Детям про легенды и были жигулей. Краеведческий портал волшебные окна жигулей

Самарская Лука – один из интереснейших памятников природы и истории. Волга, встретив на пути Жигулевские горы, изменила свое течение, потекла на восток. Пройдя вдоль горного кряжа, река миновала Жигулевские ворота и снова устремилась на юг, образовав излучину длиной 220 километров. Ее и назвали Самарской Лукой. Река Усаделит луку на две части: восточную и западную. Нас интересует прежде всего восточная часть, почти остров, омываемый водами Волги и Усы: возле села Переволоки реки отделяет друг от друга только небольшой перешеек,менее трех километров. Гористая местность, покрытая лесами, изрезанная глубокими оврагами и окруженная почти со всех сторон водой, издавна привлекала внимание людей. Археологи обнаружили здесь следы нескольких городищ, основанных более трех тысяч лет назад, у сел Моркваши, Ширяево, Винновка, Лбище. Люди занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, земледелием. В разные годы Самарской Лукой владели хазары, булгары. В 1236 году по ней прошли орды монголо-татарского хана Батыя, опустошив эти земли. Но свято место пусто не бывает. В ХVI веке сюда стали приходить беглые крестьяне, вольные люди, казаки. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Ушкуйники (так часто называли их по типу используемых ими судов) нападали на богатые купеческие караваны, преимущественно шедшие с низовий Волги, Каспия. Если попытка овладеть товарами не удавалась, они переволакивали (отсюда и название села Переволоки) свои ладьи на реку Усу и по течению сплавлялись по ней, чтобы встретить купцов у Жигулевских ворот. Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьми атамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станы атаманы Иван Кольцо, Барбоша, Митя Бритоусов и сам Ермак. Самарский архитектор и краевед Емельян Филимонович Гурьянов посчитал такую версию вполне реальной и лет тридцать назад попытался обосновать ее. Изучая фортификационную систему на горе Лбище, неприступной со стороны Волги, он пришел к выводу, что она была устроена весьма грамотно и могла выдержать пушечный обстрел.«Создание же такой продуманной обороны было по силам только предусмотрительному и дальновидному атаману», каким и являлся Ермак. По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд, которому надлежало пройти « на судах и по суше на конях» до Астрахани, и воров тех пытать, казнить и вешать. Купцы Строгановы, зная о таком решении царя, пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Весной 1579 года Ермак покинул Самарскую Луку и уже в конце июня пришел с дружиной на Каму в Орел-городок. Другие казаки ушли по реке Самаре на Яик (река Урал), а тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли. Однако некоторые казаки все же уцелели, укрывших в потаенных местах Жигулевских гор. Когда беда миновала, вернулись на свои разрушенные станы, возродили их. Отсюда и пошли названия сел Ермаково, Кольцово, Севрюкаево. С волжской вольницей связаны и названия отдельных вершин Жигулевских гор: Караульная, Стрельная, утес Шелудяк. Есть и пещера Степана Разина, Разинский овраг. И даже основание волжских городов Симбирска, Самары, Саратова, Царицына для защиты волжского пути не избавляло реку от разбоев. Академик Лепехин и в 1768 году писал, что гребные купеческие суда, имея до ста рабочих, вооружались пушками «для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов». Желая покончить с волжской вольницей, Павел I издал в 1797 году приказ о патрулировании Волги военными судами, именуемыми гардкоутами. Два года они несли службу на реке, пока астраханский губернатор не сообщил адмиралу Кушелеву о том, что значительная часть «разбойничьих шаек» переловлена, и на реке установилось затишье. Гардкоуты были переданы в распоряжение Казанского адмиралтейства и только временами выходили в плавание для розыска нарушителей закона и патрулирования. Но затишье продолжалось недолго. В 1804 году в Петербург снова поступают сообщения о грабеже судов. И тогда плес от Казани до Астрахани стали патрулировать уже не девять, а 12 гардкоутов. Государство давно пыталось освоить земли Самарской Луки. Сначала с помощь купечества. Так, первыми ее владельцами были уже упомянутые Строгановы. Они организовали возле горы Караульной вываривание соли из воды соляных ключей. В 1631-1632 годах соляные источники в районе современного села Усолья получил в оброчное содержание ярославский купец Надей Андреевич Светешников, на свои средства вооружавший второе ополчение, освободившее Москву от поляков. Он завел здесь крупный солеваренный промысел, построил укрепленный городок, несколько селений. Его земли получили название Надеинское Усолье. Вскоре после постройки Самарской крепости был основан Самарский Спасо-Преображенский монастырь. В 1648 году царь Алексей Михайлович выдал патриарху Иосифу грамоту, по которой монастырю были отданы села и деревни Подкараульная, Терновая Поляна с пустошами, займищами, озерами, с бортными и другими угодьями. Став патриаршим домовым монастырем, в том же году он получил село Рождественское, рыбные ловли на реках Волга и Самара. В 1723 году Петр I издал Указ о ликвидации Спасо-Преображенского монастыря, переводе монахов в Жадовскую пустынь Сызранского уезда и отдаче в оброк его земель и передаче села Рождественского « с селами и деревнями в дворцовое ведомство». Но в 1732 году из Москвы архиепископ казанский и свияжский получил приказание восстановить монастырь и вернуть в него монахов из Жадовской пустыни. Видимо, интерес к Самарской Луке проявляли весьма влиятельные люди при царском дворе, если в 1738 году монастырь снова упразднили. Преображенская церковь при нем сгорела в огне пожара 1765 года. В 1767 году Екатерина II совершала поездку по Волге. В Симбирске ее свиту покинули фавориты Владимир Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы, чтобы посмотреть на Самарскую Луку, о которой так много слышали. Она им столь понравилась, что они стали хлопотать о передаче ее в их владение. Екатерина II согласилась. К этому времени междуречье Волги и Усы было заселено так плотно, что братья организовали переселение крестьян из сел Рождествено, Винновка, Рязань, Переволоки, Брусяны и других на «пустопорожние земли» левобережья Волги. В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных. Владимир, в частности, в 1801 году писал своему управляющему: « Грешно отягощать подданных излишнею работою…Повторяю тебе иметь благосостояние их на сердце. Польза моя без соблюдения сего более горька будет для меня, нежели сладка». Преобразования, проведенные братьями на Самарской Луке, наиболее ярко отразились на селе Усолье. Летом 1812 года его почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора. Крепостные архитекторы составили проекты и господских каменных зданий в соответствии с пожеланиями владельца «…иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая». Строительство продолжалось несколько лет. Были возведены трехэтажный корпус конторы, жилые двухэтажные флигели, склады, ткацкая, столярная, кузнечная и слесарная мастерские. За конторой разбили парк. После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Оно украшалось новыми зданиями, домами для священника, конюхов, волостного правления, садовников. Последние ухаживали за ландшафтным парком, в котором росли специально подобранные породы деревьев и кустарников из жигулевских лесов. Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки (см. фото усадьбы). Красоты Жигулевских гор, легенды, которыми они были овеяны, давно привлекали вынимание самарских жителей. Молодые люди на лодках ходили по маршруту, названному «Жигулевской кругосветкой». Они сплавлялись по Волге до села Переволоки. Перетаскивали лодки на Усу, впадающую в Волгу, по которой и возвращались в город.Прелесть путешествия заключалась и в том, что весь путь, около 200 километров, проходил по течению рек. Обычно поездка занимала в зависимости от погоды 7 – 10 дней. И каждый из них доставлял путешественникам немало радостей, раздумий о былом. Уже у мордовского села Шелехметь в гряде Жигулевских гор привлекают внимание Вислый Камень и гора Ош-Пандо-Нерь, (в переводе с мордовского «город–гора–мыс», на вершине которой сохранились остатки древнего укрепления Х – ХII веков. Существует легенда, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь. Царица добрая и справедливая. Очень любили ее мирные землепашцы. Но однажды, когда с дружиной своей она спустилась в долину, враги подкараулили ее, свиту перебили, а саму Анну в полон угнали. За селами Винновка и Осиновка расположено село Ермаково, жители которого считают, что их предки видели и знали знатного атамана, а на горе Лбище находился его стан. Гора эта со стороны Волги почти отвесна, нет никакой растительности. Одна из ее скал похожа на голову горбоносого великана, сосредоточенного и хмурого. Городище на Лбище археологи называют одним из важнейших исторических объектов Самарской Луки. Природоведы утверждают, что она является очень ценным памятником природы, ибо сложена из доломитов иизвестняков, образовавшихся около 250 миллионов лет назад. А ботаники нашли на горе растения, свойственные целинным степям. У села Ермаково хорошо виден с Волги и еще один памятник – часовня с большим крестом. К нему ведут с берега каменные ступени. Здесь похоронен защитник Порт-Артура А.Н. Люпов. Больной туберкулезом штабс-капитан ушел в отставку, в 1911 году решил поселиться у села Ермаково и заняться сельским хозяйством. В одну из осенних ночей был убит грабителями. В 1914 году на месте погребения его брат поставил часовню, а на кресте описал его жизненный путь. После посещения горы Лбище путешественники продолжали путь мимо сел Мордово, Кольцово, Брусяны и Малой Рязани. В Брусянах или Малой Рязани обязательно делали остановку, чтобы приобрести точильные бруски. Жители этих сел делали их из сливного песчаника, добываемого в оврагах. Свои изделия они поставляли не только в волжские города, но и Москву. У села Малая Рязань, основанного в 1770 году, береговые откосы в трещинах и выемках.В них устраивают гнезда красные утки, похожие на лебедей. Они прилетают на Волгу в мае и уже в августе возвращаются на Каспий. Ниже села берег Волги скалист, изрезан оврагами и чем-то напоминает остатки древней крепостной стены. Здесь находится пещера Степана Разина. С реки вход в нее скрывают заросли колючего боярышника. Войти в нее можно только по козьей тропе со стороны Самарской Луки.Пещера имеет большой зал шириной 4, а длиной 20 метров. Высота его в прежние годы доходила до 4 – 5 метров. По обе стороны зала видны ниши и щели. Легенда гласит, что волжский казак не раз укрывался в пещере, совершал набеги на купцов и даже хотел пробить подземный ход отсюда к Молодецкому кургану. В селе Переволоки на подводах путешественники переправляли лодки на живописную речку Усу. В начале двадцатого века ее описание сделал самарский писатель С.Г. Скиталец. «… река Уса до сих пор сохраняет свой прежний разбойничий вид: она течет в Жигулевских дебрях, меж скал и ущелий, дикая, безлюдная, то исчезая в лесу, то снова внезапно появляясь, то широкая и спокойная, то как бурный поток мчится по зубчатым порогам. Высокие крутые берега ее покрывает старый сосновый бор, и ни разу нигде не встречается жилья человеческого. И тихо бывает кругом, когда плывешь по ней на челноке с косым волжским парусом. Места здесь все заповедные, леса – дремучие. И стоят заросшие лесом горы все такими же дикими, как сотни лет назад… Все кругом овеяно поэтической песней, седой легендой…Тени далекого прошлого обитают здесь». По берегам Усы нет сел. При ее впадении Волгу по правую руку возвышается Усинский курган. Каменная стена высотой 60 метров с плоской вершиной иногда называется «Лепешкой». Пристать к кургану невозможно, поэтому в плохую погоду здесь, случалось, гибли люди. Легенда гласит, что на склонегоры зарыт клад Степана Разина: два ведра с золотом до самого верха. А на ведрах тех положен сверху железный лом. Если хочешь взять клад, то лом не должен пошевелить. Люди так и не стали отрывать клад атамана – бояться пошевелить лом, который заговорен. Недалеко от Усинского кургана, но уже на Волге, стоит Молодецкий курган, с которого начинается гряда Жигулевских гор. Это его Волга встретила на своем пути и, не в силах преодолеть, повернула на восток, образуя крутую излучину – Самарскую Луку. Молодецкий курган привлекал внимание всех путешественников. На него поднимались Ян Стрейс, Петр Паллас, Иван Лепехин. Со стороны Усы на его вершину ведет узкая тропа. И мало кто не изъявлял желание подняться по ней, чтобы получить возможность с высоты двухсот метров сразу увидеть и простор Волги, и панораму Усы. К кургану прижалась Девья гора, неприступная со стороны Волги. И снова легенды. Молва гласит, что на Царевом кургане Степан Разин зарыл свою золотую трубку. С той поры часто можно видеть над вершиной дымок. То курится трубка атамана. А Девья гора называется так потому, что сбросила с нее в реку красна девица своего возлюбленного за измену. А на утренней заре и сама бросилась в Волгу.« С тех пор на заре, раз в год в эту ночь, только и слышно, как плачет, причитая, на Девьей горе девушка…» Сказывали люди и по-другому. Один охотник стал атаманом и изменил своей невесте Дарьице с красавицей купчихой. Дарьица сбросила изменника в Волгу, а затем и сама кинулась в воды реки. Атман стал Молодецким курганом, Дарьица – Девьей горой. Миновав Молодецкий курган, путешественники проплывали мимо Яблоневого оврага, получившего свое название от диких яблонь, растущих здесь в большом количестве. Затем их ждала встреча с селом Моркваши, основанном булгарами в ХIII веке, и Лысой горой, белый известковый гребень которой почти лишен какой-либо растительности. А далее они попадали в Жигулевские ворота, самое узкое место Волги, стесненное Серной горой и горой Тип-Тяв –наиболее высокой точкой Сокольих гор, простершихся по левому берегу до Самары. Самое название Серная гора подсказывает, что ее недра содержат серу. Здесь ее и добывали по приказу Петра I для военных нужд. Заводской городок П.С. Паллас нашел уже заброшенным. Большая часть домов была разрушена, пустовала, и только в 12 избах жили крепостные люди заводчика. С тех пор прошла не одна сотня лет, но на гребне горы среди густого леса еще можно найти следы горных выработок – квадратные колодцы. В четырех километрах от Морквашей среди скалистых берегов, лишенных растительности, стоит утес Шелудяк. По преданию с его вершины и бросился в Волгу, окруженный врагами, сподвижник Степана Разина. На пути к селу Ширяево (Ширяевский буерак) путешественников ждала встреча с волжскими полянами: Бахиловой, Солнечной, Липовой -прекрасными местами для отдыха. А самой главной достопримечательностью окрестностей села являются штольни. Они были пробиты в начале ХХ века для добычи камня. Квадратные входы в них расположены на склонах Поповой и Монастырской гор.Работы велись закрытым способом, с помощью небольших взрывов. Только потом глыбы известняка разбивались кувалдами и на вагонетках вывозились по рельсам на поверхность. Жигулевский камень шел на мощение самарских улиц. Купец Ванюшин имел здесь и известковый завод, дымовую трубу которого взорвали только в советские годы. Штольни, которые по сей день привлекают туристов, облюбовали летучие мыши 12 видов. Четыре вида: ушан обыкновенный, северный кожанок, ночницы прудовая и водяная - в них и зимуют. На пути к Самаре путешественники встречали гору Верблюд, Гаврилову поляну, после которой Волга отступила от Жигулевских гор, в прибрежной части которых находились села Подгоры, Выползово. Далее интерес представляли только Сокольи горы с Лысой горой, Коптевым и Студеным оврагами, Барбошиной поляной, тоже становищем некогда известного атамана. Этоуже дачная местность Самары.Последние годы сюда стремительно продвигаются городские кварталы. В ХХ веке Самарская Лука сильно изменилась. В 1906 году крестьяне Усолья громили господскую усадьбу, разрушили остекленную башню-светелку, построенную графом на Караульнойгоре. Говорили, в иные дни с нее можно было видеть город Симбирск. В 1918 году по Самарской Луке прошла народная армия КОМУЧа, а потом и Красная Армия. Весной 1919 года на Самарской Луке вспыхнуло восстание крестьян, получившее название «чапанного». Командующий IV армии Восточного фронта М.В. Фрунзе сообщал В.И. Ленину, что оно проходило под лозунгами: «Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции! Долой коммунистов и коммуну! Долой жидов!» Восставшие овладел и многими селами Самарской Луки, Ставрополем,планировали захват Самары, Сызрани, но были разбиты. Обе стороны проявляли в отношении друг друга крайнюю жестокость. По неполным данным при подавлении вооруженного выступления убито «мятежников» не менее 1000, расстреляно свыше 600, село Усинское «сожжено совершенно». Со временем добыча камня была перенесена на Могутову гору и велась открытым способом. На Самарской Луке буровики давно искали нефть. И в 1944 году ее нашли в Яблоневом овраге в пластах девона. Поднялись в Жигулях нефтяные вышки, появились станки-качалки. Жигулевский заповедник, организованный в 1927 году, несколько раз закрывали и открывали заново, сокращали и увеличивали его территорию. Строительство Жигулевской ГЭС привело к образованию Куйбышевского водохранилища, река Уса в нижнем ее течении стала Усинским заливом. А сама Волга в районе Куйбышева - частью Саратовского водохранилища. И все-таки, и все-таки Жигулевская кругосветка никуда не исчезла. Этот водный маршрут прибрел в 6О-е годы еще большую популярность. Он имел не только познавательную ценность, но приобрел и идеологическую окраску. Как же, в юностис друзьями по самарскому марксистскому кружку на лодке «Нимфа» совершил путешествие по Жигулевской кругосветке основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин. Об этом рассказал в своей книге «Юность вождя» А. Беляков. Книга была художественной, но этого никто не заметил (или не хотели заметить). Тем более, что автор называл в ней реально существовавших людей. Так родился еще один миф, каких было немало в советской истории. И в него поверили. Поверили настолько, что в селе Екатериновка Безенчукского района, основанной, кстати, одним из братьев Орловых, нашли и место не реке Безенчук, где приставала лодка марксистов, и дом, в котором юный Ленин беседовал с местным торговцем П. Нечаевым. И на доме том установили мемориальную доску. Куйбышевское книжное издательство выпустило в 1965 году книжечку краеведа Александра Васильевича Соболева «Жигулевская кругосветка» немыслимым для такого рода литературы 30-тысячным тиражом. Областной совет по туризму взял на себя организацию групп туристов и их отправку с инструкторами на маршрут. Нередко в такие группы входили и местные исполнители первых фестивалей туристической песни имени Валерия Грушина. И каждую неделю в поход отправлялось на весельных ялах несколько десятков молодых людей. Орган Куйбышевского обкома КПСС газета «Волжская коммуна» дважды снаряжала по маршруту Жигулевской кругосветки экспедиции журналистов областного центра на лодке «Нимфа-2». Они рассказывали о красотах природы, промышленных объектах: Междуреченском лесоперевалочном комбинате, нефтепромыслах, Жигулевском комбинате строительных материалов, снабжающем цементом и шифером всю страну. Конечно, о Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, Куйбышевском водохранилище, новых городах Жигулевске, Тольятти, о нови древних сел Самарской Луки… Быстро бежит время, стремительно. Отошла хрущевская оттепель, приказала долго жить брежневская эпоха. Грушинский фестиваль все больше превращался в молодежную тусовку. Жигулевская кругосветка оказалась вновь забытой. Пришла горбачевская перестройка, в которую первоначально все поверили, воспрянули духом. Но уже в конце 80- годов все очевиднее становилось, что перестройку заговорили, заболтали. В 1990 году Куйбышевское книжное издательство выпустило, первый и, кажется,последний литературно-публицистический сборник под названием «Голос земли самарской». Была в нем и статья Владимира Казарина «На обочине». В ней шла речь о селах Самарской Луки. И сегодня, спустя пятнадцать лет, мне не стыдно ее воспроизвести. 1773 г. Указом Сената от 22 июля Самара стала безуездным городом. Она исключена из состава Казанской губернии и включена в Оренбургскую. Самарский уезд передан в ведение Сызранской воеводской канцелярии. 24 декабря отряд пугачевцев под командованием И.Ф. Арапова без боя вошел в Самару. Но через несколько дней повстанцы были разбиты подошедшими войсками. Жителей города, встречавших восставших с иконами и молебным пением, секли плетьми. В подавлении выступления пугачевцев и дознании принимал участие Гаврила Романович Державин. Видимо, в наказание, город Самара на правах слободы подчинили уездному городу Ставрополю.

О Жигулёвских горах всегда ходило много легенд. Эти места, в частности, славятся особыми миражами, светящимися огненными объектами и НЛО - их, по словам уфологов, здесь наблюдают в десятки раз чаще, чем где бы то ни было.

Кто-то шутит: само название «Жигули» происходит от звука «жик!», который издаёт . В надежде собственными ушами услышать этот звук и, если повезёт, увидеть загадочные миражи корреспондент «АиФ» отправился в Самарскую область.

Выдь на Волгу...

Окна квартиры, где живёт Олег Ратник, выходят аккурат на Жигулёвские горы. Их цепочка хорошо просматривается за Волгой. Мы стоим на балконе, который Ратник время от времени, вооружившись оптическими приборами, превращает в наблюдательный пункт. И он, местный краевед и вице-президент исследовательской группы «Авеста», рассказывает о том, что увидел отсюда вечером 26 июня 1989 года.

И что до сих пор стоит у него перед глазами: «В тот день был сильнейший ливень, ко мне забежал мой друг Игорь. Дождь закончился, над Жигулями шла плотная масса чёрно-фиолетовых туч. И вдруг мы видим: часть туч остановилась, а другая пошла дальше. В облаках открылось «окно», почти правильное квадратное отверстие. И в нём - фантастический пейзаж: равнина на берегу моря, мыс… Фон местности - оранжево-желтоватый. На переднем плане три-четыре холма, и на них - то ли ёлочки, то ли радиомачты. Всё чётко видно. Картина держалась на протяжении 15 минут. Потом с холма поднялись какие-то чёрные точки и стали приближаться. Мы увидели, что это вовсе не точки, а такие вот ромбики с вогнутыми краями, - Ратник берёт карандаш и рисует. - В этот момент тучи пришли в движение, и картина схлопнулась. Пока мы за ней наблюдали, я всё вспоминал: где же у меня лежит фотоаппарат? А как всё закончилось, смотрю - он на холодильнике прямо за спиной!».

Олег Владимирович объясняет тем, что из-за высокой энергетической насыщенности произошёл некий пространственно-временной прокол. И наблюдатели увидели местность иного мира. В том, что это был не земной пейзаж, он абсолютно уверен.

Подобные «окна» распахиваются над Жигулёвскими горами регулярно. Первые упоминания относятся к Х веку, когда здесь побывал арабский путешественник и летописец Ибн-Фадлан. Он сделал вывод, что для местного населения картины в небе, во-первых, заурядное явление, а во-вторых, оно считает их проявлением мира духов. Другой иностранец, голландский путешественник Корнелиус де Бруин, своими глазами наблюдал мираж 12 мая 1703 года, когда проплывал мимо Самары. Он увидел городскую крепость совсем не там, где она на самом деле стояла. Сообщения о висящих над Волгой загадочных объектах - городах, замках - можно найти и у писателя-этнографа А.Ф. Леопольдова, жившего в ХIХ веке.

«Бывают миражи воздушные, они видны высоко в небе, а бывают приповерхностные, - продолжает Олег Ратник. - Рыбаки часто рассказывают: видят, как по Волге движется огромная волна. Начинают резать якоря, в панике плыть к берегу - а волна будто сквозь них проходит. И дальше идёт».

Олег Ратник и Игорь Павлович, возглавляющий группу «Авеста», составили перечень наиболее популярных миражей. Среди них - призрак кирпичной церкви на острове Зелёненьком, где храма, кстати, никогда не было. Башня Зелёной Луны - о ней говорится в местном фольклоре. Но чаще всего - и в старых преданиях, и в свидетельствах современников - упоминается город, похожий на классическую средневековую крепость с каменной стеной и квадратными башнями. Ему придумали своё название - Мирный Город. Бывало, что люди, решившие «сходить» в этот мираж, пропадали без вести.

База пришельцев

Среди других местных феноменов исследователи отмечают облака необычной формы (встречаются даже кубические и цилиндрические!), светящиеся шары, столбы света, бьющие из-под земли или воды, и, разумеется, .

«Чем объяснить самарские миражи? - рассуждает Игорь Павлович. - Жигули - это огромный каменный массив, со всех сторон омываемый водой. Водные массы и известняк, из которого состоят горы, прогреваются с разной скоростью. Из-за разности нагрева образуются световые линзы, дающие возможность видеть удалённые от нас части света. Вторая гипотеза сложна, она предполагает многомерность пространства-времени. Согласно ей, при определённых условиях здесь можно увидеть удалённые части не только планеты Земля, но и Вселенной. Ведь Жигулёвские горы - не что иное, как гигант­ская геомашина, природный источник энергии, работающий по принципу соленоида, или электромагнита».

На карте видно, что Волга огибает массив Жигулей по часовой стрелке. Этот участок реки, Самарская Лука, представляет собой почти замкнутую петлю, и исследователи сравнивают его с электромагнитным контуром. А значит, в центре контура, в «сердечнике», возможно появление какого-то поля, пусть и неведомой нам природы.

«Специалисты по средствам дальней радиоэлектронной связи подтвердят, что расположение русел Волги и её притоков похоже на конструкцию приёмно-передающего уст­ройства, - подхватывает Олег Ратник. - Мы полагаем, что сот­ни миллионов лет назад на территорию нынешней Самарской Луки упало крупное небесное тело. После его удара поднялись Жигулёвские горы, а Волга, изменив русло, стала их обтекать. Кстати, метеорит «привёз» сюда много полезных ископаемых, в том числе редкоземельных металлов. Так вот, эта геомашина генерирует целый сгусток силовых полей - электромагнитного, гравитационного, биологического и других, нам ещё не извест­ных. И если бы какая-то развитая внеземная цивилизация захотела обустроить на нашей планете базу с приёмо-передающим устройством, лучшего места ей было бы не найти».

Есть в недрах Самарской Луки база пришельцев или нет, установить пока не удалось. Но именно выбросами энергии, накопленной «геомашиной Жигули», исследователи объясняют те аномалии, которые здесь регулярно наблюдаются.

Читайте в следующем номере: кто такие «пересмешники» и как они охраняют мистический курган Стрела Тохтамыша? Что сказано об НЛО в местных легендах? И что запечатлел фотоаппарат журналиста «АиФ».

Клады - спутники смутных времен. Спрятанные сокровища, с одной стороны, вполне материальны, с другой, еще менее уловимы, чем привидение. Каждый из кладов окружен историей, реальной и вымышленной. И обязательно суевериями. Молодой писатель Андрей Олех наметил на карте точки, куда срочно нужно идти с киркой и лопатой.

Клад Степана Разина

Степан Разин был в наших краях несколько раз, но недолго. 31 мая 1670 года он штурмовал крепость Самару, но взять ее не смог. Он вернулся сюда с подкреплением 26 августа, и через два дня завладел городом с населением около 700 человек. Уже в начале сентября он двинулся к Симбирску. 4 октября казаки были разбиты правительственными войсками, Степан Разин получил рану и бежал вниз по Волге. Мимо Самары он проплыл 22 октября.

Когда, как, а главное, где спрятал клад Степан Разин, неизвестно никому. Но это, конечно, не мешает делать многочисленные предположения. Существует отдельный рассказ о том, как брат Разина - Фрол, чтобы отсрочить казнь, возглавил экспедицию в Жигулевские горы с целью отыскать клад. А в начале XX века документы по этому делу попали к инженеру Петру Мятлеву. Он якобы обнаружил целую сеть подземных галерей под Молодецким курганом, но сокровища так и не нашел, а затем революция и смерть не дали ему продолжить поиски. Также высказываются версии о том, что клад теперь затоплен Жигулевским морем, и достать его невозможно. Другое предположительное местонахождение клада атамана - «Пещеры Ара» около поселка Шелехметь, по рассказам, взорванные военными в конце 1950-х. Эти места роднит невозможность добраться до клада Степана Разина.

В действительности любая из многочисленных пещер в Жигулевских горах может быть местом, где зарыты сокровища. Если не Степана Разина, то любого другого из разбойничьих атаманов. Ермак и Иван Кольцо, Барбоша и Вавила, Катька Манчиха и бесчисленное количество безымянных волжских пиратов теоретически могли спрятать здесь сокровища.

Курганы булгар

Осенью 1236 года войско хана Батыя вторглось в Волжскую Булгарию и уничтожило это древнее государство. Археологи высоко оценивают культуру этого народа, чьи города располагались на территории Средней Волги от Казани до Саратова. Захоронения булгар - богаты, но часто уже разорены в прежние времена. Одно из таких было найдено в селе Брусяны в Самарской области. Наверняка на территории Самарской Луки осталось еще немало сокровищ исчезнувшего народа.

Казна Тохтамыша

Другой крупный клад хоть и не относится к Жигулям, но по размерам и легендарности не уступает сокровищам Разина. 18 июня 1391 года между войсками Тимура Тамерлана и золотоордынской армией хана Тохтамыша на берегу реки Кондурча состоялось одно из самых крупных сражений средневековья. В нем участвовало по разным оценкам от 200 до 400 тысяч человек.

И несмотря на то, что сам факт сражения неоспорим, его точное место до конца неизвестно и не подтверждено археологическими находками. А при такой масштабной битве они должны быть. По легенде, Тохтамыш, потерпевший поражение, спрятал свою казну в пойме реки Сок. Это предположение основывается на многочисленных обнаруженных в этом районе монетах времен Золотой Орды, но зарытая казна хана все еще не найдена.

Самым близким по времени «легендарным» кладом является золотой царский запас, привезенный в Самару в 1918 году .
Они появлялись бы и дальше, но бумажные деньги плохо хранятся, а в настоящее время сокровища если кто и прячет, то на зарубежных счетах, и в этом нет ничего таинственного.

Клады - спутники смутных времен, и это можно понимать не только буквально. Интерес к ним возрастает в плохие времена и затухает в сытые годы. Идея быстрого и, как правило, случайного обогащения всегда привлекательна, а русский фольклор о кладах необычайно богат. На современных форумах искателей сокровищ наряду с дискуссиями об исторических источниках и сравнении металлоискателей на полном серьезе ведутся разговоры о везении и невезении. Клады часто заговаривают, рядом с ними живут души прежних владельцев, они заманивают в ловушки, ускользают, а если и достаются, то всегда не тем. И это, пожалуй, даже хорошо, ведь известно, что многие клады прокляты и не приносят счастья тому, кто их обнаружит. Но если искателя постоянно преследуют неудачи, то, может быть, рано или поздно, судьба восстановит справедливость и он найдет свое сокровище.

Ширяевская долина на Самарской Луке – одно из самых удивительных мест Поволжья. Расположение ее – вдали от крупной промышленности, меж горными хребтами – позволяет ей сохранять чистую экологию, восхитительную природу и ореол таинственности. Считается, что именно здесь в своем волшебном подземном замке обитает покровительница этих мест – Хозяйка Жигулевских гор. Не удивительно, что крестьяне окрестных сел, основанных сотни лет назад, хранят многочисленные легенды о подземной повелительнице и о прочих чудесах, иногда открывающихся здесь путникам.

Не северное сияние, а Жигулевское

Вот какую байку в свое время записал известный собиратель волжского фольклора Дмитрий Садовников (датируется периодом от 1870 до 1875 годов):

"Поехал ширяевский мужик Иван Муханов после Ильина дня в лес за дровами да задержался. Тут его сумерки и прихватили. Пожадничал, дров нагрузил знатно – лошаденка-то еле-еле плелась. Ну, Иван духа не теряет, дорога-то знакомая. Мурлычет под нос себе песню да смотрит, чтобы колесо в яму не съехало. А уже ночь над горами спустилась, с каждым шагом все темнее и темнее. Первые звезды показались. Ну, Иван думает: "До дома еще верст семь, не больше, до полуночи доберусь, а воз разгружу завтра".

Вдруг лошадь дернулась и захрапела. "Неужто волки? – вздрогнул Иван. – Да нет, откуда они здесь летом? Они и зимой-то так близко к человеческому жилью не выходят". Подумалось ему и о медведе (в те годы эти животные еще водились в Жигулях – В.Е.). Только вдруг нечаянно глянул он влево – батюшки, свет над горой! Неужто, думает, с дороги сбился и проехал мимо своей деревни? Огляделся. Хоть и темно, но дорогу видно чисто. Да и лошадка близость дома почуяла, припустилась чуть ли не бегом. Ведомо, деревня рядом, версты три всего уж осталось.

А свет над горой разгорается и словно бы столбом стоит. Вот он уже и позади оказался. Мурашки по спине Ивашки побежали – не иначе леший его с пути сбить хочет. Слава богу, лошадь под горку мигом домчала. Сколько раз крестился Иван – не помнит, последний раз осенил себя знамением, когда в ворота въехал. А потом от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня открывает окна, и свет из ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит".

"...от стариков слышал, что это хозяйка Жигулевских гор после Ильина дня открывает окна, и свет из ее подземной горницы всю ночь над горой столбом стоит..."

О волшебнице-хозяйке Жигулевских гор сложено много легенд и былин. По преданию, она живет в таинственном замке в глубине горного хребта, лишь изредка появляясь на поверхности и показываясь людям. Если ей в это время повстречается добрый молодец, то хозяйка может пригласить его к себе в подземные чертоги, обещая сказочные богатства и вечную жизнь. Однако до сих пор все молодцы, встретившиеся волшебнице, отказывались от этих благ, и поэтому подземная владычица вот уже тысячи лет оплакивает свою тоску и одиночество. Эти слезы и текут из скалы в урочище Каменная Чаша…

Первопоселенцы Самарской Луки поначалу боялись властительницы жигулевских подземелий и подолгу здесь жить не рисковали. Однако вскоре все убедились, что волшебница отличается мирным нравом. Людей она никогда не обижала и даже иногда помогала им в беде.

Ширяевская долина издавна считается местом сосредоточения различных аномальных явлений, в том числе и "классических" НЛО в виде ярких шаров разного цвета, групп таких шаров и даже чего-то, по форме напоминающего "тарелки". Но наиболее загадочное видение, которое в окрестностях Каменной Чаши уфологам встречается чуть ли не каждый год, именуется "столбами белого света"

Подземной хозяйке служили странные существа – прозрачные белые карлики, которые могли внезапно исчезать в одном месте и тут же появляться в другом. От жителей жигулевских сел по сей день можно услышать рассказы о том, как путника, заблудившегося на горной дороге в ночной тьме или в зимней вьюге, неожиданно встречали эти необыкновенные существа, сквозь которых виднелись окрестные деревья. За считанные минуты карлики выводили обессилевшего человека прямо к дому, а затем, сделав свое доброе дело, на глазах у всех словно бы проваливались сквозь землю.

Ширяево от слова «ширь»...

Первые упоминания о старинном волжском селе Ширяево в архивных документах датируются 1643 годом. В то время местные жители занимались в основном рыболовством и охотой, благо что и зверя в Жигулях, и рыбы в Волге тогда водилось поболее, нежели сейчас.

Топонимисты считают, что слово "Ширяево" русского происхождения. Возникло оно, скорее всего, по причине необыкновенного простора и шири, открывающихся при взгляде с Волги на овражную долину, в которой и стоит село. И в самом деле, в этом месте ширина Ширяевского оврага превышает три с половиной километра. Ничего подобного по размерам больше нет во всем Среднем Поволжье. Правда, во времена графа Орлова село пытались переименовать в Богоявленское, но новое название не прижилось.

Как известно, именно в Ширяеве Илья Репин писал этюды для своей знаменитой картины "Бурлаки на Волге". А еще это село является малой родиной весьма известного поэта Александра Абрамова, который в зрелом возрасте взял себе псевдоним Ширяевец. В 1920-е гг. он издал в Москве несколько поэтических сборников, в которые в числе других вошли и стихи о Жигулях и волжском крае. В 1978 года в Ширяеве был открыт мемориальный музей Александра Ширяевца.

Ныне справа от села на склоне горы хорошо видны квадратные "окна" штолен. В этих местах еще в конце XIX века разрабатывался строительный камень, однако большинство видимых ныне штолен были заложены в 20-е – 30-е гг. ХХ столетия с целью добычи извести для нужд местной химической промышленности. Разработка камня закрытым способом в окрестностях Ширяева прекратилась лишь в начале 50-х гг.

Представьте себе длинный цилиндрообразный сияющий сгусток, висящий в воздухе на фоне ночной горной гряды, покрытой лесом, и вы получите приблизительное представление об увиденном.

Ширяевская долина издавна считается местом сосредоточения различных аномальных явлений. Сведения о некоторых из них в виде легенд и преданий дошли до нас еще с тех времен, когда русские люди впервые поселились на Самарской Луке. Но и в наши дни можно наблюдать некоторые из таких явлений. Часто это "классические" НЛО в виде ярких шаров разного цвета, групп таких шаров и даже нечто, по форме напоминающее "тарелки". Но наиболее загадочное видение, которое в окрестностях Каменной Чаши уфологам встречается чуть ли не каждый год, именуется "столбами белого света". Внешне они выглядят как светящиеся в темноте цилиндры, неожиданно возникают над лесом или дорогой и так же внезапно исчезают.

Обыкновенное чудо

Вот как прокомментировал это явление вице-президент неправительственной организации "Авеста" Олег Владимирович Ратник, преподаватель Самарского международного авиакосмического лицея:

Что именно может быть источником такого излучения в Жигулях, специалистам еще предстоит разобраться.

– Описанные выше "столбы белого света" мне удалось наблюдать лично в августе 1998 г. Наша исследовательская группа в тот момент находилась в урочище Каменная Чаша. После полуночи мы вдруг увидели, что над горами появилось "нечто". Объект мы заметили не сразу, он словно бы сгустился из воздуха и с каждой минутой светился все ярче и ярче. Когда на него обратили внимание, он выглядел как типичный, будто бы вышедший из местной легенды "столб жесткого света".

Кстати, жители жигулевских сел еще называют его просто "свеча". Представьте себе длинный цилиндрообразный сияющий сгусток, висящий в воздухе на фоне ночной горной гряды, покрытой лесом, и вы получите приблизительное представление об увиденном. О размерах объекта в тот раз судить было трудно, поскольку не удалось определить точное расстояние до него. Все же некоторые члены нашей группы оценили его длину от 5 до 10 метров, диаметр – около полуметра. С момента начала наблюдения "столб жесткого света" все время медленно перемещался по направлению от гор к долине и примерно через час растаял в воздухе так же медленно, как и появился.

Именно сюда и именно в этот день мы приехали потому, что как раз в данной точке пространства-времени и была наибольшая вероятность встречи с загадочным явлением. А вычислили мы ее на основе анализа местных легенд и преданий о хозяйке Жигулевских гор, которые уже более ста лет собирают этнографы и фольклористы на Самарской Луке. Честно говоря, мы не очень-то надеялись, что нам удастся что-либо заметить, но, как видите, в тот раз нашей группе повезло.

При этом научные данные говорят, что это явление относится вовсе не к области мистики, а напротив, имеет вполне реалистическую природную основу. В частности, самарские физики считают, что подобное вертикальное свечение воздуха может появиться при его ионизации, а она, свою очередь, обычно возникает в зоне действия мощного электромагнитного или радиационного излучения.

Что именно может быть источником такого излучения в Жигулях, специалистам еще предстоит разобраться. Однако новейшие геологические исследования в Среднем Поволжье показывают, что наш край входит в зону распространения подземных месторождений урана и радия. В частности, в районе Самарской Луки горные породы с промышленным содержанием радиоактивных элементов залегают на глубинах 400-600 метров от поверхности земли.

Поэтому вполне возможно, что в этих местах действительно есть некие "окна", только не в горнице легендарной хозяйки Жигулевских гор, а в виде расщелин в известковых породах. Через них периодически прорывается наружу природная радиация, после чего над горными массивами и появляются столбы ионизированного светящегося воздуха. Однако подтвердить или опровергнуть эту версию можно будет только после дополнительного изучения.

На стене можно увидеть большую карту Самарской Луки, и на ней отмечены места (села, горы, пещеры, реки), с которыми связаны жигулевские легенды и предания. Тут же большие фотографии с изображением некоторых из этих мест, например, горы Стрельной и Ведьминого озера возле села Бахилово. В музее обитают загадочные персонажи, воплотившиеся из легенд в образах-манекенах, напоминающих фигуры знаменитого музея мадам Тюссо. Вот, например, Хозяйка Жигулевских гор. С ней связано предание об источнике в облюбованной туристами Каменной Чаше.

«Есть легенда о сподвижнике Степана Разина Федоре Шелудяке, который разбойничал в Жигулевских горах, - рассказывает руководитель музея Анастасия Ишмаева . - Как-то раз царские войска вынудили Федора забраться на вершину горы. Ему ничего не оставалось, как спрыгнуть с каменного утеса вниз. Но он не разбился, а попал к Хозяйке Жигулевских гор. Долго он жил в подземелье, но не радовала его каменная неволя. Так и погиб от тоски. И с тех пор Хозяйка Жигулевских гор плачет, а слезы ее стекают в Каменную Чашу». А вот еще одно мифологическое существо - Шишига, живущее, согласно легендам, в болотистых местах возле Ведьминого озера. Несмотря на «преклонный возраст», Шишига любит поозорничать и подшучивает над зазевавшимися путниками. Подобно древнегреческим сиренам, она красиво поет и пользуются этим, заманивая путников поглубже в лес и сбивая их с проторенной дорожки. Когда же человек начинает паниковать и звать на помощь, эти жигулевские «озорницы» ехидно хихикают, забравшись в кусты. Еще один персонаж музея - мифический Железный Волк, тело которого защищено доспехами. Хвоста у него нет - предание гласит, что он потерял его в одном из сражений. «Согласно легендам, - рассказывает Анастасия, - Железный Волк живет в штольнях возле села Ширяево и охраняет озера с пресной водой. Считалось, что с древних времен эти существа жили в гармонии с людьми и помогали им». Другой любопытный персонаж (судя по названию, «родственник» Железного Волка) - Волкодир. Стоит он в музее в угрожающей позе, с оскаленными зубами. Согласно легендам, обитает Волкодир в Ширяевском овраге и охраняет границы между Добром и Злом. В пасти у него, гласит предание, спрятан волшебный камень. Кто добудет его - станет самым сильным человеком на Самарской Луке. Видимо, пока этого никому не удавалось.

Этот же персонаж воплощен в многочисленных студенческих работах, созданных из дерева. Они хранятся здесь же, в шкафчике. Сколько работ - столько разных взглядов на это мифологическое существо.

Кто не слышал о загадочных кладах атамана Степана Разина, спрятанных где-то в Жигулях? По некоторым легендам, охраняет эти клады огромный жигулевский медведь. Этот персонаж, стоящий на задних лапах, так же есть в виде манекена в музее. Рядом с ним - мифический Деревянный орел, один из атрибутов сказочного представления, которое здесь время от времени разыгрывается. Представление называется «Как Василий-царевич Птицу счастья искал». Сценарий подготовили сами сотрудники музея на основе жигулевских легенд. Проходит представление на музейной сцене, и принять участие в нем после недолгой подготовки и вхождения в свои роли могут все желающие. При желании сценарий можно даже дополнить - если, конечно, это получится интересно.

Волшебный Деревянный орел служит в этом спектакле-импровизации средством передвижения Василия-царевича. А среди других героев - сказочный Богатырь, Хозяйка Жигулевских гор, Шишига, Марья-Краса и, наконец, Степан Разин, который с помощью волшебного меча, хранящегося в музее, сражается с Волкодиром и побеждает его. Здесь же гости могут услышать жигулевские сказки и легенды. В них растения, камни и предметы повседневного быта зачастую наделяются волшебной силой и помогают героям в сложных ситуациях. Кстати, на Самарской Луке есть растения, которых нет ни в одном другом уголке мира. О некоторых из них можно узнать здесь же, в музее. Одна из художниц, живущих в Жигулевске, создала из фарфора в натуральную величину и передала в музей Зольного разные виды жигулевских орхидей.

Пока одни гости готовятся к спектаклю (переодеваются и разучивают роли), а другие рассматривают экспонаты музея, третьи могут подойти к «интерактивным» окошкам в коридоре, в которых видны Шишига, Хозяйка Жигулей и другие сказочные персонажи. Возле окошек опускаются столики, и здесь можно дать полную волю своей фантазии, нарисовав с помощью гуаши на волжских камушках-талисманах свое видение этих героев. А потом эти талисманы можно взять себе на память. Здесь эти разрисованные камушки называют «камнями желаний».