Где находится гостиница националь. Уникальная история гостиницы «Националь

Гостиница "Националь" - одна из самых известных и комфортабельных гостиниц Москвы (класс "5 звёзд"), расположенная на углу Тверской и Моховой улиц.

Гостиница построена в 1901-1903 годах по проекту архитектора Александра Иванова на месте квартала доходных домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки. Угловой выступ квартала имел полукруглую форму: это было характерно для московской архитектуры 18-19 веков. При строительстве гостиницы форма квартала была учтена и сохранена: проект строительства предусматривал сохранение общих черт облика предыдущей постройки, включая полукруглый угол.

Здание гостиницы "Националь" построено в стиле эклектики с заимствованием элементов модерна. Изначально задуманная как отель мирового класса, гостиница "Националь" отделывалась самыми качественными и дорогими материалами и получила богатое декоративное оформление, изобилующее лепниной и скульптурами. Угловой выступ получил торжественный и роскошный вид: его украсили декоративной колоннадой и кариатидами, а на аттике появилось майоликовое панно "Аполлон и музы", выполненное по эскизам художников Сергея Чехонина и Александра Головина на Московском Бутырском керамическом заводе "Абрамцево" Саввы Мамонтова. Привлекает внимание и бордюр с орнаментом в виде дубовых листьев, завершающий 5 этаж здания.

Внутреннее оформление гостиницы не уступило внешнему: мраморные лестницы, фигуры атлантов, мозаичные полы и витражи сделали интерьеры гостиницы по-настоящему роскошными. Отделке вторило и оснащение - гостиницу оборудовали по последнему слову техники: в здании установили лифты (невероятная роскошь в начале 20 века) и систему парового отопления, а в номерах появились телефоны.

В 1918 году здание заняли правительственные структуры установившейся Советской власти, и гостиница на 15 лет прекратила работу, превратившись в Первый Дом Советов. В 1931-1932 годах в рамках ленинской программы монументальной пропаганды майоликовое панно "Аполлон и музы" на угловом аттике заменили на панно индустриальной тематики. В 1932 году здание вновь стало гостиницей.

В 1991-1995 годах гостиница "Националь" подверглась реконструкции и реставрации, в результате чего были восстановлены некоторые утраченные элементы дореволюционных интерьеров, а во внутреннем дворе-колодце здания оборудован крытый ресторан.

Изначально в гостинице было 160 номеров, сейчас их количество увеличилось до 206. В разные годы в них проживали члены императорской семьи, Владимир Ленин, Фёдор Шаляпин, Иван Бунин, Николай Римский-Корсаков, Катрин Денёв, Пеле, Ален Делон, Иосиф Сталин, Михаил Шолохов, Николя Саркози и другие известные люди.

Гостиница "Националь" находится по адресу Моховая улица, 15/1. Добраться до неё можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии и "Театральная" Замоскворецкой.

Путеводитель по архитектурным стилям

Но в XIX веке Варваринское акционерное общество выкупило угловой участок для новой застройки. Сначала здесь появилось несколько домов с дешевыми квартирами и лавками на первых этажах. Но затем возникла идея построить роскошный отель.

Сначала гостиница называлась «Национальная». Проживание стоило недешево - до 25 рублей в сутки, но отбоя в клиентах не было. Все благодаря превосходной отделке и техническому оснащению: мраморные лестницы, лепнина, мозаичные полы, витражи, мебель из красного дерева. Майоликовые панно верхнего этажа изготовили на заводе «Абрамцево» специально для Националя. Одна из росписей изображала бога Вакха на деревянном велосипеде. Отель оснастили техническими новинками того времени: работали лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны.

В советское время после переноса столицы из Петрограда в Москву здесь некоторое время жили члены большевистского правительства. Гостиница «Националь» превратилась в Первый Дом Советов.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Гостиничные функции зданию вернули в 1930-е годы. Отель отремонтировали, а интерьеры пополнили мебелью из Аничкова и Царскосельского дворцов. Тогда же в угловой части здания появилось «индустриальное» панно работы И.И. Рерберга. А в годы Второй мировой войны в Национале устроили резиденции 16 иностранных посольств и дипломатических миссий.

Обновленная гостиница «Националь» открылась 9 мая 1995 года, когда Россия отмечала 50-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня в гостинице 202 номера, и каждый - маленький музей. Старинные вазы времен Наполеона, позолоченные люстры, мебельные гарнитуры из карельской березы отсылают гостей во времена царской Москвы. Всего на семи этажах Националя находится 500 подлинных предметов антиквариата.

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Памятник

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Москва, ул. Моховая, д. 15/1, стр. 1 (часть)

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Совета министров РСФСР О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" № 624 от 04.12.1974 г.

Описание предмета охраны

Градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Тверской и Моховой улиц, Манежной площади; объемно-пространственная композиция главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов главного корпуса в редакции 1901-1903 гг.; четыре малых полихромных майоликовых панно 1901-1903 гг. в уровне 6 этажа; майоликовое панно с индустриальным сюжетом 1920-х гг. в уровне 7 этажа; композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов внутреннего двора главного корпуса в первоначальной редакции 1901-1903 гг.; композиция и архитектурно-художественное оформление фрагмента юго-западного брандмауэра, декорированного в 1934 году по проекту академика И.В. Жолтовского в связи со строительством на соседнем участке "Дома на Моховой"; первоначальная функция гостиницы. Объемно-планировочная структура и конструкции капитальных стен главного и дворового корпусов 1901 - 1903 гг. (подвал-7 этажи); система сводчатых перекрытий подвала (предмет охраны сводчатых перекрытий подвальных помещений уточняется по результатам проекта приспособления). Первоначальное архитектурно-художественное оформление и убранство интерьеров главного корпуса: оконные валики и мраморные подоконники; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление главного вестибюля 1901-1903 гг.: лепнина потолков, фрагмент пола, набранный из первоначальной метлахской плитки; объемно-пространственная композиция, декоративное оформление и конструкции парадной лестницы и лифтового холла со стороны Моховой улицы 1901-1903 гг. (1-6 этажи): ограждающие конструкции, лепное оформление потолков и стен, витражное заполнение оконных проемов, фрагмент пола лестничной площадки (6 этаж?), набранный из первоначальной плитки, фигуры атлантов, металлическое ограждение лифтов н. XX века; объемно-пространственная композиция и декоративное оформление лестницы со стороны Тверской улицы бывшего "Магазина готового платья и меховых изделий братьев Петуховых": фигурные ограждающие конструкции; местоположение и объемно-пространственное решение служебных лестниц главного корпуса (подвал-7 этажи) и дворового корпуса (подвал-5 этажи); местоположение и декоративное оформление коридоров и холлов 2-6 этажей главного корпуса; помещение современного зала "Санкт-Петербург": декоративное оформление и роспись потолков, первоначальные зеркало и радиаторы отопления (2 этаж, юго-восточный угол главного корпуса); помещения современных банкетных залов "Суздаль" и "Кострома": роспись потолков 1975-1976 гг., выполненная художниками И.В.Николаевым и М.М. Дедовой-Дзедушинской (2 этаж, северный угол главного корпуса); первоначальная структура номеров, расположенных вдоль главных фасадов (3-6 этажи); гостиничный номер 178 (3 этаж): оригинальное планировочное решение, декоративное оформление потолков, витраж; гостиничный номер 101 (3 этаж): лепной декор потолков с росписью, угловой камин; гостиничный номер 107 (3 этаж): в 1918 году в номере останавливались В.И. Ленин и Н.К. Крупская; гостиничный номер 115 (3 этаж): художественная роспись потолка "Триумф Юноны" 1902 год, лепной декор потолков; гостиничный номер 207 (4 этаж): фрагмент живописной композиции роспись "Вакх на деревянном велосипеде", лепной декор потолков; гостиничный номер 201 (4 этаж): роспись - фриз с фантазийными масками в золоченых виньетках по голубому фону. Комиссия предлагает уточнение наименования объекта в следующей редакции: "Гостиница "Националь", 1901-1903 г., архитектор А.В.Иванов". 2.Предмет охраны на объект культурного наследия федерального значения утверждается в установленном порядке.

Пятница, февраля 5, 2016

Незадолго до нового года нам посчастливилось отснять одну из самых старых и шикарных гостиниц города — «Националь».

Гостиница «Национальная» была построена в 1902-03 годах по проекту архитектора Александра Иванова, в качестве заказчика и спонсора выступило Варваринское акционерное общество. На момент открытия это была самая дорогая, престижная, современная и технически оснащённая гостиница.

В этой публикации мы прогуляемся по холлам и номерам гостиницы, а также коротко расскажем о ее истории —>

Во все времена в гостинице останавливались соответствующие ей гости – представители государственной власти, важные иностранные господа и знаменитости. Бесконечные генерал-губернаторы, предводители дворянских собраний. Но самый известный гость первых лет гостиницы, вовсе не чиновник, а композитор — Римский-Корсаков.

После революции гостиница превратилась в 1-й Дом советов, фактически в общежитие для советских чиновников. За одни лишь 1920-е годы была утрачена большая часть мебели и былого великолепия интерьеров. С 1930-х годов это снова гостиница, уже под привычным именем «Националь», в её номера завезены сотни единиц антикварной мебели, реквизированной из богатых дворцов царской эпохи. Но масштабный ремонт и реставрацию провели в ней только в начале 1990-х годов. В ходе реставрации все помещения гостиницы привели максимально близко к изначальному виду. Пройдёмся по гостинице и посмотрим, что там внутри, что изменилось за 113 лет, и кто имел честь жить в её номерах.


Оформление лифтов в главном холле гостиницы. Лифт для 1902 года – небывалая роскошь и новшество, самые первые электрические лифты в Москве появились за год до этого, в 1901 году.

Нельзя сказать, что гостиница «Националь» – это здание в стиле модерн. Всё-таки это эклектика, архитектор Александр Иванов, который её строил, даже в эпоху модерна остался верным смешению стилей, это архитектор петербургской школы, он жил в северной столице и построил там более 60 домов, начиная с 1870-х годов, и только в 1890-е приехал в Москву. Даже в расцвет модерна он в своих проектах использовал только детали новомодного стиля. Гостиница «Националь» по своей композиции близка к классицизму, а по декору это яркая смесь классицизма, барокко, французского ренессанса и модерна. Больше всего модерна в кованных решётках балконов, мозаичном панно вверху угловой части здания, а в интерьере это прежде всего ограды парадных лестниц.


Парадных лестниц было две: главная – со стороны Моховой улицы. Ограда лестницы в стиле модерн, отсылающая к франко-бельгийскому ар-нуво – гордость «Националя», и один из главных символов гостиницы.


Смотрим с лестницы в сторону входа. Композиция холла навевает петербургской неоклассикой, многие парадные Питера оформлены похожим образом, и с атлантами. Корни архитектора дают о себе знать. Кстати, деревянный тамбур при входе частично подлинный.


Взгляд вверх на лестничные пролёты, украшенные к Новому году.


В 1990-е годы долго не могли придумать логотип бренда гостиницы. И внезапно обнаружили чудом сохранившийся фужер с вензелем гостиницы из сплетения русской буквы и H и латинской N. Логотип был готов, ничего нового придумывать было не нужно. В итоге вензель начала 20 века лёг в основу нового фирменного стиля гостиницы, он теперь везде – и на костюмах персонала, и в рекламных буклетах, и на всех вывесках.


Новое пространство кафе на первом этаже возникло в 1990-е годы. До реконструкции это был двор-колодец, со всех сторон окружённый корпусами гостиницы.


Растительный декор парадной лестницы тоже довольно характерная деталь эпохи модерна, но по композиции он все же ближе к классицизму.


Ещё один повод для радости – сохранившиеся витражи 1902 года в стиле модерн, украшающие окна парадной лестницы. Все они подлинные, утрачена в советское время только центральная часть окон. В Питере таких ещё довольно много сохраняется в парадных доходных домов, для Москвы это, увы, большая редкость.

Один из залов ресторана на втором этаже гостиницы. Здесь почти вся отделка утрачена в советское время, в 1930-е годы это была обычная столовая. По сохранившимся следам всё восстановлено в процессе реставрации, включая цветовую гамму стен и потолков.


Местный артефакт – подлинные радиаторы отопления начала 20 века.


Вида, который сейчас открывается из ресторана со второго этажа, изначально не было. До 1930-х годов на месте Манежной площади стоял целый квартал старой застройки, в том числе пятиэтажные корпуса гостиницы Лоскутная. Она-то и закрывала вид на Кремль из Националя.


Вид их верхних этажей «Национальной» в начале 20 века. Между домами – узкая Тверская, а вдалеке за крышами проглядывают верхушки Исторического музея и острая крыша Городской Думы (бывшего Музей Ленина, ныне еще одного здания Исторического музея).


Кухня до революции находилась на шестом этаже, чтобы запахи еды не распространялись по всей гостинице, а блюда транспортировались в ресторан на втором этаже с помощью специального подъёмника — «машины для опускания кушаний».


В окне справа видна новодельная гостиница «Москва». Считается, что художник Андрей Иогансон набросал вид гостиницы, сидя в одном из залов ресторана на первом этаже гостиницы, позже превратив рисунок в этикетку водки «Столичная».


Зал на втором этаже с окнами в сторону Тверской, — это памятник уже советской эпохи, времён «развитого социализма», 1975-76 годы. Авторы лепнины и росписей – художники И.В. Николаев и М.М. Дедова-Дзедушинская.


Оформление явно отсылает в эпоху сталинского ампира, но здесь это всё специально сделано наивно и по-детски. И не просто так, здесь в 1970-е годы была идея устроить детское кафе.


Фрагмент под названием «Карнавал», автор – Марина Дедова-Дзедушинская.


Соседний, угловой зал, оформленный теми же художниками, до революции занимал магазин меховых изделий и швейных принадлежностей братьев Петуховых. В магазин вела отдельная лестница с первого этажа, со стороны Тверской. Сейчас это вторая парадная «Националя».


В залах и номерах «Националя» содержится огромное количество антиквариата. Однако сейчас сложно сказать, откуда взялся каждый из артефактов, вот этот рыцарь, например. В 1930-е годы тысячи единиц реквизированы из дореволюционных барских домов, усадеб дворян и купцов. Всё это раздали по советским гостиницам и учреждениям.


Коридоры второго этажа.


Двери, их отделка и орнамент с номером на стекле полностью восстановлены именно так, как было в 1903 году.


Некоторые из знаменитостей, останавливавшихся в разное время в Национале – Катрин Денёв, балерина Анна Павлова, футболист Пеле, гонщик Дэвид Кулхард и Ален Дэлон. Портретами увешана вся стена в одном из коридоров.

После революции, в марте 1918 года из Петрограда в Москву переехало советское правительство. В первом поезде ехали Ленин, Крупская, Мария Ульянова и Бонч-Бруевич с женой. Их поселили в номерах «Национальной». Партийных деятелей из второго поезда определили в «Метрополь». Перед прибытием партийной верхушки в Москву из гостиницы выселили всех постояльцев и выставили охрану. Номер 107, в котором поселили Ленина с Крупской, охраняли латышские стрелки из Смольного.


Это кабинет и спальня Владимира Ильича Ленина. Мебель в номере антикварная, но не из Националя, а, опять же, из дворцов и усадеб, ввезённая в 1930-е годы. Причём в этом номере часть предметов аж из царских дворцов Петербурга. Круглый стол имеет штамп Царскосельского дворцового управления., а письменный стол с выдвижными ящиками – клеймо Аничкова дворца. Подлинная мебель из «Национальной», увы, не пережила 1920-е годы, значительная её часть ещё и пошла на дрова для отопления.


В этой комнате спали Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова.


Неоклассический орнамент, восстановленный в ходе реконструкции в 1990-е годы, восстановленный по следам, обнаруженным под несколькими слоями советских обоев. Подобные орнаментальные пояса украшали все номера гостиницы, только рисунок их в каждом номере разный.


В каждой комнате разный орнамент.

Кроме вождя пролетариата, в бывшей «Национальной» успели пожить в те дни: Свердлов, Троцкий, Луначарский, Цюрупа, Будённый, Ворошилов и Сталин. 19 марта 1918 года, через неделю после приезда, всех партийных лидеров, вместе с Лениным переселили в Кремль, в скором порядке почищенный и подлатанный после революционных боёв.


Ванная в номере 107 теперь новая. Подлинные ванные были по нынешним меркам маленькие и неудобные, однако для начала 20 века – роскошь небывалая. Всеми этими удобствами «Национальная» и выигрывала у остальных, лидирующих в то время гостиниц. Лоскутная, Большая Московская, Париж, Лувр-Мадрид, Дрезден, — все они были построены ещё до проведения канализации в Москве, и в большинстве случаев не имели сантехнического оборудования и ванных. Да и «Национальной» только 13 самых дорогих номеров имели ватер-клозеты и ванные. Остальные гости пользовались 49 санузлами на этажах.


Коридор третьего этажа.

После переезда правительства в Кремль «Национальную» переименовали в 1-й Дом Советов. Все магазины 1-го и 2-го этажа были закрыты, ресторан превратился в столовую. Делегаты съездов Советов, приехавшие, вроде как, на время, уезжать отсюда не хотели. Члены Коммунистической партии Финляндии, работники аппарата Государственного Контроля, члены Малого Совета Народных Комиссаров, перечислять их должности можно ещё долго, но фамилии вряд-ли кому-то о чём-то говорят в наше время: Фрумкин, Минкин, Галкин, Карамясов, Рославец и т д. Из известных людей можно вспомнить Молотова и Кагановича. Постепенно номера гостиницы переполнялись, партийные деятели низших чинов приглашали свою родню и друзей, все хотели здесь остаться, в итоге гостиница превратилась в сплошной хаос и беспорядок.

Вот, что писал в отчёте после проверки член комиссии Г.П. Маурин: «Осматривая 1-й Дом Советов ВЦИК, его склады с продуктами, кладовые с инвентарем и кухню, где готовится обед, я нашел и был прямо-таки поражен всей бесхозяйственностью лиц, поставленных в этом учреждении. Кухня, где готовится кушанье, представляет из себя, если войти от 10 часов утра до 1 дня, сплошное болото или помойную яму. На полу сплошняком лежат отбросы от продуктов, как-то: корки от очистки картофеля и листья от капусты, и все это в достаточной мере пропитано грязью.
…туши мяса и рыбы лежат на открытом дворе под навесом, подвергаясь обветриванию и порче. Та же участь постигает и картофель, которого 1000 пудов в мешках составлены в общую груду и представляют из себя свалку испорченных продуктов».

И только в 1930-е годы всё изменилось, всех большевиков выселили, и 1-й Дом Советов снова превратился в гостиницу «Националь».

Вернёмся к осмотру лучших номеров гостиницы.


Это 115 номер, носивший до революции имя «Гостиная Людовика XV». Мебель из карельской берёзы, завезённая сюда в 1930-е годы, была изготовлена в начале 20 века на известной фабрике П.Н. Шмидта. Изначально в этом номере, как и во всех номерах третьего и четвёртого этажа была мебель из красного дерева, с фабрики Мельцера, законодателя мебельной моды Петербурга и поставщика Императорского двора. На пятом и шестом этажах стояла мебель из светлого и морёного дуба. Восстановлена первоначальная отделка стен штофом – тканью розовых тонов. При реставрации оказалось, что верхний карниз был ещё и деревянной конструкцией крепления шелкового штофа.


Самая значительная реликвия из 115 номера – французская ваза начала 19 века с изображениями Наполеона и его жены Жозефины. Жозефина смотрит в угол, и раз в две недели вазу поворачивают на 180 градусов, чтобы всё было по-честному. В эпоху «перестройки», когда из гостиницы вывозили имущество, легендарная ваза пропадала. Уголовный розыск бросил все силы на её поиски, и вскоре в милицию позвонил истопник одной из московских котельных. Оказалось, что его друг, бывший сотрудник гостиницы прятал эту вазу у него в котельной. Вора поймали, а вазу вернули на место.


Сейчас этот номер относится к классу президентский люкс. До революции в таких номерах останавливались члены королевских семей, иностранные дипломаты, министры царского правительства. В 1913 году тут проживал дядя Николая II, великий князь Александр Михайлович, тесть Феликса Юсупова. А в 1918 г. именно в этом номере разместился Яков Свердлов — председатель ВЦИК, один из людей, принимавших решение о расстреле царской семьи.


Рояль 19 века немецкой фирмы Rud Ibach Sohn.


Живописное панно «Триумф Юноны» сохранилось с 1902 года, в 1990-е отреставрировано.


А в спальне мебель уже современная, стилизованная под старину.

Во времена сталинских репрессий многие номера прослушивались. Однажды писатель Михаил Шолохов стал случайной жертвой прослушки. Обычно, приезжая в Москву, он останавливался в «Национале». В 1938 году разыгрался роман писателя с женой «железного наркома» Николая Ежова. Евгения Ежова навещала автора «Тихого Дона» именно в номерах этой гостиницы. И самое интересное то, что запись с прослушки через чекистов попадала прямиком к наркому Ежову.


Ещё один номер, достойный внимания – 177. Мебель тоже вся антикварная, привезённая из богатых усадеб.


Контраст.


Стоит приглядеться к деталям кровати.


Её спинки украшены бараньими головами.


Кровать с баранами, а шкаф с лебедями в капителях.


Сверху пояс восстановленных фрагментов декора в стиле модерн. Тёмный прямоугольник – это расчищенная подлинная роспись, по ней и были восстановлены все остальные. Потемнел подлинный фрагмент от времени, изначально он был таким, как все остальные сейчас – более светлым.


Подлинный и восстановленный фрагменты.


Столик в гостиной.


В гостиной комнате декор представлен мастями игральных карт. И тут тоже сохранили подлинный, потемневший фрагмент.


Коридор четвёртого этажа.


В 2007 году в этом номере останавливался президент Франции Николя Саркози.


Картина «Вакх на деревянном велосипеде», относится к изначальной отделке гостиницы, недавно отреставрирована.


Детали мебели номера 210.


Этот номер трёхкомнатный, по бокам от главной угловой комнаты расположены ещё две, с окнами на Моховую и Тверскую. В 1920-е годы в угловой комнате жила семья товарища Кропоткина и стояло 10 кроватей.


Комната с окном на Моховую. В этой комнате жила уже другая семья. Фактически каждый номер в 1920-е годы представлял собой коммуналку.


А эта выходит на Тверскую. В таких небольших комнатах могли во времена 1-го Дома Советов жить охранники или подчинённые больших начальников.

В ходе реставрации «Националя» в 1990-е годы с 3-го по 6-й этаж восстановлено 120 номеров, их максимально привели к изначальному виду.


Самый верхний витраж отличается от всех остальных.


Его фрагмент.


Коридоры шестого этажа и богатая растительная лепнина.


Смесь рококо и модерна.


И в завершение – кадр из зала ресепшн, на первом этаже.

Над публикацией работали:
текст: Александр Иванов
фото: Александр Усольцев

03 В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев» выкупило угловой участок под новую застройку — вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки.

04 Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века.

05 В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова.

06 Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа), в том числе и полукруглого угла.

07 Здание гостиницы «Националь», открытой в 1903 году, решено в стиле эклектики с элементами модерна.

08 «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы.

09 Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи.

10 Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны

11 В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов.

12 Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107—109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой.

13 В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

14 В 1985 году началась реконструкция и реставрация «Националя».

15 Реставрация продолжалась до 1995 года, за это время до мельчайших деталей было восстановлено убранство Националя.

16 Открывшемуся отелю присвоили высшую категорию - 5 звезд, и одновременно отнесли к памятникам истории и культуры федерального значения.

17 С 1995 года начинается вторая жизнь отеля: часть номеров обставили антиквариатом, ввели новую услугу - проживание в номере с интерьерами начала 20 века.

18 Сейчас гостиница входит в систему элитных отелей Le Meridien, присвоившую Националю статус королевского отеля.

19 Вместе с тем, гостиница по-прежнему остается гостиницей-музеем, где теряются даже первые лица государств.

21 В разные годы здесь жили Г. Уэллс, У. Черчилль, Кофи Аннан, Хавьер Солана, шведская принцесса Бригитта, принц Майкл Кентский, Пласидо Доминго, Мирей Матье, Пьер Ришар и многие-многие другие, чьи портреты висят в галерее на втором этаже гостиницы.

22 Впрочем, в Национале останавливаются не только знаменитости и миллионеры. Этот отель выбирают участники различных фестивалей, зарубежные бизнесмены и туристы, руководители крупных компаний, и иные VIP-персоны.

23 Замечательна экспозиция с историческими фотографиями гостиницы в разные годы

27 В гостинице Националь 11 банкетных залов с великолепным декором и вместимостью от 6 до 150 человек. Здесь Вы можете не только провести официальную встречу на самом высоком уровне но и просто отдохнуть в компании старых друзей. Конференц-зал оборудованный полным комплектом необходимой аппаратуры.

28 Ресторан "Московский" - известен великолепной русской кухней в исполнении известного шеф-повара Вячеслава Брылова. Из окон открывается неповторимый вид на Кремль и Манежную площадь. По вечерам - живая русская музыка.

29 «Националь» приглашает провести незабываемое гастрономическое путешествие в ресторане «Московский», из окон которого открывается изумительный вид на Кремль.

30 Фортепьянная музыка по вечерам и чарующие огни Кремлевского архитектурного ансамбля зададут верное настроение и романтическому свиданию, и деловой встрече.

31 В ресторане «Московский» гости могут насладиться традиционными блюдами русской кухни (Стерлядь «Царская», Осетрина по-монастырски, Грудка гуся нагульного, Жаркое из кабана по-стрелецки), а также богатым ассортиментом блюд европейской кухни.

32 Возрождая лучшие кулинарные традиции вековой истории «Националя» шеф-повар ресторана «Московский» Андре Мартин создал меню исконно русской дворянской кухни.

33 Росписи потолка впечатляют

40 Именно, «отдыхая» в ресторане гостиницы на цокольном этаже, художник Андрей Иогансон придумал этикетку водки «Столичная». На ней изображена гостиница «Москва», как раз под тем ракурсом, который увидел художник со своего места. Этикетка интересна с «точки зрения» маркетинга тем, что с момента создания (приблизительно 1937—1938 г.) практически не подвергалась изменениям.

42 В «Национале» 201 номер, включая 56 люксов. В 2009 году была закончена комплексная реконструкция и реновация гостиницы, в ходе которой были увеличены площади гостиных и ванных комнат, появились гардеробные комнаты, были внедрены новейшие технические решения.

43 Люкс Классический: Просторные двухкомнатные люксы с гостиными и уютными спальнями. В оформлении интерьеров «Классических» люксов использованы предметы антиквариата музейной ценности: мебель, музыкальные инструменты, торшеры и лампы из Богемского стекла - все это рождает уникальный, неповторимый стиль каждого номера. Мраморные ванные комнаты оборудованы гидромассажными ваннами.

44 Более тридцати люксов имеют живописный вид на Кремль и Красную площадь.

45 Люкс Президентский: Роскошные трехкомнатные номера с панорамным видом на Кремль и Тверскую улицу, состоящие из гостиной, спальни и кабинета с отдельным душем. Антикварная мебель и предметы искусства в сочетании с выдающимися интерьерными решениями придают этим номерам особый шарм. Мраморные ванные комнаты этих номеров оснащены джакузи. В «Президентских» люксах «Националя» предпочитали останавливаться Президенты Франции Николя Саркози и Жак Ширак, Президент Швейцарии Паскаль Кушпен, Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, Король Испании Хуан Карлос, принцесса Королевства Швеции Биргитта, принц Майкл Кентский и многие другие.

50 Виды из окон "Националя" не всегда были такими захватывающими. До 1930-х годов (до расчистки Манежной площади) из окна ресторана можно было видеть вместо Красной площади дом напротив.