Горный Алтай: Серебряный источник Аржан-Суу. Чуйский тракт и его достопримечательности: от Маймы до Камлака Источник аржан суу как добраться

Сегодня расскажу о восхождениях 2017 года на вершины Табын-Богдо-Ола (4082 м) и Русский Шатер (4117 м), которые находятся в массиве Табын-Богдо-Ола, на юге Укока на Алтае. Я на эти вершины хожу практически каждый год начиная с 2009 года. В планах у нас обычно стоит вершина Табын-Богдо-Ола (название которой мы иногда для простоты сокращаем до Табын) высотой 4082 м, но при условиях хорошей погоды и запаса времени, мы обычно успеваем подняться еще и на вторую вершину Русский Шатер высотой 4117 м, которая находится в километре от первой.В этом году, на это восхождение изначально собралась группа из девяти человек, но в последний момент четверо из девяти отказались, и в итоге осталась группа всего из пяти. Все пятеро из разных городов, раньше друг друга не знали, у всех разная физическая подготовка и опыт, и разная мотивация. Тем не менее мы все поднялись на обе вершины, что я считаю полностью успешным результатом. Восхождение начинается от лагеря на высоте 3000 м, куда мы приходим пешком из Джазатора в сопровождении конного каравана, который везет наши вещи. Этот путь занимает пять дней, и он очень важен, так как за это время все «нахаживают» физическую форму, получают акклиматизацию и превращаются в команду. Начинается восхождение обычно в 6 утра. Первые 30-40 минут мы идем вдоль каменной морены, потом одеваем кошки, становимся в связку и выходим на ледник. Когда мы шли по плоской части ледника ветер нагнал на Русский Шатер и Табын облачные шапки. По мере подъема до зоны трещин шапки стали более плотными и ветер на верху усилился, изредка раздувая просветы. В какой-то момент мы обсуждали – не стоит ли прервать восхождение, и попробовать еще раз в следующий день в надежде на лучшую погоду. В общем повторялся сценарий 2016 года, когда мы поднялись на Русский Шатер, постояли там несколько минут под ураганным ветром в плотной облачности и пошли вниз. Небольшим отличием было то, что ветер все же иногда раздувал облака над Русским Шатром и вершина открывалась на 30-40 секунд. Я предложил это решение отложить до высоты 3600 м, до остановки на камнях, после которых начинается самый тяжелый участок – затяжной подъем вверх по склону с достаточно большим уклоном, где нельзя полноценно отдохнуть. Ледник и зону трещин мы прошли относительно быстро, и это давало надежду, что и последний участок мы преодолеем также. Пока мы сидели на камнях и пили чай, стало окончательно ясно, что идти стоит только на Русский Шатер, так как над ним были разрывы в облаках, а вершина Табына все время была плотно укутана облаками. Здесь на привале, одна из участниц восхождения Ольга, предложила остаться и дождаться нашего возвращения с восхождения, но я нашел для нее какие-то нужные слова, и она пошла с нами. Обычно на последний затяжной подъем мы преодолеваем в темпе 50 шагов идем, минуту отдыхаем - восстанавливаем дыхание. И с увеличением высоты эти отдыхи становятся дольше. В этом году почти не было снега и тропить на этом участке мне было легко, да и шли все, включая Ольгу вполне неплохо. Последний участок перед выходом на камни относительно крут, но от них до вершины остается уже несколько десятков метров. Когда мы дошли до этих камней, я с удивлением увидел на вершине человеческие фигуры, я подумал, что это скорее всего монгольские альпинисты, так как с нашей стороны никаких восходителей не было. Это оказалось отчасти так. Да, они пришли с монгольской стороны, но это были наши соотечественники из Новосибирска. Они делали траверс с ледника Потанина. Сегодня они стартовали с вершины Городов Героев 3911 м, после Русского Шатра планировали сходить на Табын и спуститься вниз к своему лагерю на ледник Потанина. Они тоже были удивлены увидев нас, а также тому, что мы идем налегке и вышли сегодня с «зеленки». Какое-то время мы провели на вершине вместе. Дул сильный ветер, просветов в облаках почти не было, и планы по восхождению еще и на Табын казались весьма призрачными. Новосибирцы ушли вниз на седло между Русским Шатром и Табыном, а мы остались на вершине еще на какое-то время, желая дождаться просвета и посмотреть вниз с вершины. И мы этого просвета дождались. Причем это был не кратковременный просвет, а глобальный – облачность поднялась, сначала стал виден весь Укок, затем Малчин Пик, а затем и Табын. Новосибирцы пошли на него, так как стало ясно, что погода меняется в лучшую сторону. Все эти изменения произошли всего минут за 10-15. Ветер сильно поутих, светило солнце и с вершины уходить не хотелось, я ждал кадров восходящей связки на Табыне и дождался. Времени было еще предостаточно, и мы тоже решили сходить еще и на Табын. Проходя седло, Ольга еще раз робко попробовала остаться там и нас подождать, но я опять нашелся что ей сказать, и она продолжила восхождение. Сейчас я уже и не вспомню, чем я ее заманивал:). От седла до вершины всего 80 м по высоте. Идти их по ступеням, которые набили новосибирцы было просто удовольствием. Когда мы пришли на вершину Табын-Богдо-Ола, облачность поднялась еще выше и уже полностью открылся Кийтын (4374 м) – высшая точка Монголии и всего массива Табын-Богдо-Ола. Насладившись этими видами, и сделав вершинные снимки, мы пошли вниз, погода опять начала портится. Самым опасным участком на всем спуске был участок спуска до камней на 3600 м, так как снега тут почти не было, а уклон достаточно неплохой. Прошли мы его вполне быстро и без происшествий, да и дальнейший спуск тоже прошел без эксцессов. В лагере мы были уже часов в шесть вечера, таким образом все восхождение заняло около двенадцати часов.Хочу сказать большое спасибо за все всем участникам этого восхождения, а также Духам гор, которые подарили нам возможность постоять на этих двух вершинах и отпустили с миром.

В Алтайском крае немало чудесных природных мест, с древних пор причисляемых коренными жителями к числу священных. Среди них и минеральный источник «Аржан-Суу» .

Существует несколько вариантов перевода этого названия – «святая вода», «минеральная вода», «серебряная вода». Но все они отражают одну общую суть – родниковая вода «Аржан-Суу» насыщена таким количеством различных минералов, что признана полезней небезызвестной минералки «Боржоми» или «Ессентуки».

Природный родник обогащен медью, железом, марганцем, содержит высокую долю серебра. Вода из «Аржан-Суу» (гидрокарбонатно-кальциево-магниевая) – лечебная, благотворно сказывается на всем организме человека, улучшает обменные процессы, излечивает от многих болезней желудочно-кишечного тракта.

Пробивающийся меж гор источник в настоящее время облагорожен, ухожен, окружен каменной кладкой. В 1978 году он был признан государственным памятником природы Алтайского края.

Это место – весьма популярно среди путешественников. Рядом выстроено кафе с одноименным названием, каменные своды которого напоминают древний замок. В длинный ряд выстроились торговцы многочисленными сувенирами. Их разнообразные товары пользуются спросом среди туристов, спешащими взять с собой что-то, что будет долгими зимними вечерами напоминать об удивительной красоте алтайских краев.

Интересны и так называемые шаман-деревья, окружающие источник «Аржан-Суу». Среди местных жителей, а впоследствии и среди приезжих, распространился древний обычай. На ветви деревьев, расположенные вблизи святых мест, привязывают ленточки из ткани светлых тонов (белые, голубые, желтые, зеленые). Кто-то тем самым «задабривает» богов, а кто-то надеется на скорейшее исполнение заветного желания. Между тем в Алтайском крае такие вот необычные растения, снизу доверху усыпанные лентами, встречаются довольно-таки часто.

Легенда об «Аржан-Суу»

Об исцеляющих свойствах источника «Аржан-Суу» в стародавние времена была сложена легенда, дошедшая до наших дней. В кратком пересказе она прозвучит примерно следующим образом:

Давным-давно охотник ранил в горах благородного оленя – марала. Животное, истекая кровью, бросилось от преследователя. Достигнув источника «Аржан-Суу», олень кинулся в воду. А охотник, не прекращавший погони, с удивлением увидел, как вода залечила рану марала. И, вынырнув из воды, олень с новыми силами бросился бежать, быстро скрывшись из виду. Пораженный человек бросил в воду сушеную рыбу – хариуса. И та, неожиданно зашевелив плавниками, поплыла! Кинул тогда он в воду шкуру выдры. И животное, моментально ожив, бросилось в погоню за уплывающей рыбой.

С тех пор поняли люди, что вода эта исцеляет, «силу и жизнь всем дает».

Как добраться до источника «Аржан-Суу»

Расположен этот памятник природы на 477-м километре «Чуйского тракта» (центральной автодороги Алтайского края), в 7-ми километрах от села Манжерока, за мостом, ведущим к туристическому комплексу «Бирюзовая Катунь». Помимо официального названия источник широко известен и как «Шоферский» или «Золотой ключик».

В последние годы специалисты обеспокоены тем, что тысячи автомобилей, ежегодно останавливающие возле источника «Аржан-Суу», своими выхлопными газами могут навредить лечебным свойствам его воды. Эта тема неоднократно затрагивалась в средствах массовой информации. Поэтому вполне вероятно, что в будущем, «Аржан-Суу» станет охраняемой зоной, исключительно пешеходной, огражденной от автомашин.

Что же такого удивительного и мистического в этом роднике? Если перевести Аржан Суу с алтайского, то получится "серебряная вода". О целебных свойствах воды можно узнать из легенды.

Легенда гласит о временах, когда в этих местах водилось много маралов (горных оленей). Однажды один из охотников, увидев марала с рогами необычайной красоты, начал погоню. Во время погони он ранил марала. Но тут случилось удивительное! Из последних сил марал добрался до источника и бросился в него. Добежав до родника, охотник увидел, что раны на теле марала затянулись, и он за несколько прыжков скрылся в зарослях. Удивлению охотника не было предела. Спустившись к источнику, он опустил в воду сушёного хариуса. Через мгновение рыбка уплыла. Бросив в воду выделанную шкурку выдры, охотник увидел, что и она ожила и уплыла...

Есть ещё одна легенда о чудодейственных свойствах источника

Одна девушка, потеряв своего любимого, долгое время, пытаясь найти его, бродила по земле. За долгие годы поисков, она неоднократно умывалась в горном источнике. И когда нашла своего милого, он не узнал любимую. Оказывается с каждым умыванием, девушка молодела. И к моменту встречи, он постарел, а она выглядела совсем ребёнком...

И, правда, источник Аржан Суу не зря получил своё название. Это минеральный источник, с большим содержанием ионов серебра, медью и другими минеральными примесями. В результате она долго хранится, не теряя своих качеств. А по содержанию железа вода из источника превосходит знаменитые Боржоми и Ессентуки.

Для алтайцев источник Аржан Суу - святое место!

Возле источника растут шаман - деревья, с разноцветными ленточками. Ширина ленточек - 5 см., а длина - 20 см. Таким образом, алтайцы почитают богов. При этом цвет ленточек только светлый: белый и жёлтый, голубой и зелёный.

Чудодейственный источник даёт силу и здоровье и людям, и животным, и птицам. А если загадать возле родника доброе светлое желание, то оно обязательно сбудется.

Минеральный источник Аржан-Суу (в переводе с регионального алтайского наречия — «святая вода») — природный памятник (с 1978 года) и один из наиболее известных и посещаемых родников Горного Алтая. Вода в нем издавна считается целебной.

На Алтае можно также услышать другие названия источника — «Шоферский ключик» и «Золотой ключик».

Источник располагается на правобережье реки Катунь, на расстоянии 5-6 км от южной окраины села Манжерок. Местность относится к среднегорному хребту Иолго, в этом районе находится глубинный разлом. Вода выходит на поверхность из скальных трещин в нескольких местах и протекает в сторону тракта, образуя единый ручей. Внизу источник оформлен и оборудован для местных жителей и туристов.

Среди жителей прибрежных сел Аржан-Суу известен как святой источник. Поскольку место популярно у туристов, рядом с ним уже на протяжении нескольких лет работают кафе и сувенирные лавочки с оберегами, бусами, изготовленной вручную национальной одеждой, обувью, музыкальными инструментами и дисками с горловым пением, травяными сборами, чаем, бальзамами и другой продукцией. Часто это место посещают молодожены в день свадьбы. В кафе Аржан-Суу при приготовлении блюд используется вода из источника, а здание похоже на средневековый замок. Это заведение знаменито по фильму Василия Шукшина «Живет такой парень».

Состав воды

В последнее время ухудшается экологическое состояние воды — совсем рядом с источником постоянно останавливается автотранспорт, загрязняя окружающую среду вредными выхлопами.

Легенда

Алтайцы верят в необыкновенную силу этого места и с почтением относятся к минеральному источнику с целебной водой. Согласно легенде коренных жителей Горного Алтая, источник имеет живительную силу. Давным-давно охотник, выслеживая добычу, увидел марала. Подкравшись, он ранил оленя, но тот сумел убежать. Охотник ринулся за истекающим кровью животным и увидел, что марал заходит в ручей. В воде раны зверя стали заживать, олень вышел из воды совершенно здоровым и убежал в другую сторону. Охотник поразился чуду, бросил в воду сушеную рыбу — и она поплыла, попробовал бросить шкуру выдру — и она ожила в необычной воде. Тогда он пошел к людям и рассказал о том, что вода имеет силу давать всему жизнь и здоровье. Люди назвали такое чудо «святая вода».

Обряды

Целебному источнику посвящен обряд, который проделывают алтайцы: в первую очередь, необходимо освободиться от всех негативных мыслей. Чтобы очистить не только душу, но и тело рекомендуется даже соблюдать пост. Чистоту следует соблюдать и возле источника — вести себя тихо, говорить негромко.

У родника растут «шаман-деревья», на которые по древнему обычаю алтайцев принято повязывать светлые ленты — дьалама. Истоки этого обряда берут начало в давних временах. Подвязывание ленточек означало обращение к духам источника с мирными намерениями. Далее на жертвенник устанавливали угощение для духов, обычно это были фигурки из сушеного сыра. Только после этих процедур можно было просить исцеления и долгих лет жизни.

Считается, что Аржан-Суу исполняет добрые желания, нужно лишь подумать о заветном, стоя рядом с ним. Местные жители просят туристов обратить внимание на то, что обряд имеет религиозный и философский характер, поэтому не нужно бездумно подвязывать на дерево что-либо другое: носовые платки, пакеты и другое. Лента должна быть светлых тонов (белого, голубого, желтого), чистой, длиной 20 см и шириной 5 см.

Как добраться до источника Аржан-Суу

Добраться до Аржан-Суу можно на машине по Чуйскому тракту (трасса Р-256), ориентир — 478-й километр. Проехать село Манжерок, ехать прямо, когда справа будет мост на туркомплекс «Бирюзовая Катунь», не отворачивать. Здесь же начнется уличный базар, возле последнего навеса с сувенирной продукцией и будет находиться источник. В разгар летнего сезона вокруг источника будет много туристов, так что невозможно пройти мимо него.

К месту часто проводятся экскурсии — как правило, это общие автобусные туры по Алтаю. Родник также посещают во время экскурсий на «Бирюзовую Катунь» — особую экономическую зону, где есть искусственное озеро, базы отдыха, парк развлечений, горнолыжный комплекс .

Панорама на источник с Чуйского тракта:

Видео источника и сувенирного базара рядом: