - 1 неделю - и куда-нибудь скататься. После недолгих поисков остановился на Урале.
10 дней в сумме. Из них 4 дня на дорогу туда и обратно и 6 дней там. Таков предварительный расклад. Я собираюсь вести бортовой журнал и писать все что не лень. (Километры по одометру и время везде московское).
Беру с собой палатку и спальники, но это на всякий случай. Жить собираюсь в мотелях и недорогих гостиницах.

19 Мая 2010 г. 23:59, Среда.

Начинаю бортовой журнал автомобиля. На субботу назначен выезд в направлении Урала. Мне предстоит одолеть несколько тысяч километров по России, посетить крупные и не очень города Урала и посмотреть различные достопримечательности. Сегодня было закуплено множество необходимых вещей. Осталось лишь приобрести топор, солнцезащитные очки и моторное масло. Залил полный бак 95-го на British Petroleum.
Список вещей, которые я собираюсь взять с собой:
Для автомобиля:
1. Ключи торцовые
2. Пассатижи
3. Молоток
4. Изолента
5. Холодная сварка
6. Масло моторное Shell Helix 5W40
7. Жидкость омывателя
8. Скотч
9. Тряпки для протирки стекол
10. Вода (6-ти литровая баклашка)
11. Резина на прокладки
12. Топор
13. Отражатель под стекло
14. Хомуты для шлангов
15. Навигатор
16. Карты
17. Доска (подставка под домкрат)
18. Фонарь
19. Батарейки для брелока сигнализации, фонаря и фотоаппарата.

Другие вещи:
1. Термос
2. Посуда
3. Кипятильник
4. Швейцарский нож
5. Палатка
6. Спальники, подушка
7. Пеноковрик
8. Полиэтилен для накрывания палатки
9. Фотоаппарат + зарядник
10. Плащ-дождевик
11. Солнцезащитные очки
12. Средство от комаров
13. Средство от загара

21 Мая 2010 г. 23:15, Пятница.
Все необходимое снаряжение (если его можно таковым назвать) закуплено, включая топор и солнцезащитные очки. Осталось все упаковать, уложить в багажник и можно трогать в путь. Но перед отправлением необходимо сделать важную вещь - выспаться. Именно этим я сейчас и займусь.
Кстати, мне на форуме подсказали, что стоит посетить озеро и парк «Зюраткуль» вместо парка Таганай, так как там есть дорога до самого озера. Я решил (предварительно) воспользоваться советом, а там будет видно.

22 Мая 2010 г. 10:45, Суббота. Москва. 54231 км.
Наконец наступил день отправления. Вещи упакованы и уложены. Машина проверена. Все в норме - можно трогать!

12:38 54305км. Где-то после Ногинска.
Наконец-то покинул цепкие объятия Москвы. 70 км за 2 часа - это круто. Дальше вроде свободно.

15:50 54571км. Мячково


16:50 54639км. Нижний Новгород
Решил поехать через город, а не по окружной. В субботу город свободен, так что с проездом проблем не возникло. Залил на Лукойле 30 литров бензина.

Пробка в Чувашии. Там уже лет пять дорогу делают, но прогресса не видно.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


По дорогам Чувашии на закате:

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


23:50 55131км. Мотель между Казанью и Елабугой.
Вот и завершен первый день путешествия. Пройдено ровно 900 км. Дороги попадались разные - и широкие, и узкие, и ровные, и разбитые. Но могу смело заявить, что разбитых не так уж и много. С машиной все в порядке. Я остановился в каком-то убогом мотельчике. Денег содрали 780 рублей, а условия на 300 не тянут. Я человек неприхотливый, но денег как-то жалко.

23 Мая 2010г. 8:48
Поспав и позавтракав, снова отправляюсь в путь. За бортом +17, переменная облачность. Сегодня я должен доехать до Кунгурской ледяной пещеры и, возможно, успеть ее осмотреть. Мой путь лежит через Ижевск и Пермь. Бензина мало, а когда будет следующий Лукойл - непонятно, поэтому решаю плюхнуть на 300 рублей «Шеморданнефтепродукт». Надеюсь не заглохну…

9:55 55206км.
Остановили на каком-то КПМ в Татарстане и записали меня в журнальчик. С террористами, наверное, борются. Бдят!

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


13:19 55464км Удмуртия
Остановился отдохнуть в лесок, но комары тут шибко злые, так что долго на улице находиться не получается.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:35 55529км Игра
Не мог проехать мимо современной заправки Лукойл. Заехал, заправился, поехал дальше.

19:39 55790км Пермь. Кафе «Городское кафе».
Доехал до Перми. Сижу в кафе, жду заказ. Походил немного по Перми, пофотографировал Каму, центр, увидел одного клубного Гетца - с наклейкой, но без заднего бампера.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


22:36 55856км Кунгур.
Остановился в гостинице «Сталагмит». Реликтовая гостиница периода среднего Совка. Деньги дерут приличные, но условия как в общаге. Ну да ладно, нам не привыкать, главное чтоб кровать была.
Сегодня проехал чуть более 700 километров. Тема дня - дороги. Дороги здесь ужасные. Если в Татарстане преобладают хорошие дороги, в Удмуртии пятьдесят на пятьдесят, то в Пермском крае хороших дорог лишь небольшие вкрапления. Это выглядит так:

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Дорога Пермь - Екатеринбург, по крайней мере, до Кунгура, отвратительна. Причем не только своей совершеннейшей разбитостью, но и пропускной способностью. Такими дорогами связывают соседние деревни, а не два крупных города. ГАИ продолжает сидеть в кустах…
На выезде из Перми остановили на посту и проверили все документы по базам. К их сожалению и к моему удовольствию с ними у меня все в порядке.
Природа здесь красивая. Лесистые холмы и небольшие речушки. Больше понравилась Удмуртия, хотя в Перми Кама тоже впечатляет.
Ижевск я благополучно объехал, а вот Пермь проехал через центр. Ничего там удивительного не обнаружил. Все областные центры России похожи друг на друга. Где можно поесть сразу не обнаружил. Пара суши-баров не в счет. Отъехав подальше, отобедал в «Городском кафе», дешево и вкусно.
Учитывая качество дорог и неважнецкую скорость передвижения, придется перекроить изначальный маршрут и отменить Тюмень с Тобольском. Уж больно долго получается. Это вам не из Москвы в Воронеж прохватить, 500 км за 5 часов. Тут средняя скорость раза в два меньше. Завтра пещера и двинемся дальше в сторону Нижнего Тагила по второстепенным дорогам.

24 Мая 2010г. 11:10 Понедельник. Кунгур.
Позавтракал в гостинице. Стандартные яичница и чай. Посетил Кунгурскую ледяную пещеру. За 300 рублей экскурсовод час водил по гротам и рассказывал байки.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:18 55989км. город Чусовой
Пофотографировал реку Чусовую в городе Чусовой с моста над этой самой рекой. Отобедал в кафе «Перевал». Едем дальше.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения




14:44 55998км

Превысил скорость на 100 рублей (На фото не я).

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


16:13 56094км. Граница Европы и Азии.
Пересек границу. Одной парой колес в Европе, другой в Азии...

20:39 56237км. Верхотурье.
Добрался до города Верхотурье, осмотрел Кремль и собор.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Обнаружил, что здесь есть гостиница, точнее мне подсказал навигатор. Я решил здесь остановиться и не ехать дальше. Не очень приятно
ездить по незнакомым проселочным дорогам вротьмах. В целом третий день моего автопутешествия прошел неплохо. С утра посетил Кутгурскую ледяную пещеру. Это заняло около полутора часов.
Потом ехал неспеша до Верхотурья. Неспеща, потому что дорог в Пермском крае нет. Каково же было мое удивление, въехав в Свердловскую область, узнать что дороги здесь есть. Так и хочется сказать, что будто в Европу попал, ан нет!
Все как раз наоборот - сегодня я пересек границу Европы и Азии. Граница проходит практически по границе областей. В общем Азия порадовала.
Верхотурье на въезде не впечатляет. Кажется, очередная однотипная деревенька, но потом замечаешь купола, еще купола. На высоком берегу реки Туры стоит монастырь и Кремль. И отличный вид на другой берег. Какое-то умиротворение
висит над рекой. Закат там просто замечательный! Завтра утром ранний подъем и в путь. Нижняя Синячиха, Алапаевск, Нижний Тагил, Невьянск и к вечеру попасть в Екатеринбург.

25 Мая 2010 г. 8:37. 56237км. Верхотурье.
Позавтракал и отправляюсь в Нижнюю Синячиху.

10:00
Заправка на какой-то заправке каким-то бензином. Надеюсь как-то доеду.

10:55 56404км. Нижний Тагил
Заправка на Лукойле.
Картинки Нижнего Тагила:

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


13:48 56527км. Нижняя Синячиха.
Приступаем к осмотру музея.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:40
Музей осмотрен. Двигаем дальше в сторону Невьянска.

17:20 56693км. Невьянск.
Осмотрел башенку. К сожалению не попал внутрь - музей уже закрылся.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения




18:10 56769км. Екатеринбург.

Остановился у родственников. Итак сегодня посмотрел музей зодчества в Нижней Синячихе и Невьянскую наклонную башню. Проселочная дорога до Синячихи оказалась, мягко говоря, не очень.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


Гравийно-грунтовая дорога, по которой, наверное, руду возили с Шайтанского рудника до Нижней или Верхней Салды. Кстати, в любой уважающей себя деревеньке есть городской пруд, который в былые времена использовали для
привода водяных колес комбината. Ну и металлургических заводов полно. Дорогу мы с Гетцем героически преодолели и доехали-таки до Синячихи. Музей состоит из нескольких бревенчатых домишек, башенок и церквушек. Смотрится
неплохо, особенно на покатом зеленом склоне реки Синячихи. Невьянск знаменит наклонной башней Демидовых. Она действительно оказалась наклонена, что и требовалось доказать.
Стоит сказать пару слов про Нижний Тагил. Я проехал лишь по краю, и меня поразило количество заводов и дряхлый вид города. Неужели заводы не приносят прибыль? Или не платят налоги? Или власть не хочет ремонтировать дороги и здания?

Вообще наблюдал сегодня странное обстоятельство. Между населенными пунктами дороги хорошие и отличные, в населенных же пунктах совсем разбитые. Непонятно с чего такой перекос.
Еще заметил одну фишку. Если вы видите такой щит и на нем ООО «Магистраль» - смело езжайте по этой дороге, она хорошего качества, только без разметки.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


10:14 56889км. Природный парк «Оленьи ручьи».

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:49 56889км. Природный парк «Оленьи ручьи».
Протопал километров 15. Ноги гудят.

17:21 57006км. Екатеринбург. Кафе «Правда» на улице Карла Либкнехта.
Наконец-то я сижу и ем, до этого я стоял на ногах и был голоден. Сегодня день начал с пробки, почувствовав на себе плотность движения Екатеринбурга. Хорошо, что не долго.
Парк «Оленьи ручьи» находится в 120 километрах от Екатеринбурга. 120 рублей с носа + 50 рублей за парковку и гуляй себе сколько влезет. Есть два маршрута - 6 км и 15 км. Я выбрал второй.
Солнце, небо, лес, река, скалы, птички поют, насекомые жужжат… Ляпота! Самое оно, чтобы отвлечься от городской суеты. Но находился я прилично. Ноги побаливают, мозольчики гудят. Не знаю, как еще три парка буду посещать.
Вернулся я в Екатеринбург, посмотрел храм, городской пруд и сижу в кафе пишу сей опус. Уважаю заведения, которые могут приготовить бифштекс.

27 Мая 2010г. 08:49 Четверг. 57018км. Екатеринбург.
Стою в очереди на мойку. Надо отмыть насекомых с морды лица автомобиля. В маршрут добавилось еще одно место - «Ганина яма». Туда сейчас и отправлюсь.

Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения



Уменьшено: 80% от [ 800 на 449 ] — нажмите для просмотра полного изображения


14:00 57072км. На выезде из Екатеринбурга в сторону Челябинска.
Остановка на заправку

14:45 57096км.
Водитель тоже подкрепился в кафе «Магистраль».

16:55 57238км. Озеро Увильды.

Погода спутала все планы. Льет сильный дождь и ничего не видно. В таких условиях осматривать природные достопримечательности не получится. Не знаю что делать дальше.

19:33 57351км. Златоуст.
Осмотрел озеро Тургояк. Дождь кончился, но еще очень мокро. Сейчас буду искать гостиницу в Златоусте.

21:45 57357км. Златоуст. Гостиница «Таганай».
Разместился в неплохой гостинице. Номер с душем и телевизором за 900 рублей.
Сегодня с утра посетил монастырь «Ганина Яма». Ощущение свежепостроенности присутствует довольно явно. Какой-то политический заказ. Хотя выглядит довольно органично. Бревенчатые церквушки и домишки в сосновом лесу.
После двинул в сторону Челябинска посмотреть озера и, может быть, Таганай. Остановился сфотографировать какое-то озеро, тучи уже висели тяжелые, но дождь еще не шел. Стоило отъехать пару километров и стена воды обрушилась на землю.
Количество озер поражает, но вот их красоту оценить не удалось, лишь Тургояк порадовал. Одно странное место - Карабаш. Смотрю - вроде горы, но, подъехав поближе, увидел, что горы, похоже, искусственные. Горы какого-то шлака. И земля кругом как будто
выжженная. А на настоящих холмах растут очень редкие деревца. Травы и кустов нет. Марсианские пейзажи. Это я потом узнал про самый грязный город на Земле…
Посмотрел озера Увильды и Тургояк и приехал в Златоуст. Осталось узнать можно ли что-нибудь увидеть в Таганае за один день и заехать на Зюраткуль.
Вот тут-то я и обнаружил одну пренеприятнейшую вещь - на моей спине сидел клещ. Похоже уже сутки. Поехал в травмпункт, там мне его удалили и сказали, какое лекарство пить.
Не знаю пока, какие будут последствия, но программа осмотра достопримечательностей сворачивается. Я отправляюсь домой. Не хочется попасть в больницу вдали от дома.

16:07 57800км. Где-то после Уфы.
Покушал и заправился.

22:40 58347км. Чувашия. Канаш
Остановился у родственников. Сегодня одолел 990км.

29 Мая 2010г. 13:30 Суббота. 58357км. Чувашия.
Заправка перед последним рывком. Вечером надеюсь быть в Москве.

22:45 59092км. Москва.

Я дома.

Заключение.
Путешествие, считаю, в целом удалось (если не считать клеща). Маршрут оказался таков:
Москва - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур - Верхотурье - Нижний Тагил - Алапаевск - Екатеринбург - Миасс - Златоуст - Уфа - Набережные Челны - Казань - Москва.
Пройдено 4861км. Скушано бензина 350 литров. Средний расход 7.2 л/100км.
Заправлялся в основном на Лукойле. На Урале литр 95-го стоит 23.10-23.15, в европейской части - 24.50-25.00

Южный Урал богат своими туристическими возможностями. Можно сплавляться по южно-уральским рекам, посещать пещеры, кататься между озер Челябинской области на велосипедах, а можно ходить с рюкзаком по горам, ночуя в палатках. Лет восемь назад я поставил перед собой цель посетить все хребты Южного Урала. Не то, чтобы я уже достиг этой цели (более масштабные заняли мое время), но могу сказать, что когда мне называют какую-нибудь вершину Южного Урала, то оказывается, что я либо на ней уже побывал, либо стоял на соседнем хребте и любовался этой вершиной. Эта статья обобщает мой опыт и представляет собой обзор маршрутов пеших походов с ночевой по Южному Уралу.

Если представить себе типичную южно-уральскую гору, то мы увидим у её подножия еловую тайгу с примесью лиственных деревьев и кустарников, которые при подъеме будут становиться всё мельче. Склоны покруче будут представлять собой нагромождения гранитных глыб размерами от мяча до одноэтажного дома (на Урале и в Сибири они называются тюркским словом курум). Языки этих россыпей спускаются и в долину в виде каменной реки (непонятно почему на ней не растут деревья). Еще выше деревья становятся карликовыми и превращаются в кустарники, которые растут до высоты 1000 метров над уровнем моря на севере Южного Урала и до 1200 метров на юге. Между вершинами хребта раскинулись альпийские луга, тундра и верховые болота. Сами вершины представляют собой курумные куполы со скалами-останцами наверху. От этого описания отличаются только самые восточные хребты, где нет курума и редок лес. Это место, где Уральские горы сменяются Великой степью. На северных склонах в ложбинах снег нередко сохраняется до конца июня. Горы доступны для восхождения практически с любой стороны. Это типичное среднегорье.

Жители Екатеринбурга находятся в уникальном положении. Екатеринбург раскинулся в самой низкой части Среднего Урала. Можно жить в Екатеринбурге, и не чувствовать того, что мы живем в горном крае (о горах нам напоминает только зеленая гряда Уктуса с подъемниками, если окна выходят на юг). Но от настоящих гор нас отделяют 6-12 часов езды на машине на юг. Именно столько времени нам нужно, чтобы доехать до населенных пунктов, с которых начинаются походы по Южному Уралу (города от Златоуста до Белорецка).


Пешие походы по Южному Уралу начинаются с середины мая и заканчиваются в конце октября. В начале мая и начале ноября – межсезонье. В это время можно почувствовать лето или зиму в зависимости от погоды. Время с декабря по апрель – это сезон лыжных походов, хотя можно и ходить пешком по снегоходным трассам, которые проходят по наиболее популярным маршрутам. Даже летом приходится готовиться к погоде от жаркого лета до поздней осени. И в середине июня можно попасть под снегопад. Урал задерживает тучи, которые идут с европейской России в Сибирь. Стоя на вершине, я неоднократно видел, как тяжелые тучи висели над всеми хребтами Южного Урала, а над Западно-Сибирской равниной светило солнце, и светло-зеленая равнина подчеркивала темно-синий цвет многочисленных озер. Основной удар стихии принимают западные хребты – Нары, Зигальга, Суук (последний переводится как холодный, ветреный). Тучи обычно висят до водораздельного хребта Уралтау, по которому проходит граница Европы и Азии. Уралтау проходит восточнее самых высоких хребтов и протянулся с севера на юг на 500 км. Над хребтами восточнее Уралтау – Нурали, Ирендыком, Крыктытау более часта солнечная погода.

В ясный день с вершин открывается панорама более чем на 50 км. Если вам очень повезет, то вы можете за пять походов увидеть весь Южный Урал, поднявшись на хребты Таганай, Нургуш, Иремель, Кумардак, Шатак. В реальности же вам нужно будет проделать около 15 походов, после чего, стоя на очередной вершине, вы сможете с гордостью показывать новичкам на соседние хребты и называть названия их вершин, мысленно перелетая с одной на другую и вспоминая об уже пройденных походах. Это всё ваша , с которой вы познакомились не с помощью путеводителей и интернета, а по настоящему – с помощью ваших ног.

Названия Южного Урала свидетельствуют о различных народах, которые жили на этой территории. Здесь есть тюркские названия, оканчивающиеся на тау (гора), куль (озеро) и елга (река). Например, Крыктытау, Зюраткуль. Есть и более древние – арийские названия, оканчивающиеся на дак (почти по всей Евразии раскинулись хребты, которые оканчиваются на даг, - свидетели переселений индоевропейцев), например, Кумардак. Особенно интересны названия, которые сочетают в себе корни разных языков. Например, река Караганка («кара» по-тюркски – черный, ну а ганка – это Ганг, река). Да и сейчас Южный Урал, как и положено горному краю, представляет собой переплетение разных народов. Здесь живут башкиры разных родов, русские, казаки, татары, мишари, нагайбаки, марийцы, чуваши.

Практически любую вершину екатеринбургцы могут посетить за 2-3дня, например, выехав в ночь с пятницы на субботу, гуляя субботу, воскресенье, и, возможно, понедельник, и ночью возвращаясь домой. То же касается жителей Уфы и Челябинска, только им нужно выезжать из своих городов рано утром. И только самые отдаленные хребты потребуют 5-6 дней. Начинать логично с севера (там находится и наиболее интересный и красивый хребет Таганай) и каждый раз ехать всё южнее, пока не обойдете все хребты. Пусть вас не смущает, что в самом начале вы посетите наиболее интересный, по мнению большинства туристов, хребет – Таганай. По мере продвижения на юг вы будете становиться знатоком Южного Урала, находя уникальную красоту в каждой горе.

В этом обзоре мне хочется описать 31 маршрут по Южному Уралу и разместить для каждой местности карту kmz для gps-навигатора и "Google Планета Земля". Практически все маршруты длятся от 2 до 4 дней, то есть не требуют отпуска. Цель каждого похода – познакомиться с одним, максимум - двумя, хребтами Южного Урала (исключение составляют походы по Зюраткулю и окрестностям Белорецка). В фанатичном режиме, если ездить на Южный Урал почти каждые выходные с мая по середину октября, то можно пройти эти маршруты за два года. В более же спокойном режиме по шесть походов в год их хватит на пять лет. В нашем обязательно есть поход по Южному Уралу.

Крупные центры, из которых начинаются маршруты по Южному Уралу – это Златоуст, Зюраткуль с Сибиркой, Тюлюк и Белорецк с окрестными деревнями.

Окрестности Златоуста, природный парк Таганай

В природный парк Таганай обычно идут из города Златоуст. Попасть туда можно и на поезде. Это самое сконцентрированное место на Южном Урале по количеству разнообразных гор. Здесь самая длинная курумная река из валунов белого цвета (кварца), Двуглавая сопка с курумом и скалами на вершине, скалистый Откликной гребень, долина карликовых елей – Долина сказок, круглый купол Круглицы – горы, которая будучи заметенной снегом, выглядит как пятитысячник, горная тундра Дальнего Таганая, реликтовый ельник горы Ицыл и другие. Особенность природного парка в том, что в нем есть приюты. Поэтому при желании вы можете идти в поход без палаток. На Таганай можно пойти в поход по следующим маршрутам:

1.1. Гора Юрма (2 дня) – логичнее начинать с неё, так как это самый северный тысячник Южного Урала. Это гора, покрытая лесом, со скалами на вершине. Старт из самого грязного города в мире – Карабаша. В нем вы увидете реки ядовитого цвета и лысую гору с поклонным крестом и надписью «Спаси и сохрани» (растительность сожгли кислотные дожди). Тем контрастнее будут ощущения, когда вы окажетесь в девственной природе. Третий день можно потратить на отдых на озере Увильды. Название горы заставляет задуматься, а стоит ли вообще заниматься туризмом - переводится как «Не ходи».

1.2. Маршрут, считающийся самым красивым и популярным на Южном Урале: верхняя тропа: Двуглавая Сопка, Откликной гребень, Долина сказок (1 день), Круглица, нижняя тропа, Каменная река (2 день).

1.3. Нижняя тропа до Киалимского кордона (1 день). Дальний Таганай, Ицыл (2 день), нижняя тропа в Златоуст.

1.4. Монблан (с этой небольшой скалистой вершины можно посмотреть со стороны на вершины хребта Большой Таганай), Малый Таганай (1 день). Хребет Малый Урал и Александровская сопка (2 день).

1.5. Из Златоуста можно сходить на другой хребет, не входящий в природный парк Таганай – Уреньгу (к югу от Златоуста). За 1 день можно пройти Первую и Вторую сопки и третью вершину – Два брата. На Уреньге вы можете ощутить, как меняется климат по мере восхождения наверх и увидеть просторы Урала с вершины. На двух братьях изящные мраморные скалы наверху. Во второй день можно выйти в следующий природный парк Южного Урала – Зюраткуль.

Заканчивать походы можно на озере Тургояк. Это чистое озеро среди залесенных вершин, которое называют младшим братом Байкала. И действительно, между ними есть что-то общее. На Тургояке находится Остров Веры с археологическими достопримечательностями разных эпох.

Жителям других краев нашей страны логично брать неделю отпуска с прилегающими выходными и ехать на Таганай и окрестности Златоуста на 9 дней.

(cкачиваний: 306)

Природный парк Зюраткуль

Если Таганай представляет собой хребты, вытянувшиеся с севера на юг, то расположение хребтов природного парка Зюраткуль я могу сравнить с распускающимся бутоном с каплей росы – озером Зюраткуль, находящимся на высоте 724м над уровнем моря. Здесь находится высшая вершина Челябинской области – хребет Нургуш с самой большой на Южном Урале тундрой, доступный начинающим туристам хребет Зюраткуль, гора Уван с Уванским фонтаном – скважиной, из которой бьет вода на 5 метров (зимой представляет собой большую сосульку, из которой течет вода), скалистый хребет Суук (Сука), который переводится на русский язык как холодный, ветренный (это западный хребет-тысячник, принимающий на себя циклоны из Европейской России). В природном парке находится геоглиф Лось (масштабное изображение контура лося, видимое с высоты).

Маршруты можно начинать из поселков Зюраткуль – курортного места с турбазами и зоопарком, Сибирки – место наиболее близкого ко всем хребтам природного парка, деревни Катавки. Варианты походов по Зюраткулю:

2.1. Поселок Зюраткуль, хребет Зюраткуль, западный берег озера Зюраткуль (1 день). Хребет Москаль (2 день).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 290)

2.2. Сибирка, восхождение на Калагазу, Уванский фонтан, восхождение на Уван (1 день). Перевал через хребет Суук, восхождение на ближайшую вершину, выход в Катавку (2 день). Можно пойти и на три дня, потратив второй день на длинную прогулку налегке по южной части хребта Суук. Уван – центральная вершина природного парка. С него открывается величественная панорама на соседние хребты.

2.3. Сибирка, Олимпиев кордон, перевал между Средним и Большим Нургушем (1 день). Прогулка налегке на Средний Нургуш (2 день, по желанию). Траверс вершины Большой Нургуш (переход с рюкзаком через вершину), спуск к южной оконечности озера Зюраткуль (3 день). Восхождение на Москаль, выход в поселок Зюраткуль (4 день).

2.4. Южная часть Уреньги. Поселок Зюраткуль, западный берег озера Зюраткуль, восхождение на Москаль, подножие г. Лукаш (1 день). Восхождение налегке на гору Лукаш, переход к подножию Уреньги (2 день). Прогулка по скалистым вершинам южной части Уреньги (3 день). Переправа через Ай, выход в деревню Плотинка (4 день). В случае затруднений с переправой можно вернуться по тому же маршруту, что и заход (5-ти-дневный маршрут), либо на перевал между Средним и Большим Нургушем (4 день), восхождения на Средний и Большой Нургуши (5 день), выход в Сибирку (6 день).

2.5. Траверс хребта Большой Нургуш (переход с рюкзаком через все вершины Нургуша) от поселка Зюраткуль до поселка Тюлюк – места, откуда совершаются походы по следующей части Южного Урала. Продолжительность от 4 до 5 дней.

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 197)

Условно отнесем к этому же району хребет Нурали, находящийся на той же широте, что и природный парк Зюраткуль. Это самый необычный хребет, на котором отсутствует лес. Он расположен восточнее хребта Уралтау и все осадки на себя последовательно принимают хребты: Суук, Уван, Нургуш, Уреньга, Уралтау. Нурали же практически ничего не достается. Хребет извилист и имеет глубокие кулуары. На нем находится исток реки Миасс.

2.6. Деревня Яльчигулово Учалинского района, исток Миасса, восхождение на южную часть хребта Нурали (1 день). Восхождение на северную часть хребта, посещение озер у подножия, возвращение в Яльчигулово, восхождение на гору Ауштау (на вершине – могила святого), озеро Аушкуль, отъезд (2 день).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 87)

Окрестности Тюлюка. Природный парк Иремель.

Тюлюк – курортный поселок с несколькими турбазами. Отсюда начинается ряд интересных маршрутов по Южному Уралу. Здесь находится священная гора Иремель – вторая по высоте на Южном Урале. Она представляет собой подкову из гор Жеребчик, Большой Иремель и трех вершин Малого Иремеля. Здесь находится плато Большого Иремеля – тундры с редколесьем из карликовых елей, гора Сукташ с вереницей скал, спускающихся с вершины. Подкова окружена болотистой тундрой и курумными реками долины реки Тыгын и хребтом Аваляк. К северу от Тюлюка находятся хребты Южный Нургуш (часть природного парка Зюраткуль) и Ягодный с живописным озером – истоком реки Тюлюк. Южнее находится деревня Александровка, превращенная в экопоселение движением анастасийцев (поклонников творчества Владимира Мегре). От Тюлюка до Александровки можно проехать только на машине повышенной проходимости. С неё начинаются маршруты на залесенный хребет Бакты с живописными скалами на вершинах и гору Зигальга – мощный хребет с курумными скалистыми вершинами и самым большим верховым болотом на Южном Урале. На Зигальге имеются морены – следы древнего ледника, через которые среди скалистых вершин течет река Евлакта с озером и водопадиком. Исток Евлакты теряется среди огромной курумной реки, идущей до вершины Поперечная (вытянутой не вдоль, а поперек хребта). Мне нравится проводить тренировки на этой курумной реке, а спускаться с Поперечной уже по «парковому лесу» рядом с курумной рекой. Южная часть Зигальги представляет собой разнообразные по форме курумные куполы – Шеломы. По легенде у тех, кто побывал на Шеломах, рождаются только мальчики. Эта часть хребта запрещена к посещению, так как находится в Южно-Уральском заповеднике. Маршруты походов в окрестностях Тюлюка:

3.1. Тюлюк – подкова Большого Иремеля. Восхождение налегке на Большой Иремель (1 день). Восхождение налегке на Малый Иремель, возвращение в Тюлюк (2 день).

3.2. Южный Нургуш (2 дня).

3.3. Озеро в истоках Тюлюка, хребет Ягодный (2 дня).

3.4. Тюлюк – перевал между Большим и Малым Иремелем (1 день). Восхождения налегке на Большой и Малый Иремели (2 день). Переход по долине реки Тыгын, восхождения налегке на вершины хребта Аваляк (3 день). Спуск в деревню Николаевка (4 день).

3.5. Река Юрюзань, не доезжая до Тюлюка у северной оконечности хребта Зигальга. Переправа через Юрюзань (в половодье - на катамаране). Переход вдоль реки Евлакта к озеру и водопаду и к началу курумной реки (1 день). Восхождение на Поперечную (2 день). Возвращение к месту старта (3 день).

3.6. Деревня Александровка – перевал через Зигальгу (1 день). Прогулка налегке по средней части Зигальги, гора Мерзлый Утес (2 день). Если бы не заповедник, можно было бы сходить налегке на Шеломы (3 день). Спуск с перевала в поселок Верхний Катав.

Траверс всего хребта Зигальга занял бы 5 дней.

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 217)

В поселке Верхний Катав можно закончить и другой трехдневный маршрут – по хребту Сухие горы. Это невысокий по сравнению с соседними хребтами Нары и Зигальгой хребет-тысячник, с которого открываются великолепные виды на Поперечную, Шеломы и вершины хребта Нары. Вершины Сухих гор представляют собой сказочное редколесье из карликовых елей.

3.7. Старт в поселке Нильский, переход с рюкзаком на перевал через Сухие горы (1 день). Прогулка на южную часть хребта (2 день). Переход с рюкзаком через северную часть хребта в поселок Верхний Катав (3 день).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 67)

3.8. Хребет Бакты от Тюлюка до поселка Верхнеаршинского. Нужно иметь в виду, что там, где заканчивается хребет, идет Южно-Уральский заповедник (3 дня).

Окрестности Белорецка

Особенность местности в том, что здесь есть как вытянутые хребты, например, Кумардак, так и множество коротких хребтов-тысячников. Каждый хребет чем-нибудь уникален, поэтому за один поход можно посетить множество разнообразных вершин. Кумардак представляет собой вереницу вершин-тысячников с отрогами: Малым Кумардаком и Медвежьей. Мне нравится каменная река, спускающаяся с Кумардака многочисленными «притоками», разделенными еловыми рощами. Маршруты:

4.1. Хребет Кумардак: Поселок Тирлянский, хутор Миселя, Инзерские Зубчатки, подножие Кумардака (1 день). Перевал между Медвежьей и Кумардаком, восхождение налегке на Медвежью, спуск с перевала, осмотр Каменной реки, восхождение налегке на Большой Кумардак (2 день). Восхождение налегке на Малый Кумардак, выход в поселок Верхнеаршинский (3 день).

4.2. Хребет Машак, расположенный западнее Кумардака, к сожалению, находится в заповеднике. Кумардак и Машак смыкаются с юга горой Угловой Машак и разделены долиной реки Юрюзани (там находится её исток). Это одно из самых глухих мест на Южном Урале. Если бы его можно было бы посещать, потребовался бы поход 5-6 дней.

4.3. Гора Ямантау, высшая вершина Южного Урала, находится в Южно-Уральском заповеднике. Подъем на неё строго запрещен (3 дня).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 116)

4.4. Поселок Тирлянский, Инзерские Зубчатки, Журавлиное болото (1 день). Гора Ялангас, поселок Нура (2 день). С горы Ялангас можно посмотреть на величественные хребты Южного Урала немного со стороны.

4.5. Окрестности поселка Нуры. В зависимости от количества дней можно посетить несколько коротких хребтов. Горы Малиновая и Кирель (1 день). Переход к подножию Аурсяка (Салаваттау) и Маярдака (2 день). Восхождения на Маярдак и Аурсяк, переход к подножию Ялангаса (3 день). Восхождение на Ялангас, возвращение в Нуру (4 день).

4.6. Множество гор находится западнее Большого Инзера – Капкалка, Ерикташ, Караташ, Юша, Шикташ. Все они входят в Южно-Уральский заповедник. Переправа через Большой Инзер затруднена (4-5 дней).

4.7. Гора Малый Ямантау открыта для посещения. На её вершину ведет экологическая тропа из поселка Реветь (недалеко от железнодорожной станции Инзер).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 92)

Южные хребты

Это хребты, на которых граница леса проходит на высоте 1200 м – то есть у самых вершин. На хребтах практически нет курума. Наверху – степи с острыми скальными вершинами. Рассмотрим три хребта: Крыктытау, Крака и Шатак. Вершины южнее этих хребтов уже полностью скрыты лесом.

Это длинный хребет западнее Уралтау, поэтому для него характерны пологие вершины с острыми скалами, отсутствие курума, глубокие скальные ущелья с водопадиками. У подножия Крыктытау находятся горнолыжный курорт Абзаково и Банное. Возле Банного находится Горное ущелье – место тренировок скалолазов. По Крыктытау можно совершить три трехдневных похода – по северной, средней и южной частям. Это любимое место отдыха жителей Магнитогорска

5.1. Северная часть Крыктытау. Трехдневный маршрут начинается и заканчивается в горнолыжном курорте Абзаково. Можно уйти вглубь хребта, на следующий день совершить прогулку налегке по вершинам и на третий день вернуться в Абзаково.

5.2. Банное, пионерлагерь, Горное ущелье, восхождение налегке на Яманкаю (с горы открывается великолепный вид на Великую степь и множество озер), восхождение на вершины Салаватовы горы (Шершилтау) (1 день). Переход с рюкзаком под гору Кусимова, обустройство лагеря, поход налегке на гору Кушай (2 день). Вниз по ручью Водопадному к озеру Банному.

5.3. Южная часть Крыктытау. Залесенный хребет со скальными вершинами, возвышающимися над лесом. Самая высокая вершина – Караташ недалеко от деревни Кужаново. Финишировать можно в Аскарово (маршрут на 3 дня).

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 70)

Крака

Извилистый хребет с глубокими долинами ручьев. Долины заросли лесом, сам же хребет местами лысый.

5.4. Маршрут начинается и заканчивается в Шигаево. За три дня можно посетить хребты Большой и Малый Крака.

Шатак

Это самый южный хребет на Южном Урале, вершины которого поднимаются выше уровня леса. Южнее него тоже есть вершины-тысячники, но они уже полностью скрыты лесом. На верху Шатака – степь, в которой можно встретить диких лошадей, и скальные вершины.

5.5. Трехдневный маршрут по Шатаку начинается и заканчивается в деревне Исмакаево. В первый день поднимаемся на хребет до тех пор, пока есть вода. На второй день идем налегке по степи по кольцевому маршруту, осматривая южные вершины Шатака и хребта Малый Шатак. На третий день поднимаемся на самую высокую вершину – Большой Шатак и возвращаемся в Исмакаево.

Скачать карту kmz для gps-навигатора и Google Планета Земля (cкачиваний: 53)

Маршруты кроме Южного Урала?

Планируя 2-4 дневные походы с ночевой, логично обратить внимание на север. На Северном Урале горы по виду аналогичны горам Южного Урала, только граница леса проходит намного ниже – на уровне 800м и вместо ельников – кедры (сосна сибирская) и климат более суров. Затруднена заброска – почти везде кроме массива Конжаковского Камня и Качканара требуется транспорт повышенной проходимости.

Логичное развитие туристической жизни после походов с ночевой по Уралу – походы от 1 до 3 недель по Алтаю и Сибири. Эти походы в турклубе «Новые Кочевники» проводятся в рамках проекта « ».

Карта "Южный Урал - сшитая 5-километровка"

Походы с ночевой по Уралу (см. также ):