Rv by железная дорога расписание. Железнодорожный транспорт беларуси

«БЧ» (Беларуская Чыгунка) — это государственный перевозчик, подчиненный Министерству транспорта Республики Беларусь. Железнодорожная сеть в Беларуси обширна. Она занимает третье место в СНГ после России и Украины, поэтому ж/д транспорт в республике хорошо развит. Например, по одному направлению Москва — Минск ходит несколько поездов «БЧ» разного уровня обслуживания.

Поезда «БЧ» делятся на бизнес-класс (фирменные поезда) и эконом (нефирменные). К эконому относятся поезда со старыми вагонами. В них нет кондиционеров, поэтому летом жарко, а зимой холодно. Интерьер вагонов устарел. В то же время даже в старых поездах наблюдается высокий уровень сервиса — в них вежливые проводники и всегда чисто.

Из типов вагонов в эконом-классе доступны плацкарт, купе и СВ. В плацкартном вагоне нет кондиционера и биотуалета. Есть только обычный туалет, который закрывается на станциях, что неудобно. В купе и СВ есть кондиционер, но также нет биотуалета. В нефирменном поезде кондиционер может работать плохо, даже если он включен.

Мы рекомендуем путешествовать бизнес-классом. Такие поезда имеют собственное имя — «Минск», «Беларусь», «Неман» и т.д. По уровню комфорта они соответствуют фирменным поездам РЖД. Во всех вагонах в них есть кондиционер и биотуалеты. В фирменных поездах часто в стоимость проезда входит питание (набор питания или горячий обед), в СВ установлен телевизор. В каждом купе есть розетки, кнопка вызова проводника, а дверь закрывается на электронный замок.

Узнать, насколько поезд комфортный, можно при покупке билета на сайте Туту.ру (шаг «выбор мест»). Там у каждого типа вагона есть описание, информация о наличии кондиционера и биотуалета и отзывы пассажиров. Отзывы могут оставлять только те пассажиры, которые действительно путешествовали в этом поезде.

Внутри страны курсируют несколько типов новых поездов с высоким уровнем комфорта. Это поезда с сидячими местами — другие классы обслуживания здесь не требуются, так как поездка длится не больше нескольких часов. По направлению Минск — Вильнюс ходят сидячие поезда польского производства, состоящие из трех вагонов. По направлению Минск — Гомель ходят электрички серии ЭПМ. Во втором классе есть кондиционер и биотуалет, мягкие сиденья с откидывающимся столиком, розетка между креслами. В вагоне первого класса просторно и стоят кожаные кресла. По комфортности поезда ЭПМ напоминают эконом-класс «Сапсана».

На региональных и городских линиях (в районе столицы) запущены новые комфортные электрички серий ЭПГ и ЭПР. Но на линиях до сих пор остается много старых электричек с жесткими лавками и без кондиционера. Цены на пригородный транспорт в Белоруссии одни из самых низких в Европе — они в среднем в 4 раза ниже, чем в РФ и 8 раз ниже, чем в Германии.

На текущий момент главной проблемой белорусских поездов остается устаревание вагонов. В начале 2012 года парк пассажирских вагонов белорусской магистрали насчитывал около 1700 единиц. Из них изношенными признаны 56%. Правительство старается обновлять вагоны — основную их массу заказывают на «Гомельском ВСЗ».

По качеству обслуживания «БЧ» находятся на втором месте после России среди всех перевозчиков стран СНГ. Например, белорусские составы гораздо лучше большинства поездов Украины. Довольно высокое качество поездов «БЧ» подтверждается и рейтингом на сайте Туту.ру — почти все они имеют оценку 8 или 9 баллов из 10.

Пользуясь данной услугой, Вы можете произвести бронирование мест на пассажирские поезда, как во внутриреспубликанском, так и международном (страны СНГ и Балтии) сообщениях, с последующим оформлением проездных документов (билетов) в пунктах продаж (билетных кассах) Белорусской железной дороги при личной явке. Бронирование мест осуществляется от 60 до 1 суток до отправления поезда, согласно установленным срокам предварительной продажи проездных документов (билетов) на запрашиваемый поезд.

При заполнении бланка заказа будьте внимательны: правильно указывайте данные о пассажире (фамилию, имя, отчество). Ключевыми реквизитами заявки для определения маршрута являются станция отправления и станция назначения, номер поезда является обязательным уточняющим реквизитом варианта следования по этому маршруту.

Стоимость услуги за бронирование составляет 25 коп. за каждое заказанное место.

В одном заказе оформляется до четырех мест.

Заказы принимаются в прямом и беспересадочном сообщении. Если Вам необходимо оформить заказ с пересадкой в пути следования, то необходимо отправить два и более заказа, в зависимости от количества пересадок.

Для приобретения проездного документа (билета) Вам или Вашему доверенному лицу необходимо явиться в билетные кассы для оформления проездных документов в любое удобное для Вас время до истечения срока действия Вашего заказа, указанного в уведомлении. Срок действия заказа, как правило, составляет 2 суток (включая день бронирования). При бронировании за сутки до отправления поезда оформление заказа осуществляется по сроку указанному в уведомлении. При бронировании в текущие сутки отправления поезда действие заказа прекращается за 2 часа до его отправления независимо от срока подачи заявки.

Для обеспечения уведомления клиента о результатах обработки заказа реализован режим on-line опроса статуса заявки с помощью закладки «Ваш заказ».

Адреса, время работы пунктов продаж проездных документов можно узнать по ссылке .

Заявки рассматриваются в порядке их поступления в Контакт-центр Белорусской железной дороги.

Правила заказа билетов.

Вы можете заказать услугу по бронированию мест, которая осуществляется от 60 суток до 1 суток до отправления поезда, согласно установленным срокам предварительной продажи проездных документов (билетов) на запрашиваемый поезд.

Обработка заявок производится круглосуточно, по результатам которой вы получите Уведомление о заказе на e-mail, указанный в вашей заявке. Уведомление будет содержать условия оформления проездных документов.

Оформление проезда должно быть осуществлено в сроки, указанные в Уведомлении, в противном случае места будут реализованы в порядке свободной продажи.

Оформление проездных документов в международном железнодорожном сообщении в государства СНГ и Балтии производится на основании сведений о документе,

удостоверяющем личность пассажира (детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении). При оформлении льготного проезда необходимо представлять оригинал документа, дающего право на льготу.

Обращаем Ваше внимание, что оформление проездных документов производится только на лиц, указанных в заявке.

Обращаем Ваше внимание, что оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам производится в соответствии с Порядком организации перевозок организованных групп пассажиров поездами региональных, межрегиональных и международных линий на Белорусской железной дороге, доступном по ссылке .

Выбирая следующую операцию, Вы подтверждаете свое согласие с указанными условиями.

Как вы,дорогие и уважаемые читатели,могли заметить по моим предыдущим постам,не так давно(месяц тому назад) я вернулся из путешествия по нашему северному соседу-Республике Беларусь.О городах,их облику,достпримечательностях и т.д. я рассказывал.А сейчас мне хотелось бы расказать об неотьемлимой части и одному из неотъемлимых символов любого цивилизованного государства-о Белорусской железной дороге,особенно-о системе пассажирских перевозок.

Хоть Белорусская железная дорога(в дальнейшем-БЧ,сокращенно от официального названия БЖД-Беларуская чыгунка) еще каких-то 25 лет назад была частью той же огромной системы железнодорожного транспорта,что и железные дороги Украины(в дальнейшем УЗ,сокращенно от официального названия Укрзалізниця),за этот период между ними сформировалось немало отличий,о которых,в основном,и будет идти речь.Итак,первое и самое главное отличие заключаеться в класификации железнодорожных перевозок.На просторах УЗ сохранилась более,совковая"система разделения поездов на пригородные,ночные пассажирские(быстрый,пассажирский и экспресс)и дневные пассажирские(Интерсити,региональный экспресс и региональный поезд),из которых за время независимости появилось только такое понятие,как,дневной пассажирский поезд".В советское время поезда такого формата курсировали как местные.В Беларуси же за время независимости система классификации поездов кардинально изменилась,став более современной и европейской.Бывшие пригородные поменяли название на,поезда региональных линий эконом-класса",пассажирские позда стали делиться на поезда межрегиональных линий эконом-класса,бизнес-класса и международных линий.Также появились такие понятия,как поезда городских и коммерческих линий.Каждый из этих подвидов поездов стал иметь свою маркировку и цветовую гамму,символами этих подвидов стали виды цветов,растущих на територии Беларуси

Теперь перейдем к такому немаловажному фактору,как качество обслуживания и сервис на вокзалах,станциях и внутри поездов.В этом плане немаловажными преимуществами БЧ по отношению к УЗ являеться гораздо более высокая степень модернизации основных вокзалов страны(интерактивные электронные табло,лучшая и более современная отделка кассовых залов и залов ожидания),отсутсвие деления на пригородные,междугородние и международные кассы,возможность купить билет на поезд с помощью платежной карточки международных систем,присутсвие билетных автоматов самообслуживания на крупнейших вокзалах(правда,купить билет в таком автомате может лишь собственник карточки национальной платежной сисемы,Белкарт",на чем я 1 раз успел обжечься.)На фото внизу-зал ожидания и кассовый зал одного из таких модернизированных вокзалов-вокзала станции Гродно.




Большинство крупнейших украинских вокзалов,реконструированных на протяжении 2000-х и 2010-х выглядят хоть и не как после ядерной войны,но до уровня современных явно не дотягивают.Скажем так,такая реконструкция могла бы считаться идеальной в 70-х и 80-х годах прошлого века,но никак не сейчас
Другим немаловажным фактором при железнодорожных перевозках являеться частота курсирования поездов.В этом плане БЧ также значительно опережает УЗ-поезда курсируют с советской частотой,имееться большое количество беспересадочных вагонов,с советских времен ни на одной ветке,не считая некоторых участков на границе с другими государствами,движение не было отменено.
Третьим фактором,по которому можно сравнить УЗ и БЧ являеться состояние подвижного состава.Тут также стоит отметить преимущество БЧ-большинство подвижного состава межрегиональных и международных линиях являеться либо новым,либо отКВРенным.Для меня было шоком увидеть современный вагон с вауумным туалетом и электронным таблом,следующего в режиме общего в обычном поезде.Подвижной состав региональных линий бизнес-класса и городских линий полностью состоит из современных поездов швейцарского производства,так называемых Stadler Flirt.Кстати говоря,с недавнего времени эти поезда выпускаються и на
територии Беларуси,в пригороде Минска Фаниполе

На региональных линиях эконом-класса курсируют,как и у нас на пригородных,в основном старые добрые -электро или дизель-поезда производства Рижского вагоностроительного завода,хотя есть и более новые экземпляры,типа ДП1(620М)или модернизированных ДР1Б

Но такого рода экземпляры есть и у нас,так
что можно сказать,что в плане пригородного МВПС УЗ находиться примерно на одном уровне с БЧ.Хотя сие утверждение спорно,ведь за белорусским подвижным составом ведеться гораздо более хороший уход,чем за украинским.На фото внизу-типичная,электричка"единственного депо,обслуживающего белорусские электропоезда-минского ТЧ-9


Еще одним фактором,по которому можно сравнить наши железные дороги являються тарифы.Можно с уверенностью заявить,что в Беларуси они довольно дешевы,дороже,чем в Украине,но вполне адекватны доходам местного населения.За 100 км проезда в региональных линиях эконом-класса БЧ вы заплатите 16800 белорусских рублей(21.84 грн.,60.66 руб.)тогда как в Украине(на просторах,к примеру,Львовской железной дороги)будет стоить 15 гривен(11 538 бел.руб.,41.6 руб.).
Итак,логично,что обсудив все плюсы Белорусской железной дороги можно спокойно перйти к ее минусам.Первый и самый главный из них-высокая степень халатности работников контролирующего звена,в вечерней электричке на Минск может вообще не оказаться контролеров или кондукторов.А еще они могут просто сидеть в вагоне и ни разу за всю поездку не пойти проверять или продавать билеты.Ни один из белорусских вокзалов не являеться отурникеченым,ни на одном нет такого понятие,как перонный контроль пассажиров.Также не сильно приятным фактом являеться отсутствие стаканов в подстаканниках в большинстве вагонов и отсутствие многих видов социальный льгот в государстве,которое декларирует себя социальным.
Но в общих чертах можно с уверенностью сказать,что БЧ пока что постоянно прогрессирует,у нее более-менее светлое настоящее и хорошее и понятное будущее,чего,увы,не скажешь об родной УЗ.

Медиафайлы на Викискладе

Схема Белорусской железной дороги.

БЖД связана с железными дорогами сопредельных стран: Латвии (Latvijas dzelzceļš), Литвы (Lietuvos Geležinkeliai), Польши (Polskie Koleje Państwowe), России (Московская и Октябрьская железные дороги РЖД) и Украины (Юго-Западная и Львовская железные дороги УЗ).

Отделения Белорусской железной дороги. Минское отделение Барановичское отделение Брестское отделение Витебское отделение Гомельское отделение Могилёвское отделение

История

  • впервые постоянное железнодорожное сообщение было открыто 27 декабря 1862 года на участке Поречье - Гродно Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги .
  • в 1866 году открыта Динабурго-Витебская железная дорога , в 1868 году - Орловско-Витебская железная дорога (в 1895 году слиты в единую Риго-Орловскую железную дорогу с управлением в Риге).
  • в 1871 году открыта линия Москва - Смоленск - Брест Московско-Брестской железной дороги (с 1912 года - Александровская железная дорога).
  • в 1873 году открыта линия Ново-Вилейск - Минск - Гомель , а в 1874 году - линия Гомель - Ромны Ландварово-Роменской железной дороги (с 1876 года - Либаво-Роменская железная дорога).
  • в 1882 году открыта линия Жабинка - Пинск , в 1884 году - линия Пинск - Лунинец - Вильна , в 1886 году - железнодорожные линии Лунинец - Гомель и Барановичи - Белосток , а в 1887 году Гомель-Брянская железнодорожная линия, вошедшие в состав Полесских железных дорог , управление которых находилось в Вильне.
  • в г. проектировалась железнодорожная ветка от Лынтуп до местечка Свирь (24 версты) и далее на Сморгонь , а в г. - линия от Лынтуп на Шеметово , Ижу до Молодечно .
  • в 1902 году Риго-Орловская железная дорога пополнилась линией Витебск - Жлобин .
  • в 1907 году Полесские железные дороги пополнились линией Волковыск - Лида - Полоцк .
  • осенью года русская армия, несмотря на упорное сопротивление немцев, освободила железнодорожные станции Молодечно , Вилейка и Кривичи (сейчас Княгинин) Полесских железных дорог от кайзеровских войск .
  • в конце года сформированная 13-я рота (240 чел.) немецкого резервного пехотного полка №251 под командованием капитана Гёттинга построила вокзал в прифронтовом местечке Шеметово и соединила при помощи полевой узкоколейки Лынтупы и Шеметово .
  • в 1922 году Александровская железная дорога и Московско-Балтийская железная дорога были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую железную дорогу .
  • в году чешский писатель Карел Ванек написал роман "Приключения бравого солдата Швейка в русском плену" . Волей писателя бравый солдат Швейк попадает в русский плен во время Первой мировой войны, где его отправляют на строительство военной железной дороги на станцию Будслав .
  • в 1936 году из Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги выделены Западная железная дорога с управлением в Смоленске и Белорусская железная дорога с управлением в Гомеле .
  • в 1937 году в Западной Белоруссии , по случаю завершения строительства 4-километрового участка узкоколейной железной дороги Кобыльник - озеро Нарочь , с торжественной речью выступил архиепископ Ялбжиковский .
  • 17.11.1939 было издано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О перешивке железных дорог Западной Украины и Западной Белоруссии и переоборудовании подвижного состава на колею СССР" .
  • 02.12. созданы Брест-Литовская железная дорога с управлением в Барановичах и Белостокская железная дорога.
  • 28.07. Минское отделение Западной железной дороги объединено с Брест-Литовской железной дорогой в Минскую железную дорогу.
  • 15.05. Минская железная дорога слилась с Белорусской железной дорогой.
  • в 1957 году Белорусской железной дороге переданы Витебское и Оршанское отделения Западной железной дороги.
  • 07.12. торжественно сдан первый электрифицированный участок Белорусской железной дороги Минск-Олехновичи протяженностью в 48 км.
  • Депо Минск-Сортировочный переходит с паровозной на тепловозную тягу.
  • Депо Могилев переходит с паровозной на тепловозную тягу
  • Белорусская железная дорога начала эксплуатацию электровозов.
  • 1 июля года на станции Лынтупы , по инициативе местного краеведа Е. Громова, был установлен бюст «короля узкоколейки», инженера, депутата Первой Государственной Думы Болеслава Антоновича Яловецкого .

Хронология электрификации

Год Протяжённость
железнодорожных
путей общего
пользования, км
в т. ч.
электрифици-
рованных, км
%
2000 5533 874 16
2005 5518 897 16
2010 5503 898 16
2011 5503 899 16
2012 5483 899 16
2013 5490 1013 18
2014 5491 1012 18
2015 5491 1128 21
2016 5480 1131 21
2017 5480 1215 22
2018 5480 1228 22

На Белорусской железной дороге используется стандарт напряжения переменного тока 25 кВ, за исключением приграничных с PKP участков Гродно - Брузги и Брест-Центральный - граница с Польшей (и далее в Тересполь), на которых эксплуатируется польский электроподвижной состав постоянного тока 3 кВ. Единственной действующей в Беларуси станцией стыкования является Брест-Центральный: северная сторона с путями европейской колеи электрифицирована на польском постоянном токе 3 кВ, южная (русская колея) - на белорусском переменном (25 кВ).

  • : Минск - Олехновичи;
  • : Олехновичи - Молодечно;
  • : Минск - Пуховичи;
  • : Пуховичи - Талька;
  • : Талька - Осиповичи;
  • : Минск - Борисов;
  • : Минск - Столбцы;
  • : Орша - Красное;
  • : Борисов - Орша;
  • : Столбцы - Барановичи;
  • : Барановичи - Брест;
  • : Гродно - Кузница (1 путь на колее 1435 мм, путь на колее 1520 мм не электрифицирован);
  • : Помыслище - Крыжовка;
  • : Осиповичи - Жлобин.
  • : Жлобин - Гомель.
  • : Молодечно - Гудогай - госграница Литва (далее участок до Науйойи-Вильня электрифицирован ). Обход Минска : Колодищи - Шабаны

Перспективы электрификации:

Современное состояние

Грузоперевозки

Структура погрузки грузов по видам, млн т (2017 год)
Количество перевезённых контейнеров
в сообщении Китай-Евросоюз-Китай
(тыс., в 20-футовом эквиваленте)

По данным бывшего начальника БЖД Анатолия Сивака , на 1 января 2012 года парк пассажирских вагонов белорусской магистрали насчитывал 1691 единицу. Средний срок службы пассажирских вагонов при этом - около 23 лет. Износ парка пассажирских вагонов составляет около 56 %. Что касается обеспечения грузовых перевозок, то в настоящее время в инвентарном парке Белорусской железной дороги насчитывается 28643 грузовых вагона, из них - 4617 крытых, 2914 платформ, 6914 полувагонов, 7027 цистерн и 7171 других вагонов. Износ парка составляет 58,3 % .

Для БЖД характерен ряд проблем, одна из которых - высокая изношенность основных средств - износ составляет 64,7 %, 42 % вагонов используются с истекшим сроком эксплуатации. Дефицит инвестиций в БЖД составлял [когда? ] 461 млрд белорусских рублей 2000 года (примерно 163,5 млн $). До 2009 года недостаток инвестиций покрывался привлечением кредитных ресурсов банков. В 2009 году БЖД необходимо вернуть банкам 233 млрд белорусских рублей (примерно 82,5 млн $) .

С начала 2012 года Белорусская железная дорога закупила 2673 грузовых вагона. В том числе, приобретено 1470 полувагонов, 676 вагонов-цистерн, 411 хоппер-цементовозов и 116 крытых вагонов. Подвижной состав поставляется на магистраль согласно заключенным договорам в соответствии с утверждёнными графиками поставок. Всего в 2012 году дорога планирует приобрести 3746 грузовых вагонов: 2080 полувагонов, 1000 вагонов-цистерн, 550 хоппер-цементовозов и 116 крытых вагонов. Обновление подвижного состава является одним из важнейших инвестиционных проектов Белорусской железной дороги, которая проводит в данном направлении целенаправленную работу. Согласно Государственной программе развития железнодорожного транспорта Белоруссии, до конца 2015 года Белорусская железная дорога закупит в общей сложности 12,5 тысячи единиц нового подвижного состава. В 2018 году БЖД закупила 429 вагонов, в том числе 416 полувагонов, 10 крытых вагонов и 3 фитинговые платформы .

Также в 2016 году, грузооборот железнодорожного транспорта составил 41,1 млрд тонно-километров (32,7% в общем объеме грузооборота всех видов транспорта), в общей сложности было перевезено 126,8 млн т грузов. Tаким образом удельный вес железнодорожного транспорта в структуре перевозок грузов всеми видами транспорта составил 30,4%. Объем перевозок снизился по сравнению с предыдущим годом . В 2015 году на железнодорожный транспорт было погружено 80,3 млн т грузов, из которых 22,5 млн т - нефть и нефтепродукты, 20,1 млн т - строительные грузы, 13,3 млн т - химические и минеральные удобрения, 6,6 млн т - лесные грузы, 3,6 млн т - цемент, 2,1 млн т - чёрные металлы, 1,2 млн т - зерно и продукты перемола, 10,9 млн т - прочие грузы .

В целом, за 2016 год, выручка составила 357,28 млн. белорусских рублей (- 1,2% по сравнению с 2015 годом), а чистая прибыль объединения сократилась на 68,05% до 6,27 млн. рублей (около 3 млн. долларов США по тогдашнему курсу). Совокупная прибыль составила 9,1 млн. рублей (с учётом переоценки долгосрочных активов которые не включаются в чистую прибыль). По состоянию на 31 декабря 2016 года, обязательства объединения по лизинговым платежам составили 244,28 млн. рублей, а общий объем долгосрочных кредитов и займов составил 806,8 млн. рублей.

За 2018 год тарифный грузооборот достиг максимального значения с 1993 года (52,6 млрд. т·км, рост на 8,3% по сравнению с 2017 годом). Оборот грузового вагона снизился до 3,85 суток, производительность вагонов выросла до 4926 т·км нетто/вагон, локомотивов - выросла до 1297 тыс. т·км брутто/локомотив. Для повышения эффективности грузоперевозок широко использовались удлинённые плечи обслуживания локомотивными бригадами, повышение длины и веса составов, использование электровозов БКГ2 по системе многих единиц . По итогам 2018 года доходы от грузоперевозок (2716 млн руб., или 1300 млн долларов) составили 79,4% от общих доходов железной дороги. Количество перевезённых через Республику Беларусь контейнеров только в сообщении Китай-Евросоюз-Китай достигло 331,5 тыс. в 20-футовом эквиваленте (+29%), количество контейнерных поездов - 2835 (+6,4%). Общее количество перевезённых железной дорогой контейнеров в 2018 году составило 635,4 тыс. в 20-футовом эквиваленте, причём более половины контейнеров (474,3 тыс.) было перевезено ускоренными контейнерными поездами. На конец 2018 года в инвентарном парке БЖД насчитывалось 667 тепловозов и 97 электровозов (итого 764 локомотива, в том числе для пассажирских составов). Для грузовой работы открыто 226 станций .

Для повышения эффективности пропуска контейнерных поездов применяется их укрупнение на станции Брест-Северный, при перегрузке с европейской колеи, по системе 2:1 (из 2 поездов 1435 мм - 1 поезд 1520 мм) или 3:2 (3 и 2 соответственно). Разукрупнение происходит на станции Достык на казахстано-китайской границе, при перегрузке на колею 1435 мм . Маршрутная скорость контейнерных поездов от Бреста до станции Осиновка на белорусско-российской границе составляет 1172 км/сутки .

Большинство грузов, перевозимых железной дорогой, являются международными, более четверти - транзитными. Так, из 146 295 тыс. т грузов, перевезённых железнодорожным транспортом в 2017 году, 112 785 тыс. т (77,1%) пришлось на международное сообщение, в том числе 39 082 тыс. т (26,7% от общего объёма грузов) - на транзит. Из 48 538 млн т·км грузооборота за 2017 год 38 495 млн т·км (79,3%) пришлось на международное сообщение, в том числе 15 958 млн т·км (32,9% от общего грузооборота) - на транзит .

В 2018 году 79% тарифного грузооборота было международным: 37% - транзитным, 32% - на вывоз, 10% - на ввоз. Перевозки по республике составили 21% от тарифного грузооборота .

Самые грузонапряжённые станции (по погрузке):

Формат грузовых перевозок

  • Республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС - транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги (сокр. государственное предприятие «БТЛЦ»)

Пассажирские перевозки

За весь 2018 год Белорусская железная дорога перевезла 79,9 млн пассажиров, в том числе 62,2 млн человек в региональном сообщении (77,9% в общем объёме перевозок пассажиров железнодорожным транспортом), 10,2 млн человек в межрегиональном сообщении (12,7%), по 3,8 млн пассажиров в международном сообщении и городскими линиями (по 4,7%). Количество пассажиров выросло на городских и международных линиях, а совокупное количество перевезённых пассажиров снизилось на 0,9%. Количество пассажиров на международных линиях наиболее заметно выросло с Латвией (+17,2%), Литвой (+14,7%), менее значительно - с Украиной (+4,7%) и Польшей (+3,6%) - во многом благодаря организации новых поездов и организации курсирования более вместительных поездов на недавно электрифицированном участке Молодечно-Гудогай. Совокупный пассажирооборот составил 6215,3 млн пасс·км . В 2018 году доход БЖД от пассажирских перевозок составил 358 млн руб. (около 170 млн долларов), или 10,5% доходов от основной деятельности .

В 2015 году БЖД перевезла 87,1 млн. пассажиров, в том числе 4 млн. международным сообщением (1,7 млн. ввоз, 1,7 млн. вывоз, 0,6 млн. транзит), 12,4 млн. межрегиональными и региональными линиями бизнес-класса, 67,4 млн. региональными линиями экономкласса и 3,3 млн. городскими линиями. Пассажирооборот составил 7117 млн. пассажиро-км - 1124 млн. международным сообщением, 3032 млн. межрегиональными и региональными линиями бизнес-класса, 2962 млн. региональными линиями экономкласса (в т. ч. 73 млн. городскими линиями) . Статистика популярных направлений не публикуется.

Перевезено пассажиров (млн) : В том числе региональными линиями
экономкласса и городскими линиями (млн) :

По состоянию на конец 2018 года в инвентарном парке БЖД числилось 288 секций электропоездов и 145 секций дизель-поездов . Пассажирские перевозки осуществляются электропоездами ЭР9 и Stadler Flirt (ЭПг , ЭПр , ЭПм), а также дизель-поездами ДР1 , ДДБ1 , ДП1 , ДП3 . Цены на пригородные билеты являются одними из самых низких в Европе (после Украины и Молдовы ), они в среднем в 4 раза ниже, чем в РФ и 8 раз ниже, чем в Германии.

В середине 2019 года пассажиры в среднем возмещали 43% затрат на организацию перевозок, а к 2020 году ожидается повышение уровня возмещения затрат железной дороги на пассажирские железнодорожные перевозки до 60%. В 2019 году уровень возмещения колебался от полного на поездах международных линий до 16% на поездах региональных линий экономкласса и 21% на поездах городских линий . 20 марта 2018 года тарифы на проезд в поездах региональных линий экономкласса были повышены на 24% (до 20 копеек (около 0,1 доллара) за первую зону + 2 копейки за каждый дополнительный километр ), однако за год уровень окупаемости затрат на этот вид перевозок, по данным Белорусской железной дороги, вырос всего на 1%. Разрешение на повышение тарифов даёт Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь с учётом инфляционных ожиданий и ростом уровня доходов населения. По подсчётам издания ex-press.by , при доведении возмещения затрат до 100% самые дешёвые варианты пассажирских перевозок железнодорожным транспортом станут неконкурентоспособными по сравнению с автомобильным транспортом .

Формат пассажирских перевозок

С 2011 года была введена новая классификация пассажирских перевозок:

  • Международные линии
  • Коммерческие линии
  • Межрегиональные линии

Направления пригородных поездов Минского отделения

  • Молодечненское направление БЖД

Начальники

Перспективы развития

Среди основных перспективных направлений развития Белорусской железной дороги, утверждённых в 2011 году, ожидающих реализации по состоянию на 2019 год:

В 2000-е - начале 2010-х годов неоднократно озвучивались планы строительства железнодорожной линии в Лельчицкий район Гомельской области для вывоза продукции месторождений строительного камня и бурого угля с примыканием к существующей железнодорожной сети на станции Михалки или Ельск .

Вагонное хозяйство

Локомотивное хозяйство

На дороге 16 основных и четыре оборотных локомотивных депо, одно моторвагонное депо.

Основные локомотивные депо:

  • ТЧ-1 Минск-Сортировочный (ЧС4Т , ТЭП60 , ТЭП70 , ТЭП70БС , М62 , ДМ62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТГК2 , ТМЭ1 , ТМЭ2 , ТМЭ3 , ДП3 . Ранее 2ТЭП60)
  • ТЧ-2 Молодечно (М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТГК2)
  • ТЧ-3 Барановичи (ВЛ80 С, БКГ1 , ДР1 А, ДР1 Б, ЭР9 Е, ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТМЭ1 , ТГМ3 , ТЭМ2УМ , ТГМ23 Д. Ранее также М62 , ДР1 , ДР1 П, ВЛ80 К, ТЭ3)
  • ТЧ-4 Лунинец (М62 , 2М62 , 2М62У , ДМ62 , ЧМЭ3 , ТМЭ1 , ТГМ23 В. Ранее ТГМ4)
  • ТЧ-5 Лида (М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , МДП , ТГМ23 Б, ТГК2 , ТМЭ3 . Ранее ЧМЭ3Э)
  • ТЧ-6 Волковыск (М62 , 2М62 , 2М62У , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТГК2)
  • ТЧ-7 Брест (М62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ДР1 А, МДП , ТМЭ3 . Ранее ТГК2 и ДР1 П)
  • ТЧ-8 Гомель (М62 , 2ТЭ10У , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТМЭ3 , ТГК2 , ДР1 А, ДР1 Б, ЭР9 Е. Ранее ТГМ6 В и ДР1 П)
  • ТЧ-10 Жлобин (М62 , ЧМЭ3)
  • ТЧ-11 Калинковичи (М62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТМЭ1 , ТМЭ3 , ДП1)
  • ТЧ-12 Могилёв (М62 , 2М62 , 2М62У , ТГМ4 , ТГМ4 А, ТГМ4 Б, ТГМ23 Д, ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ДРБ1 , ДП1, ДП3)
  • ТЧ-13 Осиповичи (М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ТГМ4 , ТМЭ3)
  • ТЧ-14 Кричев (ЧМЭ3)
  • ТЧ-15 Орша (ТЭП70 , М62 , 2М62 , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , МДП , ДРБ1 . Ранее ДР1 П, ДР1 А, ТЭП60)
  • ТЧ-16 Витебск (ТЭП60 , 2ТЭ10М , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ЧМЭ3Э , ТМЭ1)
  • ТЧ-17 Полоцк (М62 , 2М62 , 2М62У , ЧМЭ3 , ЧМЭ3Т , ДДБ1)

Оборотные локомотивные депо:

  • ТД-1 Бобруйск
  • ТД-2 Гродно
  • ТД-3 Крулевщизна
  • ТД-4 Слуцк

Паровозы

В XIX-XX веках на Белорусской железной дороге эксплуатировались паровозы серий Г-49 (Завод Зигль, Вена, с 1862 года), В (Коломенского завода, с 1871 года), Нв (с 1892 года), (с 1892 года), Ов (с 1893 года), (с 1906 года), (с 1910 года), Су (с 1930 года), Эу (с 1926 года), ФД (с 1938 года), ТЭ , ТЕ, ТЛ, ТЩ, ТО, 55 (с 1942 года), СО (с 1938 года), ИС (с 1939 года), Эр (с 1946 года), (с 1947 года), ЛВ (с 1955 года), П36 (с 1955 года).

Тепловозы

Первые тепловозы появились на Белорусской железной дороге в 1945 году (серия Да), однако активное их внедрение началось только в 1960-е годы: ТЭ2 (с 1963 года), ТЭ3 (с 1965 года), ТЭ7 (с 1967 года), ВМЭ1 (с 1960 года), ТГМ1 (с 1960 года), ТГМ3 (с 1961 года). Их эксплуатация на железных дорогах общего пользования к настоящему времени прекращена, однако маневровые тепловозы ТГМ1 и ТГМ3 используются отдельными промышленными предприятиями. По состоянию на 2019 год эксплуатируются тепловозы ТЭП60 и 2ТЭП60 (с 1965 года), ЧМЭ3 (с 1965 года), М62 , 2М62 и 2М62У (с 1970 года), ТЭМ2 (с 1971 года), ТЭП70 (с 1973 года; ТЭП70БС - с 2006 года), 2ТЭ10 М (с 1987 года), 2ТЭ10У (с 1990 года), ТМЭ1 (с 2011 года), ТМЭ3 (с 2012 года)

Дизель-поезда

На Белорусской железной дороге в разное время использовались дизель-поезда

Удивительно, что в 21-м веке для того, чтобы приобрести билет на поезд, проще позвонить по номеру брони (хотя дозвониться до справки 151 бывает тоже нелегко), забронировать билет и этим же вечером отстоять 40-минутную очередь в кассе, чем купить заветный квиток в три клика в интернете. Кликов получается гораздо больше, и ты рискуешь просто никуда не уехать.

Вот так совсем недавно пришлось потратить как минимум три часа драгоценного времени, чтобы купить желанный билет на поезд. Рассказываю, как все было.

Вот ты заходишь на Сайт Белорусской железной дороги , во вкладке "Поезда международных линий, межрегиональных линий, региональных линий бизнес-класса" (спасибо, с недавнего времени ее стало легко найти), вводишь пункты А и Б своего маршрута, выбираешь поезд и… ничего не происходит. Страница выбранного поезда показывает свободные места, типы вагонов, стоимость проезда. Есть кнопки "назад" и "в начало".

Чтобы купить билет, нужно залогиниться. Я помню, что регистрировалась на сайте уже дважды, но почему же в третий раз не могу найти окно, куда вводить логин и пароль?.. После нескольких минут блуждания по странице, нахожу его во второй вкладке. Регистрируюсь.


По поиску в почте нахожу присланные некогда мне логин и пароль, ввожу, жму далее, на следующей странице соглашаюсь с Правилами и особенностями оформления заказа, его оплатой… и попадаю на страницу, где нужно выбрать поезд.

"Разрешен только ввод русских букв и специальных символов", - предупреждает меня сайт, когда я пытаюсь ввести станцию отправления, не успев поменять язык с английского на русский. С белорусским, кстати, он тоже не дружит.

Далее я ввожу станции, дату, вбиваю количество пассажиров (максимум 4 за одну операцию). Открывается еще одно окно, где я могу поменять дату и/или время отправления и нажать "продолжить". На следующей странице выбираю тип вагона и место из имеющихся.


А на очередной странице у меня спрашивают Ф.И.О., номер паспорта и предлагают ввести дополнительные требования к местам (например, указать конкретное место или просить только нижнее). Кстати, что похвально, данные введенных ранее пассажиров (для которых удалось купить билеты) система сохраняет. Да здравствует экономия времени!

Но пока за моими плечами ни единого купленного через сайт билета я жму "продолжить", еще раз жму "продолжить" на странице "Проверка реквизитов поездки".

На странице "Подтверждения заказа" я могу выбрать платежную систему для оплаты заказа. Интернет-банкинг ОАО “АСБ Беларусбанк” мне не подходит, так как рассчитываться планирую карточкой "Альфа-Банка" - следовательно, выбираю систему “Расчет” (АИС ЕРИП) и кликаю "оплатить заказ".


"Оплатить заказ в системе "Расчет" необходимо в течение 20 минут", - предупреждает меня сайт. Вываливается список банков.

Буквально за 10 минут я успеваю позвонить в свой банк, узнать, как подключить интернет-банкинг (ну не нужен он мне был до этого), подключаю его. А потом понимаю, что этого недостаточно - карточку нужно привязать к Системе банковского самообслуживания (СБС). Ведь сайт "железки" пишет, что держателей карточек моего банка обслуживает интернет-банкинг СБС. На сайте СБС, который я выбираю из списка, от меня требуют логин и пароль. И конечно, это не тот самый логин и пароль от интернет-банкинга "Альфа-Банка"!

На сайте СБС читаю, как подключиться: мне предлагают сходить в ближайший банкомат, чтобы через него открыть доступ для интернет-банкинга. Затем получить в банкомате чек с логином и паролем, ввести на сайте СБС и "оплатить доступ к услуге в течение года". Банкомат банка-партнера почему-то не хочет мне открывать доступ. Тем временем сайт БелЖД присылает на почту письмо о том, что "заказ на покупку билетов аннулирован" (время, отведенное на оплату, истекло).


Надежд приобрести билет на поезд, где осталось ровно 6 мест, никаких. Пришлось оперативно вспомнить всех знакомых, которые могли бы покупать билеты на поезд через сайт. Вдруг им повезло больше.

Нашлась спасительница. Она подсказала способ оплаты через PLATI.TUT.BY, где один из сотни разделов значится как "Оплата ж.д. билетов" (правда, на сайте "железки" я не нашла о таком способе оплаты ни слова).

В разделе на "плати" ввожу код платежа, оплачиваю карточкой, а затем нажимаю "Проверить оплату" на странице сайта БелЖД. И бланк заказа билета у меня на руках. Достаточно распечатать и… обменять в железнодорожной кассе на нормальный билет. Вот такой неожиданный поворот.

Чтобы не ходить в кассу, в личном кабинете на сайте, оказывается, можно выполнить электронную регистрацию, но, к сожалению, работает она не для всех направлений - в том числе это невозможно для поезда Львов - Минск, на который мне таки удалось купить билет. "ПОЛУЧИТЬ БИЛЕТ НА СТАНЦИИ ОТПРАВЛЕНИЯ НЕЛЬЗЯ", - значится в дополнительной информации о моем заказе. Придется с паспортом идти в кассу.

В общем, неспроста на сайте "железки" в разделе "Информация для пассажиров" размещен видеоролик с инструкциями , как покупать билеты, на который у меня не хватило времени. А теперь давайте посчитаем, сколько действий мне пришлось выполнить, чтобы купить один-единственный билет...