Какой самолет сел на гудзон. Пилот совершил настоящее чудо

Морозным днем в январе 2009 года самолет компании US Airways вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия куда-то в Северную Каролину. Через две минуты после взлета в него влепилась стая гусей, выведя из строя оба двигателя. Еще через несколько минут командир экипажа Чесли Салленбергер, которого все, естественно, называли Салли (Том Хэнкс), и второй пилот Скайлc (Аарон Экхарт) посадили аэробус посреди реки Гудзон, прямо напротив Манхэттена. Никто из 150 пассажиров не погиб, одна стюардесса поранила ногу.

Иствуд, основываясь, в частности, на быстро выпущенной , с максимальной достоверностью реконструирует недавнюю удивительную историю. Страна носит Салли на руках, его портреты на всех первых полосах, Обама зовет его на инаугурацию (этого в фильме уже нет). Тем временем развивается невидимая миру - но центральная для фильма, которому необходим конфликт, - профессиональная драма: комиссия авиационного ведомства пытается выяснить, не проще ли было посадить самолет менее эффектно, в одном из ближайших аэропортов, и вроде бы склоняется к тому, что да, проще.

Русский трейлер «Чудо на Гудзоне»

«Чудо на Гудзоне», как и всякое, впрочем, чудо, первым делом вызывает скепсис. Старенький Иствуд в очередной раз исследует природу американского героизма, Том Хэнкс в очередной раз играет американского героя, и все это выглядит как фильм «Экипаж» (с Дензелом Вашингтоном, не наш) минус водка и кокаин (то есть самое интересное).

И действительно картина местами может показаться пресной или даже приторной. Нерв «Снайпера» , предыдущей работы Иствуда, с которой трудно избежать сравнения, бился из-за того, что герой убил 150 человек, - достижение все-таки небесспорное. Салли 150 человек спас: о чем тут, по идее, говорить. Даже если самолет можно было посадить традиционным способом, кого это по-настоящему волнует, кроме авиакомпании, - победителей не судят. Борьба хорошего с лучшим, усы щеточкой, делающие сразу двух главных героев (особенно Экхарта) похожими на добродушных псов, телефонные переговоры с любимой женой (Лора Линни), аплодисменты в пабах, объятия незнакомых людей, эфир у Леттермана и так далее.

Но это не более чем событийная канва, которую Иствуд излагает со свойственной ему в последние годы строгой прямолинейностью. То, что происходит на экране на самом деле, наоборот, развенчание героизма или, точнее, романтического мифа о нем. Чуда, утверждает Иствуд, не было. Триумфальные три минуты стали возможны только потому, что до этого у Салленбергера были 40 лет полетов. Уже в реке люди не погибли от переохлаждения, потому что рядом оказался паром и оперативно сработали спасатели. Что-то сделал второй пилот, что-то диспетчер, что-то стюардессы, что-то сами пассажиры. Иначе говоря, посадить аэробус на воду не подвиг; подвиг - каждое утро надевать штаны, идти на работу и пытаться делать ее хорошо.


© Каро Премьер

Это нехитрое соображение - как раз то, что всю дорогу не дает покоя Салленбергеру, пока его качает толпа, и, возможно, именно об этом думают Клинт Иствуд и Том Хэнкс, получая очередной «Оскар». Оба, профессионалы до мозга костей, здесь выступают подчеркнуто неброско, почти сухо. Хэнкс, переигравший уже все, кажется, грани человеческого достоинства, опять находит в положительном до зубовного скрежета персонаже какие-то уникальные нюансы. Иствуд в разговорных сценах кажется пассивным, но когда дело доходит до главного номера, собственно катастрофы, режиссерское хладнокровие творит чудеса - даже не в IMAX эти сцены пробирают до мурашек. «Чудо на Гудзоне» с его аллюзиями к 11 сентября и кризису 2008-го - гимн Нью-Йорку и, конечно, это дань уважения Чесли Салленбергеру, но в сущности это глубоко непафосный фильм - и именно поэтому он так неотразим. Похлопать пилоту, говорит он, можно совсем не обязательно при посадке. Да и не обязательно пилоту.

Этот случай, безусловно, войдет в историю авиации, на нем будут учить молодых американских пилотов и проверять знания действующего летного состава.

Как и положено в голливудских фильмах, в этой истории есть главный герой - бывший военный летчик, 57-летний пилот Чесли Салленбергер по прозвищу Салли. И достойный хеппи-энд - после посадки самолета, которым тот управлял, на воду все 150 пассажиров были спасены.

Причем летчик покинул борт, как и положено морскому капитану, последним. Он дважды осмотрел самолет, чтобы еще раз убедиться: люди покинули тонущий воздушный корабль.

Американские СМИ воспроизвели хронику летного инцидента. В 15 часов 26 минут по местному времени аэробус А-320 вылетел из нью-йоркского аэропорта Ла Гардиа. Но набрать заданную высоту не успел. Поднявшись примерно на 800 метров, через 30-45 секунд после взлета летчик сообщил о нештатной ситуации - столкновении самолета минимум с двумя птицами. Об этом пассажирам станет известно позже - уже на земле. Те же, кто находился в салоне, придавленные ремнями безопасности, с любопытством выглядывающие в иллюминаторы, описывали произошедшее одинаково - "что-то громко стукнуло, самолет зашатался, и появился запах гари".

Трудно представить, что испытали люди, когда поняли, что шедший на взлет лайнер резко стал терять высоту. Все понимали, что-то происходит и это не турбулентность. Некоторые сидящие ближе к хвосту пассажиры видели, как из двигателей вырывалось пламя и они задымили. Стало непривычно тихо. На табло продолжали гореть слова "пристегните ремни". В этот критический момент последовало сообщение пилота о предстоящей посадке на воду. Летчик предупредил пассажиров о возможном "сильном ударе".

О том, что происходило в кабине пилота, стало известно из расшифровки записей переговоров Салли с диспетчерским пунктом. Первоначально экипаж запросил посадку в аэропорту вылета. Однако очень быстро стало понятно, что возвращение невозможно. Тогда было принято решение дотянуть до ближайшей взлетной полосы в соседнем с Нью-Йорком штате Нью-Джерси. Но примерно через три минуты полета летчик передал на землю, что не сможет удержать в воздухе машину. Тогда появилась идея посадить самолет на единственной открытой, подходящей по размерам площадке - в парке, расположенном по пути следования самолета. Но в диспетчерском пункте выяснили: риск слишком велик, поскольку в парке идут ремонтные работы. Последним шансом спасти пассажиров оставалась посадка на воду, в Гудзон, отделяющий Манхэттен от Нью-Джерси. Это решение было вынужденным и, как утверждают специалисты, весьма трудным.

"Огромная сложность заключается в том, что у аэробуса, который пилотировал Салли, двигатели расположены под крыльями. При посадке на воду ему приходилось следить, чтобы моторы не коснулись воды. В противном случае лайнер бы просто зарылся носом в воду. Поэтому летчику надо было сделать все, чтобы скользить по поверхности воды как можно дольше, удерживая нос самолета над поверхностью", - объясняют тонкости посадки в Гудзон профессиональные пилоты.

Другую серьезную опасность представляли суда, с которыми мог столкнуться аэробус. Низкая температура воды - сейчас в Гудзоне минус пять градусов - и сильное течение усугубляли ситуацию. Неудивительно, что, узнав об успешной посадке, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Пэтерсон в сердцах назвал произошедшее "чудом над Гудзоном".

Впрочем, есть одна деталь, о которой сегодня уже почти не вспоминают американцы. О той панике, которая возникла на Манхэттене, когда люди увидели падающий на небоскребы лайнер. О слухах, которые появились в первые часы после катастрофы, о возможном "арабском следе" в этом инциденте. Однако власти отреагировали быстро, сообщив населению, что к данному случаю террористы отношения не имеют.

Все дальнейшее хорошо известно. В ожидании спасателей пассажиры вылезли на крыло самолета. Пять человек, обратившихся за медицинской помощью, были доставлены в больницы. По словам Лорри, супруги летчика Салленбергера, тот позвонил ей, когда все закончилось, и кратко сообщил: "Произошла авария. Но все уже позади".

Швартовка с неба

21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение советский самолет, следовавший рейсом из Таллина в Москву .

Уже при взлете в таллинском аэропорту командир корабля Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.

Мостовой доложил по рации о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, - вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев. - Пока пожарные и врачи съезжались к месту предполагаемого приземления аварийного авиалайнера, самолет кружил над городом на высоте 400 метров, вырабатывая запас горючего до одной тонны. Такое распоряжение Мостовой получил от руководителя полетов аэропорта Пулково Георгия Нарбута. На каждый круг уходило 15 минут времени.

На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о запасе горючего, которого остается больше, чем необходимо по инструкции. А посадка в нарушение правил с запасом хотя бы в 1200-1300 килограммов "горючки" грозила пассажирам гибелью. "Иду еще на один круг", - сообщил по рации на землю командир корабля. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 километр, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако, пролетая над "штабом революции" - Смольным, отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, - рассказывает Дмитриев. - "Витя, садись на воду", - крикнул товарищу Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И вот тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды - между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир корабля приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами. Пока Мостовой планировал на тяжелой машине без горючего над водной гладью, стюарды рассказывали пассажирам о погоде в городе на Неве.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского - в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на сложных металлических конструкциях, тогда в ужасе попадали в воду, - вспоминает Надежда Степанкова, очевидица событий. - В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

Пассажиры были счастливы. Но их радость была преждевременной. При посадке Ту-124 получил значительную пробоину и почти сразу начал набирать воду. Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего воздушное судно к берегу, самолет не затонул на 13-метровую глубину.

Его "пришвартовали" к причалу завода "Северный пресс" таким образом, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап, - вспоминает Степанкова. - Первыми вышли пассажиры с детьми, за ними - женщины, мужчины с вещами и экипаж. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? - такой вопрос встал перед Главным управлением Гражданского воздушного флота СССР сразу после аварии.

Виктора Мостового исключили из таллинского авиаотряда, как говорили - за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 с пассажирами на борту вначале едва не рухнул на исторический центр города, а потом - чуть не пошел ко дну, - продолжает Владимир Дмитриев. - Лишь после того, как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа - медалями.

ДОСЬЕ "РГ"

Самые удивительные посадки

17 июля 1972 года. Москва. Самолет Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты из аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил воздушное судно на водную поверхность канала им. Москвы. Никто не пострадал.

12 августа 1997 года. Салоники. Самолет "Боинг-727-230" греческой авиакомпании Olympic Airways выполнял местный пассажирский рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали очень опытные пилоты (оба командира воздушных судов, взятых с других рейсов для выполнения данного полета). Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра у земли до 28 узлов, мощная облачность, ливень. Самолет приземлился со значительным перелетом: пролетев первую треть взлетно-посадочной полосы, выкатился за пределы ВПП. Носовая часть самолета повисла над береговой чертой Средиземного моря. Самолет получил значительные разрушения. Экипаж и пассажиры - 35 человек - остались живы.

23 ноября 1996 года. Коморские острова. Самолет "Боинг-767-260ER" эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Аддис-Абебы и направлялся в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию. На подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести управляемую посадку на воду на закрытое мелководье в 500 метрах от пляжа Ле Галава. Однако левый двигатель и законцовка крыла ударились о воду, и самолет разрушился. Из 175 человек, находившихся на борту, погибли 125.

22 марта 1998 года. Филиппины. Новейший самолет A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял местный пассажирский рейс из аэропорта Манила в аэропорт Баколод. Самолет отправился в полет с деактивированным реверсом тяги первого двигателя. Полет проходил нормально. Но при посадке из-за асимметричной тяги самолет "снесло" на правую сторону ВПП. Самолет столкнулся с ограждением аэропорта и остановился в небольшой реке. По счастливой случайности никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал. Самолет восстановлению не подлежал.

, Санкт-Петербург

Недавно в прокат вышел новый фильм «Чудо на Гудзоне», главную роль в котором сыграл Том Хэнкс. Фильм очень понравился зрителям, а критики осыпали его положительными оценками. Причина успеха, скорее всего, кроется в том, что кинолента основана на реальных событиях. В ней рассказана история пассажирского самолета, который 15 января 2009 года совершил аварийную посадку прямо на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Благодаря профессионализму летчиков были спасены жизни 155 человек. Далее вас ждет рассказ о том, как удалось совершить эту опасную посадку.

Рейс AWE 1549 (позывной - Cactus 1549) совершал авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, следующий по маршруту Нью-Йорк-Северная Каролина-Сиэтл. На его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа.

Самолет был выпущен в 1999 году (первый полет совершил 15 июня 1999 года). На день инцидента совершил 16299 циклов "взлет-посадка" и налетал 25241 час.

Самолетом управлял очень опытный экипаж.

Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Б. "Салли" Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года.

После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Б. Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320.

Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа.

Но на Airbus A320 это был только второй его полет.

В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш, Донна, у всех стаж работы более 30 лет.

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секнуд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей.

Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь.

Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя.

Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта. Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров.

Вынужденные посадки на воду обычно заканчиваются катастрофой. В 1996 году Боинг-767 компании "Эфиопские авиалинии" перевернулся во время приводнения в Индийском океане после неудачной попытки аварийной посадки.

125 человек из 175, находившихся на борту, погибли.

Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом. Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает.

Приводнение - последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров - мост Джорджа Вашингтона.

Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном.

На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: "Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару".

Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина.

Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду. Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел.

Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона.

Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди "Томас Джефферсон" ближе остальных к тонущему авиалайнеру.

На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты. Не все пассажиры смогут продержаться так долго: температура воды – всего 2 градуса выше нуля.

Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя.

Через 3 минуты и 40 секунд после приводнения к самолету приходит первый паром. Пассажиры парома помогают подвести судно как можно ближе к одному из крыльев самолета, который постоянно сносит сильным течением.

Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема. Паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, экипажи паромов спускают за борт сети и веревочные лестницы.

Когда к месту приводнения прибывают полицейские водолазы, спасательная операция идет полным ходом.

7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов. Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде.

Аквалангисты продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды. Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди.

В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому "Афина" подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все.

Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт.

78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения.

В результате посадки, спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения.

В правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо.

Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу.

После эвакуации пассажиров самолет отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.

Где и был произведен его подъем.

После окончания расследования самолет приобретен Музеем авиации "Каролинас" в Шарлотт, Северная Каролина.

Сначала самолет стоял без двигателей. Полностью самолет представлен к осени 2012 года.

Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе.

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров.

Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу и интервью.

Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать юбилеи своего чудесного спасения.

Позже на бланке, который обычно выдается пассажирам для написания отзывов о полете, один из выживших написал "Нам очень повезло", выразив коллективное мнение спасенных.

Райан Хек , Кевин Ишиока , еще

  • Фильм основан на автобиографии «Highest Duty» («Высший долг»), которая была написана совместно Чесли Салленбергером и Джеффри Зеслоу. Она рассказывает об аварийной посадке рейса 1549 компании US Airways, известной под названием «Чудо на Гудзоне», которая произошла в четверг, 15 января 2009 года. Самолет успел набрать высоту 975 метров, после чего столкнулся со стаей гусей. В результате у него отказали оба двигателя. Командиру воздушного судна, Чесли Салленбергеру, удалось посадить самолет на воду реки Гудзон в Нью-Йорке, при этом все 155 человек находившиеся на его борту выжили.
  • Это первый совместный проект Клинта Иствуда и Тома Хэнкса.
  • Клинт Иствуд практически полностью снял этот фильм на новые камеры ALEXA IMAX 65mm.
  • Песня «A Real Hero», написанная французским электронным исполнителем College совместно с Electric Youth и выпущенная в 2010 году, была написана именно о капитане Чесли Салленбергере. На создание песни фронтмена Electric Youth, Остина Гаррика, вдохновило то, что его дедушка назвал Салленбергера настоящим героем.
  • Это уже второй раз, когда Том Хэнкс играет реального человека и описываемые события происходят в 2009 году. Предыдущим таким фильмом был «Капитан Филлипс» (2013).
  • Лора Линни уже снималась у Клинта Иствуда в фильмах «Абсолютная власть» (1996) и «Таинственная река» (2003).
  • Лора Линни и Аарон Экхарт вместе играли в сериале «Фрейзер» (1993-2004).
  • Второй пилот Джефф Скайлз, которого в фильме сыграл Аарон Экхарт, появлялся в одном из эпизодов сериала «Американские коллекционеры» (2010).
  • Это уже 35-й художественный фильм, снятый Клинтом Иствудом.
  • Первый проект Клинта Иствуда с момента выхода фильма «Огненный лис» (1982), монтажом которого не занимался Джоэль Кокс.
  • На 2016 год это самый короткий полнометражный фильм режиссера Клинта Иствуда.
  • В фильме использовался самолет Airbus A320-200. Специально для съемок были куплены два списанных самолета этой модели.
  • Капитан парома Винсент Ломбарди сыграл в фильме сам себя. Он действительно был капитаном первого парома, который добрался до самолета.
  • Сцены спасения людей после аварийной посадки снимались в том же месте реки Гудзон, где проходила реальная спасательная операция. При этом на Гудзоне были отсняты кадры спасательных лодок, окружающих большое пусто пространство, а затем к ним были добавлены кадры самолета A320, отснятые в искусственном озере «Falls Lake» студии Universal, расположенном на юге Калифорнии.
  • Во время подготовки к своей роли Том Хэнкс встречался с Чесли Салленбергером. По словам Салленбергера, он был впечатлен тем, как хорошо актеру удалось передать его образ на экране.
  • Том Хэнкс рассказал, что самым трудным для гримеров стало осветление его волос.
  • Некоторые сцены снимались в нью-йоркском отеле «Marriott Downtown», куда доставляли реальных пассажиров рейса после катастрофы.
  • Лора Линни рассказала, что, несмотря на наличие общих сцен у их персонажей, они с Томом Хэнксом на съемочной площадке не пересекались, однако в сценах с телефонными разговорами они на самом деле были на связи друг с другом.
  • Во время пробежки Салли по Таймс-сквер можно заметить рекламные вывески других фильмов Клинта Иствуда – «Гран Торино» (2008) и «Парни из Джерси» (2014).
  • Крупное кольцо с голубым камнем, которое носит Том Хэнкс, это кольцо Академии ВВС США, в которой учился Чесли Салленбергер. Ранее Хэнкс уже носил военное кольцо в фильме «Аполлон 13» (1995), где он играл выпускника Военно-морской академии США.
  • Кэти Курик, которая берет интервью у персонажа Тома Хэнкса в фильме, брала интервью у реального Чесли Салленбергера для передачи «60 минут» (1968). Это был 18 эпизод 41 сезона, который вышел 8 февраля 2009 года, всего через двадцать четыре дня после трагического происшествия.
  • Фильм повлек за собой исследования крупных газет, таких как «New York Times» и «The Guardian». Они сравнили то, как история рассказана в фильме, с официальными отчетами о расследовании этого дела и пришли к выводу, что Национальный совет по безопасности на транспорте несправедливо изображен в фильме, как некомпетентная организация, нарушающая свои же протоколы, которая к тому же якобы была враждебно настроена по отношению к капитану Салленбергеру.
  • Энн Кьюсак ранее снималась с Томом Хэнксом в фильме «Их собственная лига» (1992). В том фильме она исполняла роль игрока команды, менеджером которой был Хэнкс, а в этом фильме Кьюсак член экипажа, капитаном которого является Хэнкс.
  • Во время воспоминаний Салли, когда он подростком летает на биплане, на здании аэропорта четко виден знак Гражданского воздушного патруля. Эта служба помимо прочих задач занималась патрулированием прибрежных зон, а также выполняла курьерские обязанности во времена Второй мировой войны. На сегодняшний день эта служба несет ответственность за все внутренние поисково-спасательные операции в США и обладает одним из крупнейших парков самолетов в мире.
  • Биплан, на котором летает Салли в сценах воспоминаний, это редкий самолет Stearman Cloudboy. На момент съемок это был один из шести еще летающих самолетов этой модели.
  • Во время съемок реальный Чесли Салленбергер присутствовал в студии и всячески помогал создателям фильма.
  • Бретт Райс и Том Хэнкс ранее вместе снимались в фильме «Форест Гамп» (1994).
  • Майк О’Мэлли и Макс Адлер ранее вместе снимались в сериале «Лузеры» (2009-2015).

Больше фактов (+25)

Ошибки

  • В одной из сцен в начале фильма показывают кадры улиц Нью-Йорка, на которых можно заметить такси с рекламой фильма «Выживший» (2015). Однако события фильма разворачиваются в 2009 году.
  • Когда персонаж Тома Хэнкса пробегает по Таймс-сквер, на столбах видны рекламные плакаты постановки «Аладдин». Премьера этой постановки состоялась на Бродвее только в 2014 году.
  • В некоторых сценах в аэропорту Ла-Гуардия видна современная раскраска самолетов компаний United Airlines и American Airlines. Однако окрашивать самолеты таким образом эти компании стали лишь в 2010 и 2013 году соответственно.
  • В сценах в аэропорту Ла-Гуардия в начале фильма у самолета Boeing 737 компании Continental Airlines видны сопряженные законцовки крыла, состоящие из двух направленных в противоположные стороны винглетов, имеющих саблевидные концевые обтекатели. Такие законцовки стали устанавливать на коммерческие самолеты только в 2014 году.
  • В фильме можно заметить такси Toyota Prius V, когда Салленбергер прогуливается по улицам. Этот автомобиль появился только в 2011 году.
  • В некоторых сценах показывают очертания Манхэттена, однако они отличаются от того, как все выглядело в 2009 году. В частности, видно небоскреб 432 Парк-авеню, строительство которого началось только в 2012 году.
  • Когда Салленбергер пробегается по Таймс-сквер видно рекламное объявление по поводу Хэллоуина, однако события фильма разворачиваются в январе, за девять месяцев до Хэллоуина.
  • В аэропорту Ла-Гуардия самолет компании American Airline стоит рядом с самолетом компании UsAirways. В 2009 году самолеты этих компаний находились у разных терминалов.
  • В сцене на Таймс-сквер можно заметить людей, которые сидят на открытом воздухе за столиками в специальной зоне для пешеходов. Эта зона появилась только в мае 2009 года, через несколько месяцев после событий фильма. А металлические столы и стулья появились на Таймс-сквер только в августе 2009 года.
  • Во время поездки по Нью-Йорку можно заметить рекламу грядущего шоу Кола Суинделла. Суинделла появился на музыкальной сцене только в 2013 году.
  • Во время слушания, когда запускают симуляцию, прямо перед приземлением, видны отметки, свидетельствующие о том, что самолет был почти за пределами взлетно-посадочной полосы (это одна белая линия с обеих сторон, а затем двойная белая линия). Затем происходит смена кадра и оказывается, что самолет находится в другой точке относительно взлетно-посадочной полосы.
  • В фильме можно заметить такси Ford C-Max. В США такие автомобили были представлены только в 2012 году как модель 2013 года.
  • Когда Салли пробегает вечером по Таймс-сквер, он останавливается на Западной 44-ой улице, и видно рекламу постановки «Матильда», которая идет в театре Шуберта. Премьера «Матильды» состоялась только 11 апреля 2013 года.
  • На виде набережной Вихокена, штат Нью-Джерси, видны здания, которых в 2009 году еще не было.
  • В сцене с буксировкой самолета видно, что у него двигатели IAE V2500, но в большинстве остальных кадров у него двигатели CFM 56.
  • В Музее моря, воздуха и космоса «Интрепид» можно заметить большой павильон, который был построен для размещения космического корабля «Энтерпрайз» в период с 2012 по 2013 год. На момент событий фильма этого павильона еще не было.
  • В сцене воспоминаний Салленбергера при заходе на посадку на полосу «22», он говорит, что держит курс «020» после того, как четко увидел саму полосу. На самом деле номер полосы соответствует магнитному курсу, который для 22-ой полосы был бы «220». Курс «020» означает поворот на 200 градусов влево относительно текущего курса или же на 160 градусов вправо.
  • Когда стюардессы рассказывают о правилах безопасности, по положению рычага видно, что левая передняя посадочная дверь находится в ручном режиме. При взлете дверь должна ставиться в автоматический режим, тогда при открытии двери будет автоматически выкидываться аварийный трап.
  • На лодке персонаж Джеффри Нордлинга получает шляпу, чтобы согреться, затем эта шляпа на время исчезает, а потом появляется вновь.
  • Когда спасают пассажиров, один человек носит рубашку одного из пилотов, однако несколько мгновений спустя показывают обоих пилотов, на каждом из которых надеты рубашки.
  • В воспоминаниях Салленбергер получает указание посадить самолет на полосу «2-1». Однако в итоге самолет садится на полосу «22».
  • Во время интервью с Кэти Курик, кольцо на ее безымянном пальце левой руки то появляется, то исчезает.
  • Когда Салленбергер, находясь на Манхэттене, смотрит на репортеров через окно, среди них видно как минимум два новостных фургона, которые являются представителями филиалов из Сан-Франциско (KRON 4 и KTVU 2), хотя должны быть только нью-йоркские представители.
  • В одной из сцен самолет отображается на дисплее радара как «USA1549». Компании US Airways и America West Airlines объединились в 2005 году и получили единый сертификат в 2008 году. Поскольку авария произошла в 2009 году, то вместе «USA1549» на радаре должно отображаться «AWE1549».
  • Когда Салленбергер сажает самолет на Гудзон, он видит через лобовое стекло кабины приближающуюся реку. На самом деле, учитывая наклон самолета, он мог видеть приближающуюся реку только через боковое окно, а через переднее окно он бы видел только небо.
  • Во время каждой успешной симуляции посадки должно было бы звучать звуковое оповещение для пилотов о том, что им нужно сменить положение рычагов тяги для посадки.
  • В последней симуляции самолет явно сваливается на крыло перед ударом. Однако в такие моменты должен звучать специальный сигнал, предупреждающий о приближении к сваливанию на крыло.
  • На панели у самолета А320 виден манометр, показывающий степень сжатия воздуха в двигателе. В 2009 году у самолетов A320 компании US Airways были двигатели CFM, у которых не было таких манометров.

Больше ошибок (+25)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Пятнадцатого января 2009 года пилот компании US Airways капитан Чесли «Салли» Салленбергер и первый офицер Джеффри Скайлз поднялись в воздух на рейсе 1549 из аэропорта Ла-Гуардия и направились по своему маршруту в международный аэропорт Шарлотт Дуглас. Не прошло и трех минут полета, как на высоте около 850 метров их самолет, Airbus A320, столкнулся со стаей канадских казарок. В результате столкновения у самолета отказали оба двигателя.

Без двигателей у капитана авиалайнера не было возможности долететь до ближайшего аэропорта, и он принимает решение посадить самолет на реку Гудзон. Салленбергеру удается это сделать, и при этом все пассажиры и члены экипажа остаются в живых. Пресса и общественность сразу делают из него героя, однако после произошедшего Салли начинает страдать от посттравматического стрессового расстройства. Ему постоянно лезут в голову мысли о том, что самолет мог врезаться в здание.

Затем Салли узнает, что по предварительным данным адресно-отчетной системы авиационной связи предполагается, что левый двигатель все еще работал на холостом ходу. Теоретически это дало бы самолету достаточно тяги, чтобы вернуться в аэропорт Ла-Гуардия или же приземлиться в ближайшем аэропорту – Тетерборо. Кроме того комиссия по расследованию этого дела заявляет, что смоделировав при помощи всех имеющихся данных эту ситуацию на компьютере, они пришли к выводу, что самолет можно было безопасно посадить в любой из аэропортов, даже если оба двигателя не работали. Салли же утверждает, что оба двигателя отказали, и что самолет находился на недостаточной высоте, и у него не хватило бы ни времени, ни скорости на то, чтобы совершить безопасную посадку в любом из аэропортов.

Салли начинает понимать, что Национальный совет по безопасности на транспорте сводит все к тому, что пилот ошибся, что поставит жирный крест на его карьере. В попытке спасти свою репутацию, он договаривается о том, чтобы пилоты на симуляторе провели публичную демонстрацию во время слушания по этому делу. Когда оба раза пилотам на симуляторе удается успешно посадить самолет в аэропорту, Салли заявляет, что такое моделирование ситуации некорректно, поскольку пилоты заранее знают, что их ожидает и как им действовать. При этом не учитывается человеческий фактор и количество времени, которое понадобилось бы пилотам в действительности на оценку ситуации и безуспешную попытку перезапустить неработающие двигатели. Под давлением комиссия признается в том, что пилоты неоднократно отрабатывали эту ситуацию на симуляторе, прежде чем им удалось провести успешную демонстрацию на слушании.

Пойдя на уступку Салленбергеру, комиссия решает провести симуляцию заново, теперь уже добавив 35-секундную паузу после момента столкновения с птицами, тем самым учитывая человеческий фактор. После внесенных изменений пилотам не удается провести безопасную посадку ни в аэропорт Ла-Гуардия, ни в Тетерборо.

После небольшого перерыва комиссия сообщает, что левый двигатель был вытащен из реки Гудзон, что были обнаружены бесспорные признаки того, что он был полностью разрушен от столкновения с птицами. В свете этой информации комиссия официально признает, что потеря рейса 1549 была неизбежна, и что Салленбергер действовал правильно, решив посадить самолет на реку, поскольку это был единственный вариант, при котором могли выжить пассажиры и члены экипажа.

Сегодня у Америки и всего мира появился новый герой. 57-летний пилот авиакомпании «Ю-эс Эйрвэйз» (US Airways), бывший военный Чесли Салленбергер (Chesley Sullenberger) буквально за несколько секунд спас полторы сотни жизней и навсегда вписал свое имя в историю авиации.

То, что удалось Салленбергеру, звучит почти как фантастика. После отказа обоих двигателей он принял единственно верное решение и большой пассажирский А-320 на воду реки Гудзон фактически посреди Нью-Йорка. Посадил так, что все пассажиры и члены экипажа остались живы. Кадры с места аварии, благодаря пилоту не ставшей катастрофой, сегодня показывают все мировые телеканалы.

Собкор НТВ в Нью-Йорке Алексей Веселовский восстановил хронологию событий.

Настоящим чудом назвали в Америке спасение пассажиров рейса №1549 авиакомпании «Ю-эс Эйрвэйз», который пилоты посадили в Гудзон. Случай действительно уникальный. Лайнер с неработающими двигателями посадили на воду так, что не погиб ни один человек.

Аэробус А-320 со 150 пассажирами и пятью членами экипажа на борту вылетел из Нью-Йоркского аэропорта Ла Гуардия в Северную Каролину. Он еще набирал высоту и находился над Манхэттеном, когда внезапно врезался в стаю птиц. Оба двигателя самолета в считанные секунды вышли из строя.

Карл Базариан, пассажир самолета: « Когда раздались хлопки, мы подумали, что невозможно, чтобы сразу два двигателя вышли из строя. И мы решили, что разворачиваемся, чтобы вернуться в Ла Гуардию. И тут кто-то произнес: „Господи, этот парень в реку падает!“ И тут же мы начали резко снижаться, пилот сказал: „Приготовьтесь к удару“».

Командир корабля принимает единственно верное решение — садиться на воду. Под аэробусом лентой тянется Гудзон. Самолет теряет скорость, внизу густонаселенные районы, в аэропорт не дотянуть. На любительских фотографиях, сделанных за секунды до падения самолета в воду, видно, что аэробус садится с большим углом атаки. Это значит, летчики сбросили скорость до максимально возможной.

Джефф Колоджей, пассажир: «Было очень страшно. Потом был сильнейший удар, люди в крови. Там, откуда я выбирался, женщина здорово порезала ногу. Все разбили головы, но летчик, конечно, нас спас».

А-320 сел на воду в районе 46-й улицы рядом с паромной переправой, которая связывает Нью-Йорк и штат Нью-Джерси. Неизвестно, намеренно выбрал командир корабля эту точку или нет, но благодаря близости переправы пассажиры в считанные минуты после падения, пока самолет как-то держался на плаву, были спасены. Туристические суда и лодки спасателей окружили аэробус практически моментально.

Помощь пришла так быстро, что некоторые пассажиры вышли буквально сухими из воды. Многие даже не успели замерзнуть, хотя температура в Нью-Йорке была минус шесть градусов, да еще с ветром. Почти у всех небольшие ушибы и ссадины. Несколько переломов. В больницы из 150 пассажиров отправились единицы, и все благодарили пилота за чудесное спасение.

Брэд Вентзелл, пассажир самолет: « Этот летчик, этот человек, ему надо отдать должное. Из-за него у моей дочки по-прежнему будет папа, а у моей жены — муж».

Командира корабля, который спас рейс №1549, зовут Чесли Салленбергер. В прошлом военный летчик, его летный опыт насчитывает 40 лет. 28 из них он работает в компании «Ю-эс Эйрвэйз». И только благодаря ему и целой цепочке уникальных совпадений стало возможным чудо на Гудзоне.

С 1998-го по 2004-й год только в Соединенных Штатах было зафиксировано 56 тысяч случаев столкновений самолета с птицами. На испытаниях двигатели специально забрасывают тушками куриц и уток, и они продолжают работать. Очевидно, что на этот раз аэробус столкнулся с более крупными особями, говорят о стае диких гусей. Причем так же уникально, что птицы вывели из строя сразу два двигателя самолета.

Повезло, что все происходило днем, а погода стояла ясная. Ночью посадить лайнер на воду было бы практически невозможно. И самое главное — работа пилотов, которые подошли к воде с очень малой скоростью и без крена. Только благодаря этому фюзеляж аэробуса не развалился при ударе, и все люди остались живы. Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг назвал командира корабля героем.

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка. «Я долго говорил с командиром. Он дважды прошел по самолету после того, как все эвакуировались, чтобы лишний раз убедиться в том, что на борту никого не осталось. По-моему, пилот сделал невероятное».

Сейчас Федеральная авиационная комиссия готовит официальный доклад о причинах аварии. Инспекторы осматривают двигатели аэробуса, который после того как его протащило течением несколько миль, привязали тросами к набережной в Нижнем Манхэттене.

Опытные российские пилоты подтверждают — американский летчик действительно проявил чудеса профессионализма. Посадка на воду — крайне сложный маневр, особенно для самолетов, у которых двигатели расположены под крылом.

Игорь Чалик, командир отряда А-320 авиакомпании «Аэрофлот»: «При посадке на воду, если сделать ее неаккуратно, нижние кромки двигателя цепляются за воду первыми, возникает большой пикирующий момент, и самолет может уйти под воду. Задача летчика в этой нестандартной ситуации в том, чтобы погасить скорость до минимальной и сесть сначала на заднюю часть фюзеляжа, а потом медленно опустить нос, компенсируя этот пикирующий момент.

Это очень редкий случай, и за всю историю гражданской авиации могу вспомнить 3–4 случая, когда посадки так производились. Должен быть очень серьезный отказ, чтобы у пилотов не было возможности сесть либо на аэродроме, либо на земле».

Самый известный произошел в 68-м в Ленинграде. Тогда у пассажирского Ту-124 , летевшего из Таллина, заклинило шасси, а затем и закончилось топливо. Пилотам ничего не оставалось, кроме как посадить лайнер на Неву. Никто не пострадал. Командира экипажа сначала уволили, но потом наградили орденом.

В тот же год подобное случилось и в Америке. Пилот самолёта Ди-си-8 (DC-8) «Японских авиалиний» сбился с курса и успешно сел на водную гладь недалеко от аэропорта Сан-Франциско.

Единственный случай, когда приводнение пассажирского лайнера удалось снять на видео, — это 1996 год, Коморские острова. «Боинг» «Эфиопских авиалиний» был захвачен террористами. Когда в баках кончилось топливо, пилоты попытались посадить самолет на воду. Закончилось это неудачей — погибли 127 человек.