Опасен ли интроскоп для продуктов. Системы рентген-сканирования опасны для здоровья

Общие сведения о интроскопах

С каждым годом требования к системам безопасности постоянно возрастают. Приходится учитывать все особенности и ключевые аспекты, чтобы разработать действенные методы и принять на вооружение эффективные инструменты. И в данном случае на первое место выходят те инструменты и методы, которые способны решить поставленные задачи с минимальными затратами сил и времени.

В наше время основными проблемами становятся терроризм, контрабанда, шпионаж и экономические преступления. Наиболее важные объекты, такие как вокзалы и аэропорты, а также различные государственные учреждения и крупные частные компании уже давно оснащаются досмотровой техникой. Главным образом сюда относятся интроскопы.

Подобное оборудование позволяет осуществлять исследование внутреннего содержания или структуры объекта без личного вмешательства. Сфера применения данной технологии очень обширна:

Медицинские исследования;

Техническая и промышленная интроскопия;

Исследования структуры крупных объектов.

Раньше данные приборы были сложны в производстве, вследствие чего их стоимость была очень велика. Но сейчас интроскопы стали достаточно популярны. Они служат для обеспечения безопасности не только в крупных аэропортах, но и на вокзалах, многочисленных почтовых отделениях, ж/д и автовокзалах.

Но самое главное заключается в том, что интроскопы в различных модификациях стали активно использоваться в частном порядке. Руководители крупных компаний или промышленных предприятий решают использовать такие интрументы обеспечения безопасности на своём объекте.

Суть заключается в том, что данные приборы используют разнообразные методы интроскопического анализа, чтобы изучить и проверить внутреннее содержание объекта, не нарушая его целостности и не допуская личного досмотра. Другими словами, интроскопы позволяют быстро проверять содержимое багажа и карманов на предмет наличия запрещённых предметов, не задерживая людей.

Сами проверяемые также могут оставаться спокойными, потому что такое оборудование способно показать только запрещённые объекты из-за своей специфики и не каким образом не выдаст личные вещи.

Виды интроскопов для багажа

Современный рынок полон разнообразных предложений, среди которых каждый сможет подобрать для себя то, что ему требуется. Те или иные производители предлагают собственные модели, отличающиеся друг от друга стоимостью, своими функциями и особенностями применения.

К наиболее популярными брендам можно отнести Astrophysics, Hi-Scan, Rapiscan, LineScan, Fiscan. Все эти компания достаточно широко известны, в том числе и на международной арене, а их продукция заслужила неплохую репутацию.

Тем не менее, надо сказать, что основная проблема выбора касается не столько торговой марки, сколько непосредственно особенностей того или иного интроскопа. Для удобства выделяют несколько спецификаций, благодаря которым удобно классифицировать все интроскопы для багажа.

Проверка почты и корреспонденции;

Проверка ручной клади и небольших сумок;

Проверка багажа;

Проверка грузов и габаритного багажа;

Поиск взрывчатых веществ;

Мобильные и передвижные установки (созданы на базе автомобиля).

Каждый отдельный интроскоп предназначен для выполнения определённого круга задач. Самое главное, что он предназначается для эксплуатации в конкретных условиях. Поэтому в первую очередь следует обращать внимание именно на это. Наибольшей популярностью в частном применении пользуются небольшие и малогабаритные интроскопы для багажа и проверки почты.

Благодаря большому разнообразию и широкому модельному ряду от различных мировых компаний, достаточно легко подобрать подходящее решение для себя и своего предприятия, если речь идёт о частном пользователе. Различные государственные структуры и силовые органы уже ориентируются на конкретные задачи и условия работы, поэтому заказывают специализированные устройства.

В любом случае первостепенными факторами являются габариты аппарата и максимальный размер груза и багажа, который он способен проверить.

Принцип работы интроскопа

В настоящее время различные технологии позволили разработать несколько методов интроскопического исследования:

Изучение теневого изображения внутренней структуры объекта (проекция);

Томография;

Эхозондирование.

Они отличаются между собой различными особенностями, достоинствами и недостатками, а также сферой применения. Хотя каждый из этих методов в той или иной степени может применяться для исследования багажа и внутренней структуры объёктов. Одним из ключевых факторов является зондирующее излучение:

Ультразвук;

Электромагнитные поля и волны;

Рентгеновское излучение.

Сегодня наиболее широко применяется именно рентген из-за его удобства и относительной простоты. В этом случае проводится так называемый рентгеноструктурный анализ - благодаря дифракционному рассеиванию излучения получается проекция внутренней структуры объекта.

Такой интроскоп помогает увидеть содержимое и небольшой ручной сумки, и большого груза. В современных установках источник рентгеновского излучения оснащается также линейным ускорителем, который обеспечивает прохождение лучей даже через достаточно плотные объекты. Оператор получает проекцию в виде изображения высокого качества, на котором прекрасно видно, если внутри находятся опасные предметы.

Говоря об излучении, возникает вопрос, насколько безопасен интроскоп для регулярного исследования? Не возникает ли угрозы для проверяемых и оператора?

Однако сейчас согласно стандартам ГОСТ и СанПиН любое подобное оборудование обязано иметь соответствующие меры защиты, в том числе и на конструктивном уровне. Другими словами, конструкция установки, а также используемые материалы, значительно снижают дозу излучения, что обеспечивает необходимый уровень защиты, так что никакой опасности нет.

Авиационный транспорт является наиболее уязвимым видом транспорта. В то же время гражданский самолет может превратиться в мощнейшее оружие в руках террористов. Трагические события 11 сентября 2001 года являются ярчайшим примером необходимости обеспечения безупречной безопасности в аэропортах и, особенно, на борту самолетов. За последние 40 лет было осуществлено около десяти террористических актов с применением самолетов, в результате которых жертвами стали десятки, сотни и даже тысячи мирных людей. Пресечение таких преступлений - важнейший приоритет служб безопасности всего мира.

Выявление попыток осуществления террористических актов невозможно без применения специальной техники. Любой террористический акт сопровождается подготовкой: попыткой проноса на борт самолета оружия, взрывных устройств, взрывчатки в различном виде, деталей оружия для сборки ее на борту. Поэтому каждая, даже очень мелкая деталь, может стать ниточкой клубка очень серьезного преступления. Поэтому ничего нельзя упускать из вида. Именно для такой работы созданы интроскопы ADANI.

Интроскопы ADANI спроектированы и произведены по последнему слову техники с применением уникальных технологий рентгеновского сканирования и цифровой обработки изображения, полученного с детекторов.

В интроскопах ADANI используются высокочувствительные детекторы, расположенные L-образно. Чувствительность детекторов и их расположение наделяют тоннельный интроскоп высоким пространственным разрешением 40AWG (0,08 мм) для самой компактной модели BV5030 и 35AWG (0,15 мм) для самого крупного комплекса BV160180 в линейке техники ADANI. Данные цифры означают, что эталонная натянутая медная проволока данного диаметра оставит на снимке различимую «тень». Т.е. в такой системе может быть обнаружена любая деталь оружия или взрывного устройства: проводок, батарейка, небольшая электронная схема.

Важно не только видеть, что находится в грузе, багаже или в сумке. Важно еще и понять, что это за вещество. Кажущийся безобидным по очертаниям пузырек может содержать жидкое взрывчатое вещество. Сам принцип рентгеноскопии позволяет точно идентифицировать состав веществ. Интроскопы ADANI отличаются такой высокой чувствительностью, что результат сканирования дает возможность анализа состава вещества по уровню поглощенного рентгеновского излучения. Это дает системам ADANI широкие возможности визуализации полученных результатов: окрашивания веществ разной плотности (эффективного атомного веса) в разные цвета, обнаружение веществ с определенным атомным весом (например, кислорода - составного элемента почти любого взрывчатого вещества). Способность дистанционного выявления взрывчатых веществ дает еще одно преимущество системам ADANI - безопасность для сотрудников службы безопасности: взрывчатка может быть обнаружена без риска взрыва и без опасности, которая возникает при личном досмотре багажа или груза.

Система комплексной системы безопасности на транспорте, которой в ближайшее время планируется оснастить Московский метрополитен, включает в себя, помимо прочего, оборудование для радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ.

Как известно, в настоящее время аппараты для проведения рентген-сканирования действуют во многих аэропортах мира. Так, в частности, в “Домодедово” для досмотра граждан используются рентгенотелевизионные интроскопы и рентгенографические сканеры.

Насколько безопасно оборудование рентген-сканирования для нашего здоровья?

Любопытную информацию по этому поводу опубликовал на своем сайте Роспотребнадзор. По утверждению специалистов этого ведомства, «частое использование установок по рентгеновскому сканированию может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям». Если в ходе однократного сканирования человек получает дозу 0,3-0,4 мкЗв, то в год таких исследований не должно быть более двадцати. Контроль же получаемых каждым конкретным человеком определенного количества доз должен, по мнению экспертов Роспотребнадзора, обеспечиваться специальными программами, которыми должны быть оснащены подобные устройства (сеть устройств).

«А в условиях метрополитена выполнение данных условий не возможно (!)», - таков вывод данной директивы.

Не менее жестко высказался на эту тему сам Геннадий Онищенко: «Скрытое от человека просвечивание рентгеновским устройством категорически недопустимо, поскольку оно не гарантирует радиационную безопасность окружающих людей, в частности, детей и беременных женщин».

“До осуществления процедуры рентген-сканирования , необходимо предоставить человеку полную информацию о получаемой дозе облучения, а так же последствиях, которые может причинить данная доза его здоровью”, - говорится в документе Роспотребнадзора.

Интересно, не правда ли! Либо Роспотребнадзор получил очередной «заказ», либо самостоятельно выступает с инициативой, которая, обычно, бывает наказуема.

Вспомните, сколько то тут, то там, регулярно всплывает различных информаций , которые потом успешно опровергаются. Скорее всего, здесь произойдет по тому же сценарию.

Поскольку коснулся темы сотовых телефонов, хотел бы написать несколько слов про лучший, по моему личному мнению, интернет-магазин сотовых телефонов и аксессуаров SotMarket.ru. Сегодня наткнулся в Интернете на страничку Сотмаркет отзывы в Яндекс.Маркете: был крайне удивлен, видеть на фоне восторженных отзывов, несколько отрицательных. Достаточно давно работаю с этим Интернет-магазином и у меня о работе с ним только положительные впечатления. Может ребята тоже выполняют чей-то «заказ»?

Пожалуй, многих интересует вопрос, как проверяют багаж в аэропорту. Дело в том, что за последнее десятилетие правила досмотра багажа значительно поменялись. Также изменился и список предметов, которые можно брать пассажиру на борт самолета. Примечательно, что работники погранслужбы, служба безопасности аэропорта и экипаж на авиалайнере могут провести осмотр личных вещей любого пассажира. Отметим, что все желающие полететь на самолете должны пройти :

  • первичный осмотр;
  • вторичный осмотр.

Также может быть и дополнительный осмотр, уже на борту авиалайнера.

Итак, многих интересует вопрос: как и чем просвечивают багаж в аэропорту. Рассмотрим все по порядку. Первый досмотр багажа в аэропорту происходит сразу же после входа в здание. На этом этапе сотрудники проверяют ручную кладь при помощи специального аппарата и багажной ленты. Отметим, что в любой момент работники могут попросить открыть сумки и показать то, что покажется им подозрительным. Примечательно, что при осмотре сотрудники не обращают внимание, например, на то, что сумка замотана полиэтиленовой лентой и т. д. Соответственно, при возникновении любых вопросов придется все распаковывать. Иначе пассажир попросту не пройдет в аэропорт.

Второй досмотр проходит уже внутри здания . Здесь придется пройти рамки металлоискателя либо подобного аппарата. Перед прохождением этого осмотра не забудьте снять все металлические предметы, например, часы и положить их в специальную пластиковую коробку. Отметим, что проверка багажа в аэропорту также будут осуществлена отдельно и только после этого отдан владельцу. В случае если у пассажира вдруг обнаружится любая жидкость больше 100 мл либо какие-либо колюще-режущие предметы, можно будет переложить их в багаж. В противном случае их попросят выкинуть.

Отметим, что, если металлоискатель отреагирует на человека, его проверят при помощи специального ручного сканера . Далее при повторном осмотре и обнаружении чего-либо вас попросят предъявить металлический предмет. Конечно, это не касается металлических пластин либо штырей, которые были вшиты во время операции.

После успешного прохождения металлодетектора пассажиры сдают всю ручную кладь и отправляются проходить паспортный контроль. Во многих больших аэропортах установлены специальный сканер тела человека, который показывает детальную картинку. Такие аппараты есть, например, в Домодедово. Для того чтобы пройти такой сканер в аэропорту, всем людям приходится даже разуваться и надевать бахилы.

Если при первом осмотре человек еще может оставить у себя, например, бутылку воды либо сока, аргументировав это тем, что перед посадкой он все выпьет и выбросит, то при осмотре непосредственно перед самолетом все запрещённые вещи будут выброшены в мусорное ведро .

Именно поэтому будьте крайне внимательны, так как всякие мелкие вещи могут случайно запасть под подкладку сумок и т. д. Рекомендуется осуществлять очень тщательную проверку. Не стоит забывать и то, что к жидкостям относятся различные крема, шампуни, зубные пасты и т. п. Соответственно, их запрещается проносить на самолёт.

Просвеченный багаж

Принцип работы сканера в аэропорту

В последние годы практически во всех крупных аэропортах позаботились о безопасности и установили специальные сканеры, которые делятся на 2 вида: металлодетекторы и устройства, создающие объемную картинку просканированного человека. Соответственно, второй вариант является намного более действенным и эффективным для обнаружения неразрешенных предметов, так как такой рентген в аэропорту выводит изображение, очень похожее на голое тело. Однако не стоит переживать, служба безопасности в аэропорту ответственно заявляет, что анонимность для всех пассажиров полностью обеспечена, так как оператор устройства не видит лица. Помимо этого, картинки сразу же удаляются.

Как работает рентген в аэропорту?

Данные аппараты основаны на 2-х различных принципах работы. В первом случае лучи не проходят насквозь, а отражаются. Соответственно, различные материалы обозначаются разными цветами, в зависимости от плотности. Для примера, мышцы и кожа имеют светлые оттенки, а что-то более плотное – темные цвета. Чтобы получить готовое изображение на мониторе, оператору необходимо сделать 2 фотографии: одна спереди и одна сзади.

Во втором случае используются волны миллиметрового диапазона. Излучаются они 2-я вращающимися антеннами. Стоит отметить, что любая одежда полностью прозрачна для такого аппарата. Картинка получается четкая и подробная. Такое изображение выглядит намного реалистичнее, в отличии от рентгеновского сканера.

Как отличить сканеры?

Если кто-то хочет узнать, как отличить между собой сканеры, то сделать это очень просто. Металлодетектор выглядит буквой «П», через него необходимо просто пройти. В свою очередь, сканер тела выглядит как 2 будки. Между ними должен встать человек и постоять несколько секунд.

На что влияет такая процедура?

Создатели двух типов сканеров утверждают, что они совершенно безопасны как для человека, так и для вещей. К примеру, микроволновое устройство сравнивается с излучением, полученным от мобильного телефона за 5 минут разговора, а рентгеновское излучение, как после 2 минут. Но несмотря на такие заверения, последнее устройство используется в аэропортах очень редко. Помимо этого, детей и беременных через него не проводят.

Отметим, что глобальных исследований по поводу влияния подобной техники на организм человек а, а также на различную технику, медпрепараты и т. д. не проводилось .


Проверка в авиалайнере

Как уже описано выше, есть возможность того, что проверку может провести капитан воздушного судна. Отметим, что после взлета на борту действуют немного другие правила, которые определяются непосредственно командиром самолета. В случае если пассажира заподозрили в чем-либо, капитан имеет право досмотреть его вещи и даже арестовать. Зачастую это происходит из-за неподобающего поведения и случается очень редко.

Как проводились изменения правил безопасности?

Первое кардинальное изменение правил вступило в силу в Америке в самом начале 2000-х. В аэропортах начинают следить за тем, чтобы пассажиры не проносили на самолет различные колото-режущие предметы. В первую очередь вне закона стали маленькие канцелярские и перочинные ножи. Также было произведено укрепление кабины пилота. Также спички и зажигалки теперь требовалось отправлять в багаж.

Далее, в 2003 году, ICAO решает ввести электронные паспорта во всех странах. В первую очередь это делалось для того, чтобы на паспортном контроле все данные о пассажире можно было сразу считать, а не вводить вручную.

В следующем году в Америке начинают снимать отпечатки пальцев у иностранцев. В 2006 году запрещается проносить на борт авиалайнера жидкости, гели и аэрозоли. Под запрет попали даже новогодние шарики и бутылки с молоком для малышей. Однако позже все же разрешают проносить жидкость до 100 мл. Также в этом году вводят отдельный осмотр всех электронных устройств.

В 2007 году все государства стали официально обмениваться информацией о пассажирах. Также в некоторых местах появился предполетный досмотр с кинологами. В 2011 году, после трагедии в Домодедово, на входе в здание аэропорта происходит тщательный осмотр абсолютно всех пассажиров, а ручная кладь проходит через интроскоп. Помимо этого, за всем следит опытный психолог.

Вконтакте

Досмотровое оборудование. Интроскопы: как это работает?

Обеспечение безопасности – одна из основных задач развития современного общества: защита от угрозы терроризма, организованной преступности, катастроф техногенного и экологического характера. Эффективность решений этих проблем неразрывно связана с уровнем оснащённости объектов соответствующими техническими средствами противодействия угрозам, важное место среди которых занимает досмотровое оборудование.

Проверка содержимого багажа, почтовых отправлений, грузов и транспортных средств осуществляется сегодня посредством систем неинтрузивного (бесконтактного) контроля, т.е. без непосредственно нарушения целостности упаковки (корпуса) объектов досмотра. В этих целях одними из наиболее эффективных и востребованных технических средств являются различные по своему назначению и конструкции рентгенотелевизионные установки (РТУ), которые по-другому называют «интроскопами».

Типы интроскопов

Первое, на что обращают внимание при выборе рентгенотелевизионных установок – габариты оборудования и размер досмотрового туннеля. Данные физические параметры зависят от поставленных целей и задач заказчика.

Так, например, для досмотра ручной клади подойдет устройство с небольшим туннелем - 620 х 420 мм (Rapiscan 620XR), для крупного багажа и грузов небольшого размера – 1000 х 1000 мм (Rapiscan 628 XR). Существуют и другие модели, с туннелем больших габаритов.

По количеству получаемых изображений интроскопы делятся на однопроекционные и друхпроекционные аппараты.

В свою очередь однопроекционные РТУ имеют один генератор рентгеновского излучения.

При сканировании система выдает одно рентгеновское изображение досматриваемого объекта, на котором цветом, соответствующим атомному номеру вещества, выделяются содержащиеся предметы.

Двухпроекционные РТУ, имеющие в составе два генератора, воспроизводят одновременно вертикальное и горизонтальное изображение досматриваемого объекта. Усовершенствованная технология позволяет повысить скорость и эффективность обнаружения угрозы, так оператору досмотра не требуется производить повторное сканирование, меняя положение багажа.



Как уже упоминалось выше, основная цель досмотра – установить содержимое сканируемого объекта без непосредственного вскрытия его оболочки и удостовериться в отсутствии представляющих опасность и запрещенных для транспортировки предметов и веществ. Добиться этого позволяет технология определения атомного номера веществ.

Что именно выявляется в процессе досмотра?

В процессе сканирования рентгенотелевизионные установки обеспечивают разделение органических и неорганических материалов, предоставляя трехцветное изображение досматриваемого объекта.


  1. Оранжевым цветом отображаются органические материалы.
  2. Синим цветом отображаются неорганические материалы.
  3. Зеленым цветом отображаются смешанные материалы (органические и неорганические).

Для получения более точной информации о содержимом сканируемого объекта проводится комплексный анализ состава, плотности и структуры предметов. Совокупность этих данных позволяет оператору досмотра судить об их назначении и принадлежности к определённому типу потенциальных угроз.

Для автоматизации действий сотрудников безопасности и ускорения процедуры досмотра современное досмотровое оборудование Rapiscan имеет специализированное программное обеспечение, позволяющее обрабатывать полученные рентгеновские изображения следующими способами.

Увеличение изображения в 2-64 раза. Каждый полученный снимок разделен на 9 областей, при нажатии на которую происходит увеличение заданной области в необходимое количество раз.

Режим «Organic Material» («Органические вещества»). При его включении цветовое маркирование остальных веществ, за исключением органики, автоматически отключается.


При включении режима «Неорганические материалы» (Inorganic materials) происходит процесс обратный предыдущей функции - происходит удаление цветовой информации обо всех материалах, кроме неорганических.


Функция «Cristal Clear» – запатентованная разработка компании Rapiscan Systems, позволяющая увеличивать контрастность отдельных деталей содержимого как в темных, так и в светлых зонах одновременно.


Black and White («Черно-белый формат») – при включении режима удаляется вся цветовая информация изображения.


При включении режима «Инверсия» (Inverse) изображение отображается в негативном формате: белое становится черным и наоборот.


High penetration («Высокое проникновение») – позволяет повысить качество изображения предметов с высокой плотностью.

Помимо этого, операторам доступна возможность ручной настройки режимов отображения, при помощи регулирования следующих параметров:

  • Яркость изображения - гаммы;
  • Резкость контуров;
  • Плотность (изменяя яркость отображения предметов, имеющих схожие характеристики проникновения рентгеновского излучения);
  • Цветовое отображение только выделенных предметов.

Встроенная память рентгенотелевизионной установки сохраняет результат сканирования, которые затем могут быть перенесены на съемный носитель.

Помимо стандартных функций обработки изображения, досмотровые системы Rapiscan Systems имеют ряд дополнительных опций.

TARGET™ - автоматическое обнаружение опасных предметов. Система сама анализирует массу, размер и состав предметов и на основании этих данных автоматически идентифицирует потенциальную угрозы.

TIP – проекция изображения опасного объекта. Этот режим используется для обучения и повышения квалификации сотрудников служб безопасности. Принцип его работы прост: на любую из проекций, отображаемых на экране оператора, автоматически накладывается изображение опасного предмета, которое он должен распознать.

DTA™ - предупреждение о повышенной плотности предметов. Сканирование опасных объектов часто затруднено из-за их непроницаемости для рентгеновских лучей. Чтобы выявить их, достаточно установить предельное значение плотности предмета, а при его превышении сработает сигнал тревоги, а объекты будут выделены пурпурным.

NDS™ - сетевая станция для отображения проекций. Применение сетевой станции отображения (NDS™) позволяет повысить безопасность и пропускную способность пунктов пропуска, за счет передачи изображения сканируемого багажа на мониторы операторов удаленного досмотра для более детальной проверки.

OTP™ - программа обучения операторов досмотра. Курс рассчитан как для подготовки специалистов начинающего уровня, так и для повышения квалификационных навыков и аттестации сотрудников службы безопасности. Система выводит на экран оператора рентгеновскую проекцию «чистого» багажа, хранящуюся в архиве изображений, и анализирует его действия в процессе обработки изображения. Также с использованием программы TIP на изображение может накладываться проекция потенциальной угрозы.

Досмотровое оборудование Rapiscan Systems в России

Компания WEKEY, более 15 лет выступая официальным дистрибьютором досмотровых систем Rapiscan Systems на территории России, занимается оснащением объектов транспортной инфраструктуры, мест массового пребывания людей, правительственных учреждений, предприятий атомной промышленности и не только. С полным перечнем отраслей, для которых WEKEY разрабатывает решения по безопасности можно по разделе "решения".